Разработка внеклассного мероприятия по литературе "православные праздники и произведение И.Шмелева "Лето Господне"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Задонская Ольга Владимировна

Мероприятие для 8-9 класса. Предварительно учащиеся прочитали произведение Ивана Шмелева "Лето Господне", затем, разбившись на группы должны были сравнить православные праздники и то, как ни пказаны в произведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shmelev_i_prazdniki.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русские православные праздники и произведение И.Шмелева «Лето Господне»

Подготовительная работа:

Класс разбит на 6 групп, каждая готовит

  •  рассказ об одном из праздников,
  • сравнивает празднование на Руси и то, как этот праздник описан у И.Шмелева.
  • Готовит обрядовые блюда,
  • оформляет стол согласно своему празднику.

1 ученик готовит рассказ об Иване Шмелеве и произведении в целом.

Ход мероприятия

Каждая группа располагается за своим столом. Звучит спокойная музыка.

Вступительное слово учителя.

От того, как мы относимся к родной старине, зависит, быть или не быть отечественной культуре.

Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.

Среди горя и обид

Бес не дремлет, Бог не спит.

Иль безверье одолеет,

Или вера исцелит.

Русская жизнь, русский быт были в XIX в. тесно связаны и с искусством, и с религией. Все это наполняло их высокой духовностью и целесообразностью, что проявлялось и в системе образования, и в семейных отношениях, и в проведении русских религиозных праздников. Мы с вами на протяжении нескольких лет пытаемся прикоснуться к истории этих праздников, народным традициям и сегодняшнее наше мероприятие — это еще одна такая попытка. Одно отличие: ранее мы проживали с вами каждый праздник отдельно, именно тогда, когда его отмечают на Руси, а сегодня мы окунемся в мир нескольких праздников, при этом рассмотрим их с нескольких ракурсов: как они отмечались русским народом и как об этом говорит Иван Шмелев в своем, не побоюсь этого слова, прекраснейшем произведении.

В своей книге «Лето Господне. Праздники — Радости — Скорби» писатель воссоздал атмосферу, царившую в их доме. Соление огурцов на Покров, освящение яблок в день Преображения Господня, христосование в Пасху, чудесная Масленица, устраиваемая старичком в Зарядье, березки в церкви в Троицын день — все эти приметы праздников свидетельствуют о возможности синтеза, примирения быта, искренней веры и красоты.

Вначале мероприятия я предлагаю вам послушать рассказ об авторе и его книге.

1 блок

Рассказ о произведении «Лето Господне»

2 блок «Покров»

Убывает день осенний, умолкает птичье пенье.
И сегодня выпал в срок  первый беленький снежок.
В этот день Андрей блаженный видел свет неизреченный:
Богоматерь во Влахернах богу молится о верных.
Всех невидимым покровом  благодатно осеняет
И в земном пути суровом  от несчастий сохраняет.

Шмелев в главе Покров пишет: «Я вспоминаю, что скоро радостное придет, "покров" какой-то, и будем мочить антоновку. "Покров"... - важный какой-то день, когда кончатся все "дела", землю снежком покроет, и - "крышка тогда, шабаш... отмаялся, в деревню гулять поеду", - говорил недавно Василь-Василич. И все только и говорят: "вот подойдет "покров" - всему развяза". Я спрашивал Горкина, почему - "развяза". Говорит — "а вот, все дела развяжутся, вот и "покров". И скорняк говорил намедни: "после "покрова" работу посвалю, всех на зиму покрою, тогда стану к вам приходить посидеть вечерок, почитать с Панкратычем про священное". А еще отец говорил недавно: - Хочу вот в Зоологическом саду публику удивить, чего никогда не видано... "ледяной дом" запустим с бенгальскими огнями... вот, после "покрова", уж на досуге обдумаем. Что за "ледяной дом"? И Горкин про дом не знает, - руками так, удивляется: "чудит папашенька... чего уж надумает - не знаю". И я жду с нетерпением, когда же придет "покров". Сколько же дней осталось?.. - А ты вот так считай - и ждать тебе будет веселей, а по дням скушно будет отсчитывать... - объясняет Горкин. - Так вот прикидывай... На той неделе, значит, огурчики посолим, на Иван-Постного, в самый канун посолим... а там и Воздвиженье, Крест Животворящий выносят... - капустку будем рубить, либо чуток попозже... а за ней, тут же на-скорях, и онтоновку мочить, под самый под "покров". До "покрова" три радости те будет. А там и зубы на полку, зима... будем с тобой снег сгребать, лопаточку тебе вытешу, мой Михайлов День подойдет, уж у нас с тобой свои посиделки будут. Будем про святых мучеников вычитывать, запалим в мастерской чугунку сосновыми чурбаками. И всего у нас запасено будет, ухитимся потепле, а над нами Владычица, Покровом своим укроет... под Ее Покровом и живем. И скажет Господу: "Господи, вот и зима пришла, все нароботались, напаслись... благослови их. Господи, отдохнуть, лютую зиму перебыть, Покров Мой над ними будет". Вот тебе и — Покров. Так вот что это - Покров! Это - там, высоко, за звездами: там — Покров, всю землю покрывает, ограждает. Горкин и молитвы Покрову знает, говорит: "сама Пречистая на большой высоте стоит, с Крестителем Господним и твоим Ангелом - Иван-Богословом, и со ангельскими воинствами, и держит над всей землей великий Покров-омофор, и освящается небо и земля, и все церкви засветятся, и люди возвеселятся".»

Что же это за праздник, который так заинтриговал маленького Ваню?

Презентация группы

Информация в помощь. История появления праздника: Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Русской Православной Церковью 14 октября по новому стилю. Это главный осенний праздник, история которого восходит к 910 году, когда в одном из храмов Иерусалима во время богослужения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидели парящую в воздухе Богородицу, которая распростерла над молящимися всое широкое белое покрывало — покров. В воскресный день, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную.

Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве. Потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь».

Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, — глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, — приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан». Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там». Дивное явление Богородицы, покрывающей христиан, ободрило и утешило греков, собрав последние силы, они победили сарацинов. Во Влахернской церкви сохранилась память о явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.

На Руси с Покрова дня начинались свадьбы, а девушки в этот день ходили в церковь молиться, что бы господь послал им хороших женихов. Народная примета подсказывает, что чем больше снега на Покров, тем больше свадеб будет в этом году.

В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой и корнями этот праздник уходит очень глубоко. Само название народные верования связывали с первым инеем, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов, хотя точного названия праздника не сохранилось. День Покрова совпадал с полным окончанием полевых работ и серьезной подготовкой к зиме. Примерно с этих дней начинали топить в избах: начинали работать пряхи и ткачихи.

В этот день Домовой спать укладывается и в связи с этим, был связан ритуал «Запекания углов». Домового просили хранить тепло дома зимой, пекли специальные «блинцы» блины небольшого размера, а первый блин делили на 4 части и разносили по углам избы как подношение, чтобы дух дома был сыт и спокоен.

В этот день девушки просили Ладу о замужестве (во время христианства стали просить Богородицу.) И именно с этого дня начинались регулярные девичьи посиделки.

Покров Ты верным и ограда;

К Тебе молюся всей душой:

Спаси меня, моя отрада,

Умилосердись надо мной!

Была такая примета: если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь. Поэтому девушки в этот день не работали. В деревнях устраивались шумные игры, танцы и песни. На Покровскую вечерку к девушкам часто приходили парни, приносили конфеты, пряники, орехи. В этот день замечали, какой парень за какой девушкой ухаживает. Удачливой считалась та, которая получала в праздник Покрова от парня какой-нибудь подарок (только не ножницы и не иголку).

В этот день было принято не только молиться об удачном замужестве, но и венчаться. Играть свадьбу на Покров было к тому же удобно: к этому времени заканчивались полевые работы, и крестьянское хозяйство, как правило, было в достатке.

Покров был днем, по которому считали срок наймов и сделок: обычно рабочих нанимали на год - от Покрова до Покрова. После Покрова, завершив сельскохозяйственные работы, многие крестьяне, особенно если владели каким-нибудь ремеслом, уходили из деревни в город на заработки.

В Сибири к Покрову прекращалась охота на медведя, так как он ложился в берлогу. С Покрова охотники уходили в тайгу промышлять белку, соболя и других пушных зверей.

Несмотря на то, что событие это произошло на Византийской земле, в греческий календарь этот праздник не вошел, но зато был принят и утвержден на Руси, благодаря святому князю Андрею Боголюбскому, сыну Юрия Долгорукого.

В 1165 князь строит первый храм - Покрова на Нерли - в честь Покрова Божьей Матери, этот поражающий своей красотой и лаконичностью памятник, до сих пор радует глаз, тех счастливых, которым удается побывать во Владимирской области.

Дмитрий Кедрин Зодчие 

Как побил государь  Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое  приходить мастерам.
И велел благодетель –  Гласит летописца сказанье –
В память оной победы  Да выстроят каменный храм!
И к нему привели  Флорентийцев,
И немцев,  И прочих Иноземных мужей,
Пивших чару вина в один дых. И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих,

Двое русских строителей, Статных, босых, молодых...
«Смерды! Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей? Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?»
И, тряхнув волосами, Ответили зодчие: «Можем!
Прикажи, государь!»  И ударились в ноги царю.
Государь приказал. И в субботу на Вербной неделе,
Покрестясь на восход,  Ремешками схватив волоса,
Государевы зодчие  Фартуки наспех надели,
На широких плечах  Кирпичи понесли на леса.
Мастера выплетали Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы  И, работой своею горды,
Купол золотом жгли, Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы  Вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись Стрельчатые башенки кверху,
Переходы,  Балкончики, Луковки и купола.
И дивились ученые люди, Зане эта церковь
Краше вилл италийских И пагод индийских была!
Был диковинный храм  Богомазами весь размалеван
В алтаре, и при входах, И в царском притворе самом.
Живописной артелью Монаха Андрея Рублева
Изукрашен зело Византийским суровым письмом...
А как храм освятили, То с посохом,
В шапке монашьей, Обошел его царь –
От подвалов и служб До креста.
И, окинувши взором  Его узорчатые башни,
«Лепота!» – молвил царь. И ответили все: «Лепота!»
И спросил благодетель: – А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма Другой, говорю?
И, тряхнув волосами, Ответили зодчие:
«Можем! Прикажи, государь!» -
И ударились в ноги царю.
И тогда государь  Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его Церковь
Стояла одна такова, Чтобы в Суздальских землях,
И в землях Рязанских, И прочих
Не поставили лучшего храма, Чем храм Покрова!

На Покров собирались посиделки и молодые люди играли в разные игры, соревновались в ловкости и говорливости.

Конкурс скороговорок

Конкурс «Вытолкни из круга»

Блок 3 Рождество

Учитель: «Рождество...Чудится в этом слове крепкий, морозный воздух, льдистая чистота и
снежность. Самое слово это видится мне голубоватым. Даже в церковной песне -
Христос рождается — славите!

Христос с небес - срящите! -

слышится хруст морозный.

Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце. Пламенное оно, густое, больше обыкновенного: солнце на Рождество. Выплывает огнем за садом. Сад - в глубоком снегу, светлеет, голубеет. Вот, побежало по верхушкам; иней зарозовел; розово зачернелись галочки, проснулись; брызнуло
розоватой пылью, березы позлатились, и огненно-золотые пятна пали на белый снег. Вот оно, утро Праздника, - Рождество. В детстве таким явилось - и осталось
» - так начинает главу  Святки Птицы божьи.

А перед этим в главе Рождество пишет «Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче. Увидишь, что мороженых свиней подвозят, - скоро и Рождество. Шесть недель постились, ели рыбу. Кто побогаче - белугу, осетрину, судачка, наважку; победней - селедку, сомовину, леща... У нас, в России, всякой рыбы много. Зато на Рождество - свинину, все. В мясных, бывало, до потолка навалят, словно бревна, - мороженые свиньи. Окорока обрублены, к засолу. Так и лежат, рядами, - разводы розовые видно, снежком запорошило. А мороз такой, что воздух мерзнет. Инеем стоит, туманно, дымно. И тянутся обозы - к Рождеству.»

Так что собой представлял этот праздник на Руси, о чем он сообщал, какие традиции и обычаи были в этот день?

 Презентация группы

Информация в помощь. «Днесь благодать Святаго Духа нас собрала», - этими словами начинаются духовные песни, исполняемые в особо торжественных случаях. «Днесь благодать Святаго Духа нас собрала», - скажем и мы с вами сегодня, вспоминая один из прекраснейших праздников Руси – Рождество. Раньше время от Рождества до Крещения называлось святыми днями. «Это было на святых днях», - говорили ранее.

Более 2000 лет назад в городе Вифлееме родился Младенец Иисус Христос. Накануне его рождения Марии и Иосифу пришлось проделать долгий путь в Вифлеем. Там, в пещере на окраине города, в яслях появился на свет Сын Божий. Чудесная звезда сияла над Ним в день Рождества, и по ней волхвы нашли его. Вот как об этом рассказывает русский поэт Саша Черный.

В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени, гладил лен его волос..

Бык дохнул в лицо младенца и, соломою шурша,

На упругое коленце засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши к яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише, одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке, полизал ее тайком.

Всех уютней было кошке в яслях греть дитя бочком…

Присмиревший белый козлик на чело Его дышал,

Только глупый серый ослик всех беспомощно толкал.

«Посмотреть бы на ребенка хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко-звонко в предрассветной тишине…

А Христос, раскрывши глазки, вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки, прошептал: «Смотри скорей».

Рождество – это время думать о своей душе, возвращаться к мудрости веков. 6 января – это день зимнего солнцестояния, когда миновала самая долгая ночь и день стал увеличиваться, а это значит, свет победил тьму. В этот день разные народы празднуют день рождения своего Бога.

На Руси это праздник стали праздновать в 988 году, когда князь Владимир крестил Русь, и она  приняла христианство. Сам же праздник Рождества Христова установлен еще в 4 веке в Римской империи.

Рождественским праздникам предшествует Рождественский пост. Начинается он с 28 ноября и заканчивается 6 января, «до первой звезды». Пост – это не просто воздержание от мясной и молочной пищи, это смирение своего собственного «Я». Конечно, человеку трудно выдержать 40 дней без мяса, но изобретательный русский народ придумывал такие блюда, что пальчики оближешь.  А на праздничном святочном столе должно быть 12 блюд.

День перед рождеством Христовым называют сочельником или сочевником, потому что в это время постятся и едят сочиво, т.е. постную кашу, овощи. Зажиточные люди старались ознаменовать наступление праздника делами благотворения.

Особое внимание уделялось оформлению стола. Сам стол устилается сеном или соломой, которые напоминали ясли, где родился Иисус Христос.

Непременными ритуальными кушаниями были кутья и взвар.

Учитель: На Рождественских посиделках веселились вовсю. И не только молодежь, но и люди старшего поколения. Гадали, песни пели, танцевали да играли. Если шум на посиделках вдруг смолк, значит играют в молчанку. Давайте и мы в нее сыграем.

Игра «Молчанка». Все должны молчать, а кто не выдержит, тот выполняет задание, а оно может быть любым.

Игра «Щипалка». Появляется мальчик, укутанный покрывалом, из которого торчит гусиная или бычья голова. «Гусь» больно щипается и убегает. Его надо догнать.

Конкурс свистунов.

Игра «Плетень». Все разделены на 4 команды. Каждая команда становится лицом к другой, переплетая между собой руки. Затем 1 команда приглашает на танец 2, 3 – 4. Все танцуют. Затем по команде ведущего «Плетень» командам надо собраться и переплести руки.

        Блок 4 Крещение

Учитель: в главе Крещение мы находим такие строки:

А теперь Крещенье-Богоявленье, завтра из Кремля крестный ход на реку пойдет. Животворящий Крест погружать в ердани, пушки будут палить. А кто и окунаться будет, под лед. И я буду, каждый год в ердани окунаюсь. Мало что мороз, а душе радость. В Ерусалиме Домна Панферовна вон была, в живой Ердани погружалась, во святой реке... вода тоже сту-у-деная, говорит.

В доме курят "монашками", для духа: сочельник, а все поросенком пахнет. В передней - граненый кувшин, крещенский: пойдут за святой водой. Прошлогоднюю воду в колодец выльют, - чистая, как слеза! Лежит на салфетке свечка, повязанная ленточкой-пометкой: будет гореть у святой купели, и ее принесут домой. Свечка эта - крещенская. Горкин зовет — "отходная".

Он умывает меня святой водой, совсем ледяной, и шепчет: "крещенская-богоявленская, смой нечистоту, душу освяти, телеса очисти, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа".

- Как снежок будь чистый, как ледок крепкой, - говорит он, утирая суровым полотенцем, - темное совлекается, в светлое облекается... - дает мне сухой просвирки и велит запивать водицей. Потом кутает потеплей и ведет ставить крестики во дворе, "крестить". На Великую Пятницу ставят кресты "страстной" свечкой, а на Крещенье мелком - снежком. Ставим крестики на сараях, на коровнике, на конюшне, на всех дверях. В конюшне тепло, она хорошо окутана, лошадям навалено соломы. Антипушка окропил их святой водой и поставил над денниками крестики. Говорит - на тепло пойдет, примета такая - лошадки ложились ночью, а Кривая насилу поднялась, старая кровь, не греет.  

Какие обряды описывает Шмелев? С чем они связаны?

Презентация группы

Блок 5 Масленица

Учитель: Вот так неторопливо и добрались мы до языческого праздника, который вплетает в себя и христианские мотивы, до самого веселого и разгульного, в первую очередь молодежного праздника «Масленица»

«Масленица... Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны - вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи. Или с детства осталось во мне чудесное, непохожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось - "масленица"? Она стояла на высоком прилавке в банях. На большом круглом прянике, - на блине? - от которого пахло медом - и клеем пахло! - с золочеными горками по краю, с дремучим лесом, где торчали на колышках медведи, волки и зайчики, -
поднимались чудесные пышные цветы, похожие на розы, и все это блистало, обвитое золотою канителью... Чудесную эту "масленицу" устраивал старичок в Зарядье, какой-то Иван Егорыч. Умер неведомый Егорыч - и "масленицы" исчезли. Но живы они во мне. Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда... все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на "убогий блин", до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость, перед грустью... - перед постом?
» -пишет Иван Шмелев в главе Масленица. -

Что знаем мы о масленичных традициях и обрядах?

Презентация группы

Информация в помощь. Наш народ называет Масленицу честной, широкой. В церковных книгах она называется Сырной. Все дни Сырной недели имеют свои особые названия: «встреча» – понедельник, «заигрыши» – вторник, «лакомка» – среда, «разгул, перелом» – четверг, «тещины вечерни» - пятница, «золовкины посиделки» – суббота, «проводы, прощанье, целовальник, прощеный день» – воскресенье.

В первый день праздника народ отмечает встречу честной Масленицы. Дети с утра выходят на улицу строить снежные городки, приговаривая: «Звал-позывал чистый семик широкую Масленицу к себе в гости на двор. Душа ль ты, моя Масленица перепелиные, твои косточки, бумажное тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».После такой встречи дети бегают с гор и кричат: « Приехала Масленица! Приехала Масленица!» Встреча оканчивается кулачным боем. В некоторых местностях мальчики готовят утром куклу, которую с песней ввозят на гору.

Богатые люди с понедельника начинали печь блины, а бедные с четверга или пятницы. Первым блином поминали умерших.

Каждый день Масленицы имел своё название:
1день - блиница;
2день - блины;
3день - блинцы;
4день - блинчики;
5день - блинки;
6день - блиночки;
7день - царские блины.
 

Учитель: на Масленицу парни пытались продемонстрировать свою силу, чтобы понравиться девушкам.

Гой, еси гиревикм, силу покажи руки.

Кто поднимет здесь 2 пуда, то получит блинов блюдо!

Пришло время разгадать загадки о Масленице

1.Круглый, а не пирог, горячий, а не солнце, не пирог, а есть можно. (блин)

2.Идет после Масленицы, часового не имеет, а называет себя? (пост)

3. В земле родится, на стол годится, впятером тянули, вшестером вытащили. (репа)

4. Белая, степенная, тепла боится, пока Масленицу не сожжешь – никуда не уйдет. (зима)

5. Прилетела пава, села на лаву, распустила перья для всякого зелья. (весна)

6. Расколи лед – возьмешь серебро, разрежь серебро – возьмешь золото. (яйцо)

7. Бродит одиноко огненное око,
   Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце).
8. Заря-заряница, Красная девица,
Травку выпускает, Росу расстилает.
Едет стороной С сохой, бороной,
С ключевой водой. (Весна).

В «чистый» понедельник, первый после Масленичных гуляний» собирались мальчишки и, держа в руках ухваты, сковороды, обернутые в тряпки, кричали, подходя к каждому дому: «Мы Масленицу прокатили, святые вечера проиграли, Рождественский пост пропряли, свет ты наш, Масленица, дорогая, неумытая, где ты ночку ночевала? Под кустом на дорожке ехали скоморошки, вырезали по пруточку, сделали по гудочку: вы, гудочки, не гудите и нашу Масленицу не будите, пора перестать есть, пить да спать. Пора перед Богом встать.»

С этого дня начинается Великий Пост, который будет длиться до самой Пасхи.

Вот как об этом пишет Шмелев:

Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост. Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в доме чистят. Серенькая погода, оттепель. Капает за окном - как плачет. Старый наш плотник - "филЈнщик" Горкин, сказал вчера, что масленица уйдет - заплачет. Вот и заплакала - кап... кап... кап... Вот она! Я смотрю на растерзанные бумажные цветочки, назолоченый пряник "масленицы" - игрушки, принесенной вчера из бань: нет ни медведиков, ни горок, - пропала радость. И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж "душа начнется", - Горкин вчера рассказывал, - "душу готовить надо". Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться.

В комнатах тихо и пустынно, пахнет священным запахом. В передней, перед
красноватой иконой Распятия, очень старой, от покойной прабабушки, которая ходила по старой вере, зажгли постную, голого стекла, лампадку, и теперь она
будет негасимо гореть до Пасхи. Когда зажигает отец, - по субботам он сам зажигает все лампадки, - всегда напевает приятно-грустно: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко", и я напеваю за ним, чудесное:

И свято-е... Воскресе-ние Твое Сла-а-вим!

Радостное до слез бьется в моей душе и светит, от этих слов. И видится мне, за вереницею дней Поста, - Святое Воскресенье, в светах. Радостная молитвочка! Она ласковым счетом светит в эти грустные дни Поста. Мне начинает казаться, что теперь прежняя жизнь кончается, и надо
готовиться к той жизни, которая будет... где? Где-то, на небесах. Надо очистить душу от всех: грехов, и потому все кругом - другое. И что-то особенное около нас, невидимое и страшное. Горкин мне рассказал, что теперь - "такое, как душа расстается с телом". Они стерегут, чтобы ухватить душу, а душа трепещет и плачет - "увы мне, окаянная я!" Так и в ифимонах теперь
читается. - Потому они чуют, что им конец подходит, Христос воскреснет! Потому и
пост даден, чтобы к церкви держаться больше, Светлого Дня дождаться. И не помышлять, понимаешь. Про земное не помышляй! И звонить все станут: помни... по-мни!.. - поокивает он так славно.

Блок Вербное воскресенье

Учитель: Великий пост длится 49 дней — 7 недель, но главное в нем не отказ от животной пищи, а очищение мыслей и души.

Во время поста есть один очень интересный праздник — Вербное воскресение


На речке Сетуньке, где росла, - высоко росла, высокое древо-верба, птица только присядет, а птица не собака, не поганит. Я смотрю на вербу и радуюсь: какие добрые - привезли! сколько дней по Сетуньке в талом снегу топтались, все руки ободрали, и теперь сколько же народу радоваться будет в церкви! Христа встречать!!. И Горкин не нарадуется на вербу: задалась-то какая нонче, румяная да пушистая, золотцем тронуло вербешки! Завтра за всенощной освятим, домой принесем свяченую, в бутылочку поставим, - она как раз к Радунице, на Фоминой, белые корешки-ниточки
выпустит. И понесем на Даниловское, покойному Мартыну-плотнику в голова посадим, порадуем его душеньку... И Палагее Ивановне посадим, на Ваганьковском. И как хорошо устроено: только зима уходит, а уж и вербочка опушилась - Христа встречать.

- Как - чего?.. Завтра Лазаря воскресил Господь. Вечная, значит, жизнь всем будет, все воскреснем. Кака радость-то! Так и поется — "Обчее воскресение... из мертвых Лазаря воздвиг Христе Боже...". А потом Осанну поют. Вербное Воскресенье называется, читал, небось, в "Священной Истории"?
Я тебе сколько говорил... - вот- вот, ребятишки там воскликали, в Ирусалим-Граде, Христос на осляти, на муку крестную входит, а они с вербочками, с вайями... по-ихнему - вайя называется, а по-нашему - верба. А фарисеи стали серчать, со злости, зачем, мол, кричите Осанну? - такие гордые, досадно им, что не их Осанной встречают. А Христос и сказал им: "не мешайте детям ко Мне приходить и возглашать Осанну, они сердцем чуют..." - дети-то все чистые, безгрешные, - "а дети не будут возглашать, то камни-каменные возопиют!" - во как. Осанну возопиют, прославят. У Господа все живет. Мертвый камень - и тот живой. А уж верба-то и подавно живая, ишь
- цветет. Как же не радоваться-то, голубок!.. Он обнимает вербу, тычется головой в нее. И я нюхаю вербу: горьковато-душисто пахнет, лесовой горечью живою, дремуче-дремучим духом,
пушинками по лицу щекочет, так приятно. Какие пушинки нежные, в золотой пыльце...- никто не может так сотворить, Бог только. Гляжу - а у Горкина слезы на глазах. И я заплакал, от радости... будто живая верба! И уж сумерки на дворе, звездочки стали выходить, а у лужи совсем светло, будто это от вербы — свет
» - пишет Шмелев.

А что вы знаете об этом празднике?


Презентация группы

Учитель: Этот праздник считался на Руси детским, поэтому проводилось огромное количество игр, считалось, если до тебя дотронулись веточкой, то ты целый год будешь здоров. Все это делалось в веселой шутливой форме.

Игра дуэль:

2-- 3 человека. У каждого участника по вербной веточке. Задача — хлестнуть соперников по мягкому месту на счет: кто больше заработает очков.

Ловишки

В центр кладется веточка вербочки — задача быстрее остальных выхватить ее из круга.

Блок Пасха

Учитель

Пост уже на исходе, идет весна. Прошумели скворцы над садом, - слыхал
их кучер, - а на Сорок Мучеников прилетели и жаворонки. Каждое утро вижу я
их в столовой: глядят из сухарницы востроносые головки с изюминками в
глазках, а румяные крылышки заплетены на спинке. Жалко их есть, так они
хороши, и я начинаю с хвостика. Отпекли на Крестопоклонной маковые "кресты",
- и вот уж опять она, огромная лужа на дворе.
- так начинает Шмелев главу Пасха.

И мы с вами подходим к этому светлому и радостному празднику, который, кстати отмечали совсем недавно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка внеклассного мероприятия для 5 классов "Праздник смеха"

Данное внеклассное мероприятие проводится для 5-классников с помощью старшекласников. Знакомит учащихся со своеобразием английского юмора, Развивает их творческие и познавательные способности...

Разработка внеклассного мероприятия "Праздник птиц"

Данная разработка позволяет: Расширить знания учащихся о птицах;Прививать любовь к природе, птицам;Расширять кругозор и словарный запас учащихся;Развивать творческие способности учащихся;Ра...

Методическая разработка. Внеклассное мероприятие. Праздник «Чайные традиции Англии»

Методическая разработка по проведению внеклассного мероприятия "Праздник Чайные традиции Англии"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Тема: «С праздником 8 марта, дорогие!» ( семейная гостиная по Щурковой )

Данное мероприятие проводиться с учащимися 3 класса. Учащиеся рассказывают стихи, поют песню,показывают шуточные сценки...

Разработка внеклассного мероприятия "История возникновения праздника День Защитника Отечества"

Сразу после победы вооруженного восстания большевиков в Петрограде 7-8 ноября 1917 года Советской власти пришлось вести борьбу не только с внутренними врагами, не желающими идти в светлое коммунистиче...

Методическая разработка внеклассных мероприятий "Государственно-православные праздники России"

Данный проект содержит комплекс внеклассных мероприятий для учащихся 10-го класса...