Недаром помнит вся Россия...
занимательные факты по литературе на тему

Сочинение "О чем бы я поговорил с Лермонтовом..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedarom_pomnit_vsya_rossiya.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

    Россия невероятно богата талантливыми писателями, россияне помнят их, уважают, россияне гордятся ими. Кто как ни поэты, сочинители и литераторы  всегда  были  близки к народу, были голосом и совестью русского человека уже на протяжении веков. «Поэт в России - больше, чем поэт»,-  отметил Евтушенко. Неоценимый вклад внес в развитие литературы поэт и художник, прозаик и драматург великий М.Ю.Лермонтов. Уже на протяжении 200-т  лет  он удивляет и восхищает своим творчеством новое поколение. Бессмертие и вечная память были даны ему:

Меняются русла и теченья рек,

Меняются названья городов,

А Лермонтов есть Лермонтов,

Ровесник новых и былых годов.
                                               Борис Соколов

    Но почему же он бессмертен? Как настоящий писатель он восхвалял величие и красоту природы (стихотворения  и поэмы про Кавказ, перевод «Сосна»), Он не остался равнодушным к жизни русского народа, «странною любовью» но любил Отчизну. Описал он и жестокую войну 1812 года в стихотворении «Бородино», как поэт он искал свое предназначение, сложно дался ему путь одинокого «Демона» ( «Демон», «Мцыри» -  стихотворения об одиночестве ), писал он и  о высоком, светлом чувстве Любви («Нет, не тебя так пылко я люблю» ) и возвышал роль поэзии ( «Кинжал», «Смерть поэта», «Пророк»). В других произведениях осуждал слепоту, усталость и безнравственность современников («Герой нашего времени»), и, конечно, размышлял об истинных и ложных ценностях  человеческой жизни. Он стремился жить, зная о тягостной своей доле, он не смог отдалиться от людей подобно пророку Пушкина. Он ищет столкновения, борьбы и пишет:

Так жизнь скучна, когда боренья нет!
Мне нужно действовать,

я каждый день бессмертным сделать бы желал,

как тень великого героя,

и понять, я не могу, что значит отдыхать…

И все боюсь, что не успею совершить чего-то!

    В своих убеждениях нередко оставался одинок, он думал: шел навстречу, а оказалось - глядел вслед, оттого и страх быть неуслышанным. Удивительно, что всего за 27 лет творец успел оставить России и миру бесценное наследие. Подумать только, что бы он мог еще создать для потомков. У лирики Лермонтова есть особые черты, свой стиль и почерк. Несомненно, сложное детство повлияло на формирование мировоззрения будущего поэта. Некая отрешенность и трагизм его жизни нисколько не должны настораживать или пугать читателя, наоборот, жизнь человека становится интересней, а талант единственным и непохожим. Лермонтов был отвергнут обществом современников, не понят, но все же он не смог отказаться от истинного предназначения писателя, он хотел быть ближе к народу, он искал общества писателей, понимающих его творчество. Все что он сотворил - все для потомков, не для современников, я бы сочла за честь принять дар поэта народу, а вечная память есть наш долг.

   Во всем многообразии творчества М.Ю.Лермонтова человек любого возраста, независимо от социального статуса, пусть даже самый резкий, избирательный критик, но сможет найти что-то близкое, родное по духу. И я, конечно, не исключение. Проведя детство на Кавказе, живя в том самом судьбоносном Пятигорске, я с малых лет знала, кому поставлен бюст или памятник, у чьих ворот всегда лежат цветы, чей домик стал музеем, знала, что делал этот человек и какую яркую страницу истории составил Легендарный Лермонтов. Город гордо хранит память о писателе, нередко проводятся литературные вечера, а домик Лермонтова стал излюбленным местом горожан и гостей столицы Северного Кавказа. Сложно представить свою жизнь без присутствия Лермонтова. Однажды, позволю себе вспомнить один вечер, любители и почитатели творчества поэта и простые горожане собрались в небольшом сквере возле  памятника творцу. Приятное удивление и восторг настигли меня, когда они читали стихи, воспевали его творчество, все дополняла нежная, порой звонкая или грустная мелодия скрипки. Скрипки, также одиноко звучащей, как лирика  поэта. Прохожие переставали куда-то спешить и наслаждались мигом искусства, казалось, время замедлило свой бег, а люди случайно забывали дышать. Природа замирала и внимала слову великого  поэта. А памятник, будто сам поэт, сидящий строго, высоко, но среди людей, вслушивался и погружался в раздумья. Каждому в этом городе, как и в стране, теперь не чужд лермонтовский мир.

   Как и у любого человека, у автора было свое видение окружающего мира, отличное от всеобщего  восприятие эпохи. В произведении «Герой нашего времени» мы видим это представление, мы смотрим глазами Г.А.Печорина, но глазами ли Лермонтова смотрит главный герой?

   Григорий Александрович  Печорин, несомненно, останется одной из главных фигур литературы «золотого века», но будет ли главный герой самим автором? Несмотря на, казалось бы, очевидное сходство, мы увидим, что эти люди совершенно разные. Мне кажется, Лермонтов хотел показать не похожесть, а наоборот, различие между ними. История Печорина, на мой взгляд, словно история другого Лермонтова, которого не желал сам писатель. Таким «героем своего времени» он не хотел стать: «лишним», ненужным, бесцельно играющим с судьбой и, главное, равнодушным.  Нет - не таким он был! Но и Печорина мы не назовем «каменным», как сказал Белинский, душа его как высохшая от пламени жизни земля. Но как же сходство? Оба были одного мнения о современном им обществе, они склонны к глубокому осмыслению своих поступков, как личности они наделены  особыми способностями, наблюдательностью, знали науки и разбирались в людях, даже увлечение светскими забавами в молодости испробовали оба. И все же один из них приходит к осознанию своего назначения как писателя. Другой же, уходя от людей, загубил в себе благородные стремления, таланты, замкнулся в себе и выбрал свободу. Только один из них не побоялся быть непонятым, столкнуться с жесткостью и жестокостью окружающих, не потерял он веры в силу прекрасного - литературы, всецело посвятив себя ей. Но осуждать Печорина не стоит, не он виновен в том, что сдержанность стала равнодушием, что общество зародило в нем скуку и сомнения. Это двойственный образ, в нем борются сердце и разум, как знать, наверное, одна из половин и есть Лермонтов?

    Знал ли сам великий творец, к чему он может  прийти,  предпочти он гордую свободу? Осознавая, что одиночество и свобода оставляют человека без Родины, без Дружбы и Любви, творец  выбирает тернистый путь. Спросить бы самого поэта, счастлив ли он, найдя свое предназначение. Увидеть бы блеск его глаз, в которых так много мысли, сострадания и жизни. Мы знаем, что он не был счастлив в любви к женщине, но ждал он ее до последних своих дней. Он верил в высокое чувство,  доступное лишь только заслужившему его. Как истинный поэт, он человек доброй, открытой души, он знал свой страх:

Боюсь не смерти я. О нет!

Боюсь исчезнуть совершенно.

Но теперь, спустя столетия, он обрел любовь, может не женскую, но такую искреннюю и верную, он обрел любовь всего русского народа, для которого так много делал. Увидев его, я бы воскликнула ему: «Лермонтов, вы любимы, вы любимы всей Россией, вы признаны, вы неповторимая, неотъемлемая часть истории своего Отечества. Вы доказали: жизнь-вечность, смерть - лишь миг! Спасибо вам, что вы были и есть!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

1. Мне о России надо говорить, Да так, чтоб вслух стихи произносили, Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имен сказать: Россия!2. 7 сентября 2012 года исполнится 200 лет со дня Бородинск...

Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются  ииллюстрации....

Недаром помнит вся Россия

Внеклассное мероприятие для учащихся 10-11 классов, посвященное 200 -летию Бородинского сражения. Мероприятие знакомит учащихся с памятниками Бородинского поля....

конкурс "Недаром помнит вся Россия

Материал  для урока и внеурочного мероприятия по теме "Отечественная война 1812 года"...

Презентация к уроку истории "Недаром помнит вся Россия""Битвы 1812 года"

Презентация к Единому уроку истории, посвященная 200-летию Отечественной войне1812 года  «Битвы 1812 года» содержит материал о Смоленской и Бородинской битвах, и о героях войны. Может испол...

На конкурс "Недаром помнит вся Россия" исторический вечер "России верные сыны"

Сценарий  исторического вечера для учащихся основной и старшей школы составлен такм образом, что может быть использован как для проведения общешкольного мероприятия в актовом зале, так и классног...

Всероссийский конкурс «Недаром помнит вся Россия» Презентация « 1812 год – великая эпоха в жизни России».

Материал презентации можно использовать на уроках литературы  в 5 классе при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», на уроках истории, на классных часах, посвящённых Отечественно...