Главные вкладки

    Авторский элективный курс «Экологическое воспитание учащихся на уроках литературы» для 5-11 классов.
    элективный курс по литературе по теме

     

    Это образовательная программа, рассчитанная на реализацию в 5-11 классах. Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. 

    В том числе:

    ·         введение профильного обучения на старшей ступени школы;

    ·        соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;

    ·         личностная ориентация содержания образования;

    ·         деятельностный характер образования, направленный на формирование познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности;

    ·         усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания; способствующего становлению личности ученика.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл avtorskaya_programma.docx31.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Актанышская средняя общеобразовательная школа №1»

     Республики Татарстан

    Авторский элективный курс

    «Экологическое воспитание учащихся на уроках литературы»

     для 5-11 классов

                                                                                                                                                                           

                                                          Автор программы элективного курса:

                                                  Маликова Миляуша Маскаповна,

                                                     учитель русского языка и литературы

                                           I квалификационной категории.

    2013-2014 учебный год

    Авторский элективный курс

    «Экологическое воспитание учащихся на уроках литературы» для 5-11 классов.  

                                                                                                                                                       Охранять природу - значит охранять Родину.                                                                                                                                                                                      М.М.Пришвин.                                        

                                        Пояснительная записка.

    В отношении между людьми всегда ценились нравственные чувства, такие моральные качества как  доброта, милосердие,  терпимость, порядочность, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры.

    Известный русский педагог И.Ф.Харламов считал, что нравственное воспитание – это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребёнка. Оно предполагает становление отношений ребенка к Родине, к труду, к своим обязанностям, к обществу, к окружающей среде. Нравственное воспитание объединяет таким образом патриотическое, экологическое, эстетическое воспитание.

    Мы, учителя, стоим перед необходимостью воспитывать у школьников экологическую культуру, основывающуюся на сознании неразрывной  связи человека с окружающей средой, на формировании у него ответственного отношения к природе. Это очень сложный и длительный процесс, в то же время необходимый, так как будущее планеты зависит от того, насколько глубоко у детей будут воспитаны эти качества. Следовательно, основная задача учителя - вводить  экологический материал  в разные уроки, в том числе и в уроки русского языка и литературы. Ведь на любом уроке решаются  образовательные, развивающие и воспитательные задачи, поэтому урок даёт больше возможности для формирования у школьников умения сопереживать всему живому: растениям, птицам, животным, человеку. Это свидетельствует об актуальности данного элективного курса.

    Цель создания этой программы – становление духовного мира человека, создание условий для формирования экологической грамотности учащихся, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом ученики учатся свободно и ярко говорить, высказать свое мнение о прочитанном, обосновать свои ответы, аргументируя примерами из художественной литературы.

    При создании данной программы было установлено смысловое соответствие учебных программ по литературе в 5-11 классах. Были выделены в каждом классе темы, наиболее близкие друг другу, сопоставимые между собой.

    В результате опытной работы над созданием данной программы мы убедились, что программа такого курса отличается многогранной структурой, а предмет литературы приобретает большую широту, смысловую и информационную насыщенность.

    Цель курса.

    Это образовательная программа, рассчитанная на реализацию в 5-11 классах. Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования.

    В том числе:

    • введение профильного обучения на старшей ступени школы;
    • соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;
    • личностная ориентация содержания образования;
    • деятельностный характер образования, направленный на формирование познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности;
    • усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания; способствующего становлению личности ученика.

    Задачи курса:

    • воспитание у обучающихся экологически правильного поведения, стремления к активной деятельности по охране окружающей среды;
    • углубить и расширить знания учащихся о «художественной» экологии;
    • побудить учащихся задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете;
    • отработка навыков выразительного чтения, анализа произведения;
    • воспитание доброго и внимательного отношения к природе;
    • воспитание читательского вкуса;
    • способствовать художественно – эстетическому развитию школьников;
    • развивать исследовательский подход школьников в освоении литературы;
    • развивать диалогическую и монологическую речь у учащихся.

    Планируемые результаты.

    Курс будет способствовать формированию экологической грамотности учащихся, воспитанию нравственной личности в целом, развитию активного взаимодействия эстетического восприятия с умственным, воспитанию интереса к внимательному прочтению художественных произведений, подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе, при выполнении задания части С (аргументация из художественной литературы).

    Учащиеся должны научиться:

    • анализировать художественное произведение;
    • уметь выделять главное, обобщать и делать выводы;
    • уметь собирать и систематизировать материал по теме;
    • уметь вести себя в дискуссиях;
    • написать сочинения, эссе;
    • защищать рефераты, выступать сообщениями.        

    Новизна данного курса заключается в следующем:

    • формирование общеучебных умений и навыков учащихся происходит благодаря совместным усилиям учителя литературы и самих учащихся;
    • автор демонстрирует общность тем, сходство изучаемых объектов и явлений, единство ведущих идей, заложенных в ее программе;
    • данная программа отличается многомерной структурой, где предмет  литературы приобретает большую широту, смысловую и информационную насыщенность;
    • данная программа создает новые условия деятельности учителя и учащихся и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.

    Содержание программы

    Класс

    Мероприятие

    Количество часов

    Форма занятия

    5 класс

    И.Северянин. Стихотворения «В парке плакала девочка», «О чем шепчет парк?». Внимательное отношение ко всему, что живет вокруг нас.  М.М.Пришвин «Этажи леса». Тема бережного отношения к природе. Любовь к родной земле как выражение патриотизма.

     Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Проблемы охраны природы, здоровья человека.

    В.И.Белов «Скворцы». Доброта и любовь к братьям меньшим как одна из основ нравственности, закладываемой с детства.

    1 час

     

    1 час

    1 час

    1 час

    Урок - концерт

    Урок - призыв

    6 класс

    Русские поэты 19 века о родной природе. Стихотворения Тютчева, Никитина, Майкова, Баратынского. Выразительность и богатство красок в пейзажных зарисовках времен года. Выражение любви к Родине.

    М.М.Пришвин.«Кладовая солнца».Одухотворение природы, ее участие в судьбах людей. М.М.Пришвин. «Таинственный ящик». «Лесная капель».

    1 час

     

    1 час

    Урок- викторина

    Урок - экскурсия

     

    Урок внеклассного чтения

    7 класс

    Человек и природа в творчестве поэтов 19 века. Ф.И.Тютчев, А.К.Толстой, А.А.Фет. Красота родной природы в стихотворениях.                                                                                                                                    

    А.П.Платонов. «Неизвестный цветок». Тревога за сохранение окружающего мира. Ответственность человека за все живое на земле.

    1 час

     

    1 час

       

    Вечер - бал 

                   

    Урок-эссе

     

    8 класс  

    А.Сент – Экзюпери. «Маленький принц». Проблемы экологии человека. Взаимосвязь человека и природы, человека и домашних животных.

    Ч.Т.Айтматов. «Белый пароход». Экологические проблемы повести. «Легенда о рогатой матери – оленихе» и ее роль в композиции произведения.

    1 час

    1 час

       

    Урок внеклассного чтения 

     Урок - раздумье

     

    9 класс

    С.А.Есенин. Стихотворения о природе. Чувство любви к родной природе.

    1 час                                

     Урок - концерт

    10 класс

    Ф.И.Тютчев. А.А.Фет. А.К.Толстой стихи о любви к природе. Воспевание чистоты нравственного чувства, облагораживающего действия любви, красоты родной природы.

    И.С.Тургенев. «Записки охотника». Роль пейзажа в произведении. Природа как действующее лицо в произведении.

    1 час

     

                                                 

    1 час

                 

    Урок - концерт

     

     Урок внеклассного чтения

    11 класс

    В.П.Астафьев. Повесть «Царь-рыба». Философский смысл изображения природы. Нравственный облик людей, связанных с ней. Разоблачение браконьеров.

    В.Г.Распутин. Повесть «Прощание с Матерой». Проблема гражданской ответственности.

    Ч.Т.Айтматов. Роман «Плаха». Бедственное положение окружающей среды. Ответственность за все, что беспечно разрушено человеком в природе.

    2 часа

     

                                                  1 час

    1 час

    Урок  - раздумье

     Урок - раздумье

     

     Урок - призыв

    Информационное обеспечение программы

    1.  Учебно - методический комплекс. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература (5-11 класс).

    2.  Учебно-методический комплекс /В. Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина.

    3. Учебник-хрестоматия; программа; дидактические материалы; методические советы; практикумы. [Тексты]. – М.: Просвещение, 2005.

    4. Учебное электронное пособие «Экология» 1С: Образование 3.0

    5. Большая энцеклопедия Кирилла и Медофия

                                                   Интернет ресурсы

    1. www. school. eddo. ru «Российское школьное образование»

    2. http://www.en.edu.ru/db/sect/1798/ - Естественно – научный образовательный портал


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии.

    В  этой  статье раскрываются проблемы экологических  ситуаций которые  рассматриваются  и  решаются  на  уроках  биологии....

    Экологическое воспитание учащихся на уроках физики с использованием регионального компонента (методическая разработка)

    В данной  работе  преподаватель физики раскрывает формы и методы, способствующие побуждению учащихся хорошо знать законы природы, понимать взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и о...

    Экологическое воспитание учащихся на уроках и во время внеурочной деятельности

    "Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушен...

    Внеклассное мероприятие по физике на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках физики" (7 класс)

    Внеклассная работа по предмету является важным рессурсом повышения эффективности и качества образования учащихся, а применение игровых технологий способствует привлечению внимания школьников к теме, р...

    Элективный курс «Классика и современность» по русской литературе для 10 -11 классов (курс подготовки к ЕГЭ по литературе)

    Элективный курс по литературе для обучающихся 10-11 классов. Данный курс предназначен для расширения представления о мире современной литературы. Помогает в подготовке к ЕГЭ по литературе....

    АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «Педагогические приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности»

    АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ«Педагогические приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности» Стрелковой Марии Федоровныучителя русского...

    Выступление на педагогических чтениях по теме: "Экологическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы"

    Кратко изложены примеры экологического воспитания на уроках русского языка и литературы....