А.А. Ахматова. Судьба и творчество
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Титова Татьяна Александровна

А.А. Ахматова. Судьба и творчество (знакомство с биографией Ахматовой, с поэмой "Реквием")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_literature_9.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе

в 9Б классе ГБОУ СОШ № 210

Центрального района Санкт-Петербурга

учителя русского языка и литературы

Титовой Татьяны Александровны

        Тема урока: А.А. Ахматова. Судьба и творчество

        Тип урока: комбинированный

        Цели урока: сформировать у учащихся понимание важности данного исторического периода через произведение А. Ахматовой и сформировать собственное мнение об этом 

        Задачи:

Образовательные:

  • знать историю создания поэмы А. Ахматовой «Реквием», жанровые и композиционные особенности произведения, связанные с особенностями повествования
  • показать резкое обличение Ахматовой антинародных репрессий, отметить гуманизм и ценность авторских взглядов
  • знать алгоритмы целостного анализа эпического текста
  • уметь подбирать необходимый историко-культурный комментарий

Развивающие: 

  • развивать навыки анализа поэтического текста 
  • составлять связные устные и письменные высказывания
  • способствовать развитию творческого подхода к выполнению учебных заданий

Воспитательные:

        

  • осознавать трагедию страны в эпоху сталинских репрессий, необходимость сохранения памяти о страшных годах в истории страны
  • воспитывать у учащихся патриотизм
  • воспитывать у учащихся внимание к слову

Ход урока

Слайд  1   (Имя, дата рождения, портрет)

- Русская поэзия начала XX века знает много выдающихся, блестящих имен. Древо ее могуче и ветвисто. Широк диапазон тогдашней поэзии. Это и гражданственные стихотворения Валерия Брюсова, и бесстрашно искренние стихотворения Александра Блока, хрупкие — Иннокентия Анненского, классически строгие и задумчивые - Ивана Бунина, лиричные стихи полей и лесов Сергея Есенина, могучие и эпатажные - Владимира Маяковского.

  • Наверное, только в России было в то время такое богатство поэзии, такой яркий и многогранный ее спектр.
  • В те же предреволюционные годы читатель услышал и бархатистый грудной голос молодой поэтессы Анны Ахматовой.
  • Стихи   Ахматовой   были   не   только   услышаны - их   заучивали, цитировали, переписывали в альбомы, ими объяснялись влюбленные.
    «Вся Россия, - отмечал Корней Иванович Чуковский, - запомнила ту перчатку, о которой говорит у Ахматовой отвергнутая женщина, уходя от того, кто оттолкнул ее

Слайд 2        

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: "Со мною умри!

Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой".
Я ответила: "Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…"

Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем. 

 Анна Ахматова - литературное имя А.А. Горенко. Согласно семейной легенде, ее бабушка вела свое происхождение от татарского хана Ахмата.

Слайд 3

Татарское, дремучее,

Пришло из никуда,

К любой беде липучее,

Само оно беда.

- так впоследствии писала Ахматова о своем псевдониме.

-        Как вы понимаете эти строки?

  • Современницей каких трагических событий в истории России была
    Ахматова? (революция, гражданская война, годы сталинских репрессий,
    ВОв)
  • Давайте посмотрим презентацию, в которую включены выдержки из ее
    автобиографии (просмотр презентации)
    Слайд 4-9
  • Как рассказывает о себе Ахматова?

  • Ахматова стала «символом величия России» в тяжкое время нашей
    истории. Ее голосом - одним из совсем немногих несломленных голосов
  • выговорились обреченные на немоту миллионы убитых и униженных
    соотечественников.

Слайд 11        Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя русская речь, Великое русское слово.

-        Так писала Ахматова в феврале 1942 года. Особая сила и особый
трагизм этой клятвы в том, что сохранять «Великое русское слово»
приходилось не только от чужеземного вторжения, но, с не меньшей
смелостью, от того, что происходило в собственной стране. И цена
сопротивления была той же: пули, бездомность, нищета, и - вдобавок -
позор и одиночество среди своих.

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам, -

говорит она в стихах о своем выборе - остаться на Родине, не ожидая для себя ничего, кроме утраты свободы, гонений и гибели. Могла ли предвидеть Ахматова, что с начала 20-х годов не будет ни одной представительной публикации ее стихов на Родине, что с 1927 года на нее заведут дело в ОГПУ, что сначала будет расстрелян ее муж Николай Гумилев, а чуть позже будут арестованы ее сын Лев Гумилев и Мандельштам,   что   появятся   многочисленные   «ложные   биографии», искажающие ее жизнь, наконец, что она останется одна среди собратьев «по цеху»?   Слайд 10

В 1935-1940 годах Ахматова создает поэму «Реквием», посвященную жертвам сталинского террора.

Слайд 12

- В «Реквиеме» поэт говорит от лица и словами своих бесчисленных
«невольных подруг», стоявших вместе с ней с передачами в тюрьму.

 - Послушайте эпиграф и посвящение  Слайд 13-14

 - В чем вы видите смысл повторов слов и противопоставление понятий эпиграфе(чуждый и мой)

- Кому и чему посвятила Ахматова свое произведение?

- Какие словесные образы находит Ахматова для того, чтоб показать
масштаб людского горя во вступлении?  
Слайд 15

          Послушаем 1 главу  Слайд 16

 - В   чем   смысл   сравнения   лирической   героини   со   «стрелецкими
женками»?

        Послушаем 2 главу  Слайд 17

- Какие слова повторяются в этой главе? С какой целью?
        Послушаем 3 главу  

- Как Ахматова подчеркивает невыносимость  страдания  лирической
героини?

Послушаем 4 и 5 главы  Слайд 18-19

- О чем говориться в этих главах?
        Послушаем главу «Приговор»  
Слайд 21

- В   чем   смысл   повтора   «каменное   слово»,   «душа   окаменела»   и противопоставления «живую грудь»?

           Послушаем главы «К смерти» и 9 главу   Слайд 22-23

- Какие еще испытания придется пережить лирической героине?
        Послушаем главу «Распятие»    
 Слайд 24

- В чем особенность этой главы?

- Это строки из Евангелия. Библейский план подчеркивает святость
судьбы всех невинно страдающих.

Послушаем эпилог   Слайд  25-27

- Что говорит поэтесса о своем памятнике? Где стоять этому памятнику?

- Впервые «Реквием» был напечатан в 1987 году.

- Сегодня  мы  познакомились  только  с  одной  стороной творчества
Ахматовой

        Ю.Ф. Корякин писал: «Если бы я был учителем сейчас, я бы выпустил детишек с одним, хотя бы с одним прекрасным впечатлением. Я бы их выпустил с глубоким, прекрасным и трагическим впечатлением о «Реквиеме». Чтобы полюбили они «Реквием» навсегда, как судьбу России и судьбу женщины, которая оказалась мужественнее миллионов мужчин. И это был бы заряд и сострадания, и мужества». Согласны ли вы с критиком и публицистом?

        В1982 году в Оксфорде сэр Исайя Берлин так заключил свои записки об Ахматовой: «Легенда ее жизни и ее непреклонного тихого сопротивления всему, что она считала унижающим собственную страну и себя, сделала ее фигурой не только русской словесности, но всей российской истории нашего столетия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательская конференция, посвященная судьбе и творчеству Анны Ахматовой

Разрабока мероприятия поможет учителю литературы более подробно рассказать о жизни и творчестве А.Ахматовой учащимся 11 класса. В разработке урока включены презентация, звукозапись чтения стихов автор...

А.А.Ахматова. Жизнь и творчество.

Презентация к уроку "Жизнь и творчество А.Ахматовой"...

Методическая разработка урока "А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Лирика, отражение любви, душевных побед и крушений. Трагизм личности, семьи, народа (поэма «Реквием»)"

Методическая разработка посвящена жизни и творчеству А.А.Ахматовой. Ее цель: помочь преподавателям  литературы раскрыть для студентов личность великого русс­кого поэта, ознакомить с творчеством и...

Методические рекомендации к уроку "Анна Ахматова. Жизнь и творчество.".

Задачей данной работы является предложить лишь один из вариантов системы уроков по творчеству А. Ахматовой в девятом классе в рамках обязательной программы по литературе....

А. АХМАТОВА. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

Перед вами вводный урок, посвященный жизни и творчеству величайшего русского поэта XX века А. Ахматовой. В данном уроке представлены:краткая биография поэта,творческий путь,реакция представителей...