Читательская конференция по поэме свт.Иоасафа Белгородского "Брань семи честных добродетелей с семью грехами смертными.."
материал по теме

 Кучерова Оксана Егоровна

Читательская конференция ориентирована на учащихся 8-10 классов. На конференции выступают учащиеся, которые делятся своими впечатлениями от прочитанного.Разговор ведется о проблеме добра и зла, добродетели и греха в человечке и его жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chitatelskaya_konferenciya_po_poeme_svt.ioasafa.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

КУЧЕРОВА ОКСАНА ЕГОРОВНА

учитель православной культуры

МОУ-СОШ № 47  г. Белгорода

г. Белгород, ул. Дегтярева,1

e-mail: kucherova2005@yandex.ru

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПОЭМЕ СВТ. ИОАСАФА, ЕПИСКОПА БЕЛГОРОДСКОГО И ОБОЯНСКОГО

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ

«КНИГА, ШАГНУВШАЯ В ЗАВТРА…»

2011 г.

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ: НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Цель читательской конференции:

  1. популяризация чтения среди учащихся старших классов;
  2. воспитание нравственных ценностей, составляющих основу высокой духовности на основе анализа текста поэмы, а также жизненного подвига свт. Иоасафа;
  3. повышение интереса учащихся к святоотеческому наследию белгородчины на примере поэмы свт. Иоасафа «Брань семи честных добродетелей…»;
  4. обучение вдумчивому чтению и умению трактовать святоотеческие тексты;

Задачи конференции:

  1. формировать в ходе обсуждения книги коллективное читательское мнение;
  2. показать эффективность данной формы работы для развития интереса к чтению, читательских и коммуникативных умений учащихся.
  3. показать возможности читательской конференции для руководства детским чтением со стороны педагогов, для выстраивания воспитательной работы на основе книги.

Оборудование: выставка книг о свт. Иоасафе; мультимедийный проектор, презентация, пенся о свт.Иоасафе, видеосюжет.

Читательская деятельность представляет собой сложный, многогранный процесс, связанный со всей житейской и духовной биографией человека. Каждый человек нуждается в совершенствовании и ищет его. Чтение способствует  достижению им вершинных переживаний, которые сопутствуют кульминационным моментам человеческой жизни, - любви, слиянию с природой, искусством, высоким напряжением творчества. Чтение приобщает к доминантам жизни, тому, что придает ей высший интерес и смысл - истине, добру и красоте.

Чтение дает возможность удовлетворить главные духовные потребности.

Принцип уважения личности ученика, а значит, уважения его вкусов, мнений, интересов, в итоге, выбора, положен в основу такого образовательного события, как читательская конференция.

Читательская конференция предусматривает обмен мнениями в широкой читательской аудитории. На читательской конференции сталкиваются различные точки зрения, формируется коллективное мнение о книге. Смысл конференции состоит в коллективном обсуждении, в коллективной оценке книги.

Читательская конференция предполагает небольшие выступления учеников, которые готовится ими заранее дома по плану, разработанному совместно с учителем в классе: имя автора, некоторые биографические данные (по возможности); краткий очерк творчества с указанием предпочитаемых тем, проблем (желательно).  Такой план провоцируют ученика на поиск необходимых данных, что ведет к расширению его познаний об авторе и его творчестве.

Основное внимание в своем выступлении один из учащихся  должен уделить самой книге. Задача сложная: передать содержание, не сбившись на банальный пересказ, дать квалифицированный анализ идейно-художественных достоинств произведения. Думается, что возможным в данном случае будет определение собственной проблемы ребенка в прочитанной им книге. Таким образом, нас будет интересовать и само произведение, и то, как и насколько успешно ученик овладел литературоведческими навыками, но прежде всего то, что привлекло именно его и именно в этой книге, какая проблема его заинтересовала, оказалась для него важной, какие ценностные ориентиры он определяет для себя самостоятельно.

Важно, чтобы учащиеся обратили внимание  не только  на саму  проблему, скорее,  на способ ее решения, предлагаемый автором, и согласие (или несогласие) с этим решением учащегося с последующим  обоснованием.

Выступающий может закончить свое выступление ответом на вопрос: кому (какого типа людям) эта книга будет интересна?

Так, учащийся может исподволь охарактеризовать и самого себя, что с гуманистической позиции немаловажно.

Для читательской конференции свойственна обстановка непринужденности, доброжелательности, искренней заинтересованности, терпимости.

Ученики, представляющие вниманию аудитории книгу должны быть уверены в том, что они действительно имеют право на собственный выбор и с этим его одноклассники и особенно учителя  считаются, даже если это не соответствует их вкусу.

Учитель, для создания обстановки психологического комфорта,  доброжелательности, доверия,  чтобы стать ближе и понятнее своим ученикам, должен говорить на «одном с ними языке», раскрыть свои человеческие читательские интересы.

Завершается конференция вопросом «по кругу» что больше всего запомнилось, почему, какую идею книги учащиеся считают основной, чему научила их книга, что они возьмут с собой, в свою реальную жизнь.

Любое произведение — это попытка автора высказаться по тому или иному вопросу. И если ребенок понял, что другой человек ему хотел сказать, если он его выслушал (дочитал) до конца, значит, состоялся диалог, значит, он способен к диалогу, к пониманию, к принятию другой личности, ее позиции.

« Чтение хороших книг есть как бы беседа с почтеннейшими людьми прошлых веков — их авторами, и причем ученая беседа, в которой они открывают нам только лучшие из своих мыслей», заметил как-то  Рене Декарт, и с ним трудно не согласиться.

Слайд 1. Чтение хороших книг есть как бы беседа с почтеннейшими людьми прошлых веков — их авторами, и причем ученая беседа, в которой они открывают нам только лучшие из своих мыслей.            Рене Декарт

Библиотекарь: Здравствуйте, уважаемые читатели! Мы рады приветствовать вас в нашей библиотеке. К сожалению, сегодня все реже можно увидеть человека с книгой в руках, особенно молодого человека.  Сегодня не модно читать, да и зачем, если есть различные электронные девайсы  (Девайс (англ. device) — любое устройство, конструктивно законченная техническая система, имеющая определённое функциональное назначение) – тот же Ipad, в которые можно закачать целую Российскую государственную библиотеку! И даже одно время были жаркие споры о том, чтобы в школах использовались электронные учебники, вместо обычных, бумажных.   Но какие бы технологии не приходили на смену бумажным носителям, книга навсегда останется несомненным богатством для человека, богатством духовным. Стоит на всю жизнь запомнить и шелест переворачиваемых страниц, и едва уловимый запах бумаги, и чувство связи с мамой и бабушкой, которые тоже когда-то держали эту книгу в своих руках, и ощущение того, что ты соприкасаешься с чудом. Ибо только живая книга, а таковой является обычная, знакомая нам всем с детства книга, может во всей полноте передать мысли и чувства автора, его настроение, умозаключения, только такая книга даст возможность нам с вами проникнуться духом того времени, о котором в книге идет речь. И сегодня мы с вами поговорим об одной удивительной книге не менее удивительного автора.

Слайд 2 «Гимн Святителю Иоасафу»

Мы прославляем этого человека-святителя Иоасафа, епископа Белгородского и Обоянского – в стихах, песнях, молитвах..

звучит песня о свт. Иоасафе  в исполнении архидиакона  Романа (Тамберга)
и священника Алексея Грачёва

И сегодняшним нашим прославлением ему станет читательская конференция, на которой мы обсудим важнейшие проблемы нравственности, затронутые в поэме «Брань семи честных добродетелей с семью грехами смертными…»

Слайд 3.

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПОЭМЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАСАФА БЕЛГОРОДСКОГО И ОБОЯНСКОГО «БРАНЬ СЕМИ ЧЕСТНЫХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ С СЕМЬЮ ГРЕХАМИ СМЕРТНЫМИ…»

«КНИГА, ШАГНУВШАЯ В ЗАВТРА…»

Учитель: Добрый день, дорогие ребята!  Сегодня мы с вами поговорим об одном из уникальнейших произведений литературы 18 века – поэме святителя Иоасафа, епископа Белгородского и Обоянского «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными, происходящая в человеке-путнике всегда, особенно в дни Святой Великой Четыредесятницы, описанная по порядку ее седмиц поэтическим образом и ритмом».

Но сначала я бы хотела обратить ваше внимание на эпиграф предстоящей конференции.

Зачитывается эпиграф (Слайд 4)

Учитель: Это строки Д. Голубева, как мне кажется особо соответствуют нашему настрою – разговору о величайшем человеке, пожертвовавшем свою жизнь на благо служения Богу и людям. Святитель Иоасаф был и остается настоящей путеводной звездой для сотен и тысяч людей, искренне верящих в Бога и в силу Иоасафовой молитвы.

– Давайте же вспомним, кто такой святитель Иоасаф, что мы знаем о нем?

Краткое сообщение учащихся о житии Иоасафа.

Библиотекарь: Жизнь святителя Иоасафа-трудный молитвенный подвиг, который прошел он  рука об руку с высочайшей Мудростью, Любовью, Верой и Надеждой.

Святитель Иоасаф, как настоящий, истинный Мудрец, обладал поэтическим даром, был человеком,  который много видел, знал, отличался особым усердием в службе Господу, много молился, радел за бедных, убогих, прославился как великий подвижник, способствующий процветанию своей епархии.  Пожалуй, самой важной и более всех поражавшей особенностью Иоасафа  был сам его образ жизни, задававший необычный порядок ценностей: он ставили добродетель выше внешних благ. Для него личностное совершенство, умственное развитие и душевное спокойствие были важнее, чем богатство и даже власть. Он отличался сдержанностью, смирением, добротолюбием, уважительным отношением ко всей пастве своей.

Иасаф  был прозорливым человеком, видел не только глазами, но и умом. Истинная мудрость есть умозрение. И это подтверждается фактами из биографии Иоасафа. Например, когда он узрел неправедность в 130-летнем старце.

Инсценировка фрагмента ИНСЦЕНИРОВКА РАЗГОВОР СВЯТИТЕЛЯ ИОАСАФА СО СТОТРИДЦАТИЛЕТНИМ СТАРЦЕМ

На основе Жития св. Иоасафа и стихотворного текста  из книги Е.Поселянина.

Сценарий-Кучеровой О.Е.- учителя православной культуры МОУ-СОШ № 47 г. Белгорода

Слайд 5

АВТОР: Однажды к святителю явилось за благословением все его духовенство. Святитель вглядывался в подходивших к нему. В числе священников к нему подошел один согбенный дряхлый старец-священник. Святитель Иоасаф остановил на нем свой пристальный взгляд и спросил его:

ИОАСАФ: — Сколько тебе лет?

СТАРЕЦ: — Сто тридцать. Семь десятков лет я уже в заштате.

АВТОР: Чувство жалости охватило святителя при виде дряхлого старца, которого, видимо, тяготила уже и жизнь.

ИОАСАФ: — Хочу я знать, — участливо обратился святитель к старцу, — не помрачена ли совесть твоя каким-либо тяжким грехом? По данной мне Богом власти я могу простить грех твой. Поверь всю жизнь твою...

 Молю я тебя: свою душу

Предо мною, ты, старче, излей:

Каких-либо страшных деяний

Не помнишь ли в жизни своей?

СТАРЕЦ: — Не знаю, не помню, святитель,—

В смущении старец шептал:

Каким богомерзким проступком

Свое бытие я связал.

ИОАСАФ: — Припомни же, старец, припомни,

Какой ты проступок свершил, —

АВТОР: Святитель, взирая на старца,

Настойчиво вновь повторил.

Внимая речам его, тихо

По-прежнему старец стоял.

Но вот, вдруг припомнивши что-то,

С рыданием громким упал

К ногам его и со слезами

Всю душу раскрыл перед ним,

Поведал деяние злое,

Когда-то свершенное им.

Поведал, как в день воскресенья, —

Помещику чтоб угодить,—

Окончив одну литургию,

Вторую решил совершить.

Как в самом начале служенья

Услышал он вдруг с высоты

           Таинственный голос, вещавший:

ТАИНСТВЕННЫЙ ГОЛОС: «Безумец, что делаешь ты.

                                                    Ведь, снидет проклятие с неба

    За деянье сие на тебя.

                                                   Ведь будешь жестоко им связан

                                                  Ты с этого страшного дня».

АВТОР: И вот, в немом отупеньи,

Он этому гласу не внял

И вместо раскаянья в сердце

Проклятье ему он послал.

Прослушав всю исповедь эту,

Святитель со страхом изрек:

ИОАСАФ: — О, старец, несчастный! как много

Небесного гнева навлек

На себя ты проступком ужасным,

Свершенным во храме святом,

Как много и много ты грешен

Пред Господом Богом Христом.

Хранителя— Ангела Храма

Ты проклял. И вот почему

Конца нет, о, старец несчастный,

Земному житью твоему.

Окончив со старцем беседу

И вняв покаянным речам,

Святитель велел приготовить Походную церковь — и там,

На месте, где некогда старец

Свершил прегрешенье свое,

К престолу Предвечного Бога

Вознес он моленье свое...

И там многолетнему старцу

Велел литургию свершить,

И в пламенной к Богу молитве

Прощенье себе испросить.

АВТОР: После этого святитель повелел читать старцу молитву: «Ныне отпущаеши раба Твоего».

 И после молитвы десницей

Своею его осенил,

И именем Господа Бога

Его от греха разрешил.

И старец, примирившись по молитве святителя с Творцом Всеблагим, тихо опустился пред престолом Божиим.

 И на месте, где Господу жертву

С раскаяньем он приносил,

Последнее жизни дыханье

Без трепета вдруг испустил...

И был, по желанью владыки,

Он с честию там погребен,

Где некогда им в небреженьи

Был страшный поступок свершен.

Учитель: Ребята, есть такой собирательный образ людей, выделившихся и прославившихся в разнообразных областях человеческой деятельности. По разным спискам, каждый из которых ограничен числом семь, в целом к ним относят около 20 человек. Речь идет о временах античности, т.е. задолго до того, как жил Святитель Иоасаф. Но как точно мы подмечаем, что все особенности той глубочайшей мудрости, скрытой от нас в глубине веков, проявились и у Владыки Иоасафа. Это свидетельствует о том, что и он, живший и ныне живущий среди нас, неустанно молящийся о нас, является мудрейшим из мудрейших.

Свою мудрость античные мыслители запечатлели  в кратких изречениях, которые представляли собой  требования, указания к поведению, призванные направить его по правильному руслу. Тем самым был сделан исключительно важный шаг в морали. Она приняла форму правил поведения. Эти правила отличались безусловностью, категоричностью. Эти правила имели своей целью совершенство характера человека и его отношений к родителям, старшим, согражданам, государству, богам и не касались других аспектов жизни (военных, хозяйственных, эстетических и прочих). Например: "Не лги", "Пекись о важном" "Доверенное возвращай", "Старшего уважай", "Удовольствие обуздывай"  и т.д.

 – Не правда ли, ребята, это нам что-то напоминает?

Учащиеся отвечают на вопрос.

Учитель: Спасибо, ребята за внимательное отношение к урокам православной культуры, за стремление познать истину. Вы ответили правильно.

 Как теперь нетрудно догадаться, в  основе  античной морали лежит образ человека, который стремится к совершенному, лучшему для себя, имея в виду, что лучшее есть такое хорошее, которое никто у него отнять не может и которое позволит ему добиться доступного человеку бессмертия - обессмертит его имя среди людей. Это связано с качествами человека, характеризующими его способность преодолевать чувство страха (мужество), сдерживать свои чувственные наклонности (умеренность), подчинить их требованиям разума (мудрость, рассудительность), взаимоуравновешенно строить отношения с согражданами, уважать законы (справедливость). Речь идет о качествах, которые закрепились в истории культуры как четыре кардинальные добродетели античности.

– Изменились ли они за столь долгое время и о чем наставлял нас святитель Иоасаф всей своей жизнью, своими трудами?

Учащиеся отвечают на вопрос.

– А как вы думаете, почему  именно так называется поэма святителя Иоасафа,  котрую мы с вами сегодня обсуждаем: «Брань семи честных добродетелей с семью грехами смертными?

Учащиеся отвечают на вопрос.

Давайте же послушаем, как эта поэма  вернулась к нам с вами, какой прошла трудный путь вместе со своим автором.

Ученик рассказывает о появлении поэмы.

Слайд 6

– На Пасху 1737 года будущий святитель - тогда еще преподаватель и экзаменатор Киевской Духовной академии, иеромонах Иоасаф (Горленко) приветствовал прибывшего в Киев нового правящего архиерея - архиепископа Рафаила (Заборовского) стихами собственного сочинения - поэмой «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными». Поэма произвела сильное впечатление на владыку Рафаила и преподавателей академии.

Рукописный текст «Брани...» иеромонах Иоасаф подарил архиепископу Рафаилу.

 Есть основания полагать, что вызвавшая большой интерес поэма неоднократно переписывалась.

Список, хранившийся в Церковно-археологическом музее Киевской Духовной академии, стал источником для первой публикации «Брани...» в 1892 году.

Среди читателей и почитателей поэмы – священномученик Никодим (Кононов) (+ 1918 г.), епископ Белгородский, который в составленном к прославлению святителя в 1911 году акафисте воспел: «Имея оружие непобедимое – Крест, на сердце твоем верою начертанный, противу страстей и грехов смертных, возстающих на ны, крепко ополчился еси, и, Господу победы на тыя враги даровавшу, сложил еси песнь честным добродетелем, ейже внимающе, и мы благодарными усты сице ти воспеваем....»

Учитель: У поэмы оказалась весьма интересная судьба. Она, как и сам святитель, оказалась сильна своим духом, и поэтому победила время.

Давайте послушаем, какова же история этого замечательного высокодуховного литературного произведения.

Выступление учеников с рассказом об истории написания, находки и перевода поэмы.

Ученик: Идея переиздания поэмы святителя Иоасафа в наши дни принадлежит ведущему научному сотруднику Белгородского областного государственного историко-краеведческого музея Андрею Игоревичу Папкову.

Работая с каталогами Российской государственной библиотеки, он обнаружил поэму святителя Иоасафа, изданную в 1892 году. Сделал ксерокопию и с предложением о переиздании обратился к настоятелю Преображенского кафедрального собора г. Белгорода протоиерею Олегу Николаевичу Кобец. Идея была поддержана и творчески развита: было предложено сделать современный поэтический перевод этого произведения, созданного на церковно-славянском языке, и поэтому не совсем понятного современному читателю.

Ученик: Автор современного поэтического перевода поэмы, клирик Николо-Иоасафовского собора города Белгорода, член Союза писателей и Союза журналистов России, протоиерей Игорь Кобелев. Поэма святителя Иоасафа является лучшим образцом поэзии того времени, да и во многом является образцовым произведением.

 В современном поэтическом переводе она появилась лишь в 2002 году. Около 8 месяцев о. Игорь работал над переводом, а самое сложное было – разбивать длинную строку святителя на более короткие и находить соответствующие рифмы.

Книга, содержащая вступительные статьи, церковно-славянский текст поэмы и ее современный поэтический перевод, была выпущена в свет белгородским издательством «Крестьянское дело» тиражом всего 500 экземпляров в октябре 2002 г. и сразу же стала раритетом: нигде не продавалась, а весь тираж (кроме 100 экземпляров в качестве гонорара автору перевода) был распределен по библиотекам учреждений культуры Белгородской области.

Ученик: Время, прошедшее со дня выхода в свет первого современного издания поэмы, показало, что это произведение, действительно, является великим шедевром святого автора: оно сразу же вышло за пределы своей эпохи и  хотя поэма написана на церковно-славянском языке, вовсе не подвластна никаким жанровым ограничениям ни классицизма, ни романтизма, ни реализма, потому что создана с высокой, вечной целью  – для раскрытия и удобного восприятия глубоких православных вероучительных истин, учения о спасении человеческой души.

 В предисловии к поэме Владыка Иоанн говорит: «Это произведение поистине можно считать миссионерским. Я уверен, что это произведение найдет живой отклик в сердцах молодых людей, ведь в нем содержится и глубина богословия, и богатство православной культуры, и удивительно яркие литературные образы, и увлекательный динамичный сюжет. Все это легко входит в душу человека – озаряет ее, становится ее достоянием».

Учитель: Спасибо ребята, за освещение важной проблемы нашего разговора- обретения поэмы, ее перевода и переиздания.

Прежде чем мы начнем с вами вспоминать содержание поэмы и обсуждать ее, давай обратим внимание на ключевые слова сегодняшнего разговора.

Слайд 7

Ключевые слова:

Страсть – стремление к злым делам. Добродетель – доброе, хорошее качество человека или дело. Грех – нарушение человеком Божиих повелений (заповедей). Грех может проявляться в плохих мыслях, поступках, словах

Учитель:  А теперь давайте вспомним содержание поэмы.

Слайд 8.

Ученик:  В поэме «Сражение семи добродетелей с семью грехами» святитель Иоасаф Белгородский рассказывает о том, как христиане сражаются с недобрыми качествами (страстями) своей души. И о том, какие добрые качества души человека (добродетели) помогают ему в этой нелегкой борьбе

Ученик: Действие поэмы начинается незадолго до Великого поста и продолжается в дни Великой Четыредесятницы.

Человек – пришелец в мир,
временный и странный,
Проходил и вдаль и вширь все земные страны.
О бессмертии мечтал
в этой краткой жизни,
К Небесам душой взлетал,
как к святой Отчизне.
И на жизненных стезях, лютый и суровый,
Вдруг напал жестокий враг, вмиг убить готовый...

Это первые строки поэмы. Человек начинает сражение с «жестоким врагом» – семью смертными грехами. Но собственных сил ему не хватает. И он обращается за помощью к семи Добродетелям. Битва за человека, израненного грехами, назначается на время Великого поста. Силы добра и зла готовятся к ней и формируют свои войска из праведников и грешников.

Слайд 9

Ученик: Во время битвы происходит много разных событий, действие развивается стремительно, воины добра попадают в различные ситуации, из которых находят достойный выход.

На помощь добродетелям приходят святые, празднования которым совершаются в дни Великого поста: святитель Григорий Палама, великомученик Феодор Тирон, преподобный Иоанн Лествичник, преподобная Мария Египетская.

Слайд 10

Но когда Добродетели начинают терпеть поражение, они возносят ко Господу Молитву – олицетворенную в образе прекрасной Девы. Для укрепления сил в битве Господь дарует Добродетелям (передает с Молитвой из Своей Небесной Обители) мощное оружие – всесильный Крест, при виде которого войско Гордости трепещет, лишается своей мощи.

Брань завершается славной победой Добродетелей, освобождением человека из греховного плена и приходом Победоносного Воскресного дня – светлого праздника Святой Пасхи.

Учитель: Так давайте же определим, о чем, собственно рассказывает нам поэма Святителя?

Ученик: Речь идет о вечной проблеме - о борьбе добра и зла в сердце человека.

Учитель: Итак, человек отправляется в путь. Давайте вспомним еще раз, какие враги нападают на него?

Ученик: Гордость, Зависть, Ненависть, Злость, Обжорство, Гнев. И чтобы  избежать соприкосновения с ними, человек берет себе в помощь Добродетели: Смиренье, Милостыня, Чистота, Любовь, Пост, Кротость.

Учитель: Давайте выстроим логический ряд. Какая Добродетель с каким врагом (грехом) будет сражаться?

Ученик:  Гордость - … (Смиренье). Жадность - … (Щедрость). Зависть - … (Милостыня). Гнев - … (Кротость). Лень - … (Трудолюбие).

Учитель: Итак, ребята, мы видим, что  поэма  святителя Иоасафа  дает нам четкие духовно-нравственные ориентиры – как очистить свое сердце от зла. Давайте послушаем, как звучат эти строки.

Ученик зачитывает отрывок: 

Если Гордость нападет, погаси горенье,
Знай, тебя победа ждет,
лишь призвав Смиренье.
Если Зависть, вдруг напав, помыслы смущает,
Милостыня – добрый нрав, бурю укрощает...
Если Ненависть разит
к ближнему и к Богу,
Ей оружьем пригрози,
взяв Любовь в подмогу...

Учитель: Да, ребята, стоит этот совет запомнить, потому что он есть главный ориентир в нашей жизни.

А кто знает, что за пометки на полях поэмы?

Ученик: Это своего рода напоминание нам о календаре Великого поста, потому что действие  поэмы разворачивается по порядку (за некоторым исключением) недель и воскресных дней Великой Четыредесятницы. И, читая поэму, мы еще раз как бы пролистываем такие важные события календаря.

Учитель: Хорошо, ребята. А о каких событиях идет речь?

В поэме есть такие строки:

Коль обжорство вдруг тебя сильно одолело –

Пост спасительный любя, бейся с плотью смело.

 Итак, что такое Пост?

Слайд 11

Учитель: В народе бытует загадка о Великом посте: «Мост на семь вёрст».  Пост длится  семь недель и совпадает с порой пробуждения природы от зимнего сна.

А вот еще одна загадка:

Полдуба сухого, полдуба сырого,

Да макушка золотая.

О чем она? О какой золотой макушке идет речь?

Ученик: Это загадка о Великом посте и о празднике, к которому он ведёт.  Макушка золотая – это Пасха.

Учитель: Давайте посмотрим на слайде,  что собой представляет Пост.

Слайд 12

Ученик: Пост это своеобразное восхождение         по лестнице духовной. Важно не сбиться с пути. Важно помнить о добродетелях.

Учитель: Совершенно верно, ребята. Поэма помогает прикоснуться сердцем, точнее, принять сердцем понятие "добродетель". Ведь в произведении помимо олицетворенных Добродетелей действуют реальные люди – почитаемые православные святые, прославившие свой земной путь глубокой верой, подвижнической, праведной жизнью, любовью и бескорыстной помощью ближним.

Ребята, хочу загадать вам еще одну загадку.

Что в воде не горит, в воде не тонет и в земле не гниёт? (душа)

Слайд 13  

А сейчас я хочу вам рассказать о человеке, который жил  в 7 веке в Египте. Это святой по имени Иоанн. Он написал книгу «Лествица», в которой рассказывается о небесной лестнице, по которой человек может подниматься к миру Горнему. Лестница состоит из 30 ступенек. Для того, чтобы подняться на каждую из них, следует приобрести определенное доброе качество души и проявить его в благочестивом поведении.

Лествица – по-славянски означает «лестница». 

 Слайд 14

Рассмотрите иллюстрацию и объясните, почему некоторые изображенные люди падают с лестницы?

- Как вы думаете, почему больше людей падает с верхних ступенек?

- Кто встречает людей на вершине лестницы?

- Кто размещен в левом верхнем углу иконы?

- Кто мешает людям подниматься по лестнице?

 - Раскройте смысл слов:

«Давай вершить добро, пока есть силы.

Не то потом и ты, и я в предверии могилы

Лишь зло пожнём».

А сейчас давайте обратим внимание на  удивительно проникновенные,  строки в поэме святителя Иоасафа. Строки  светлые и теплые строки о любви и почитании Сыном Своей Матери. («Сын» и «Мать» здесь с большой буквы, т.е. Спаситель и Пресвятая Богородица).

Слайд 15

Видя все, из высших Сил Ангел ясноликий
У Престола возгласил:
"Пресвятой Владыко! Вот выходит из дворца,
в путь к Тебе – Девица, Всех Твоих созданий, Царь,
Матерь и Царица!" Царь же Сам для встречи встал
Матери Небесной, Вышним Силам приказал
гимн воспеть чудесный. Молвил, счастья не тая,
Сам слова привета: "Прийди, Ближняя Моя. Голубица света!"
Мать в ответ: "Раба Твоя,
Мой Владыко, Сыне, Утруждаю лишь Тебя
посещеньем ныне". Взяв же за руку, с Собой Деву в свете лика
На Престол Святейший Свой усадил Владыка.

– Чему же учат нас эти строки? Какую святую тайну передает нам автор поэмы Святитель Иоасаф?

Ответы учащихся.

Завершая наш сегодняшний разговор, хотелось бы сказать, что по своему значению для юных умов и сердец поэма Святителя Иоасафа не имеет себе равных. Содержание ее легко понимают даже ученики начальной школы.

- А что вам, ребята, больше всего запомнилось в поэме свт.Иоасафа?

- Чему может научить эта поэма современного молодого человека?

- Как вы считаете, могут ли правила жизни, описанные в поэме пригодиться нам сегодня?

- Давайте обобщим все прочитанное и услышанное и попытаемся высказать основную идею произведения, которая одновременно и является нам всем напутствием в долгую и счастливую жизнь.

(учащиеся отвечают на вопросы)

Ребята, берегите знание, данное нам великим святителем. Пусть в ваших юных душах и сердцах всегда живут Вера, Надежда, Любовь, пусть преисполнено будет ваше сердце мудрости, пусть окормляют ваш путь высочайшие добродетели, и всегда помните и чтите имя святителя Иоасафа-ангела земли белгородской.

А завершить наш сегодняшний разговор хотелось бы замечательными строками, к сожалению, неизвестного мне автора:

 Слайд 16

Посеем семена добра,

Покуда сеять можем,

Пока земля, что столь щедра,

Для нас не станет ложем.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней.

Спасибо всем за внимание. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательская конференция по рассказу Константина Симонова "Третий адъютант" для учащихся 10-11 классов

Обсуждение рассказа помогает донести до каждого ученика важность и ценность жизненных позиций, воспитывает ответственность за все окружающее. Урок сопровождается презентацией "Жизнь и творчество К. Си...

Анализ поэмы святителя Иоасафа Белгородского, чудотворца

Святитель Иоасаф, Белгородский, чудотворец оставил после себя удивительно нужную сегодняшнему человеку поэму "Брань семи честных добродетелей с семью грехами смертными". О чем эта поэма, читайте в мое...

Выступление на конференции по поэмам Коста Хетагурова. "Поэма "Хетаг"-ы истори ама йа равзарды аххосагта"

На этой конференции были рассмотрены известные исторические поэмы Коста Хетагурова"Фатима", "Плачущая скала", "Хетаг". Обучающаяся высказала  свою точку зрения по данному произведению....

Родительское собрание на тему : «Честные отношения в семье. Права ребенка и взрослого. От прав к правилам»

Родительское собрание на тему : «Честные отношения в семье. Права ребенка и взрослого. От прав к правилам»...

Сертификат участника областной конференции «Партнерство социальных и муниципальных организаций для оказания комплексной помощи семьям с детьми-инвалидами»

Сертификат участника областной конференции «Партнерство социальных и муниципальных организаций для оказания комплексной помощи семьям с детьми-инвалидами»...

План мероприятий по осуществлению проекта по читательской грамотности по поэме А. С. Пушкина "Руслан и Людмила"

                                       Вот уже третий год в МБОУ «Разъезженская СОШ&raq...

Читательская конференция по книге Я.Слушкина "Семья Кочкуровых"

читательская конференция по книге нашего земляка...