Внеклассное занятие по русскому языку "Путешествие в страну Филологию. Турнир знатоков русского языка"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Васина Анна Владимировна

Внеклассное занятие по русскому языку  "Путешествие в страну Филологию. Турнир знатоков русского языка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей №7 им. Д. П. Уланова

Внеклассное занятие по русскому языку

 Путешествие в страну Филологию.

Турнир знатоков русского языка

6 «Б» класс

                                      Подготовила  Васина Анна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

2018г.

Тема: «Путешествие в страну Филологию. Турнир знатоков русского языка»

Цель: В игровой форме закрепить знания, ключевые понятия по русскому языку, полученные на уроках в 1-6 классах.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепление полученных знаний

Воспитательные:

  • Формирование интереса к; русскому языку;
  • дисциплинированность.

Развивающие: 

  • развитие устной речи;
  • внимательность.

Оборудование: доска, тетрадь.

Оформление доски: Запись ключевых понятий, ребусы, задания к уроку.

План проведения:

  1. Вступление. Слово учителя (введение в тему);
  2. Основная часть.  Проведение турнира знатоков русского языка.
  3. Заключение. Подведение итогов, комментирование отметок за урок.

Подготовительный этап:

  • Сообщение учащимся темы внеклассного мероприятия (турнир знатоков русского языка);
  • Ознакомление учащихся с планом мероприятия;
  • Ознакомление с домашним заданием к мероприятию (составление тавтограммы, повторение изученного).
  • Проверка качества подготовки домашнего задания, помощь в подготовке.

Ход мероприятия:

     Учащиеся делятся на две команды. Объяснение правил (кто быстрее поднимет руку, тот и отвечает. За правильный ответ – 2 балла, за неполные ответ 1 балл, за дополнение к ответу – 1 балл. За выкрики с места ответ не засчитывается). Команда-победитель получает почетную грамоту за 1 место.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну филологию. Кто знает, что такое филология?

Филология (греч. philologia «любовь к слову») – совокупность гуманитарных дисциплин, изучающих историю и сущность духовной культуры человечества через языковой и стилистический анализ письменных текстов.

Помогите восстановить загадочную надпись (задание на сообразительность).
Однажды ветер решил пошутить. Над дверью школы он заметил плакат. Ветер налетел и сорвал все согласные буквы. Когда утром в школу пришли ребята, то увидели такую надпись:

. О . . О . О . А . О . А . Ь !   (Добро пожаловать!)

I. Конкурс-разминка «Знаешь ли ты?»

Задание 1: объяснить значение фразеологизмов. Что такое фразеологизм? Фразеологизм - это устойчивый оборот речи, значение которого не складывается из значений составляющих его слов.

Водой не разольешь (неразлучные друзья)

Как в воду опушенный (грустный человек)

Толочь воду в ступе (бесполезная работа)

Седьмая вода на киселе (дальний родственник)

Набрал в рот воды (молчаливый человек)

Как в воду глядел (угадал, предсказал)

Как две капли воды (очень похожи)

Прошли огонь и воду (все испытали)

Задание 2. Передайте значение фразеологического оборота с помощью жестов (предметов).

Карточка для одной команды  

  Водить за нос.    Льет как из ведра. Засучить рукава.

Карточка для другой команды

  Дело в шляпе.  Намылить шею. Пальчики оближешь.

II. Конкурс «В стране Грамматике»

1.        Изменив в слове только одну букву, получить как можно больше новых слов.

Бак (бок, бык, бук, бал, лак, мак, рак, бар, бас)

Дом (ком, лом, сом, том, дым, дог, ром)

Кот (бот, пот, рот, кит, код, кок, кол, ком, кон)

Бочка (дочка, кочка, ночка, почка, точка, мочка)

2.        Образовать новое слово, заменив рифму.

Пара (фара),

 халат (салат),

игра (игла),

лук (люк),

балка (палка),

карта (парта),

соль (моль),

 голос (волос),

 врач (грач),

волк (полк).        

3.        Угадайте букву! Какие буквы здесь спрятаны?

4. Решите ребусы. Что такое ребусы? Ребус (лат.) – это загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми другими знаками.

7я; 40а; 100л; (семья, сорока, стол,);

 е2; о5; сЗж (едва, опять, стриж);

5. Имя существительное.

Что такое имя существительное? (часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?).                                                                        

 Отгадайте загадки. Какие существительные в них зашифрованы?

Что такое загадки? (Загадка  -  выражение, в котором один предмет изображается  посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь сходство; на основании последнего вопрошаемый и должен отгадать задуманный предмет).

У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно. (Руки, пальцы)

Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колеса)

Четыре братца под одной крышей стоят. (Стол)

Выходили 12 месяцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей. (Месяцы, недели в году, дни)

6. Найдите лишнее слово по склонению.

1.Конь, лошадь, рысь -3.

2.Боль, госпиталь, здоровье -2.

3.Работа, жизнь, награда -1.

- Посмотрите на четверостишие. Что в нём не так? А почему? (потерялись падежи у существительных).

Трава сидеть кузнечик

Совсем как огуречик

Зелененький он был

Не трогать он козявка

И муха он дружил.

Давайте исправим текст! Какой же мы можем сделать вывод о роли падежей?

- Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы выпишите все падежные формы слова весна, расположите их в нужном порядке. Какая команда первая верно справится, получит 2 балла.

«Весна, весною, о весне».

В рощах птичье пение,

А в классе — тишина.

Проходим мы склонение,

Склоняется "весна".

Склоняем вслух: "Весна, весны..."—

А за окном ручьи слышны.

На парте не сидится мне,

А тут "весна, весны, весне".

Под крышей носятся стрижи,

Смеются надо мною —

У них не спросят падежи:

"Весна, весны, весною?",

Внизу разноголосица:

"А ну пробей! На спор!",

Под партой ноги просятся

К болельщикам, во двор.

"Пришла весна,

Дождись весны,

(Дождался, листики видны!)

Привет весне, встречай весну,

(Куда ж я руку протяну?)

Весна, весны, весне, весну,

Весною, о весне" ...

Гуляет зайчик по окну,

Как солнце на блесне,

По стене слоняется,

Ничем не заслоняется.

Весна. Вот это — слово,

Весело склоняется!

             Я.Аким

Ответ:

И. Весна, весна, весна, весна, весна, весна, весна.

Р. Весны, весны, весны, весны, весны.

Д. Весне, весне, весне.

В. Весну, весну.

Т. Весною, весною.

П. О весне.

А знаете ли вы откуда появились падежи, кто их придумал?

История происхождения падежей.

Их отец – Аристотель, древнегреческий философ, который жил в IV веке до нашей эры. Он использовал слово птозис (ptosis) как грамматический термин – оно взято из практики игроков в кости – по-русски переводится как падение. Птозис буквально означает падение брошенной кости той или иной стороной кверху. В представлении греков слова, изменяясь по падежам, как бы падают по ступенькам на ступеньку, отклоняясь от своего первоначального положения.

Греки первыми придумали им, падеж. Римские ученые довольно точно перевели это слово на латынь. Онома (onoma) означает “имя”. Почему его считают основной формой имени? Прежде всего потому, что немало слов как раз в именительном падеже равно своему корню. Все остальные падежи производны от него. Слово об именительном падеже является одним из главных членов.

7. Части слова (морфемы): За ответы на следующие вопросы начисляются баллы:

Что такое…

Корень – центральная часть слова, заключающая в себе основной элемент лексического значения, например: за-сух-а, лес-ной. Сложное слово имеет более одного корня: торфоразработки, слепоглухонемой.

Приставка – часть слова, находящаяся перед корнем, например: вз-дрогнуть, при-соединить, по-при-от-крывать.

Суффикс – часть слова, находящаяся между корнем и окончанием, напр.: актив-ист-к-а, рез-к-а, устар-е-л-ость.

Окончание – часть слова, которой слово чаще всего оканчивается и которая выражает значение рода, числа, падежа и лица, например: весн-а, красив-ый, греб-у. После окончания могут стоять возвратная частица -ся (-cь) и частица -те, например: пиш-ет-ся, катал-а-сь, ид-ём-те.

Слог – это звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. Любой слог обязательно включает в себя гласный звук. Слог может состоять только из гласного или из сочетания гласного с одним или несколькими согласными звуками: о-си-на, ид-ти, мо-ло-дец.

- Какую часть слова можно найти в земле? (корень)

- Как большой дом сделать маленьким? (добавить суффикс “ ик ” : дом-ик)

- Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (аз – бу – ка)

8. Задания на сообразительность:

- В каких словах по сто согласных? (СТОг, СТОл, СТОн, СТОй, СТОя, СТОп, СТОк, СТОю). Кто придумает больше?

- Какое слово принадлежит только тебе, а произносится чаще другими, чем тобой?

- В каком глаголе “нет” слышится сто раз? (сто – нет)

- Какую строчку нельзя прочитать? (сделанную на швейной машинке)

 - По 1-му человеку от команды записывают на доске те слова, которые должны были быть в тексте (т.е. “заблудившиеся” буквы ставят на место).

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться:

Закричал охотник: “Ой!

Двери гонятся за мной!” (Звери)

Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке. (Маки)

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей. (Грачей).

Ответьте на вопросы:

- Что находится в середине земли? (буква М)

- Что мы говорим в начале урока? (звук У)

- За какой согласный надо спрятать другой согласный, чтобы получился одновременный выстрел  

  из нескольких орудий? (заЛп)

- За каким звуком спрятано большое, просторное помещение? (заЛ)

- Как каплю превратить в цаплю?

- Чем кончается день и ночь?

- Сосчитайте сколько в стихотворении всего слов, сколько существительных, сколько прилагательных, глаголов, служебных слов?

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

                           А.Фет

В  стихотворении:

  • Существительных – 14
  • Прилагательных- 6
  • Служебных слов – 2
  • Глаголов – нет.

- Закончите пословицу.

1 команда

  1. Лучше синица в руке... (...чем журавль в небе)
  2. Маленькое дело лучше... (...большого безделья)
  3. Семь раз отмерь... (...один — отрежь)
  4. Один в поле... (...не воин)
  5. Как аукнется... (...так и откликнется)
  6. Терпенье и труд... (...все перетрут)
  7. Друзья познаются... (...в беде)

2 команда

  • С миру по нитке — ... (...голому рубашка)
  • Поспешишь—... (...людей насмешишь)
  • Без труда... (...не выловишь рыбку из пруда) (...нет плода)
  • Всякий кулик... (...свое болото хвалит)
  • Старый друг... (...лучше новых двух)
  • На чужой каравай... (...рта не разевай)
  • Береги платье снову... (...а честь смолоду)

9. Шифровка.

 Перед вами небольшой текст. Зная порядковый номер каждой буквы, за 1 минуту расшифруйте закодированные предложения. Максимальное количество баллов 3. Время пошло.

17,18,10,23,16,5,10 12,16 14,15,6 3 4,16,19,20,10. 2,21,5,6,14 6,19,20,30 17,10,18,16,4. 14,1,26,1.

(Приходи ко мне в гости. Будем есть пирог. Маша.)

10. Синтаксис и пунктуация.

Все вы помните предложение «Казнить нельзя помиловать».  

От чего зависит жизнь этого человека? (от запятой).

Где ее надо поставить. Верно, после слова «нельзя».

- Это была разминка. А задание следующее. Вы видите завещание правителя.

Расставьте знаки так, чтобы наследники не разорились:

Перед смертью правитель оставил своим сыновьям завещание: “Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую”.

- Я буду читать предложения а вы будете хлопать в ладоши тогда, когда надо ставить запятую.

Я убрала со стола тарелки, чашки с блюдцами, салатницу и ложки.

На завтра надо сделать д/з по математике, русскому языку, литературе.

Лил дождь, и я не пошла гулять.  

11. Все мы любим отгадывать загадки. Ваша задача не просто отгадать, но и ответить на вопрос: какое синтаксическое явление иллюстрируют эти загадки?

Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают. (звёзды)

На дворе горой, а в избе водой (снег)

Зимой и летом одним цветом.(ель)

 Какое же синтаксическое явление иллюстрируют эти загадки? (однородные члены).

Что такое однородные члены? (это члены предложения, обладающие следующими свойствими: - Однородные члены всегда относятся к одному главному слову (в нашем предложении - “брат”).

-Однородные члены всегда являются одним членом предложения (в нашем примере - сказуемым)

-Однородные члены отвечают на один вопрос.)

12. Найти словосочетание, в котором неправильно указано главное слово.

(любить Родину, верный друг, жить далеко,в нашем доме, собрал гербарий)

 13. С помощью наречий перечислите по порядку пять
дней недели, не упоминая ни числа, ни названий
дней
.

(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

14. Загадки.

♦        У семи братьев по одной сестрице. Много ли се
стер?

(Одна)

♦        Шли рядком: сын с отцом да дед с внуком. Сколь
ко их? (Трое)

  • Один льет, второй пьет, третий зеленеет да растет. (Дождь, земля, рожь)
  • Шесть ног, две головы, один хвост — что это? (Всадник на лошади)
  • Может ли дождь идти три дня подряд? (Нет — будут три ночи)

♦        Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, вы
пускали 365 лебедей.

(Месяцы, недели в году, дни)

  • Земля белая, а птицы на ней черные. (Бумага и буквы)
  • Без рук, без ног, а везде бывает. (Письмо)

♦        Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом
поведет, там голову кладет.

(Карандаш)

♦        Черные, кривые, от рождения немые, станут в
ряд — сразу заговорят. (Буквы)

Подведение итогов (подсчет баллов, определение победителя, комментирование отметок за урок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в страну Филологию" турнир знатоков русского языка и литературы

Цель: развиввать творческий потенциал школьников, углублять их знания по русскому языку и литературе в игровой форме....

Турнир знатоков русского языка и литературы "Путешествие в страну Филологию"

Урок разработан с целью активизации познавательной деятельности учащихся через использование нетрадиционной формы урока...

Внеклассное занятие по математике. Тема: Путешествие в страну цифр и чисел.

Представлено внеклассное занятие по математике для обучающегося 1 класса специальной 9КОРРЕКЦИОННОЙ0 школы VIII вида...

Внеклассное мероприятие по английскому языку среди учащихся 5 классов " Турнир знатоков английского языка"

Работу можно использовать в качестве внеклассного мероприятия и (отдельные фрагменты мероприятия) на уроках английского языка с целью обобщения и закрепления изученного материала в конце учебного года...

Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков русского языка и литературы "Путешествие в страну Филология"

Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков русского языка и литературы, Путешествие в страну Филология"...

Обучающее внеклассное занятие с элементами театрализации Путешествие в «Страну Светофория»

Обучающее внеклассное занятие с элементами театрализации Путешествие в «Страну Светофория»...

Внеклассное мероприятие по английскому языку для учащихся 6 классов "Турнир знатоков английского языка"

Внеклассное мероприятие по английскому языку для учащихся 6 классов "Турнир знатоков английского языка"...