«Память, которой не будет конца…»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Мишанькина Таисия Викторовна

Конспект урока по рассказу В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-pamyat_8_klass.doc69.5 КБ
Office presentation icon urok-pamyat1.ppt1.9 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:

                               «Память, которой не будет конца…»

        (по рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)

Цель: способствовать глубокому и осознанному восприятию художественного текста рассказа, пониманию его проблематики.

Задачи: совершенствовать умения и навыки интерпретации прочитанного, характеристики героев, выражения  собственного к ним отношения; развивать аналитическое мышление, творческие способности, воображение, связную речь; воспитывать уважение к человеческой и исторической памяти, нравственные качества личности, самостоятельность, сотрудничество, потребность в чтении.

Оборудование: электронная презентация, толковые словари, раздаточный материал, фотографии из семейного альбома.

Тип урока: урок формирования и совершенствования навыков и умений с элементами мастерской.

                                                        Ход урока.

  1. Организационный этап.
  2. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

Звон колокола.

-Что это? Ты слышишь?

-Это колокола. Колокола памяти…

-Памяти? А разве такие бывают?

-Бывают, слушай! Это говорит сама  память…

-Но разве память бывает живой?

-А ты не веришь? Человек может умереть дважды:

Там на поле боя, когда его догонит пуля,

А второй раз – в памяти народной.

Второй раз умирать страшнее.

Второй раз человек должен жить!

1-ый чтец: Память она имеет начало, но не имеет конца. Вот уже 70 лет всё идут и идут запоздавшие письма с войны, и невесты не верят похоронкам, а сыновья и внуки стали взрослее своих отцов и дедов. И нет покоя вернувшимся, ибо каждый из них повторяет: «Я остался в живых, потому что кто-то погиб за меня». И их тела, вложенные в землю, давно стали землёй и благодаря одному сердцу, переставшему

биться, на земле нашей стучат тысячи сердец!

Звук метронома.

2-ой чтец:

Стой! Остановись! Время, замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на них, кого сейчас нет, кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников. Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитной стены, на которой золочёными буквами вписаны имена павших на поле боя, замученных в фашистских застенках, сожжённых, повешенных, уничтоженных, но всё-таки непокорённых. Остановись у красной стены, обагрённой кровью погибших, красной стены - кровавой стены.

Учитель:

-Зачем дана человеку память?

-Какую роль она играет в нашей жизни?

Древние римляне говорили: « Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними». Время необратимо идёт вперёд, оставляя позади события, судьбы, нас вчерашних. Но память о прошлом живёт в людях, без неё жизнь человека не может быть полноценной. В повести киргизского писателя 20 века Чингиза Айтматова « И дольше века длится день» есть легенда о манкурте, человеке, которого лишили памяти. Потеряв память, он потерял человеческий облик, утратил нравственные ориентиры и стал убийцей собственной матери.

   Литература предупреждает нас, заставляет задуматься  о том, что мы не должны быть манкрутами, «Иванами, не помнящими родства», что слово «память»  должно быть для человека священным.

   На сегодняшнем уроке мы постараемся сами и вместе с писателем В. П. Астафьевым заглянуть в прошлое.

-Каким образом, в каких вещах, предметах может сохраниться память?

Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии.

   Итак, разговор сегодня на уроке у нас пойдёт о памяти, о памяти исторической, о памяти человеческой, о памяти, которая воскрешает события и переживания людей в рассказе В. П. Астафьева « Фотография, на которой меня нет». Эпиграфом к уроку станут слова Г. Гейне «Прошлое – родина души человека».

  1. Работа над темой урока.

1. Самокострукция.  Накопление словарного материала в процессе беседы.

- Какие слова у вас ассоциируются со словом память? Запишите их. То, что вы уже записали, - это ваше информационное поле. Вы будете постепенно его дополнять.

- Прочитайте определение слова память в толковом словаре. Выпишите ещё слова.

- Подумайте над высказываниями великих писателей, мыслителей, философов о памяти. Выберите то, которое вы бы оставили для себя Почему? Дополните своё информационное поле.

Карточка-информатор

Высказывания писателей, философов, политиков о прошлом, о памяти, о времени.

  • Память - единственный рай, из которого нас не могут изгнать (Жан Поль).
  • Кто не помнит своего прошлого, обречён пережить его снова (Сантаяна).
  • Единственной мерой времени является память (Вл. Гжегорчик)
  • Всё, что мы делаем, всё, что мы собою представляем, тесно примыкает к вековой работе прошлого (Ренан).
  • Воспоминания о прошедшем всегда кажутся выше того, что мы можем ждать от будущего (Стендаль).
  • Боюсь не смерти я. О, нет! Боюсь исчезнуть совершенно (М. Лермонтов).
  • Память – странное сито: на нём остаётся всё хорошее о нас и всё плохое о других. (В. Брудзиньский).
  • Время – движущееся подобие вечности (Платон).
  • Кто помнит, тот не знает пораженья,

      Кто помнит, тот беспамятных сильней… ( Грибачёв).

Учитель: Бенджамин Франклин, американский учёный и политик, писал, что «Время – это ткань, из которой состоит жизнь.  А единственной мерой времени является память».

      Давайте обратимся к нашей памяти. Неслучайно наш урок мы начали  с     воспоминания о Великой Отечественной войне. Этот год юбилейный. Прошло уже почти 70 лет, как закончилась вторая мировая война, но до сих пор она жива в памяти людей. Забыть ее сложно, потому что в этой войне воевали наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Многим людям эта война принесла много горя и слёз.

    На урок вы принесли старые фотографии своих родственников, которых, так или иначе, коснулась война. Время нельзя остановить, но запечатлеть миг времени, мгновение возможно, и в этом помогает нам фотография. На ваших фотографиях – отпечаток времени со свойственной ему атмосферой, присущими ему деталями быта.

2. Выступления групп.

   Представление каждой группой своих работ методом «Спикер» или «Снежный ком».

  1. Разрыв. Проблемный вопрос и переход к анализу рассказа В. П. Астафьева        «Фотография, на которой меня нет».

- Закончите предложение: « Прошлое, хранящееся в памяти, - это часть настоящего, потому что…».

- Вы только что попытались пристальнее вглядеться в лицо минувшего и обнаружили, что прошлое запечатлённое на фотоснимках, близко и дорого нам, оно живёт в нас. Старые фотографии пробуждают память и воображение, помогают оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на своих родных. Не потому ли так дорога старая фотография и автору повести «Последний поклон» Виктору Астафьеву? Чем она является для него?

  1. Аналитический практикум по рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

1)Беседа

- Какие чувства у вас вызвал рассказ? Над чем заставил задуматься? Почему, несмотря на то, что на фотографии нет героя рассказа, она очень дорога ему?

- О чём этот рассказ? Какова его идея? (Рассказ, проникнутый добрым юмором и лиризмом, имеет глубокое содержание. Речь идёт о 1930-х годах, времени трудном и сложном. От заурядного случая, произошедшего с деревенским мальчишкой, не сфотографировавшегося вместе со своими одноклассниками, писатель выходит в большой мир, ставя вопрос о непреходящей исторической памяти народа.)

- Обратимся к этой памяти, вернёмся вместе с Астафьевым в 1930-е годы, обратим внимание на то, как он рисует эту жизнь.

2) Работа над характеристикой героев рассказа (в группах).

Задания для групп

Карточка №1

  • Составьте связный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты, свои наблюдения и выводы.
  1. Как бабушка относится к внуку и как это её характеризует?
  2. Обратите внимание на речь бабушки, богатую народными выражениями, разговорными, просторечными словами. Приведите примеры. С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя её правильной литературной речью.
  3. Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует её?

Советы мастера:

  • Начните свой рассказ со слов: «Главное, что рисует писатель крупным планом, - это человеческие характеры…».
  • В конце сделайте вывод: «Повесть, в которую включён рассказ, называется «Последний поклон». Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что…».

Карточка №2

  • Составьте связный рассказ об учителе Овсянской начальной школы, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы. Используйте иллюстрацию И. Пчёлко к рассказу в учебнике.
  1. Обратите внимание на внешность учителя. Что можно сказать о человеке по выражению глаз, деталям внешности?
  2. Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям:

а) забота о школе;

б) отношение к детям и деревенским жителям;

в) случай со змеёй.

                        3.   Как относятся к учителю деревенские жители? Почему?

                             Приведите  примеры из текста.

                       Советы мастера

  • Начните свой рассказ со слов: «В воспоминаниях о далёком детстве одно из главных мест занимает учитель…»
  • В конце сделайте вывод: «Благодарная память героя сохранила образ учителя, потому что…».

      Карточка №3.

  • Составьте связный рассказ о школе 30-х годов и учениках, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.
  1. Опишите школу, в которой учился главный герой. На какие детали вы обратили внимание? Какие чувства испытали?
  2. Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников «Овсянской начальной школы»? Над чем заставляет задуматься эта фотография?
  3. Обратите внимание на одного из учеников школы , Саньку. Охарактеризуйте его.

Советы мастера

  • Начните свой рассказ со слов: «Писатель отдельными штрихами, деталями восстанавливает прошедшие годы…».
  • В конце сделайте вывод: «Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что…»

Карточка №4.

  • Составьте связный рассказ о главном герое, включив в него цитаты, свои наблюдения и выводы.
  1. Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа:

а) приезд фотографа;

б) болезнь;

в) наблюдение за цветком;

г) отношение к школьной фотографии.

2.Какой он, герой рассказа? Подберите определения.

Советы мастера

  • Начните свой рассказ со слов: «Вспоминая своё далёкое детство, автор рассказывает о человеческих характерах, человеческих взаимоотношениях, и по этим воспоминаниям мы можем судить и о самом рассказчике…»
  • В конце сделайте вывод: «Рассказ о далёком детстве нашёл отклик в сердцах читателей, потому что…»

3)Афиширование (представление результатов работы в группах)

  1. Рефлексия

- Почему, несмотря иногда на свою нелепость, надуманность поз, старая фотография не вызывает смеха у рассказчика? Какие чувства она вызывает у вас?

- Когда на уроке вы почувствовали, что можете сказать нечто важное одноклассникам? Что это важное?

В. П. Астафьев прямо обращался к своей памяти: «Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости… И воскреси – слышишь? – воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него…»

- Как вы понимаете это высказывание?

VII. Подведение итогов урока.

1-ый чтец:

Я зарастаю памятью,

Как лесом зарастает пустошь.

И птицы-память по утрам поют,

И ветер-память по ночам гудит,

Деревья-память целый день лепечут.

Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит…

Шумит, не умолкая, память-дождь,

И память снег летит и пасть не может.

2-ой чтец:

Гремят истории колокола,

Взывая к памяти моей

И в них набаты

Жестоких битв, и созидательные даты.

Они гремят, в них отзвук прежних дней,

Намёк,

Подсказка,

Предостереженье.

Кто помнит, тот не знает пораженья,

Кто помнит, тот беспамятных сильней!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Память, которой не будет конца... Прошлое – родина души человека. Г. Гейне

Слайд 4

«Как много желтых снимков на Руси, В такой простой и бережной оправе! И вдруг открылся мне, И поразил Сиротский смысл семейных фотографий». Н. Рубцов

Слайд 13

Прошлое, хранящееся в памяти, - это часть настоящего, потому что… В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет».

Слайд 14

Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке Катерине Петровне… Благодарная память сохранила светлый образ учителя.

Слайд 18

«Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости… И воскреси – слышишь? – воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него…» В. П. Астафьев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Память, которой не будет конца"

Проект "Память, которой не будет конца" - это акции, мероприятия, КТД, напрвленные на воспитание глубокого уважения к ветеранам всех войн,  к истории России, мужеству ее народа. Особое вним...

Сценарий торжественной линейки, посвященной 65 - летию Великой Победы. «Есть память, которой не будет конца»

Мы здесь с тобой не потому, что дата,             Как злой осколок, память жжет в груди....

Литературно-музыкальная композиция "Память, которой не будет конца", совмещенная с конкурсом выразительного чтения, посвященного подвигу народа в Великой Отечественной войне.

Литературно-музыкальная композиция, совмещенная с конкурсом выразительного чтения, посвященного годовщине победы в Сталинградской битве , направлена на воспитание патриотизма подрастающего поколения, ...

Литературно-музыкальная композиция "Память, которой не будет конца", совмещенная с конкурсом выразительного чтения, посвященного подвигу народа в Великой Отечественной войне.

Литературно-музыкальная композиция, совмещенная с конкурсом выразительного чтения, посвященного годовщине победы в Сталинградской битве , направлена на воспитание патриотизма подрастающего поколения, ...

Презентация "Есть память, которой не будет конца"

Презентация к празднованию 9 мая....

Память, которой не будет конца.

Данное мероприятие разработано для учащихся 7-8  классов с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, посвящено памяти героев войны....

Историко-литературно-музыкальная композиция «Память, которой не будет конца» Посвящённая дню защитника отечества+презентация

Историко-литературно-музыкальная композиция «Память, которой не будет конца» Посвящённая дню защитника отечества+презентация...