"Знатоки филологии"
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему

Жигалова Олеся Викторовна

Игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znatoki_filologiii.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Знатоки филологии» в 6 классе.

Цели и задачи: 

  • развитие творческих способностей, логического мышления детей;
  • повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
  • повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, стимула;
  • воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.
  • формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;
  • формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
  • формировать у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.

В игре участвуют две  команды по 6 человек (включая капитана); у каждой команды – свой игровой стол, название, специальная “сигнальная” карточка.

Ход игры

1. Представление команд. Ведущий называет команды, вызывает участников (по одному), приглашая за игровой стол. Последним вызывается капитан. Когда игроки представлены и заняли свои места за столом, начинается сама игра.

2. Разминочный тур. (или “блиц”-игра) – 3-4 вопроса по 15 секунд обсуждения. Отвечает та команда, которая раньше других “просигналила” карточкой о готовности. “Сигналит” капитан, он же называет того, кто будет отвечать.

3. Основная часть. Ведущий задаёт вопросы, которые оцениваются по 3-балльной шкале, в зависимости от уровня сложности.

Обсуждение начинается – время “включается”  по сигналу ведущего.

Команда, у которой готов ответ, может прервать время для дачи ответа. (По команде ведущего “время” останавливается). Если ответ неправильный, а время - 1 минута - ещё не вышло, то соперники продолжают обсуждение в поисках правильного ответа.

4. Полное время игры – 45 минут .

5. По истечении времени раздаётся сигнальная сирена, подводятся итоги (оглашается счёт), называются победители.

Оборудование: 

  • компьютер, проектор
  • карточка с заданиями;
  • “сигнальные” карточки капитанов;
  • доска для записи счёта.

Ход мероприятия

Ведущий.      

Раздвинутся мира границы,

Закончив познания путь,

И надо еще умудриться

В грядущее нам заглянуть.

Я поздравляю вас с неделей русского языка и литературы.

Сегодня на нашей игре  встречаются две интересные команды. Это лучшие представители  шестого класса

Наше справедливое жюри: Заместитель директора по УР- Лобанова В. А.  Заместитель директора по ВР- Денисова А. А. Учитель русского языка и литературы Писарева Е. Ю.

(Две команды . Каждой команде придумать название и выбрать капитана)

Бой умнейших начинается!

Мы встречаем  первую команду.

6

А теперь приветствуем вторую команду.

I раунд.

Итак, начинаем. Разминка.

Первой отвечает на вопрос та команда, которая первой поднимет карточку. Капитаны команд – будьте внимательны! .

1.Назовите писателя, придумавшего сказочных персонажей Винтик и Шпунтик. ( Н. Носов).

2.Именем какого былинного богатыря назван самый высокий водопад в России? ( Илья Муромец)

3. Как написать слово мышеловка всего пятью буквами (кошка).

4. Основное и любимое занятие Дуремара? (ловля пиявок).

5. Кто написал сказки?:

  • “Гадкий утёнок” (Г. Х.Андерсен)
  • “Карлик Нос” (Вильгельм Гауф)
  • “Сказка о рыбаке и рыбке” (А. С. Пушкин).

6. Какую сказку сочинил А. Погорельский для своего племянника Алеши, ставшего впоследствии писателем А. К. Толстым? («Черная курица, или Подземные жители».)

Ведущий. А теперь давайте посмотрим результаты по итогам первого раунда.  (оглашаются результаты первого раунда. Называется команда – победитель в первом раунде).

II раунд.

Ведущий. А теперь настоящая игра.

У Вас на столах лежат карточки. Ваша задача собрать за 1 минуту и получить 2 пословицы. Это задание оценивается в 2 балла. Время пошло.

Пословицы: “Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

“Без труда не выловишь и рыбку из пруда”.

(Карточки с пословицами разрезаны на фрагменты и перемешаны.)

III раунд.

Ведущий. Отгадайте загадку:

Сжуёт железо,
Сталь сожрёт
И скалы в порошок сотрёт,
Мощь городов,
Власть королей
Его могущества слабей. (время)

Ведущий. .

СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ СПОРТСМЕНАМИ?

Назовите специализацию спортсмена, используя буквы, составляющие фамилию и имя.

Болдит Ганс – ГАНДБОЛИСТ

Дистелев Осип – ВЕЛОСИПЕДИСТ

Крыжоног Нил – ГОРНОЛЫЖНИК

Латтек Олег – ЛЕГКОАТЛЕТ

Листобой Лев – ВОЛЕЙБОЛИСТ

Отстолиц Ким – МОТОЦИКЛИСТ

Одногош Кир – ГОРОДОШНИК

IV раунд

Ведущий. А теперь проверим Ваше чувство юмора.

Однажды Дж. Свифт спросил своего слугу:

- Том, что это значит? Мои сапоги не вычищены?

- Нет, сэр – ответил Том – Вы же собираетесь идти гулять, так я подумал: они всё равно станут грязными.

7

- Хорошо, собирайся, Том, пойдёшь со мной.

- Но, сэр, я ещё не завтракал…

Вопрос: Что же ответил Дж. Свифт?!

 (Не беда, всё равно опять проголодаешься)

V раунд

Ведущий. 1. Хокку Хайку

Вот выплыла луна,
И каждый мелкий кустик
На праздник приглашён.

Подберите к этому хокку название из предложенных вариантов:

а) ночная красота
б) равенство
в) весна пришла
г) одиночество

(правильный ответ: “равенство”)

.Ведущий.  Ещё один японский вопрос. Сейчас Вам будут прочитаны четыре стихотворения:

В ниже приведенных стихотворениях есть нечто общее. Найдите это общее и  дайте название, которое объединяет все эти четыре стихотворения.

Вкруг деревни сошлись,
По склонам гор прилепившись,
Яблони в вешнем цвету…

Заглядевшись на солнце,
Незаметно забрёл я в сад –
А там пионы в цвету!

Смотрю без конца,
На картинку с видом осенним
Раскрытый веер…

Неспешно ступает
По заснеженной зимней бахче
Большая кошка…

(Ответ: “Времена года”)

Чёрный ящик

Ведущий. В чёрном ящике лежит то, что индейцы майя называли чикле.

Они делали это из тягучего вкусного сока дерева сапподила. Одни это очень любят, а другие – терпеть не могут. А в Сингапуре продажа этого даже запрещена, и это отпускается только по рецепту врача.

В конце XIX века один американский коммерсант Вильям Ригли провёл рекламную акцию. Он давал это бесплатно при покупке мыла и муки. И вскоре, это стало популярней, чем основной продукт. С тех пор коммерсант перешёл на производство только этого.

Вопрос: Что в чёрном ящике? (жевательная резинка)

VI раунд

Ведущий. А теперь завершающий раунд – супер-блиц.

Каждая команда выбирает игрока, и тот за одну минуту отвечает на серию вопросов. Звучит тихая музыка  и ведущий  зачитывает вопросы.

На вопросы отвечает представитель первой команды

  1. Какой мультипликационный герой говорит: “Ребята, давайте жить дружно”? (кот Леопольд)
  2. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (гриб)

8

  1. Чем кончается день и ночь? ( мягким знаком)
  2. Какого цвета козлик, живший у бабушки? (серенький)
  3. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (сплошной шов на ткани)
  4. Всякую ли точку нужно считать знаком препинания? (нет, разное лексическое значение).
  5. Чем кончается всё? (ё)
  6. В каком глаголе сто отрицаний? (сто-нет)
  7. С какими частями речи не употребляются предлоги? (с глаголами)
  8. Место, куда попал думающий индюк? (суп)
  9. Двуногое жилище Бабы Яги (избушка)
  10. Кто придумал Карлсона? (Астрид Лингред)
  11. Кто автор книги “Приключения Тома Сойера? (Марк Твен)
  12. На каком языке говорят в Лондоне? (английский)
  13. Назовите глагол, в котором нет корня? (вынуть)
  14. Что нужно сделать с существительным «жаркое», чтобы оно стало прилагательным? (изменить ударение)

Ведущий. А теперь на вопросы отвечает представитель другой команды

  1. Назовите столицу Англии (Лондон)
  2. Какое лекарство принял кот Леопольд, чтобы стать злым (Озверин)
  3. Как записать «сухая трава» четырьмя буквами? (сено)
  4. Как называется деревня, куда приехал дядя Фёдор с Матроскиным? (Простоквашино)
  5. Кто из сказочных героев летал в ступе? (Баба-Яга)
  6. Лучший друг крокодила Гены (Чебурашка)
  7. Земля белая, а птицы на ней черные? (азбука и буквы)
  8. В каком слове 305 букв? (зоология)
  9. Кто автор сказки про Чипполино? (Дж Родари)
  10. Какое слово состоит из трех одинаковых букв? (трио)
  11. Какое числительное имеет 5 «ю»? (пятью)
  12. Какие руки состоят из трех местоимений? (вы-мы-ты)
  13. Сколько личных местоимений в слове семья? (7 я)
  14. Как превратить существительные даль, меч, пень, руль в глаголы? (поставить во множественное число?
  15. Какие прилагательные женского рода жалуются на свой рост? (длинная, высокая, низкая, короткая)
  16. Кто такая Матильда в мультфильме о Малыше и Карлсоне? (кошка)

 Ведущий. Пусть не все известно вам заранее,

И подчас подъем бывает крут.

Вам всегда во всем помогут знания,

Вам всегда во всем поможет труд.

Называются победители, им вручаются медали.

Закончился конкурс, закончилась встреча,
Настал расставания час.
Мы все чуть устали, но нас согревали
Улыбки и блеск ваших глаз

Жюри подводит итоги. Под музыку награждают  команду победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в страну Филологию" турнир знатоков русского языка и литературы

Цель: развиввать творческий потенциал школьников, углублять их знания по русскому языку и литературе в игровой форме....

Турнир знатоков русского языка и литературы "Путешествие в страну Филологию"

Урок разработан с целью активизации познавательной деятельности учащихся через использование нетрадиционной формы урока...

Турнир знатоков русского языка и литературы "Путешествие в страну Филологию"

Материал поможет учителям русского языка и литературы для проведения внеклассного занятия в рамках Недели русского языка и литературы. Занятие проводится в групповой форме, делятся на группы по 2 кома...

Турнир знатоков русского языка и литературы "Путешествие в страну филологию"

Внеклассное мероприятия для учащихся 5-7 классов направлено  на развитие познавательных интересов учащихся, мышления, воображения, памяти, способности высказывать свое мнение и аргументированно е...

Турнир знатоков русского языка и литературы 6 класс «Путешествие в Филологию»

Интеллектуальная игра, развивающая творческие способности обучающихся....

Турнир знатоков русского языка и литературы "Путешествие в страну Филологию"

Цели игры: развитие познавательных интересов учащихся, закрепление знаний по литературе; привитие любви к предмету; поддержание интереса к научным открытиям; развитие мышления, воображения, памяти, сп...

План-конспект открытого мероприятия «Конкурс знатоков ФИЛОЛОГИИ» (9 класс).

Мероприятие проводилось среди 9-ых  классов в рамках Недели русского языка и литературы. Оно проводилось с целью выявления талантливых учащихся, призвано привить старшеклассникам любовь и ин...