КТП по литературе в 9 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе по программе Т.Ф.Курдюмовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 9 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данное календарно-тематическое планирование составлено на основе программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Цель:
Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
Задачи обучения:
• приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
• овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
• устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
• научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
• отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
• освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ по литературе ЗА КУРС 9 КЛАССА
знать/понимать
• общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
• авторов и содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
• изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
• комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать;
• определять род и жанр литературного произведения;
• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
• выявлять авторскую позицию;
• выражать свое отношение к прочитанному;
• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
• владеть различными видами пересказа;
• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
УМК:
- Литература: программа для общеобразоват. учреждений. 5 – 11 кл. /Т.Ф.Курдюмова. – 5-ое изд., испр. – М.: Дрофа, 2009.
- Литература. 9 класс.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа, 2011.
Курс литературы для 9 класса рассчитан на 102 ч. (по программе Курдюмовой Т.Ф.), т.е. 3 часа в неделю.
№ | Основное содержание программного материала | Основные знания, умения, навыки | Теория литературы | Методические приёмы | Дата проведения |
Литература эпохи Средневековья. Данте «Божественная комедия». | Дать обзорную характеристику античной литературы, Познакомить с основными жанрами античной литературы, на примере творчества Данте показать своеобразие литературы времен античности; | Название произведения | Рассказ учителя | ||
Древнерусская литература. | Дать обзорную характеристику древнерусской литературы, знать об особенностях и значении "Слова…" - замечательного памятника древнерусской литературы | Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам | |||
«Слово о полку Игореве..» Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…" | Знать историческую основу, идеи, образную систему «Слова о полку Игореве», выявить идею, образную систему, пейзаж произведения, выразительно читать отрывок из "Слова…" | Стихотворный перевод | Сообщения учащихся, комментарии учителя, элементы анализа текста | ||
Образ русской земли и нравственно-патрио-тическая идея "Слова". Образы русских князей | Рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста | ||||
«Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины | Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам | ||||
Р/Р Чтение наизусть отрывка из « Слова...» ."Плач Ярославны" | Проверить, как учащиеся владеют навыками исполнения лирических произведений | Выразительное чтение | |||
Вн.чт. Литература эпохи Возрождения. У.Шекспир «Гамлет». | У м е т ь: самостоятельно анализировать прочитанное художественное произведение | «Вечный образ» | Выразительное чтение, беседа | ||
Классицизм как литературное направление. Периоды формирования русской литературы 18 века | З н а т ь: характерные черты классицизма и особенности русского классицизма У м е т ь: выявлять черты классицистического направления в произведениях русской литературы | Пьеса интрига | Выразительное чтение, беседа | ||
З н а т ь: общие сведения о М.В. Ломоносове как реформаторе русского языка, поэте и писателе, понятие жанра оды У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтику оды, показать прославление Родины, мира, науки в оде М.В. Ломоносова, самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия оды | Ода. Силлабо-тоническое стихосложение. | Выразительное чтение, беседа | |||
М.В. Ломоносов – основоположник русского классицизма. «Ода на день восшествия...» | Выразительное чтение, беседа | ||||
Г.Р. Державин. Гражданский пафос лирики. Р/Р Чтение наизусть. | З н а т ь: общие сведения о жизни и творчестве Г.Р. Державина, содержание оды «Фелица» У м е т ь: показать отличительные черты оды Державина "Фелица" от од М.Ломоносова, комментировать, анализировать характерные для творчества Г.Р. Державина стихотворения Проверить, как учащиеся владеют навыками исполнения лирических произведений | Первое представление о классицизме, Классицизм и классика. | Рассказ учителя, сообщения учащихся, элементы анализа текста Выразительное чтение | ||
Д.И. Фонвизин. «Всеобщая придворная грамматика» | З н а т ь: общие сведения о жизни и творчестве Д.И. Фонвизина, текст комедии "Недоросль" У м е т ь: показать проблему образования и воспитания в комедии; рассуждать на тему "Проблемы образования и воспитания в комедии "Недоросль" и в современном обществе" | Классицизм в драматическом произведении. | Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам | ||
«Недоросль» История создания пьесы "Недоросль"и ее сценическая судьба. Обзор содержания | Элементы анализа текста, выборочная характеристика | ||||
Анализа текста пьесы и подтекста наиболее важных сцен. | элементы ана-лиза текста Выборочная характеристика | ||||
Р.Р. Сочинение-рассуждение на тему «Что высмеивает Д.И. Фонвизин в воспитании Митрофанушки?» | Развитие связной речи учащихся; умение выразить своё отношение к главному герою | ||||
Сентиментализм. Н.М. Карамзин. «История государства Российского» | З н а т ь: понятие о сентиментализме; познакомить с творчеством Карамзина как писателя и историка У м е т ь: воспринимать и анализироватьповесть "Бедная Лиза", выделять характерные черты сентиментализма в произведениях русской литературы. | Сентиментализм. | Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам | ||
Сентиментализм в повести «Бедная Лиза» | Элементы анализа текста, выборочная характеристик | ||||
Вн. чт. «Путешествие из Петербурга в Москву» (3 гл.)А.Н.Радищева | З н а т ь: основные этапы жизненного и творческого пути А.Н.Радищева; У м е т ь: находить и объяснять быт и нравы крепостнической Руси. | Традиции жанра путешествия | Беседа, анализ текста | ||
Золотой век русской литературы. | З н а т ь: характерные черты романтизма и особенности русского романтизма У м е т ь: выявлять черты романтического направления в произведениях русской литературы | Эпоха и литера-тура. Романтизм в русской литературе. | Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам | ||
Романтизм. В.А. Жуковский «Море», «Невыразимое» | З н а т ь: основные этапы жизненного и творческого пути В.А.Жуковского; тематику лирики поэта. У м е т ь: находить и объяснять черты романтизма в ранней лирике поэта, находить народные обычаи в балладе "Светлана", анализировать лирическое стихотворение | Романтизм. | Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам | ||
А.С. Грибоедов. История создания комедии «Горе от ума» | Дать представление о личности А.С. Грибоедова и его трагической судьбе; Развить умение выстраивать биографию, жизнь и творчество писателя; Проследить историю создания комедии «Горе от ума» | комедия | Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам | ||
Система образов . Особенности развития комедийной интриги | Понять своеобразие комедии Грибоедова; Приступить к анализу комедии по действию; | интрига | Элементы анализа текста, выборочная характеристик | ||
Чацкий и Фамусов. | Познакомиться со 2-м действием комедии; Продолжить формирование навыков анализа драматического произведения; | Персонажи пьесы | Рассказ учителя, беседа по вопросам, выборочная характеристик | ||
«Фамусовская» Москва. Герои и их судьбы. | Проанализировать 3-е действие комедии; Развивать умения социально-психологической характеристики персонажа | Внесценические персонажи | Выборочнаяхарактерис-тика, элементы анализа текста | ||
Смысл названия и проблема ума в комедии. | Анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода; Объяснить смысл названия комедии. | Выборочная характерис-тика, беседа по вопросам | |||
Пьеса в восприятии критики (И. А. Гончаров.«М ильонтерзании»)И.А.Гончаров «Миллион терзаний» | Обучить навыкам конспектирования; Проверить, насколько усвоено произведение. Уметь объяснять позицию критика. | Рассказ учителя, элементы анализа текста | |||
Р.Р. Выразительное чтение наизусть. Монолог Чацкого | Проверить, как учащиеся владеют навыками исполнения лирических произведений | Выразительное чтение | |||
Р/Р Сочинение по комедии «Горе от ума» | Развитие связной речи учащихся; умение выразить своё отношение к главному герою | ||||
Творческий путь А. С. Пушкина (на основе ранее изученного). Болдинская осень | Дать представление о творческом пути великого поэта; Учить записывать лекции по плану | Лекция сообщение учеников | Рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста | ||
Любовная лирика Пушкина («Храни меня, мой талисман...», «Сожженное письмо» и др.). Любовь как источник творческого вдохновения. | Обучить анализу стихотворений, Прочитать стихотворение «Храни меня, мой талисман», «Я помню чудное мгновение», «Я вас любил», «На холмах Грузии лежит ночная мгла»;Обучить исполнительскому анализу стихотворения | Вольнолюбивая лирика Пафос идиллия | Выразительное чтение, беседа | ||
Философские размышления о жизни («К Чаадаеву»,«Если жизнь тебя обманет...», «Элегия»). Оптимизм философской лирики Пушкина. Дружба в лирике Пушкина | Обучение анализу стихотворения на данную тему; | Сквозная тема Лирическая медитация | Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам | ||
Сущность творчества, тема поэта и поэзии («Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и др.). Поиски своего места в поэзии. | Познакомить с особенностями темы поэта и поэзии; Обучить анализу стихотворения | Выразительное чтение, беседа | |||
Р.Р. Обучение анализу лирического стихотворения. Восприятие, истолкование, оценка | Обучить анализу лирического стихотворения | Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам | |||
Р.Р. А.С. Пушкин. Выразительное чтение стихотворений наизусть | Проверить, как учащиеся владеют навыками исполнения лирических произведений Пушкина | Выразительное чтение | |||
Вн.чт. «Маленькие трагедии» («Скупой рыцарь», «Каменный гость»). «Моцарт и Сальери». | Познакомиться с «Маленькими трагедиями А.С.Пушкина» Продолжить формирование навыков анализа драматического произведения; | Сообщения учащихся, беседа по вопросам | |||
«Евгений Онегин». История создания. Онегинская строфа. | З н а т ь: систему образов романа "Евгений Онегин"; понятие «онегинской строфы». У м е т ь: давать характеристику героям романа, показать проблему финала романа; выразительно читать отрывок из романа У м е т ь: строить рассуждения на темы: " Лирические отступления в романе "Евгений Онегин", "Голос автора в романе "Евгений Онегин" | Реализм. Роман в стихах. Онегинская строфа. | Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам | ||
Образ Евгения Онегина и тема «лишнего» человека в русской литературе | Рассказ учителя, беседа по вопросам | ||||
Е. Онегин и В. Ленский | Выборочная характерис-тика, беседа по вопросам | ||||
«Ужель загадку разрешила?» (Татьяна Ларина) | Выразительное чтение, беседа | ||||
«А счастье было так возможно, так близко...» | Сообщения учащихся, комментарии учителя, элементы анализа текста | ||||
Последняя встреча Татьяны и Евгения Онегина | Рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста | ||||
Проблематика и композиция романа | Рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста | ||||
Р/Р Два письма (чтение наизусть). | Проверить, как учащиеся владеют навыками исполнения лирических произведений Пушкина | Выразительное чтение | |||
Р/Р Сочинение по роману «Евгений Онегин» | Развитие связной речи учащихся; умение выразить своё отношение к главному герою | ||||
Р/Р «Образ Татьяны Лариной в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | Развитие связной речи учащихся; умение выразить своё отношение к главному герою | ||||
Тест по теме: "Творчество А.С. Пушкина" | З н а т ь: материал по теме "А.С. Пушкин", технологию тестовой работы с выбором варианта ответа У м е т ь: работать с тестом | Элементы анализа текста, выборочная характеристик | |||
Вн.чт. В сибирском изгнании (декабристы) | У м е т ь: самостоятельно анализировать прочитанное художественное произведение | Сообщения учащихся, комментарии учителя, элементы анализа текста | |||
Литература ХIХ века. Реализм как литературное направление | З н а т ь: характерные черты реализма и особенности русского реализма У м е т ь: выявлять черты реалистического направления в произведениях русской литературы | Рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста | |||
М.Ю.Лермонтов. Краткая биография (на основе ранее изученного). Трагичность судьбы поэта. Светлые и грустные воспоминания детства (стихотворения «Ангел», «Ужасная судьба отца и сына...» и др.) | З н а т ь: основные периоды творчества М.Ю. Лермонтова, ематику поэзии М.Ю. Лермонтова У м е т ь: выявить мысли и чувства автора, его переживания в лирических произведениях выразительно читать стихотворение У м е т ь: анализировать лирическое стихотворение | Рассказ учителя, беседа по вопросам | |||
Поиск своего места в поэзии («Поэт», «Нет, я не Байрон, я другой...» и др.). | Рассказ учителя, беседа по вопросам | ||||
Любовные стихи Лермонтова («Нищий» и др.). Мотив трагедии поколения («Монолог», «Пленный рыцарь», «Дума» и др.) | Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам | ||||
50. | «Герой нашего времени». Печорин глазами Максима Максимыча и повествователя | З н а т ь: содержание романа "Герой нашего времени", понятие жанра социально-психологического романа У м е т ь: давать характеристику героям романа, выявлять проблематику У м е т ь: самостоятельно анализировать эпизод художественного текста | социально- психологический роман | Рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста | |
«Я был готов любить весь мир» («Тамань», «Княжна Мери») | Беседа по вопросам | ||||
«Я истощил и жар души, и постоянство воли...» («Фаталист»). | Беседа по вопросам | ||||
«Герой нашего времени».Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы | Сообщения учащихся, выразительное чтение, элементы анализа текста | ||||
Р. Р. Подготовка к сочинению по роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова | Развитие связной речи учащихся; умение выразить своё отношение к главному герою | ||||
Тест по теме: "Творчество М.Ю. Лермонтова" | З н а т ь: материал по теме "М.Ю. Лермонтов", технологию тестовой работы с выбором варианта ответа У м е т ь: работать с тестом | Элементы анализа текста, выборочная характеристик | |||
Краткий обзор творчества Н. В. Гоголя. Поэма «М е р т в ы е души» | З н а т ь: основные этапы жизненного и творческого пути Н.В. Гоголя, понятие «маленький человек»,содержание цикла «Петербургские повести» и поэмы "Мертвые души" У м е т ь: показать особенности сюжета, дать характеристику героям произведений Н.В. Гоголя; выразительно читать прозаический отрывок | Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам | |||
Замысел, жанр и композиция поэмы «Мертвые души» | Поэма в прозе. Сатира | Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам | |||
Галерея образов помещиков. Манилов. Коробочка и Ноздрев. Собакевич и Плюшкин | У м е т ь: показать систему образов поэмы «Мертвые души»; самостоятельно анализировать эпизод художественного текста; дать письменный ответ на темы:" Сатирическое изображение городского чиновничества", "Типичность и историческая новизна образа Чичикова", "Автор и повествователь", "Сатирическое и лирическое начала в поэме" | Рассказ учителя, беседа по вопросам | |||
Губернский город в поэме «Мертвые души» | Элементы анализа текста, выборочнаяхарактерист | ||||
Образ Чичикова | Элементы анализа текста | ||||
Н.В. Гоголь. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги | Лирические отступления | Рассказ учителя, сообщения учащихся, беседа по вопросам | |||
Н.В. Гоголь. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме | Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам | ||||
Р.Р. Н.В. Гоголь. Чтение наизусть отрывка из поэмы «Мертвые души. Тест по теме: "Творчество Н.В. Гоголя" | З н а т ь: материал по теме "Н.В. Гоголь", технологию тестовой работы с выбором варианта ответа У м е т ь: работать с тестом, давать развернутые ответы (мини-сочинения) | ||||
Р.Р. Сочинение по поэме Н.В. Гоголя | Развитие связной речи учащихся; умение выразить своё отношение к главному герою | ||||
Р. Р. «Души «мертвые и живые» в поэме Н.В. Гоголя | Развитие связной речи учащихся; умение выразить своё отношение к главному герою | ||||
Ф.И. Тютчев. Многообразие тематики в творчестве поэта | З н а т ь: основные этапы жизненного и творческого пути Ф.И. Тютчева У м е т ь: показать основные особенности поэтического языка поэта, самостоятельно анализировать лирическое стихотворение | Лирика. Тематика и жанры лирических произведений. | Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам | ||
.Лирика любви, природы, патриотическая тема.творчества А.А. Фета | З н а т ь: основные этапы жизненного и творческого пути А.А. Фета У м е т ь: показать основные особенности поэтического языка поэта, самостоятельно анализировать лирическое стихотворение | Лирика. Тематика и жанры лирических произведений. | Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам | ||
Н.А. Некрасов. Тема Родины в лирике Н.А. Некрасова | З н а т ь: жизнь и творчество Н.А. Некрасова; тематику лирики поэта У м е т ь: показать тему народного страдания в лирике Н.А. Некрасова, самостоятельно анализировать лирическое стихотворение | Трехсложные стихотворные размеры. | Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам | ||
И. С. Тургенев. «Перваялюбовь (фрагменты). Краткая биография писателя. «Первая любовь» — любимая повесть писателя | З н а т ь: понятие "художественная деталь", содержание повести "Первая любовь" У м е т ь: характеризовать художественный образ У м е т ь: показать психологизм и лиризм произведений Тургенева И.С. | Стиль писателя. | Сообщения учащихся, комментарии учителя, элементы анализа текста | ||
Сюжет повести и ее герои. Роль снов в сюжете. Нравственная проблематика повести | Элементы анализа текста, выборочная характеристик | ||||
Л.Н.Толстой. Автобиографическая трилогия. Подлинные и мнимые ценности жизни | З н а т ь: жизнь и творчество Л.Н. Толстого, понятие «диалектика души», автобиографическая трилогия У м е т ь: давать характеристику героям, выявлять проблематику У м е т ь: писать сочинение-очерк | Автобиографические произведения: роман, повесть, рассказ; | Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам | ||
Диалектика души» героев в повести «Юность» | Элементы анализа текста, выборочная характеристик | ||||
А.П. Чехов. «Человек в футляре» | З н а т ь: жизнь и творчество А.П. Чехова, понятие "подтекста", отличия комического и сатирического текстов У м е т ь: писать рецензию на один из лирико-драматических рассказов Чехова, раскрыть художественное мастерство Чехова-рассказчика; показать философско-нравственную проблематику рассказов и авторское отношение к ним. | Юмор и сатира в их соотношении. | Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам | ||
Вн.чт. Многообразие тем и сюжетов чеховской прозы. «Крыжовник», «О любви» | Сообщения учащихся, комментарии учителя, элементы анализа текста | ||||
Литература XX века. Жанры и направления. Бунин И.А.- поэт и прозаик | З н а т ь: основные сведения о жизни и творчестве И.А. Бунина У м е т ь: характеризовать основные образы лирики И. Бунина; самостоятельно анализировать лирическое стихотворение | Стилистическое мастерство. | Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам | ||
И.А. Бунин. Автобиографическая повесть «Жизнь Арсеньева» | З н а т ь: основные сведения о жизни и творчестве И.А. Бунина У м е т ь: давать характеристику героя. | Элементы анализа текста, выборочная характеристик | |||
Максим Горький «Мои университеты». Элементы публицистики в художественной прозе | З н а т ь: основные сведения о жизни и творчестве М.Горького, обзорно автобиографическую трилогию"Моиуниверситеты"У м е т ь: давать характеристику героям, Уметь: самостоятельно анализировать эпизод художественного текста | Публицистика. | Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам | ||
Вн.чт. «Старуха Изергиль» (легенда о Ларре) | У м е т ь: самостоятельно анализировать эпизод художественного текста | Сообщения учащихся, комментарии учителя, элементы анализа текста | |||
А. А. Блок. Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности. Тема Родины в лирике А.А. Блока | З н а т ь: своеобразие лирики поэтов "серебряного" века, основные этапы творчества А.Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой. У м е т ь: выделить художественные образы в лирике А.Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой ;выразительно читать стихотворение У м е т ь: самостоятельно анализировать лирическое стихотворение | Выразительное чтение, беседа | |||
А. А. Ахматова Тема родной земли: стихи и поэмы. Тема любви в лирике А.А. Ахматовой | Выразительное чтение, беседа | ||||
С.А. Есенин. Лирика. Природа в лирике С.А. Есенина | Выразительное чтение, беседа | ||||
В.В. Маяковский. Лирика. Сатирические произведения В.В. Маяковского | Выразительное чтение, беседа | ||||
Р/Р Читаем наизусть стихотворения поэтов-символистов | Проверить, как учащиеся владеют навыками исполнения лирических произведений | Выразительное чтение | |||
М.А. Булгаков. «Мертвые души». Знакомство с пьесой | З н а т ь: теоретический материал о сатире У м е т ь: показать актуальность комедии Булгакова, письменно выражать свое мнение. У м е т ь: самостоятельно анализировать текст | сатира | Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам | ||
Анализ пьесы. Сопоставление поэмы Н.В. Гоголя и пьесы М.А. Булгакова | Элементы анализа текста, выборочная характеристик | ||||
М. А. Шолохов. «Судьбачеловека». Сложность человеческих судеб в годы Великой Отечественной войны | З н а т ь: основные этапы жизни и творчества М.А. Шолохова У м е т ь: показать значение образа героя рассказа «Судьба человека», выявить роль пейзажных зарисовок У м е т ь: самостоятельно анализировать рассказ "Судьба человека" | Суровый гуманизм прозы второй половины XX века. | Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам | ||
Андрей Соколов — образ простого и стойкого русского человека, который прошел войну и плен. Андрей Соколов и Ванюшка | Элементы анализа текста, выборочная характеристик | ||||
Военная тема в лирике Твардовского. Поэма «Василий Теркин» и ее главный герой | З н а т ь: основные этапы жизни и творчества А. Твардовского, лирику поэта о войне У м е т ь: выразительно читать стихотворение, самостоятельно анализировать стих-я | Сообщения учащихся, комментарии учителя, элементы анализа текста | |||
Р.Р. Выразительное чтение наизусть стихотворений А.Твардовского о войне | Выразительное чтение | ||||
А. И. Солженицын. «М а т р е н и н двор».Образ главной героини и тема «праведничества» в русской литературе | З н а т ь: основные этапы жизни и творчества А.И. Солженицына У м е т ь: дать характеристику героям Рассказа У м е т ь: показать вечные ценности русской духовной культуры на примере рассказа "Матренин двор" | Рассказ учителя, беседа по вопросам | |||
Русская литература 60-90-х ХХ века. Рассказ В.М. Шукшина «Ванька Тепляшин» | З н а т ь: основные этапы жизни и творчества В.М. Шукшина У м е т ь: показать особенности творчества В. Шукшина на примере рассказа «Ванька Тепляшин» У м е т ь: дать краткий обзор литературы второй половины ХХ века, показать особенности прозы этого периода | Элементы анализа текста, выборочная характеристика героев | |||
В.П.Астафьев «Царь-рыба» Нравственные проблемы произведения | З н а т ь: основные этапы жизни и творчества В.П. Астафьева У м е т ь: показать нравственные проблемы в произведении В. Астафьева "Царь-рыба", находить нравственные проблемы в произведениях художественной литературы | Элементы анализа текста, беседа с учащимися по содержанию повести | |||
В. Г. Распутин. «Деньги для Марии». Повесть «Деньги для Марии», ее гуманистический смысл | З н а т ь: основные этапы жизни и творчества В.Г. Распутина У м е т ь: показать проблемы, которые ставит писатель в повести "Деньги для Марии" , самостоятельно анализировать текст | Элементы анализа текста, беседа по вопросам | |||
А. В. Вампилов. «Старший с ы н». Особенности драматургии Вампилова: тематика, конфликты, художественные решения | З н а т ь: основные этапы жизни и творчества А.В. Вампилова У м е т ь: показать художественные особенности и идейное своеобразие пьесы «Старший сын», написать сочинение " Проблемы и герои пьесы А.В. Вампилова "Старший сын" | Слово учителя, самостоятельная работа учащихся по анализу текста | |||
Б.Ш. Окуджава «Мы романтики старой закалки…» | З н а т ь: основные этапы жизни и творчества Б.Ш.Окуджавыа У м е т ь: показать художественные особенности и идейное своеобразие стихотворений поэта | Сообщения учащихся, комментарии учителя, элементы анализа текста(письм., устно) | |||
Е. А Евтушенко «Памяти А. Ахматовой» | З н а т ь: основные этапы жизни и творчества Е. А Евтушенко У м е т ь: показать художественные особенности и идейное своеобразие стихотворения «Памяти А. Ахматовой» | Сообщения учащихся, комментарии учителя, элементы анализа текста(письм., устно) | |||
А.А Вознесенский | З н а т ь: основные этапы жизни и творчества А.А.Вознесенского У м е т ь: показать художественные особенности и идейное своеобразие стихотворений поэта | Сообщения учащихся, комментарии учителя, элементы анализа текста | |||
Р/Р Чтение наизусть стихотворений поэтов ХХ века | Знать: фамилии поэтов ХХ века Уметь: выразительно читать стихотворения, анализировать поэтические тексты | Выступления учащихся | |||
Итоговое повторение |
По программе: 102 ч.
По плану: 99 ч.
Уроков Р/Р: 17 ч.
Уроков вн/чт: 6 ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)
Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/06/picture-173120-1357479104.jpg)
Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.
Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-124178-1382991763.png)
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-124178-1382991763.png)
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-388985-1390886086.jpg)
Рабочая программа по литературе. 8 класс. К учебнику "Литература.8 класс" под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И С.Збарского, В.П.Полухина. М.: «Просвещение», 2009.
Пояснительная записка.Содержание курса литературы.Календарно-тематическое планирование.Учебно-методическое обеспечение....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/03/picture-521352-1420282827.jpg)
Контрольная работа по литературе в 8 классе по разделу "Романтизм" по учебнику "Литература 8 класс" под редакцией М.Б.Ладыгина
Контрольная работа содержит вопросы по теории романтизма, по творчеству В. Скотта, Д. Байрона, Э.Гофмана....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/12/picture-1218191-1581499678.jpg)
Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс
Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...