Статья "Приобщение детей к искусству слова на уроках русского языка и литературы"
статья по литературе (5 класс) на тему

Уроки русского языка и литературы развивают воображение, творческие способности, формируют образную речь учащихся. Что дают такие уроки мне и моим ученикам? Главное – это сопереживание, соразмышление над произведением, проникновение в мир художника слова, постижение красоты слова. Учащиеся знакомятся с образным миром художника слова, с особенностями восприятия окружающего мира, они учатся проводить лингвистический анализ текста на звуковом, лексическом и синтаксическом уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priobshchenie_k_iskusstvu_slova.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение к искусству слова.

Уроки русского языка и  литературы развивают воображение, творческие способности, формируют образную речь учащихся. Что дают такие уроки мне и моим ученикам? Главное – это сопереживание, соразмышление над произведением, проникновение в мир художника слова, постижение красоты слова.

Учащиеся знакомятся с образным миром художника слова, с особенностями восприятия окружающего мира, они учатся проводить лингвистический анализ текста на звуковом, лексическом и синтаксическом уровне.

Стихотворения Пастернака. У стихов этого художника слова есть свойство западать в душу, застревать в памяти. Поэзия Пастернака в равной мере живописна и музыкальна.

Многие стихи этого поэта я просто читаю детям, затем на несколько минут умолкаю, даю возможность насладится.

В лесу молчанье, тишина,

Как будто жизнь в глухой лощине

Не солнцем заворожена,

А по совсем другой причине.

Действительно, недалеко

Средь заросли стоит лосиха.

Пред ней деревья в столбняке,

Вот от чего в лесу так тихо.

Лосиха ест лесной подсед,

Хрустя обгладывает молодь.

Задевши о ее хребет,

Болтается на ветке жёлудь.

Иван-да-марья, зверобой,

Ромашка, иван-чай, татарник,

Опутанные ворожбой,

Глазеют, обступив кустарник…

Детей завораживает это стихотворение, я молчу, чтоб не мешать им «побыть в лесу среди необыкновенной тишины», а по их глазам я вижу, что сейчас они «любуются лосихой».

Еще строки Пастернака.

Стог принимает на закате

Вид постоялого двора,

Где ночь ложится на палати

В накошенные клевера.

К утру, когда потемки реже,

Стог высится, как сеновал,

В котором месяц мимоезжий,

Зарывшись, переночевал.

Эти строки зрительно представляются, остаются в памяти. Так же, как и «июль, домой сквозь окна вхожий, все громко говорящий в слух». Даю задание: «Попробуйте и вы одной фразой дать характеристику любому месяцу».

Убеждаю детей в том, что в произведениях писателя все имеет глубинный смысл, нет ни одного лишнего слова, точки, запятой. Поэтому призываю читать не торопясь, вдумываться, вслушиваться. После каждой прочитанной книги дети пишут небольшие сочинения: «Размышляя над книгой…», «Хочу рассказать вам…»,составляют зарисовки. (Например, после чтения повести Гоголя «Старосветские помещики» дети составляют зарисовку «Поющие двери»)

При чтение останавливаю внимание иногда на слове, фразе, иногда на каком-то эпизоде.

      Воспитание внимания к слову не мыслю без изучения Ивана Сергеевича Шмелёва, «великого мастера образа и слова».

«Величайшая простота» и «слова точные, насыщенные и изобразительные» - привлекательность и глубина лирической прозы И.Шмелёва.

      Изучать в школе повесть И.С.Шмелёва «Лето Господне» необходимо, чтобы познакомить учащихся с необычным стилем и языком писателя. «Шмелёв теперь- последний и единственный из русских писателей, у которых ещё можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка»- писал А.И.Куприн.

Читаю главу «Рождество», останавливаюсь, перечитываю отдельные эпизоды. (зачитываю стр. 368-369)

      Как надо любить Россию, чтобы так написать! Чтобы помнить всё до мелочей!

«…Калитку тронешь- так и осыплет треском»…

Как всё это нам знакомо, но сказать об этом так просто и так точно мы как- то не догадывались. Да и обращали ли внимание?

«…Морозная Россия, а …тепло!..» Фраза эта ни одного из ребят не оставила равнодушным. Отклики на эту цитату были у детей от чистого сердца.

     Вся глава вызывает у ребят столько эмоций! Так они хотят высказаться! Хочется перечитывать ещё и ещё, и каждый раз открываешь что-то новое. А какая гордость у детей за нашу Россию! Отдельные эпизоды заучиваем с детьми наизусть. («… И в доме- Рождество…»)

      Глава «Святки».

Слово «Рождество» видится голубоватым. Может ли так быть?

…Чистота и голубизна снега перед рассветом.

Зимний праздник. Чистая душа рождающегося. Таково символическое значение голубого цвета в описании Рождества.

      Наблюдаем с ребятами за живой картиной нового дня. Рождается день, праздник Рождества, рождается Солнце, рождаются необыкновенные чувства в душе ребёнка. У И.Шмелёва Солнце вливает во всё радость. Обращаем внимание на глаголы: светлеет, зарозовел, брызнуло розоватой пылью- позлатились- огненно- золотые пятна пали на белый снег.

      Так нарастает ощущение праздника цвета и света.

      Ребята находят созвучие со своими мыслями, приходится думать над каждой строчкой, над каждым словом. Книга волнует, потому что Шмелёв пишет о себе самом.

Изумляют своей поэзией книги Н.В. Гоголя. Его «Ночь перед Рождеством» нужно перечитывать несколько раз. И  каждый раз открываешь для себя что-то новое.

«Над чем посмеялись, то и запомнилось», часто эта фраза пробуждает любовь к чтению. Поэтическая сказка Гоголя «Майская ночь или Утопленница» одновременно искрит юмором. Дети хохочут иногда над фразой, подбором слов.

В сказке «Ночь перед Рождеством» очень интересен один фрагмент.

 Голова (сам голова!) оказывается в мешке Солохи.

«… Голова сам был не меньше смущен т не знал, что начать.

- Должно быть, на дворе холодно? – сказал он, обращаясь к Чубу.

- Морозец есть, - отвечал Чуб. – А позволь спросить тебя, чем ты смазываешь свои сапоги, смальцем или дегтем?

Он хотел не то сказать, он хотел спросить: «Как ты, голова, залез в этот мешок?», но сам не понимал, как выговорил совсем другое.

- Дегтем лучше! – сказал голова. – Ну, прощай, Чуб! – И, нахлобучив капелюхи, вышел из хаты…»

Вот вам и выход из ситуации.

На всех уроках помогаю детям увидеть поэзию в прозе, поэзию в общественной жизни. «Надо уметь увидеть прекрасное в обыкновенном» - тогда ваша душа не очерствеет, вы сумеете быть счастливы. При изучении творчества К.Г. Паустовского задаю вопросы : - … Нередко писателя называют художником или даже поэтом, хотя он пишет прозу. Немногие авторы удостаиваются этих определений… Достоин ли их Паустовский? В чем вы видите художественность его страниц? А поэзию их?

Читаю отрывки из произведений, спрашиваю: услышали ли поэзию? Где?

Внимательно относиться к слову учу и на уроках русского языка. Готовимся к изложению по тексту К. Паустовского «Первый снег». Задаю вопросы: почему свет назван белым и ровным? Для чего некоторые слова употреблены в переносном значении? Что достигается употреблением этих слов? Почему снег сравнивается со стеклянным дождем, падающим анна елки? Подберем синонимы к слову «посапывал». А что бы изменилось, если бы кот у Паустовского не посапывал во сне, а сопел?

Творческое изложение по рассказу В. Драгунского «Друг детства».

Последние два предложения (в изложении) строятся на противопоставлении фактов: Мишка самый лучший друг – а я хочу тренировать об него силу удара.

Важную роль играет противительный союз а. В данном абзаце заключена основная мысль текста, хотя она и не выражена. Словесно оформить ее и обосновать предоставляю учащимся.

Дети пишут этюды, сочинения – миниатюры на микротемы, например, «Морозные узоры на моем окне», «Следы на снегу», «Деревья в инее», «На -до мною облака». Эта работа позволяет детям внимательно, точно отбирать слова, для того чтобы в нескольких строках нарисовать картину.

Предлагаю и такие темы для сочинений: «Запахи Нового года», «Чем пахнет апрель», «Сумерки», «Майский вечер». Дети учатся выбирать из синонимического ряда наиболее точные для данного контекста слова.

Одна из  целей  уроков русского языка и литературы  – воспитание внимания  к слову, развитие умения пользоваться им.

Приобщение ребят к искусству слова делает их чувства тоньше, сердца добрее, а помыслы чище и благороднее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа над словом на уроках русского языка и литературы».

В работе рассмотрены формы  работы над словом  на уроках русского языка и литературы в V - IX классах. Работа над словом - один из путей повышения языковой культуры учащихся....

мастер-класс "Использование облака слов на уроках русского языка и литературы"

Данный мастер-класс научит генерировать облако слов для использования их при работе с учащимися...

Статья: "Использование произведений искусства (живописи) на уроках русского языка и литературы, как средства развития речи и повышение общей культуры"

В статье приведены примеры использовния произведений живописи на уроках русского языка и литературы - в письменных урпажнениях и устных рассказах. Рассматриваются методы работы с картиной в целом, сфо...

Мастер-класс для педагогов «Облако слов» на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательного интереса обучающихся»

    Развитие современного образования неразрывно связано с информатизацией общества. Один из ресурсов, которые предоставляет нам интернет – это использование различных интернет-...

Презентация "Использование приёма «Облако слов» на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательного интереса у обучающихся + доклад

Данная презентация и доклад подготовлены для участия в районном семинаре  учителей русского языка и литературы. Приём "облако слов" я использую недавно. Чтобы на семинаре перед коллегам...

"Смежные искусства" на уроках русского языка и литературы, бурятского языка и литературы

Технологическая система работы по использованию искусства на уроках, в том числе «смежных искусств», реализующая названные выше идеи строятся на следующих принципах:· принцип р...