Гражданские мотивы лирики Некрасова.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Соломенцева Наталья Юрьевна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenarii_uroka.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе.

Гражданские мотивы лирики Некрасова.

Цели: - познакомить учащихся с произведениями Н.А.Некрасова,                      пронизанных гражданскими мотивами;

              - формировать навыки составления «Очерка жизни и творчества»; анализа лирического произведения;

               - воспитывать гражданственность и патриотизм.

Ход урока.

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Н.А.Некрасов

Любимейший русский поэт.

Представитель добрых начал

В нашей поэзии.

Н.А.Добролюбов

1. Чтение стихотворений минераловодского поэта Л.М.Климовича о Н.А.Некрасове.

Стихотворение Поэзия.

Поэзия – сердце живые истоки,

Его неуемности бурной волна,

Что выплеснет звонко рифмою строки,

Любви безоглядной иль гнева полна.

Поэзия – страсти, бунтарства фортуна,

Народного счастья и горя певец,

Завидная в жизни поэта трибуна

И в призрачном блеске терновый венец.

Поэзия – голос, от сердце идущий,

Горячий, взывающий к чести призыв,

На подвиг, в бессмертье героя зовущий,

Рождающий яркий и гордый порыв.

Поэзия – пламя души человека

И отблеск духовной его красоты.

Счастливейшим будет от ныне до века

Достигший безмерной ее высоты.

(1971 г.)

Стихотворение «Почитая Н.А.Некрасова»

В стихах поэты воспевают

Теперь луну, любовь, цветы.

При этом будто забывают

Про пульс житейской

Где жизнь с ее проблемой вечной,

С контрастами людской судьбы

И вереницей бесконечной

Незатихающей борьбы?

Где бард с его весомым словом,

С его позицией крутой

И почему молчит он снова

О том, как быть в беде большой?!

Я же не могу того не чтить,

Кем путь в поэзии указан:

«Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан».

Я это понял, как пароль,

Как вещие слова присяги:

Во мне сидят чужая боль

И нашей жизни передряги.

Молчать я нынче не могу,

Мне за страну, людей обидно

Поэтому в стихах не лгу,

И в них меня, бесспорно, видно.

(1997 г.)

2. Проверка домашнего задания.

1) «Краткий очерк жизни и творчества Н.А.Некрасова».

2) наизусть – одна из лирических миниатюр. («Умом Россию не понять…»)

3. Объяснение нового материала.

Слово учителя.

Известно, что Н.А.Некрасов вел большую общественную работу. С 1847 г. он издатель и редактор «Современника». После закрытия журнала (1866 г.) ему удается возглавить «Отечественные записки», где поэт проработал до самой смерти.

    Деятельность Некрасова как издателя и редактора – одна из самых богатых и плодотворных страниц в истории русской демократической печати. В особенности плодотворным было время с середины 50-х годов, когда в «Современник» пришли Чернышевский и Добролюбов. Вместе с ними  он осуществляет пропаганду революц-идей. Вокруг Некрасова группируются лучшие литер-силы.  

  Умер Некрасов признанным поэтом, которому многие современники отдавали  первенства даже в сравнении с Пушкиным и Лермонтовым.

   В творчестве Некрасова можно выделить несколько этапов:

1-й – 40-е годы;

2-й – 50 – 60 – е гг.;

3-й – 70 – е г.

Каждый период имеет свои особенности. В 40-е годы Некрасов освобождается от кратковременного влияния романтической поэтики, усваивает традиции Гоголя.

2-ой период характеризуется усилием гражданских мотивов, а 3-ий период связан с интенсивными поисками положительного героя, способного возглавить борьбу за всенародное счастье.

  Все  тематические линии поэзии Некрасова так или иначе преломляются в одном фокусе: в центре внимания поэта – судьба народа, его страдания, мечты о свободной жизни.

Некрасов именовал свою музу «печальной спутницей печальных бедняков». Трагедия неимущего городского люда, крестьянства раскрыта поэтом с небывалой

Некрасов проклинает условия, порождающие людские несчастья ,гневно обличает тех, кто равнодушен к страданиям бедняков.

(«В дороге», «Вор», «Псовая охота» и др.)

В 50-70- е гг. тема народного страданья становится едва ли не основой в его творчестве.

Это стихотворение: «Нестатная полоса» (1854 г.)

                                  «Забытая деревня» (1855 г.),

                                  «В полном разгаре страда деревенская» (1863 г.)

    Некрасов был певцом не только народных страданий, но и певцом мести, борьбы. С надеждой на пробуждение народа написано одно из самых скорбных стихотворений – «Размышления у народного подъезда». (1858 г.)

Некрасов верил в духовное возрождение русского народа, был убежден, что он «вынесет все» - и широкую, ясную. Грудью дорогу проложит себе. (ст. «Железная дорога»). В деле формирования передовых общественных настроений Некрасов большое значение придавал поэзии. В стихотворении «Поэт и гражданин» (1856 г.) высшей целью поэзии Некрасов объявил служение народу.

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди и гибки безупречно.

Умрешь недаром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь.

Некрасов утвердил в русской лирике самый высокий идеал гражданственности, основанной на активной борьбе за народное освобождение.

  1. Выразительное (комментированное) чтение стихотворений Некрасова:

- «полоса»;

- «В полном разгаре страда деревенская»;

- «Размышления у народного подъезда»;

- «Поэт и гражданин».

5. Домашнее задание.

- устное сообщение по теме урока(с выразительным чтением стихотворений);

- наизусть одно из стихотворений (по теме урока).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные мотивы лирики М. Цветаевой

Презентация рассказывает об основных темах и мотивах цветаевской лирики, дает ключ в поэзии М.Цветаевой...

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».Мотивы лирики и проблематика романа.

Задачи:- обучающие: умение анализировать учебный материал.-развивающие: учить выражать свои мысли литературным языком, формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельно...

Конспект урока по литературе в 12 классе «Основные темы и мотивы лирики Н.М. Рубцова-Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности».

Пояснительная записка: данная тема актуальна для учащихся- осужденных в нравственном аспекте, так как лирика Н.М. Рубцова заставит учащихся задуматься о своей жизни, поможет осужденным  «от...

Темы и мотивы лирики Н.А. Некрасова

В презентации раскрываются особенности лирики великого русского поэта Н.А.Некрасова...

Статья. Основные мотивы лирики Некрасова

Статья может быть использована как материал к уроку литературы в 7 классе...

А.С.Пушкин. "Бесы".Слияние личных, философских, гражданских мотивов в лирике поэта.

Презентация к уроку литературы в 9 классе по творчеству А.С.Пушкина «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…». Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике п...

Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А. Некрасова.

Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А. Некрасова....