Читательская конференция, посвященная судьбе и творчеству Анны Ахматовой
методическая разработка (литература, 11 класс) по теме

Мисикова Инна Геннадьевна

Разрабока мероприятия поможет учителю литературы более подробно рассказать о жизни и творчестве А.Ахматовой учащимся 11 класса. В разработке урока включены презентация, звукозапись чтения стихов автором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_konferenciya.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Читательская конференция, посвященная судьбе  и творчеству  Анны  Ахматовой

Ее образы никогда не жили своей
собственной жизнью, а всегда
служили раскрытию лирических
переживаний поэта, его
радостей, скорбей и тревог.
К. И Чуковский

Ведущий 1:
Наша сегодняшняя встреча посвящена судьбе и творчеству одной из величайших поэтесс Серебряного века - Анне Андреевне Ахматовой. Многое  она пережила в своей жизни, но на всю жизнь сохранила в себе тот огонек, который позволил ей писать свои стихи, остающиеся созвучными чувствам многих поколений, выросших с этим именем на устах.

Ведущий 2: Судьбы поэтов складывались по-разному.

Иная близится пора.

Уж холод смерти сердце студит.

Но нам священный град Петра

Надгробным памятником будет,- писала в 1919 году Анна Ахматова, ещё не ведая о том, какие испытания выпадут ей на долю, но неразрывность свою с веком, с Россией, с Отечеством они воспринимали не как жертву, а как извечную участь русских поэтов.

Чтец: Я – голос ваш, жар вашего дыханья,

Я – отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья,

Ведь все равно я с вами до конца.

Ведущий 1: Через всё своё творчество она пронесла верность нравственным основам бытия и человеческим ценностям, обострённое чувство истории, тяготение к классическому стилю поэтического языка.

Анна Ахматова  родилась 23 июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). Её отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком она была перевезена на север - в Царское Село. Там прожила до шестнадцати лет.

Читать Анна  училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, тоже начала говорить по-французски. Первое стихотворение она написала, когда ей было 11 лет.

Ведущий 2: С юности Анна читала римских авторов. Знала французский, немецкий и итальянский  языки. А позже, годам к 30, по её словам, она подумала: «Так глупо прожить жизнь и не прочесть Шекспира, Любимого писателя» и стала учить английский язык. Занималась по 8 часов в день. Через полгода она уже свободно читала У.Шекспира в оригинале.

Чтец: Мне дали имя при крещенье - Анна,

           Сладчайшее для губ людских и слуха.

           Так дивно знала я земную радость

           И праздников считала не двенадцать,

          А столько, сколько дней в году…

Ведущий 2: Когда в печати стали появляться ее первые серьезные стихи, отец запретил ей подписывать их своей настоящей фамилией Горенко. Тогда юная Анна взяла литературный псевдоним – фамилию прабабушки – татарской княжны Ахматовой.

24 декабря 1903 года она познакомилась с Николаем Гумилевым, он был старше Анны на три года и тоже учился в Царскосельской гимназии.

Ведущий 1: Николай Гумилев родился 15 апреля 1886 года бурной штормовой ночью, и, по семейному преданию, старая нянька предсказала, что у него будет бурная жизнь. Поэт Николай Гумилев жил всякому смирению вопреки, был жесток и требователен к себе и окружающим.  Анна Ахматова, тонкая стройная девушка,  долго не хотела замечать надменного и нескладного юношу с лицом, далеким от представления о красоте. Три года длились его объяснения в любви и повторялись ее отказы, после одного из которых Гумилев пытался покончить с собой.

 Чтец: Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.
Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной,
Высокомерна и глуха…

Ведущий 2: В апреле 1910 года она, наконец, дала согласие на брак и на месяц они поехали в Париж. Ахматова писала : «Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Гумилева. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, не знаю, но кажется мне, что люблю.»

Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики.
…А я была его женой.

Ведущий 1: В 1912 году вышел первый сборник стихов "Вечер". 1 октября 1912 года  у Анны Ахматовой родился единственный сын Лев. В марте 1914 года вышла вторая книга - "Четки".

Ведущий 2: Корней Чуковский вспоминал: «Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 года. Тоненькая, стройная, похожая на робкую пятнадцатилетнюю девочку, она ни на шаг не отходила от мужа, молодого поэта Н.С.Гумилева, который тогда уже, при первом знакомстве, назвал её своей ученицей. То были годы её первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов. Прошло два-три года, и в её глазах, и в осанке, и в её обращении с людьми наметилась одна главная черта её личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость: «царственная», монументально важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии».

10 июня 1918 г. Петербург. Николай Гумилев был расстрелян по ложному доносу в 1921 году за участие в контрреволюционном заговоре.

 Чтец:  Песня последней встречи: 

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала – их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: “Со мною умри!

Я обманут моей унылой,

Переменчивой, злой судьбой”.

Я ответила: “ Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой…”

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

                                                                                  29 сентября 1911

Ведущий 1: 27 октября 1935 году были арестован сын Ахматовой - Лев Гумилев. 30 октября Михаил Булгаков помогал Ахматовой составить письмо Сталину об облегчении участи сына. 3 ноября Л.Гумилев был освобожден.

10 марта 1938 года – второй арест сына за участие в молодежной антисоветской террористической организации в ЛГУ. Приговорен сначала к 10 годам исправительно-трудовых лагерей, а затем, после пересмотра дела, к 5.

Ведущий 2: Над лирическим циклом «Реквием», позднее называемым ею и поэмой, Ахматова работала в 1934-1940 годах и в начале 60-х годов. По словам Лидии Чуковской, «Реквием» заучивался людьми, которым Ахматова доверяла, а таких было не более десятка. Рукописи, как правило, сжигались, и только в 1962 году Ахматова передала «Реквием» в редакцию «Нового мира». этот цикл стихов был посвящён жертвам репрессий 1930-х гг.

Поэма «Реквием» впервые была опубликована в журнале «Октябрь» в 1987 году 

Ведущий 1:

Только полная правда жива и права,

А неполная правда – пустые слова,

И не надо бояться памяти тех

Уж очень далёких лет.

Так писал об этом страшном времени поэт Жигулин.

Ведущий 2: Слова «Реквиема» обращены к тем, кто сажал, и  к тем, кто сидел. Тем, кто мучил, и тем, кто был замучен. И в этом смысле это глубоко народное произведение. В небольшой по объему поэме показана очень горькая страница жизни всего народа. Три голоса, звучащие в ней: матери, поэта, и историка, - в конце поэмы сплетаются с голосами целого поколения, всего народа.

Ведущий 1: Тема сталинских репрессий, тёмных времён, или, как их называют, «белых пятен» в истории нашего народа, к счастью, открытая. Более того, она стала центральной в работах многих историков, видных политических деятелей. Да, безусловно, эта тема нужна и важна. Об этом надо не забывать, над этим надо думать. Плоскольку история – это память. Это и память народа обо всём, что было в ней прекрасного и чудовищного. А подобно тому, как без памяти человек – не человек, так и без истории народ – не народ.

Ведущий 2: Такие, как Анна Ахматова, благодаря их таланту, мужеству, духовной высоте смогла донести до нас не только факты тех лет зловещих, а своё творчество, свои прекрасные стихи, ещё сильнее, глубже задевающего душу человеческую.

И та, что прощается с милым,-

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,

Что нас покориться никто не зависит!

Ведущий 1: Тюрьмы, тюрьмы, кругом тюрьмы, вся Россия в тюрьмах утопала, и ей, «насмешнице, царскосельской весёлой грешнице», довелось вплотную столкнуться с этим самым мрачным, что было тогда в России. В 21 году – расстрел мужа, Н.Гумилёва, в 35 –арест единственного сына, затем – клеймо на многие годы: жена врага народа. Но разве могло сломать даже это горе такую огромную душу, великое сердце?! Зная, видя всё это, что творилось вокруг. Ахматова не отреклась от любимого человека, не предала веру в чистоту его совести, потому что вера в людей давала ей силы жить и творить.

Чтец:      Нет, и не под чуждым небосводом,

                И не под защитой чуждых крыл,-

                Я была тогда с моим народом,

                Там, где мой народ, к несчастью, был.

 В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
     - А это вы можете описать?
     И я сказала:
     - Могу.
     Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.

Чтение Ахматовой «Реквием».

Ведущий1: Отечественная война 1941 года застала Ахматову в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, она вылетела на самолете в Москву. До мая 1944 года жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое в палящий жар, древесная тень и звук воды. А еще Ахматова узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте она много и тяжело болела. В мае 1944 года прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград. 

Ведущий 2: Анна Ахматова скончалась 5 марта 1966 года в Москве после четвертого инфаркта. Похоронена поэтесса в Комарове, под Санкт-Петербургом. На ее могиле нет грандиозного памятника, только самодельный крест. Она и не нуждается в монументах – вечным и самым прочным памятником стала ее жизнь и её стихи. Ахматова вобрала в своё сердце боль всего народа и полностью отдала его родине. Поэтому её творчество всегда будет живым, жгущим сердца людей.

 Чтец: Один идет прямым путем,
Другой идет по кругу
И ждет возврата в отчий дом,
Ждет прежнюю подругу.

А я иду – со мной беда,
Не прямо и не косо,
А в никуда и в никогда,
Как поезда с откоса.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательская конференция по рассказу Константина Симонова "Третий адъютант" для учащихся 10-11 классов

Обсуждение рассказа помогает донести до каждого ученика важность и ценность жизненных позиций, воспитывает ответственность за все окружающее. Урок сопровождается презентацией "Жизнь и творчество К. Си...

Читательская конференция " Человек читающий..."

Читательская конференция для учащихся 8 класса...

Читательская конференция "Такие разные мамы"

На основе сопоставительного анализа рассказов Л. Петрушевской "Страна" и И. Полянской "Мама" учащиеся наблюдают о разных  отношениях матери к своей дочери....

Урок-читательская конференция по литературе в 11 классе

Вербич Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №535 г.Санкт-Петербурга      Урока-читательская конференция ( лит...

Читательская конференция по поэме свт.Иоасафа Белгородского "Брань семи честных добродетелей с семью грехами смертными.."

Читательская конференция ориентирована на учащихся 8-10 классов. На конференции выступают учащиеся, которые делятся своими впечатлениями от прочитанного.Разговор ведется о проблеме добра и зла, доброд...

Повесть о настоящем человеке (классный час - читательская конференция по повести Б.Полевого)

На классном часе знакомимся с писателем Борисом Полевым и обсуждаем его книгу "Повесть о настоящем человеке".  Цель:  воспитание чувства сопереживания, гордости, патриотизма,развивать у...

Методическая разработка читательской конференции "Будь судьбы своей капитаном"

Данная разработка поможет учителям литературы подготовиться к итоговому занятию по произведению В.Каверина "Два капитана"...