Турнир знатоков русского языка и литературы "Путешествие в страну Филологию"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Северова Ирина Петровна

Урок разработан с целью активизации познавательной деятельности учащихся через использование нетрадиционной формы урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon filologiya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели игры: развитие познавательных интересов учащихся; привитие любви к предмету; развитие мышления, воображения, памяти, способности высказывать собственное мнение, умения коллективно решать проблемы, личной инициативы ребят.

Описание игры: Перед началом игры формируются две команды по 8 человек, все остальные — болельщики. За каждый правильный ответ и правильно выполненное задание команда получает очко, а участник — жетон. При подведении итогов подсчитывается количество полученных очков и определяется команда-победитель, а самые активные игроки получают оценки.

Ход игры:

Вступительное слово учителя

Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие в страну Филологию. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного. Маршрут наш пройдет по станциям: Теоретическая, Историческая, Сообразительная, Сказочная, Практическая. Но вначале нужно сесть в поезд, а для этого придется купить необычные билеты. На каждом билете вопрос, за правильный ответ — 2 балла.

Станция теоретическая

1. Что такое основа слова?

2. Что называется существительным?

3. Какое предложение называется сложным?

4. Что такое склонение?

5. Что изучает фонетика?

6. Какие буквы могут обозначать два звука?

7. Что называется басней?

8. Что такое эпитет?

9. Что изучает орфоэпия?

10. Что такое метафора?

11. Что называется сказкой?

12. Какие виды сказок вы знаете?

13. Назовите служебные части речи.

14. Что такое основа предложения?

15. Как называется словарный состав языка?

16.Что такое рассказ?

Историческая станция

Каждой команде выдается карточка с заданием: объяснить происхождение слов.

Слова для первой команды:

брошюра, орфограмма, диалог, пельмени

Слова для второй команды:

терраса, телеграмма, аквариум, вермишель

Станция «Шерлок Холмс, мсье Пуаро, лейтенант Коломбо и другие»

По описанию портрета литературного персонажа назовите этого героя, а также произведение, в котором он фигурирует.

  1. «...Смуглая ...набелена была по уши, насурьмлена..., фальшивые локоны, гораздо светлее собственных её волос, взбиты были, как парик Людовика XIV; рукава торчали, как фижмы...; талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты её матери...сияли на её пальцах, шее и ушах». (Лиза. «Барышня-крестьянка»)

  1. «Ей было семнадцать лет, красота её была в полном цвете. Отец любил её до безумия...она не имела подруг и выросла в уединении...редко наша красавица являлась среди гостей...воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для неё род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною...имела прекрасный голос и большие музыкальные способности». (Маша. «Дубровский»)

  1. «...мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения...Одаренный необычайной силой, он работал за четверых...» (Герасим. «Муму»)

  1. «Роста он был невысокого, крупные черты лица грубовыразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье...» (Тыбурций. «В дурном обществе»)

  1. «Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками, на шее монисто, все из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная, ив косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный». (Дина. «Кавказский пленник»)

  1. «Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке. Руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами» (Валек. «В дурном обществе»)

Сообразительная станция

До того, как мы прибыли на эту станцию здесь был сильный ветер. Он унес все согласные буквы с плаката. Восстановите эту надпись.

(Д)О(БР)О (П)О(Ж)А(Л)О(В)А(ТЬ)!

Соедините имена и фамилии русских и зарубежных писателей.

Михаил Юрьевич                                                         Чехов

Антон Павлович                                                            Фет

Афанасий Афанасьевич                                                Астафьев

Джек                                                                                Некрасов

Марк                                                                               Лондон

Николай Алексеевич                                                     Твен

Виктор Петрович                                                           Лермонтов

Сказочная станция

  1. Из какого оружия стреляли царевичи в сказке «Царевна-лягушка»? (Из лука)
  2. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (Шапку-невидимку)
  3. Какому сказочному персонажу принадлежат слова: «Не печалься, ступай себе с Богом...»? (Золотой рыбке)
  4. Какой персонаж сказки А.С.Пушкина превращался в шмеля, муху и комара? (Князь Гвидон)
  5. Кто в сказке А.С.Пушкина подсказал царевичу Елисею, где найти царевну? (Ветер)
  6. Назовите «рабочее место» кота ученого.
  7. Из чего папа Карло сделал полосатый колпачок для Буратино? (Из носка)
  8. В какую игру любил играть на досуге крокодил Гена? (В шахматы)
  9. Как называлось лекарство, которое кот Леопольд принимал, чтобы разозлиться?(Озверин)
  10. Какая птица спасла Дюймовочку от свадьбы с кротом? (Ласточка)

Практическая станция

Рядом с этой станцией находится редакция. Вам предлагается поработать корректорами. Исправьте ошибки в предложениях:

Дедушка присел на пенек, собиравший грибы.

Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах.

Подгоняемая лодка волнами неслась по реке.

Самолет сел на аэродром, вылетевший из Москвы.

Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

Вернувшись домой, пошел дождь.

Подъезжая к дому, залаяли собаки.

Вопросы для болельщиков

  1. Угадайте слово по шутливой характеристике.

1. Не цветы, а вянут; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)

2.  Её толкут, носят решетом, в неё прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода)

3.  Он в голове у несерьёзного человека, его советуют искать в поле. Когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. (Ветер)

4. Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в свое дело; им клюют; его задирают; на нем ставят зарубки; его натягивают, стремясь кого-то одурачить. (Нос)

5. Его проглатывают, за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться. (Язык)

6. Его иногда приходится держать. Не занимая при этом руки; за ним можно лезть в карман. (Слово)

Подведение итогов игры и выставление оценок

Заключительное слово учителя

Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в страну Филологию" турнир знатоков русского языка и литературы

Цель: развиввать творческий потенциал школьников, углублять их знания по русскому языку и литературе в игровой форме....

Турнир знатоков русского языка и литературы "Путешествие в страну Филологию"

Материал поможет учителям русского языка и литературы для проведения внеклассного занятия в рамках Недели русского языка и литературы. Занятие проводится в групповой форме, делятся на группы по 2 кома...

Турнир знатоков русского языка и литературы "Путешествие в страну филологию"

Внеклассное мероприятия для учащихся 5-7 классов направлено  на развитие познавательных интересов учащихся, мышления, воображения, памяти, способности высказывать свое мнение и аргументированно е...

Турнир знатоков русского языка и литературы "Путешествие в страну Филологию"

Цели игры: развитие познавательных интересов учащихся, закрепление знаний по литературе; привитие любви к предмету; поддержание интереса к научным открытиям; развитие мышления, воображения, памяти, сп...

ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИЛОЛОГИЮ».

ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИЛОЛОГИЮ».Цель: развивать познавательные интересы итворческие способности учащихся, прививать любовь к русскому языку и литературе.Фо...

Внеклассное занятие по русскому языку "Путешествие в страну Филологию. Турнир знатоков русского языка"

Внеклассное занятие по русскому языку  "Путешествие в страну Филологию. Турнир знатоков русского языка"...

Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков русского языка и литературы "Путешествие в страну Филология"

Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков русского языка и литературы, Путешествие в страну Филология"...