Без доброты и сострадания нет человека... в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Урок - размышление по рассказу А.П.Платонова "Юшка" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы (слайд 1) и цели урока (слайд 2).
«Сегодня у нас необычный урок: урок - праздник и одновременно урок - открытие. Праздник потому, что нельзя буднично, обыденно говорить о писателе, чтение произведений которого требует большой работы мысли и сердца. Андрей Платонов. (слайд 3)                                                    «В каждой строчке рассказов Платонова присутствует какой - то сильный дух, какая - то большая духовная мощь», - отмечают исследователи. А открытие потому, что рассказ, над которым мы сегодня будем работать, - это нравственная заповедь, вернее, заповеди, оставленные нам, потомкам Платонова. Мы проживем 30 минут с Юшкой, героем одноименного рассказа Андрея Платонова».

3. Начало, мотивирующее деятельность.                                                                                                          Прежде чем приступить к анализу прочитанного вами дома рассказа «Юшка», послушайте стихотворение:

Однажды я видел картину,

И сердце сжалось в груди,

Старушка споткнулась, упала,

Никто не подал ей руки.

А все лишь только смеялись,

Мальчишки кричали: « Смотри,

Старуха в лужу упала,

И лицо у нее все в грязи!»

Старушка тихонечко встала

И, молча пальто отряхнув,

Она им лишь вслед улыбалась,

Пускай себе мимо идут.

Увидев эту картину,

Хочу я людям сказать:

«Сочувствуйте и любите,

И к вам придёт благодать». (Курендина Ольга)

У: - Какие чувства возникли у вас после прочтённого стихотворения?

(ответы учащихся)

У:  - Поместите слово сочувствие в тетради так, как вам хочется; запишите его цветом, который, как вам кажется, больше всего подходит к этому слову.

Подберите к слову синонимы. Дети читают свои варианты, на (слайде 4) появляется информация:

Сострадание

Милосердие

Участие

Жалость

- А теперь заглянем в словарь:

«Сострадание - жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека».

-Закончите предложения:

1. «В слове сострадание я слышу…»

2. «В слове сострадание я вижу, представляю…»

3. «В слове сострадание я чувствую…»

4. «Обладать состраданием - значит…

-Дома вы прочли рассказ А.П.Платонова «Юшка». Какие вопросы у вас возникли?

•        Почему люди были жестоки к Юшке?

•        Почему Юшка терпел и не возмущался?

•        Для чего жил Юшка?..

-На эти и др. вопросы мы сегодня постараемся ответить.

4. Анализ произведения.

– Как зовут главного героя произведения?

(Зовут его Ефим, но люди называли его Юшка.)

– Найдите описание Юшки. Зачитайте. (стр. 137.)

– На что обращает внимание автор? (слайд 5)

(На глаза Юшки.)

– Почему особо выделяет глаза?

(У Юшки глаза наполнены влагой. Если глаза – зеркало души, то душа Юшки плачет. Именно душой мы любим и страдаем..)

Охарактеризуйте Юшку одним определением.

Оформляется запись в тетради:

Слабый

Жалкий

Неказистый

Невзрачный

Тихий

Скромный

Незаметный

Кроткий (слайд 6)

«ветхий», т.е. такой, который должен вызывать сочувствие и сострадание у тех, кто находится рядом. А что же происходит на самом деле?

– Какие взаимоотношения были с односельчанами у Юшки? (слайд 7)

Учитель: Образ Юшки был  бы неполным, если бы мы не рассмотрели, как к нему относятся окружающие.

1-я группа: как к Юшке относились взрослые?

2-я группа: как к Юшке относились дети?

3-я группа: как сам герой относился к взрослым и детям?

1-я группа (слайд 8):

1.Взрослые выплёскивали на него свою злобу, постоянно обижали Юшку. Когда у них бывало злое горе или обида, когда они были пьяными, тогда их сердца наполнялись лютой яростью. Каждый вымещал на Юшке зло, зная, что он всё стерпит. В зле люди забывали на время своё горе.

2-я группа (слайд9):

2. Дети привыкли жить в атмосфере вражды. Взрослые обычно ругали их, а то и били. Юшка же был безответным, безобидным человеком. И это было непривычным и удивительным для детей.

3-я группа (слайд10):

- А как Юшка относился к людям?

«Ничего не отвечал, не обижался на них»

«…Не закрывал своего лица»

«Вы, должно быть, любите меня?»

 «Меня, Даша, народ любит! Он меня без понятия любит! Сердце в людях бывает слепое»

– Почему же Юшка верит, что дети его любят? Как об этом говорит автор?

(«Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.)

– Какие чувства вызывает отношение людей к Юшке у вас?

(Нельзя так относится к человеку.)

У:Юшка  искренне считает, что люди не злые по природе своей, а поступают так из-за неумения любить. Он искренне считает, что дети тянутся к нему, потому что любят.

-Как это характеризует Юшку?

-Каким предстает Юшка в эпизодах истязания людьми?

Кроткий, безропотный, безответный, беззлобный, покорный.

– Бывали ли в трудной жизни Юшки счастливые моменты? Когда он был на природе. (слайд 11)

- Как Юшка относился к природе? (с уважением, любовью, целовал цветы, ему становилось легко)

Итак , в сердце юшки живёт добро к людям, ко всему живому, к природе.

Юшка на протяжении своей жизни был добр ко всем: детям, взрослым.

Они же обижали его , оскорбляли, били.

А были ли случаи в его жизни, когда он мог противостоять нечеловеческому к себе отношению.

Обратимся к эпизоду, когда Юшка «осерчал». Почему осерчал, а не разгневался? (слайд 12)

5. Словарная работа. (слайд 13)  Осерчать – то же, что сердится. Разгневаться – прийти в состояние сильного гнева. (запись в тетради)

-Что стало причиной того, что Юшка осерчал? (слайд 14)

-Что отвечает Юшка на слова «веселого прохожего»?

(«Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя…А по надобности все равны»).

-Как вы понимаете слова Юшки?

(Все имеют право на жизнь. Она дана нам свыше, и никто не имеет право отнять ее).

Юшка умер. Вот так трагически закончилась его жизнь. Что же получается?

- Зачем жил этот человек?

-Зачем мучился?

-Неужели он жил для того, чтобы безответно терпеть всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство?

-Неужели только в этом предназначение Юшки, предназначение Добра? Ведь у Юшки была какая-то тайна.

Учитель читает рассказ до конца.

Вот, оказывается, в чем был смысл жизни для Юшки.

Добро, к сожалению, не всегда побеждает в жизни. Но Добро, Любовь не иссякают после смерти человека. Добро прорастает и дает плоды. Юшка живет в докторше.

– Хоронить Юшку пришли всем селом. Почему?

(Хотели искупить свою вину.)

– Напрасно ли прожил свою жизнь Юшка? (слайд 15)

(Нет. Юшка назван стариком, а душа у него детская, чистая. Это праведник, человек, живущий по христианским заповедям. Его называли блажным, юродивым, «божьим чучелом, терзали его и смеялись над ним. Но без таких «блажных» люди обходиться не могут: «без Юшки всем стало плохо». «Не стоит село без праведника», - гласит пословица. Место Юшки, своего духовного отца, заняла новая праведница – девушка, которая выжила, выучилась, стала врачом благодаря самопожертвованию и любви чужого ей человека. Чужого по крови, но не по духу.)

6.Минута релаксации. (слайд 16)

Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть?

Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх, потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись?  Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.

7. Рефлексия. Слайд 17

-Как бы вы поступили, если бы в жизни вам встретился такой, как Юшка?

-Что нужно делать, чтобы Добра в мире было больше?

-А теперь с этой точки зрения проанализируйте себя. Разделите лист на две половины. С одной стороны напишите тех, кому вы сочувствовали, с другой - тех, кто сочувствовал вам.

Какой столбик получился больше? Довольны ли вы результатом? Какой столбик вам хотелось бы увеличить?

Составить синквейн на тему «Юшка»: (слайд 18)

8.Итог урока:

Сегодня ребята мы много говорили о таких чувствах как милосердие, сочувствие, сострадание, о добре . На примере главного героя рассказа А.Платонова Юшки познакомились, как нужно относиться к природе, людям. Мы сказали, что сердце Юшки наполнено добром и любовью.

Каждому из вас раздаю небольшие сердечки, на них напишите, Что значит иметь настоящее сердце? Какое сердце вы бы хотели иметь? Или что в вашем сердце осталось от нашего урока.

Мне интересно мнение каждого из вас.

Я хочу, чтобы маленькие детские сердечки  слились в одно большое сердце ,наполненное любовью и милосердием к людям.

Д.з: Творческая работа. (слайд 19)

Любовь к чему или к кому живёт в вашем сердце?

Постарайтесь изобразить ответ на этот вопрос в виде схемы, а затем с помощью красок.

Всем, большое спасибо!!! (слайд 20)

МКОУ «Налимовская средняя общеобразовательная школа»

Урок-размышление

по рассказу А.П.Платонова "Юшка"

"Без доброты и сострадания нет человека..."

в 7 классе

                                               

    Подготовила  

                                                    учитель русского языка и

                                                    литературы

                                                    Мачехина Юлия Николаевна

Методический замысел и обоснование темы урока литературы, проведённого в 7 классе.

                          

Идея урока: в ходе литературоведческого анализа рассказа А.П.Платонова «Юшка» услышать нравственное звучание писателя, выявить особую структуру построения маленького рассказа. Рассмотреть, как конкретная жизнь человека расширяется для осмысления  житейской  мудрости  и даёт повод  для философских  размышлений о нравственности, о проблемах великодушия, милосердия.

Данное  учебное  занятие  имеет  ярко-выраженную   личностно- ориентированную направленность, так как даёт возможность учащимся выразить как в устной, так и в  письменной  форме ( синквейн)  своё  понимание нравственных понятий.

Тип урока: урок-размышление.

Идея:

Каждый должен раскрыть свои способности, а не копировать кого-либо.

Девиз:

Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и жизненного опыта, корректируя себя сам.

Цели: вызвать сочувствие к герою рассказа «Юшка»; дать импульс к размышлениям о любви ко всему живому и прежде всего о любви к людям; развивать навыки анализа текста.

Задачи:

-обучать формированию навыков литературоведческого анализа произведения, обеспечить повторение и закрепление таких понятий как сострадание, милосердие, гуманизм, нравственность;

-развивать мыслительные процессы: выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать воображение, используя задания творческого характера;

-воспитывать на примере литературного образа, суметь увидеть собственные внутренние качества, прочувствовать характер героя.

 Форма организации учебной деятельности:

  -индивидуальная, -фронтальная, -в парах.

Методы и технологии, используемые на уроке:

   -диалоговая технология;

   -методика исследовательских заданий,

   -личностно-ориентированнное обучение;

   -технология развития критического мышления,

   -элементы технологии проблемного обучения,

    -ИКТ.

Приёмы деятельности учителя:

    -эвристическая беседа,

    -вызов к размышлению,

    -работа со словом,

    -использование презентации в качестве иллюстративного материала.  

 Основные виды деятельности учащихся:

     -диалог, -анализ текста, -самостоятельная работа, -написание синквейна.

 

Оборудование урока:

               -учебник-хрестоматия  «Литература»,7класс, автор В.Я.Коровина;

               -презентация.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Без доброты и сострадания нет человека»

Нравственная проблематика.(Урок - размышление по повести Владимира Галактионовича Короленко«Дети подземелья»)...

Урок-размышление по произведению Л.Н.Толстого "Детство". Урок любви, доброты и сострадания в жизни Николеньки Иртеньева.

Урок-размышление по произведению Л.Н. Толстого "Детство". Учащиеся в результате разговора приходят к выводу, какие уроки Николенька Иртеньев извлекает из своего детства, анализируют его поступки, взаи...

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС К. Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке 5 класс

Тема урока: К.Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке.Тип урока:  знакомство с новым материаломЦели урока: - развитие навыков комментированного чте...

Урок самопознания в 5 классе "Доброта - солнце, согревающее сердце человека."

План открытого урока по самознанию в 5 классе "Доброта - солнце, согревающее сердце человека."...

Урок литературы "Без доброты и сострадания нет человека" (По рассказу А.П.Платонова "Юшка")

На уроке обучающиеся знакомятся с творчеством А.П.Платонова.  На примере  отношения главного героя рассказа "Юшка"  к другим персонажам обучающиеся учатся милосердию и добру....

Урок литературы в 7 классе «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)

Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»). Тип урока...