контрольные работы по литературе
тест по литературе (10 класс) на тему

Козинская Инна Алексеевна

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Творчество А. Н. Островского».

1 вариант.

  1. А. Н. Островский учился с 1840 по 1843 годы в Московском университете на факультете

А. Историко-филологическом;

Б. Юридическом;

В. Наук словесных и изящных художеств;

Г. Нравственных и политических наук.

  1. Первый период творчества Островского связан с его работой в литературном журнале

А. «Современник»;

Б. «Отечественные записки»;

В. «Сын Отечества»;

Г. «Москвитянин».

  1. Во время какого путешествия появился замысел пьесы «Гроза»?

  1. Среди перечисленных произведений А. Н. Островского найдите прозаическое:

А. «Свои люди – сочтёмся»;

Б. «На всякого мудреца довольно простоты»;

В. «Записки замоскворецкого жителя»;

Г. «Снегурочка».

  1. Главным средством психологической характеристики героя у Островского является:

А. Говорящая фамилия;

Б. Самопризнание героя (исповедь);

В. Авторская характеристика;

Г. Действие, поступок.

  1. К какому драматическому жанру вы отнесёте пьесу «Гроза»? Аргументируйте свою точку зрения, написав определение данного жанра.

  1. Определите кульминацию действия «Грозы»:

А. Решение Катерины взять ключ;

Б. Публичное покаяние героини;

В. Финальный монолог Катерины.

  1. Какой герой, как и Катерина, не принадлежит к калиновскому миру? Какая черта характера объединяет героев, противопоставляя их «тёмному царству»?

  1. Соедините имена персонажей пьесы «Бесприданница» и толкования этих имён:
  1. Изящество, прелесть;
  2. Обходительный, тороватый;
  3. Чайка;
  4. Сильный зверь;
  5. Коротышка, недомерок.

А. Лариса;

Б. Харита Игнатьевна;

В. Кнуров;

Г. Паратов;

Д. Карандышев;

Е. Вожеватов.

  1. *Назовите литературно-критические статьи, посвящённые пьесам  А. Н. Островского. Укажите их авторов.

  1. Напишите рассуждение-миниатюру на тему «Почему женщина – главная героиня драм А. Н. Островского?» (По произведениям «Гроза» и «Бесприданница»)

Контрольная работа по теме «Творчество А. Н. Островского».

2 вариант.

  1. Что не является фактом биографии А. Н. Островского?

А. Родился в Замоскворечье, купеческом районе Москвы;

Б.  Выйдя в отставку, стал преуспевающим стряпчим;

В. Поступил канцеляристом в Московский совестной суд;

Г. Служил в Московском коммерческом суде.

  1. Первый период творчества Островского связан с его работой в литературном журнале

А. «Современник»;

Б. «Отечественные записки»;

В. «Сын Отечества»;

Г. «Москвитянин».

  1. С каким театром связано имя А. Н. Островского?

  1. В. Ф. Одоевский говорил: «Я считаю на Руси три трагедии»: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор»…» На каком произведении Островского Одоевский поставил «нумер четвёртый»?

А. «Свои люди – сочтёмся»;

Б. «Гроза»;

В. «Бесприданница»;

Г. «Лес».

  1. Творчество А. Н. Островского заложило основы для дальнейшего развития такого жанра, как:

А. Психологическая драма;

Б. Историческая трагедия;

В. Историко-бытовая комедия;

Г. Хроника.

  1. Можно ли считать название пьесы «Гроза» многозначным? Ответ аргументируйте.

  1. Определите завязку действия «Грозы»:

А. Разговор Кулигина и Бориса;

Б. Диалог Катерины и Кабанихи;

В. Диалог Катерины и Варвары.

  1. Узнайте героя пьесы «Гроза»  по характеристике другого персонажа: «Всю жизнь смолоду-то грешила. Спроси-ка, что о ней порасскажут! Вот умирать-то и боится. Чего сама-то боится, тем и других пугает».

  1. Дайте определение термина «лейтмотив» художественного произведения. Что является лейтмотивом пьесы «Гроза»? Ответ обоснуйте.

  1. *Назовите литературно-критические статьи, посвящённые пьесам  А. Н. Островского. Укажите их авторов.

  1. Напишите рассуждение-миниатюру на тему «Самый сильный протест вырывается из груди самого слабого». (По произведениям А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»).



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого.

1 вариант.

1. Л. Н. Толстой в возрасте 16 лет поступает в Казанский университет…

А) на исторический факультет;

Б) на философский факультет;

В) на филологический факультет;

Г) на юридический факультет.

2. Когда началась Крымская война, Толстой перевёлся с Кавказа в действующую армию. Среди фактов биографии этого периода найдите ошибку:

А) командовал батареей;

Б) награждён орденом Анны с надписью «за храбрость»;

В) вместе с группой офицеров организовал журнал «Солдатский вестник»;

Г) разработал проект о переформировании артиллерийских батальонов.

3. Какое из произведений Л. Н. Толстого первоначально называлось «Тысяча восемьсот пятый год»?

4. И. С. Тургенев писал: «…нельзя не сознаться, что с появлением… Толстой стал на первое место между всеми нашими современными писателями». О каком произведении идёт речь?

А) «Севастопольские рассказы»;

Б) «Война и мир»;

В) «Анна Каренина»;

Г) «После бала».

5. Соедините названия произведений и их жанр:

«После бала»

«Детство»

«Война и мир»

«Анна Каренина»

«Власть тьмы»

«Исповедь»

Повесть

Роман

Религиозный трактат

Драма

Роман-эпопея

Рассказ

6. Объясните смысл названия произведения «Война и мир». Можно ли говорить о многозначности заглавия?

7. Соедините имя героини и её внешнее описание:

  1. «…тоненькая миниатюрная брюнетка с мягким, оттенённым длинными ресницами взглядом, густою чёрною косою, два раза обвивавшую её голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнажённых худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее».
  2. «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями…»
  3. «Высокая красивая дама с огромной косой и очень оголёнными белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов…»  

А. Наташа;

Б. Соня;

В. Элен;

Г. Жюли.

8. Кто из героев стал для Пьера Безухова «самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого»?

9. В произведении «Война и мир» есть чёткое авторское деление на «любимых» и «нелюбимых» героев. Какой художественный приём Толстого, выявленный ещё критиком Н. Г. Чернышевским, помогает выявить авторскую позицию по отношению к персонажу? Назовите по 2-3 «любимых» и «нелюбимых» героя.

10. Согласны ли вы с утверждением академика Д. С. Лихачёва: «В Льве Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует над силой, что нравственная правда всегда сильнее грубой силы»? Для доказательства своей точки зрения обратитесь к тематике и проблематике одного из произведений писателя.

Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого.

2 вариант.

1. В 1847 году юный Лев Толстой, не закончив университетский курс, уезжает:

А) в Ясную Поляну;

Б) на Кавказ;

В) в Севастополь;

Г) за границу.

2. Первое напечатанное произведение Л. Н. Толстого называется…

А) «Утро помещика»;

Б) «Детство»;

В) «Казаки»;

Г) «Севастопольские рассказы».

3. С каким журналом Л. Н. Толстой сотрудничал в 50-е годы XIX века?

4. В Ясной Поляне Толстой открыл школу для крестьянских детей. Найдите неверное утверждение:

А) Вторично отправляется за границу с целью изучения новых педагогических систем;

Б) Это была единственная школа для крестьянских детей в России;

В) Перу Толстого принадлежат 11 статей о школе и педагогике;

Г) Создал «Азбуку» для детей.

5. Соедините названия произведений и их жанр:

«Севастополь в мае»

«Отрочество»

«Война и мир»

«Анна Каренина»

«Живой труп»

«В чём моя вера?»

Повесть

Роман

Религиозный трактат

Драма

Роман-эпопея

Рассказ

6. Прочитайте фрагмент произведения «Война и мир»: «Малаша робко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим входивших в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами». 

Назовите историческое событие, свидетельницей которого стала Малаша. С какой целью Толстой показывает его глазами крестьянской девочки?

7. Соедините имя героя и его внешнее описание:

  1. « Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, а особенно в соединении с твёрдым, наглым и умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица».
  2. «… был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами лица».
  3. « Массивный толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке».

А. Николай Ростов;

Б. Пьер Безухов;

В. Фёдор Долохов;

Г. Андрей Болконский.

8. Кого Лев Николаевич Толстой считал  главным героем «Войны и мира»?

9. Какое изобразительно-выразительное средство является основным в произведении «Война и мир»? Приведите примеры использования данного тропа в названии, композиции, системе образов и т. п.

10. Согласны ли вы с утверждением литературного критика Н. Г. Чернышевского: «Глубокое знание тайных движений человеческой жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта»? Для доказательства своей точки зрения обратитесь к одному из произведений писателя.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина».

1.М. Е. Салтыков-Щедрин учился:

А. В Царскосельском (Александровском) Лицее;

Б. В Главном инженерном училище;

В. В Московском благородном пансионе при университете;

Г. В Московском коммерческом училище.

2. От участи Ф. М. Достоевского Салтыкова-Щедрина спасла ссылка. М. Е. Салтыков-Щедрин был членом:

А. Кружка Петрашевского;

Б. общества Нечаева «Народная расправа»;

В. Группы «Народная воля»;

Г. «кружка шестнадцати».

3. Под псевдонимом Н. Щедрин М. Е. Салтыков публикует:

А. «Губернские очерки»;

Б. «История одного города»;

В. «Господа Головлёвы»;

Г. «Сказки для детей изрядного возраста».

4. Прочитайте названия сказок, выпишите только те, автором которых является М.Е.Салтыков-Щедрин.

«Премудрый пискарь»;

«Сказка о рыбаке и рыбке»;

«Слон на воеводстве»;

«Медведь на воеводстве»;

«Три медведя»;

«Ворона и лисица»;

«Орёл-меценат»;

«Волк на псарне»;

«Дикий помещик».

5. Прочитайте отрывок из сказки «Здравомысленный заяц». Определите, какие художественные приёмы использует автор, приведите примеры употребления изобразительно-выразительных средств в данном отрывке.

Хоть и обыкновенный это заяц был, а преумный. И так здраво рассуждал, что и ослу впору. Притаится под кустом, чтобы не видать его было, и сам с собой разговаривает.

  • Всякому,- говорит,- зверю своё житьё предоставлено. Волку – волчье, льву – львиное, зайцу – заячье. Доволен ты или недоволен своим житьём, никто тебя не спрашивает: живи, только и всего. Нашего брата, зайца, например, все едят – кажется, имели бы мы основание на сие претендовать? Однако, ежели рассудить здраво, то едва ли подобная претензия могла бы назваться правильною… Статистические таблицы, при министерстве внутренних дел издаваемые…

На этом заяц обыкновенно засыпал, потому что статистика имела свойство приводить его в беспамятство. Но выспится и опять примется здраво рассуждать…

Без конца заяц умную свою канитель разводил: и так прикинет, и этак смекнёт – и всё у него хорошо выходит.

6. У многих сказочных героев Салтыкова-Щедрина есть «афоризмы житейской мудрости». Вспомните, каким героям из каких произведений принадлежат фразы:

А. Уши выше лба не растут.

Б.  Мужика этого есть не в пример способнее было, нежели вашего брата дворянина.

В. Слава тебе, Господи, жив!

Г. Горе моё такое: смерть диспуты люблю!

Д. Мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался и от работы отлынивает!

7. Прочитайте отрывки из сказок Салтыкова-Щедрина, определите объект сатиры каждой из них:

А. Служил Трезорка сторожем при лабазе московского 2-й гильдии купца Воротилова и недрёманным оком хозяйское добро сторожил. Никогда от конуры не отлучался;…с утра до вечера так на цепи и скачет, так и заливается!..

И премудрый был, никогда на своих не лаял, а всё на чужих. Пройдёт, бывало, хозяйский кучер овёс воровать, - Трезорка хвостом машет, думает: много ли кучеру нужно! А случится прохожему по своему делу мимо двора идти – Трезорка ещё где заслышит: ах, батюшки, воры! («Верный Трезор»);

Б. И теперь я думаю об орлах так: орлы суть орлы, только и всего. Оны хищны, плотоядны, но имеют в своё оправдание, что сама природа устроила их исключительно антивегетарианцами.  И так они в то же время сильны, дальнозорки, быстры и  беспощадны, то весьма естественно, что при появлении их всё пернатое царство спешит притаиться. («Орёл-меценат»).

8. В чём своеобразие жанра «Истории одного города»?



Предварительный просмотр:

10 класс.

Контрольная работа по творчеству Н. С. Лескова.

1. Перепишите фрагмент биографии Н. С. Лескова, исправляя фактические ошибки.

Н. С. Лесков родился в Орловской губернии. Отец будущего писателя был священником. Образование Николай Семёнович получил в университете г.Орла. Уже в юности вступил на литературное поприще, сразу прославился своими романами.

Основными темами творчества Лескова были праведничество, тяжёлая доля женщины-крестьянки, русский национальный характер.

2. Какие произведения написаны Н. С. Лесковым?

А. «Гамлет Щигровского уезда»;

Б. «Леди Макбет Мценского уезда»;

В. «На ножах»;

Г. «В лесах»;

Д. «Человек на часах»;

3. К какому жанру относится произведение «Очарованный странник»?

А. Очерк;

Б. Рассказ;

В. Сказка;

Г. Сказ.

4. С каким былинным героем сравнивает автор Ивана Северьяновича Флягина?

В чём смысл этого сопоставления?

5. Литературоведы называют композицию «Очарованного странника» «ниткой бус», эпизоды которой «нанизаны» друг на друга. Объясните смысл высказывания литературоведов, проанализировав композицию произведения.

6. Основная идея «Очарованного странника» состоит в следующем:

А. Русский человек со всем справится;

Б. Русский человек всегда стремится к опасностям;

В. Только в экстремальных ситуациях раскрывается русский человек.

7. С какой героиней драмы Шекспира ассоциировалась у Лескова русская купчиха? В чём можно выявить эту связь?

8. «Лесков несколькими штрихами рисует жизнь Катерины, и эта жизнь обнаруживает большое сходство с Катериной Островского… Но  судьба героинь Островского и Лескова складывается по-разному…» (В. И. Коровин.)

А. В чём схожа жизнь героинь до замужества?

Б. Что общего в существовании двух героинь в замужестве?

В. Как вы думаете, в чём причина того, что судьба этих героинь «складывается по-разному…»?

9. Прочитайте фрагмент из произведения Лескова. Назовите произведение, определите смысловую роль данного фрагмента. Какие художественные средства использует автор, с какой целью?

Золотая ночь! Тишина, свет, аромат и благотворная, оживляющая теплота…

Трава так и играет с лунным блеском, дробящемся о цветы и листья деревьев. Всю её позолотили эти прихотливые, светлые пятнышки и так на ней и мелькают, так и трепещутся, словно живые огненные бабочки, или как будто вся трава под деревьями взялась лунной сеткой и ходит из стороны в сторону.

10. Напишите миниатюру-рассуждение на тему: «Можно ли назвать Н. С. Лескова писателем «второго плана»?



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по творчеству Ф. М. Достоевского.

1 вариант.

  1. В каком учебном заведении получал образование Ф. М. Достоевский?

А. Московский университет.

Б. Пажеский корпус.

В. Петербургское военно-инженерное училище.

Г. Царскосельский лицей.

  1. Какое произведение не принадлежит перу Ф. М. Достоевского?

А. «Бедные люди».

Б. «Белые ночи».

В. «Обрыв».

Г. «Братья Карамазовы».

  1. Каково было первое название романа «Преступление и наказание»? Почему автор изменил заглавие произведения?

  1. Соотнесите имя персонажа и описание его комнаты:

А. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам на двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, - вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело.

Б. …походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели… Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам.

В. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной…  Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило.., что  комната  была проходная.

Г. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, .. крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты…

1.  Алёна Ивановна.

2. Сонечка.

3. Мармеладовы.

4. Раскольников.

5. Порфирий Петрович.

  1. Дайте определение термина «герой-двойник». Можно ли назвать Родиона Раскольникова и Петра Лужина двойниками? Обоснуйте свой ответ.

  1. Кто такой Зосимов?

А. Квартальный надзиратель.

Б. Доктор.

В. Письмоводитель в полицейском участке.

Г. Клиент-закладчик Алёны Ивановны

  1. Выберите из предложенного списка средства создания образа Раскольникова. На примере двух или более покажите противоречивое отношение автора к герою.

А. Портрет.

Б. История жизни.

В. Интерьер.

Г. Мировоззрение.

Д. Поступки.

Е. Речевая характеристика.

  1. В романе «Преступление и наказание» часто фигурирует цифра 3. Приведите примеры её использования автором на разных уровнях (сюжетном, композиционном, образном и т. д.)

Контрольная работа по творчеству Ф. М. Достоевского.

2 вариант.

  1. Как назывался журнал, издаваемый Ф. М. Достоевским?

А. «Современник».

Б. «Отечественные записки».

В. «Сын Отечества».

Г. «Время».

  1. Какое произведение не принадлежит перу Ф. М. Достоевского?

А. «Идиот».

Б. «Униженные и оскорблённые».

В. «Бесы».

Г. «Рудин».

  1. Кто первоначально должен был быть  главным героем романа «Преступление и наказание»? Почему автор изменил своё намерение?

  1. Соотнесите имя персонажа и его внешнее описание:

А. Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Одет он был в старый, совершенно оборванный черный фрак, с осыпавшимися пуговицами. Одна только еще держалась кое-как, и на нее-то он и застегивался, видимо желая не удаляться приличий. Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая.

Б. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу… Шляпа на нём была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону.

В. Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами.

Г. Это был худосочный и золотушный человечек малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами, в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза.

  1. Родион  Романович Раскольников.
  2. Пётр Петрович Лужин.
  3. Порфирий Петрович.
  4. Андрей Семёнович Лебезятников.
  5. Семён Захарович Мармеладов.
  1. Дайте определение термина «герой-двойник». Можно ли назвать Родиона Раскольникова и Аркадия Свидригайлова двойниками? Обоснуйте свой ответ.

  1. Кто такой Замётов?

А. Квартальный надзиратель.

Б. Доктор.

В. Письмоводитель в полицейском участке.

Г. Клиент-закладчик Алёны Ивановны

  1. Выберите из предложенного списка средства создания образа Раскольникова. На примере двух или более покажите противоречивое отношение автора к герою.

А. Портрет.

Б. История жизни.

В. Интерьер.

Г. Мировоззрение.

Д. Поступки.

Е. Речевая характеристика.

  1. В романе «Преступление и наказание» часто фигурирует цифра 7. Приведите примеры её использования автором на разных уровнях (сюжетном, композиционном, образном и т. д.)



Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ 1.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

VI

 Меж тем Онегина явленье

 У Лариных произвело

 На всех большое впечатленье

 И всех соседей развлекло.

 Пошла догадка за догадкой.

 Все стали толковать украдкой,

 Шутить, судить не без греха,

 Татьяне прочить жениха;

 Иные даже утверждали,

 Что свадьба слажена совсем,

 Но остановлена затем,

 Что модных колец не достали.

 О свадьбе Ленского давно

 У них уж было решено.

VII

 Татьяна слушала с досадой

 Такие сплетни; но тайком

 С неизъяснимою отрадой

 Невольно думала о том;

 И в сердце дума заронилась;

 Пора пришла, она влюбилась.

 Так в землю падшее зерно

 Весны огнём оживлено.

 Давно её воображение,

 Сгорая негой и тоской,

 Алкало пищи роковой;

 Давно сердечное томленье

 Теснило ей младую грудь;

 Душа ждала... кого-нибудь,

VIII

 И дождалась... Открылись очи;

 Она сказала: это он!

Увы! Теперь и дни и ночи,

 И жаркий одинокий сон,

 Всё полно им: всё деве милой

Без умолку волшебной силой

 Твердит о нём. Докучны ей

 И звуки ласковых речей,

 И взор заботливой прислуги.

 В уныние погружена,

 Гостей не слушает она

 И проклинает их досуги,

 Их неожиданный приезд

 И продолжительный присест.

 IX

 Теперь с каким она вниманьем

 Читает сладостный роман,

 С каким живым очарованьем

 Пьёт обольстительный обман!

 Счастливой силою мечтанья

 Одушевлённые создания,

 Любовник Юлии Вольмар,

 Малек-Адель и де Линар,

 И Вертер, мученик мятежный,

 И бесподобный Грандисон,

 Который нам наводит сон, -

 Всё для мечтательницы нежной

 В единый образ облеклись,

 В одном Онегине слились.

А.С. Пушкин, «Евгений Онегин».

Ответом к заданиям B1–B7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

B1        Черты какого литературного направления, достигшего расцвета во второй половине XIX века, присутствуют в «Евгении Онегине»?

B2        Каково авторское определение жанра «Евгения Онегина»?

        

B3        Назовите литературный род, к которому относится данное произведение А.С. Пушкина.

        

В4        Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими (упоминающимися) в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПЕРСОНАЖИ        КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

А) Онегин        1) цельность и нравственная чистота

Б) Ленский        2) романтичность и несдержанность

В) Татьяна        3) разочарованность и скептицизм

                4) легкомыслие и глупость

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков.

B5        С помощью какого художественного средства, представляющего собой употребление слов в переносном значении на основании сходства явлений, передано взволнованное состояние Татьяны Лариной: «С каким живым очарованьем / Пьёт обольстительный обман!»?

        

B6        К какой стилистической фигуре, основанной на использовании одинаковых слов в начале строк, прибегает А.С. Пушкин в строфе VIII для передачи эмоционального состояния его героини?

        

B7        Представленный фрагмент делится на равные части. Как называется такое сочетание строк, объединённых общей мыслью и представляющих собой ритмическое и синтаксическое целое?

        

С1.Как развивается в Татьяне чувство к Онегине?

С2.В каких произведениях русской литературы главная героиня переживает подобное состояние влюбленности? Кто из них близок, по вашему мнению, Татьяне Лариной, чем близок?

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8-B12; C3-С4.

НИЩИЙ 
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

(М.Ю. Лермонтов, 1830)

Ответом к заданиям B8–B12 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

B8        Укажите род литературы, к которому относится стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий».

        

B9        Как называется стилистический приём, основанный на повторе одинаковых гласных звуков в стихотворной строке («Стоял просящий подаянья»; «От глада, жажды и страданья»)?

        

В10        Как называется созвучие концов стихотворных строк (любви - мои; тоскою - тобою и т.п.)?

        

B11        Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении (цифры укажите в любом порядке).

1) риторический вопрос

2) эпитет

3) инверсия

4) анафора

5) гипербола

        

B12        Определите размер, которым написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий» (без указания количества стоп).

С3. Какой смысл привносит в название стихотворения М.Ю. Лермонтова «Нищий» последняя строфа?

С4. В каких произведениях русских поэтов звучит тема, близкая стихотворению М.Ю. Лермонтова «Нищий»? Обоснуйте свой выбор и проведите сопоставление.


ВАРИАНТ 2.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

— Ну, Котик, сегодня ты играла, как никогда, — сказал Иван Петрович со слезами на глазах, когда его дочь кончила и встала. — Умри, Денис, лучше не напишешь.

Все окружили ее, поздравляли, изумлялись, уверяли, что давно уже не слыхали такой музыки, а она слушала молча, чуть улыбаясь, и на всей ее фигуре было написано торжество.

— Прекрасно! превосходно!

— Прекрасно!— сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению. — Вы где учились музыке? — спросил он у Екатерины Ивановны. — В консерватории?

— Нет, в консерваторию я еще только собираюсь, а пока училась здесь, у мадам Завловской.

— Вы кончили курс в здешней гимназии?

— О нет! — ответила за нее Вера Иосифовна. — Мы приглашали учителей на дом, в гимназии же или в институте, согласитесь, могли быть дурные влияния; пока девушка растет, она должна находиться под влиянием одной только матери.

— А все-таки в консерваторию я поеду, — сказала Екатерина Ивановна.

— Нет, Котик любит свою маму. Котик не станет огорчать папу и маму.

— Нет, поеду! Поеду! — сказала Екатерина Ивановна, шутя и капризничая, и топнула ножкой.

А за ужином уже Иван Петрович показывал свои таланты. Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам же решал их и всё время говорил на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: большинский, недурственно, покорчило вас благодарю...

Но это было не всё. Когда гости, сытые и довольные, толпились в передней, разбирая свои пальто и трости, около них суетился лакей Павлуша, или, как его звали здесь, Пава, мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками.

— А ну-ка, Пава, изобрази! — сказал ему Иван Петрович.

Пава стал в позу, поднял вверх руку и проговорил трагическим тоном:

— Умри, несчастная!

И все захохотали.

        (А.П. Чехов, «Ионыч»)

Ответом к заданиям B1–B7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

B1        Укажите жанр, к которому относится произведение А.П. Чехова «Ионыч».

        

B2        Какую фамилию имеет семейство, демонстрирующее гостям свои «таланты»?        

B3        В приведённом фрагменте герои оживлённо беседуют. Как называется разговор персонажей, обменивающихся репликами?

                

В4        Установите соответствие между персонажами чеховских произведений, раскрывающих сущность «пошлого» мира, и названиями этих произведений. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ        ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) Червяков        1) «Смерть чиновника»

Б) Очумелов        2) «Человек в футляре»

В) Беликов        3)  «Ионыч»

                4) «Хамелеон»

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков.

B5        В описании поведения хозяев дома сквозит скрытая авторская насмешка. Каким термином она обозначается?

        

B6        Во фрагменте представлены краткие, но выразительные описания внешнего облика персонажей (например, «мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками»). Как называется такое средство характеристики героя?

        

B7        Укажите литературное направление, к которому относится чеховская проза.

        

С1. В чем приведенный фрагмент «Ионыча» может послужить иллюстрацией к высказыванию А.П. Чехова о том, что «мещанство – страшное зло»?

С2.В каких произведениях русских писателей изображены быт и нравы обывателей и в чем эти произведения созвучны чеховскому «Ионычу»?

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8-B12; C3-С4.

ЭЛЕГИЯ

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино, - печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть - на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

                        (А.С. Пушкин, 1830)

Ответом к заданиям B8–B12 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

B8        Укажите род литературы, к которому относится пушкинская «Элегия».

        

B9        Как называется стилистический приём, основанный на повторе одинаковых гласных звуков в стихотворной строке («Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе / Грядущего волнуемое море...»)?

        

В10        Как называется созвучие концов стихотворных строк (умирать - страдать; печальный - прощальной и т.п.)?

B11        Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении.

1) сравнение

2) неологизм

3) метафора

4) эпитет

5) анафора

B12        Определите размер, которым написано стихотворение А.С. Пушкина «Элегия» (без указания количества стоп).        

С3. Как содержательно соотносятся между собой первая и вторая строфы стихотворения А.С. Пушкина «Элегия»?

С4.В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом собственного бытия и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинской «Элегией»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.

Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...

Контрольная работа по литературе Раздел «Русская литература 19 века» 5 класс

Контрольная работа по литературеРаздел «Русская литература 19 века» 5 класс ...

Контрольная работа по литературе в 6 классе (по учебнику Г. Меркина) Тема: «Из литературы 19 века».

 Контрольная работа по литературе в 6 классе (по учебнику Г. Меркина) Тема: «Из литературы 19 века»....

Контрольная работа по литературе Раздел «Русская литература 20 века» (5 класс)

Контрольная работа по литературе Раздел «Русская литература 20 века» (5 класс)...

Контрольная работа по литературе для студентов 1 курса СПО на тему «Литература первой половины XIX века»

Контрольная работа по литературе для студентов 1 курса СПОна тему «Литература первой половины XIX века»...

Контрольная работа по литературе для студентов 1 курса СПО на тему «Литература первой половины XIX века»

Контрольная работа по литературе для студентов 1 курса СПОна тему «Литература первой половины XIX века»...