Конспект урока в 10 классе по теме: "Нравственные уроки святителя Иоасафа епископа Белгородского".
план-конспект урока по краеведению (10 класс) на тему

Лутченко Евгения Игоревна

Вопросы духовности и нравственности в современной дидактике имеют первостепенное значение. выдающийся русский философ В.О.Ключевский писал:"Исследование развития народной духовной жизни - вот в чем состоит история народа". Идеал жизни русского человека, воплощен в образах святых людей. Житие - этоособая отлившаяся в сознании народа - форма для выражения идеального образа человека как образца и примера для подражания. Святитель Иоасаф - небесный покровитель земли Белгородской. Он преподал нам уроки нравственной жизни и сам является великим Образом и Примером.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_svyatitel_ioasaf.docx182.34 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 5

Конспект урока в 10 классе

Нравственные уроки святителя Иоасафа епископа Белгородского

Цель:

Формирование духовно-нравственных ценностей подростков через приобщение их к православным традициям, к духовным истокам русской культуры.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

  • развить умения работать с духовным  текстом  жития;  
  • овладеть понятиями: святой святитель, ангел хранитель земли Белгородской, инок, молитва, служение, чудеса.

Метапредметные:

  • умение определять и формулировать учебную проблему;
  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, развитие речи;
  • формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия;
  • развитие у учащихся самостоятельности;
  • умение осуществлять поиск иллюстративного ряда к текстовой информации в сети Интернет;
  • умение создавать краткую презентацию;
  • оценка процессов и результатов деятельности.

Личностные:

  • выделять морально - этическое содержания событий и действий;
  • определять системы нравственных ценностей как основания морального выбора;
  • оценивать события с точки зрения православных моральных норм;
  • ориентироваться в моральной дилемме и осуществлять личностный нравственно – этический  выбор.

Тип урока: Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся

Аннотация.

Духовная безопасность – одна из актуальных проблем нашего времени.

На встрече с членами Архиерейского собора Русской Православной Церкви президент России господин В.В. Путин заявил: «Сохраняя, безусловно, светский характер нашего государства, не допуская огосударствления церковной жизни, мы должны уйти от вульгарного, примитивного понимания светскости» 

«Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп — милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, — дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились» - отметил  глава государства.

Российское образование всегда было направлено на духовное развитие человека, его возрастание до идеального Образа, а также на сохранение целостности и нравственной природы ребенка. Личность воспитывалась по Образу и на основе Идеала. Таким нравственным идеалом для подростка может стать пример служения Богу и Отечеству святителя Иоасафа епископа Белгородского

Ход урока

Организационный момент урока. (1 минута)

Приветствие учащихся.

Подготовка к работе на основном этапе: определение темы урока, постановка проблемы  и целеполагания урока. (4 минуты)

Учитель: Актуальность темы урока трудно переоценить. Каждый человек  на своем жизненном пути  совершает нравственный выбор, за кем следовать по жизненному пути? Кто твой нравственный Идеал? Ангел Хранитель нашей земли Белгородской – святитель Иоасаф, не искал при жизни ни славы, ни титулов, ни благодарности, был слаб телом, но силен духом. Святителя прославили его дела, именно делами своими и поступками Он привлекает к себе сотни православных сердец, являясь для них Образцом и Идеалом. За период земной жизни Святителя Иоасафа (49 лет) на российском престоле сменилось шесть императоров. Наша цель проследить  хронологию  времени, в котором жил, учился и служил Богу святитель Иоасаф.

Экспонируются две иконы: «Пресвятая Богородица Песчанская» и икона «Святителя Иоасафа Белгородского»

Вопрос учителя: Почему экспонируются две иконы парно? Как вы можете это прокомментировать?

Предполагаемый ответ учащихся: Святитель Иоасаф родился 8 сентября в самый день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, в 1705 году. И при рождении получил имя Иоаким, в честь отца Божией матери, праведного Иоакима. Всю жизнь святитель чувствовал духовную поддержку Пресвятой Богородицы и сам служил Ей.

Вопрос учителя: Как бы могли сформулировать проблему сегодняшнего урока?

Предполагаемый ответ учащихся: Какие нравственные уроки преподал нам святой святитель Иоасаф Белгородской?

Усвоение новых знаний  и способов действия. (8 минут)

«Урок 1»

Класс делится на три группы: историки, агиографы, искусствоведы.

Каждая группа получает дидактический пакет. В ходе групповой работы учащиеся развивают коммуникативные универсальные учебные действия. Умение учитывать мнение и позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество в группах, анализировать дидактическую информацию и отображать ее в алгоритмах.

Алгоритм деятельности учащихся в группах:

  • работа с текстом (3 минуты);
  • определение главной мысли текста в контексте проблемы урока (3 минуты);
  • заполнение таблицы по заданной форме (2 минуты):

Событие

Нравственные уроки и выводы

  • защита выполненной работы.

Первый дидактический пакет: Эпоха Петра I (историки)

Детские годы святителя Иоасафа прошли в эпоху Петра I. Взойдя на престол, царь начал, казалось бы, с забавы. В 1699 году он устроил сразу два новогодних праздника: первое сентября, согласно обычаю, отметили наступление 7208 года от сотворения мира, а уже 20 декабря того же года вышел указ о переходе на европейское летоисчисление – от Рождества Христова. С 1700 года в России началось не просто новое летоисчисление, но и новая эпоха, вошедшая под именем Петра Великого. Петровская эпоха занимает важное место в истории культуры России, поскольку в это время произошел крутой перелом в культурной жизни.    Петр 1, приверженец западного пути развития, предпринял глубокое реформирование российского общества.

Культурный процесс в этот период носит характер столь радикального обновления, что в литературе часто используются термины «поворот», «переворот». Пришло много нового: быт, одежда, манеры, войско, мораль, даже столица.  Это относится и к литературе, науке, образованию, живописи, скульптуре, к культуре в целом. Для этого времени характерно стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности.

После смерти в 1700 году патриарха Андриана нового патриарха избирать не стали. Петр I создал Монастырский приказ для управления церковным хозяйством. Позднее, вместо патриаршества, было создано синодальное управление церковью, сохранявшееся до 1917.

В трудное время протекали детство, отрочество и юность будущего    белгородского Святителя. Спустя четыре года со дня его рождения произошла Полтавская битва, после которой многие казаки были объявлены изменниками и беглецами с отнятием земель и имущественным разорением. При таких условиях никто не был спокоен за завтрашний день.

         22 октября 1721 года в Петербурге в Троицком соборе царю Петру I был поднесён титул «император». Принято считать, что именно в этот день Российское царство, Московия, официально превратились в Российскую империю и начался отсчёт нового, имперского периода в истории страны. При составлении торжественной церемонии в Троицком соборе были использованы реминисценции раннего светского римского коронования и современный западный текст возглашения. При императорской инвеституре Петра I чин коронования, включавший миропомазание, совершён не был. Поднесение имперского титула    Петру I стало единственным случаем светской имперской инвеституры в России. Восстановление церковного чина венчания произошло лишь в 1724 году, когда была коронована Екатерина I.

В 1722 году Петр I издает манифест "Самодержец Всероссийский"", декларирующий подчиненное положение Церкви по отношению к монарху и обосновывающий создание Духовной Коллегии для руководства всеми сторонами церковной жизни.

         В Духовном Регламенте выражено: «Монарха власть есть самодержавная, которой повиноваться Сам Бог за совесть повелевает».

         Синод становится частью государственного аппарата. Происходит «вторжение» в духовное управление. Так, например, по указу Синода 1722 г. все священники были обязаны доносить властям о намерениях исповедавшегося совершить "измену или бунт".

          Большинство историков делают вывод, что Петр I поставил цель по «ослаблению и изведению» монашества. Каковы причины? Вероятно, они заключаются в следующем: монашество было освобождено от податей и государственной службы, чего Петр I, как государственник просто не мог позволить.

        26 января 1723 г. Петр I издал Указ, в котором велит «отныне впредь никого не постригать, а на убылые места определять отставных солдат». Монахам разрешено выходить из монастыря только четыре раза в год. Запрещено переходить из монастыря в монастырь. Пострижение в монахи разрешается исключительно с разрешения царя. В случае смерти монахов монастырский приказ посылал в монастыри нищих, неизлечимых больных, сумасшедших и непригодных к работе каторжан.

Как отмечали историки, Петр 1 был занят преобразованием материальных сил народа, — смотрел на подданных исключительно с государственной точки зрения, требовал, чтобы решительно никто от такой именно службы не уклонялся, и монашеское отрешение от мира для него казалось тунеядством. Такая узко материалистическая точка зрения Петра простиралась и на духовенство. Монастыри перестают быть центром молитвы, подвига и связью с миром, прибежищем для обездоленных, а превращаются в монастырские богадельни, лазареты, теряют свой собственный смысл. Вся крайность петровского утилитарно материалистического воззрения сказалась в этой реформе монастырей, потребовавшей от монахов материального служения обществу, при убеждении в беспомощности их духовного служения, и уронившей значение монастыря.

       Принятые Петром I основы разграничения полномочий церкви и государственных органов, утверждение Синода, как центрального церковного органа – все эти нововведения сохранятся в России вплоть до большевистской революции.

Иоаким, в этот непростой  для Церкви период,  объявил родителям о своем желании поступить в монастырь, прося у них на то благословения. Согласия родителей не последовало. Что же оставалось делать решительному юноше? Поступить как преподобный Феодосий Печерский, значило оказать непослушание родителям, а это шло вразрез с горячей сыновней любовью Иоакима. Отказаться же от служения Богу на избранном и отчасти указанным самим Богом пути – значило, по слову Евангелия, оказаться недостойным Христа.

Иоаким нашел выход из затруднительного положения. Он тайно  отправляется в расположенный в окрестностях Межигорский монастырь, а в Киеве оставляет своего слугу с тем, чтобы тот получаемые от родителей письма доставлял ему, а его ответы посылал родителям, как будто писанные из Киева. В монастыре Иоаким проводил время в молитвенных подвигах, а 27 октября 1725 года принял монашеский постриг с именем Иллариона.

Теперь слуга был послан к родителям с извещением о случившемся и с просьбой о прощении и благословении. Со слезами и великой скорбью встретили родители это известие, но должны были примириться с совершившимся фактом.

Вывод: «Урок 1»

Событие

Нравственные уроки и выводы

Эпоха Петра I

Детские годы святителя пришлись на Петровские реформы. Петр I, прежде всего, реформировал мирскую сторону жизни общества. Отныне образования получают не только в церквях, но и в светских заведениях и даже за границей. В это время открывается пути для науки и широкой общественной деятельности. Наступает время светскости и гуманистического восприятия действительности. Молодые люди, желавшие сделать карьеру, выбирали поприще военное или мирское.

Второй дидактический пакет: Детство святителя (агиографы)

Святитель Иоасаф родился 8 сентября в самый день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, в 1705 году. И при рождении получил имя Иоаким, в честь отца Божией матери, праведного Иоакима. Святое таинство крещения над младенцем было совершено причтом Спасо-Преображенской церкви в городе Прилуки.

Семья происходила из знатного казацкого помещичьего малороссийского рода Горленко. Его прадед, дед и отец носили звание полковников Прилукского казачьего полка. Прадед и дед святителя получили от Государей значительные земли в Черниговской области, наследованные его отцом Андреем. Родители, несомненно, были людьми благочестивыми.

Несмотря на знатность и богатство, отец Иоакима проводил жизнь суровую, а последние годы жизни провел в духовных подвигах, для чего он удалился в лес и тут, в лесу, в маленькой избушке проводил время в посте и молитве. С самого раннего детства Иоаким уже готовился быть великим подвижником. Как рассказывается в его Житии, родители часто устраивали празднества, на которых предлагали богатые трапезы для своих родных и знакомых. На этих пиршествах должен был присутствовать маленький их сын Иоаким. И вот, когда разодетые слуги разносили соседям богатые и лакомые блюда, будущий святитель Божий от всего отказывался и вкушал только корку черного хлеба.  

Рассказывают, что в имении, принадлежавшем его отцу, сохранилась пещера, в которой отрок по ночам молился Господу Богу.

Уже в детстве Иоаким молился сознательно, веруя, как заповедал молиться своим последователям Спаситель: «Всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» (Мк.11, 24).

Иоаким к восьми годам был подготовлен к поступлению в школу киевского Братского монастыря, только что перед тем преобразованного в академию. Отец Иоакима и дядя его, иеромонах Киево-Печерской лавры Пахомий, были в свое время питомцами этой школы.

После отъезда Иоакима в Киев родители тяжело переносили разлуку с любимым сыном. Однажды отец Иоакима сидел на крыльце своего дома, грустя о разлуке, как вдруг необыкновенный свет озарил небосклон на западе. Андрей Дмитриевич поднял глаза и увидел стоящую на воздухе Божию Матерь и у ног Ее сына своего Иоакима, стоящего на коленях и приносящего Ей молитвы. «Довлеет Мне молитва твоя»,  – изрекла ему Богоматерь, и в это время слетел с горней высоты ангел и одел коленопреклоненного отрока святительской мантией. Видение предсказало благочестивому родителю будущее служение Иоакима в высоком звании архиерея Божия. Андрей Дмитриевич поспешил сообщить чудесное видение жене, но едва сделал несколько шагов, как совершенно позабыл все им виденное, и сколько ни старался припомнить, не мог этого сделать до самой кончины Святителя.

Братская школа была единственной для всей южной окраины России, и потому число учащихся в ней доходило до двух тысяч человек. Направление в школе Братского монастыря было церковное, а ее наставниками были монахи. Учащиеся носили церковную одежду. Иоаким скоро усвоил дух этого направления и уже с шестнадцати лет стал серьезно помышлять о монашеской жизни. Шел 1721 год.

В монастыре Иоаким проводил время в молитвенных подвигах, а 27 октября 1725 года принял монашеский постриг с именем Иллариона.

Вывод: «Урок 1»

Событие

Нравственные уроки и выводы

Детство святителя

Петр I благоустраивал мир земной, а Иоаким выбирает благоустроение  жизни духовной, Церковной и служение Миру Небесному. Иоаким не идет по пути корысти или моды. С ранней юности полюбил он молитву, храм Божий, иноческий уклад жизни. Развитию в нем религиозного настроения способствовало обучение в Духовной Академии. Пламенная любовь к Богу, желание служить Ему одному, готовность оставить мир и все красивые утехи его  завершаются сознательным нравственным выбором монашеского служения. В двадцатилетнем возрасте Иоаким принимает  постриг  с именем Илларион. Целью жизни для святителя становится духовное служение и любовь к Богу и людям.

Третий дидактический пакет: Зримые образы (искусствоведы)

C:\Users\пользователь\Desktop\исслед иоасаф\картины\видение.jpgC:\Users\пользователь\Pictures\петр 1 антропов.jpg

SDC11281

Первичная проверка понимания нового материала. (6 минут)

Деятельность учащихся:  кратко излагают самостоятельно изученный материал с опорой на заполненную таблицу.

Объединяют  групповые таблицы в единый исследовательский проект.

        Углубление предметных знаний. (9 минут)         

«Урок 2»

Форма работы – групповая. Класс делится на три группы:: историки, информатики, агиографы.

Алгоритм деятельности учащихся:

  • изучить предложенную текстовую информацию (3 минуты);
  • осуществить поиск иллюстративного ряда к текстовой информации в сети Интернет (три слайда – 3 минуты);
  • изложить позицию группы в соответствии с проблемой урока, иллюстрируя ответ презентацией (3 минуты).

Первая творческая группа: Служение святителя Иоасафа в эпоху дворцовых переворотов (историки)

Текстовая информация.

Период первоначального служения  святителя Иоасафа приходится на эпоху дворцовых переворотов c 1725 по 1741 годы. После смерти Петра 1  в течение 16 лет на российском престоле сменилось пять императоров.

Годы правления

Российские императоры

Факты

1725-1727

Екатерина I Алексеевна 

Екатерина I.   

По наиболее распространённой версии настоящее имя Екатерины — Марта Самуиловна Скавронская, позднее крещена Петром I под новым именем Екатерина Алексеевна Михайлова. Она родилась в семье латышского крестьянина, захвачена в плен русскими войсками, стала любовницей Петра I, затем его женой и правящей императрицей российской. Мать императрицы Елизаветы Петровны.

   В её честь Петром I учреждён орден Св. Екатерины  и назван город Екатеринбург на Урале. Имя Екатерины I носит также Екатерининский дворец в Царском Селе (выстроенный при её дочери Елизавете).

1727-1730

Петр II Алексеевич 

Пётр II Алексеевич   

Российский император, сменивший на престоле Екатерину I. Внук Петра I, сын царевича Алексея Петровича и немецкой принцессы Софии-Шарлотты, последний представитель рода Романовых по прямой мужской линии. Вступил на престол 6 (17) мая 1727, когда ему было всего одиннадцать лет, и умер в 14 лет от оспы. Пётр не успел проявить интереса к государственным делам и самостоятельно фактически не правил. Реальная власть в государстве находилась в руках Верховного тайного совета и в особенности фаворитов юного императора, сначала А. Д. Меншикова, после его свержения — Долгоруковых.

1730-1740

Анна Иоановна 

Анна Иоановна.

Анна Иоанновна,  императрица с 1730 из династии Романовых; дочь царя Ивана V, племянница Петра I. Герцогиня Курляндская с 1710. Возведена на престол Верховным тайным советом. Фактически правителем при ней был Э.И. Бирон.

1740-1741

Иван VI Антонович 

Иван VI (Иоанн Антонович).    

Российский император из династии Вельфов с октября 1740 по ноябрь 1741, правнук Ивана V.

Формально царствовал первый год своей жизни при регентстве Бирона, а затем собственной матери Анны Леопольдовны. Император-младенец был свергнут Елизаветой Петровной, провёл почти всю жизнь в заключении в тюрьмах, в одиночных камерах и был убит охраной в 23-летнем возрасте при попытке мятежника его освободить.

   В официальных прижизненных источниках упоминается как Иоанн III, то есть счёт ведется от первого русского царя Иоанна Грозного; в поздней историографии установилась традиция именовать его Иваном (Иоанном) VI, считая от Ивана I Калиты.

1741-1761

Елизавета Петровна 

Елизавета.

Российская императрица с 25 ноября (6 декабря) 1741 года из династии Романовых, дочь Петра I и Екатерины I.

  С именем Елизаветы Петровны связаны многие яркие страницы русской истории середины XVIII в.

В ее царствование Россия одержала победу над королем Пруссии Фридрихом Вторым в Семилетней войне, именно в годы ее правления был основан Московский университет, и сделал свои открытия великий Ломоносов. Императрица Елизавета, правившая в течение 20 лет, была одной из самых ярких и своеобразных личностей в истории XVIII века.

На  этот исторический период приходится время первоначального служения монаха Иллариона, а затем игумена Иоасафа Церкви. В «Путешествии в свете сем грешника Иоасафа, игумена Мгарского» об этом времени написано: «В годе 1727 мантию принял от преподобнейшего отца Иллариона Левицкого, ректора и игумена Киево-Братского, в том монастыре Братском и переименован, наречен Иоасаф. В годе 1728 рукоположен в диакона преосвященным Варлаамом Ванатовичем, архиепископом Киевским, в Великой церкви святых Богоявлений Братской. В годе 1729 определен в училища киевские во учителя».

Вывод: «Урок 2»

Событие

Нравственные уроки и выводы

Эпоха  дворцовых переворотов

Эпоху  первых преемников Петра Великого историки называют эпохой временщиков. Проводимые государственные реформы усиливали разъединение между высшими и низшими классами народа. Господство крепостного права и отсутствие народных школ создавали непреодолимое препятствие к умственному просвещению и материальному благосостоянию сельского населения. Никто не относился к народу с сердечностью. Народ рассматривался как средство к содержанию государственного механизма. К большому сожалению,  никто из первых преемников Петра Великого не мог стать Образцом или Идеалом по нравственным качествам своего характера.

Из-за приниженного положения духовенства, особенно сельского, многие священники старались угождать власть имущим и богатым людям. Многие искатели священного сана старались достичь его не своим усовершенствованием в добродетели и просвещенности, а по протекции влиятельных лиц: тех самых безбожных «пенок и сливок общества».

Вторая творческая группа: Служение святителя Иоасафа в эпоху дворцовых переворотов (агиографы)

Текстовая информация.

Когда в Киевскую епархию прибыл новый архиепископ Рафаил, Иоасаф от лица всей академии приветствовал его стихами своего сочинения «Брань честных седми добродетелей с седми грехами смертными». Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии.

В ноябре 1734 года иеродиакон Иоасаф  посвящен в сан иеромонаха и переведен из училищного Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно он назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии.

 24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Лубенского Спасо-Преображенского монастыря Полтавской губернии с возведением в сан игумена. При въезде во вверенную обитель взор Иоасафа не встретил ни красивой теперешней колокольни, ни соборного храма с позолоченными куполами, красующегося в зелени деревьев, ни других многочисленных теперь построек. Соборная церковь уже десять лет стояла без купола; деревянные здания, в которых жили монахи, сгорели еще год назад, а вокруг обители не было даже ограды. Иоасаф добровольно принял на себя труды по сбору денег на восстановление обители. Подражая преподобному Сергию Радонежскому, собственными руками насадил настоятель  деревца от  храма до монашеских келий, и сам же носил воду для их поливки из реки Мгары. Теперь это вековая липовая аллея.

Но не только хозяйственные и строительные заботы занимали игумена Иоасафа. Смыслом и целью его пастырского служения были души людей, их нравственное совершенствование в духе христианских заповедей и православного вероучения.

В монастыре находились мощи святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца. Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве.

        Зрелые годы служения святителя приходятся на правление Елизаветы Петровны, российской императрицы из династии Романовых, дочери

Петра I и Екатерины I.

Получив благословение митрополита Рафаила, 10 сентября 1742 года Иоасаф отправился в Москву и Петербург для изыскания средств на восстановление соборного храма Лубенского Спасо-Преображенского монастыря. В первопрестольной в присутствии императрицы Елизаветы Петровны в ее придворной домовой церкви Иоасаф произнес свое сильное по убедительности и богатое по содержанию Слово о любви к Богу и ближнему:  "Как далеко от нас живот вечный. Только лестница о двух ступенях нам предлежит — это любовь к Богу и родственная ей любовь к ближнему". Императрица была глубоко тронута речью молодого игумена и повелела выдать две тысячи рублей на Спасо-Преображенский собор.

        Поездка сделала  Иоасафа известным при Дворе. По личному указанию Елизаветы Петровны 14 сентября 1744 года святитель Иоасаф возведен в сан архимандрита, а через полтора месяца назначен наместником Троице - Сергиевой Лавры.

С грустью оставлял Иоасаф Лубенскую обитель. По его собственным воспоминаниям, он плакал, уезжая, и братия монастыря сопровождала его отъезд слезами.

            24 января 1745 года архимандрит Иоасаф прибыл на место своего нового служения в Троице-Сергиеву лавру, которая за год до его приезда была опустошена пожаром.

С огромной энергией принялся Иоасаф за восстановление святынь знаменитой обители. Первым делом была восстановлена надвратная церковь Рождества Предтечи. Перестроена заново знаменитая монастырская крепость, башни монастырской стены Каличья и Хмелевая.  Отстроены храмы Успения Богородицы и Трапезный, братские кельи, начата постройка Смоленской церкви. Отлит лаврский царь-колокол, приведена в порядок библиотека, возобновлена испорченная пожаром церковная живопись. Сколько труда, усилий и забот требовалось для производства всех перечисленных работ?! Благочестивые паломники знаменитой Троице-Сергиевой лавры вспомните с сердечной благодарностью труд архимандрита Иоасафа!

            Служение Иоасафа в Лавре оказалось непродолжительным. 1 января 1748 года скончался митрополит Белгородский и Обоянский Антоний и на его место Святейший Синод и императрица определили наместника Троице – Сергиевой лавры архимандрита Иоасафа. На следующий день в Санкт – Петербурге в Петропавловском соборе в присутствии Елизаветы Петровны состоялось рукоположение Иоасафа в епископа Белгородского и Обоянского.

Встреча нового архипастыря в кафедральном Белгороде не отличалась торжественностью. Еще в пригороде попался ему на пути местный юродивый Иаков, приветствовавший святителя предупреждением: «Церкви бедные, паны вредные, а губернатор казюля (гадюка)», – это предостережение юродивый повторял многократно. Еще в Санкт-Петербурге святителю Иоасафу говорили, что ему вверяется очень трудная епархия. Теперь он убедился в этом воочию. Взору его открылись развалины колокольни кафедрального храма, сам Троицкий собор с прохудившейся деревянной крышей, с закопченным покосившимся иконостасом... В самый день приезда святитель Иоасаф, не отдохнув с дороги, совершил в этом ветхом храме Божественную Литургию.

        На Белгородскую кафедру святитель Иоасаф вступил на 43 году от рождения. В течение шести лет он управлял обширнейшей епархией, которая включала в себя свыше 1000 приходов. Безграничное милосердие, любовь и снисхождение к немощам, и наряду с ними строгость и непреклонность воли характеризуют святителя. Деятельное служение ближним и подвиг внутреннего делания - вот два полюса созидания образа Божия, которые сумел объединить в себе Владыка в годы руководством епархией.

На Белгородской земле нашли свое применение все таланты одаренной личности Святителя, здесь пригодились все знания и богатый жизненный и духовный опыт его.

Вывод: «Урок 2»

Событие

Нравственные уроки и выводы

Служение святителя в эпоху  дворцовых переворотов

       Строга аскетическая черта нравственного облика смиренного святителя Иоасафа, который с юных лет вел борьбу с греховными влечениями, который с юности познал суету мира и бренность преходящих его благ. Иоасаф Горленко полагал все свои силы и энергию на то, чтобы добродетели торжествовали над пороками, чтобы побеждала справедливость.

      Благодаря добродетели трудолюбия, всесторонности деловых качеств Иоасафа, он быстро восходил по лествице духовного совершенствования, о чем свидетельствует его сочинение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными».

Удивительно сочеталось в святителе Иоасафе омерзение к греху – и милость к кающимся падшим. Он близко к сердцу принимал встречавшуюся ему духовную разруху: нечестие, невежество и безверие. 

Чудеса, совершавшиеся по предстательству угодника Божия Иоасафа, были неисчислимы; множились и множились письменные свидетельства о его благодатной помощи верующим. А. Платонова в стихотворении «Святителю Иоасафу» говорит:

Верила вся Русь, что в Горние селенья

За паству ты вознес молитвы фимиам,

И именем Христа росу благословенья

Ты будешь посылать истерзанным сердцам.

Третья  творческая группа: Служение святителя Иоасафа в эпоху дворцовых переворотов (информатики)

С помощью ИКТ готовят презентацию по алгоритму:

  1. Российские императоры XVIII века.
  2. Места служения святителя Иоасафа: 
  • Лубенский Спасо-Преображенский монастыря Полтавской губернии;
  • Троице-Сергиева  лавра;
  • Троицкий  Белгородский  кафедральный собор.
  1. Иконы святителя Иоасафа Белгородского.

Подведение итогов урока. (7 минут)

Личностные результаты и система нравственно-этических ценностей при изучении темы Преподобный Сергий Радонежский святой игумен земли Русской.

Вопрос: Какие нравственные уроки преподал святой Сергий Радонежский?

Предполагаемые ответы учащихся:

  • Выбор жизненного пути совершается личностью в детстве и должен быть независим от корысти или моды;
  • Для достижения жизненной цели необходимо воспитывать в себе добродетель трудолюбия;
  •  Главной смыслообразующей добродетелью является любовь к Богу и любовь к ближнему;
  • На пути взросления и самоопределения личности необходимо иметь перед собой Образец и  нравственный Идеал. Таким духовным примером и идеалом для белгородских школьников может стать святитель Иоасаф  чудотворец Белгородский.

Учитель  в качестве обобщения: С состраданием взирает на нас с Небес сонм святых Господних. Среди них ярким светом сияет святитель Иоасаф, чудотворец Белгородский, готовый оказать милосердие и помощь каждому, кто внимает его учению, следует его наставлениям, обращается к нему с теплой молитвой.

Ангел Хранитель нашей земли Белгородской – святитель Иоасаф, всей своей жизнью, всем своим служением Богу, Церкви и  людям преподнес нам нравственный  урок.  Урок  Веры, Надежды, Любви, аскетизма и милосердия, трудолюбия и кротости. Он дал нам великий Образ и Пример христианской жизни. Он был и навсегда останется молитвенником не только для земли Белгородской, но и для Троице-Сергиевой лавры, для Москвы и Петербурга - для всей Руси.

Рефлексия урока. (2 минуты)

Экспонируются материалы наработанные учителем и учащимися в ходе урока.

Информация о домашнем задании. (2 минуты)

Учащимся предлагается на выбор одно из трех домашних заданий:

  • создать небольшой видеофильм по теме: «Нравственные уроки святого святителя Иоасафа чудотворца Белгородского»;
  • создать иллюстрированный словарь терминов;
  • выучить стихотворение Александры Платоновой «Святитель Иоасаф» (приложение).

Приложение к домашнему заданию

Святитель Иоасаф

Вся жизнь твоя была сплошным богослуженьем,

Елей не угасал в светильнике твоем,

И подвигом молитв, любви, крестоношенья,

Ты влек сердца людей жить в Боге со Христом!

Служа пред алтарем, ты с ревностью пророка

Обязанности нес священные свои,

Ты строго обличал слепых жрецов порока,

А немощных овец в объятья брал любви.

И знали их сердца, что даже в час полночный,

Когда окутан мир молчанием и сном,

Ты бодрствуешь за них в молитве неумолчной,

Рыдаешь и скорбишь пред распятым Христом!

Когда ударил час, и вечности чертога

Таинственно врата раскрылись пред тобой,

Святой архиерей и раб смиренный Бога,

Расстался тихо ты с обителью земной.

Не верила вся Русь, что в горние селенья

За паству ты вознес молитвы фимиам,

И именем Христа росу благословенья

Ты будешь посылать истерзанным сердцам!

И вот, десятки лет шли пестрой вереницей,

Борцов с державой зла сменял за строем строй,

А в сумрачной тиши, у плит твоей гробницы

Не рвется связь твоя с народною душой.

И к памяти своей храня благословенье,

Праправнуки тобой лелеянных детей,

Мы чтим теперь тебя в сердечном умиленьи,

Несем тебе тоску больной души своей:

О, не остави нас молитвою и ныне!

На страже встань Руси, как райский херувим;

Да сохранит Господь ее в Своей святыне

И в вере утвердит предстательством Твоим!

Александра Платонова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.

данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспект урока в 10 классе по теме: "Нравственные уроки святителя Иоасафа епископа Белгородского".

Вопросы духовности и нравственности в современной дидактике имеют первостепенное значение. выдающийся русский философ В.О.Ключевский писал:"Исследование развития народной духовной жизни - вот в чем со...

План-конспект урока литературы в 9 классе на тему «Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».

Тип урока:Оборудование:Цели урока: 1. Коротко познакомить с личностью Тэффи и содержанием рассказа «Жизнь и воротник». 2. Проанализировать жизненную ситуацию героини. 3. Определит...

Конспект открытого урока по литературе на тему : "Нравственно–философские проблемы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков (в режиме «метода проекта»,  два часа) Технологии:  проектной деятельности, здоровьесберегающие, игровые, ИКТ (презентация),...

Конспект родительского собрания для родителей учащихся 6-7 класса на тему «Нравственные уроки моей семьи»

Нравственность — это склад души, выражающийся в страстях и поступках.АристотельЗадачи: показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье; формировать культуру общен...