Главные вкладки

    Образ Дон Жуана в мировой литературе и музыке.
    план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

    Бобрышева Наталья Ивановна

    " Образ  Дон  Жуана  в  мировой  литературе и  музыке" - интегрированный    урок  по  литературе  и  музыкальной  литературе

    На уроке учащиеся смогли проследить  эволюцию    образа  Дон Жуана в  литературе  и  музыке; познакомиться      с  трактовкой  этого  персонажа  у  Тирсо  де  Молина, Ж.-Б. Мольера, Д.Г. Байрона, А.С. Пушкина; сопоставить  произведения  этих  писателей  с  оперой      В.А. Моцарта; проследить  связи,  существующие  между  творчеством           В.А.Моцарта и  А.С.Пушкина. Урок сопровождается показом презентаций: «Образ Дон Жуана в творчестве Ж.- Б.Мольера,  Д.Г.Байрона , А.С.Пушкина , В.А.Моцарта»,  «Иллюстрации  к  трагедии  А. С. Пушкина  «Каменный  гость», видеофильм  Маленькие  трагедии   «Каменный  гость»  А.С.Пушкина. Такие уроки необходимы студентам- музыкантам, т.к. расширяют помогают лучше понять этот сложный образ в мировой литературе и его популярность в мировом искусстве.

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Бобрышева Наталья Ивановна –

    учитель Воронежского музыкального

    колледжа им. Ростроповичей г. Воронежа

                       Образ  Дон  Жуана  в  мировой  литературе и  музыке.

    Интегрированный    урок  по  литературе  и  музыкальной  литературе.  

    Цель: раскрыть, как  и  почему  искусство  обратилось  к  образу  Дон  

    Жуана; проследить  эволюцию  этого  образа  в  литературе  и  музыке; познакомить          учащихся  с  трактовкой  этого  персонажа  у  Тирсо  де  Молина, Ж.-Б. Мольера, Д.Г. Байрона, А.С. Пушкина; сопоставить  произведения  этих  писателей  с  оперой          В.А. Моцарта; проследить  связи,  существующие  между  творчеством          В.А.Моцарта и  А.С.Пушкина.

    Оборудование:

    • презентация «Образ Дон Жуана в творчестве Ж.- Б.Мольера,  Д.Г.Байрона , А.С.Пушкина , В.А.Моцарта».
    • презентация «Иллюстрации  к  трагедии  А. С. Пушкина  «Каменный  гость».
    • аудиозапись  оперы  В.А.Моцарта  «Дон  Жуан».
    • видеофильм  Маленькие  трагедии   «Каменный  гость»  А.С.Пушкина

            План  урока:

    • Образ  Дон  Жуана  в  творчестве  европейских  писателей: Тирсо  де  Молина , Ж.-Б.Мольера  и  Д.Г.Байрона.
    • Сведения  о  В.А.Моцарте  и  его  опере  «Дон  Жуан».
    • «Каменный  гость»  А. С. Пушкина.
    • Литературные  параллели.
    • Театральная  судьба  Дон  Жуана.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

    Ход  урока.

    И  предпочел  я  Дон-Жуана!

    Д.Байрон

    Слово  учителя.

    Мировая  литература  насчитывает  более  ста  произведений,  сюжетом  для  которых  послужила  легенда  о  Дон  Жуане.

    Дон  Жуан  не  только  мировой  тип, но  и  испанский. Предыстория  этого  литературного  героя  уходит  в  средние  века  и  связана т с  многочисленными  легендами  о  грешнике, одержимом  тягой  к  чувственным  наслаждениям, наказанном  за  свое  распутство  судом  божьим  и  человеческим.

    Прямым  прототипом  Дон  Жуана  повелось  считать  севильского  дворянина  дона  Хуана  де  Тенорио, жившего  в  XIV веке – лицо  полулегендарное, полуисторическое. Дон  Жуан, приближенный  короля  Педро  Жестокого , своими  любовными  похождениями  наводил  ужас  на  всю  Севилью . На  поединке  убил  командора  дона  Гонзаго ,защищавшего  честь  дочери . В  скором  времени  он  исчез  при  загадочных  обстоятельствах .

    В  легендах, предваряющих  литературные  явления  Дон  Жуана , были  заданы  основные  сюжетные  обстоятельства . Место  действия – Испания , Севилья , время эпохи «плаща  и  шпаги» . Непременные  участники : дочь  командора , командор ,Дон  Жуан .Развязка  чаще  всего  связана  со  смертью  главного героя . Сюжеты ранних  Дон  Жуанов  (Тирсо, Мольер, Моцарт) в  основном  вращалась  вокруг  предания  о  доне  Хуане  де  Тенорио . Предлагаемые  обстоятельства  этого  мифа  допускали  возможность  различных  толкований  образа  Дон  Жуана  и  самых  разных  его  оценок. Жанровой  формой  литературной  истории  Дон  Жуана  поначалу  была  комедия, позднее  Байрон  сделал  его  героем  романа, а  Пушкин – лицом  трагедии .

            Тирсо  де  Молина «Севильский  озорник, или  Каменный  гость».

    Герой  драмы  Тирсо де Молина  обладает  комплексом  основных  черт , которые  так  или  иначе  будут  варироваться  во  всех  последующих  Дон  Жуанах .Он  ведет  любовную  игру , не  ведая той  любви  , которая  торжествовала  в  искусстве  Ренессанса .  Искусство  барокко, которому  близок  «Севильский  озорник»  Раскрывает трагическую  двойственность  любовного  чувства .

    Дон  Жуан – единственный  во  всей  истории  мировой  культуры  мифический  герой , не  заимствованный  театром , а  театром  порожденный . Он  дитя  сцены , человек  играющий . Его  не  случайно  называют  в  драме  «галаном» : так  звали - героя  любовника  -  популярнейшее  амплуа  в  испанском  театре XVII века .

    Он  пользуется    различными  масками  и  сам  часто  лишь  маска  Эроса  и  не  он,  а  Эрос  одерживает  победы. Тирсовский  герой  олицетворяет  возможность  преодоления  сексуальных  и  социальных  табу . В  том  и  состоит  трагикомическая  двойственность  игры , которая  будет  в  дальнейшем  раскрываться  во  все  новых  и  новых  воплощениях  этого  образа .

            Ж.-Б.Мольер  «Дон  Жуан, или  Каменный  гость»  (1665)

    Среди  героев  «высоких  комедий»  Мольера  Дон  Жуан  -  самый  привлекательный. Его  жизнелюбие  особого  свойства: он  словно  постиг  все  законы  бытия  и чувствует  себя  избранником , которому  ничего  не  стоит  остановить  время , нажить  себе  врагов , покорить  любую  девушку . Мольеровский  Дон  Жуан  действительно  принадлежит  своему  времени , и  вина  героя  не  может  быть  истолкована  без  учета  приоритетных  для  этой  эпохи  идей .

    «Дон  Жуан»  -  одна  из  наиболее  барочных  пьес  Мольера. Романский легендарный

     Сюжет, лежащий  в  ее  основе ,  многие  структурные  нарушения  классического  канона,  жанровая  чересполосица  говорят  о  принадлежности  мольеровского  шедевра  к  стилю  барокко .

    Барочная  модель  мира  -  это  образ  грандиозного ,  непознанного , но   и  живого  для  человека .  Гордого, блестящего  интеллектуала  настигает  кара  за  его  духовную  ущербность, столь  явную  человеку  эпохи  барокко .

    Игра  Дон  Жуана  с  мертвым  командором, нарядной  статуей  -  апогей  той  игры , которую  ведет  герой  на  земле  и  готов  вести  в  иных  мирах .  Игра  -философская , игра  -  средство  достижения  целей , игра  -  наслаждение  властью  над  теми , кто  не  способен  на  дерзкие  поступки  .Он  агрессивен  и  безогляден  .  Своим  приглашением  к  игре  он  «оживляет»  каменную  статую.Та  водворяет  закоренелого  грешника  в  ад  .  По  Мольеру, этот  ад  уготован  всякому , кто , кичась  своей  игровой  властью  над  человеческим  сообществом , превысит  свои  права  и  возомнит  себя  равным  творцу  .

            

                               Поэма  Д.Г.Байрона  «Дон-Жуан» (1824)

    Байроновская  версия  зиждится  на  сюжетных  мотивах, которые  в  прежних  прочтениях  истории  севильского  обольстителя  имели  маргинальный  характер.  Это  прежде  всего  мотив  странствования, путешествия, скитании. В поэме, отличающейся  невероятным  разнообразием  тем , жизненных  картин , герой  погружен  в  бесконечное  «море  житейское»  .

    Произведение  рассказывает  о  приключениях  испанского  юноши  Дон-Жуане ,  которого  родители  отправили  в  дальнее  путешествие , чтобы  замять  скандал  по  поводу  его  романа  с  замужней  дамой  .  Он  терпит  кораблекрушение  около  берегов  Греции, но  его  спасает  дочь  пирата  Гайде, затем  его  продают  в  рабство  в  Турцию  в  гарем  султанши  Гюльбеи ,  откуда  он  бежит , отличается  при  взятии  Измаила , сражаясь  на  стороне  Суворова , а  потом  в  снежной  России  становится  фаворитом  Екатерины II  .  Последний  эпизод  поэмы  застает  еще  юного  героя  в  Англии , где  Дон-Жуан  исполняет  секретную  дипломатическую  миссию , доверенную  ему  русским  престолом  .

    С  классическим  Дон-Жуаном  байроновского  героя  роднит  лишь  астрономическая  бесконечность  его  амурных  приключений.  Непостоянство  Дон-Жуана  двоякой  природы. К  очередной  возлюбленной  его  приводит  не  жажда  любовных  приключений, а  очередной  катаклизм. «Красавиц  покидал  // Он  под  влияньем  рока, или  шквала, // Или  родных -  и  каждый  раз  страдал» . При  этом  он  практически  ничего  не  преодолевает:  из  волн  бурного  «моря  житейского»  на  очередную  пленительную  отмель  «пловца»  каждый  раз  выносит  некая  сила , хранящая  юношу  в  самых  рискованных  обстоятельствах  . Байрон  один  из  первых  задумался  о  женственно-пассивной  природе  донжуанства. Способность  сливаться  с  любой  средой («был  он  как  младой  Алкивиад  -  к  любой  среде  приспособляться  рад»), делает  Дон-Жуана  почти  неразличимым  на  фоне  всеобщего  мельтешенья  и  суеты. Герой  оказался  сильнее  автора, намеревавшегося  состарить  героя  и  даже  отправить  его  в  ад  Знаменательно, что  произведение  Байрона  осталось  незавершенным:  написанная  Байроным  история  не  имеет  конца  .

    Поэма  становится  свидетельством  кризиса  «героического»  в  романтическом  понимании.          

    Байроновский  герой -  «культурный»  герой, он  «вездесущ», т.к.  ему  ничего  не  стоит  среди  своих  «эпических  походов»  предстать  глазами  того  же  автора  и  в  опере,  и  в  драме, и  в  балете.

    Индивидуальное  сообщение

                            История  создания  и  сюжет  оперы  «Дон  Жуан»

         Либретто    к  опере  В.А.Моцарта  «Дон  Жуан, или  Наказанный  распутник» (1787, изначально  «Дон  Жуан , или  Ужин  каменного  гостя»)  написал  венский  придворный  поэт  Л. да Понте  .  Он  интерпретировал  сюжет  «о  молодом  человеке, крайне  распутном»  в  духе  фарса  .Но  музыкальное  мышление  Моцарта  трансформировало  «наказанного  развратника»  в  образ, разрушивший  рамки  комического  жанра , -  история ,  предназначенная  для  оперы – буф , переросла  в  драму  .  Дон  Жуан  обрел  душевную  силу  и  некоторое  благородство  ;  его  чувственность  возвысилась  до  идеального   влечения  к  красоте,  воплощенной  в  женщине.  И  сам  Дон  Жуан  стал    

    олицетворением  стремления  человечества  к  наслаждению, жажды  вечной  борьбы, а  не  бесконечных  побед.  Предтеча  романтиков , для  которых  не  существовало  грани  между  жизнью  и  творчеством,  Моцарт  вложил  в  музыкальный  образ  Дон  Жуана  личностное  содержание:  потребность  любить  и  быть  любимым  каждый  миг  существования, отдавая  дань  возвышенному  чувству  и  жадному  наслаждению.

    Моцарт  -  фаталист  был  убежден, что  счастье  существует  лишь  в  воображении,  и  находил  запретное  в  мире  музыкальной  фантазии  . Образ  Дон  Жуана  -  подсознательный  вызов  «первому  после  Бога»  отцу  и  в  его  лице  -  веку  Просвещения,  в  глазах  которого  романтический  Моцарт  олицетворял  «неумение  жить».  Мучившая  Моцарта  мысль  о  смерти  пронзительно  звучит  в  финале  оперы, который  обнаруживает  истинный  характер  Дон  Жуана, не  ведущего  страха  в  своем  отчаянно-великолепном  протесте. Кара  настигает  Дон  Жуана – человека,  но  как  идея  он  не  победим, пока  непримиримо  сосуществует  свобода  желаний  и  нравственные  узы  долга,  чувственное  и  духовное. Дон  Жуан  Моцарта  отождествлен  с  жизнью  в  ее  великом  противостоянии  смерти.

                    (Звучит  финал  оперы  Моцарта  «Дон  Жуан»)

                                           Слово  учителя

                     Герой  трагедии  А. С. Пушкина  «Каменный  гость» (1830)

    Обрабатывая  легенду  о  Дон  Жуане , да  еще  взяв  из  нее  только  самую  драматическую ,но  и  самую  распространенную  коллизию  -  явление  Статуи  и  гибель  героя,  Пушкин  поставил  себя  в  очень  жесткие  рамки  литературных  традиций.  И  он  сознательно  подчеркнул  свою  зависимость  от  традиции , приведя  в  качестве  эпиграфа  цитату  из  либретто  Моцарта.  В  этом  глубокое  отличие  «Каменного  гостя»  от  первых  двух  «маленьких  трагедий» , где  вечные  темы  -  скупость  и  зависть  -  разрабатывались  драматургом  совершенно  самостоятельно:  прямых  аналогов  образам  Барона  и  Сальери  в  мировом  искусстве  нет. Но  избрав  сюжет  широко  известный  современникам, Пушкин  дерзко  пошел  против  течения  и  дал  образ  своего  Дон  Гуана ( даже  подчеркивая  это  нетрадиционным  написанием  имени), глубоко  отличного  от  предшественников.

    Традиционный  Дон  Гуан  с  самого  начала  был  противопоставлен  всему  миру. Пушкинский  Дон  Гуан   в  начале  трагедии  -  плоть  от  плоти  своего  мира  и  живет  в  полном  согласии  с  ним  .  Недаром  в  Мадриде  на  каждом  перекрестке  с  ним  может  встретиться  «свой  же  брат , нахальный  кавалер , со  шпагою  под  мышкой  и  в  плаще»  Дон  Гуан  ведет  себя  в  полном  соответствии  с  моральными  принципами  той  среды ,порождением  которой  он  является ,   и  в  этих  моральных  принципах  явственно  проглядывает  все  то  же  «наполеоновское»  -  относительность  понятий  чести , благородства , гуманности  .

    Пушкинский  герой  -  испанский  гранд  с  головы  до  ног.  Все  его  стычки  -  это  благородные  поединки, дело  чести.  Жертвы  отягощают  его  душу , и  в  переломный  момент  жизни  он  чувствует  свою  совесть  «усталой»  . Когда  он  касается  этой  темы , в  его  рассказе  нет  никакого  гротеска , зато  отчетливо  слышится  «язык  сердца».  Лепорелло  не верит  в  искренность  Дон  Гуана, воспринимая  его  как  легкомысленного  кавалера.   Но  Дон  Гуан  отнюдь  не  отождествляет  себя  с  образом  развратника  и  безбожника, созданным  расхожей  молвой. Он  не  спорит  со  своей  порочной  славой  но  исподволь  разрушает  ее.  В.Г.Белинский справедливо считал его  испанским  Фаустом.  Личность  Пушкина  во  многом  узнается  в  Дон  Гуане.  Это  заметила  еще  А. Ахматова.  Она  не  права  лишь  в  своем  утверждении, что  Дон  Гуан  -  поэт.  Образ  Дон  Гуана  несет  на  себе  печать  поэтического  таланта  Пушкина, так  же  как  Дон  Жуан  Моцарта  -  отпечаток  его  музыкального  гения.  Пушкинский  «импровизатор  любовной  песни»  не  чужд  нравственного  начала.  В этом  его  коренное  отличие   от  литературных  предшественников.  До встречи  с  Донной  Анной  это  присутствует  в  нем  неосознанно.  Но  в  Донне  Анне  он  видит  ту красоту, которая  является  для него и счастьем и спасением.  «Вас  полюбя, люблю  я  добродетель», -  признается  Дон  Гуан  Анне  .  Каменный  гость  развивает  тему  не  столько  возмездия, сколько  преображения.  Командор, апофеоз  финала,  действительно  лишь  каменный  гость,  явившийся  из  преисподней.  Не  ему  судить  грехи  Дон  Гуана.  Герой  Пушкина  погибает  в  момент,  когда  должно  совершится  чудо  преображения:  «Мне  кажется,  я  весь  преобразился».  Оттого  герой  Пушкина  -  трагический  герой.

    Сообщения  учащихся

                                    Литературные  параллели

    Среди  многочисленных  литературных  разработок  Дон  Жуана  наиболее  интересными  являются  следующие:  П.Мериме  «Души  Чистилища»,  Хосе  Эспронседы  «Саламанский  студент», драма  Д. Граббе  «Дон  Жуан  и  Фауст»,  Б.Шоу  «Человек  и  сверхчеловек»,  М. Фриш  «Дон  Жуан, или  любовь  к  геометрии», пьеса  Н.Гумилева  «Дон  Жуан  в  Египте».

    Истории  Дон  Жуана, как  литературного  героя,  сопутствовало  бытование  в  качестве  поэтического  образа  лирики  ( Ленау , Гольтей , Визе , Фридман А. Ахматова, А. Блок ) .

    Помимо  прямого  воплощения  этого  литературного  героя  (под  тремя  основными  именами  в  русской  транслитерации:  Дон  Жуан, Дон  Хуан, Дон  Гуан - можно  составить  длиннейший  перечень  донжуанствующих  персонажей: от  Вальмонта  до  Стивы  Облонского, от  Адольфа  до  Паратова  и  т.д.

                                    Театральная  судьба  Дон  Жуана

    Вскоре  после  издания  пьесы  Тирсо  де  Молина  Дон  Жуан  появился  на  итальянской  сцене: сначала  в  обработке  Джилиберти  (1652 ), а  позднее  -  Чиконьини (1670).  Последний  усилил  комические  элементы, изъял  из  испанского  оригинала  все  мрачное  и  нравоучительное.  Это  обеспечило  успех  пьесы  на  народной  сцене, где  ее  продолжали  играть  вплоть  до  начала  XX века.  История  Дон  Жуана  вошла  в  репертуар  «комедии  дель  арте»: среди  сценариев  знаменитой  труппы  Д.Бьянколелли  обнаружен  и  сюжет  о  Дон  Жуане.  Что  касается  самой  первой  версии (Джилиберти), то  она  не  сохранилась, но  на  ее  основе  были  написаны  первые  французские  пьесы  о  Дон  Жуане  -  Даримона (Лион, 1658)  и  Де  Вилье(Париж , 1659)  .  Когда  Мольер  показал  своего  Дон  Жуана  на  сцене  своего  театра  Пале – Рояль  15  февраля  1665 г. (роль  Дон  Жуана  сыграл  Лаграж ), сей  герой  был  уже  известен  парижской  публике.

    После  смерти  Мольера  его  «Дон  Жуана»  стали  играть  в  стихотворном  переложении  Корнеля (1677  до  1841 г.).  Знаменитыми  исполнителями  роли  Дон  Жуана  во  Франции  были  Л. Жуве (1947 ), Дебюрур (1952), Ж. Вилар  в  его  собственной  постановке  на  сцене  ТНП (1953) ; на  русской  сцене    -  И. И.Сосницкий (1816) , А.П.Ленский (1876) , М.М.Петипа (1880), в  постановке   В.Э.Мейерхольда (Александрийский  театр (1910)  -  Ю.М.Юрьев, в спектакле  А.В.Эфроса (1972)  -  Н.Н.Волков  и  М.М.Казаков.

    С  конца  XVII В.  Дон  Жуан  начинает  завоевывать  сцены  других  европейских  театров: в  Англии  -  Шадвель (1676) ,  В  Германии  -  странствующие  комедианты.  На  оперной  сцене  Дон  Жуан  появляется  в  1713 г. благодаря  сочинению  французского  композитора  Ле  Теллие. Первый  балет  на  музыку  К. Глюка  был  показан  в  1761 г.  Оперы  о  Дон  Жуане  в  XVIII  в.  писали  Ричини, Тритто, Альбертини, Керубини , так  что  к  моменту  создания  «веселой  драмы»  Моцарта  герой  прочно  обосновался  на  оперных  подмостках  .

    На  русской  сцене  мольеровский  Дон  Жуан  разделил  свою  славу  с  пушкинским  Дон  Гуаном («Каменный  гость»).  Знаменитые  исполнители  роли  Дон  Гуана  -  И.И.Сосницкий, М.М.Петипа , К.С.Станиславский (1899), В.И.Качалов (1915) , В.С.Высоцкий (1979).  Трагедия  «Каменный  Гость»  обрела  воплощение  на  музыкальной  сцене  в  опере  А.С.Даргомыжского (1872), либретто  которой  дословно  соответствует  пушкинскому  тексту  .  Выдающимся  исполнителем  партии  Дон  Гуана

    Был  В.А.Атлантов (1976).    

    Заключительное  слово  учителя

    Подведение  итогов  урока

    Итак, Дон  Жуан  пришел  к  нам  из  средневековых  легенд  и  навсегда  поселился  в  мировом  искусстве. Чем  же  вызван  такой  интерес  к  нему?  На  этот  вопрос  замечательно  ответил  Гофман: «Природа  наделила  Дон  Жуана  как  любимое  свое  чадо  всем, что  приближает  человека  к  божественному, возвышая  его  над  обычной  толпой. Он  был  предназначен,  чтобы  побеждать  и  господствовать.  Он  ищет  счастья  в  женской  любви  и  постоянно  обманывается, надеясь  достичь  идеальной».

    Мы  понимаем, что  такое  любовь  только  тогда, когда  мы  любим.  Мы  утрачиваем  понимание  этого  чувства, когда  сами  перестаем  любить. Но  так  как  жажда  любви  живет  в  нас  всегда, нам  близок  именно  этот  герой, который  всю  свою  жизнь  построил  на  чувстве  любви  и  заплатил  за  это  жизнью.                                                                                                                                                                                                  VI. Домашнее задание:

    1. Напишите рецензию на фильм «Каменный гость» в постановке Михаил Швейцера с музыкой А. Шнитке.
    2. Подготовьте презентацию «Каменный гость» А.С.Пушкина»                                         .