Западноевропейский театр. «Человеческая душа молчалива»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Бобрышева Наталья Ивановна

Западноевропейский театр. «Человеческая душа молчалива»  - эт урок по пьесе Мориса Метерлинка «Пелеас и Мелисанда». Интегрированный урок по литературе, истории мировой культуры и       музыкальной литературе. Он создан для студентов музыкального колледжа, изучающих оперу Дебюсси по пьесе Метерлинка.   На уроке ребята получают представление о течении символизма в искусстве и характерных чертах культуры того времени (рубеж  XIX – XX в.в.); знакомятся с краткой биографией и эстетической концепцией французского драматурга и теоретика символизма Мориса Метерлинка; творчеством М. Метерлинка на примере драмы «Пелеас и Мелисанда» и на примере оперы К.Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» определяют характерные черты воплощения драматургии пьесы, получают  представление  о внутренних связях литературы и музыки; продолжают работу над анализом текста. Этот урок необходим перед изучением культуры и литературы серебряного века, а также помогает понять  самую сложную пьесу Чехова "Чайка",

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бобрышева Наталья Ивановна –

учитель Воронежского музыкального

колледжа им. Ростроповичей г. Воронежа

                                   

                                       

Западноевропейский театр. «Человеческая душа молчалива»

(урок по пьесе Мориса Метерлинка «Пелеас и Мелисанда»).

Интегрированный урок по литературе, истории мировой культуры и       музыкальной литературе.

Цель:

дать представление о течении символизма в искусстве и характерных                                                                                                                                                 чертах культуры того времени (рубеж  XIX – XX в.в.);

познакомить учащихся с краткой биографией и эстетической концепцией французского драматурга и теоретика символизма Мориса Метерлинка; творчество М. Метерлинка на примере драмы «Пелеас и Мелисанда» и на примере оперы К.Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» выявить характерные черты воплощения драматургии пьесы, формирование представлений учащихся о внутренних связях литературы и музыки; продолжить работу над анализом текста.  

Оборудование урока:

- Текст пьесы.

- Портрет Мориса Метерлинка.

- Аудиозапись оперы Клода Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда».

- Репродукции картин Климта, прерафаэлитов.

План урока:

  • Общая характеристика символизма как главного художественного направления в искусстве рубежа 19 – 20 в.в.
  • Эстетические взгляды М. Метерлинка.
  • Сведения из биографии.
  • История драмы «Пелеас и Мелисанда».
  • Работа над идейными и художественными особенностями пьесы.
  • Литературные параллели.
  • Драма «Пелеас и Мелисанда» в музыке.

-    Разбор оперы Дебюсси.

Ход урока

Все книги - это мёртвые тайны, горизонты

которых не обновляются.

М .Метерлинк.

Учитель истории мировой культуры.

                                 Эстетика символизма.

        Рубеж 19-20в.в.  – период всплеска новых эстетических исканий , направлений в искусстве. Одним из наиболее ярких течений этого времени стал символизм. Увлечение символизмом охватило музыку, живопись, театр, и особенно многообразно оно проявилось в литературе. Именно литература станет той питательной средой, из которой будут черпать свои идеи все остальные виды искусства.

        Эстетика символизма стала логическим продолжением романтического искусства. Стремление к символике,образование метафор переросло в символизме в особенный язык намеков,  недосказанностей. Если романтизм умел сочетать фантазию и реальность, то символизм полностью ограничивается от любых реалий жизни и уводит в мир иллюзий, грез.  

Для символизма типичны следующие черты:

  • обилие слов – символов, за которыми скрыто множество значений;
  • особенно часты символы ночи, тьмы, видений и т.п.;
  • в драматических произведениях действие лишено точных указаний места, времени, эпохи и т.п.,то есть создается особенный мир, который существует, как бы  вне реальности времени и пространства;  
  • развитие действия отличается статичностью, процессуальная сторона заменена развернутыми монологами, диалогами, из которых можно догадываться о событиях, не видя самих событий;
  • часто обычный ход драматургии, где есть завязка, развитие и развязка, нарушается, лишается целеустремленного однонаправленного развития; иногда нет ни завязки, ни развязки, а  читатель включается уже в поток действия, которое произошло.

Символическая литература неразрывно была связана с театром.

Учитель литературы.

        Эстетические взгляды Мориса Метерлинка.

Конец 19 – начало 20в. были отмечены в Европе мощным расцветом драматического искусства. Х        енрик Ибсен в Норвегии, Бернард Шоу в Англии, Август Стриндберг в Швеции, А.Чехов в России. Драматургию этого времени называли – «новая драма», подчеркивая ее нетрадиционный характер. В это время получили распространение ряд систем авторского подхода, стенографии и актерской игры, которые получили название «театр молчания»», «эпический театр», «пластическая драма», «театр абсурда». В ряду этих театральных систем первой половины века особую роль играет символическая и неоромантическая драма. И прежде всего «театр молчания», создателем которого считают бельгийского драматурга Мориса Метерлинка.  

Творчески освоив опыт французских символистов, Метерлинк нашел способ выразить на сцене основополагающий принцип символического искусства – неизъяснимость. Его творчество сильнее, чем у кого-либо из его современников, выражает трагическое положение человека, оказавшегося один на один с утратившим ясный смысл и устойчивые законы временем,  В конце 19 века Морис Метерлинк  изобразил человека вне общественных связей; его интересовали лишь внутреннее, душевное движение личности, ее сущность и те нравственные ценности, которые способны сохранить человека как личность. Метерлинк утверждает, что смысл познания в молчании. Главное в его пьесах  - подтекст, т.е. те незначительные слова, которые дают большее значение о мире, чем пространственные рассуждения. Все в мире – тайна, чаще враждебная человеку. Рок в его пьесах – это смерть, он стремится подчинить себе все, а противиться ему – чаще бессмысленно. Такой театр он называл «статическим». Его предшественником он считал театр Эсхила. Вновь, как в античной трагедии, звучат слова «рок», «судьба», но хоть жребий и начертан, в воле людей дать или не дать ему свершиться. Творчество Метерлинка, классика символического театра, развивалось вместе с веком и служило творческим звеном, соединяющим традиции романтизма начала 19 века и рожденный в начале 20 века театр Брехта.

Сообщения учащихся.

        Сведения из биографии М. Метерлинка.

Морис Метерлинк родился в Бельгии, в семье богатого юриста. С 1896 года живет во Франции, преимущественно в Париже. Здесь сближается с символистами, которые оказали на него огромное влияние.Идеализм и символизм нашли свое отражение в ранних художественных произведениях (книга «Сокровище смиренных» 1896г.). В 1889 году вышел сборник стихотворений «Теплицы», к 1896г. – сборник «12 песен», «15 песен» 1900г.

Известность Метерлинку приносит пьеса – сказка «Принцесса Мален» 1889г., одноактные пьесы «Непрошеная», «Слепые» (1890г.), драма «Пелеас и Мелисанда» (1892г.). Критики охарактеризовали это как «драматургия молчания, намеков и недомолвок». Главные темы его творчества – смерть и значение человеческой жизни, место и роль человека в обществе и истории. В1905г. Морис создал пьесу – сказку « Синяя птица», исполненную верой в победу человека  над силами природы, голодом, войной. В годы 1-й мировой войны 1914-1918г.г. Метерлинк – публицист, клеймил германских милитаристов. Пьеса «Обручение» (1918г.) продолжает рассказ об одном из героев  «Синей птицы».

Пьесы, написанные позднее, менее значительны: «Бургомистр Стильмонда» и «Соль земли» (1919г.), «Жанна д’Арк (1945г.) и др.

Трагедия оккупированной немецкой армией к 1914г. Бельгии, кризис бельгийской социал – демократии оттолкнули Метерлинка  от общественной проблематики. Трактаты «Жизнь пространства» (1928г.), «Перед лицом бога» (1937г.) и др. исполнены мистицизма. Ему принадлежат натурфилософские книги :«Жизнь пчел» (1901г), «Разум цветов» (1907), «Жизнь муравьев»,  где наблюдения над природой проникнуты антропоморфизмом.  

В 1940г.он уехал в США и вернулся в 1947г. Написал мемуары «Голубые пузыри» (1948). В 1911 году ему была присуждена Нобелевская премия. Он – обладатель почетной докторской степени университета Глазго, бельгийского Большого креста ордена Леопольда (1920) и португальского ордена Меча  св. Якова (1939). В 1932году король Бельгии пожаловал ему титул графа за литературный труд. Он не стал членом Французской Академии только потому, что не захотел отказаться от бельгийского гражданства. Его пьесы 1896-1918г.г. вошли в репертуар мировых театров.

                     Драма «Пелеас и Мелисанда».

Вариацию на тему средневековой легенды о Тристане и Изольде – «Пелеас и Мелисанда» (1892) – называли «Эрнани» символического театра. Она одновременно привлекала и неискушенного зрителя развитием сюжета о соперничестве старшего и младшего братьев за любовь встреченной старшим (Голо) в лесу красавицы Мелисанды, искренностью человеческих переживаний – и мыслителей, для которых гибель Мелисанды в момент, когда она становится матерью, - символ вмешательства все того же таинственного неизреченного, пища для размышления и «внутреннего созерцания». В начале 90-х годов К.Дебюсси обращается к сюжету пьесы Метерлинка и создает оперу «Пеллеас и Мелизанда» (1902г), которая в настоящее время пользуется большим успехом в мире. Вячеслав Иванов, русский поэт – символист, считал эту пьесу одним из первых шагов к  будущему синтетическому театру, в котором музыка должна будет «принять в себя драму словесную».

                Сюжет «Пелеас и Мелисанда» М.Метерлинка.

Во время охоты в незнакомом лесу внук короля Аркеля – Голо встречает возле источника прекрасную девочку по имени Мелисанда. Вскоре они возвращаются в замок, где их встречает мать Голо Женевьева, брат Пелеас и король Аркель. Мелисанде не нравится замок, и она чувствует в нем себя несчастной. Причина этому  - любовь к Пелеасу. Узнав о любви своей жены Мелисанды к брату Пелеасу, Голо решает отомстить обоим. Он убивает брата и ранит жену. Мелисанда, недавно родившая дочь, умирает от ничтожной ранки. «Она не могла жить… Она родилась для смерти…неизвестно зачем.. и она умирает неизвестно почему…», - говорит доктор. Голо раскаивается в своих поступках, но ничего изменить нельзя. Люди не сами выбирают себе путь в жизни. Умирая, Мелисанда говорит о своей дочери: «…ее удел тоже страдать!»

Все в этом мире повторяется, подчиняясь видимому и неумолимому Року.

               Беседа по драме «Пелеас и  Мелисанда».        

Учитель.

О чем эта пьеса?

Учащиеся.

Эта пьеса о трагической любви Пелеаса и Мелисанды, рождающейся как неодолимая и непонятная сила. Люди не могут противиться ее власти, они бессильны в борьбе с ней, как в борьбе со смертью. Главная тема пьесы – тема бессилия.

Учитель.

Назовите композиционные особенности драмы.

Учащиеся.

Действие в драме происходит в условном месте и обозначено словом «замок», «парк», «грот», «лес». Историческое время тоже условно. Голо о Мелисанде: «Яне знаю, ни сколько ей лет, ни кто она, ни откуда она…»

Ччитель.

Этим подчеркивается всеобщность размышлений автора, всеобщность тех законов, которые управляют жизнью людей. Замок, парк, лес, шум бури и таинственные водоемы, у которых не видно дна, страшные подземелья, где не иссякает трупный запах, разрушающий фундамент замка, - это тот условный мир, страшный в своей непознанности, в котором не столько живут, сколько погибают персонажи.

Учитель.

Есть ли в пьесе психологические характеристики героев?

Ученики.

В пьесе есть сюжет и конфликт, но нет психологических характеристик людей, которые представляют собой некие общие типы поведения людей, принадлежащих к категории посвященных и людей обыкновенных. Старый Аркель говорит о Мелисанде: «Это было маленькое таинственное существо, существо, как все».  

Учитель.

Какую роль играет в пьесе Рок?

Учащиеся.

Это судьба, избежать которую невозможно.

Мелисанда. Я сама не знаю, что это такое…Это сильнее меня. Она бежала от Рока ,суть которого не может объяснить. Рок не дал Пелеасу покинуть замок, где он боялся полюбить Мелисанду («Я сделал бы лучше, если бы уехал, не увидавшись с ней»).

Рок привел к гибели маленькую беззащитную Мелисанду, умершую от

ничтожной ранки.

Доктор.

«Она умирает не от своей маленькой ранки; птичка не могла бы умереть от нее…Она не могла жить.  Она родилась для смерти… неизвестно зачем… и она умирает неизвестно почему…

Учитель.

Люди не сами выбирают себе судьбу, а она направляет их. Они сами не вольны в своих поступках. Аркель. Я никогда не шел наперекор судьбе, и он (Голо) лучше меня знает свое будущее. Быть может, ненужных событий не бывает никогда…

                               Образ Мелисанды.

Учитель.

Что вы знаете о Мелисанде.

Учащиеся.

Образ героини достаточно схематичен. Мы не знаем, сколько ей лет, ни кто она, ни откуда. Это говорит Голо, встретивший ее в лесу. Но все в пьесе подчеркивают ее красоту.

Пелеас: О, ты прекрасна!…

Аркель:…ты …слишком  прекрасна.

Голо отказывается от выгодной партии и женится на Мелисанде, не боясь вызвать гнев у близких. Свою любовь он называет безумием.

Учитель.

С помощью каких художественных средств Метерлинк рисует образ Мелисанды?

Учащиеся.

Сравнения: «радостная, как ребенок»; волосы «словно падают с неба»; «как золотые птицы», «маленькие руки, как цветы».

Олицетворение: «твои волосы хлынули с башни», «они достают до моего сердца», «они нежны», «их влечет.. к ветвям ивы», «они вырываются у меня из рук», «они трепещут, они зыблются, они дрожат у меня в руках».., «они меня любят…»

Эпитеты: «дивное сияние».

Метафоры: «дивное сияние твоих волос скрывает от меня сияние неба».

Метонимия: «по тысяче золотых колечек».

Учитель.

Какой же предстает перед нами Мелисанда?

Ученики.

Маленькая, как ребенок, прекрасная, как принцесса, несчастная и загадочная. «Это было маленькое таинственное существо, существо, как все».          

Почему несчастна героиня?

Ученики.

- Мелисанда, по мнению автора, с самого начала чувствует дыхание смерти. «Она не могла жить…»

Часто, говоря о настроении Мелисанды, Метерлинк использует слова «больна»; «несчастна»; «бедная» и т.д.

  • Ее пугают места, где «никогда не бывает солнца», «море сумрачно», бури «бывают часто», «на море туман», корабли не возвращаются и быстро темнеет. «Я умру, если останусь здесь», - говорит она.  
  • Она любит не Голо, а Пелеаса.

Учитель.

Почему Мелисанда полюбила Пелеаса, а не Голо?

Голо не понимает и не стремится понять Мелисанду, ее тревогу, печаль. «Ты не можешь привыкнуть к той жизни, какую ведут здесь? Правда, этот замок очень стар и очень сумрачен… И окрестности тоже печальны. Надо принимать вещи такими , каковы они есть». «Плачешь о том, что не видишь неба?…ты уже не маленькая, чтобы плакать о всяких пустяках…» Но ему кажется ужасным потеря обручального кольца, которое Мелисанда уронила в водоем.

Голо. «Я предпочел бы потерять все, что у меня есть, только не это кольцо.»

Для Мелисанды кольцо, корона ничего не значат. Настоящее счастье и радость ей доставляет солнце, луна, звезды. Это чувствует и Пелеас: «Когда в гроте зажигают свет, кажется, будто его свод усеян звездами, точно небесный свод.»

Учитель.

Кто из героев мировой литературы напоминает вам судьбу Пелеаса и Мелисанды?

Ученики.

Тристан и Изольда, Франческа да Римини и Паоло (А. Данте «Божественная комедия»)..

Учитель.

Писатель сочувствует или осуждает героев? (Мини дискуссия).

Учитель.

В пьесе Метерлинка ощутимо влияние символизма. Какие символы чаще встречаются в пьесе и в каком контексте? Приведите примеры.

Символы «лес», «замок», «парк», «грот» обозначают условное место, где происходит действие. Герои чувствуют себя здесь обреченно.

Мелисанда. «И какие леса, какие леса вокруг всего замка!..

Голо. Я не сумею выйти из лесу.

И окрестности тоже печальны – все эти леса, все эти старые, темные                                                                                                                                

леса.

Женевьева. Есть места, где никогда не бывает солнца.

Пелеас. Там есть места очень опасные. Некоторые так и не                                                                                                                                                         вернулись оттуда».

  • Символы света: «солнце», «луна», «звезды»,  «небо» - символы надежды, радости возникают в сценах Мелисанды и Пелеаса.

Пелеас. «А если света не будет, я не возвращусь никогда.

        Все небо в звездах.

Выйди из темноты, Мелисанда, наклонись ко мне: мне хочется      

видеть твои распущенные волосы.

  • Символ «корабль» в поэзии часто обозначает выбор судьбы.
  • Мелисанда. Это корабль, который привез меня сюда!

                Он может быть, потерпит крушение.

  • Символ «стада» дважды возникает в тексте и усиливает тему рока. Невидимый пастух отвечает Голо и его сыну: «…та дорога не  в хлев…» Тема судьбы, которая тяготеет не только над стадом, но и над всеми людьми.

Учитель.

Музыкальность драмы создается замедленностью развертывания событий, повторами, красочностью описаний места действия. Это говорит об элементах неоромантизма в символической драме. Сценической особенностью стиля этой драмы являются слова, порой повторяемые неоднократно, которые в диалог не несут функции сообщения и развития действия, являются как будто лишними, но в них содержится тайна жизни, которая представлена в самом произведении. Приведите примеры из текста.

Учащиеся.

В первом действии Пелеас и Мелисанда несколько раз скажут, указывая на море: «Большой корабль», «Большой корабль вошел в полосу света», « Это иностранный корабль», «Это корабль, который привез меня сюда» (2 раза). Сначала он скрыт туманом, а потом Мелисанда заметила: «Зачем он уходит?…Его уже почти не видно… Он, может быть, потерпит крушение». В этих словах как будто случайно приоткрывается неведомое людям будущее.  

Учитель.

Именно это и является, по мнению Метерлинка, трагедией человечества, не способного понять себя, свое назначение, свою судьбу. То, что присуще интуиции человека или, как иногда говорит Метерлинк, инстинкту, далеко не всегда поднимается до уровня осознания, мысли, умозаключения.

Человек обречен на блуждание в мире непознанного. Такие произведения литературы, как «Пелеас и Мелисанда», были востребованы в других жанрах: в музыке, театре.

Сообщения учащихся:

  • Театральная судьба «Пелеаса и Мелисанды».
  • Русский символизм и театр Метерлинка.

Учитель музыкальной литературы.

«Пелеас и Мелисанда» в музыке Клода Дебюсси.

       В творчестве французского композитора Клода Дебюсси опера «Пелеас и Мелисанда» занимает особое место. Это единственная его опера, но именно она стала ключевым признанием символического музыкального театра.

      Драматургия оперы во многом следует эстетике символизма:

  • это новый тип музыкально – сценического представления, где
  • сочетается вокальная, декламация и выразительная мелодика  оркестровой партии;
  • вместо ариозных номеров композитор прибегает к живой декламации для более точного выражения психологических переживаний героев;
  • вокальные партии статичны и однообразны, что создает особенно                                        напряженную атмосферу ожидания, столь свойственную символизму;
  • общее движение драматургии скорее бездейственно, что тоже способствует нагнетанию напряжения, создает иллюзию предчувствия;
  • огромна роль вербальной символики, где в свою очередь каждое слово – символ подчеркнуто музыкальной символикой лейтмотивов, тональностей.

Дебюсси широко использовал систему лейтмотивов. Их в опере 19:

  • потерянного кольца;
  • волос Мелисанды;
  • подземелья;
  • 3-х спящих нищих у входа в подземелье и т.д.
  • портреты: Голо, Пелеаса, Мелисанды, короля Аркеля;
  • судьбы, страсти, смерти.

Кульминациями становятся узловые диалоги: «согласия» (лирическая линия) и «поединка» (трагическая линия).

Необычна и структура оперы – все строится на быстрой смене сценических эпизодов, скрепленных оркестровыми интерлюдиями. Каждая такая интерлюдия – это маленькая симфоническая поэма. Действие постоянно переносится в разные места: лес, сад у моря, терраса  у замка, у колодца.

Дебюсси мастерски создает пейзажные фоны (гул прибоя; журчание ручья), используя приемы импрессионистической звукозаписи. Богат гармонический язык оперы. Здесь использованы гроздья септаккордов, нонаккордов, пентатонические наигрыши – попевки. Опера потрясла зрителей своей новизной, неожиданностью действия. Композитора ждал фурор. Его даже наградили орденом Почетного легиона.

                         Заключительное слово учителя литературы.

           Подведение итогов урока.

Значение творчества Метерлинка выступает в двух планах. Во – первых, он крупнейший теоретик и драматург символизма, наиболее четко разработавший концепцию противопоставленности материального мира и «мировой души», которую человек познает через любовь, судьбу и смерть и фиксирует в символах. Во – вторых, с него начинается театр абсурда, и его открытия в создании «атмосферы», передача «состояния», воспроизведении «трагедии каждого дня» сродни открытиям Ибсена, Чехова, Гауптмана и других выдающихся европейских драматургов.  

«Все книги  - это мертвые тайны, горизонты которых не обновляются», -  однажды заметил Метерлинк. Такой книгой остается для нас пьеса «Пелеас и Мелисанда».

                 Домашнее задание.

  1. Подготовиться к уроку по пьесе А. П. Чехова «Чайка».
  2. Подготовить сообщение на тему Влияние драматургии А. П. Чехова на творчество Метерлинка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы по теме "Постепенная деградация человеческой души в рассказах А.П.Чехова"

Разработка урока литературы в 10 классе по рассказу А.Чехова "Анна на шее"...

Тема: «Есть любовь в человеческих душах…»

Урок внеклассного чтения в 8-ом классе по рассказу Б.А.Ганаго «Белый носовой платок»...

Величие человеческой души

Цель:1. познакомить учащихся с человеком, жизнь которого является образцом для подражания, образцом самовоспитания (Антон Павлович Чехов);2. выработка умений размышлять о жизни, о сущности человеческо...

Классный час "Семья - Храм человеческой души"

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию Формирование нравственного долга детей перед родителями; определение роли детского участия в заботах по дому и в создании   т...

"Красота жизни, красота человеческой души в единении народного и композиторского творчества"

Урок музыки в 6 классе по программе Д.Кабалевского, четвертая четверть ("В чем сила музыки")....

Поэтический мир природы и человеческой души в рассказе И.А.Бунина “Косцы». 5 класс

Особенности жизни, творчества И.А. Бунина достаточно глубоко уходят корнями в историческое прошлое и настоящее народа. Показать зримую и еле уловимую красоту природы, душу русского человека приз...

классный час «Святыни человеческой души, или Спешите делать добро»

классный час "Святыни человеческой души, или Спешите делать добро"...