АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «Педагогические приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности»
статья на тему

Стрелкова Мария Фёдоровна

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

«Педагогические приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности»

 

Стрелковой Марии Федоровны

учителя русского языка и литературы

МКОУ «Лозовская СОШ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_.docx183.81 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел по образованию администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области

Муниципальный этап Всероссийского конкурса

«Учитель года России»

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

«Педагогические приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности»

Стрелковой Марии Федоровны

учителя русского языка и литературы

МКОУ «Лозовская СОШ»

                                                                                                                                         

2018 год

Содержание

I. Введение. Актуальность выбора темы концепции………………….…..3

II.Приёмы духовно-нравственного воспитания на уроках литературы……4

1.Что такое современный урок? 

2.Выразительное чтение и анализ текста 

3.Письменные творческие работы

4.Создания проблемной ситуации

5.Морально-этические ситуации

6.Русская классическая  (образцовая) литература как источник проповедования добра. 

7.Литературные дискуссии и диспут

8.Поэтическая разминка на уроке 

III. Внеклассная работа…………………………………………..…………..9

     IV. Заключение…………………………………………………………….…11

      V. Список литературы…………………………………………………..….12

Есть много родов образования и развития,

и каждое из них важно само по себе, но

всех выше должно стоять образование

нравственное.

В.Г.Белинский

Уроки литературы должны стать уроками жизни.

Е.Н. Ильин

Введение. Актуальность выбора темы концепции

Основой ФГОС является духовно-нравственное воспитание личности. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Духовно-нравственное воспитание учащихся – одна из важнейших задач, стоящих в наше время перед школой. Немаловажная роль в её решении отводится урокам литературы, на которых происходит формирование общечеловеческих ценностей.

Русская литература – это выражение совести народа, его традиций, нужд и чаяний, его души. Народ жив, пока жива его национальная культура: язык, обычаи, предания, легенды, искусство и, конечно, литература. Словесное искусство духовно по своей природе. Идеал нравственности красной нитью проходит по страницам произведений А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.И.Куприна, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, В.И.Белова, М.А.Булгакова, В.П.Астафьева, древнерусской литературы, наследия христианской культуры.

Уроки литературы  без излишней морализации и назидания, просто и доступно дают ответы на многие вопросы: «Что считать добром и злом? Как очиститься от дурных помыслов? Как научиться жить среди людей?» Они, включая в себя понятия Добра, Истины и Красоты, обладают огромными возможностями помочь ребёнку, подростку, молодому человеку войти в мир, воспринять существующие культурные и нравственные нормы.

.

Задача учителя-словесника – донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка. Привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы – это значит уберечь ребенка от многих падений на его жизненном пути, ибо художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Используя богатый потенциал русской классической литературы,  воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало постоянной чертой его характера.

Роль  Библии в духовно -  нравственном развитии учащихся

Я всеми силами стремлюсь, чтобы ученики, несмотря на несовершенство окружающего их мира, верили в Добро, Любовь и Справедливость. Уроки литературы - уроки нравственности. Вместе со своими учениками я иду дорогой познания Истины.

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что большую роль в формировании духовно-нравственных качеств личности несет знакомство с Библией. Никогда не совершат ошибку те молодые люди, которые будут строить жизнь на вечных христианских принципах добра, любви и справедливости.

Приёмы духовно- нравственного воспитания на уроках литературы

Современный урок литературы немыслим без приемов технологии развития критического мышления: Кластер, Синквейн, Ключевые слова, Ассоциативные ряды, Перекрестная дискуссия, Письменная рефлексия, Трехчастный дневник …  Данные технологические приемы позволяют на уроке не только обосновать свою позицию, но и в процессе самостоятельного анализа изменить у школьников  какие-то уже установившиеся представления.

Внимание учителей, в том  числе и моё,  все больше и больше привлекают активные методы и приемы обучения: опорные схемы, диалог, мозговой штурм, игровые моменты, сравнение и аналогия, использование музыки и других эстетических средств художественного воздействия.

Используя различные методы, приемы на уроках литературы, успешно создаю условия для интеллектуального развития учащихся, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве.

Что такое современный урок? Каким он должен быть? 
     По мнению учащихся, современный урок должен давать современный учитель: увлеченный, грамотный, развивающийся. С таким учителем интересно, его увлеченность развивает познавательную активность. Современный урок - это и интеграция традиционных методов обучения и современных педагогических технологий.
       Многие современные школьники вряд ли назовут чтение своим любимым занятием. Что же можно сделать, чтобы книга стала добрым другом, помощником, советчиком для каждого ребенка? Приобщить его к книге, тем самым помочь ему стать успешным в жизни должны мы, учителя литературы, на своих уроках. И  в этом учителю поможет его педагогическое мастерство и богатый арсенал приёмов педагогического воздействия на ученика

Выразительное чтение и анализ текста – основные виды работы на уроке литературы. В наблюдении над словом содержатся те эмоциональные знаки, которые характерны для раскрытия внутреннего мира персонажа. Описание портрета героя, его жилища, поведения, жестов, отношения к природе и другим героям – основные художественные способы создания литературной характеристики героя. Задача внимательного прочтения текста в том, чтобы научить в действиях, в мимике, жестах, интонации видеть внешние проявления внутреннего состояния героев, глубже воспринять мир их чувств. Дети учатся у полюбившихся героев радости и огорчению, восторгу и печали. Урок литературы учит жизни в широком понимании слова, формирует опыт, развивает чувства. Наблюдение над текстом, внимательное прочтение его важно для того, чтобы ребёнок понял главное: зачем автор пишет рассказ, повесть, поэму. А, следовательно, прийти к выводу о том, чему учит данное произведение («Чему научил меня рассказ Толстого «Кавказский пленник»?).

Часто предлагаю всем желающим нарисовать иллюстрацию к прочитанному тексту, ведь, по мнению психологов, ребёнок через краски выражает эмоциональное отношение к миру.

После прочтения и обсуждения произведений шестиклассники всегда  выполняют письменные творческие работы. («Кто из героев повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» стал мне другом? Почему?», «Уроки французского» В.Г.Распутина — уроки доброты»). Дети пишут о нравственных проблемах на своём возрастном уровне их языком. Они не столько говорят о проблемах нравственности, сколько решают их для себя. Хочется верить, что это выразится в их поступках, так как правильно поставить проблему – значит наполовину решить её. И здесь незаменим приём создания проблемной ситуации. В проблемных ситуациях выявляются и заостряются противоречия, сталкивающие человека с борьбой противоположных чувств (добра и зла, страха и бесстрашия, совести и бессовестности, долга и безответственности и т.д.).

– это такая ситуация, которая заключает в себе противоречия между двумя взаимоисключающими решениями или действиями.

Принять альтернативное решение – это значит выбрать между добром и злом, сочувствием или безразличием, смелостью и трусостью, честностью и обманом, верностью и предательством, альтруизмом и эгоизмом и т.д. Выбрать правильное моральное решение – это значит совершить Поступок.

Создавая морально-этические ситуации, подвожу школьников к самостоятельным выводам, отношениям, оценкам. 

 Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания. Но это понятие мы не всегда употребляем на занятиях, заменяя его составляющими: дружба, любовь, уважение к окружающим, честность, порядочность... 

Русская классическая  (образцовая) литература всегда проповедовала добро. Обратимся к истокам:

Русские сказки  (побеждает добро в конце)

Былины. «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ». Странники наставляли Илью Муромца: «Не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина». Не сотвори зла, не помысли злом. И родитель дает ему благословление на добрые дела, «а на худые дела благословления нет».

ПОУЧЕНИЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА (см. программа 7 класс). Вот некоторые высказывания: лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело и т.д. Вот какие важные гуманные советы оставил Владимир Мономах молодому поколению.

«Домострой», 16 век – краеугольное сочинение эпохи формирования русской нации. Книга эта наставляла хранить свою веру, почитать старших, служить государству, беречь в душе чувство благоговения к святыням и ГЛАВНОЕ – как нести эти чувства в семью, как  строить свой «внутренний храм» и семейный дом.

Достаточно перечислить только название глав и сразу станет ясно, какой национальный памятник был запрещен в 1918 году:

- похвала женам;

- как детей растить;

- как детям отца и мать любить. и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем

- как дом содержать; даже как щи готовить и т.д. Всего 17 глав.

Идея духовного развития человека должна быть в основе воспитания.

Мы не постигли многих законов развития общества, но ряд закономерностей прослеживается на протяжении тысячелетий. Все доброе, гуманное прививается человечеству через борьбу со злом, агрессивностью, жестокостью.      

Бесценной является русская классика. Здесь все выверено временем, нет ни единого лишнего слова. Классика бессмертна. ЕЁ высшее назначение по Пушкину - бессмертие.

Огромное внимание уделяла русская литература семейному воспитанию. Роман «Евгений Онегин». Разное воспитание Онегина и Татьяны. Русское национальное воспитание в семье Лариных (идея, дух, верность русским традициям, старина и т.д.).

«Но я другому отдана, я буду век ему верна», - говорит любимая героиня Пушкина. Даем правильное толкование, почему Татьяна не приняла любовь Е.Онегина после замужества?

      М.Ю.Лермонтов в «Песне про купца Калашникова…» выставил героем удалого купца Степана Парамоновича, который защищает честь жены, свою честь, честь семьи ценой жизни. Нарушил семейную святыню Кирибеевич– басурманский сын..

   Тема семейных отношений нашла отражение в творчестве Толстого, Тургенева, Шолохова и т.д. Семья, где нет духовности, – распадается.

А сейчас – пропаганда свободной любви.

Силу характера русского человека мы видим  у А.Толстого в  «Русском  характере», у М.Шолохова  в «Судьбе человека» и т.д.

Важнейшим приемом активизации урока литературы является организация учебной деятельности с использованием «нетрадиционных форм обучения».

С успехом использую разные формы обучения: урок – исследование («История создания романа Пушкина «Евгений Онегин»), урок  - литературная гостиная (по творчеству М. Ю. Лермонтова); урок-игра (Мифологический КВН, «Славна богатырями земля русская!» - состязания по былинам); уроки-семинары («Трагедия народа как тема литературы ХХ века»)

Считаю, весьма ценны на уроках литературные дискуссии. Они развивают самостоятельность суждений, заставляют участников активно разбираться в основах своего мировоззрения, отстаивать их в открытом столкновении мнений, искать аргументы, быть убедительным эмоционально и логически.

Диспут по литературе является одной из форм активизации учащихся, средством поднятия интереса к чтению, к литературе как к учебному предмету. Диспут развивает устную речь, учит общению, стимулирует творческую самостоятельность учащихся..

Формулировать вопросы к диспуту можно остро, неожиданно, можно попробовать ответить на вопрос самого автора. Например, особый интерес у учащихся вызывает вопрос: «Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена» - по сборнику рассказов «Темные аллеи» И.А.Бунина.

Поэтическая разминка на уроке - лучший способ создания проникновенной, лирической атмосферы и динамичной проверки выученного дома к уроку.

Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение обучающихся и преподавателя.

           Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –

           Не худшая все - таки участь.

           Мне кажется, я их чему-то учу,

          А может, они меня учат.

Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая ведётся  на уроках литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.

Внеклассная работа

Естественным продолжением уроков литературы является внеклассная работа в школе, направленная на формирование духовно – нравственных ценностей у молодёжи, потому что знания учащиеся получают на уроках, а вот воспитание души может проходить только в тесном сотрудничестве и общении со своими сверстниками и духовными наставниками.

Сколько угодно можно говорить о нравственности, милосердии, но если слова не подкреплены добрыми делами, то они останутся словами. Поэтому мы с детьми готовили и проводили праздник Пасхи сначала в стенах нашей школы, а в прошлом году для жителей всего села в сельском ДК. Это становится доброй традицией. Очень интересно прошел праздник славянской письменности с участием благочинного нашего округа отца Тихона. Большая работа велась по благоустройству территории около  Свято-Троицкого храма и истока речки Гнилуша. Невозможно воспитывать духовно – нравственного человека без привития ему любви к русским национальным традициям, к духовной культуре прошлых лет. Знакомство с жизнью и деяниями русских святых, полководцев, русских князей на конкретных примерах даёт возможность представить и понять, как велико значение их служения народу и обществу. Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Александр Невский, Святая княгиня Ольга - это пример служения и благочестивого поведения во благо Родины. Это знакомство идёт не в рамках урока, а в нестандартной форме (круглый стол, «сто вопросов взрослому», игра, дискуссия и т.д.), когда учащиеся могут рассуждать и высказывать свои мысли, строить свои догадки, спорить и как результат-участие  и победа во Всероссийском конкурсе «Святые заступники Руси»

Мы с детьми совершили паломнические поездки в Задонск, Костомарово, Дивногорье, Белогорье, а также по храмам нашего района.

 Своими впечатления ребята поделились на страницах газеты «Донская новь».

Учащиеся под моим руководством пишут рассказы, эссе, создают исследовательские и творческие проекты. В настоящее время мы с учениками 7 класса начали работать над коллективным проектом - изданием рукописного альманаха «Чудо, или помощь Божия на путях человеческих».

Заключение

Урок литературы должен быть интересным, разнообразным, емким, Поэтому активность учителя, выраженная в применении современных педагогических приёмов, должна быть направлена на активную познавательную деятельность ученика, приводящую к формированию нравственно совершенной личности с активными жизненными позициями.

Только постоянный поиск, педагогическое мастерство и самостоятельность, объединение усилий ученика и учителя, взаимное уважение и бескорыстная любовь к художественной литературе, совместное постижение ее вечных вопросов, загадок и нравственных уроков помогут в современном мире возродить интерес к искусству слова, приобщить к прекрасному.

Будем помнить, что сегодня у учителя литературы особая миссия: когда у молодого поколения теряются нравственные ориентиры, когда идеи вседозволенности все глубже проникают в сознание человека, «на каждом из нас лежит  долг  подвига – в меру своих сил способствовать тому, чтобы духовная судьба у России была».

Список использованной литературы:

  1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова: (Раздумья о преподавании литературы в школе) / Г.И. Беленький. - М.: Просвещение, 1990. – с. 188
  2. Берхин, Н.Б. Обучение и развитие на уроках литературы / Н.Б. Берхин. // Советская педагогика. - 1989. - № 3. - с.29-33.
  3. Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие / Е.Н. Гуляков. - М.: Дрофа, 2006. – с.172
  4. Донченко Л.М. На уроке и вне урока // Сб.: Учебно-методическая серия «Духовные истоки воспитания». – М.,2001, с.17 – 27.
  5. Донченко Л.М. Уроки русской литературы // Альманах №3 – 4 2003г. Православная культура в школе. – М., с. 20 – 166, 187 – 192.
  6. Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А.Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – с. 49.

Список использованных интернет-ресурсов:

1.http://www.zavuch.info 
2.http://www.uchportal.ru/load


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект"Формирование духовно-нравственной личности школьника посредством интеграции отечественной культуры православия в уроки литературы, русского языка и внеурочную деятельность (5-11 классы)"

Программа духовно- нравственного оздоровления современного российского общества является проблемой государственной важности. Внедрение знаний из духовной сферы в цикл гуманитарных дисциплин явля...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Авторский элективный курс «Экологическое воспитание учащихся на уроках литературы» для 5-11 классов.

Это образовательная программа, рассчитанная на реализацию в 5-11 классах. Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В том числе:·       ...

Основные направления работы по духовно - нравственному воспитанию учащихся на уроках литературы, «Основ православной культуры»» и во внеклассной деятельности в рамках образовательной организации

Настоящий педагогический опыт имеет практико-ориентированную направленность, предметный результат которого ориентирован на интересы и особые потребности обучающихся. Он основан на глубоком и всесторон...

Мастер-класс на тему: «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы"

Мастер-класс на тему:      «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы...

Презентация .Мастер-класс на тему: «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы

Презентация .Мастер-класс на тему:      «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы...