БЕДНЫЙ МАЛЕНЬКИЙ МУК. ( Урок-семинар по сказке В. Гауфа «Рассказ о Маленьком Муке». 5-ый класс.)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Суворова Светлана Михайловна

БЕДНЫЙ  МАЛЕНЬКИЙ  МУК. ( Урок-семинар  по  сказке  В.  Гауфа  «Рассказ  о  Маленьком  Муке». 5-ый  класс.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bednyy_malenkiy_muk.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  БЕДНЫЙ  МАЛЕНЬКИЙ  МУК.

            ( Урок-семинар  по  сказке  В.  Гауфа  «Рассказ  о  Маленьком  Муке».  

                                                                 5-ый  класс.)

                                                        Вопросы  для  семинара.

      1.   Почему  главным  героем  сказки  Гауф  делает  не  обычного  человека,,  а  карлика?  Какие  испытания  выпали  на  его  долю?

      2.   Что  объединяет  персонажей  сказки  госпожу  Ахавзи,  короля,  казначея?  Есть  ли  в  сказке  персонажи,  которые  помогают  Муку?  Много  их  или  мало?  Почему?

     3.   Объясните  смысл  слов  «жадность»,  «зависть»,  «вероломство».  К  кому  из  героев  сказки  их  можно  отнести?

     4.   Как  вы  думаете,  в  чём  была  ошибка  Мука,  когда  он  решил  сделать  так,  чтобы  его  полюбили  во  дворце?  Не  был  ли  он  отчасти  сам  источником  собственных  страданий?

     5.   Не  кажется  ли  вам,  что  Мук  слишком  жестоко  обошёлся  с  королём?  За  что,  по  мнению  отца  рассказчика,  Маленький  Мук  достоин  уважения?

     6.    Какую  особенность  построения  сказки  вы  заметили?  От  чьего  лица  ведётся  повествование?  С  какой  целью  автор  использует  эти  приёмы?

     7.   Много  раз  в  сказке  автор  повторяет,  что  Мук  ищет  счастье.  В  чём  он  видел  счастье?  Каким  образом  пытался  его  добиться?  Нашёл  ли  он  в  жизни  то,  что  искал?

     8.   Что  вы  можете  сказать  об  авторе,  написавшем  эту  сказку?  О  чём  она?

     9.    О  чём  заставляет  задуматься  сказка  Гауфа?  Какие  «недетские»  вопросы  она  поднимает?  

     Задание  к  семинару:  нарисовать  иллюстрации  к  сказке.

                                                                  Ход  урока.

                                                          Я  не  знал,  что  в  каждой  детской  сказке  заключена

                                                       вторая,   которую  в  полной  мере  могут  понять  только  

                                                       взрослые.  Это  я  понял  гораздо  позже.

                                                                                                К. Г. Паустовский  «Сказочник».

         Нам  всегда  кажется,  что  сказки – это  «детское  чтение».  Приключения,  волшебство,  вымысел…  Но  это  не  совсем  так.  Есть  сказки,  которые  читаешь  несколько  раз:  в  детстве  будет  интересен  сказочный  сюжет,  а  в  более  старшем  возрасте  та  же  сказка  заставит  задуматься  над  серьёзными  проблемами.  Ведь  во  многих  сказках  заложены  очень  серьёзные,  я  бы  сказала,  совсем  не  детские  мысли.

         Сегодня  мы  обратимся  к  сказке  В. Гауфа  «Рассказ  о  Маленьком  Муке».  Ваша  задача – обсудить  эту  сказку  по-взрослому,  попытаться  проанализировать  её  как               «сказку  для  взрослых».

       - Итак,  главным  героем  сказки  является?...      (Маленький  Мук.)

       - Почему  Маленький?                            (Он  был  карликом.)

       - Почему  главным  героем  Гауф  делает  не  обычного  человека,  а  карлика?

        (Люди  всегда  замечают  тех,  кто  не  похож  на  них.  Особенно  бывают  нетерпимы  и  жестоки  к  человеческому  уродству.  Такому  человеку  очень  тяжело  приходится  в  жизни.  Наверное,  Гауф  как  раз  и  хотел  показать,  как  трудно  быть  не  таким,  как  все,  но  ещё  хуже,  когда  тебя  за  это  ненавидят;  хотел  показать  и  осудить  жестокость  людей,  неприглядность  их  поведения – с  этого  начинается  сказка.)

        -  Какие  испытания  выпали  на  долю  Мука?

        (Он  наказан  самой  судьбой:  он  карлик.  За  это  его  не  любил  даже  отец.  Его  обижают  кошки,  невзлюбила  госпожа  Ахавзи,  придворные  ему  завидуют,  жадный  король  издевается,  обкрадывает;  мальчики  над  ним  насмехаются.)

        - Давайте  немного  обратимся  к  содержанию  сказки.  В  этом  нам  помогут  иллюстрации,  которые  вы  нарисовали  дома.

        (Дети  наклеивают  на  стенд  рисунки,  комментируя,  какой  эпизод  на  них  изображён.)

        -  В  сказке,  кроме  Мука,  есть  и  другие  персонажи.  Какие?

       (Госпожа  Ахавзи,  король,  казначей,  придворные…)

        - Что  объединяет  персонажей  сказки  госпожу  Ахавзи,  короля,  казначея?

       ( Они  злые,  жестокие,  завистливые,  вероломные.)

        - Есть  ли  в  сказке  персонажи,  которые  помогают  Муку?  Много  их  или  мало?  Почему?

        (Муку  помогает  только  собачка  и  ещё  неживые,  волшебные  предметы  ( туфли,  трость,  ягоды ).  Положительных  героев  мало.  Наверное,  тем  самым  Гауф  ещё  раз  показывает,  насколько  жестоки  и  злы  люди,  они  не  ценят  добро  и  завистливы.  Они  воспринимают  Мука  только  по  внешности,  а  собачка   видит  его  душу  и  помогает  ему  за  его  ласку  и  доброту.)

        - Итак,  многие  персонажи  жестоки,  завистливы,  вероломны.

 Объясните  значение (смысл)  слов  «жестокость»,  «зависть»,  «вероломство»,  «жадность».

       ( «Жадность» - от  слова  «жадный»;  1) стремящийся  всеми  силами  удовлетворить  свои  желания;  2) скупой,  корыстолюбивый,  стремящийся  к  наживе.  «Жестокий» - безжалостный,  беспощадный.  «Зависть» - чувство  досады,  вызванное  благополучием,  успехом  другого.  «Вероломный» - коварный,  действующий  путём  обмана,  измены. )

       - Как  вы  думаете, не  был  ли  Мук  отчасти  сам  источником  собственных  страданий?  В  чём  была  ошибка  Мука,  когда  он  решил  сделать  так,  чтобы  его  полюбили  во  дворце?

        (Мук  был  отчасти  виновен  в  своих  страданиях.  Он  хотел,  чтобы  его  любили,  и  думал,  что  любовь  можно  купить.  Он  добыл  деньги  и  с  их  помощью  попытался  приобрести  друзей,  но  у  него  появились  только  враги,  которые  ему  ещё  больше  завидовали.  И  Мук  оказался  в  темнице,  а  потом  лишился  туфель  и  волшебной  тросточки.)

        - Не  кажется  ли  вам,  что  Мук  слишком  жестоко  обошёлся  с  королём?  За  что,  по  мнению  отца  рассказчика,  Мук  достоин  уважения?

        (Мук  был  гордым,  добрым.  Пока  его  не  очень  обижали,  он  старался  как-то  уладить  отношения  с  людьми.  Но  потом  понял,  что  они  жестоки.  Он  отомстил,  может  быть  несколько  жестоко,  королю,  чтобы  тот,  видя  себя  в  зеркале  и  ощущая  на  себе  уродство,  не  смог  плохо  поступать  с  другими.  Мук  достоин  уважения,  потому  что  он  много  страдал.  Его  нужно  уважать  ещё  и  за  то,  что  он  смог  постоять  за  себя,  защитить  своё  человеческое  достоинство.)

        - Вы  все,  наверное,  внимательно  читали  сказку.  Какую  особенность  её  построения  вы  заметили?  От  чьего  лица  ведётся  повествование?    

        (Сказка  построена  необычно:  она  ведётся  от  лица  мальчика,  который  стал  уже  взрослым  человеком.  Но  внутрь  его  рассказа  помещена  история  о  жизни  Мука,  рассказанная  отцом  мальчика.)

        - Это  своего  рода  рассказ  в  рассказе.  Это  принцип  кольцевой  композиции.  Надо  заметить,  что  «Рассказ  о  Маленьком  Муке»  входит  в  сборник  сказок  Гауфа  «Караван»,  в  котором  всего  шесть  сказок.  Их  рассказывают  по  очереди,  чтобы  скоротать  время,  купцы  остановившегося  на  отдых  каравана.

         С  какой  целью  использует  автор  подобную  композицию?

        (Рассказ  о  том,  как  мальчики  издевались  над  Муком,  как  одного  из  них  наказал  за  это  отец,  очень  похож  на  правду,  реальность.  Рассказ  о  жизни  Мука – это  вымысел,  сказка.  Но  мы  видим,  что  сказка  и  реальность  очень  похожи:  и  там  и  тут  живут  жестокие  люди.  Поэтому  автор,  сравнив  сказку  с  настоящей  жизнью,  как  бы  говорит:  не  всё  в  сказке  ложь.

        Ещё  автор  хочет  сказать,  что  людям  нужно  говорить  об  их  плохом  поведении,  учить  их.  Отец  сначала  наказал  сына  ( и  тот  знал,  что  это  наказание  справедливо ),  потом  объяснил,  почему  Мук  достоин  уважения.  Он  также  своим  поведением  подтверждает  свои  слова:  почтительно  обращается  с  Муком,  кланяется  ему. Взрослые  своим  примером  должны  учить  детей.  И  рассказ  отца  принёс  плоды:  сын рассказал  историю  Мука  мальчишкам,  и  они  больше н е  смеялись  над  карликом.)

        - Несколько  раз  в  сказке  автор  повторяет,  что  Мук  ищет  счастья.  В  чём  он  видел  счастье?  Каким  образом  пытался  его  добиться?

        (Счастье  для  Мука  состояло  прежде  всего  в  достатке,  спокойной  жизни,  в  любви  и  уважении  окружающих.  Для  этого,  считал  Мук,  нужны  деньги.  Их  он  и  пытался  найти.  Но  они  не  принесли  ему  счастья.)

        - Нашёл  ли  он  в  жизни  то,  что  искал?

        (Судьба  помогла  ему  дважды:  собачка  указала,  как  пользоваться  туфлями  и  тросточкой,  ягоды  помогли  поквитаться  с  королём.  Мук  вернулся  домой  и  живёт  в  относительном  покое  и  достатке.  Туфли  и  тросточка  остались  у  него,  их  он  честно  взял  за  труд  у  госпожи  Ахавзи.  По-своему  Мук  счастлив:  он  поглядел  на  мир,  узнал  людей,  понял,  что  только  заработанное  честным  трудом  останется  с  тобой,  а  душевный  мир  можно  обрести  в  родном  доме.)

        - Гауф  написал  сказку,  которую  читают  более  170  лет.  Мы  уже  много  сказали  о  сказке,  её  героях.  Наверное,  пора  бы  обратиться  и  к  её  автору.  Что  вы  можете  сказать  об  авторе,  написавшем  эту  сказку?

        (Он,  наверное,  был  добрым  человеком:  ему  жаль  Мука,  он  сочувствует  карлику,  не  раз  говоря: «Бедный  Маленький  Мук».

       Автор – справедливый  человек.  Все  в  сказке  получают  по  заслугам,  жестокий  и  жадный  король  наказан.)

        - Гауф  прожил  очень  короткую  жизнь,  всего  25 лет  (1802 – 1827),  но  не  потерял  даром  ни  часа.  Он  был  стройный,  красивый,  с  тёмно-синими  глазами  на  бледном  лице,  весёлый,  остроумный,  общительный,  скромный,  добрый.  Родился  он  в  Германии  в  семье  со  средним  достатком.  Когда  ему  исполнилось  7 лет,  умер  отец,  и  мать  с  детьми  переехала  к  деду,  в  доме  которого  была  богатая  библиотека.  Мальчик  отдавал  предпочтение  запутанным  историям  и  рассказам  о  старине,  которые  по  вечерам  пересказывал  сестрёнкам,  переиначивая  по-своему  и  добавляя  красочные  подробности.  В  18 лет  он  поступил  на  богословский  факультет  одного  из  крупнейших  в  Германии  университета.  Окончив  его  в  1824 году,  стал  домашним  учителем  в  семье  барона  и  баронессы  Хюгель.  Маленькие  воспитанники  Гауфа  стали  первыми  слушателями  его  первых  сказок.

        Обучаясь  в  университете,  Гауф  был  предводителем  студенческих  компаний,  Его  любили  за  красноречие  и  остроумие.  Студенты  устраивали  весёлые  пирушки,  пели  громко  песни  и  мешали  спать  горожанам,  перевешивали (меняли)  вывески  на  лавках.  Ни  одно  из  развлечений  не  обходилось  без  Гауфа.  Но  эти  развлечения  Гауф  как-то  резко  оборвал.  Он  как  будто  чувствовал,  что  жить  ему  недолго,  и  полностью  погрузился  в  мир  литературного  творчества.  Уже  в  1826 году  выходит  1-ый  «Альманах  сказок»  и  два  романа,  которые  принесли  ему  известность.  Успех  книг  позволил  осуществить  давнюю  мечту:  Гауф  отправился  в  путешествие.  Исколесил  всю  Германию,  побывал  за  границей.  Но  прошёл  год – и  Гауф,  один  из  самых  молодых  и  прославленных  писателей  Германии,  умирает  в  25-летнем  возрасте  от  нервной  горячки.

         Его  литературная  деятельность – три  года,  но  написал  он  не  только  три  «Альманаха  сказок» ( «Караван», «Александрийский  шейх», «Харчевня  в  Шпессарте»).  Его  перу  принадлежат  любовные  стихотворения,  баллады,  песни,  романы.  Он  редактировал  журнал,  писал  статьи.  Он  автор  многих  рассказов (новелл),  даже  написал  мемуары.  Удивительно,  сколь  много  Гауф  успел  всего  за  три  года  творчества.  Лучшие  сказки  его  вошли  в  Золотой  фонд  мировой  литературы.  Хотя  он  писал  сказки  для  детей,  многие  из  них  входят  в  круг  взрослого  чтения.

         Вот  мы  и  подошли   к  главному  вопросу.  О  чём  сказка  Гауфа?  О  чём  заставляет  задуматься?  Какие  «недетские  вопросы»  она  поднимает?

        Вы,  наверное,  знаете,  что  по  мотивам  сказки  Гауфа  был  снят  мультфильм  и  художественный  фильм,  в  котором  прозвучала  песня  Ю. Энтина  и  М. Митяева  «Дорогою  добра».  Мы  сейчас  послушаем  эту  песню.  Возможно,  она  несколько  поможет  вам  с  ответом.

                         
                                           Спроси  у  жизни  строгой,

                                           Какой  идти  дорогой,

                                           Куда  по  свету  белому

                                           Отправиться  с  утра.

                                           Иди  за  солнцем  следом,

                                           Хоть  этот  путь  неведом,

                                           Иди,  мой  друг,  всегда  иди

                                           Дорогою  добра.

                                           Забудь  свои  заботы,

                                           Падения  и  взлёты,

                                           Не  хнычь,  когда  судьба  себя

                                           Ведёт  не  как  сестра.

                                           Но  если  с  другом  худо,

                                           Не  уповай  на  чудо –

                                           Спеши  к  нему,  всегда  иди

                                           Дорогою  добра.

                                           Ах,  сколько  будет  разных

                                           Сомнений  и  соблазнов!

                                           Не  забывай,  что  эта  жизнь

                                           Не  детская  игра.

                                           Ты  прочь  гони  соблазны,

                                           Усвой  закон  негласный –

                                           Иди,  мой  друг,  всегда  иди

                                           Дорогою  добра!

       -  Итак,  можно  ли  сказку  Гауфа  считать  «сказкой  для  взрослых»?  О  чём  она  заставляет  задуматься?

       (Эта  сказка  поднимает  вопросы  об  уважении  к  человеку.  Любого  человека  нужно  уважать,  независимо  от  того,  как  он  выглядит.

      Она  о  жестокости  и  доброте,  вероломстве,  зависти  и  жадности.

      Она  заставляет  людей  задуматься  о  том,  какие  они  на  самом  деле.  Прочитав  эту  сказку,  люди,  наверное,  захотят  быть  лучше  и  добрее.

      Ещё  она  поднимает  вопрос  о  внешней  и  внутренней  красоте  человека.  Нужно  ценить  людей  за  их  духовный  мир,  а  не  за  то,  красивы  они  или  уродливы  внешне.

     Это  сказка  и  для  взрослых:  в  ней  говорится,  что  они  должны  учить  детей,  помогать  им  разбираться  в  людях  и  своим  поведением  подавать  пример.)

     - Действительно,  сказка  Гауфа  намного  серьёзнее,  чем  думается  сначала.  Она  ставит  вопросы,  которые  должны  волновать  прежде  всего  взрослого  человека, т. к.  именно он  является  воспитателем  маленьких  детей.  Это  вопросы  о  внутренней  и  внешней  красоте,  об  уважении  к  людям,  о  терпимости,  о  защите  человеческого  достоинства,  о  благородстве,  о  желании  сделать  мир  и  людей  в  нём  добрее  и  красивее  душой.  Т. е.  сказка  поднимает  важные  нравственные  проблемы.  Проанализировав  её,  мы  действительно  увидели,  как  сказал  К. Г. Паустовский,  что  в  этой  «детской  сказке  заключена  вторая,  которую  в  полной  мере  могут  понять  только  взрослые».