Урок литературы в 6 классе "Особенности басен И.А.Крылова"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Урок литературы в 6 классе  "Особенности басен И.А.Крылова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_basen_krylovaurok_lit-ry_6_klass_2.docx49.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе

ТЕМА: «Особенности басен И.А.Крылова»

 Шайдуллина Рамзия Тагировна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ «Татарско-Баганинская средняя

общеобразовательная школа»

Чистопольского муниципального района

2015 год

Тема: «Особенности басен И.А.Крылова».

Цель урока:

а) дидактические:

- расширить представление о басне как об одном из старейших жанров литературы;

- познакомить детей с именами известных баснописцев;

- показать мастерство Крылова-баснописца в изображении характеров героев, афористичность языка басен, близость их к разговорной народной речи,

 - выяснить связь героев крыловских басен с традиционными героями басен Эзопа.

б) развивающие:

 - развивать творческие  и актёрские способности учеников;

- развивать познавательные интересы учащихся;

- развивать навыки выразительного чтения;

- развивать умение строить устное высказывание;

в) воспитывающие:

- воспитывать неравнодушное отношение к проблемам, затронутым в произведениях баснописцев.

 - прививать любовь и интерес к чтению.

 - учить сопоставлять различные тексты, самостоятельно делать выводы, находить общее и различное в произведениях разных авторов.

Предварительное домашнее задание: выучить определение басни, прочитать басни: «Волк и ягнёнок», «Мартышка и очки», «Волк на псарне», «Стрекоза и Муравей»; «Петух и жемчужное зерно», «Слон и Моська», «Квартет», «Лебедь, Рак и Щука»,  «Демьянова уха», «Свинья под дубом», «Кукушка и петух», «Тришкин кафтан».

Примечание: класс делится на 5 групп (по 4 человека);

План урока.

I. Организационный момент.……………………………………………1 мин

II. Актуализация знаний…………………………………………………3 мин

                Особенности жанра басни ……………….……… …..…...…1 мин

III. Объяснение нового материала

  1. Особенности басни И.А.Крылова……….………….…….….12 мин
  2. Современность басен Крылова ……….…..……………....….2 мин

          Физминутка. ……………….. ……………….….……….………. 2 мин

VI. Закрепление………………. …….……………...………….…………8 мин

V. Итоги урока ………………………………………..…... …………….1 мин

Ход урока

  1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Слайд1.

- Ребята, здравствуйте. Сегодня у нас с вами необычный урок. К нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их.

Слайд 2.

Скажите, что вы изучали на прошлом уроке? (Жанр басни. Басни Эзопа). Дома вы должны были читать басни Крылова.  Сейчас мы быстренько проверим по рисункам, как вы запомнили басни. Называйте названия басен.

 Объясните вашим партнерам по плечу, что такое басня. А ваш сосед докажет сказанное вами на примере одной басни, указав в ней мораль и приведет пример аллегории. Вам дается одна минута на обсуждение. (Релли робин). К доске вызывается самая активная пара, чтобы пересказать то, о чем они говорили.

Слайд 3.

II. Особенности жанра басни .

Слайд 4.

Задание. Давайте теперь подытожим наши знания. На столах лежат листочки оранжевого цвета. На этих листочках написаны определения. Найдите термин с первого столбика, который подходит к данному определению. Соедините их стрелками. (Индивидуальная работа)

Повторение понятий

БАСНЯ – короткий рассказ, обычно в стихах, часто сатирического характера.

ЦЕЛЬ БАСНИ – осмеяние человеческих пороков, недостатков, общественной жизни.

МОРАЛЬ – поучительный вывод, в котором заключается главная мысль басни.

АЛЛЕГОРИЯ – иносказательное изображение предмета или явления для того, чтобы наглядно показать его черты.

ЭЗОПОВ ЯЗЫК – художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками.

III. Особенности басен И.А.Крылова.

Каким баснописцем вы познакомились на прошлом уроке?

Слайд 5.

-Это Эзоп. Эзоп был баснописцем, он жил на острове Самосе и был рабом некого Иадмона; было это в первой трети  шестом веке, примерно до 560г. до н.э.; и он за что-то был убит в Дельфах, так что дельфийцам пришлось платить за него выкуп.

На  дом вам было задано найти материал о жизни и творчестве Ивана Андреевича Крылова? Кто нам коротко расскажет о жизни И.А.Крылова?

Выступление подготовленного ученика.

Слайд 6.

-Родился Иван Андреевич Крылов в семье армейского офицера, который до капитанского чина дослужился от рядовых. Десять лет было мальчику, когда отец умер. Семья, и без того небогатая, осталась без всяких средств к существованию. Крылов вынужден был пойти в канцелярию Калязинского земского суда. Потом он работал в Тверском магистрате, а на досуге самостоятельно изучал французский и итальянский языки, математику и русскую литературу. “Чистой” литературой писатель никогда не занимался: приехав в Петербург, он стал сначала журналистом, а потом - библиотекарем в Публичной библиотеке, где проработал 30 лет. Свою литературную деятельность И.А. Крылов начинал как драматург - автор произведений для театра. Но прославился он своими баснями.

Слайд 7.

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский

-Ребята, как думаете, какая у нас сегодня будет тема урока? (На уроке будем говорить о баснописце И.А. Крылове о его баснях.)

Слайд 8.

 Совершенно верно. На нашем уроке мы поговорим о баснях И.А.Крылова и попробуем уяснить, что волновало великого баснописца и чем его басни отличаются от басен Эзопа. В чем прелесть его басен?

Слайд 9.

Сравните басни Эзопа и И.А.Крылова со сходным сюжетом. Ответьте кратко, чем они сходны и чем отличаются? Прочитайте, обсудите в группах, подготовьте ответ. Вам дается две минуты. Кто желает отвечать.

Карточка № 1

Сравните басни. Чем они сходны и чем отличаются?

Эзоп (примерно VIвек до нашей эры), древнегреческий баснописец.

ВОРОН И ЛИСИЦА

Ворон унёс кусок мяса и уселся на дерево. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать : уж и велик он, и красив, и мог бы быть получше стать царём над птицами, да и стал бы, будь у него ещё и голос. Ворону захотелось показать ей, что у него есть голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы ещё и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать».

Басня уместна против человека неразумного.

Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844), русский баснописец.

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту пору Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лесу остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит;

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну, что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, -

Ведь ты б у нас была царь птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, -

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Карточка № 2

Сравните  басни. Перечислите основные особенности жанра басни. Чем они сходны и чем отличаются?

Эзоп (примерно VI век до нашей эры), древнегреческий баснописец.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные!»

Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844), русский баснописец

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нём кисти винограду рделись.

У кумушки глаза и зубы загорелись,

А кисти сочные, как яхонты горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним не зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймёт.

Пробившись попусту час целый,

Пошла и говорит с досадой: «Ну, что ж!

На взгляд то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьёшь».

Карточка № 3

Сравните  басни. Перечислите основные особенности жанра басни. Чем они сходны и чем отличаются?

Эзоп (примерно VI век до нашей эры), древнегреческий баснописец

СТАРИК И СМЕРТЬ

Старик нарубил однажды дров и потащил их на себе; дорога была дальняя, устал он идти, сбросил ношу и стал молить о кончине. Смерть и спросила, зачем он её звал. «Чтобы ты подняла мне эту ношу», - ответил старик.

Басня показывает, что всякий человек любит жизнь, как бы он не был несчастен.

Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844), русский баснописец

КРЕСТЬЯНИН И СМЕРТЬ

Набрав валежнику порой холодной, зимной,

Старик, иссохший весь от нужды и трудов,

Тащился медленно к своей лачужке дымной,

Кряхтя и охая под тяжкой ношей дров.

Нёс, нёс он их и утомился,

Нёс, нёс он их и утомился,

Остановился,

На землю с плеч спустил дрова долой,

Присел на них, вздохнул и думал сам с собой:

«Куда я беден, боже мой!

Нуждаются во всем; к тому ж жена и дети,

А там подушное, боярщина, оброк…

И выдался ль когда на свете

Хотя один мне радостный денек?»

В таком унынии, на свой пеняя рок,

Зовет он Смерть: она у нас не за горами,

А за плечами.

Явилась вмиг

И говорит:» Зачем ты звал меня, старик?»

Увидевши её свирепую осанку,

Едва промолвить мог бедняк, оторопев:

«Я знал тебя, коль не во гнев,

Чтоб помогла ты мне поднять мою вязанку»

Из басни сей

Нам видеть можно,

Что как бывает жить не тошно,

А умирать ещё тошней.

Карточка № 4

Сравните  басни. Перечислите основные особенности жанра басни. Чем они сходны и чем отличаются?

Эзоп (примерно VI век до нашей эры), древнегреческий баснописец.

Волк и ягненок

Волк увидел ягненка, который пил воду из речки, и захотелось ему под благовидным предлогом ягненка сожрать. Встал он выше по течению и начал попрекать ягненка, что тот мутит ему воду и не дает пить. Ответил ягненок, что воды он едва губами касается, да и не может мутить ему воду, потому что стоит ниже по течению. Видя, что не удалось обвинение, сказал волк: "Но в прошлом году ты бранными словами поносил моего отца!" Ответил ягненок, что его тогда еще и на свете не было. Сказал на это волк: "Хоть ты и ловок оправдываться, а все-таки я тебя съем!"

Басня показывает: кто заранее решился на злое дело, того и самые честные оправдания не остановят.

Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844), русский баснописец.

Волк и ягнёнок

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

       Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в Баснях говорят.

                 ___

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;

      И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягненка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

      Здесь чистое мутить питье

           Мое

      С песком и с илом?

      За дерзость такову

      Я голову с тебя сорву".-

"Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

      И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу".-

      "Поэтому я лгу!

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты еще в запрошлом лете

      Мне здесь же как-то нагрубил:

      Я этого, приятель, не забыл!"-

     "Помилуй, мне еще и отроду нет году",-

Ягненок говорит. "Так это был твой брат".-

"Нет братьев у меня".- "Taк это кум иль сват

И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

                Вы все мне зла хотите

И, если можете, то мне всегда вредите,

Но я с тобой за их разведаюсь грехи".-

"Ах, я чем виноват?"- "Молчи! устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".-

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Карточка № 5

Сравните  басни. Перечислите основные особенности жанра басни. Чем они сходны и чем отличаются?

Эзоп (примерно VI век до нашей эры), древнегреческий баснописец.

Муравей и жук

В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зернышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности. Промолчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался жук голодным, и пришел он попросить у муравья корму. Сказал муравей: "Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму".

Так люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят жестокие бедствия.

Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844), русский баснописец.

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол, и дом.

Всё прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

«Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» —

 «Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?»

Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило».—

«А, так ты...» — «Я без души

Лето целое всё пела».—

«Ты всё пела? это дело:

 Так поди же, попляши!»

Слайд 10.

Схема сравнение басен.

  1. Название басни.
  2. Время написания.‬
  3. Форма написания (стихотворная, прозаическая)
  4. Герои басен.
  5. Композиция (сюжет, мораль)
  6. Характеры героев.
  7. Речь героев.
  8. Лексика использованная

Чем отличаются басни Крылова от басен Эзопа?

В первой карточке представлены басни «Ворон и лисица». Сразу бросается в глаза отличие в название крыловской басни «Ворона и лисица». Крылов традиционно изображал Лису хитрой, изворотливой, находчивой, как в народных сказках, делает и ворону особой женского рода, что позволяет Лисице сделать много комплиментов именно её красоте. При этом финальный эпитет царь-птица-свидетельствует более о внешних достоинствах, нежели о возможности стать «царем над птицами» (об уме вороны лиса ни разу не вспоминает), как у Эзопа.

     Лексика крыловской басни полна народных выразительных слов и выражений, обращений, поговорок: всё не впрок, взгромоздясь, близехонько, плутовка, голубушка, пёрушки, носок, светик, в зобу дыханье спёрло. Мораль направлена против льстецов, а не против глупцов, как у Эзопа. Кроме того рифмованная стихотворная форма басни Крылова воспринимается значительно легче, чем проза Эзопа.

Во второй карточке приведены басни «Лисица и Виноград»

В этой басне Крылова мораль находится не в начале, не в конце, а в середине текста. Мы встречаем знакомую нам по народным сказкам кукушку Лису, хитрую, но не всегда удачливую. Здесь много народных пословиц, поговорок, высказываний: кукушка, глаза загорелись, как яхонты, отколь, хоть видит око, да зуб неймёт, пробившись попусту, оскомину набъёшь. Крыловская басня иллюстрирует пословицу, включенную в текст: «Видит око, да зуб неймёт». У Эзопа мораль более пространна: бессильный человек винит обстоятельства.

В третьей карточке сравниваются басни «Старик и смерть».

Они несколько отличаются одна от другой. Крылов  следует за мыслью Эзопа. В крыловском варианте очень узнаваемы проблемы русского крестьянина: подушное, барщина, оброк – все эти социальные беды названы в тексте. Лексика тоже узнаваема: валежник, тащился, лачужка, кряхтя и охая, долой, она у нас не за горами, а за плечами, оторопев, вязанку, тошно.

Крыловские обвинения направлены не столько против человека, сколько против всего несправедливого жизненного уклада. Басня Крылова, как и басни его предшественников, носит философский, а не социальный или нравоучительный характер).__

Слайд 11.

IV. Современность басен Крылова.

- Ребята, Эзоп писал свои басни в 6 веке до нашей эры, И. А. Крылов начал своё творчество в ХVIII веке, а в каком веке мы живём? (в 21 в.)

- Избавились ли современные люди от пороков, о которых говорили Эзоп и Крылов? (Нет).

Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо прямо сказать, пока он никем не превзойден. Его басни не теряют актуальности.

Задание. Ребята, ответьте на такой вопрос: необходимо ли современному человеку читать басни И. А. Крылова. Подумайте, запишите и  обсудите это в группах. Каждому ученику для высказывания своего мнения дается по 15 секунд. Пусть каждый стол приведет по одному доводу. ( Финк-райт-раунд робин).   (Чтобы искоренить пороки, которые до сих пор живут среди людей. Помочь современным людям увидеть себя со стороны.)

Слайд 12.

Физминутка.

Ребята, сейчас немного отдохнем. Встаньте. Задвиньте стульчики. Вам необходимо смешаться под музыку. Когда музыка прекратится, объединитесь в группы, количество участников которых зависит от ответа на мой вопрос, ответ не нужно проговаривать вслух.

В каком веке до нашей эры жил баснописец Эзоп? Сколько героев в басне «Квартет»? Сколько тарелок супа съел Демьян в басне «Демьянова уха».

VI. Закрепление.

Слайд13.

Ребята, вы сказали, что вам нравятся басни Крылова. А басня «Стрекоза и муравей» вам знакома? Когда вы с ней познакомились? Ребята,  сколько здесь героев? (2).

Эй ар гайд.  

Слайд 14.

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ

Басни Крылова помогают увидеть отрицательные качества в себе и в других.

В басне «Стрекоза и Муравей» автор осуждает безделье.

Подобные ситуации иногда встречаются в нашей жизни.

Муравей поступил правильно, отказав Стрекозе.

Таких людей как Стрекоза нужно прощать.

Ребята на ваших столах карточки зеленого цвета. Вам предложено 5 утверждений. Сначала вы работаете со столбиками слева («ДО»).  В столбике «ДО» поставьте «+» если вы согласны с утверждением, или «-», если не согласны с утверждением.. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.

Слайд 15.

Давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Девочка Люся и дедушка Крылов».

Прочитайте ещё раз все утверждения. В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+» если вы согласны с утверждением, или «-», если не согласны с утверждением.

Сравните столбики «До» и «ПОСЛЕ».. Изменились ли ваши убеждения? Почему?

      О чем  хочет поспорить с автором Люся?  Права ли Люся? В чем она права?

      Людей занимающихся танцами и пением нельзя отнести к бездельникам. Это огромный труд. Порой требующий больших жертв.

 Она, может быть, неправильно поняла Крылова? Кого все-таки можно назвать бездельником? Как вы понимаете безделье?

Какое чувство вызывает бездельник у окружающих? (Бездельник вызывает отвращение, над бездельником смеются.)

Что испытывала Люся к стрекозе? ( жалость) .

Слайд16.

 Это и будет нашим следующим заданием. На столах у вас листочки с этой басней.  Достаньте жёлтые листочки с басней И.А.Крылова  «Стрекоза и муравей». Вам нужно прочитать эту басню в разных интонациях, т.е. пафосах. (Па́фос (греч. πάθος — страдание, страсть, возбуждение, воодушевление)- манера или способ выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью над чем-либо). Т.е. это эмоциональная окраска речи. Пафосы могут быть различные: иронический, трагический, героический и др.

Запишите это в своих словариках.

1 стол читает до слов «К Муравью ползет она»  ироническим пафосом.

2 стол читает до слов «К Муравью ползет она» трагическим пафосом.

3-й стол читает от слов ««Не оставь меня, кум милой!» и до конца трагическим пафосом от стрекозы и безжалостно от муравья (чтобы слушатели могли обвинить муравья в том, что он бессердечен)

4-й стол читает от слов ««Не оставь меня, кум милой!» и до конца ироническим пафосом.

5-й стол читает от слов ««Не оставь меня, кум милой!» и до конца в лицах.  (т.е. будете инсценировать)

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол, и дом.

Всё прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

«Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» —

 «Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?»

Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило».—

«А, так ты...» — «Я без души

Лето целое всё пела».—

«Ты всё пела? это дело:

 Так поди же, попляши!»

Спасибо!  Молодцы!

VI. Итог урока.

Выяснили основные особенности жанра басни. Особо обратились к басням И.А.Крылова их особенностям и героям; поняли, что творения великого русского баснописца актуальны и в наши дни. Ребята, мне очень понравилось, как вы работали на уроке. (Оценки) .

Слайд 17.

Домашнее задание: запишите 1 задание на выбор.

  1. Выразительное чтение наизусть одной из басен  - индивидуально
  2. Мини-спектакль по любимой басне – в паре.
  3. Подберите к басням подходящие пословицы.
  4. Выписать из басен фразы, ставшие пословицами или крылатыми фразами.
  5.  Попробуйте сочинить басню в прозе или стихах.

 Слайд 18.

Мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее. В заключение нашего сегодняшнего урока хотелось бы сказать стихами.

Из басен взяли мы слова:

Мораль урока такова.

Нельзя быть трусом и льстецом,

И подхалимом, подлецом.

Назойливость тоже вредна,

Надоедает всем она.

В делах любых нужно уменье

И очень крепкое терпенье.

Всему нас басни научили,

Мы их за это полюбили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"

Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....

урок литературы 6 класс тема: "Особенности тургеневского повествования" ( по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк")

Разработка урока литературы в 6 классе по творчеству И. С. Тургенева. Материал доступен для школьников и учителей. Урок разработан с учетом современных педагогических технологий....

Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова

Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова...

Технологическая карта урока по литературе.5 класс.Особенности сказа как литературного жанра. Сказ «Каменный цветок» П.П.Бажов

Технологическая картаУчитель: Михайлова С.ППредмет: литератураКласс:  5Тип урока: урок «открытия» нового знания...

Урок чтения 5 класс тема: Басня И.А. Крылова "Ворона и лисица"

Знакомство с жизнью и творчеством баснописца  И.А.Крылова.Уточнение понятия художественного произведения - басня.Расширение словарного запаса. Объяснение трудных слов, словосочетаний.Работа над в...

Урок литературы. Народная мудрость в басне И.А. Крылова «Волк на псарне». (5 класс)

знакомство с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой; закрепление теоретических сведений о басне, её признаках, обучение выразительному чтению на примере выразительн...