Методическая разработка к уроку литературы в 11 классе "Система поэтических образов в пейзажной лирике С. А. Есенина"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Данная разработка представляет собой анализ поэтических образов в пейзажной лирике С. А. Есенина. Во вступлении работы говорится о том, что все богатство словесной живописи у Есенина подчинено одной цели - дать чи- тателю почувствовать красоту и силу природы. И достигает он этого с помощью образности, о которой он неоднократно писал, как о собственном художественном приеме. Понятие образности поэт впервые осмыслил через народное поэтическое слово в своем философском трактате "Ключи Марии". В основной части проанализированы наиболее распространенные художественные образы в стихотворениях Есенина.В заключительной части дан анализ цветовой символики .Связь земного и небесного- один из поэтических приемов С. А. Есенина. Поэзия Есенина - поэзия истинной любви к родной природе, к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Уйдя из жизни в 30 лет36.57 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка к уроку литературы в 11 классе

«Система поэтических образов в пейзажной лирике

С. А. Есенина»

План.

  1. С. А. Есенин – мастер пейзажной лирики, подлинный певец родной земли.
  2. Система поэтических образов в пейзажной лирике поэта.
  3. Связь земного и небесного – один из поэтических приемов С. А. Есенина.
  4. Одухотворение мира природы в поэзии С. А. Есенина.
  5. Цветовая символика.
  6. Поэзия Есенина – поэзия истинной любви к родной природе, к Родине.

    Уйдя из жизни в 30 лет, С. А. Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Лирическая поэзия Есенина удивительно богата и многокрасочна по своему душевному выражению, искренности чувств, сердечной взволнованности и человечности.

    В стихах Есенина нас покоряет и захватывает в «песенный плен» удивительная гармония чувств и слова, мысли и образа. «В стихах моих, - писал поэт в 1924 году, - читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим молодым поэтам и беллетристам. Не я выдумал этот образ. Он был и есть основой русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в стихах своих».

    «Лирическим чувствованием» проникнуто всё творчество поэта: его думы о родине, стихи о любимой, волнующие рассказы о «четвероногих» друзьях.  Удивительным теплом согреты и есенинские картины русской природы. Есенин был прекрасным мастером пейзажной лирики, подлинным певцом родной земли.

    Подобно шишкинскому лесу и левитанской осени, нам бесконечно дороги и близки и «зеленокосая» есенинская берёзка – самый любимый образ поэта ;  и его старый клен «на одной ноге», стерегущий «голубую Русь»; и цветы, низко склонившие в весенний вечер к поэту свои головки.

    Всё богатство словесной живописи у Есенина подчинено единственной цели – дать читателю почувствовать красоту и силу природы. И достигает он этого с помощью образности, о которой он неоднократно писал, как о собственном художественном приёме. Впервые понятие образности поэт осмыслил через народное поэтическое слово в своём философском трактате «Ключи Марии», написанном в 1918 году. Философское содержание этого трактата основано на сочинении А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Одухотворение природы Есениным, уподобление человека природным явлениям тождественно тому, что свойственно устной поэтической культуре, в которой человек – часть природного мира.

    Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение «Зелёная причёска…» (1918). Повествование развивается в двух взаимопроникающих планах: берёзка – девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение (да это узнавание и не нужно) – о берёзке или о девушке… Потому что человек здесь уподоблен дереву, а дерево - человеку. Берёзка в народной поэзии – символ стройности, красоты, юности; она светла и целомудренна… Поэтому в других стихотворениях Есенина читаем: «Берёзки! Девушки – берёзки!» («Письмо к сестре», 1925), «Зеленокосая, в юбчонке белой стоит берёза…» («Мой путь», 1925) и т. п.

    Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как «Серебристая дорога…» («Дай ты мне зарю на дровни, / Ветку вербы на узду…»), «Песни, песни, о чём вы кричите?..». В последнем – та же зыбкость границ между природой и человеком, то уже уподобление дерева и человека:

Хорошо ивняком при дороге

Сторожить задремавшую Русь…

(«Песни, песни о чём вы кричите?..»)

    В стихотворении «Я покинул родимый дом…» - «…старый клён головой на меня похож»; в стихотворении «Закружилась листва золотая…» - «И в душе, и в долине прохлада», причём вне поэтического контекста «прохлада в душе» алогична, бессмысленна; образ получает смысл лишь вкупе с темой природы: «И в душе, и в долине прохлада». И там же:

Я ещё никогда бережливо

Так не слушал разумную плоть,

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод…

      («Закружилась листва золотая…»)

   Центральным, всеобъемлющим понятием поэтических воззрений славян, согласно Афанасьеву, является образ древа, олицетворяющий собой мировую гармонию, единство всего сущего. Таков образ в народной поэзии, таков он и у Есенина. Вот почему в центре многих стихов Есенина оказывается образ древа. Этот мифологический образ, существующий у многих народов мира, в поэзии Есенина многозначен. Дерево,растущее от земли до неба, является и центром мира, и рая, и семьёй, и человеком, и «вечным непоколебимым древом, на ветвях которого растут плоды дум и образов» («Ключи Марии»). На ветвях этого «небесного» древа (кедра, вербы, тополя, дуба) растут разные «плоды»: солнце, луна и звёзды, дни и ночи, думы, образы и слова.

    В «Ключах Марии» Есенин писал: «Всё от древа – вот религия мысли нашего народа… Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека».

    Ещё на раннем этапе творчества поэта, отмечает В. Дементьев, «в нём оформлялось и вызревало… ощущение извечности Руси как некоего надмирного древа…». В лирике Есенина двадцатых годов – «множество скрытых связей между образом поэта и мифологическим «древом жизни»… Вершиной в развитии этой образной системы «поэт – древо жизни» является стихотворение «По-осеннему кычет сова…» (1920). В нём поэт как бы мгновенно приобретает «древесную плоть».

    Современные авторы пишут о многозначности образа древа в древних мифах (кстати, древо – древний этимологически близки): древо, в частности, символизировало жизнь и смерть (цветущее или сухое древо; древо в календарных обрядах), древние представления о вселенной (верх – небо, низ – подземное царство, середина – земля); древо в целом может сопоставляться с человеком.

    Подобно тому, как в древе-вселенной вершина – солнце, небо; низ - корни, рождается параллель со стоящим человеком : голова – вершина, уходящая в небо; ноги – корни, ощущающие крепость в земле. Раскинутые руки, подобно ветвям дерева, обнимают мир вокруг… Всё это мы находим в образной системе Есенина.

    Поэтические образы Есенина прямо ориентированы на мировое древо народной мифологии. Поэтому стремление к гармонии человека и мира выражается у Есенина через уподобление себя древу.

Я хотел бы стоять, как дерево,

При дороге на одной ноге.

Я хотел бы под конские храпы

Обниматься с соседним кустом…

    («Ветры, ветры, о снежные ветры…»)

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод…

    («Закружилась листва золотая…»)

Ах, увял головы моей куст…

    («Хулиган»)

Облетает моя голова,

Куст волос золотистый вянет.

    («По-осеннему кычет сова…»)

«Древо – жизнь» - так определил Есенин своё мирочувствование и мироощущение. Он и в человеке видел семя этого монументального «надмирного древа». Талант его был проявлением жизненной силы, способной «процвесть и умереть». И поэтому в его стихах не ощущается беспомощность человеческого «я» перед таинственными силами природы. Есенину, кровно связанному с народными, преимущественно земледельческими верованиями и представлениями, хранившими отзвуки глубокой старины, был чужд ужас перед неизбежной смертью. Нет, смерть не представлялась ему той роковой чертой, к которой идёт человек, обессиленный страхом, душевно смятённый, униженный сознанием своей тленности и ничтожности. Смерть была для Есенина лишь одним из проявлений мирового кругооборота явлений, а жизнь человека была равна смене времён года – цветению, увяданию, плодоношению, для нового цветения и нового увядания. Так возникал в лирике поэта мотив скоротечности существования человека, мотив странничества.

    Есенин знал календарные изречения русского крестьянства, видел в этих изречениях не только поэтическую и языковую экспрессию, восходившую к языковой стихии Древней Руси, но и строгую согласованность с местом и временем года, соответствие климатическим особенностям своей родины.

    Глубокая связь с историей и культурой Древней Руси, с устной народной поэзией «обусловила появление в поэзии Есенина целой группы поэтических символов…», - пишет В. Базанов в книге «Сергей Есенин и крестьянская Россия».

    Наиболее важную роль в художественном мире Есенина играют образы луны (месяца) и солнца как символы ночи и дня, лунной и солнечной сфер, влияющих на человека. Он создаёт в своей лирике около160 «лунных» образов. Однако более важным для поэта в 20-е годы станет пространственный образ Земли.

    В центре земли – изба с овином и хлевом. Избы, «связанные» дорогой, образуют деревню. «Деревни», «сёла», «посёлки» и «слободки», окруженные полями и лесами, - это есенинская «голубая Русь». Русская деревня в начале века представляла из себя целый мир, «таинственный и древний», со своей культурой, обычаями, нравственностью. Совсем ещё юношей, в первых книгах своих Есенин открывает нам образ этого мира нелёгкой, но благодарной крестьянской работы; мира свежих копен и снопов, живущего под скрип тележных колёс, под звоны тальянки, под стоны глухарей; мира последних на Руси перехожих калик и богомолок; мира тоскливой глухомани, располагавшей то к покою и растворению в природе, то к буйному желанию вырваться из этого заколдованного царства; мира, в жизнь которого уже начинали вплетаться железные ноты двадцатого века.

    По лесу тропинкой кривенькой

    В летний вечер голубой

    Рекрута ходили с ливенкой

    Разухабистой гурьбой.

      («По селу тропинкой кривенькой…»)

    Месяц в ранних есенинских произведениях получил множество эпитетов: месяц – колоб, что «замесила Божья Матерь Сыну» («То не тучи бродят за овином…»), месяц – сырный кусок («Небо сметаной обмазано…»), месяц - жеребёнок («Нивы сжаты, рощи голы…» и «Табун»), месяц – щенок («Песнь о собаке»), месяц – телёнок («Закружилась листва золотая…»), месяц – ягнёнок («Песнь о Евпатии Коловрате») и месяц – «ягнёночек кудрявый» («За тёмной прядью перелесиц…»),  месяц – «рыжий гусь» («Отчарь»), месяц – ладья («Устал я жить в родном краю…»), месяц – коромысло («Королева»), наконец, месяц – рыжая шапка деда («Сельский часослов»). В поздних стихах месяц оборачивается жёлтым вороном: «Во мгле сырой // Месяц, словно жёлтый ворон, // Кружит, вьётся над землёй» («Ну, целуй меня, целуй…»).

    Очень распространённым в лирике Есенина является образ розового коня. Розовый конь - символ восхода, весны, радости, жизни… Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. На таком коне скакал Есенин в детстве и юности на родной Рязанщине. «Проскакал на розовом коне» - трагический знак уже отшумевшей жизни.

    Целая система поэтических образов ярко прослеживается и в стихотворении «Отговорила роща золотая…». «Золотая роща» - это не только предметный образ, но и обобщённый – жизнь поэта, даже бытие вообще.

    Осень – пора тишины и ярких красок, поэтому здесь главенствуют цветовые образы, однако общая тональность стихотворения печальная, и эту печаль и грусть создаёт образ журавлиной стаи, птиц, улетающих, прощающихся с родной природой. Журавли с их печальным курлыканьем – это лейтмотив осени жизни.

    Их прощальная песня – это тема увяданья, ощущение последних дней, всепрощающее приятие своей судьбы. Соотнесение весны человека («души сиреневая цветь») и догорающего костра жизни выражено через зримый предметный образ:

В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть…

    Далее вступает тема конца – траура, увядания, последнего дыхания засыпающей природы. Частично на это наводит строка «не обгорят рябиновые кисти», несмотря на отрицание, всё же высказывающая представление о сожжённом, обугленном, чёрном. И, конечно же, желтизна травы. Тихое падение листьев доносит мотив печального успокоения некогда сильных порывов: не «закружилась листва золотая», а «дерево роняет тихо листья» - отдельные, одинокие листья.

    Образы догорающего костра, падающих листьев ярко подчёркивают одиночество и бесприютность лирического «я». А образ ветра:

И если время, ветром разметая,

Сгребёт их все в один ненужный ком…

Скажите так…что роща золотая

Отговорила милым языком, -

переводит действие в иное, «космическое» измерение и придаёт философское звучание всему содержанию стихотворения. Длинными гирляндами выстраиваются перед нами поэтические образы, одухотворяющие природу: осины, раскинув ветви, загляделись в розовую водь; август тихо прилёг ко плетню; тополя уткнули по канавам свои босые ноги; закат обрызгал жидкой позолотой серые поля; под окнами ревела белая метель – всё это настолько естественно и органично в лирике Есенина.

    В образной системе лирики Есенина прослеживается идея единства двух миров – небесного и земного. Эти миры взаимодействуют, влияют друг на друга и даже сливаются: божественный мир приобретает черты земного, а земной – обожествляется.

    Вот почему небо в художественном мире поэта «голубая трава», там растут деревья, пасутся «животные»: месяц, звёзды, солнце, облака. Природа у Есенина – божественный храм. Ночное небо – «иконостас», звезды – «лампадки небесные», деревья – «монашки», сумрак – «ангел».

    Такие небесно-земные образы придают черты торжественности, необычности природному миру, изображённому в поэзии Есенина:

Струятся звёздные псалмы;

Черная глухарка к всенощной зовёт;

Ели льют запах ладана;

Воробей пластырь читает.

    Однако связь земного и небесного («понятен мне земли глагол», но «душа грустит о небесах») – не просто один из поэтических приёмов, а важнейшая особенность философии Есенина, его представление о мире и человеке. Выраженная поэтически связь земли и неба и создаёт образ единого вселенского Храма – Храма природы, человеческой души, прекрасного Храма мироздания.

    Природа в художественном мире Есенина -  не фон для лирического героя, её описание не бывает нейтральным, в пейзаже всегда выражена авторская оценка, чувство, отношение поэта. Это лирический пейзаж, в котором тайны человеческой души раскрываются через сопоставление с миром природы: «Хорошо бы, как ветками ива, // Опрокинуться в розовость вод»; «Сам себе казался я таким же клёном»; «Я по первому снегу бреду,// В сердце ландыш вспыхнувших сил»; «За ровной гладью вздрогнувшее небо // Выводит облако из стойла за уздцы»; «Изба – старуха челюстью порога // Жуёт пахучий мякиш тишины».

    Пейзаж органически связан с авторским настроением и целиком ему подчинён. Природа нам помогает войти в эмоциональный мир художника. Сколько поэтической свежести, обвораживающей читателя нежности и лиризма в следующих стихотворениях: «Синий май. Заревая теплынь…», «Закружилась листва золотая…», «Я покинул родимый дом…», «Ответ».

    Мир природный одухотворён, отчасти мифологизирован в духе фольклорной образности, но не «очеловечен», что опять-таки редкое свойство для воспроизведения жизни природы в поэзии ХХ века, где она обычно «очеловечивается», то есть подражает явлениям и действиям жизни человеческой; в лесе, в деревне, в ветре – точнее, в метафорах, в которых они фигурируют, точно прячется замаскированный человек. Вот этого вначале совершенно нет у Есенина. Природа у поэта не внешняя, а личная, автобиографическая тема. В ней он видит себя. Это меньше всего похоже на простую символику. Облик природы воссоздаётся во всей полноте и богатстве красок, живых примет и милых сердцу подробностей. И в то же время читатель всё время чувствует, что поэт говорит о себе самом.

    Когда вы читаете первые строки стихотворения «Я покинул родимый дом…» (1918) – о березняке над прудом, который «теплит матери старой грусть», о седине в бороде у отца, похожей на «яблонный цвет», –вы чувствуете, что пейзаж здесь, по существу, перестаёт быть пейзажем.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережёт голубую Русь

Старый клён на одной ноге.

    («Я покинул родимый дом…»)

Старый клён – не обычная деталь природы. «На одной ноге», казалось бы, мало подходящее выражение, когда речь идёт о дереве. Как же иначе выглядит любое дерево? Но слова эти поэтически точны, ибо обращены к живому, одухотворённому клёну, в котором поэт видит и своё детство, и самого себя. Вот почему так естественно звучат заключительные слова:

И я знаю, есть радость в нём

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого что старый клён

Головой на меня похож.

(«Я покинул родимый дом…»)

    В других стихах поэт смотрит на себя, и его голова напоминает ему облетающий золотистый куст; то он кажется себе забытым, запущенным садом, то молодым неразжелудившимся, рано согнувшимся дубом, то снова клёном, опавшим и заледенелым.

    Поэзия и природа у Есенина как два взаимоотражающихся зеркала, два опрокинутых друг на друга мира ; как небо и тихая гладь реки, чуть зыблющаяся вечерняя «водь». Природа, деревья, звери – всё, что живёт, дышит, цветёт; всё, что было связано в едином святом и вековом круговороте, - весь этот мир обречён на гибель перед натиском чудовища с «железным брюхом», заглушен грозными звуками его «погибельного рога».

    Природа для Есенина – живая душа обречённого мира. Вот почему есенинская природа – чаще всего осенняя. Читая стихи Есенина, вы вступаете в мир «журавлиной тоски», «коломенской грусти», печального «белого перезвона» берёзок, «заунывного карка» птиц, «поблекшей травы», «обветренных ракит», «нив, златящихся во мгле», склоняющихся цветов и падающих листьев; мир, где цветенье слито с увяданием, а «половодье чувств» - с утраченной свежестью.

    Здесь мы с особенной наглядностью ощущаем: образ не только то, что предстало перед поэтом, но и то, что и как он увидел, что он отобрал, опоэтизировал. Образы природы у Есенина – это его воплотившееся мировосприятие, отношение к жизни, самочувствие, настроение. У него природа – прежде всего осень, вечер в сумерках золотого солнца.

    Но она ещё и эхо. Из неё возвращаются посланные к ней воспоминания. Природу можно просто окликнуть, как прохожего:

Ой вы, луга и дубравы, -

Я одурманен весной.

    «(Сыплет черёмуха снегом»)

Здесь уравнены в своей чувственной сущности человек и природа. Природа должна посочувствовать, откликнуться , иначе к ней незачем обращаться. Лирика Есенина поражает начисто утраченным современным человеком дара понимать душу природы, растений, животных, ощущать себя частью всего живого: «Для зверей приятель я хороший, // Каждый стих мой душу зверя лечит»; «О, если б прорасти глазами, // Как эти листья, в глубину». Есенин мыслит, чувствует образами природы, которая в стихах поэта живёт и дышит, и созданию этого впечатления помогает олицетворение: «Поёт зима – аукает», «Сыплет черёмуха снегом», «Луна стелила тени»; «Отелившееся небо» // Лижет красного телка»; «Стережёт голубую Русь // Старый клён на одной ноге».

    Есенину также понятна цветовая символика древнерусской живописи, давно ставшая обиходной в повседневном русском быту. Природа у поэта многоцветна, многокрасочна. Она играет и переливается всеми цветами радуги, она звенящая и шумная: звенит сосняк, «звенит рожь», «в рощах по берёзкам белый перезвон». Всё это как бы сближает жизнь  природы с жизнью человека, с его переживаниями и чувствами.

    Поэт любуется нежными красками природы в стихотворении «Весна»: тут и милая синица, и любимый клён, и лимонный свет луны, и разодетые в зелень деревья. Природа у Есенина - не застывший пейзажный фон, она живёт, действует, горячо реагирует на судьбу людей, события истории. Она – самый яркий герой поэта.

    Любимые цвета Есенина – синий, голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности голубых просторов России: «синь, упавшая в реку», «только синь сосёт глаза», «солнца струганные дранки загораживают синь» и т. п. Эти цвета создают атмосферу светлой радости жизни: «вечером лунным, вечером синим», «предрассветное, синее, раннее», «в летний вечер голубой». Белый – символ чистоты, золото – изначальный свет, красный – цвет любви, горения, страсти.

    Порой в его цветах господствует розовый цвет, а белый исчезает; общий золотой фон, бывший символом иного мира, как бы одомашнивается, превращается во что-то близкое и знакомое: «золотою лягушкой луна распласталась на небе ночном».

    В 1925 году Есенин почти полностью отошёл от былой многоцветности. Все стихи насыщены трепетным дыханием синевы. Цвет становится объёмным, живым, многотонным:

Воздух прозрачный и синий.

Выйду в цветочные чащи.

Путник, в лазурь уходящий,

Ты не дойдёшь до пустыни.

Воздух прозрачный и синий.

    («Воздух прозрачный и синий»)

    Золотой фон теряет прежнюю яркость и лишь приглушенно сияет сквозь синеву:

Золото холодное луны,

Запах олеандра и левкоя.

Хорошо бродить среди покоя

Голубой и ласковой страны.

    («Золото холодное луны»)

    И только два, чёрный и белый, вдруг возникают контрастно и ярко, как предвестники какой-то трагедии:

Вижу сон. Дорога чёрная.

Белый конь…

    («Вижу сон. Дорога черная.»)

    Белый конь в народном сознании символизировал смерть. Чёрный и белый цвет в последних стихах Есенина уже не мог вытеснить голубую, розовую, сиреневую, золотую, звенящую Русь. Так же как в древнерусской живописи черный ад и белая смерть лишь оттеняют золотое, красное и голубое цветение жизни, трагические цветовые контрасты в стихах Есенина поглощены многоцветным гимном вечной жизни.

    Красочность стихам придаёт избранная цветовая гамма, точнее, контрастное сочетание цветов: зелёный – красный. Активное использование цвета, словесная живопись – характерная особенность есенинского творчества.

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

    («Запели тёсаные дроги»)

    Поэт не просто делает зарисовку с натуры, цвет в его стихах выражает определённое настроение, чувство, создаёт образ, поэтому цветовые определения становятся эпитетами.

    Экспрессия, которую выражает эпитет цвета, поддерживается и уточняется стоящими рядом словами, внутренняя форма которых несёт то же значение:

                        С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

    («Не бродить, не мять в кустах багряных»)

    Есенин обращается к естественным цветам окружающего мира: зелень листвы, голубизна неба, золото осени, белизна зимы, темные тона вечера. Но оттенки цветов, их сочетание («зола зелёная из розовой печи», «алый мак в небесной черни»), метафорический контекст, в котором употреблены цветовые эпитеты («красная вода» восхода – «зелёное вымя» дерева; «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне»; «свет от розовой иконы на златых моих ресницах»), - придают изображению неповторимую индивидуальность и экспрессивность.

    Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Всё, написанное им, проникнуто «чувством родины».

    Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моём творчестве». Заметим, не «тема», а «чувство». Например, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» рисуется образ родины – рая.

    Есенин- народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что поэт выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.

    Рано покинув родную деревню, поэт навсегда сохранил сыновью преданность ей. И не деревне вообще, а той, чьи избы смотрят окнами на голубой простор Оки, на бескрайние заливные луга за рекой и темнеющий на горизонте лес.

    Сюда приезжал поэт всякий раз, когда ему было трудно, приезжал один и с дорогими его сердцу людьми – и всякий раз родная земля наполняла его душу новой силой, вливающейся в его стихи. Здесь было для поэта начало всех начал в его собственной жизни, жизни народа. Отсюда открывались взору необъятные русские дали.

    Лирика Есенина даёт картину неисчерпаемой по своей красоте жизни природы, полное ощущение деревенского уклада жизни. Лишь родившись в крестьянской избе, любя её, можно было так сказать:

В том краю, где желтая крапива

     И сухой плетень,

Приютились к вербам сиротливо

     Избы деревень.

         («В том краю, где жёлтая крапива»)

 

До сегодня ещё мне снится

Наше поле, луга и лес,

Прикрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

    («Низкий дом с голубыми ставнями»)

    Так любил он родную землю и завороженно смотрел на небо и звёзды над ней. Есенин ещё в юности определил и горячо выразил в стихах своё отношение к любимой им России.

    Отсюда, от самозабвенной любви к отчей земле, шло всё в его лирике – и радость, и боль. Даже в его трагических стихах облик родной страны с её полями, колосьями, деревьями, синевой неба над равниной, облаками, снегом, дождём над рожью, звёздами над селением оставался для него радостью и любовью, образ Родины в его стихах действует на читателя чародейно.

Несказанное, синее, нежное…

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя – поле безбрежное –

Дышит запахом мёда и роз.

    («Несказанное, синее, нежное…»)

    Почти каждая строка поэта убеждает, что его стихи – исповедь сердца, исповедь безоглядная, может быть, иногда отчаянная, рискованная, но абсолютно правдивая и, при всём высоком артистизме, а вернее, именно благодаря ему, действительно простая, человеческая. «Любовь к родному краю» ведёт к появлению чувств гражданских, рождая ощущение сыновней ответственности перед Родиной.

Литература

  1. Ю. Л. Прокушев « Сергей Есенин. Стихотворения и поэмы», «Колыбель поэзии»
  2. Л. А. Смирнова «Русская литература. 20 век. Справочные материалы»
  3. А. А. Михайлов, С.С. Лесневский «В мире Есенина»
  4. Е.П. Пронина «Русская литература 20 века. Очерки. Портреты. Эссе.»
  5. А.С. Карпова «Сергей Есенин. Поэмы и стихотворения»
  6. В. Дементьев «Грани стиха. О патриотической лирике советских поэтов»

   

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа Разработка проекта урока литературы в XI классе по теме «Жизнь и творчество С.Есенина» «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою» С.Есенин

О Сергее Есенине, который живёт в нашей памяти как яркая звезда начала XX столетия-  серебряного века русской поэзии. Он появился на свет как будто в пору завершения золотой осени, на грани с неп...

Урок литературы в 5 классе по теме: "Пейзажная лирика Тютчева Ф.И"

Технологическая карта урока. Тема. Цели. УУД ....

Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Гуманизм лирики С.А.Есенина"

Урок литературы в 11 классе, его цель -  показать предельную искренность и глубокий лиризм поэзии С.А.Есенина и ощущение нерасторжимой связи с родной природой....

Урок литературы в 6 классе. Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютчева». Обучение анализу стихотворения ( «Неохотно и несмело», «Весенняя гроза», «С поляны коршун поднялся…»)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКАВ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕОБЩАЯ ЧАСТЬПредметЛитератураКласс6Тема урока Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютч...

Разработка урока литературы в 6 классе на тему «Пейзажная лирика русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого»

Разработка урока литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского,  А.К. Толстого»...

Технологическая карта урока литературы по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях» ФГОС с применением технологии встречных усилий...

Урок литературы в 5 классе по теме "Пейзажная лирика С. Есенина"

Урок с применением ИКТ-технологии, технологии развивающего обучения....