В.Г.Короленко "Парадокс"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Анализ произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v.g.korolenko._analiz_ocherka_.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Штрошер Татьяна Викторовна

Класс: 8

Литература

Тема :  Владимир Галактионович Короленко: личность писателя.

 Анализ очерка «Парадокс».

Цели: 1. Познакомить учащихся с творчеством писателя; проанализировать произведение; поразмышлять с писателем о назначении жизни человека.

2. Развивать мышление, речь, память, творческое воображение.

3. Воспитывать интерес к чтению произведений.

                                                                   Все-таки всеобщий закон жизни есть

                                                                   стремление к счастью и все более

                                                                   широкое его осуществление.

                                                                                         В.Г.Короленко.

                                           Ход урока:

I. Целеполагания.

Запись в тетрадь темы урока. На уроке мы познакомимся с творчеством писателя и его очерком «Порадокс».

II. Формирование новых понятий.

Слово учителя.

- Послушайте и выделите главное в характере В.Г.Короленко.

В.Г.Короленко родился в 1853 году в г. Житомире Волынской губернии. Отец его был уездным судьей и отличался неподкупной честностью, резко выделявшей его из среды тогдашних чиновников. В конце 60-х г. отец умер, оставив семью без всяких средств. В это время Короленко был гимназистом шестого класса ровенской реальной гимназии. Мать его была из польского дворянского рода. Она проявила истинный героизм при воспитании детей на крошечное пособие.

После окончания гимназии в 1871 г. Короленко поступает в Петербургский технологический институт. Но жизнь в столице оказалась не по его средствам, и он уезжает в Москву и поступает вскоре  в Горный институт, но и здесь ему не удалось доучиться, был арестован в революционной деятельности и выслан в Сибирь. В эти годы добывал он средства сапожным ремеслом, много работал. Короленко был очень смелым человеком, который не боялся смотреть правде в глаза. Он даже отказался подписать присягу новому царю, за что опять поплатился ссылкой, но уже в Якутскую область. Но и здесь писатель продолжает трудиться, не падает духом. Много наблюдает за окружающей жизнью. Его внимание привлекали «отщепенцы» общества: бродяги и обиженные. Организовывает юридическую защиту крестьян, которые участвовали в захвате помещичьих владений. Это человек, который до последних дней защищал крестьян, боролся за правду.

    25 декабря 1921г. Короленко не стало, он умер от воспаления легких.

    Есть такой его рассказ, который вы обязательно будете читать, и называется он «Огоньки». Там есть очень хорошие слова: «Как бы ни была тяжела жизнь, все-таки впереди огни».

Короленко был оптимистом и верил, что впереди будет светлее, «что стремиться и достигать стоит».

- Итак, что вы узнали о характере писателя?

(Радует позиция Короленко о светлом будущем.

Но писатель часто задумывался и  о том, почему человек несчастлив.)

III. Анализ произведения.

- А кто из вас знает, что такое очерк?

- Почему писатель назвал свое произведение очерком?

Запись в тетрадь

Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных фактов. Бывает двух видов:

1. Документальный

2. Художественный

Документальный очерк  воспроизводит, исследует и оценивает действительные факты.  Художественный очерк изображает и анализирует нравы окружающих  людей   или характер определенного человека.)

- Где можно встретить очерки?

(В газетах)

- Ребята, а что такое парадокс?

Запись в тетрадь

Парадокс – суждение, которое противоречит привычной  логике, значению, т.е., мнение противоречащее здравому смыслу.

- С чего начинается повествование в тексте?

(С размышления: для чего создан человек и что значит его жизнь.)

Слово учителя

Когда мы с вами находимся в том же возрасте, что и главные герои, мы не задумываемся о смысле жизни, но постепенно каждый из нас по-разному понимает эти слова.

- Почему автор начинает очерк с описания любимого занятия героев?

(Чтобы показать, что герои живут в мире детских фантазий)

Выборочное чтение

- Как этот мир фантазий описывает автор? Зачитайте.

- А нужна ли эта часть очерка, рисующая мальчиков за воображаемой рыбной  ловлей и в фантастических путешествиях  в старом кузове бывшей кареты?

(Ребята верят в воображаемую игру, она им  доставляет  удовольствие. Автор показывает с какой надеждой, нетерпением  и счастливыми лицами они ждут рыбу.)

- В детстве каждый из вас мечтает поскорее вырасти и пойти в мир, где с вами будут считаться как с взрослыми. А у вас было такое желание?

- Кто из людей первым начинает «раскачивать» их детский мир? Зачитайте.

(Павел вмешался в их тихую жизнь и рассеял все мечты)

- Какой мыслью заканчивается рассказ?

- Какую сцену увидели мальчики во дворе собственного дома?

( Они увидели человека, с  рождения лишенного рук.  Автор сравнивает его с пауком.)

- Что происходило дальше? Расскажите

- Что такое, по вашему мнению, феномен?

(Уникальный человек)

- Что делал феномен? Зачитайте.

- Как ведет себя толпа?

(Она ошарашена)

- Что поражает героев в поведении феномена?

(Сила духа и благородство в немощном теле человека, он вынужден был приспосабливаться в этой жизни, все умеет делать ногами.)

- Что еще умеет делать феномен?

- Какое слово постоянно повторяет феномен? Все ли ему подают деньги?

- Как вы думаете, что заставляет его просить милостыню?

(Его образ жизни жалок, ведь человек выживает как  может, он зарабатывает своим уродством, применяет это для заработка)

- Когда и где мы слышим в его словах гордость?

- Что он еще умеет писать?

- С каким чувством идут к нему мальчики?

- Какой афоризм написал им феномен?

( «Человек создан для счастья, как птица для полета…»)

- Но все ли люди созданы для счастья?

( Говорит это карлик, человек, который не имеет рук и в этом парадокс, совмещение несовместимого)

- Как Ян сам это говорит, формулируя афоризм?

- Почему появление феномена изменило жизнь героев?

( Они впервые задумались о назначении жизни, и о значении в ней человека)

- Зачитайте и скажите, выполнил ли он обещание?

- А какие чувства испытывает Матвей?

- Зачем несколько раз этот афоризм звучит в тексте?

- Зачем показана птица?

- Так почему же очерк назван «Парадокс»?

IV. Итог урока.

Дети впервые столкнулись с противоречием в жизни, потому что само существование феномена опровергало то, что он написал.

- Каждый ли человек достоин счастья?

- У каждого ли оно есть?

Запись в тетрадь

Человек создан для счастья, но не всегда счастье создано для него!

V. Домашнее задание

Прочитать рассказ «Огоньки»