Анализ поэмы святителя Иоасафа Белгородского, чудотворца
статья по теме

 Кучерова Оксана Егоровна

Святитель Иоасаф, Белгородский, чудотворец оставил после себя удивительно нужную сегодняшнему человеку поэму "Брань семи честных добродетелей с семью грехами смертными". О чем эта поэма, читайте в моей статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyatitetl_iosaf.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ ПОЭМА СВЯТИТЕЛЯ ИОСАФА (ГОРЛЕНКО) ЕПИСКОПА БЕЛГОРОДСКОГО, ЧУДОТВОРЦА

  1. Житие святителя Иоасафа

Святитель Иоасаф родился в небольшом городке Прилуки Полтавской губернии 8 сентября 1705 года в день Рождества Пресвятой Богородицы в именитой дворянской семье Горленко. При святом Крещении наречен именем Иоаким (в честь земного родителя Пресвятой Богородицы).

Родители Иоакима были очень богобоязненны и жили по всем правилам Православной Церкви. Отец - Андрей Димитриевич Горленко, был бунчужным, т.е. заведовал бунчуком - войсковым знаменем при гетмане Данииле Павловиче Апостоле, на дочери которого Марии Даниловне он и был женат,

Семейство Горленко в то время отличалось особой религиозностью, нищелюбием и благотворительностью. Воспитываясь в такой семье, мальчик Иоаким с ранних лет отличался большой религиозной настроенностью.

В восемь лет Иоаким был отправлен в Киевскую Академию для изучения наук в основном словесных.

Благочестивый склад полумонашеской жизни в академии, обилие святынь в г. Киеве — матери городов Русских и особенно знакомство с иноками-подвижниками Киево-Печерскими — все это способствовало тому, что уже в 11 лет Иоаким Горленко возлюбил монашество, а к 16-ти  годам, ко времени окончания школьного образования, в нем утвердилось намерение быть монахом и всецело овладело его волею, уже в 18лет  в Иоакиме окончательно созрела и утвердилась мысль об отречении от мира и принятии иночества.

В скором времени Иоаким оставил академию и удалился в пустынный и отличавшийся строго-подвижнической жизнью Киево-Межигорский Спасо-Преображенский монастырь, в котором и предался всецело монастырскому послушанию — подготовительной ступени к принятию монашества.

После 2-х годичного испытания подвижник Иоаким Горленко в 21 год (27 октября 1725) года принял рясофор и наречен был в иночестве Илларионом. 21 ноября, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 1727-го года 22-х летний Илларион, по отречении от всего мирского, принял великое пострижение и мантию с именем Иоасаф. В следующем году 6 января 1728 года, инок Иоасаф был посвящен в сан иеродиакона.

Спустя год, иеродиакон Иоасаф был определен учителем низшего класса Киевской академии. Три года продолжалось его послушание учителем.

В 1732 г.Киевскую Академию посетил вновь назначенный архиепископ Рафаил Заборовский. Иеродиакон Иоасаф приветствовал его стихотворной речью. Архипастырь заметил в Иоасафе Горленко высокие духовные дарования, приблизил его к себе и 13 сентября 1734 года назначил экзаменатором при Киевской кафедре, а 8 ноября того же 1734 года, на 30 году жизни, посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха.

Будущий святитель Иоасаф начинает трудиться на ниве пастырского служения. Сначала в Киево-братском монастыре, а потом в Киево-Софийском кафедральном соборе.

В 1737 году Архиепископа Рафаил благословил Иосафа на службу в довольно населенный Лубенско-Мгарский Преображенский монастырь игуменом обители, где проявил он себя трудолюбивым, справедливым, любвеобильным и весьма заботливым управителем, и вел строго подвижническую жизнь.

Будущему святителю в то время много пришлось поработать над восстановлением разрушенного хозяйства обители. Для возобновления главного монастырского храма и прочих зданий не было никаких средств и в 1742 г. игумен отправляется в С.-Петербург за сбором пожертвований на храм Божий. В С.-Петербурге игумен Иоасаф удостоился Высочайшего внимания Императрицы Елизаветы Петровны. Благочестивая Государыня, любившая церковное благолепие и усердно посещавшая храмы и монастыри, милостиво приняла просителя и приказала выдать ему на сооружение храма 2000 рублей. К числу причин, расположивших Государыню к пожертвованию на сооружение храма в Лубенской обители, нужно отнести трогательное и очень назидательное слово игумена Иоасафа о любви к Богу. 16 августа 1744 года по прямому указанию Императрицы Елизаветы Петровны был возведен в сан архимандрита и через некоторое время он был вызван в Москву, где 29 января 1745 года архимандрит Иоасаф был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, с оставлением за ним настоятельства в Лубенском монастыре. За время служения в Лавре архимандрит Иоасаф явил себя весьма ревностным и полезным соработником ее настоятеля священно-архимандрита Лавры и архиепископа Арсения Могилянского. Испытывая телесные болезни, происходящие от чрезмерно строгой аскетической жизни, но, не оскудевая духом, архимандрит Иоасаф с отменным усердием совершал здесь укрощение духовного своеволия, углублялся в постоянное служение Богу, восходил от силы в силу в личном подвиге, внутренней духовной борьбе и весьма много трудился на пользу вверенных ему святых обителей.

Но не долгим было служение архимандрита Иоасафа в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. 15 марта 1748 года состоялось высочайшее повеление о назначении архимандрита и наместника Иоасафа во епископа на Белгородскую епархию. 2 июня того же 1748 года благоговейный архимандрит Иоасаф был посвящен во епископа Белгородского и Обоянского. Рукоположение архимандрита Иоасафа было совершено в неделю всех святых, в С.-Петербургском Петро-Павловском соборе, в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны и Высочайшей фамилии.

6 августа 1748 года, в праздник преображения Господня, новопоставленный святитель Иоасаф прибыл в свой епархиальный город Белгород утром ко времени Божественной литургии. Несмотря на слабое здоровье свое и изнурение далеким путешествием из С.-Петербурга в Белгород, он совершил в этот день Божественную литургию в кафедральном Свято-Троицком соборе.

Так начал свое архипастырское служение великий угодник Божий святитель Иаосаф. Исполненный глубочайшего смирения и любви к Богу и ближнему, он с великой ревностью и усердием принялся за бразды архипастырского служения. С целью поднятия образовательного и религиозно-нравственного состояния приходского духовенства, преосвященный Иоасаф с первого года вступления на Белгородскую кафедру, несмотря на слабость здоровья, ежегодно совершал обозрение своей обширной епархии и останавливался не в покойных чертогах богачей, а в бедных хижинах крестьян или незатейливых домиках сельских батюшек. Получая приют в названных жилищах, святитель Иоасаф ночное время посвящал молитве, а утром, по совершении Божественной литургии, наставлял прихожан православно-христианской вере и благочестию.

Его можно было видеть то в Белгороде, то в Харькове, то в большом селении, то в захолустной деревушке.

Нередко руководимый таинственным предчувствием святитель Иоасаф вскрывал самые сокровенные помышления ближних.

Имея безграничное милосердие и незнающую пределов любовь к ближнему, Святитель Иоасаф особенно отличался делами милосердия и благотворительности бедным и неимущим. Так, пред великими христианскими праздниками, он имел обыкновение посылать преданного себе келейника в жилища бедности, к лицам, известным ему крайней нищетой с подаянием (денег и одежды). Все дела милосердия св. Иоасаф старался творить так, "чтобы левая рука не знала, что делает правая" (Мф. 6,3). Но Господь иногда открывал людям их тайного благодетеля. Однажды келейник по поручению Владыки, купив на базаре дрова, приказал извозчику отвезти их во двор бедной семьи, но не говорить от кого они присланы. Хозяйка дома, вдова с тремя малолетними детьми, хотела было узнать у извозчика, кто прислал дрова, но, подняв глаза вверх, увидела в воздухе "в сиянии" святителя Иоасафа.

Вся жизнь св. Иоасафа его была непрестанным служением Богу. Отражением аскетического духа, которым проникнута жизнь святителя Иоасафа, служил и внешний его вид, и все стороны его жизни. Приснопамятный святитель Иоасаф "имел вид постнический, облик несколько строгий, с выражением вдумчивой кротости, седые волосы и седую небольшую бороду". Строгий к другим, святитель был еще строже к себе. В домашней жизни он соблюдал строгую простоту и скромность иноческую. Строгость св. Иоасафа была выражением нравственной чистоты и строго аскетического настроения, проникавшего всю его жизнь

Обладавший молитвенной настроенностью, которая доходила до пределов созерцания, блаженный архипастырь с обильными слезами совершал бескровное жертвоприношение. При бое часов святитель произносил молитву, которую сам составил и которая стала называться молитвой святителя Иоасафа Белгородского.

"Буди благословен день и час, в оньже Господь мой Иисус Христос мене ради родился, распятие претерпе и смертию пострада. О, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в час смерти моея прими дух раба Твоего, во странствии суща, молитвами пречистыя Матере и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Незадолго до своей кончины св. Иоасаф отправился в Киевскую епархию и в родной город Прилуки, для свидания с родителями. Прощаясь со своей Белгородской паствой, он сказал, что они уже более не увидят его живым, просил у всех прощения и в свою очередь сам всем простил и благословил.

Свидание св.Иоасафа с родителями было весьма трогательным. Почтенный старец-отец святителя, преисполненный радости, по случаю свидания с сыном-архиереем, хотел земным поклоном воздать должную честь сыну и вместе с тем признавал нужным соблюсти прерогативы, которые приличествуют отцу. Для осуществления этой цели отец святителя, встретивший сына своего при выходе его из кареты, нарочно уронил свою трость и, поднимая ее, поклонился до земли проходящему в это время святителю. Заметив такое действие родителя, святитель со слезами наклонился к ногам его и поспешил поднять трость отца. В этом родственном объятии встретились и облобызались почтительность сына к отцу и благоговейное уважение отца к сыну.

Посетив свое родное гнездо, св. Иоасаф в середине сентября 1754 года отправился обратно в Белгород. Но по предсказанию святителя, Белгород ему не суждено было больше увидеть живым. Остановившись в селе Грайворон, где была его архиерейская вотчина, св. Иоасаф тяжело заболел и, проведя более двух месяцев на одре болезни, приобщившись святыми Тайнами: покаяния, причащения и соборования, 10 декабря 1754 года в 5-м часу пополудни, тихо предал дух свой Богу, прожив 49 лет, 3 месяца и 2 дня.

15 декабря после заупокойной литургии в домашней церкви грайворонского архиерейского дома, тело почившего св. Иоасафа было отправлено в г. Белгород для погребения.

Два с половиной месяца после кончины св. Иоасафа тело его во гробе стояло открыто в Свято-Троицком соборе, не предаваясь тлению и не теряя обычного цвета и вида. В этом нетлении многие из верующих видели знамение благодати Божией, почивающей на святителе. Тело почившего архипастыря оставалось непогребенным до конца февраля 1755 года, потому что назначенный святейшим Синодом для совершения погребения честного тела св. Иоасафа Переяславский и Борисопольский преосвященный Иоанн Козлович был задержан разлитием рек.

Лишь 28 февраля 1755 года в сослужении многочисленного сонма пастырей церкви Божией, гроб с телом архипастыря-подвижника Иоасафа был поставлен в склепе (в юго-западной части Белгородского Свято-Троицкого собора), который был сооружен по повелению почившего святителя.

  1. Православная поэма св. Иосафа « Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными, происходящая в человеке-путнике всегда, особенно в дни Святой Великой Четыредесятницы, описанная по порядку ее седмиц поэтическим образом и ритмом»  как «воспитательница» души человека.

Уникальное духовно-литературное произведение оставил нам в наследство св. Иосаф (Горленко) епископ Белгородский и Обоянский — поэму «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными, происходящая в человеке-путнике всегда, особенно в дни Святой Великой Четыредесятницы, описанная по порядку ее седмиц поэтическим образом и ритмом».[1]

На Пасху 1737 года будущий святитель — тогда еще преподаватель и экзаменатор Киевской Духовной Академии, иеромонах Иосаф (Горленко) приветствовал прибывшего в Киев нового правящего архиерея — архиепископа Рафаила (Заборовского) стихами собственного сочинения — поэмой «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными». Поэма произвела сильное впечатление на владыку Рафаила и преподавателей академии.

Известно, что человек, представляет собой смешение противоположностей — добра и зла, сердце его является ареной борьбы между тем и другим[2]. Эта борьба непрестанна и обязательна для любого человека. Если человек не чувствует борьбы, следовательно, им полностью овладело зло. Борьба с грехами приводит к нравственному совершенству. Внутренней борьбе нужно учить и учиться. Православная педагогика раскрывает законы и правила внутренней борьбы, работы над собой, а поэма Святителя Иосафа в поэтической форме открывает нам все детали этой страстной борьбы, происходящей в человеке ежечасно.

С точки зрения православных людей правило духовной борьбы — всякую страсть побеждать силою Христовой немедленно, как только она зародилась.  Все добродетели и все грехи связаны между собой и, подобно звеньям в цепи, зависят одни от других. Между ними существует тесная, неразрывная связь. То есть, совершенствуя одну добродетель, человек вместе с ней совершенствует в какой-то мере и ряд других. Но это не потому, что в одной добродетели заключаются все другие по их содержанию, а «единственно потому, что всякое добро исходит из одного источника- Бога».

Вместе с тем, святые отцы учат, что невозможно сразу браться за все добродетели. С чего нужно начинать? Начинать нужно с веры. Вера есть «мать и корень всех добрых дел», а неверие есть «корень злых дел и всяких грехов». Возможно, именно это хотел донести до своих потомков святитель Иосаф.

Идея переиздания поэмы святителя Иосафа в наши дни принадлежит ведущему научному сотруднику Белгородского областного государственного историко-краеведческого музея Андрею Игоревичу Папкову. Идея его была поддержана и творчески развита — преподавателем церковно-славянского языка Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), клириком Николо-Иосафовского собора г. Белгорода протоиреем Игорем Кобелевым был сделан современный поэтический перевод текста поэмы.

Поэма святителя Иосафа создана с высокой, вечной целью — для раскрытия и удобного восприятия глубоких православных вероучительных истин, учения о спасении человеческой души.

Но вместе с тем, любой  человек, прочитавший поэму св. Иосафа задумается о вечных проблемах жизни: что есть добро, а что зло?

Открывается поэма обращением «К читателю», где автор поздравляет всех с Днем Христовой Пасхи, и говорит о своем намерении «составить историю о брани..».

Первая глава поэмы рассказывает о том, что человек, придя в мир желает в течение своей жизни добиться многого:

«О бессмертии мечтал в этой краткой жизни,

 К Небесам душой взлетал…».

Но на жизненном пути каждого  человека ждут суровые испытания и искушения. И, главное, это сражение против семи смертных грехов. Эта борьба слишком тяжела для одного человека, и поэтому так важно в помощь себе взять Добродетели.

Безусловно, Добродетели откликаются на просьбу человека о помощи, но, прежде чем вступить в борьбу с грехами, посылают гонца к Гордости, чтобы она утвердила день вступления в битву.

«Гордость, выслушав послов, им не отвечала.

Выразить весь гнев — нет слов, с полчаса молчала.

Но затем, открыв уста, молвила сурово:

«К дням Великого поста будет все готово».

Вторая глава поэмы повествует о  собственно сражении Добродетелей и Грехов.

«Вышли смело с двух сторон два бойца на сечу:

От грехов копьем грозил фарисей надменный,

Но в главу его сразил наш мытарь смиренный…»

Чтобы победить противника, необходим определенный настрой, и Добродетель призывает своих воинов воздержаться от чрезмерного приема пищи, чтобы в бою им было легче : «Чтоб в неделю легче став, смело в бой летели…»

В стане врага Грехи же всю неделю «пили, ели, пели…», и в результате в день битвы были все вялыми и сонными.

«Добродетелей чины впереди стояли

И с восточной стороны славою сияли:

Царица-смирение

Благоутробие                        Целомудрие

Любовь                                Пост

Кротость                                Набожность

Затем св. Иосаф знакомит нас с войском Добродетелей более подробно.

Так, Смирения полки в бой вели те, кто мир и плоть свою презрел и только желал побить врагов в бою. «Благоутробья стан в подвигах прославлен, руководит им милостивый Иоанн». 

Старцы стали во главе Целомудренных начал. Это «те, кто женщин не познал, девственность прославил».

Войска любви — любви к Богу и Ближнему своему, также готовы сразиться с семью смертными грехами.

Те, кто «всю жизнь постится и в смиренной плоти стал легким словно птица»— составляют войска Поста.

Кротости войска возглавляют три сильных командира: Иов, Иосиф Прекрасный и страстотерпец Иоанн.

Бойцы Набожности — святые певцы псалмов, музыканты,  воспевающие псалтирь:

«Дамаскин великий здесь рядом с Феофаном,

Чьих светла канонов песнь, и с певцом Романом».

Это очень надежное войско, считает автор поэмы и подтверждает это словами: «Лучше войска — не ищи: все преодолеют».

Действительно, утверждает св. Иосаф такое войско не сможет сломить  никакой враг, ведь люди, истинно верующие в Бога, сильны своим духом. И он еще раз  говорит о них, что

«…полк наемный это те, кто всей жизнью тленной

Служит Богу  нищете неотяжеленной.

Девственников светел ряд. Всех — бела одежда,

Лилии в руках как сад, а в сердцах — надежда

На победу добрых сил в предстоящей битве…

Постники, взяв сухари и сырую воду,

Сломят как богатыри, плотскую природу.

Кротким злоба не вредит, гнев и зависть — мимо.

Столп терпения стоит непоколебимо».

Третья глава поэмы описывает силы тьмы, которые восстали вопреки силам Света.

Царица-гордость

Лакомство                                        Блуд

Зависть                                        Обжорство

Гнев                                                Леность.

Гордость мчится в колеснице, запряженной шестеркой коней, ничего вокруг не замечая, рвется в бой. Командующим своего войска она выбирает Дьявола-сатану.

«Лакомства бесовка шла – позади и рядом

В ад рабов своих вела ненасытным взглядом…

Блуд премерзкий шел затем, вслед иной заразе,

В скверне весь, в нечистоте, в гное и проказе…

…Всех скупцов и богачей, где б ни оказались,

Ненасытностью своей подчиняет Зависть.

Всюду свой бросает взгляд и лишь достигает.

В пропасть, что бездонна — в ад сразу повергает…

Гнев пылающий за ней, что костер средь ночи.

Злыми искрами огней светят его очи.

За собой ведет он тех, кто во ссорах ярый…

Вражьих войск перед концом Леность — грех проклятый,

Шла с невымытым лицом, волосы кудлаты,

Распоясана, несла пыльных книг страницы—

Там, где моль не сожрала, плесень веселится…

А обжорству средь полков первому дав место,

Доверяет стан врагов музыку оркестра…»

И вот начинается сраженье. Войска противостоят друг другу.

«Лакомству напротив стал

 Благоутробья полк в полном развороте….

Целомудрию же Блуд стал в сопротивленье…»

Текст поэмы наглядно показывает, сколько соблазнов ждет человека во время Великого поста. Так, например, сластоядение, нападающее в пост описано следующим образом:

«В тот особо жаркий миг, чтоб сломить упорство.

С изобильем блюд своих подошло Обжорство.

Видя множество на них разной вкусной снеди,

Полк постящихся приник — и попался в сети…»

Но, говорит св. Иосаф,  истинная вера намного сильнее соблазнов, и

«…Бог здесь вразумил, как спастись от глада.

К ним Феодора  послал, и свершилось чудо:

Он обоз пшеницы взял. Как? — Бог весть откуда.

Разделив припасы те— всем должно достаться,

— приказал варить в воде и кутей питаться…»

Речь идет о субботе первой седмицы, в которую почитается память св. Феодора Тирона.

Затем последовательно рассказывается об Иконе Спасителя, которая вселила надежду на победу войскам Добродетели. Но враги захватили Знамя и, далее описано иконоборчество и мученичество за иконы;

В схватке яростной такой кровь дружины правой

По земле текла рекой, лился дождь кровавый…»

Далее рассказывается о 1 Неделе Св.поста, в которую празднуется восстановление икон.:

«…Супостата победил силою державной.

И отбил, освободил царский образ славный.

Воинам вручил своим, дав им повеленье

Перед образом святым возносить моленье,

Как перед Царем Самим, ибо честь иконы

Принята отныне Им в вечные законы…»

Во вторую Неделю Св.поста почитается память свт. Григория Паламы.

«Войск добра почетный муж, именем Григорий,

Мудр и во спасенье душ на советы скорый…»

Григорий предлагает написать Царю письмо, попросить о подмоге, и послать с письмом Деву по имени Молитва, так как с ее «песней не страшна любая битва…».

 Молитва отправилась в путь, и «перед ней Небес врата ангелы открыли…», но не так-то просто оказалось попасть к Царю, на пути Молитвы возникали различные преграды: «…то от пенья дивных слов глохла и немела, то пред множеством чинов глаз поднять не смела…». Но к ней спустился ангел, который возносит Молитву к Богу.

«Не замедлил Гавриил к гостье вновь явиться,

Тихим жестом пригласил во дворец к Царице..»

И поведала Молитва Пречистой Деве, что войско ждет от царя подмоги, и рассказала о смертельной битве. И обратилась Пречистая Дева к Сыну своему:

«…Сын Мой, для решенья

От земных  Твоих солдат прибыло прошенье:

Присланная от земли, от полков Сиона,

Ждет Молитва. Ей внемли, Боже, благосклонно…»

Внимательно выслушал Царь слова Молитвы.

«Все до точности узнал, так сказал Молитве:

«Пусть обучатся теперь: так нельзя гордиться!

Самомнения поверь, нужно лишь стыдиться...

И учить их Я вовек правде не устану»,—

Молвил Бог и Человек»…

Царь одарил Молитву, дав ей в награду перстень чудесный., «с властью—воссиять светлей славою Небесной».

Молитва вернулась на землю. Но ожидание ответа было столь долгим, что «Добродетелей войскам страх в сердца вселился…». Хорошо, что Молитва хоть и с опоздание, но  подоспела вовремя.

«Стали вновь полки Добра в радостной надежде,

Пред врагом отбросив страх, сильными как прежде.»

Войска Добродетели, вдохновленные помощью Божьей, были готовы одержать победу над силами зла. Провожая Ангелов, которые с небес принесли молитву, Добродетели попросили передать Божьей Матери и Творцу

« в брани час, в пламени суровом

Пусть хранит, как прежде, нас

под Своим покровом».

Четвертая глава поэмы св. Иосафа повествует о новой битве. И все было почти так, как перед первым боем, но «в порядке добрых есть кое-что иное: Стал здесь Набожность-оркестр впереди стеною…» И Добродетель напутствовала своих солдат пламенной речью о том, что важно проявить смирение, терпение.

«Все стерпи, Смиренья воин, вознесенным быть достоин!

Милосердия солдат! Прояви его стократ!

Девственность храни, боец! Чистоты возьмешь венец.

Пламенной любви солдаты! Жгите ею супостата!

Воин-постник! В пламя боя Кротость-щит возьми с собою.

Так ударьте и сметите, нечисть в пепел обратите!

С нами в битве— сила Бога, Крест — защита и подмога!

В рядах же врагов наблюдался беспорядок. Пьянство, чревоугодие привели к ослаблению их воинства.

«Даже Гордость, что сперва пышностью блистала,

Ныне же — едва жива, смутной, мрачной стала…»

И уже не внушала Гордость уверенность своим бойцам, и  позорно побежали они с поля боя.

Пятая глава повествует о хитрости и изворотливости врагов, которые то прикидывались слабыми и беспомощными, то исподтишка атаковали войска Добродетели. В конце концов, отчаявшись, силы Зла послали Блуд на бой.

«Чтобы девственных прельстить и сломить в сражении,

Блуд стал помыслы мутить, дав изображенья

Жен порочных и парней, чтоб на грех склонили…»

Но  Чистые, свято веря в помощь Божию, с молитвой на устах вступили в неравный бой и выиграли его.

Гнев, выйдя биться с войском Добра, так же потерпел неудачу.

«Злые все в своих рядах бешено рычали,

Но внимания на них здесь не обращали.

Гневные — Добра войскам гибель возвещали,

Но в ответ — в своих полках кроткие молчали.

Если гневная рука кротких била снова

В щеку правую — щека левая готова.

Кротким в ратной той страде все невзгоды мимо!

Как столпы стоят в беде непоколебимо».

Далее говорится о 5 Неделе Св.поста, в которую почитается память прп. Марии Египетской. Были посланы гонцы в пустыню, где Мария рассказала им о своих мучениях и о том, что многие хотели достичь страны грешных мук, но, очевидно погибли. Посылали многих, но никто не вернулся. Напоследок  послали Лазаря, но и он не вернулся обратно. И только Слово Божье вернуло Лазаря. (Здесь повествуется о Лазаревой субботе).

Автор поэмы говорит о невероятной силе слова Божьего, которое помогает преодолеть все преграды.

Шестая глава повествует о Седмице Святых Страстей.  Войско подошло к границам ада.

«..Два входа здесь нашли в две больших темницы.

Тот, что ближе — смерти пасть в бездну открывала

Вход, и, взяв людей во власть, аду предавала.

Дверь вторая — в самый ад, и под этим кровом

Вечно грешники горят в пламени суровом…»

На 4 неделе Св. поста почитается память св. прп. Иоанна Лествичника. И в поэме св. Иосаф говорит о том, что

«Иоанн Лествичник чудесный…

Лестницу такую он смастерил,

что скоро

В крепость влез наш батальон быстро, без затора…»

И, в итоге, силы добра победили зло. А ночью, рассказывается в седьмой главе поэмы, собрались Добродетели-вожди на совет, где решали как им отблагодарить Бога за его помощь в бою. И вот явился пастырь Критский, который взялся петь благодать.

«… И воспет в субботу Ей — «Взбранной Воеводе»—

Был акафист ратью всей и при всем народе.

Славу Бога и Царя в песнях возгласили,

С Ним же — Мать благодаря, все превозносили».

Восьмая глава раскрывает события Святой Великой Пятницы и, когда Господь решил отдать свою плоть на распятие, во имя спасения одного  Человека…

Затем описываются события Победоносного дня Воскресения. «Христос Воскрес!» — разносится добрая весть по всей округе.  

«Добродетели Христа славою венчали,

Радостно открыв уста песню-гимн вещали:

«Здравствуй, Победитель! Победитель ада!

Здравствуй Упразднитель смертоносна яда!

Здравствуй, Воскреситель жизни человека!

Слава вся, Спаситель, лишь Твоя от века!»

И вот ведут  пришельца ко дворцу.

«Вот — Эдем—пути венец. Радостен и свете,

Вышел пастырь— Сам Отец— и пришельца встретил.

Обнимал и целовал…— Есть ли миг чудесней?»

И вот Отец дает приказ нести лучшие одежды и облачить пришельца, «перстнем сына Моего снова обручайте». 

«…Миновала брань, и мир в сердце восстановлен.

Ибо сын Мой, что блуждал по стране суровой,

В сени смертной пропадал, вот — пред нами снова!

Ангелам же молвил Царь: «Счастье да пребудет!

Блудная нашлась овца! Пусть же с вами будет!»

Завершается поэма главкой «К читателю стихи окончательные», где автор говорит, что брань добродетелей и семи грехов происходит в каждом человеке всечасно, и, очень важно суметь противостоять злым силам.

Св. Иосаф напутствует читателей своей поэмы следующими словами:

«Добродетелей к себе в помощь призывая,

Бейся в яростной борьбе, стой, не унывая!

Если Гордость нападет, погаси горенье,

Знай, тебя победа ждет, лишь призвав Смиренье.

Если Зависть, вдруг напав, помыслы смущает,

Милостыня — добрый нрав, бурю укрощает.

Лишь в одежде Чистоты будет путь удобным.

С нею — ангелам святым станешь ты подобным.

Вот пример нам в жизни дан, здесь благопристоен:

Тайновидец Иоанн, чистотой достоин,

Получил в земном пути дар необычайный –

На Спасителя груди в час Вечери Тайной

Головою возлежал. Помни же отныне:

Девственность есть госпожа всякой благостыни.

Если Ненависть разит к ближнему и к Богу,

Ей оружьем пригрози, взяв Любовь в подмогу.

Иль не знаешь, что Любовь всеми обладает:

Воскрешает мертвых вновь, прочь вражду сметает,

Всем сильна, всегда права, тьму преград стирает,

Злость пред нею, как трава, в пламени сгорает.

Коль Обжорство вдруг тебя сильно одолело –

Пост спасительный любя, бейся с плотью смело.

Если Гнев огонь в люто разжигает,

Сразу Кротость призови: все превозмогает.

Он хотя, как ярый лев, душу устрашает,

Кротость, побеждая Гнев, пламя угашает.

Если с Леностью тобой слабость овладела,

Набожностью с нею бой совершай умело…»

Внимательное прочтение поэмы святителя Иосафа показывает, что она учит читателя различать добро и зло, указывает пути самовоспитания и самостроительства, а это, как известно, чрезвычайно важные вехи в деле воспитания подрастающего поколения во все времена.


[1] Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. Православная поэма, победившая время. // Святитель Иоасф (Горленко),епископ Белгородский, чудотворец . Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными, происходящая в человеке-путнике всегда, особенно в дни Святой Великой Четыредесятницы, описанная по порядку ее седмиц поэтическим образом и ритмом.— Белгород, 2005

[2]  Иоанн(Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Статьи разных лет.— М.: «Самшит-издат»,1995. С. 395


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательская конференция по поэме свт.Иоасафа Белгородского "Брань семи честных добродетелей с семью грехами смертными.."

Читательская конференция ориентирована на учащихся 8-10 классов. На конференции выступают учащиеся, которые делятся своими впечатлениями от прочитанного.Разговор ведется о проблеме добра и зла, доброд...

Тема: «Светоч православно-христианской веры». Урок-экскурсия, посвященный 100-летию со Дня канонизации святителя Иоасафа Белгородского

Цель: сообщить сведения о святителе  Иоасафе Белгородском. Задачи:  учить детей видеть и понимать красоту в иконах, поэзии, музыке, способствовать приобщению учащихся к духов...

Конспект урока в 10 классе по теме: "Нравственные уроки святителя Иоасафа епископа Белгородского".

Вопросы духовности и нравственности в современной дидактике имеют первостепенное значение. выдающийся русский философ В.О.Ключевский писал:"Исследование развития народной духовной жизни - вот в чем со...

Конспект урока в 10 классе по теме: "Нравственные уроки святителя Иоасафа епископа Белгородского".

Вопросы духовности и нравственности в современной дидактике имеют первостепенное значение. выдающийся русский философ В.О.Ключевский писал:"Исследование развития народной духовной жизни - вот в чем со...

Святитель Иоасаф Белгородский

В 2016 году православные верующие отметят105-годовщину  со дня канонизации Святителя Белгородского Иоасафа.Святителю Белогорья посвящена  данная презентация...

Мастер - класс "Храм -часовня. Пещерка Святителя Иоасафа"

Мастер - класс "Храм -часовня. Пещерка Святителя Иоасафа". Конспект занятия....