КТП по литературе в 9 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) на тему

Петухова Маргарита Павловна

Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе по программе Т.Ф.Курдюмовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit-ra.9kl.docx52.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 9 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данное календарно-тематическое планирование составлено на основе программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Цель:

Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют

Задачи обучения:

• приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

• овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

• устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

• научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

• отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

• освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ по   литературе ЗА КУРС 9 КЛАССА

знать/понимать

•        общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

•        авторов и содержание изученных литературных произведений;

•        основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

•        изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

•        комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать;

•        определять род и жанр литературного произведения;

•        выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

•        характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

•        сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

•        выявлять авторскую позицию;

•        выражать свое отношение к прочитанному;

•        выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

•        владеть различными видами пересказа;

•        строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

       УМК:

- Литература: программа для общеобразоват. учреждений. 5 – 11 кл. /Т.Ф.Курдюмова. – 5-ое изд., испр. – М.: Дрофа, 2009.

- Литература. 9 класс.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа, 2011.

       Курс литературы для 9 класса рассчитан на 102 ч. (по программе Курдюмовой Т.Ф.), т.е.  3 часа в неделю.

Основное содержание программного материала

Основные знания, умения, навыки

Теория литературы

Методические приёмы

Дата

проведения

Литература эпохи Средневековья. Данте «Божественная комедия».

Дать  обзорную характеристику  античной  литературы, Познакомить с основными жанрами античной литературы, на примере творчества Данте  показать своеобразие литературы времен античности;

Название произведения

Рассказ учителя

Древнерусская литература.

Дать обзорную характеристику  древнерусской  литературы, знать об особенностях и значении  "Слова…" - замечательного  памятника  древнерусской  литературы

Рассказ учителя, выразительное чтение,

 беседа по вопросам

«Слово о полку Игореве..» Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция  "Слова…"

Знать историческую основу, идеи, образную систему «Слова о полку  Игореве»,  выявить идею, образную систему, пейзаж произведения, выразительно читать отрывок из "Слова…"

Стихотворный перевод

Сообщения учащихся, комментарии учителя, элементы анализа текста

Образ русской земли и нравственно-патрио-тическая идея "Слова". Образы русских князей

Рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста

«Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ  русской женщины

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам

Р/Р  Чтение наизусть отрывка из  « Слова...» ."Плач Ярославны"

Проверить, как учащиеся владеют навыками исполнения лирических произведений

Выразительное   чтение

Вн.чт. Литература эпохи Возрождения. У.Шекспир «Гамлет».

У м е т ь: самостоятельно анализировать прочитанное художественное произведение

«Вечный образ»

Выразительное чтение, беседа

Классицизм как литературное направление.

Периоды формирования русской литературы 18 века

З н а т ь:  характерные черты классицизма  и особенности русского классицизма

У м е т ь: выявлять черты  классицистического направления   в произведениях русской  литературы

Пьеса

интрига

Выразительное чтение, беседа

З н а т ь:  общие сведения о М.В. Ломоносове как реформаторе русского языка, поэте и писателе, понятие жанра оды

У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтику оды,  показать прославление Родины, мира, науки в  оде М.В. Ломоносова, самостоятельно проводить  исследование художественного своеобразия оды

Ода.

Силлабо-тоническое стихосложение.

Выразительное чтение, беседа

М.В. Ломоносов – основоположник русского классицизма. «Ода на день восшествия...»

Выразительное чтение, беседа

Г.Р. Державин. Гражданский пафос лирики.

Р/Р  Чтение наизусть.

З н а т ь:  общие сведения о жизни и творчестве Г.Р. Державина, содержание оды «Фелица»

У м е т ь: показать отличительные черты оды Державина "Фелица" от од М.Ломоносова, комментировать, анализировать характерные для творчества Г.Р. Державина стихотворения

Проверить, как учащиеся владеют навыками исполнения лирических произведений

Первое представление о классицизме, Классицизм и классика.

Рассказ учителя, сообщения учащихся, элементы анализа текста

Выразительное  чтение

Д.И. Фонвизин. «Всеобщая придворная грамматика»

З н а т ь:  общие сведения о жизни и творчестве Д.И. Фонвизина, текст комедии "Недоросль"

У м е т ь: показать проблему образования и воспитания в комедии; рассуждать на тему "Проблемы образования и воспитания в комедии "Недоросль" и в современном обществе"

Классицизм в драматическом произведении.

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам

«Недоросль» История создания пьесы "Недоросль"и ее сценическая судьба. Обзор содержания

Элементы анализа текста, выборочная характеристика

Анализа текста пьесы и подтекста наиболее важных сцен.

элементы ана-лиза текста Выборочная характеристика

Р.Р. Сочинение-рассуждение на тему «Что высмеивает Д.И. Фонвизин в воспитании Митрофанушки?»

Развитие связной речи учащихся; умение выразить своё отношение к главному герою

Сентиментализм. Н.М. Карамзин. «История государства Российского»

З н а т ь:  понятие о сентиментализме; познакомить с творчеством Карамзина  как писателя и историка

У м е т ь: воспринимать и анализироватьповесть "Бедная Лиза",  выделять характерные черты сентиментализма в произведениях русской литературы.

Сентиментализм.

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам

Сентиментализм в повести «Бедная Лиза»

Элементы анализа текста, выборочная характеристик

Вн. чт.  «Путешествие из Петербурга в Москву» (3 гл.)А.Н.Радищева

З н а т ь: основные этапы жизненного и творческого пути А.Н.Радищева;

У м е т ь: находить  и объяснять быт и нравы крепостнической Руси.

Традиции жанра путешествия

Беседа,

анализ текста

Золотой век русской литературы.

З н а т ь:  характерные черты романтизма и особенности русского романтизма

У м е т ь: выявлять черты романтического направления  в произведениях русской  литературы

Эпоха и литера-тура. Романтизм в русской литературе.

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам

Романтизм. В.А. Жуковский «Море», «Невыразимое»

З н а т ь: основные этапы жизненного и творческого пути В.А.Жуковского;  тематику лирики поэта. У м е т ь: находить  и объяснять черты романтизма в ранней лирике поэта, находить народные обычаи в балладе "Светлана", анализировать лирическое стихотворение

Романтизм.

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам

А.С. Грибоедов. История создания комедии «Горе от ума»

Дать представление о личности А.С. Грибоедова и его трагической судьбе; Развить умение выстраивать биографию, жизнь и творчество писателя;

Проследить историю создания  комедии «Горе от ума»

комедия

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам

Система образов . Особенности развития комедийной интриги

Понять своеобразие комедии Грибоедова;

Приступить к анализу комедии по действию;

интрига

Элементы анализа текста, выборочная характеристик

Чацкий и Фамусов.

Познакомиться со 2-м действием комедии; Продолжить формирование навыков анализа драматического произведения;

Персонажи пьесы

Рассказ учителя, беседа по вопросам, выборочная характеристик

«Фамусовская» Москва. Герои и их судьбы.

Проанализировать 3-е действие комедии; Развивать умения социально-психологической характеристики персонажа

Внесценические персонажи

Выборочнаяхарактерис-тика, элементы анализа текста

Смысл названия и проблема ума в комедии.

Анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода; Объяснить смысл названия комедии.

Выборочная характерис-тика, беседа по вопросам

Пьеса в восприятии критики (И. А. Гончаров.«М ильонтерзании»)И.А.Гончаров «Миллион терзаний»

Обучить навыкам конспектирования;

Проверить, насколько усвоено произведение.

Уметь объяснять позицию критика.

Рассказ учителя, элементы анализа текста

Р.Р. Выразительное чтение наизусть.

Монолог Чацкого

Проверить, как учащиеся владеют навыками исполнения лирических произведений

Выразительное  чтение

Р/Р  Сочинение по комедии «Горе от ума»

Развитие связной речи учащихся; умение выразить своё отношение к главному герою

Творческий путь А. С. Пушкина (на основе ранее изученного).  Болдинская осень

Дать представление о творческом пути великого поэта;

Учить записывать лекции по плану

Лекция сообщение учеников

Рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста

Любовная лирика Пушкина («Храни меня, мой талисман...», «Сожженное письмо» и др.). Любовь как источник творческого вдохновения.

Обучить анализу стихотворений, Прочитать стихотворение «Храни меня, мой талисман», «Я помню чудное мгновение», «Я вас любил», «На холмах Грузии лежит ночная мгла»;Обучить исполнительскому анализу стихотворения

Вольнолюбивая лирика Пафос  идиллия

Выразительное чтение, беседа

Философские размышления о жизни («К Чаадаеву»,«Если жизнь тебя обманет...», «Элегия»). Оптимизм философской лирики Пушкина. Дружба в лирике Пушкина

Обучение анализу стихотворения на данную тему;

Сквозная тема

Лирическая медитация

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам

Сущность творчества, тема поэта и поэзии («Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и др.). Поиски своего места в поэзии.

Познакомить с особенностями  темы поэта и поэзии;

Обучить анализу стихотворения

Выразительное чтение, беседа

Р.Р. Обучение анализу лирического стихотворения. Восприятие, истолкование, оценка

Обучить анализу лирического стихотворения

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам

Р.Р. А.С. Пушкин. Выразительное чтение стихотворений наизусть

Проверить, как учащиеся владеют навыками исполнения лирических произведений Пушкина

Выразительное  чтение

Вн.чт.  «Маленькие трагедии» («Скупой рыцарь», «Каменный гость»). «Моцарт и Сальери».

Познакомиться  с «Маленькими трагедиями А.С.Пушкина»

Продолжить формирование навыков анализа драматического произведения;

Сообщения учащихся,

беседа по вопросам

«Евгений Онегин». История создания. Онегинская строфа.

З н а т ь: систему образов романа "Евгений Онегин";

понятие «онегинской строфы».

У м е т ь: давать характеристику героям романа, показать проблему финала романа; выразительно читать отрывок из романа

У м е т ь: строить рассуждения на темы: " Лирические отступления в романе "Евгений Онегин", "Голос автора в романе "Евгений Онегин"

Реализм. Роман в стихах. Онегинская строфа.

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам

Образ Евгения Онегина и тема «лишнего» человека       в русской литературе

Рассказ учителя, беседа по вопросам

Е. Онегин и В. Ленский

Выборочная характерис-тика, беседа по вопросам

«Ужель загадку разрешила?» (Татьяна Ларина)

Выразительное чтение, беседа

«А счастье было так возможно, так близко...»

Сообщения учащихся, комментарии учителя, элементы анализа текста

Последняя встреча Татьяны и Евгения Онегина

Рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста

Проблематика и композиция романа

Рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста

Р/Р  Два письма (чтение наизусть).

Проверить, как учащиеся владеют навыками исполнения лирических произведений Пушкина

Выразительное  чтение

Р/Р  Сочинение по роману «Евгений Онегин»

Развитие связной речи учащихся; умение выразить своё отношение к главному герою

Р/Р  «Образ Татьяны Лариной в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Развитие связной речи учащихся; умение выразить своё отношение к главному герою

Тест по теме:  "Творчество А.С. Пушкина"

З н а т ь: материал по теме "А.С. Пушкин", технологию тестовой работы  с выбором  варианта ответа

У м е т ь: работать с тестом

Элементы анализа текста, выборочная характеристик

Вн.чт.  В сибирском изгнании (декабристы)

У м е т ь: самостоятельно анализировать прочитанное художественное произведение

Сообщения учащихся, комментарии учителя, элементы анализа текста

Литература ХIХ века. Реализм как литературное  направление

З н а т ь:  характерные черты реализма и особенности русского реализма

У м е т ь: выявлять черты реалистического направления  в произведениях русской  литературы

Рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста

М.Ю.Лермонтов.  Краткая биография (на основе ранее изученного). Трагичность судьбы поэта.  Светлые и грустные воспоминания детства (стихотворения «Ангел», «Ужасная судьба отца и сына...» и др.)

З н а т ь: основные периоды творчества М.Ю. Лермонтова, ематику поэзии М.Ю. Лермонтова

У м е т ь: выявить мысли и чувства автора, его переживания в лирических произведениях выразительно читать стихотворение

У м е т ь: анализировать лирическое  стихотворение

Рассказ учителя, беседа по вопросам

Поиск своего места в поэзии («Поэт», «Нет, я не Байрон, я другой...» и др.).

Рассказ учителя, беседа по вопросам

Любовные стихи Лермонтова («Нищий» и др.). Мотив трагедии поколения («Монолог», «Пленный рыцарь», «Дума» и др.)

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам

 50.

«Герой нашего времени». Печорин глазами Максима Максимыча и повествователя

З н а т ь: содержание романа "Герой нашего времени",

понятие жанра социально-психологического романа

У м е т ь: давать характеристику героям романа, выявлять проблематику

У м е т ь: самостоятельно анализировать эпизод

художественного текста

социально-

психологический роман

Рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста

«Я был готов любить весь мир» («Тамань», «Княжна Мери»)

Беседа  по вопросам

«Я истощил и жар души, и постоянство воли...» («Фаталист»).

Беседа  по вопросам

«Герой нашего времени».Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы

Сообщения учащихся,

выразительное чтение, элементы анализа текста

Р. Р. Подготовка к сочинению по роману  «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова

Развитие связной речи учащихся; умение выразить своё отношение к главному герою

Тест по теме:  "Творчество М.Ю. Лермонтова"

З н а т ь: материал по теме "М.Ю. Лермонтов", технологию тестовой  работы  с выбором  варианта ответа     У м е т ь: работать с тестом

Элементы анализа текста, выборочная характеристик

Краткий обзор творчества  Н. В. Гоголя. Поэма    «М е р т в ы е души»

З н а т ь: основные этапы жизненного и творческого пути Н.В. Гоголя, понятие «маленький человек»,содержание цикла «Петербургские  повести» и  поэмы "Мертвые души" У м е т ь: показать особенности сюжета, дать характеристику героям произведений Н.В. Гоголя; выразительно читать прозаический отрывок

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам

Замысел, жанр и композиция поэмы «Мертвые души»

Поэма в прозе. Сатира

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам

Галерея образов помещиков. Манилов. Коробочка и Ноздрев. Собакевич и Плюшкин

У м е т ь: показать систему образов поэмы «Мертвые души»;

самостоятельно анализировать эпизод художественного текста;

дать письменный ответ на темы:" Сатирическое изображение

городского чиновничества", "Типичность и историческая новизна образа Чичикова", "Автор и повествователь", "Сатирическое и лирическое начала в поэме"

Рассказ учителя, беседа по вопросам

Губернский город в поэме «Мертвые души»

Элементы анализа текста, выборочнаяхарактерист

Образ Чичикова

Элементы  анализа текста

Н.В. Гоголь. Лирические отступления в поэме,  образ Руси и мотив дороги

Лирические отступления

Рассказ учителя, сообщения учащихся,

беседа по вопросам

Н.В. Гоголь. Смысл названия произведения.  Души мертвые  и живые в поэме

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам

Р.Р. Н.В. Гоголь. Чтение наизусть отрывка из  поэмы «Мертвые души. Тест по теме:  "Творчество Н.В. Гоголя"

З н а т ь: материал по теме "Н.В. Гоголь", технологию тестовой  работы  с выбором  варианта ответа

У м е т ь: работать с тестом,  давать развернутые ответы (мини-сочинения)

Р.Р.   Сочинение по поэме Н.В. Гоголя

Развитие связной речи учащихся; умение выразить своё отношение к главному герою

Р. Р.   «Души «мертвые и живые» в поэме Н.В. Гоголя

Развитие связной речи учащихся; умение выразить своё отношение к главному герою

Ф.И. Тютчев. Многообразие тематики в творчестве поэта

З н а т ь: основные этапы жизненного  и творческого пути Ф.И. Тютчева

У м е т ь: показать основные особенности поэтического языка поэта, самостоятельно анализировать лирическое стихотворение

Лирика. Тематика и жанры лирических произведений.

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам

.Лирика любви, природы, патриотическая тема.творчества  А.А. Фета

З н а т ь: основные этапы жизненного и творческого пути  А.А. Фета

У м е т ь: показать основные особенности поэтического языка поэта, самостоятельно анализировать лирическое стихотворение

Лирика. Тематика и жанры лирических произведений.

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам

Н.А. Некрасов. Тема Родины в лирике Н.А. Некрасова

З н а т ь: жизнь и творчество Н.А. Некрасова; тематику лирики поэта

У м е т ь: показать тему  народного страдания в лирике Н.А. Некрасова, самостоятельно анализировать лирическое  стихотворение

Трехсложные стихотворные размеры.

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам

И. С. Тургенев. «Перваялюбовь (фрагменты). Краткая биография писателя. «Первая любовь» — любимая повесть писателя

З н а т ь: понятие "художественная деталь", содержание повести "Первая любовь"

 У м е т ь: характеризовать художественный образ

У м е т ь: показать психологизм и  лиризм произведений Тургенева И.С.

Стиль писателя.

Сообщения учащихся, комментарии учителя, элементы анализа текста

Сюжет повести и ее герои. Роль снов в сюжете. Нравственная проблематика повести

Элементы анализа текста, выборочная характеристик

Л.Н.Толстой. Автобиографическая трилогия. Подлинные и мнимые ценности жизни

З н а т ь: жизнь и творчество Л.Н. Толстого, понятие «диалектика  души», автобиографическая трилогия

У м е т ь: давать характеристику героям, выявлять проблематику

У м е т ь: писать сочинение-очерк

Автобиографические произведения: роман, повесть, рассказ;

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам

Диалектика души» героев в повести «Юность»

Элементы анализа текста, выборочная характеристик

А.П. Чехов. «Человек в футляре»

З н а т ь: жизнь и творчество А.П. Чехова, понятие "подтекста", отличия комического и сатирического текстов

У м е т ь: писать рецензию на один из лирико-драматических рассказов Чехова, раскрыть художественное  мастерство Чехова-рассказчика;  показать философско-нравственную проблематику рассказов и авторское  отношение к ним.

Юмор и сатира в их соотношении.

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам

Вн.чт.  Многообразие тем и сюжетов чеховской прозы.  «Крыжовник», «О любви»

Сообщения учащихся, комментарии учителя, элементы анализа текста

Литература XX века. Жанры и направления.

Бунин И.А.- поэт и прозаик

З н а т ь: основные сведения о жизни и  творчестве И.А. Бунина

У м е т ь: характеризовать основные образы лирики И. Бунина; самостоятельно анализировать лирическое стихотворение

Стилистическое мастерство.

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам

И.А. Бунин. Автобиографическая повесть «Жизнь Арсеньева»

З н а т ь: основные сведения о жизни и творчестве И.А. Бунина

У м е т ь: давать характеристику героя.

Элементы анализа текста, выборочная характеристик

Максим Горький  «Мои университеты». Элементы публицистики в художественной прозе

З н а т ь: основные сведения о жизни и творчестве М.Горького, обзорно автобиографическую трилогию"Моиуниверситеты"У м е т ь: давать характеристику героям,

Уметь: самостоятельно анализировать эпизод художественного текста

Публицистика.

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам

Вн.чт.  «Старуха Изергиль» (легенда о Ларре)

У м е т ь: самостоятельно анализировать эпизод художественного текста

Сообщения учащихся, комментарии учителя, элементы анализа текста

А. А. Блок. Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности. Тема Родины в лирике А.А. Блока

З н а т ь: своеобразие лирики поэтов "серебряного" века, основные

этапы творчества А.Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой.

У м е т ь: выделить художественные  образы в лирике А.Блока, С. Есенина,

В. Маяковского, А. Ахматовой ;выразительно читать стихотворение

У м е т ь: самостоятельно анализировать лирическое  стихотворение

Выразительное чтение, беседа

А. А. Ахматова Тема родной земли: стихи и поэмы. Тема любви в лирике А.А. Ахматовой

Выразительное чтение, беседа

С.А. Есенин. Лирика. Природа в лирике С.А. Есенина

Выразительное чтение, беседа

В.В. Маяковский. Лирика. Сатирические произведения В.В. Маяковского

Выразительное чтение, беседа

Р/Р  Читаем наизусть стихотворения поэтов-символистов

Проверить, как учащиеся владеют навыками исполнения лирических произведений

Выразительное  чтение

М.А. Булгаков. «Мертвые души». Знакомство с пьесой

З н а т ь: теоретический материал о сатире

У м е т ь: показать актуальность комедии Булгакова, письменно выражать свое мнение.

У м е т ь: самостоятельно анализировать текст

сатира

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам

Анализ пьесы. Сопоставление поэмы Н.В. Гоголя и пьесы  М.А. Булгакова

Элементы анализа текста, выборочная характеристик

М. А. Шолохов. «Судьбачеловека».

Сложность человеческих судеб в годы Великой Отечественной войны

З н а т ь: основные этапы  жизни и творчества М.А. Шолохова

У м е т ь: показать значение образа героя рассказа «Судьба человека», выявить роль пейзажных зарисовок

У м е т ь: самостоятельно анализировать рассказ "Судьба человека"

Суровый гуманизм прозы второй половины

XX века.

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам

Андрей Соколов — образ простого и стойкого русского человека, который прошел войну и плен. Андрей Соколов и Ванюшка

Элементы анализа текста, выборочная характеристик

Военная тема в лирике Твардовского. Поэма «Василий Теркин» и ее главный герой

З н а т ь: основные этапы  жизни и творчества А. Твардовского, лирику поэта о войне

У м е т ь:  выразительно читать стихотворение, самостоятельно анализировать стих-я

Сообщения учащихся, комментарии учителя, элементы анализа текста

Р.Р. Выразительное чтение наизусть стихотворений А.Твардовского о войне

Выразительное  чтение

А. И. Солженицын. «М а т р е н и н двор».Образ главной героини и тема «праведничества» в русской литературе

З н а т ь: основные этапы  жизни и творчества А.И. Солженицына

У м е т ь: дать характеристику героям Рассказа

У м е т ь: показать вечные ценности  русской духовной культуры на примере рассказа "Матренин двор"

Рассказ учителя,  беседа по вопросам

Русская литература 60-90-х ХХ века. Рассказ В.М. Шукшина  «Ванька Тепляшин»

З н а т ь: основные этапы  жизни и творчества В.М. Шукшина

У м е т ь: показать особенности  творчества В. Шукшина на  примере рассказа «Ванька Тепляшин»   У м е т ь: дать краткий обзор литературы второй половины

ХХ века, показать особенности прозы этого периода                                                                                                                                                                                                                                      

Элементы анализа текста, выборочная характеристика героев

В.П.Астафьев «Царь-рыба» Нравственные проблемы произведения

З н а т ь: основные этапы  жизни и творчества В.П. Астафьева

У м е т ь: показать нравственные проблемы в произведении В. Астафьева "Царь-рыба",  находить нравственные проблемы в произведениях художественной литературы

Элементы анализа текста, беседа с учащимися по содержанию повести

В. Г. Распутин. «Деньги для Марии».

Повесть «Деньги для Марии», ее гуманистический смысл

З н а т ь: основные этапы  жизни и творчества В.Г. Распутина

У м е т ь: показать проблемы, которые ставит писатель в повести "Деньги для Марии" , самостоятельно анализировать текст

Элементы анализа текста,  беседа по вопросам

А. В. Вампилов. «Старший с ы н».

Особенности драматургии Вампилова: тематика, конфликты, художественные решения

З н а т ь: основные этапы  жизни и творчества А.В. Вампилова

У м е т ь: показать художественные особенности и идейное своеобразие пьесы «Старший сын», написать сочинение " Проблемы и герои пьесы А.В. Вампилова "Старший сын"

Слово учителя, самостоятельная работа учащихся по анализу текста

Б.Ш. Окуджава «Мы романтики старой закалки…»

З н а т ь: основные этапы  жизни и творчества Б.Ш.Окуджавыа

У м е т ь: показать художественные особенности и идейное своеобразие стихотворений поэта

Сообщения учащихся, комментарии учителя, элементы анализа текста(письм., устно)

Е. А Евтушенко «Памяти А. Ахматовой»

З н а т ь: основные этапы  жизни и творчества Е. А Евтушенко

У м е т ь: показать художественные особенности и идейное своеобразие стихотворения «Памяти А. Ахматовой»

Сообщения учащихся, комментарии учителя, элементы анализа текста(письм., устно)

А.А Вознесенский

З н а т ь: основные этапы  жизни и творчества А.А.Вознесенского

У м е т ь: показать художественные особенности и идейное своеобразие стихотворений поэта

Сообщения учащихся, комментарии учителя, элементы анализа текста

Р/Р  Чтение наизусть стихотворений поэтов ХХ века

Знать: фамилии поэтов ХХ века

Уметь: выразительно  читать стихотворения, анализировать поэтические тексты

Выступления учащихся

Итоговое повторение

По программе: 102 ч.

По плану: 99 ч.

Уроков Р/Р:  17 ч.

Уроков вн/чт:  6 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.

Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по литературе. 8 класс. К учебнику "Литература.8 класс" под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И С.Збарского, В.П.Полухина. М.: «Просвещение», 2009.

Пояснительная записка.Содержание курса литературы.Календарно-тематическое планирование.Учебно-методическое обеспечение....

Контрольная работа по литературе в 8 классе по разделу "Романтизм" по учебнику "Литература 8 класс" под редакцией М.Б.Ладыгина

Контрольная работа содержит вопросы по теории романтизма, по творчеству В. Скотта, Д. Байрона, Э.Гофмана....

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...