Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему

Тетеревятникова Наталья Филипповна

Публикуемый материал представляет собой контрольную работу по творчеству Л.Н.Толстого (роман "Война и мир"). В  двух вариантах. Задания контрольной работы позволяют осуществить контроль знаний по содержанию романа и  теории литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota_po_tvorchestvu_l.n.tolstogo.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого

I вариант

Прочитайте отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; всё было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами.

Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. Левая сторона леса была темна, в тени; правая мокрая, глянцевитая блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Всё было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко.

«Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны», подумал князь Андрей. «Да где он?», подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, — ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. «Да, это тот самый дуб», подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна, — и всё это вдруг вспомнилось ему.

«Нет, жизнь не кончена в тридцать один год», вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. «Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»


Вопросы и задания.

  1. Предложите своё название данного эпизода.
  2. Назовите приём, использованный в описании дуба: Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел…
  3. Назовите стилистический приём, использованный в предложении: И на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления.
  4. Изображая дуб, автор обращается к антропоморфизму: дуб – старик. Как называется этот распространённый в народной поэзии и художественной литературе приём?
  5. Князь Андрей искал взглядом старый и корявый дуб, а увидел его преображённым.  Назовите стилистическую фигуру резкого противопоставления состояний в художественной речи, использованную Л.Н. Толстым.
  6. Описание старого дуба соответствует внутреннему состоянию Андрея Болконского. Как называется такой композиционный приём изображения, заключающийся в сопоставлении двух явлений?
  7. Назовите форму речи персонажа, представленную в данном отрывке.
  8. В предложении: И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна, — и всё это вдруг вспомнилось ему − для связи однородных членов использован один и тот же союз, при помощи чего подчёркивается единство перечисляемого. Как называется такое построение фразы?
  9. Дайте полный развёрнутый ответ на вопрос: «В чём состоит роль данного эпизода в художественном строе романа?»

Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого

II вариант

Прочитайте отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

— Вон они!.. Несут, идут… Вон они… сейчас войдут… — послышались вдруг голоса, и офицеры, солдаты и ополченцы побежали вперед по дороге.

Из-под горы от Бородина поднималось церковное шествие. Впереди всех по пыльной дороге стройно шла пехота с снятыми киверами и ружьями, опущенными книзу. Позади пехоты слышалось церковное пение.

Обгоняя Пьера, без шапок бежали навстречу идущим солдаты и ополченцы.

— Матушку несут! Заступницу!.. Иверскую!..

— Смоленскую матушку, — поправил другой.

Ополченцы — и те, которые были в деревне, и те, которые работали на батарее, — побросав лопаты, побежали навстречу церковному шествию. За батальоном, шедшим по пыльной дороге, шли в ризах священники, один старичок в клобуке с причтом и певчими. За ними солдаты и офицеры несли большую, с черным ликом в окладе, икону. Это была икона, вывезенная из Смоленска и с того времени возимая за армией. За иконой, кругом ее, впереди ее, со всех сторон шли, бежали и кланялись в землю с обнаженными головами толпы военных.

Взойдя на гору, икона остановилась; державшие на полотенцах икону люди переменились, дьячки зажгли вновь кадила, и начался молебен. Жаркие лучи солнца били отвесно сверху; слабый, свежий ветерок играл волосами открытых голов и лентами, которыми была убрана икона; пение негромко раздавалось под открытым небом. Огромная толпа с открытыми головами офицеров, солдат, ополченцев окружала икону. Толпа, окружавшая икону, вдруг раскрылась и надавила Пьера. Кто-то, вероятно, очень важное лицо, судя по поспешности, с которой перед ним сторонились, подходил к иконе.

Это был Кутузов, объезжавший позицию. Он, возвращаясь к Татариновой, подошел к молебну. Пьер тотчас же узнал Кутузова по его особенной, отличавшейся от всех фигуре.

В длинном сюртуке на огромном толщиной теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице, Кутузов вошел своей ныряющей, раскачивающейся походкой в круг и остановился позади священника. Он перекрестился привычным жестом, достал рукой до земли и, тяжело вздохнув, опустил свою седую голову. За Кутузовым был Бенигсен и свита. Несмотря на присутствие главнокомандующего, обратившего на себя внимание всех высших чинов, ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжали молиться.

Когда кончился молебен, Кутузов подошел к иконе, тяжело опустился на колена, кланяясь в землю, и долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости. Седая голова его подергивалась от усилий. Наконец он встал и с детски-наивным вытягиванием губ приложился к иконе и опять поклонился, дотронувшись рукой до земли. Генералитет последовал его примеру; потом офицеры, и за ними, давя друг друга, топчась, пыхтя и толкаясь, с взволнованными лицами, полезли солдаты и ополченцы.


Вопросы и задания.

  1. Предложите своё название данного эпизода.
  2. Назовите стилистический приём, использованный в предложении: Жаркие лучи солнца били отвесно сверху; слабый, свежий ветерок играл волосами открытых голов и лентами, которыми была убрана икона; пение негромко раздавалось под открытым небом.
  3. Назовите приём, заключающийся в отсутствии союзов при однородных членах предложения, вследствие чего речь приобретает сжатость, компактность, как в предложении: За иконой, кругом ее, впереди ее, со всех сторон шли, бежали и кланялись в землю с обнаженными головами толпы военных.
  4. Назовите приём, использованный в описании Кутузова: В длинном сюртуке на огромном толщиной теле
  5. Назовите вид эпитета, основанный на переносе значения слова: Кутузов вошел своей ныряющей, раскачивающейся походкой в круг и остановился позади священника…; С открытой белой головой…
  6. Назовите троп (разновидность метафоры), использованный в описании шествия: Взойдя на гору, икона остановилась.
  7. В речи солдат и ополченцев использован особый вид метафоры – замена слова «икона» другими словами,  имеющими причинную связь с первым: «матушка», «заступница», «Смоленская матушка». Назовите этот распространённый поэтический троп.
  8.  Как называется форма речи солдат и офицеров, использованная в начале отрывка?
  9. Дайте полный развёрнутый ответ на вопрос: «В чём состоит роль данного эпизода в художественном строе романа?»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по творчеству писателей К.Г.Паустовского, Л.Н.Толстого, П.П. Бажова, А.П. Платонова

Данный тетст проводится ближе к концу 3 четверти, после изучения соответствующих произведений....

Контрольная работа по творчеству М. Салтыкова-Щедрина, Н. Лескова, Л. Толстого. 8 класс.

Контрольная работа 2 варианта: тестовые задания и творческое задание....

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

Минимальный уровень сложности. Вопросы, задания:1.      Объедините в пары авторов и их произведения:«Муму», «Бородино», «Заколдованное место», «Крестьянские дети», «Кавказский...

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого

1. Определите соответствие:а) М.Ю.Лермонтов     1. «Заколдованное место»б) Н.А. Некрасов         2. «Бородино»в) Н.В.Гоголь...

Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого и И.С. Тургенева

8 класс. ЛитератураКонтрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого и И.С. Тургенева...