Мой Пушкин
план-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему

Хомякова Ольга Владимировна

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню памяти А.С. Пушкину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_pushkin.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

«МОЙ  ПУШКИН!»

                                                                       

Цель мероприятия: пробудить интерес школьников к изучению творчества великого поэта.

Задачи мероприятия: 

1. углубить и расширить приобретенные на уроках знания о личности А.С.Пушкина, его   жизни и творчестве, показать величие поэта;

2.  развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, творческие способности, навыки актерского мастерства, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли. 

3.  воспитывать уважительное отношение к выдающимся людям нашей Родины, к славным датам российской истории и культуры, любовь к литературе как к учебному предмету, способствовать созданию благоприятного психологического климата в коллективе.

Форма мероприятия: театрализованное представление.

Методическое обеспечение мероприятия и средства обучения:

Методы обучения: словесные, наглядные, слуховые

Формы работы: фронтальные, индивидуальные.

Средства обучения: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация,

Технология:  использование ИКТ

 Оборудование:   портреты А.С.Пушкина, выставка произведений А.С.Пушкина, свеча, компьютер, проектор, экран, презентация.

Музыкальное сопровождение: П.И.Чайковский «Времена года»

                                                                О, Пушкин!

                                                                Над его строкою

                                                                Задумавшись в который раз,

                                                                Вдруг открываешь в ней такое,

                                                                Что прежде пряталось от глаз.

                                                                                          Д. Кугультинов

Ход мероприятия

          Оформление зала.

          Портреты Пушкина, даты жизни, эпиграфы, высказывания писателей и поэтов об основоположнике русской поэзии, плакаты с высказываниями об А.С.Пушкине.

          Читайте почаще Пушкина, это- основоположник

 поэзии нашей и всем нам всегда учитель.

 /М.Горький/

           Он (Пушкин) входит в нашу жизнь с самого

 начала ее и уже не покидает нас до конца

./А.Т.Твардовский/

           Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин.

 Это имя, этот звук наполняют собою

многие дни нашей жизни…

./А.А.Блок/         

Мероприятие начинается музыкальным вступлением: первая часть – концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского.

 Учитель  -Каждый год 10 февраля, в  14 часов 45 минут, у могилы А.С. Пушкина в Святогорском монастыре звучит поминальный колокол, а затем - слова благодарности  великой поэзии и великому поэту.

Именно 10 февраля исполняется  177 лет со дня смерти  великого поэта.  

 Задолго до этой даты он писал:

Я скоро весь умру. Но тень мою любя,

Храните рукопись, о други, для себя!

Когда гроза пройдет. Толпою суеверной

Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,

И, долго слушая, скажите: это он;

Вот речь его. А я, забыв могильный сон,

Взойду невидимо и сяду между вами,

И сам заслушаюсь…

Каким был поэт? Что его волновало? Что он чувствовал по тому или иному поводу? Ответ на эти вопросы можно найти в творчестве Пушкина. Оно насыщено мыслью и напряжением чувств, полно всем богатством переживаний поэта. Лира Пушкина откликалась  на все события  в России и вне ее границ.

Ведущий.      Если выстоять нужно,

Как в окопе, в судьбе,

«У России есть Пушкин!» -

Говорю я себе.

  Идут и идут годы, а  пушкинские  строки бегут, как   волны, сквозь время, радуют нас, дарят нам силу, красоту и учат любить жизнь – любить друзей, свой народ и родную землю.

            Сегодня мы лишь соприкоснёмся с жизнью великого русского поэта, познакомимся с некоторыми страницами его биографии. (Слайды 1-3)

 Итак, отправляемся в путешествие. Первая  страница  - «Детство».

Великий русский поэт А.С.Пушкин – основоположник русской литературы. Он родился 6 июня 1799 года в Москве в дворянской семье.

Лучшими друзьями Пушкина в детстве были: няня Арина Родионовна /крепостная крестьянка/, заботливая бабушка Мария Алексеевна и крепостной дядька Никита. Им впоследствии поэт посвятил стихи.

           Няня рассказывала маленькому Саше сказки и пела песни. Бабушка знала много рассказов о старине, а с дядькой Никитой Саша часто гулял по шумным улицам Москвы. Уже в детские годы он многое узнал о жизни талантливого русского народа.

          В летнее время семья Пушкиных выезжала в деревню, в имение бабушки. Большую часть свободного времени он проводил в играх с крепостными ребятишками.

        В раннем возрасте Саша прочитал много книг. В Москве к Пушкиным часто приходили писатели и поэты, читали стихи. Мальчик внимательно прислушивался ко всему. Уже тогда Саша мечтал стать поэтом. С 8 лет он сам начал сочинять стихи.  (Слайды 4-5)

       Ведущий. Мы отправляемся к  странице «В лицее».

       Летом 1811 года юного Пушкина привезли в Петербург. В 12 лет, выдержав экзамен, Саша поступил в Царскосельский лицей для детей знатных дворян.

       Преподаватели воспитывали в лицеистах любовь к свободе, Родине, к своему народу. В лицее Пушкин увлекся литературой. Уже в эти годы он писал немало стихов.

      В 1812 году началась война с Наполеоном. Войска врага перешли границы России и стали продвигаться в глубь страны. Весь русский народ поднялся на защиту Отчизны.

     Пушкин и его товарищи по лицею с большим вниманием следили за военными событиями. Они читали газеты и журналы, в которых рассказывалось о мужестве и отваге русских воинов. Это укрепляло у лицеистов любовь к Родине.    

Чтение стихотворения «Певец».  (Слайды 6-8)

        Ведущий. А теперь мы в Петербурге.

        Весной 1817 года Пушкин окончил Царскосельский лицей. Лето он провел в родовом имении Михайловское под Псковом. Здесь он усердно записывал русские народные сказки: о Бабе Яге, Кощее, о русалках, леших. Именно здесь Пушкин пишет поэму «Руслан и  Людмила». Она вышла в свет в 1820 году. В 1828 году к выходу второго издания поэмы Пушкин пашет пролог, который начинается строками: «У Лукоморья дуб зеленый….»

        /ученик читает отрывок/   5 класс

        Пушкин живет в Петербурге. Поэт поступил на службу, но большую часть времени отдает поэзии.

        Некоторые стихи его были направлены против царя, его приближенных. Пушкин стал опасным противником царя. Вот почему он заявил, что поэта «надобно сослать из-за возмутительных стихов».

        Ведущий. Следующая  страница «В ссылке».

        В мае 1820 года Пушкина сослали на юг России в Кишинев. Здесь было тайное Южное общество, которое выступало против царя. Пушкин не был членом общества. Но с его участниками имел тесную связь. Ссылка угнетала и мучила поэта. И в 1822 году он пишет стихотворение «Узник», в котором отразилась тоска по свободе.

        /стихотворение читает ученик 5 класса. (Слайд 9)

          Ведущий.  Царь приказывает поэту выехать на новое место ссылки. В августе 1824 года Пушкин прибыл в село Михайловское. Здесь он долгое время жил один, без друзей. За ним строго следили местные власти. Только няня, Арина Родионовна, разделяла с ним тяжелые годы изгнания. Пушкин переживал душевный кризис, ему было тяжело и одиноко. В 1825 году он пишет одно из самых грустных стихотворений «Зимний вечер».

        /чтение стихотворения «Зимний вечер»/ (Слайд 10)

        В часы уныния спасением для поэта оказывается няня. Как в детстве, она рассказывала чудесные сказки, пела старинные песни. Позже на сюжеты, записанные со слов няни, поэт напишет несколько замечательных сказок.

        - Ребята, какие сказки написал А.С.Пушкин?

           Ведущий.      В сентябре 1826 года царь освобождает поэта от ссылки. Пушкин возвращается в Москву. Он беспокоится о няне: она осталась в Михайловском совсем одна. Поэт посвящает ей стихотворение «Няне».

        / стихотворение «Няне» (Слайд 11)

   Ведущий.      Следующая станция «После ссылки».

14 декабря 1825 года в Петербурге произошло восстание декабристов. Они выступали против царя Николая 1. Пять руководителей восстания были арестованы и вскоре повешены. Многие из участников сосланы в Сибирь и на Кавказ.

        При обыске у некоторых декабристов были найдены стихи Пушкина. Это означало, что поэт был на стороне декабристов. При разговоре с царем он признался: «Стал бы в ряды мятежников». За поэтом установили слежку. Все новые произведения поэта просматривал сам царь.

        В этот период Пушкин написал очень много стихов. Среди них выделялись описания времен года, которые поэт использовал в романе «Евгений Онегин».

        / звучит вступление к опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин»/

        В 1825 году он пишет стихотворение «Уж небо осенью дышало».  

   В 1826 году поэт создает описание зимы для 5 главы романа «Евгений Онегин» «Зима! Крестьянин, торжествуя…»

        А в 1827 году под воздействием весеннего настроения поэт напишет строки «Гонимы вешними лучами….».

        В 1829 году Пушкин создает прекрасное стихотворение «Зимнее утро».  

     К роману будет создано еще одно произведение «Вот север, тучи нагоняя… (Слайды 12,13)

Ведущий. , одной из причин создания ярких, живых стихов была глубокая эмоциональность поэта, способность переживать пылкие, сильные чувства. Его стихи были столь прекрасны, что многие композиторы написали на них музыку.

Он увлекался и увлекал, очаровывая людей, которые к нему приближались. Пушкин часто влюблялся, страстно любил и был любим, его душа не могла жить без этого волшебного

чувства, ибо именно любовь, прекрасная, чистая, светлая озаряла жизненный путь поэта, заставляла сердце учащенно биться, а душу создавать бессмертные творенья; именно любовь привела его к гибели.

Он дважды влюблялся в одну и ту же женщину – Анну Петровну Керн, которой в 1825 году посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье». (Слайд 14)

Ведущий.      Среди любовной лирики Александра Пушкина есть несколько произведений, которые он посвятил своей супруге Наталье Гончаровой. Одним из них является стихотворение «Мадонна», написанное в 1830 году   за полгода до свадьбы.

 В это время поэт находится в Москве, где повторно просит Наталью Гончарову стать его женой. Получив согласие, Пушкин пребывает в эйфории и начинает готовится к свадьбе, в то время как его невеста с семьей на время покидает столицу, отправившись в родовое имение. Чтобы скрасить дни разлуки, Пушкин вешает у себя в комнате портрет «белокурой мадонны», которая, по утверждению поэта, как две капли воды похожа на его избранницу. Об этом удивительном сходстве он даже сообщает в письме, адресованном Наталье Гончаровой, получая весьма обнадеживающий ответ, в котором молодая девушка сообщает – совсем скоро Пушкину не нужно будет любоваться картиной, так как у него появится жена

Самым счастливым моментом в жизни Александра Сергеевича было известие о том, что  первая красавица, Наталья Гончарова,  согласилась выйти замуж за  поэта.

«Мадонна».   (Слайды 15-16)

  Ведущий.            Пушкину не давала покоя мысль о ссыльных декабристах. И, когда их жены уезжали за мужьями в Сибирь, поэт в 1827 году  отправляет с ними послание декабристам, в котором говорится о том, что их дело не  забыто и наступит свобода, за которую боролись декабристы.

       / звучит стихотворение «Во глубине сибирских руд…»

   Ведущий.          Осенью 1830 года Пушкин провел в Болдино. Осенью он лучше всего и больше всего писал. Замечательным произведением, созданным Александром Сергеевичем, было  стихотворение «Унылая пора»  (Слайд 17)

 

  Ведущий.       Со многими произведениями великого Поэта мы познакомились. А сейчас  приближаемся к печальной календарной станции «Гибель поэта».

     Ведущий.  Враждебное отношение к Пушкину царя и его приближенных усиливалось. Враги преследовали поэта. Использовали ложь и клевету. Пушкина замышляли убить и вскоре нашли для этого повод. На одном из балов француз Дантес пытался оскорбить жену поэта.

 Александр Сергеевич до последнего дня своей жизни всегда дорожил Натальей Николаевной и высоко   отзывался о ней.

  Вот строки Пушкина, которые достались нам, читателям, :  «Жена моя – прелесть, и чем я доле с ней  живу, тем более люблю это милое, чистое и доброе создание, которого я ничем не заслужил  перед Богом…»

 4 ноября 1836 года Пушкин получил анонимное письмо, где говорилось о том, что поэт, якобы избран вице-президентом ордена рогоносцев.  Пушкин направил вызов на дуэль тому, от кого получил письмо. Это был  французский посол, Дантес.  Однако поединку  в первый раз не суждено было состояться.   Но хамские ухаживания продолжались, только в более циничной форме.

 26 января 1837 года поэт посылает новое письмо в адрес отца Дентеса, где говорилось о том, что  он не может терпеть  выходки  этого человека.  Пушкин, защищая честь своей жены, вызвал Дантеса на дуэль. Дуэль состоялась 9  февраля 1837 года недалеко от Петербурга, на Черной речке.  До сих пор в дуэли остается много неясного.  Пушкин был смертельно ранен и в тяжелых страданиях скончался 10 февраля 1837 года.

Горели свечи,

Звучали речи,

Перо слетало

С гусиных крыл…

На Черной речке

Задули свечку.

Всё пусто стало.

Он жил, он был…

На Черной речке

Свечу задули,

Но прилетела

Благая весть:

Не властно Время,

Не властны пули:

Его убили?

Он жив! Он есть!. (Слайд 18-22)

 Ведущий.            Смерть поэта была большим горем для всей России. Около 50 тысяч человек подошли к дому, где жил Пушкин. Большей частью это были простые люди. Они пришли проститься со своим любимым поэтом и защитником.

       Для царя и его придворных Пушкин и мертвым был страшен. Поэтому ночью завернутый в рогожу гроб с телом Пушкина в сопровождении жандармского офицера и дядьки Никиты был тайно увезен в село Михайловское. Здесь поэта похоронили у стен собора Святогорского монастыря.  (Слайд 23)

  Ведущий.          За полгода до гибели Пушкин написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». В нем поэт подводит итого своему творчеству. Поэт знал, что его любит простой народ России, и если он погибнет, то слава его  не увянет.

      / звучит стихотворение «Я памятник себе воздвиг…»  (Слайд 24-25)

Ведущий.      Наша последняя календарная страница  «Наш Пушкин». 

Современники поэта понимали, что Пушкин – гордость и слава России. Поэтому, когда он погиб, многие плакали. А спустя несколько дней после смерти поэта царю донесли строки, написанные мало известным еще поэтом,  по фамилии Лермонтов:

       Погиб поэт! Невольник чести…

   В стихотворении  Лермонтова прямо указывались убийцы Пушкина – царь и его окружение.

     (Слайд 26)

   Учитель.     Прошло два столетия, но творчество Пушкина не забыто. Многие его произведения переведены на языки всех народов и народностей России.

        Казахский поэт Джамбул Джамбаев хорошо сказал о благодарной любви всех

народов Вселенной   к Пушкину:

        Читают тебя с упоеньем в глазах

        Башкир и туркмен, белорус  и казах.

        Из песен твоих не забыть ни одной.

        Ты, Пушкин, народному сердцу родной!

Много стихов, посвященных Пушкину, написали  брянские  поэты Валентин Динабургский, Марина Юницкая.

 Поэт Давид Кугультинов в память о Пушкине написал следующие строки:

          О, Пушкин!

          Над его строкою

          Задумавшись в который раз,

          Вдруг открываешь в ней такое,

          Что прежде пряталось от глаз.  (Слайд 27-28)

Давайте же вдумаемся в  содержание этих строк?  Каждый из  нас любит Пушкина  поэта, прозаика, сказочника.  Для каждого из нас Пушкин свой. Перечитывая его стихи , романы, повести, мы открываем для себя что – то новое, необъятное, неизведанное.  И сегодняшнее мероприятие пусть поможет вам  увидеть   в творчестве Пушкина то, «что прежде пряталось от глаз».  

Я надеюсь, что вы , придя домой, еще раз откроете томик стихов Пушкина и перечитаете те строки, которые дороги вам.  (Слайд 29-31)

 Сегодняшнее мероприятие мне хотелось бы закончить словами  А. Твардовского:

«Если Пушкин приходит к нам с детства, то мы по-настоящему приходим к нему лишь с годами». (Слайд 32)

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Презентация внеклассного урока "Наш Пушкин"(к 175 - летию со дня смерти А.С.Пушкина)

Методическая разработка внеклассного урока "Наш Пушкин" (к 175-летию со дня смерти А.С.Пушкина) предназначена для учащихся 9 классов.Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России....

Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова

Цель Научно-исследовательского  проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат...

Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.

Задачи  урока:изучение  творчества  поэта  в  историческом  движении , создание   целостного  представления  об  историко – литерату...

Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)

Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов.        Для его проведения ...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...