Урок-исследование. Литература 10класс. "На пути к счастью. Наташа Ростова."
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Рожина Надежда Фёдоровна

Урок- исследования становления личности , характера Наташи Ростовой. 10 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Средняя общеобразовательная школа №39 ОАО «РЖД»

        

« На пути к счастью.                       Наташа Ростова».

                                    Урок литературы          

                               1 0 класс

                                 

                                 Выполнила

        Рожина Надежда Фёдоровна

        учитель русского языка и

        литературы

        средней общеобразовательной

                                                                                      школы №39 ОАО «РЖД»                                                                

                                                  2012 год

Урок литературы. 10 класс                                                                                                Тема : На пути к счастью. Наташа Ростова.                                                                                                                                                                                                                                                    

Цель и задачи: 1)Провести синтез и углубление знаний об образе героини    

        романа.

        2)Проследить путь к счастью Наташи Ростовой -за динамикой                                      

        её нравственных чувств;

        аргументировано формулировать своё отношение к главной

        героине;

        дать оценку её поведения;

                             отстаивать свою позицию, участвуя в диалоге;

        учить отбирать материал, характеризующий Наташу Ростову, в

        соответствии с планом;

        воспитывать средствами художественного произведения

        духовно-развитую личность, готовую к самопожертвованию и

        самоусовершенствованию.

        Соблюдать благоприятную обстановку в классе.

Оборудование: фрагменты видеофильма, иллюстрации, соната Бетховена

        «Лунная соната». Карточки с планом урока.

Ход урока.

  1. Повторение материала прошлого урока.
  • На прошлом уроке мы рассмотрели путь исканий князя Андрея и Пьера Безухова. Диалектику души.
  • Из чего состоит жизнь человека? Жизнь героев романа? (Взлёты и падения… Поиски истины.)
  • Кто из героев романа вам более интересный?

  1.  Сообщение темы урока.
  1. Мы продолжаем разговор о героях романа «Война и мир». Героиня сегодняшнего урока  - Наташа Ростова.
  2. Урок будем строить по плану, основной части сочинения « На пути к счастью», (записывайте главы романа, части, тома).
  3. Остановимся на сценах, ярко отражающих « диалектику души » главной героини романа Наташи Ростовой

  1. Работа с материалом романа по плану.
  1. Знакомство с Наташей Ростовой

        1.

  • Первая встреча Наташей. Прочитайте описание её поведения, портретную характеристику. (т.1, ч..1,гл.vII,  x , xvI)
  • Красива ли Наташа? Но в чём её обаяние? (красота, естественность, жажда жизни, стремительное движение). ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА.
  1. У  Н. Заболотского есть замечательное стихотворение «Некрасивая девочка» (чтение стихотворения учителем  стр.237).Послушайте его.
  • Есть ли связь между героиней романа и «девочкой» из стихотворения Н. Заболотского?
  • Как вы понимаете строчки стихотворения:

«Младенческая грация души

        Уже скользит в любом её движенье»

  1. Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность.                                                                                                                                            
  • Чем переполнена душа пятнадцатилетней Наташи? (сцена в Отрадном т.II,ч.3,гл.II) (Взлететь, объять необъятное) .Прочитать на фоне музыки Бетховена . Светлый образ Наташи помогает князю Андрею по-новому ощутить жизнь.
  • Чем наполняется «сосуд души» Наташи, каким «огнём»? (Увлечение танцами, пением…).

        Посмотрите этюд фильма « Война и мир» ( Бал Наташи Ростовой )

  • Какими чувствами переполнена душа Наташи во время первого бала?
  • Почему князю Андрею сразу понравилась Наташа?

        (он увидел «грацию души»)

        «Огонь, мерцающий в сосуде»

  • Чем живёт Наташа Ростова, как и все Ростовы?

        («Разумом сердца»)

        По мере того как Наташа развивается внешне и внутренне, меняется портрет героини, но не меняется восторженность её лица, блеск глаз и стремительное движение-всё это есть приёмы построения образа, которые использует автор.

3.Национальные, народные черты в развитии характера Наташи.

  • Назовите эпизоды романа, которые можно соотнести с планом, и где раскрывается русская душа, настоящий русский характер. (тII,ч.4гл.vII) ( в гостях у дядюшки, сцены охоты, пляска, ряженые, гадание)
  • Посмотрите фрагмент фильма « Война и мир»   (пляска)
  • Как танцует Наташа?
  • Что удивляет всех в пляске Наташи?

Русскому характеру свойственен  глубокий патриотизм. Назовите эпизоды, в которых проявляется это исконное чувство любви к Родине.         (тI, ч.3,гл.xvI)   (Чтение Соней манифеста и Наташино волнение во время отъезда из Москвы).

  • Почему поступки Наташи во время отъезда из Москвы Толстой считает такими же важными, как и действия солдат?
  • Как ведёт себя Наташа ? (Стремительно, решительно, требовательно. Прорыв души, экспрессивность.).

                 4.Дорога цена испытаний.

  • Как перенесла Наташа разлуку с князем Андреем?
  • Прав ли был Князь Андрей, отсрочив свадьбу на год?  Думал ли о чувствах Наташи?

Гордость Болконских и простота Ростовых не совместимы. Потому-то и не сможет Толстой оставить их на всю жизнь.  

Почему Наташа увлеклась Анатолием Курагиным?

Как вы расцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы судить её?

( Желание жить полной жизнью, любить и быть любимой,  незнание людей, неимение жизненного опыта сыграло с героиней романа злую шутку).                                          5 Наташа – воплощение любви.

  • Какова цена расплаты?
  • Что вывело Наташу из состояния отключенности? (Тяжелое ранение кн. Андрея, последние встречи)
  • Как она изменилась после нравственного потрясения и болезни?
  • Чем достигается особое настроение сцены свидания Наташи со смертельно раненным кн. Андреем?(т.vI,ч.1,гл.xIv-xvI; ч.4,гл.3 ; т.3, ч.3гл.32,)

(Лексика, интонация, детали портретной характеристики, эпитеты).  Записать.

  • Как вы понимаете слова Толстого о Наташе: « Сущность её жизни - любовь»
  • Особенно сильно сказалось это утверждение, когда было получено известие о смерти Пети, в сцене:  отчаяние матери.                          
  • В Наташе просыпается любовь, любовь к  матери, к близким. « Проснулась любовь - проснулась жизнь» (т.4,ч.4,гл.2)

        6. Счастье.

  • Расскажите, какой была показана Наташа в эпилоге? ( «Наташе нужен был муж. Муж был ей дан. И муж дал ей семью». эпилог ч.1,гл.10-12,16).
  •  Какова её роль в семейной жизни?
  •  В чём Наташа Ростова нашла своё счастье?
  • Как вы относитесь к этой роли Наташи, к её пониманию счастья?  ( в семье до самоотречения , отказ от эмансипации)

Iv. Итоги работы

  1. Во всём Наташа Ростова отдаёт себя до самоотречения, полностью, с детской доверчивостью, не допуская мысли о том, что может обмануться в себе , в близких ей людях. Благодаря присущей ей интуиции, Наташа в полной мере понимает высокую значимость новой деятельности её мужа. Наташа - верная жена и заботливая мать.

И  хотя мы не во всём согласны с Л.Н. Толстым в трактовке этого женского образа, который был его идеалом, но с уверенностью можем сказать: многие поколения будут учиться у Наташи Ростовой её умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира. Быть верной женой, любящей матерью, растить достойных сыновей и дочерей Отчизны.

  1. Оценки за урок.

v. Домашнее задание:                                                                                           Написать сочинение по предложенному плану. Не забудьте, что мы работали над основной частью сочинения. Вступление и заключение доработайте самостоятельно.

                                                       

        ПЛАН ОСНОВНОЙ ЧАСТИ СОЧИНЕНИЯ

1.Знакомство с Наташей Ростовой.

2.Полнота жизни, поэтичность натуры, обострённая чуткость, внимательность.

3.Национальные , народные черты в развитии характера Наташи.

4.Дорога цена испытаний.

5.Наташа – воплощение любви.

6.Счастье.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по литературе в 10 классе по теме: "Семантика чисел в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е.Салтыкова-Щедрина

В материале показано, как можно построить урок-исследование с учащимися 10 класса при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина....

Урок-исследование по литературе в 6 классе "Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой".

Разные виды исследовательской работы на уроке: групповое исследование, коллективное исследование, индивидуальное исследование - подводят учащихся  к осмыслению нравственных уроков произведения: б...

Урок-исследование по литературе в 11 классе. Изучение литературы XXI века в 11 классе. Анализ рассказа Л.Петрушевской «Гигиена».

К началу ХХI века споры о постмодернизме завершились. Постмодернизм вступил в свои права, потому что это не только литература, но и философия, и окружающая действительность. Общество вступило в постин...

Урок-исследование по литературе в 7 классе "Образ "маленького человека" в русской литературе

         Цель данной работы: презентация опыта по применению технологии проектно-исследовательской деятельности на уроке литературы....

Урок-диспут. В чем счастье Наташи Ростовой

Способностью проникновения в общие чувства с людьми Толстой оценивает высокие духовные и душевные качества каждого героя. Урок позволяет более глубоко понять сущность проникновения в судьбу ...

Урок литературы в 10 классе "В чем счастье Наташи Ростовой" (урок-диспут)

Урок-диспут демонстрирует ососбенности коммуникативной компетенции педагога в рамках групповой работы учащихся. В ходе урока обучающиеся имеют возможность обсудить проблемный вопрос: "В чем счаст...