Урок-диспут. В чем счастье Наташи Ростовой
методическая разработка по литературе (10 класс)

Марина Терентьева

Способностью проникновения в общие чувства с людьми Толстой оценивает высокие духовные и душевные качества каждого героя. Урок позволяет более глубоко понять сущность проникновения в судьбу людей, которые окружают Наташу Ростову, от родных до простых солдат. Форма диспута помогает детям научиться выстраивать доказательства для собственного видения проблемы, всматриваться в текст.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Терентьева Марина Вениаминовна,

учитель русского языка, литературы

МБОУ СОШ № 5 г.Губкинский, Ямало-Ненецкий АО

Урок - диспут «В чем счастье Наташи Ростовой?»

(По роману Л.Н. Толстого «Война и мир») (2 часа)

Подготовка к уроку.

Вопросы к диспуту (Вывешиваются за 2-3 недели до урока).

  1. Как вы понимаете, что такое счастье?
  2. Назвать счастливые моменты в жизни Наташи Ростовой.
  3. С какой стороны в эти моменты раскрывается Наташа?
  4. Как через природу показано счастливое состояние Наташи?
  5. Назначение Наташи в жизни по Толстому?
  6. В чем тайна очарования «некрасивой девочки»?
  7. Близка и понятна ли вам Наташа Ростова?
  8. Современна ли Наташа Ростова?
  9. Какие черты героини нужны нам с вами?

    Индивидуальные, парные, групповые задания по усмотрению учителя.                                                             Можно заранее проговорить в классе, какие моменты жизни Наташи будут названы счастливыми, или ребята уже во время диспута будут называть эти моменты. Дать на пару или группу конкретный момент жизни с целью отыскать доказательства «за» и «против» этого счастливого момента. Можно одним предложить искать «за», другим – «против».

Счастливые моменты: детство, в Отрадном, на балу, в театре, у дядюшки, отъезд из Москвы во время войны, любовь к А.Болконскому, А.Курагину, отношения с Пьером, в эпилоге.

Оформление.

  1. Портреты-иллюстрации Наташи Ростовой
  2. Записи на доске (Записи до времени закрыты)
  1. Словарь.

- Счастье – чувство, состояние полного высшего удовлетворения.

- Счастливый – 1. Полный счастья. 2. Приносящий счастье.

        И.С. Ожегов. Толковый словарь русского языка

      2) Эпиграфы.

- Сущность ее жизни – любовь…

        Л.Н.Толстой

- Нет больше счастья,

        Чем отдаться людям,

        И высекать огонь

        В груди у бубен –

               И ничего не требовать взамен.

        Паул Михня

              - За счастье твое мне не страшно в огонь…

        Весна Парун    

Ход урока.

  I – Объясните, как вы понимаете слова из стихов  Паула Михни или Весна Паруна

     - Как ВЫ понимаете, что такое счастье? Насколько сказанное важно для вас?

Открывается словарная статья из И.С. Ожегова

- Что значит: «Полный счастья» и «Приносящий счастье»?

      - Когда станем говорить, в чем счастье Наташи Ростовой, нам будут важны оба определения к понятию «счастливый»?

II.     - Итак, какие моменты в жизни Наташи вы бы назвали счастливыми?

          (Для учителя:

          1. определенные далее моменты могут быть названы в разном порядке или совсем не названы. Если учитель посчитает необходимым, то сам обратит внимание на эти эпизоды из жизни Наташи Ростовой.

          2. доказательства для «да» и «нет» условные)

Детство.

Нет. 1. Счастья не чувствует, т.к. пока не знала ни горя, ни потерь. Живет и все.

          2. Некрасивая, и она это знает.

Да. Счастлива, иначе не было бы такого смеха, безудержного веселья, всеохватывающей любви ко всем. А о свей некрасивости Наташа даже ни разу не говорила.

- Только ли потому счастлива, что сама может веселиться, любить?

« Она упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись».

(Для учителя. Здесь можно прочитать отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка» (в первой части).

В Отрадном.

Да. Удовлетворена жизнью, слиянием с природой. Болконский любуется ею. Его жизнь после «встречи» меняется к лучшему.

Бал.

    «Давно я ждала тебя»,- как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея».

                                                             (Для учителя. Обсудите, почему «испуганная и    

                                                              счастливая» одновременно, что за улыбка со слезами).

У дядюшки (охота, танец, пение крестьянок).

Нет. Здесь Наташа, чтобы забыться, не думать о разлуке с Болконским. Мечется между своими состояниями. (Примеры).

Да. Отходит душой: с вдохновением слушает пение, по велению сердца пускается в пляс, скачет во весь дух во время охоты, позабыв и про охоту, и про всех остальных. ( Цитаты).

Театр.

Да. Чувствует себя красивой, т.к. на нее смотрят, от этого девочка ее возраста, женщина любого возраста счастлива. (Вспомним из Пушкина в «Евгении Онегине» эпизод, где Татьяна, светская дама, сидит в салоне рядом с Ниной Воронской, «Сей Клеопатрою Невы: // И, верно б, согласились вы, // Что Нина мраморной красою // Затмить соседку не могла, // Хоть ослепительна была».

Нет. - Только что была встреча с Андреем Болконским; охота, танец, пение – живое, естественное. А здесь? Улыбка Элен, «одинаковая для всех», неестественная, заражает Наташу. – Счастье понимают, осознают. Здесь же, оставшись одна, Наташа « не могла понять ни того, что с нею было, ни того, что она чувствовала. Все казалось ей неясно и страшно» (!).

Любовь к Анатолю Курагину.

Да. Отдается вся этой любви, а раз решилась даже на такое, как уехать с ним, то счастлива. (Цитаты).

Нет. – Сама, как в бреду, как в тумане, не понимает, что делает (как в театре).

          - Приносит горе родным, близким, а Наташа их любит горячо.

          - Любовь приносит разочарование.

Это тяжелый нравственный кризис.

- Кому-то от этой любви радостно?

Любовь, не приносящая никому счастья, не может быть счастливой.

Наташа и Андрей Болконский.

Нет. Расставание – так велел его отец. Что за счастье со слезами? ( Можно вспомнить эпизод, когда Наташа, ожидая князя уже несколько дней (он уехал к отцу за разрешением на свадьбу, но не предупредил об этом девушку), плачет, думает, что она оставлена, заперлась в своей комнате, надела домашнее платье. И вдруг…).

(Для учителя: лучше выразительно прочитать наизусть этот эпизод)

Да. Счастье только тогда счастье, когда достигается в борьбе с обстоятельствами, с собой. (И у Наташи такое счастье. И вся классическая литература говорит о том, что каждая любовь должна пройти через испытания).

Нет. Мечется, мучается, отчуждается от всех.                                                                                 Да. Но сила любви так велика, что весь остальной мир перестал существовать. После первой встречи с князем Андреем Наташа «была довольна и счастлива какою-то своею отдельной – верно глупою, веселою и счастливою жизнью».

Нет. Какое же это счастье, если любимый умирает?

Да. Наташа оправдана -  и счастлива, нет, лучше сказать, успокоена этим.

    (Для учителя. Эта любовь и другим приносит радость. Князю Андрею – ведь ради него эта любовь. «Он посмотрел на поющую Наташу, и в душе его произошло что-то новое и счастливое». Болконский говорит Пьеру: «Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там все – счастье, надежда, свет». Пьер рад их любви; Марья Болконская поняла брата и приняла Наташу. Радуются за нее родные.

« Какое это огромное счастье любить и быть любимым», - сказал А.П. Чехов)

Отъезд из Москвы перед пришествием Наполеона.

    (Для учителя: После обсуждения придем к выводу, что высокое чистое патриотическое чувство Наташи передается всем окружающим. А когда ты видишь, что твои мысли стали желанием других – это ли не счастье.

    Здесь же можно сравнить два состояния счастья: Наташино и полковника Богданыча.                       «- Доложите князю, что я мост зажигал, - сказал полковник торжественно и весело.

- А коли про потери спросят?

- Пустячок! – пробасил полковник, - два гусара ранено, и один на повал, - сказал он с видимою радостью, не в силах удержаться от счастливой улыбки, звучно отрубая красивое слово «наповал»»)

Эпилог. Наташа становится женой и матерью.

Нет. Наташа ходит неприбранная, «пополнела и поширела». Этого ли хотела в жизни девушка, любящая все красивое, балы, наряды, свет. Это же конец Наташи.

Да. Она любящая мать и все понимающая жена. Вот происходит встреча Пьера и Наташи после всего пережитого ими: «И лицо с внимательными глазами с трудом… улыбнулось… и обдало Пьера давно забытым счастьем…. Охватило и поглотило его всего». С ней счастлив Пьер.

Нет – это очередной этап в ее жизни. В незаконченном романе «Декабристы»  (критики считают его продолжением романа «Война и мир») Л.Н.Толстой рассказал о вернувшихся из 30-летней ссылки Пьере Лабазове и его жене Наталье Николаевне. «…Всякий, взглянув на эту женщину, должен был понять, что от нее ждать нечего, что она уже давно когда-то положила всю себя в жизнь и что ничего от нее не осталось. Осталось достойное уважения что-то прекрасное и грустное, как воспоминание, как лунный свет». ( Да или нет?).

Это ли не счастье, быть нужной, когда трудно другим.

- Дополняет образ Наташи Ростовой отношение к ней окружающих ее людей: в самую страшную минуту своей жизни (получение известия о смерти Пети) мать зовет только Наташу; Николай жалеет, что с выходом ее замуж, у него не будет уже такого друга. …

III. Вернемся к теме урока и ответим на вопрос: счастье Наташи Ростовой – осчастливить других.

(Для учителя. Можно поменять тему урока, записанную на доске, на новую запись).                                                                  - «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное». (Платон). Наташа способна проникнуться общим чувством с людьми, которые ее окружают, от родных до простых солдат. А этой способностью проникновения Толстой оценивает высокие духовные и душевные качества героев.

 - Так видят жизнь и другие писатели и поэты. (Обращение к эпиграфам).

- Завершает урок отрывок из стихотворения Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка», последняя часть.

Примечание

В процессе диспута можно выстроить графическое изображение моментов жизни Наташи Ростовой:

детство

В Отрадном

Любовь к Анатолю Курагину


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Судьба Наташи Ростовой. В чем предназначение женщины?" Урок в 10 классе

На уроке рассматриваются не только вопросы, связанные с пониманием романа Л.Н.Толстого "Война и мир", но вопросы эмансипации женщины в 19 веке...

Лабиринт сцеплений... Три любви Наташи Ростовой

Конкурсная работа " Поиск . Опыт  Мастерство "...

Образ Наташи Ростовой

"Сущность ее жизни -любовь", - так сказал о Наташе Л. Н. Толстой. Наташа Ростова, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажуще...

Урок на тему: «Размышления о Наташе Ростовой"

Применение­ разнообраз­ных приёмов обучения при анализе литературн­ого произведен­ия: театральна­я педагогики­, разнообраз­ная работа с текстом, собеседова­ние, формиро...

Урок-исследование. Литература 10класс. "На пути к счастью. Наташа Ростова."

Урок- исследования становления личности , характера Наташи Ростовой. 10 класс....

Открытый урок по литературе "Наташа Ростова - путь к счастью"

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ10 класс «НАТАША РОСТОВА – ПУТЬ К СЧАСТЬЮ»(по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)  Эпиграфы к уроку:  «Что за прелесть эта Наташа!»...

Урок литературы в 10 классе "В чем счастье Наташи Ростовой" (урок-диспут)

Урок-диспут демонстрирует ососбенности коммуникативной компетенции педагога в рамках групповой работы учащихся. В ходе урока обучающиеся имеют возможность обсудить проблемный вопрос: "В чем счаст...