Духовная красота простого русского человека в произведениях И. Шмелева (по рассказам «Мартын и Кинга», «Русская песня» и повести «Лето Господне».)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Мишина Елена Михайловна

Любить весь мир, одинаково дружелюбно относиться ко всем странам и народам, их населяющим, безусловно, прекрасно. Но тот, кто любит всех, непременно более всего предан своей Родине. Даже если в силу обстоятельств вынужден жить вдали от нее.

 Необходимо воспитывать в наших учениках любовь к Родине, чтобы берегли, боялись обидеть, навредить. Чтобы, где бы ни жили, хранили в сердце своем «любовь к родному пепелищу». Именно поэтому на уроке внеклассного чтения я обращаюсь к творчеству И.Шмелева в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_shmelevu_dukhovnaya_krasota.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Духовная красота простого русского человека в произведениях И. Шмелева (по рассказам «Мартын и Кинга», «Русская песня» и повести «Лето Господне».)

(Урок внеклассного чтения в 5 классе.)

Учитель: Мишина Е.М.

Любить весь мир, одинаково дружелюбно относиться ко всем странам и народам, их населяющим, безусловно, прекрасно. Но тот, кто любит всех, непременно более всего предан своей Родине. Даже если в силу обстоятельств вынужден жить вдали от нее.

 Необходимо воспитывать в наших учениках любовь к Родине, чтобы берегли, боялись обидеть, навредить. Чтобы, где бы ни жили, хранили в сердце своем «любовь к родному пепелищу». Именно поэтому на уроке внеклассного чтения я обращаюсь к творчеству И.Шмелева в 5 классе.

  • Вступительное слово учителя.

Тема нашего сегодняшнего урока внеклассного чтения «Духовная красота простого русского человека в произведениях И. Шмелева (по рассказам «Мартын и Кинга», «Русская песня» и повести «Лето Господне».)

Я хочу вам объяснить, почему мы обращаемся к творчеству этого писателя. Наша большая родина – Россия – испытавает тяжелые времена. Причин тому много. Но одна из них в том, что забыты наши корни. И как дерево без корней погибает, так и народ ищет, страдает, вновь мучается вопросом: что делать?

Вы еще дети, но вы – будущее нашей страны. Вы умные, добрые, воспитанные, но я бы очень хотела, чтобы вы выросли любящими свою землю и свой народ. Такими же, как наш русский писатель И. Шмелев. Он знал, помнил, понимал и главное – любил Россию. В его произведениях ожила Россия конца второй половины XXI века. Пристальное внимание писателя приковывает душа простого русского народа.

Почему для автора Русь – это не царь и не знать, правящая миром?

Почему вечный образ «Святой Руси» воплотился в образах простых крестьян?

  • (Проблемный вопрос записан на доске.)

На этот вопрос мы ответим в конце урока. А сейчас я хотела бы предложить вам полистать «Живые энциклопедии» и узнать о жизни человека, постигшего всю глубину и сложность русской души. (Двум ученикам было дано индивидуальное задание: почитать о жизни И.Шмелева, а остальные учащиеся подготовили вопросы по биографии писателя о том, что их наиболее заинтересовало.)

Кто были предки И.Шмелева?

(Предками были крестьяне, в их семье свято хранили русские традиции, помнили историю рода, уважительно относились к простым людям из народа).

С чего началось творчество И. Шмелева?

(Будучи гимназистом, Шмелев писал сочинения, за которые учитель Федор Цветаев ставил ему «5» с тремя плюсами.)

Почему в воспоминаниях писателя на первом плане – образ отца?

(К отцу он был привязан, с него брал пример, согревался отцовской любовью и нежностью.)

Вопросы учеников были самые разнообразные и неожиданные, а «живые энциклопедии» дали интересные ответы.

  • Работа с текстом

Вспомним эпизод «Крещенское состязание» из главы «Крещение», прочитанной дома. (Ученик пересказывает основные события, намеренно допуская ошибки. Ребята тут же исправляют его. Выделяем таким образом важные для понимания идейного смысла моменты: зачем Василь Василич вступает в спор с Ледовиком Карлычем, сколько лет пытается одолеть немца, как заканчивается состязание, поясняем значение слов ердань, нонче, задор, пуд.)

Почему так важно было для Василь Василича одолеть Ледовика Карловича? (Наверное, нет такого на свете, чего бы не мог простой русский человек. Он может все. И иногда миру нужно об этом говорить.)

Содержание рассказа «Мартын и Кинга» напоминает заранее подготовившийся ученик, пересказывая его от своего лица. Эмоциональная, прочувствованная история состязания скромного плотника с хвастуном иностранцем заставляет ребят переживать за «наших».

Снова знакомимся с непонятными словами (форсировать, выламываться).

  • Чем похожи эпизоды? (сюжетом)

Сравним основные элементы композиции. (Похожи завязки: иностранцы вызывают русских на состязания, будучи заранее уверены в легкой победе. В кульминационных моментах Василь Василис и Мартын изо всех сил, во что бы то ни стало стараются одержать верх над противником. Развязки: русские герои побеждают, у всех чувство общей радости и удовлетворения, ведь состязались за веру.)

Зачем автор живописует столь похожие события? (это не единичный случай. Так все и было: русский человек чище душой и сильнее духом.)

  • Сопоставление героев (портретов, поступков, речи).

Перед нами образы простых русских мужиков. Читая Шмелева, мы зримо представляем их. Какими средствами автор воссоздает эти образы? (Описанием внешности, поступков, речи.)

Сравним Мартына и Василь Василича. Дома вы нашли слова и выражения, описывающие внешность персонажей. Что общего? (Нет черт лица. Создается впечатление силы.) Сравнивая поступки, сразу отмечаем открывающиеся нам черты характера главных героев и  записываем их в правую половину таблицы. Сначала отмечаем черты, характерные для обоих героев, затем индивидуальные.

Лучшие черты характера русского народа в произведениях И. Шмелева:

  1. смелость, бесстрашие, мужество, самоотверженность ( отважились на опасные соревнования);
  2. вера в Бога (крестятся перед началом, прося благословения);
  3. не терпят оскорбления, уважают свое достоинство (Мартын отвечает на оскорбление англичанина, Василь Василич из последних сил вылезает на карачках из проруби);
  4. чувство юмора («…Пятки пощекочу», - кричит Мартын рыжему пловцу, догоняя его. «В пуху сижу», - говорит Василь Василич о ледяной воде в проруби.);
  5. целеустремленность (Василь Василич вступается в спор уже 4 год. Мартын не останавливается даже после обмана со стороны противника.);
  6. бескорыстность (Мартын не взял хозяйских денег.);
  7. смиренность, послушание тем, кого уважают (слушались Горкина – благоразумного человека, праведника);
  8. терпение;
  9. справедливость;
  10. немногословность (Мартын);
  11. чуткость, отзывчивость (спасал Кингу, переживал за его жизнь);
  12. хитрость, лукавство (Василь Василич узнал секрет немца);
  13. остроумие (Василь Василич за словом в карман не лезет, не смолчит на укоры, балагур).

Чтобы точнее охарактеризовать русских мужиков из произведений Шмелева, давайте обратимся к их речи. Речь удивительна, метафорична. Постоянно встречаем поговорки, пословицы ( «Не хвались идучи на рать, а хвались…» - продолжение пословицы ребята нашли самостоятельно.) Язык живой, ощущается реальность героев. В словах Мартына чувствуем бесстрашие, твердость и непреклонность, а особенности речи Василь Василича открывают нам легкость сердца, быстроту мыслей и движения. Он ясно сознает цель и степень опасности. Говоря об этом образе, вспоминаем русские былины, в которых народ с благодарностью обращался к богатырям:

     Что спасибо вам, удалы добры молодцы,

     Послужили вы верой-правдою,

     Верой-правдою за Отечество.

Почему Шмелев сделал Василь Василича и Мартына главными героями ?

Вывод: Именно в характерах этих людей видел он лучшие человеческие качества, в образах Мартына и Василь Василича раскрывается духовная красота человека. (Остановимся на слове «духовная». Дух – «сознание, мышление, психические способности, то, что побуждает к действию…». Не животные инстинкты «руководят» человеком, нет, по жизни его ведет внутреннее сознание. Чистота помыслов – главное, что движет поступками героев И. Шмелева.

Это далеко не все, что сказано Шмелевым о русском человеке. Давайте посмотрим инсценировку маленькой истории из детства писателя.

Каждый год с наступлением теплых весенних дней в дом Шмелевых приходил рыжий маляр. «Он приходил выставлять рамы – «впущать весну» - наводить ремонт». Говорил маляр «мрачно», казался «суровым» и «страшным», но однажды автору довелось познакомиться с ним поближе. Дело было так… (Ребята с удовольствием показывают подготовленную миниатюру.)

«С того случая маляр сделался нашим другом. Он пропел нам всю песенку про темный лес, как срубили сосенку, как «угы-на-ли добро молодца в чужу-дальнюю сы-то-ро-нушку...» Пел и еще песенки - «про темную ноченьку, осеннюю» и про «березыньку», и еще про «поле чистое»...

Впервые тогда, на крыше сеней, почувствовал я тогда не ведомый мне дотоле мир — тоски и раздолья, таящейся в русской песне, неведомую в глубине своей душу родного мне народа, нежную и суровую, прикрытую грубым одеянием. Тогда, на крыше сеней, в ворковании сизых голубков, в унылых звуках маляровой песни приоткрылся мне новый мир — и ласковой и суровой природы русской, в котором душа тоскует и ждет чего то...»)

Слушаем песню, которую, может быть, тоже пел маляр, и подумаем, какие еще черты характера русского человека открываются в нем. (Звучит русская народная песня «В темном лесе» в исполнении хора им. Пятницкого.)

Ребята говорят, что он тянется к красоте, чувствует песню; трудолюбивый, сердечный, ласковый, любит детей, добрый и отходчивый.

  • Почему у маляра нет имени? Только ли потому, что не помнит его автор? (Маляр — один из многих русских людей. )

Затем слушаем русские народные наигрыши, и ребята «видят», как уже Василь Василич пускается в пляс. Музыка переполняет всех радостью и весельем, помогает почувствовать и понять характеры главных героев.

Мы обращались к образам, созданным художником слова. А теперь давайте посетим галерею портретов, которые написал художник И.Н. Крамской.

«Крестьянская тема» - одна из самых главных в творчестве замечательного русского портретиста Крамского. Он уважал и любил трудового человека и в своих картинах стремился раскрыть высокие духовные силы народа.

-Что вы можете сказать об этих людях? («Полесовщик» - умный, сильный, активный, готовый к борьбе. «Мина Моисеев» - когда-то сильный человек, много страдал, терпеливый. «Портрет крестьянина» - мужественный и волевой, ясный ум, человеческое достоинство, моральная и физическая сила.)

Вывод: в портретах Крамского узнаются герои рассказов И. Шмелева. Живопись наряду с художественной литературой хранит замечательные образы простого русского человека.

На уроках литературы мы знакомились со славными представителями русского народа. А сейчас – небольшая викторина. Узнайте героя произведения, назовите автора.

  1. «…Уж постоим мы головою за Родину свою!...» (старый солдат из стихотворения «Бородино» М.Ю.Лермонтова);
  2. «… И живет до сих пор в своей одинокой избе, здоров и могуч по-прежнему и работает за четырех по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен…» (Герасим из рассказа И. С. Тургенева «Муму»);
  3. «…Тяжело…, ноги тоже в крови и уморился, но бросить товарища не годится…» (Жилин из «кавказского пленника» Л. Н. Толстого).

Отвечаем на проблемный вопрос урока.

Лучшие черты характера, духовная красота  человека раскрылись Шмелеву именно в простых людях. Поэтому Россия – это прежде всего русский народ.

Выбираем эпиграф к уроку. (Высказывания распечатаны и розданы перед уроком.)

  1.  Душа человека заключается в его делах. (Г. Ибсен)

       2.   «Думаю, что много хорошего и даже чудесного сумеешь увидеть в русском человеке и полюбить его, видавшего так мало счастливой доли. Закрой глаза на его отрицательное ( в ком его нет?), сумей извинить его, зная историю и теснины жизни. Сумей оценить положительное.» И. Шмелев (из письма к сыну).

Ученики выбирают слова И. Шмелева. В письме к сыну писатель выразил главную мысль своих произведений, которые составляют духовное богатство нации.

  • Домашнее задание:

 а) заполнить вторую половину таблицы «Лучшие черты моего народа»;
б) подумать, о ком напишете сочинение в жанре рассказа «Я хочу сказать о…», «Я хочу быть похожим на…»
(Класс многонациональный: русские, мордва, татары, украинец, белорус, азербайджанка.  Будет интересно послушать ответы ребят, пытающихся вслед за писателем «увидеть в своем народе хорошее».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне".

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...

Методическое пособие "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне". Часть 2.

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...

Приложение к методическому пособию "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне".

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...

Разработка внеклассного мероприятия по литературе "православные праздники и произведение И.Шмелева "Лето Господне"

Мероприятие для 8-9 класса. Предварительно учащиеся прочитали произведение Ивана Шмелева "Лето Господне", затем, разбившись на группы должны были сравнить православные праздники и то, как ни пказаны в...

« …зримость блаженствующего сердца, поющего благодарную песнь и нежно улыбающегося сквозь слезы. (И.А.Ильин)» (Отрывок из романа И.С.Шмелева «Лето Господне» «Именины»).

Лето также есть Господне,То, что длится лишь сегодня,Звон заоблачных звонниц.Лето света, Воскресенье,За терзанием прошенья,Час восстания из тленья,Час нездешних огневиц.  (1933г.)...

Устный журнал «Красота души русского человека» (по произведениям донских поэтов и писателей о Великой Отечественной войне).

Цель: преумножение и сохранение нравственных, патриотических и культурных традиций, связи поколений и уважительного отношения к истории своей Родины, к истории Донского края.Задачи:пропаганда идей пат...

Методическая разработка урока по православной культуре «Лето Господне» - церковный календарь ( по повести И. Шмелева) (возраст детей - 15-16 лет, срок реализации – 1 год)

      Увлекаемая мерным движением колеса времени, жизнь течет по кругу. Бесконечно повторяются  религиозные праздники с их традициями, обрядами и приметами. Иван Шмелев...