Благодарная память героев
план-конспект занятия (10 класс) по теме

Егорова Людмила Николаевна

Диспут «Знаем ли мы своих героев? Помним ли их?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая статья271.5 КБ
Office presentation icon blagodarnaya_pamyat_geroev.ppt713 КБ

Предварительный просмотр:

              

        

Программа элективного курса по литературе в 10 классе

«Уроки нравственности современной литературы»

                                                                                                        Автор: учитель русского языка и литературы

                                                                                                                     МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10»

                                                                                              города Канаша Чувашской Республики

                Егорова Людмила Николаевна

2013

Пояснительная записка

       Программа данного элективного курса по литературе в старших классах предусматривает дополнительное изучение произведений современной прозы и строится в основном на анализе малых эпических произведений (рассказов). Курс состоит из 16 разделов, каждый из которых включает несколько тем из творчества того или иного писателя.

Предлагаемый курс как в содержательном, так и в деятельностном плане требует от учащихся самостоятельных действий, решений, необходимости отстаивать собственную позицию и погружает их в проблемную ситуацию. Программа включает в себя изучение произведений современной литературы последних десятилетий, а также подробное изучение некоторых ранних произведений В. Распутина и В. Астафьева, так как в конце 11 класса изучение творчества этих писателей несколько сжимается.  А  именно  эти писатели поднимают важнейшие  для общества духовно-нравственные проблемы, перед которыми оказалось наше общество: пьянство, бескультурье, апатия, цинизм, безверие, рост преступности, разврат, беспризорность.  В целом  опыт анализа литературных текстов основан на сопоставлении с классическими произведениями. Учащиеся 10 классов имеют опыт комплексного  анализа художественного произведения, поэтому изучение современной литературы не должно представлять особой сложности.  Предлагаемый курс включает  также более углубленное изучение  таких направлений,  как «модернизм», «постмодернизм», «утопия», «антиутопия» и шире знакомит с новыми жанрами: «реквием», «рождественский рассказ», «пасхальный рассказ».

       Основной вид деятельности на занятиях – создание кейс-ситуации (проблемной ситуации) и поиски ответов в процессе анализа и оценки, а также принятия ответственных решений.

       Курс также содержит и важный  воспитательный момент: изучение рекомендованных предложенной программой произведений предусматривает повышение нравственных и  духовных качеств учащихся старших классов, возрождение в них патриотизма и гражданственности, толерантности и гуманизма.

Цель элективного курса:

 - повышение общекультурного уровня учащихся, расширение их нравственного и эстетического кругозора, формирование читательской культуры, развитие умения правильно пользоваться русским литературным языком, писать сочинения на литературные темы, искать, обрабатывать и использовать информацию, необходимую для постижения художественных произведений (справочная литература, критическая литература, ресурсы Интернета);

 - подготовка к осознанному выбору будущей профессии в гуманитарной сфере.

Курс призван решить ряд задач:

  • сформировать первоначальное представление об основных явлениях и тенденциях современной литературы;
  • развивать навыки самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным текстом;
  • развивать навыки литературно-критической работы;
  • умение не только  выявлять отношение и позицию автора (критика), но и сопоставлять их с собственной позицией.

Учебно-тематический план

элективного курса по литературе в 10 классе

«Уроки нравственности  современной литературы»

Количество часов – 34

№ /№

Наименования разделов и темы занятий

Содержание учебной темы

Кол-во часов

Формы учебной деятельности

Виды контроля

1.Введение. Характеристика современной литературы.

2

1

 Литературный процесс второй половины XX- начала XXI вв.

Нравственно-философские искания писателей современности. Модернизм. Постмодернизм. Утопия. Антиутопия. Традиции писателей- классиков 19 века

1

Лекция с элементами беседы

Составление тезисного плана

2

Темы и проблемы современной литературы

Темы и проблемы современной литературы. Жанровое многообразие. Малый эпический жанр. Система образов

1

Лекция с элементами беседы

Составление тезисного плана

2.Нравственные проблемы  в творчестве В. П. Астафьева

7

3

Жизнь и творчество В.П. Астафьева. Писательское кредо.

Основные этапы творчества. Мировоззрение писателя. Истоки нравственности.  «Деревенская» проза.

1

Лекция с презентацией, беседа

Составление хронологической таблицы, презентация

Сообщение о жизни и творчестве Астафьева, дополнительная информация

4

Повесть «Печальный детектив».

Проблема падения нравственности в обществе. Крик души писателя

1

Аналитическая беседа

Содержание повести, система образов Развёрнутый ответ на вопрос «О чём предупреждает писатель в повести?»

5

Экология природы и экология души в рассказе «Людочка».

Проблема человеческого равнодушия в обществе. Проблема подросткового суицида. Отношение человека к природе

1

Аналитическая беседа,

составление характеристики героини

Оценка литературного произведения

Объяснить смысл эпиграфа к рассказу, определить авторскую позицию

6

Повесть «Царь-рыба» (рассказ «Акимка»). Человек и природа.

Конфликт человека и природы,  авторская позиция. Традиции мировой литературы в изображении человека и природы. Любовь к матери, любовь к природе, людям. Роль пейзажа в раскрытии характеров.

1

Аналитическая беседа

Выявление литературной традиции и новаторства писателя

Развёрнутый ответ на вопрос «Чьи традиции мировой литературы продолжает  писатель?»

7

Нравственные проблемы в книге «Тетрадь 1. Падение листа»

«Герань на снегу», «Не запрягайте женщин в плуг», «И милосердия», «Всезрящая» и др.рассказы

1

Коллективное чтение комплексный анализ

Осмысление прочитанного, выявление литературной традиции и новаторства писателя

8

Человек на войне в повестях «Пастух и пастушка». Тема патриотизма.

 Традиции гуманизма по отношению к пленному врагу. Отсутствие героизации в изображении войны. Война как безликая жестокая сила. Проблема сохранения человечности в этих условиях.

1

Аналитическая беседа

Сопоставительная характеристика главных героев, выявление элементов пасторали

Ответить на вопросы: «Почему умирает Борис Костяев?» и «Каково отношение автора  к войне?

9

РР Сочинение по одному из произведений  В. Астафьева (на выбор)

Отражение проблемы нравственности в творчестве писателя

1

сочинение

Последовательное изложение материала, умение цитировать, выразить свою точку зрения

3.Духовно- нравственные проблемы в творчестве Ф. Абрамова

2

10

Проблематика произведений Ф. Абрамова

Очеркист. Романист. Тема современной деревни. Проблематика произведений

1

Лекция с презентацией

 Составление тезисного плана

11

Повесть «Пелагея». Судьба русской женщины. Повесть «Алька. Проблема «отцов и детей»

Общечеловеческие ценности  современной деревни. Нравственные проблемы повести и тема ответственности детей. Проблема взаимоотношений «отцов и детей».

1

Первые читательские впечатления, формулировка проблемы повести.

Аналитическая беседа

Выявление литературной традиции и новаторства писателя Развёрнутый ответ на вопрос: «Чьи традиции продолжает Ф.Абрамов, изображая судьбу русской женщины?» Оценка литературного произведения

Ответить на вопрос: «Ещё в каких произведениях затрагивается похожая проблема?»

4. Нравственный идеал  в творчестве В. Распутина

5

12

Нравственный идеал  в творчестве В. Распутина

Личность писателя и его   философия  жизни

1

Лекция с презентацией, беседа

Мини-сочинение «Каков нравственный идеал в повестях Распутина?»

13

Повесть «Последний срок». Проблематика повести. Повесть «Деньги для Марии».

Нравственный идеал женщины-матери. Своеобразие повествования. Тема человеческого отчуждения. Патологичность и фантасмагоричность изображённого. Суд совести жителей деревни и тема милосердия

1

Представление и защита позиции групп

Ответить на вопрос: «Почему повесть названа «Последний срок»?

14

Образ дома в рассказах «Изба», «Нежданно- негаданно»

Тема семьи образ дома в рассказе «Изба». Нравственные проблемы в рассказе «Нежданно- негаданно»

1

Аналитическая беседа

Осмысление содержания прочитанного. Мини-сочинение «Живите в доме, и не рухнет дом» (А.Тарковский)

15

Идеал русской женщины в рассказе «Женский разговор»

Нравственный идеал женщины-матери. Тема семьи и любви. Образ современной женщины.

1

Аналитическая беседа

Сопоставительная характеристика героинь. Развёрнутый ответ на вопрос: « Какие уроки я вынес из этого рассказа?»

16

РР Сочинение «Открытый финал в повестях В.Распутина»

Отражение проблемы нравственности в творчестве писателя

1

Сочинение-рассуждение

Последовательное изложение материала, умение цитировать, выражать свою точку зрения

5. Общечеловеческие ценности в творчестве В.М. Шукшина

2

17

Авторский идеал и художественный мир рассказов Шукшина.

Нравственные ориентиры в рассказах, образ матери, тема прощения, тема любви, символика названия. Рассказы «Миль пардон, мадам!», «Верую!», «Выбираю деревню на жительство». Скрытое величие души простого человека. Герои и антигерои Шукшина.

   1

Лекция с элементами беседы Аналитическая беседа

Осмысление содержания прочитанного, смысл названия повести Новаторство писателя. Ответить на вопрос: «Какие они, чудики Шукшина?»

18

 Понимание смысла жизни в рассказе «Одни».

Нравственные проблемы повести и тема ответственности детей, тема одиночества. Проблема «отцов и детей». Мастерство В.Шукшина  в изображении простого человека.

1

Аналитическая беседа

Выявление литературной традиции и новаторства писателя. Ответить на вопрос: «Ещё в каких произведениях звучит тема одиночества?»

19

6. Дина Рубина. Рассказ «Любка»

Тема веры в человека в условиях тоталитарного режима.

1

Комментированное чтение и текстовый анализ

Судьба человека, тема участия, сопереживания, человеческие отношения, тема свободы человека.

 7. Б. Екимов. «Пасхальный рассказ со взрывом».

1

20

Тема «подвига» в рассказе «Пасхальный рассказ»

Социальная проблематика рассказа. Образ отца. Жизненная неустроенность.  система образов, жанр «пасхального рассказа», композиция, роль пейзажа. Смысл названия.

1

Коллективное чтение комплексный анализ

Сходства и различия героев рассказа  с шукшинскими героями (сопоставительная характеристика)

8. Тема памяти в творчестве Ч. Айтматова

3

21

Проблематика произведений Ч. Айтматова

Личность писателя. Взгляды писателя на современную жизнь.

  1

Лекция с презентацией

Конспектирование, содержание лекции

22

Тема памяти в повести «И дольше века длится день»

Образ человека – манкурта, проблема влияния технического прогресса на жизнь природы и человека

1

Анализ отдельных глав

Комплексный анализ эпизода

Развёрнутый ответ на вопрос: «Существует ли сегодня проблема манкурта?»

23

Роман «Плаха». Возмездие за алчность и жестокость

Проблема наркомании, конфликт природы и человека. Тема возмездия

1

Анализ отдельных глав

Представление и защита позиции групп

Отражение в романе особенностей развития общества. Развёрнутый ответ на вопрос: «Почему роман назван «Плаха»?

9. Судьба женщины на войне в изображении  С. Алексиевич

   1

24

 Повесть «У войны не женское лицо».

Судьба женщины на войне. Остаться человеком в пламени войны

1

Коллективное чтение Представление и защита позиции групп

Мини-сочинение «А какое у войны лицо?»

10. Проблема нравственного выбора в творчестве Л. Петрушевской 

2

25

Социальная проблематика рассказа «Йоко Оно»

Морально-нравственное состояние общества в рассказе

1

Лекция

Представление и защита позиции групп

Осмысление прочитанного, выявление литературной традиции и новаторства писателя

26

Проблематика рассказа «Шопен и Мендельсон»

Проблема старческого одиночества и человеческого равнодушия в рассказе

1

Аналитическая  беседа

Осмысление прочитанного, выявление литературной традиции и новаторства писателя

Проблема нравственного выбора в творчестве Л. Петрушевской

Нравственная проблематика в рассказах «Глюк», Гигиена». Жанр «реквием». Жанр рассказа-предупреждения

Представление и защита позиции групп

Термины «реквием», «утопия», «антиутопия», новаторство писателя

11.Тема милосердия и прощения в современной прозе

1

27

Тема милосердия и прощения в современной прозе

Тема милосердия и прощения  в творчестве Т.Толстой («Соня»). Тема сострадания в рассказе В.Крупина «Мария Сергеевна». Вера в человека. Особенности повествования этих писателей

1

Комплексный анализ

Умение анализировать прочитанное, хронотоп в  рассказах С.Толстой

12. Уроки нравственности в произведениях Л. Улицкой

2

28

29

Уроки нравственности в произведениях

Л. Улицкой

Нравственные проблемы в повести Л. Улицкой «Сонечка». Тема детства в рассказе «Девочки». Свет рождественской звезды в рассказах «Путь осла», «Капустное чудо». Тема милосердия в рассказах  «Перловый суп», «Дочь Бухары».  

  2

Аналитическая беседа,

комплексный анализ

Жанр «рождественского рассказа», Термин «реминисценция»

13. Образ матери в современной прозе.

 1

30

Образ матери в современной прозе. Проблема «отцов и детей»

Связь поколений в рассказах «Мама» И. Полянской и «Говори, мама, говори…» Б. Екимова. Сила  материнской молитвы в рассказе В. Крупина «Молитва матери». Сила материнской любви в рассказе «Материнское сердце» В. Шукшина.

 1

Аналитическая беседа,

комплексный анализ

Сопоставительная характеристика героинь рассказов.

Написать письмо матери

14. Нравственная проблематика в творчестве А. Алексина

2

31

32

Проблема воспитания в рассказах А. Алексина. «Талант человечности или порок сердца» (по выбору)

Тема человеческого эгоизма и самопожертвования, образ учителя («Безумная Евдокия», «Домашний совет», «А тем временем где-то»).  Тема патриотического воспитания в рассказе «Запомни его лицо».

2

Аналитическая беседа,

Выявление авторской позиции, аргументация своей точки зрения по проблемам

33

15.Творчество Харуки Мураками. Рассказы «Молчание», «Седьмой»

Подростковая жестокость,  тема дружбы и преодоление чувства вины.

1

Комплексный анализ текста, определение проблематики, авторская позиция

Актуальность рассказов. Развёрнутый ответ на вопрос «Как бы ты поступил в похожей ситуации на месте героя?»

16. Зачётное занятие

1

34

РР Сочинение  « Я хочу рассказать о книге…» (по выбору)

Отражение проблемы нравственности в творчестве писателя по выбору

1

сочинение

Умение выявлять авторскую позицию, цитировать, высказывать   свою точку зрения и аргументировать

Содержание изучаемого курса

Раздел 1

Введение. Характеристика современной литературы (2 часа)

Литературный процесс второй половины XX- начала XXI вв.

Нравственно-философские искания писателей современности. Традиции писателей- классиков 19 века в творчестве современных писателей. Темы и проблемы современной литературы. Жанровое многообразие. Малый эпический жанр. Модернизм. Постмодернизм. Утопия. Антиутопия. Система образов.

Раздел 2

Духовно - нравственные проблемы  в творчестве В. Астафьева (7 часов)

В.П. Астафьев. Жизнь и творчество. Мировоззрение писателя. «Деревенская» проза. Проблема падения нравственности в обществе («Печальный детектив»). Экология природы и экология души в рассказе «Людочка». Проблема подросткового суицида. Человеческое равнодушие. Тема детского одиночества. Конфликт природного человека и эгоистического сознания. Взаимоотношения человека и природы («Царь-рыба», рассказ «Акимка»). Традиции мировой литературы в изображении человека и природы. Любовь к матери, любовь к природе, людям. Роль пейзажа в раскрытии характеров. Нравственные проблемы в книге «Тетрадь 1. Падение листа» («Герань на снегу», «Не запрягайте женщин в плуг», «И милосердия», «Всезрящая» и др.рассказы), тема семьи,  потеря человеческих ценностей. «Жизнь без врага и ненависти» в повестях «Пастух и пастушка» (тема войны в творчестве Астафьева,  человек на войне, осуждение войны). Традиции русской литературы в изображении человека на войне.

Раздел  3

Духовно- нравственные проблемы в творчестве Ф. Абрамова (2 часа)

Ф.А.Абрамов. Очеркист. Романист. Тема современной деревни. Общечеловеческие ценности  современной деревни (Повесть «Пелагея»). Нравственные проблемы повести и тема ответственности детей. Проблема взаимоотношений «отцов и детей» (Повесть «Алька»). Литературные традиции и новаторства писателя.

Раздел 4

Нравственный идеал в творчестве В. Распутина (5 часов)

Личность писателя и его   философия  жизни. Нравственный идеал  в творчестве В. Распутина (Повесть «Последний срок»). Суд совести жителей деревни и тема милосердия (повесть «Деньги для Марии»). Своеобразие повествования. Тема человеческого отчуждения. Патологичность и фантасмагоричность изображённого. Образ дома в рассказе «Изба». Нравственные проблемы  и общечеловеческие ценности в рассказе «Нежданно- негаданно». Нравственный идеал женщины-матери в рассказе  «Женский разговор». Тема назначения женщины в современном мире, тема семьи и любви. Значение открытого финала в повестях и рассказах В.Распутина.

Раздел  5

Общечеловеческие ценности в творчестве В.М. Шукшина (2 часа)

Нравственные ориентиры в рассказах писателя. Образ матери, тема прощения, тема любви, символика названия. Общечеловеческие ценности героев Шукшина. Понимание смысла жизни в рассказе «Одни». Тема старческого одиночества в рассказах Шукшина. Мастерство В.Шукшина  в изображении простого человека в рассказах  «Миль пардон, мадам!», «Верую!», «Выбираю деревню на жительство». Литературные традиции и новаторства писателя.

Раздел 6

Дина Рубина. Рассказ «Любка». (1 час)

Тема веры в человека в условиях тоталитарного режима. Тема свободы человека.

Раздел 7

Б. Екимов. «Пасхальный рассказ со взрывом» (1 час)

Тема «подвига» в рассказе «Пасхальный рассказ». Социальная проблематика рассказа, система образов, жанр «пасхального рассказа», композиция, роль пейзажа. Смысл названия. Сходства и различия героев рассказа  с шукшинскими героями (сопоставительная характеристика).

Раздел 8

Тема памяти в творчестве Ч. Айтматова (3 часа)

Ч.Айтматов. Личность писателя и его взгляды на проблемы современности. Тема исторической и духовной памяти в повести «И дольше века длится день». Образ человека – манкурта, проблема влияния технического прогресса на жизнь природы и человека. Возмездие за алчность и жестокость (роман «Плаха»). Проблема наркомании, конфликт природы и человека. Тема возмездия. Отражение в романе особенностей развития общества.

Раздел 9

Судьба женщины на войне  в изображении С. Алексиевич (1 час)

Остаться человеком в пламени войны: проблема нравственного выбора в  повести  «У войны не женское лицо».  Литературные традиции и новаторства писателя в изображении войны.

Раздел  10

Проблема нравственного выбора в творчестве Л. Петрушевской (2 час)

Социальная проблематика рассказа «Йоко Оно». Морально-нравственное состояние общества в рассказе. Литературные традиции и новаторства писателя. Проблематика рассказа «Шопен и Мендельсон». Проблема старческого одиночества и человеческого равнодушия в рассказе. Нравственная проблематика в рассказах «Свой круг», «Глюк», «Гигиена». Жанр «реквиема». Жанр рассказа-предупреждения. Термины «утопия», «антиутопия», аллюзия, новаторство писателя.

Раздел 11

Тема милосердия и прощения в современной прозе (1 час)

Тема одиночества и прощения  в творчестве Т.Толстой («Соня»). Тема сострадания в рассказе В. Крупина «Мария Сергеевна». Особенности повествования писателей.

Раздел 12

Уроки нравственности в произведениях Л. Улицкой (2 часа) 

Нравственные проблемы в повести Л. Улицкой «Сонечка». Постмодернизм. Жанр рождественского рассказа. Свет рождественской звезды в рассказе «Путь осла»,  «Капустное чудо». Тема милосердия в рассказах  «Перловый суп», «Дочь Бухары».   Термины «рождественский рассказ», реминисценция.

Раздел 13

Образ матери в современной прозе (1 час)

Связь поколений в рассказах И. Полянской «Мама» и «Говори, мама, говори…» Б. Екимова. Сила  материнской молитвы в рассказе В.Крупина «Молитва матери». Образ матери в рассказе «Материнское сердце» В. Шукшина. Сопоставительная характеристика героинь рассказов. Письмо матери.

Раздел 14

Нравственная проблематика в творчестве А. Алексина (2часа)

Проблема воспитания в рассказах А. Алексина. «Талант человечности или порок сердца» (по выбору). Тема человеческого эгоизма и самопожертвования, образ учителя («Безумная Евдокия», «Домашний совет», «А тем временем где-то»). Проблема патриотического воспитания в рассказе «Запомни его лицо».

Раздел 15

Творчество Харуки Мураками. (1 час)

 Рассказы «Молчание», «Седьмой». Подростковая жестокость, тема дружбы и преодоления чувства вины.

Раздел 16

Зачётное занятие (1час)

Урок развития речи. Сочинение  « Я хочу рассказать о книге…» (по выбору) Отражение проблемы нравственности в творчестве писателя по выбору. Умение выявлять авторскую позицию, цитировать, высказывать   свою точку зрения и аргументировать его.

Тематика рефератов, исследовательских работ, творческих работ, проектов

Темы по разделам

Рефераты

Исследовательские работы

Творческие работы

Проекты

Духовно - нравственные проблемы  в творчестве В. Астафьева

Тема подвига в творчестве современных писателей

Почему умирает Борис Костяев?»

 Каково отношение автора  к войне?

Какие зарубки оставляют на сердце «затеси»

В. Астафьева?

Чьи традиции мировой литературы продолжает  В.Астафьев?

Духовно- нравственные проблемы в творчестве Ф. Абрамова

«Чьи традиции продолжает Ф.Абрамов, изображая судьбу русской женщины?»

Есть ли будущее у деревни

Нравственный идеал в творчестве В. Распутина

« Какие уроки я вынес из этого рассказа «Женский разговор»?

« Изменился ли нравственный идеал женщины в  XXI  веке?»

«Живите в доме, и не рухнет дом» (А.Тарковский)

Нравственный идеал в повестях Распутина

Общечеловеческие ценности в творчестве В.М. Шукшина

Какие они, чудики Шукшина?

 

«Ещё в каких произведениях звучит тема одиночества?»

Б. Екимов. «Пасхальный рассказ со взрывом»

Сходства и различия героев рассказа  с шукшинскими героями

Тема памяти в творчестве Ч. Айтматова

Проблема наркомании в романе «Плаха»

 «Существует ли сегодня проблема манкурта?»

«Почему роман назван «Плаха»?

Судьба женщины на войне  в изображении С. Алексиевич

Страшные страницы книги С.Алексиевич

Женщины-воины в произведениях литературы о войне

Мини-сочинение «А какое у войны лицо?»

Женщины-матери в произведениях литературы о войне

Проблема нравственного выбора в творчестве Л. Петрушевской

Жанр «реквиема» в современной прозе

 «О чём предупреждает Л.Петрушевская своих читателей?»

Патологичность и фантасмагоричность изображённого в рассказах Петрушевской

Я выбираю жизнь!

Тема милосердия и прощения в современной прозе

Хронотоп в  рассказах С.Толстой

Роль пейзажа в рассказе В.Крупина «Мария Сергеевна»

Уроки нравственности в произведениях Л. Улицкой

Особенности жанра «рождественского рассказа» в современной прозе

Библейские мотивы в рассказе «Путь осла»

Образ матери в современной прозе

Письмо матери

Молитва о матери

Нравственная проблематика в творчестве А. Алексина

Символика имён в рассказе А.Алексина «Безумная евдокия»

Творчество Мураками

Знакомство с писателем

Традиции мировой и русской прозы

Методические рекомендации

      Первое занятие – вводное: необходимо дать общее представление о литературном процессе последних десятилетий, предоставить доступную информацию об основных тенденциях современной прозы и ознакомить со списком подобранной литературы, чтобы учащиеся заранее могли запастись текстами: сегодня это легко можно сделать с помощью Интернета. Дальнейшие занятия будут организованы как уроки анализа художественного произведения. Однако  акцент делается на том, что учащимся самим предоставляется возможность создания кейс-ситуации в процессе интерпретации того или другого произведения. Например, после прочтения повестей В. Распутина ученики вполне самостоятельно могут создать следующие кейс-ситауции:  « Даст ли брат Кузьме денег для Марии ?» ( «Деньги для Марии» ) или « Последний срок для кого, Анны или её детей?» А такие вопросы невольно заставляют задуматься, поразмышлять в поисках ответа. Не случайно  главное назначение литературы – это чтобы произведение «зацепило» человека. Как сказал Ф.М. Достоевский,  «пробить сердце. Вот глубокое рассуждение, ибо что такое “пробить сердце”? — Привить нравственность, жажду нравственности». Школьники обязательно рассматривают изучаемый текст как целое, получая в результате ответы на вопросы «Какие мысли и чувства выразил автор?» и «Как (при помощи каких средств) он это сделал?». При такой логике учащийся неизменно проходит по траектории: от первичного восприятия – через анализ и интерпретацию – к формулировке идеи произведения, позиции автора, его воздействия на общество и культуру и к теоретическим обобщениям. Именно это задает гуманитарно - филологический ракурс изучения литературного произведения.

       На стадии рефлексии занятия обязательно проводится творческая работа: эссе, отзыв,  эйдос-конспект, сочинение-рассуждение, письмо. Поскольку группы на профильных занятиях бывают малочисленными, от работы в группах часто приходится отказываться, а вот работа в парах  вполне уместна. Здесь один ученик выступает в роли литературоведа, другой- критика. Такой подход к изучению литературы заметно обогащает восприятие школьниками и художественных произведений, и внешнего мира, и собственных ощущений и переживаний, что, несомненно, находит отражение в письменной речи как в аналитических жанрах, так и в художественных.  Возможны  и другие  формы организации этих занятий.

      На зачётном занятии учащиеся пишут сочинение  или отзыв « Книга, которая меня долго не отпускала». Можно предложить и другие названия для сочинений, например: «Самый гуманный рассказ», «Самый добрый рассказ», «Самый проблемный рассказ», «Каков герой и мир современной прозы», «Лучший рассказ», «Какую книгу я возьму с собой в будущее», «Какую книгу я хотел бы сделать настольной».

Литература для учащихся

  1. Зинина Е.А. Основы поэтики. 10-11 классы: теория и практика анализа художественного текста : учеб. пособие / Е.А. Зинина. - М.: Дрофа, 2006. - 300 с. - (Элективные курсы).
  2. Современная русская литература: Элективный курс : учеб. пособие для уч-ся 10-11 кл. ОУ / ред. Б.А. Ланин. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 336 с. - (Библиотека элективных курсов).
  3. Кучина Т.Г. Современный отечественный литературный процесс. 11 класс : учеб. пособие/ Т.Г. Кучина. - М.: Дрофа, 2006. - 349 с. - (Элективные курсы).

Литература для учителя

  1. Абелюк Е.С. Программа по литературе: 10-11 классы. Профильный уровень// Литература: Прил. к газ. «ПС». – 2003. - №15. – С.5-9.
  2.  Белова, С.В. Элективные курсы гуманитарной направленности / С.В. Белова. – М. Глобус, 2006.
  3. Зинина Е.А. Основы поэтики. 10-11 классы: теория и практика анализа художественного текста : учеб. пособие / Е.А. Зинина. - М.: Дрофа, 2006. - 300 с. - (Элективные курсы).
  4. Методическое обеспечение профильного обучения: Русский язык и литература: Метод. рекомендации/ Сост. и науч. ред. Г.А. Обернихина. – М.: АПКиПРО, 2004. – 24с.
  5. Киркина, Е.Э. Литературная премия : Элективные курсы по русскому языку и литературе в системе предпрофильной и профильной подготовки учащихся / Е.Э. Киркина. –Пермь, 2005
  6. Ланин Б.А. Современная русская литература: 10-11 кл.: Программа элективного курса для учащихся общеобразоват. учреждений/ Б.А. Ланин. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 40с.
  7. Михина Е. Русская литература на рубеже XX - XXI веков: Программа предметно - ориентированного элективного курса для учащихся 11 кл. // Литература: прил. к газ."Первое сент.". - 2006. - № 6. - С. 32 - 35. 
  8. Роль искусств в общеобразовательном процессе // Мат. конф. «Образование на пороге ХХI века» // Информационный бюллетень «Непрерывное художественное образование». –№ 9. – М. : Моск. комитет по образованию,1999.

Вопросы к повести В. Астафьева «Пастух и пастушка»:

- Почему повесть носит второй подзаголовок «Современная пастораль»? Что это за жанр?  Какие признаки пасторали в повести Астафьева  вы можете назвать?

- Осуждают ли героев окружающие за любовь, когда вокруг одна сплошная смерть?

- Обратите внимание на эпитет «сиреневая музыка». Как он соотносится с военной реальностью?

- Как писатель изображает ужасы войны? Чьи традиции в описании военных эпизодов продолжает Астафьев?

-С какой целью Астафьев подробно рассказывает о солдатах- алтайцах с похожими фамилиями Карышев и Малышев?

- Какими качествами обладает Борис Костяев?

-Чего больше всего боится Борис на войне?

- Кто помогает Борису подавлять чувство жалости возвращает его в реальность?

- Старшина Мохнаков выступает антиподом Костяева? Как  вы оцениваете его поведение на войне?

- Как вы оцениваете его поступок мародёрства?

- Можно ли старшину считать героем или Мохнаков отрицательный персонаж?

- Отчего умирает Борис Костяев?

- На каком приёме строится повествование?

- В чём проявляется гуманизм писателя?

-В чём заключается авторский замысел повести «Пастух и пастушка»?

Вопросы к повести В. Астафьева «Печальный детектив»:

- Какие проблемы поднимает автор?

- Как описывает автор в романе экологическую обстановку и какова её роль?

- Какие эпизоды в романе навели вас на размышления?

- Какую связь приводит писатель между семьёй человека и тем, каким он становится?

- Какие герои воплощают жизненный идеал писателя?

- Каково мнение критики по поводу этого романа?

Вопросы и задания к рассказу В. Астафьева «Людочка»:

- Что за историю поведал писатель в своём произведении?

- О чём заставил задуматься Астафьев?

- В чём трагедия девушки?

- Охарактеризуйте жизнь Людочки в Вычугане.

- О чём свидетельствуют «говорящие» названия в рассказе?

- Как нравственная проблема в рассказе связана с экологической проблемой?

- Кто отнял у Людочки право жить достойно?

- Кто  виноват в трагедии девушки?

- Что же делать в сложившейся ситуации?

-  Какова позиция автора?

- Раскройте смысл финала рассказа и эпиграфа.

Вопросы к повести В. Астафьева «Царь-рыба» (главе «Акимка»):

- Какие стороны общей проблемы «человек и природа» отмечены в рассказах?

- Какую жизнь ведут браконьеры, и какой мотив последовательно развивается во всех рассказах?

- Какое значение имеет образ Царь-рыбы?

- Писатель  настойчиво возвращается к вопросу о Боге. Почему только в момент борьбы со смертью герой обращается с мольбою к Богу?

- Какой внутренний грех не даёт покоя Игнатьичу?

- Услышал ли Бог его покаяние?

- Какую смысловую роль играет в книге глава «Акимка»?

- Что думает Акимка о матери?

- Какое  значение придаёт В. Астафьев человеческому общежитию в роли воспитания детей?

- Каково авторское отношение к героям этой главы?

Вопросы и задания к рассказу В. Астафьева «Герань на снегу»:

- Какие вопросы волнуют писателя?

- О чём говорит отсутствие имени у героя ?

- Почему тоскливо мужику?

- Почему он выбрасывает чугунок с геранькой за окно?

- С какой целью автор показывает путь гераньки в никуда?

- Почему мужик не выбрасывает за окно чугунок с помидором?

- В чём проявляется авторская позиция?

- Какой приём использует автор, говоря «покойней под снегом гераньке, и теплее», и с какой целью?

- Почему сильнее человека оказалась геранька?

- Отчего погибает геранька?

- Какое изобразительное средство и  с какой целью использует автор в данных предложениях?

- В чем смысл кольцевой композиции?

- Определите   позицию автора по отношению к данной проблеме.

Вопросы к повести Ф. Абрамова «Пелагея»:

- Что более всего беспокоит писателя?

- Какое впечатление произвела на вас повесть?

- Что подчеркивает писатель в Пелагее? Как он к ней относится?

- Как Пелагея относилась к своей  работе?

- Что можно сказать об отношении героини к своему мужу?

- Что удивило Пелагею на пекарне, когда она пришла её “попроведать”?

- Как вы считаете, какую жизнь прожила Пелагея? Была ли она счастлива?

- Почему в конце концов Пелагея осталась одна? Кто в виноват в этом? Только Алька?

Вопросы и задания к рассказу В. Распутина «Женский разговор»:

- Обратим внимание на название произведения «Женский разговор».

- Какие ассоциации вызывает у вас эпитет «женский» в данном сочетании?  

-  Кого вы представляете перед глазами, когда слышите слово «женщина»?

- Приведите синонимы к слову «разговор», открывая его смыслы.

- С какой интонацией говорит Вика «Всё теперь не так»?

- Есть ли у Вики своя правда? Какая она?

- Что имеет в виду Вика под понятием «целеустремлённая женщина»?

- Что, с точки зрения бабушки, должно сохраняться в женской судьбе, несмотря на перемену всех устоев жизни?

Вопросы и задания к рассказу В. Распутина «Изба»:

- Какие проблемы поднимает автор?

- А можно ли и Агафью назвать праведницей и почему?

- Что значит для Агафьи жить?

 - Какое место занимает в её жизни изба, дом? 

- Что было примечательным в этом доме?

- Почему рассказ назван не по имени героини? Какие ассоциации вызвало у вас слово «изба»?

- Опишите, как Агафья перевозила и ставила свою избу на новом месте?

-Какова судьба избы после смерти хозяйки?

- Почему после смерти героини в ее доме никто не ужился?

Вопросы и задания к рассказу В. Распутина «Нежданно-негаданно»:

- Определите проблему рассказа и насколько она сегодня актуальна, на ваш взгляд?

- Какое чувство вызвало у вас событие, которое описал Распутин?

- Кого из персонажей можно назвать в рассказе гуманным? Почему?

- Какой мы видим девочку в первые дни, когда она оказывается в деревне у стариков?

- Какие изменения в Кате постепенно происходят?

-И может ли гуманное отношение к человеку принести счастье?

- Оправдываете ли вы этот поступок тети Люси?

- Разве человек может быть предметом купли-продажи?

- Определите  смысла названия рассказа.

- Какие художественные приемы помогают читателю увидеть гуманные и антигуманные отношения в обществе?
- Какую роль в рассказе  играет пейзаж?

Вопросы и задания к рассказу Л.Петрушевской «Шопен и Мендельсон»:

- Какой мотив сразу же бросается в глаза?

-Нужны ли они кому-нибудь старики?

- Кому мешает музыка стариков? Почему?

- Чему противопоставлено одиночество героини? Почему женщина одинока?

- Как жить чтобы не стать одиноким в этой жизни?

- Что изменилось в жизни героини после смерти стариков?

- Объясните смысл названия рассказа.

Вопросы и задания к рассказу Л.Петрушевской «Глюк»:

- Каково ваше первое впечатление от рассказа? Как вы его поняли? Какие вопросы у вас возникли после прочтения рассказа?

- Что мы узнаём о Тане? Составьте её портрет. Нравится вам Таня?  

- Каким выглядит Глюк? «Какие ассоциации у вас вызывает слово  «Глюк»?»  Почему он пришёл к Тане?

- Что вы скажете о Тане  судя по характеру желаний?

- Что является кульминацией рассказа?

- Как показывает автор, что Таня отдала свою душу дьяволу?

-Знала ли Таня о последствиях творимого ею зла? Почему она с радостью предложила друзьям наркотик?  

-Рассказ Л.Петрушевской – рассказ-предупреждение: приём наркотиков часто заканчивается преступлениями и смертью. Как описывает картину «страшного сна» автор?

-Почему Л.Петрушевская пишет «Ничего не кончилось»?

Вопросы и задания к рассказу Л.Петрушевской «Йоко Оно»:

-  Какой культурный контекст создают личные имена, аллюзии, использованные в рассказе?

-  Как можно охарактеризовать манеру «рассказывания», стиль автора?

-  Какими средствами создаются характеры героев?

-  В чём трагедия судьбы героев рассказа?

- Где кульминация рассказа? В чем основной конфликт?

- Является ли социальная проблематика главной в рассказе?

- Насколько актуальна проблема рассказа и где выход?

Вопросы к повести «Сонечка» Л.Улицкой:

- Какие проблемы затрагивает автор в повести?

- В каком жанре строится повествование?

- Каковы особенности построения сюжета?

- Какую ошибку допустили родители в воспитании дочери?

- Как вы оцениваете поведение Сонечки после появления в доме Таниной подруги?

- Какова авторская позиция в повести?

Вопросы к рассказу Т.Толстой «Соня»:

- Охарактеризуйте главную героиню повести? Как соотносятся между собой внешний облик и внутренний мир героини?
-  Дайте характеристику Аде Адольфовне?
-  Объясните  смысл имени героини, его значение в годы войны?
-  Какова роль Ады  в жизни Сони?
-  Найдите особенности повествования в начале и в конце рассказа.
-  В чем особенности хронотропа художественного времени и пространства рассказа?
-  Каким предстает в рассказе образ повествователя?
-  Объясните символическое значение образа “эмалевого голубка”. Как вы поняли фразу «Голубков огонь не берёт»?

-  В чём заключена идея рассказа и какова авторская позиция?

-  Какое впечатление оставил рассказ?

Вопросы к рассказу Б. Екимова «Пасхальный рассказ со взрывом»:

-  Как вы понимаете жанр рассказа?

-  Какое настроение создаёт пейзаж в начале рассказа?

-  Как автор понимает слово «подвиг»? Зачем он цитирует прессу?

-  Как создается образ батяни?

-  Почему Гриша «молчит»?

-  Как ведут себя герои в кульминационный момент?

-  Какова интонация автора в оценке «подвига» батяни?

-  Как соотносятся вступительный и заключительный пейзажи?

-  Как вы понимаете название рассказа?

Вопросы к роману Айтматова «Плаха»: 

- Какие проблемы можно выделить в романе?

- По каким законам живёт Бостон?

- Какую роль в романе играет семья волков?

- Какими изображены в романе волки в отличие от людей?

- Что означают имена волков? Случаен ли такой выбор?

- Какие надежды возлагает Айтматов на Авдия?

- Во имя чего Авдий всходит на плаху?

- В чем сходство судеб Авдия и Бостона?

- Насколько оправданно самопожертвование героев романа во имя идеи?

Вопросы к повести Айтматова «И дольше века длится день…»:

- Как писатель раскрывает проблему памяти?

- С какой целью писатель поведал легенду о манкурте?

- Когда в человеке утрачивается или скудеет память?

- Каковы последствия утраты исторической памяти?

- Каковы жизненные принципы Едигея? 

- В чем  Едигей видит смысл жизни?

- Можно ли его назвать праведником?

- Раскройте смысл финальной сцены романа? О чём предупреждает Айтматов?

Вопросы к повести «У войны не женское лицо» С. Алексиевич:

- Каковы жанровые особенности этой книги? Чем можно объяснить выбор писательницы?

- Как, по-вашему, звучит живое воспоминание о войне по сравнению с художественным вымыслом?

- Чьё воспоминание поразило вас больше всего?

- Женское ли это дело – война?

Вопросы к рассказу Б. Екимова «Говори, мама, говори…»

- Какое чувство вызвал у вас рассказ?

- Вокруг какого события построен рассказ?

- Чем становится телефон для Катерины?

- Какими средствами изобразительности пользуется автор в описании телефона?

- Почему Катерине не хочется уезжать в город?

- С появлением мобильного телефона жизнь бабки Катерины стала легче, проще?

- Что больше волнует дочь? О чём болит душа Катерины?

- Какими изобразительными  средствами описывает автор прошлое хутора?

- Как Катерина проводит день?

- Какая деталь усиливает чувство одиночества старушки?

- Можем ли мы разговор Катерины репродуктором назвать диалогом?

- Своеобразной кульминацией в рассказе является последний урочный звонок дочери. Чем отличается этот разговор от предыдущих?

- Почему автор называет утренние звонки урочными? Как вы понимаете смысл эпитета? Почему Катерина так испугалась дневного неурочного звонка?

- Как вы понимаете смысл названия рассказа? Какую смысловую нагрузку несёт в себе лексический повтор глагола «говори»?

- В рассказе автор использовал принцип «зеркального отражения» для раскрытия идейного смысла? Определите на примере роль этого принципа.

- В чём актуальность рассказа, на ваш взгляд?

Вопросы к рассказу В.Крупина «Мария Сергеевна»:

- Каковы особенности создания В. Крупиным хронотопа в рассказе «Мария Сергеевна»?

- Есть ли среди героев счастливые люди?

- Счастливы ли те, кто живет в престижном районе?

- Кто виноват в том, что Мария Сергеевна оказалась на улице?

- Что скрывается за частым употреблением слова «старуха» в устах автора?

- В каком контексте звучит мысль о Рождестве Христове?

- Есть ли здесь другие символические образы?

Литературный словарь: постмодернизм (80-90-е годы 20 в.)

Модернизм (от французского слова - современный) - философско-эстетическое направление в литературе и искусстве 20 века. Пост… (латинское - после ) обозначает следующий после чего-либо.

Принципы постмодернизма:

- искусство не непрерывная компиляция человеческих документов, а сама поэзия, “Чем больше поэзии, тем ближе к действительности (Новалис);

- постмодернизм не придает приоритета жизни перед эстетикой;

- рисует картину мира, вынося на первый план полилог культурных языков, выражающих себя в высокой поэзии и грубой прозе жизни, в идеальном и низменном, в порывах духа и судорогах плоти;

- авторское самовыражение: от  “Как я вижу мир?” к “Как мир устроен?”, “Что за мир?”

«Утопия» означает по-гречески «несуществующее, небывалое место» - жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели. Утопия описывает  принципы построения и функционирования некоего идеального общества.

Антиуто́пия (англ. dystopia) — направление в художественной литературе и кино, в узком смысле — описание тоталитарного государства, в широком смысле — любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития.

Ре́квием (лат. Requiem, букв. «(на) упокой») — заупокойная служба (месса) в католической и лютеранской церквях, соответствует панихиде в Православной церкви. В литературе обозначает  произведение, посвящённое памяти умершего или умерших. Реквием ставит вечные вопросы: как ты прожил данную тебе жизнь, куда стремился, куда шел?

Реминисценция (лат. reminiscentia, воспоминание) — элемент художественной системы, заключающийся в использовании общей структуры, отдельных элементов или мотивов ранее известных произведений искусства на ту же (или близкую) тему. Реминисценция — это неявная цитата, цитирование без кавычек.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самое благородное человеческое качество – благодарность. Лишь очень немногие высокие души сами взращивают в себе это редкое и прекрасное чувство. Архимандрит Тихон Благодарная память героев

Слайд 2

Неизвестные герои Родины Кто мог бы сегодня послужить благородным примером и высоким образцом? Кто они, сегодняшние герои? Помним ли мы их?

Слайд 3

Вечные и высшие человеческие ценности и качества Вера Любовь к своему Отечеству Честь Верность Отчизне Благородство Любовь к людям Справедливость Жертвенность Стремление к истине Бескорыстие Служение своему делу Мужество Труд в раскрытии талантов Доброта

Слайд 4

Сержант Евгений Эпов, командир отделения 23 –го отряда спецназа МВД, Герой России Не давая боевикам возможности приблизиться к раненым, Е.Ю.Эпов бросился на помощь товарищам, прикрывая огнём их эвакуацию. В это время он заметил, как ручная граната упала рядом с раненными военнослужащими, которые не могли укрыться от взрыва. Не раздумывая, он крикнул «Граната!», и накрыл её своим телом. В следующее мгновенье раздался взрыв. Подоспевшие на помощь спецназовцы эвакуировали раненных с линии огня и полностью уничтожили бандитскую группу.

Слайд 5

Майор Сергей Солнечников. Герой России 28 марта 2012 года на полигоне во время учений один из солдат срочной службы, 19-летний рядовой Максим Журавлёв, из положения стоя неудачно бросил гранату РГД-5. Она попала в край переднего бруствера, ограждавшего огневую позицию, срикошетила и отлетела в зону поражения сослуживцев. Майор С.А.Солнечников мгновенно осознал произошедшее, оттолкнул растерявшегося солдата и накрыл собой гранату. Ценой собственной жизни он спас своих подчинённых.

Слайд 6

Подполковник Руслан Желудкин

Слайд 7

Марсель Хайруллин 16-летний парень успел вытащить мальчика, а сам ушел под воду.

Слайд 8

Данил Садыков 12 летний парень — спас ребенка и погиб сам В Татарстане наградили 12-летнего подростка. Посмертно. Орден Мужества получил отец, сам герой Чечни. В начале мая его сын, Данил Садыков, в Набережных Челнах спас от смерти 9-летнего мальчика. Ребёнок попал в фонтан, вода в котором была под высоким напряжением.

Слайд 9

Михаил Ивкин — герой, спасший детей ценой собственной жизни Мужчина сумел вынести из пламени 6-летнего Никиту Богачева и 8-летнего Женю Радченко. Но за подвиг Михаил расплатился собственной жизнью: когда он вновь бросился в квартиру, чтобы убедиться, что там никого не осталось, огонь отрезал его от выхода и выбраться наружу строитель не сумел.

Слайд 10

Девятиклассники Азамжон Кадыров и Александр Новиков, восьмиклассник Денис Чумичев и учащийся 11-го класса Владимир Гурулёв.

Слайд 11

Павел Рогожин — челябинский парень спас жизни 7-ми человек Отважный молодой человек, о котором позже сообщили участники аварии, оказался личностью скромной: помог пострадавшим выбраться из угодившего на лед автомобиля, а потом скрылся, не дожидаясь спасателей. Обнаруживать себя смельчак не захотел, даже когда его представили к награде.

Слайд 12

Дмитрий Козин с друзьями спас жизнь двум ветеранам. 14 мая в г. Орле в одном из жилых домов произошел пожар. Курсант 1 курса радиотехнического факультета Дмитрий Козин со своими товарищами спасли жизнь двум ветеранам Великой Отечественной войны — супругам Уваровым. За проявленные в условиях, сопряженных с риском для жизни, отвагу и самоотверженность при спасении людей приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Дмитрий Козин награжден медалью МЧС России «За отвагу на пожаре». 3 сентября губернатор Орловской области А.П. Козлов и начальник Главного управления МЧС России по Орловской области полковник внутренней службы А.А. Новиков торжественно вручили награду Д.А. Козину

Слайд 13

Об авторе Архимандрит Тихон (Шевкунов) — священнослужитель Русской Православной Церкви, наместник московского Сретенского монастыря, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.

Слайд 14

Богословы Перед трапезой мы, как обычно для христиан, прочли молитву «Отче наш». С нами молился и крестился всеми уважаемый генерал. Часа через два, ближе к концу застолья, офицеры обратились к нему: – Товарищ генерал! Вот мы видели, что вы крестились. Мы вас уважаем. Но не понимаем! Наверное, вы о многом передумали, о чем мы еще не думали. Скажите, за те годы, которые вы прожили, как вы поняли, что самое главное в жизни? В чем ее смысл? Понятно, что такие вопросы задаются только после того, как люди хорошенько, по-русски, посидели за гостеприимным столом. И прониклись доверием и доброжелательностью. И генерал, настоящий армейский генерал, немного подумал и сказал: – Главное в жизни – содержать сердце чистым перед Богом! Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Слайд 15

Во время переговоров о воссоединении с Русской Зарубежной Церковью архиепископ Германский Марк признался мне, что некоторый случай, происшедший с ним в России, заставил его поверить, что духовные изменения в нашей стране – это не пропаганда, а настоящая реальность. Как-то один священник вез его на своем автомобиле по Подмосковью. Владыка Марк – немец, и для него было очень непривычно, что при наличии на трассе знаков, ограничивающих скорость до девяноста километров, их машина неслась со скоростью сто сорок. Владыка долго терпел и наконец деликатно высказал свое недоумение. Но священник лишь усмехнулся на наивное простодушие иностранца. – А если остановит полиция? – удивился владыка. – С полицией тоже все в порядке! – уверенно ответил пораженному гостю священник. И действительно, через какое-то время их остановил сотрудник ГАИ. Опустив стекло, священник добродушно поприветствовал молодого милиционера: – Добрый день, начальник! Прости, торопимся! Но милиционер никак не отреагировал на это приветствие: – Ваши документы! – сухо потребовал он. – Да ладно, брось, начальник! – заволновался батюшка. – Ты что, не видишь?.. Ну, в общем, торопимся мы! – Ваши документы! – повторил милиционер. Священнику было и обидно, и стыдно перед гостем, но ничего не оставалось делать – он протянул милиционеру права и техпаспорт, но при этом не удержался и едко добавил: – Ладно, бери! Конечно, ваше дело – наказывать. Это наше дело – миловать! На что милиционер, окинув его холодным взглядом, сдержанно проговорил: – Ну, во-первых, наказываем не мы, а закон. А милуете не вы, а Господь Бог! И вот тогда-то, как говорил владыка Марк, он понял, что если милиционеры на российских дорогах теперь мыслят подобными категориями, то в этой непостижимой умом стране все снова изменилось. Но, по-видимому, на сей раз не в худшую сторону.

Слайд 16

Об одной христианской кончине Сергей Федорович Бондарчук. Фотография предоставлена семьей С.Ф. Бондарчука Когда мы закончили первую панихиду по Сергею Федоровичу, родители Димы с растерянностью и смущением поведали нам, что за несколько минут до того, как им позвонила Алена с известием о смерти Сергея Федоровича, с ними случилась непонятная и в высшей степени странная история. Они еще ничего не знали о смерти своего друга и были в своей комнате. Вдруг из-за окна до них донеслось громкое карканье многочисленной стаи ворон, которое постепенно все больше усиливалось и наконец стало почти оглушительным. Казалось, неисчислимое полчище воронья пролетает над их домом. Удивленные супруги вышли на балкон. Пред ними предстала картина, подобную которой они раньше никогда не видели. Небо в буквальном смысле заслонила черная туча птиц. Их отвратительное, пронзительное карканье было нестерпимым. Балкон выходил прямо на лесной парк и на больницу, в которой, как они знали, лежал при смерти их друг. Громадная стая неслась именно оттуда. Неожиданно это навело Игоря Васильевича на мысль, которую он вдруг абсолютно убежденно высказал жене: – Сергей умер только что… Это бесы отошли от его души! Сказал – и сам удивился тому, что произнес. Гигантская стая наконец пронеслась над ними и скрылась среди туч над Москвой.

Слайд 17

Николай Сергеевич Леонов, профессор-историк, генерал-лейтенант разведки Мы быстро мчались по пустынной дороге. Сидя за рулем, я не отрываясь слушал рассказ Николая Сергеевича об одной из его дальних командировок. Об этой истории он давно мне обещал поведать. Я в жизни не встречал более интересного рассказчика: Николая Сергеевича всегда слушаешь, затаив дыхание. Так было и на этот раз. Но вдруг неожиданно я поймал себя на странной мысли, что вот сейчас, сию минуту, с нами происходит что-то особенное и угрожающее. Машина шла обычным ходом. Ничего – ни приборы, ни ровное движение автомобиля, ни запах – не говорили о тревоге. Но, тем не менее, мне становилось все более и более не по себе.

Слайд 18

Несвятые святые Мы видели в нем удивительный пример живой веры. Эту духовную силу не спутаешь ни с чем, какими бы чудачествами или слабостями не был порой отягощен человек, такую веру обретший. За что мы все так любили отца Рафаила? И хулиганом он был, и проповедь путно сказать не мог, и со своей машиной зачастую возился больше, чем с нами. А вот не стало его, и как тоскует о нем душа! Больше двадцати лет прошло после его смерти. Иеромонах Рафаил (Огородников)

Слайд 19

Эта книга не вошла даже в тройку лучших книг года, однако её русский тираж на сегодня - 1, 1млн. экземпляров при планировавшихся 30 тысячах.( К октябрю 2012 года суммарный тираж книги составил один миллион сто тысяч экземпляров). Книга переведена на 20 языков. Список финалистов Мария Галина — «Медведки» Даниил Гранин — «Мой лейтенант…» Александр Григоренко — «Мэбэт» Владимир Губайловский — «Учитель цинизма» Андрей Дмитриев — «Крестьянин и тинейджер» Александр Кабаков, Евгений Попов — «Аксёнов» Владимир Маканин — «Две сестры и Кандинский» Сергей Носов — «Франсуаза, или Путь к леднику» Валерий Попов — «Плясать досмерти» Захар Прилепин — «Чёрная обезьяна» Марина Степнова — «Женщины Лазаря» Андрей Рубанов — «Стыдные подвиги» Архимандрит Тихон (Шевкунов) — «Несвятые святые» и другие рассказы» Лена Элтанг — «Другие барабаны»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Вечная память героям".

Концерт для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла к празднику Победы. Наш долг - помнить , какой ценой далась нам Победа, чтить память погибших и проявлять неустанную заботу о ветера...

Презентация "Вечная память героям"

Исторический подвиг кубанцев в годы Великой Отечественной войны...

Вечная память героям фронтовикам.

От поколения  фронтовиков, особенно – тех, кто начинал воевать с первых дней, почти никого уже не осталось. Поэтому, хочется закрепить на бумаге те крохи живого знания об эпохе, переданные ими.Я ...

Классный час: "Светлая память героям России"

Разработку классного часа можно использовать в 6-8 классах образовательной школы. Данная разработка имеет большое воспитателное значение. Дети познакомятся с героями ВОВ, с их героическими поступками....

Внеклассный урок в 10 классе по теме "Вечная память героям"

Урок по теме «Вечная память героям» проводится в 10 классе и посвящён 75-летию Победы нашей страны в Великой отечественной войне...

ЗнатьЧтобыПомнить. ГодПамятиИСлавы. Вечная память Героям!

Рассказ о Шинкареве Николае Борисовиче. Его непростой судьбе....

Сценарий «Память героям»

Сценари в память погибшим выпускникам "БКШ имени Героя России В.И. Шкурного"...