Конспект открытого урока по литературе на тему : "Нравственно–философские проблемы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

 

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков (в режиме «метода проекта»,  два часа)

 

Технологии:  проектной деятельности, здоровьесберегающие, игровые, ИКТ (презентация),  проблемного обучения,

 

Цели урока:

1. Образовательные: исследуя текст, познакомить учащихся с основными проблемами романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

2.Развивающие: способствовать развитию устной и письменной  речи, ораторского искусства, навыкам исследовательской работы,  умению  анализировать и обобщать.

3.Воспитательные: формировать способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений,  уметь сотрудничать и работать в группе; воспитывать культуру труда, уважение к  художественной литературе, чувство любви к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.konspekt_11kl._master_i_margaritattt.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока литературы

Тема: Нравственно–философские проблемы романа

М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Дата: 02.12.2013г.

Учитель : Титовцева Л.Г.

Класс: 11Б

Тема: Нравственно–философские проблемы романа  М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков (в режиме «метода проекта»,  два часа)

Технологии:  проектной деятельности, здоровьесберегающие, игровые, ИКТ (презентация),  проблемного обучения,

Цели урока:

1. Образовательные: исследуя текст, познакомить учащихся с основными проблемами романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

2.Развивающие: способствовать развитию устной и письменной  речи, ораторского искусства, навыкам исследовательской работы,  умению  анализировать и обобщать.

3.Воспитательные: формировать способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений,  уметь сотрудничать и работать в группе; воспитывать культуру труда, уважение к  художественной литературе, чувство любви к Родине.

Форма урока: урок-дискуссия

Словарь: жанр, композиция, проблема, нравственность, философия

 Средства обучения: портрет М.А. Булгакова, учебник литературы, иллюстрации  к роману «Мастер и Маргарита», аудиозапись песен, компьютер, презентация, рисунки учащихся.

План урока

Этапы урока

Время

(мин.)

1

Организационный момент

1

2

Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, типа  и целей урока.

3

3

Работа в группах (этапы исследовательского проекта)

1)

Планирование, распределение обязанностей

4

2)

Исследование

14

3)

Динамическая пауза

2

4)

Исследование

14

5)

Презентация

10 (2 группы)

6)

Динамическая пауза

2

7)

Презентация

15 (3 группы)

8)

Обсуждение. Подведение итогов

10

9)

Заключительное слово учителя

3

4.

Постановка домашнего задания

2

Проблемный вопрос: Всегда ли право выбора остаётся за человеком?

(Группы постоянные, предварительное задание выбирали самостоятельно)

Ход урока

1 этап.  Организационный момент.

 Ребята, мы продолжим работу по роману М.А. Булгакова  «Мастер и Маргарита». Это одно из загадочных произведений русской литературы, и ни один читатель, познакомившись  с ним, не остается равнодушным.

Талант Булгакова-писателя носил ярко выраженный  сатирический характер. Другой особенностью его была исповедальность: все произведения  художника в той или иной мере биографичны, им присуще личное, булгаковское - его боль, его оценка  описываемого. «Мастер и Маргарита» - роман особенный, над ним писатель работал буквально до последнего часа своей жизни…   (Слайд  1), ( применение ИКТ-технологий)

   2 этап. Мотивация  учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, типа  и целей урока.

      А сегодня на уроке  мы познакомимся с основными проблемами романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В словаре С.И.Ожегова слово «проблема» трактуется как «сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования».   В романе  «Мастер и Маргарита» автор заостряет внимание читателя на основных проблемах: трусости и раскаяния, свободы и несвободы, веры и безверия,  творчества и любви, добра и зла в человеке. Работая в режиме «метода проекта»,мы попробуем разобраться в сложных вопросах современной автору Москвы, решить для себя задачу: всегда ли право выбора остаётся за человеком?

 Но прежде чем приступить к  теме урока, проведем  викторину «Узнай героя по описанию», которая поможет вспомнить действующих лиц романа и выйти на проблему.     (Применение игровой  технологии)

       

      «Плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, женаных белых брюках и в черных тапочках».     (Иван Бездомный)  

 «Бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми».     (Мастер)

«Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта - ссадина с запекшейся кровью».      (Иешуа)

 

         «Это была молодая женщина лет двадцати, необыкновенного по красоте сложения, но с какими-то беспокойными и назойливыми глазами».    (Фрида)

         «…тощий и длинный гражданин в клетчатом пиджаке, в жокейской шапочке и в пенсне…».     (Коровьев)

            «…росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях… По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой».   (Воланд) 

         «…человек, лет под сорок, был черен, оборван, покрыт засохшей грязью, смотрел по-волчьи, исподлобья».  (Левий)

  Этап 3.  Работа в группах:   (5 групп)         (применение технологии         проектной деятельности)  

 1).Планирование, распределение обязанностей (4 минут)

(Включается аудиозапись, звучит песня «Ерусалим» в исполнении грузинской певицы Т. Гвардцители).

 2). Исследование (14 мин.) ведется с опорой на главных героев). (Слайд 2), (применение ИКТ технологий).      Раздаются задания для каждой группы (их пять).

 

3).Динамическая пауза (применение здоровьесберегающей технологии)

4).Продолжение исследования  (14 мин.)    

Задания для групп

    Понтий Пилат          (применение технологи  проектной деятельности)   Группа №1 Подготовьте сообщение на тему: «Как решаются в романе М.А.Булгакова проблема трусости и тема бессмертия?»

Задание№ 1. Работа с учебником, исследование текста романа, обобщение и запись материала, сообщение классу, сюрприз.

Готовясь к сообщению, используйте текст романа, учебник (стр.425, 427), предлагаемые вопросы: (Применение технологии проблемного обучения)

  1. Каким предстаёт прокуратор Иудеи Понтий Пилат в начале главы? Носителем каких нравственных и философских истин он является?

  1. Что заставляет Пилата пойти против совести? Почему трусость названа самым страшным пороком?  (гл. 2, стр.25, гл. 26, стр.249-250) Почему мастер закончил роман о Понтии Пилате словами: «Свободен!  Свободен! Он ждёт тебя!»

  1. Как входит в роман тема бессмертия? Решён ли для Понтия Пилата вопрос  «каждому дано будет по его вере»?

(гл.2, стр.28 «Бессмертие… пришло бессмертие…» , гл.32,стр.299 «12 тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много?».

  1.  Как звучит тема бессмертия в других главах романа (гл.28, стр. 277 о Достоевском, гл.6, стр.57 о Пушкине и Дантесе).

Задание № 2. Дайте оценку работы каждого участника группы (смотри критерии )

Критерии оценки  процесса и результатов  проектной деятельности: 

  • умение строить ответ логично в соответствии с планом
  • значимость и актуальность  выдвинутых аргументов, доказательств,
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • сюрприз
  • эстетика оформления результатов выполненного проекта

ФИО

1

2

3

4

5

6

итог

Абакумова

Аддрахманова

Ярцев

Галушко

Скакун

  Иешуа Га-Ноцри     (применение технологии   проектной деятельности)   Группа № 2. Подготовьте сообщение на тему: «Как решаются в романе проблемы добра, света и прощения?»

 Задание 1.Работа с учебником и дополнительными источниками,  исследование текста романа, Евангелия от Матвея (1, 27), обобщение и запись материала, сообщение классу, сюрприз.

Готовясь к сообщению, исследуйте текст романа (главы 2, 16), учебник (стр.425, 426-427), предлагаемые вопросы: (Применение технологии проблемного обучения) 

  1. Сравните текст романа с евангельским? (Евангелие от Матвея,гл.27) ? На что делает упор автор романа, рисуя образ своего героя? В романе Булгакова носителем высшей истины является   сын человеческий. Почему?

 

№ п/п

Вопросы

«Мастер и Маргарита»

Евангелие от Матвея

1

2

4

5

6

7

8

9

Имя

-Откуда родом?

-Кто ты по крови?

-Где ты живёшь постоянно?

-Что проповедовали?

-Все «…добрые люди?»

Ученики

Казнь

После казни

Глава 2 Иешуа Га- Ноцри

-Из города Гамалы.

-Я точно не знаю, я не помню моих родителей. Мне говорили, что отец мой сириец…

«..я путешествую из города в город.»

«..я, игемон, никогда.. не собирался разрушать здание храма».

«…злых людей нет на свете…»

Гл.16 «Я Матвей (Левий), твой верный и единственный ученик!»

ГЛ.16 «Палач снял губку с копья…и тихонько кольнул Иешуа в сердце.»

-Игемон…

«Кровь побежала по его животу, нижняя челюсть судорожно дрогнула, и голова его повисла.»

Гл. 16 «Настала полутьма, и молнии бороздили чёрное небо.» «Ни Левия, ни тела Иешуа на верху холма в это время уже не было.»

Глава 1.16 «Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос»

Гл.2.1 «..Иисус же родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода..»

Гл.1.20 «…не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого..»

Гл.4.23 «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в Синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия  исцеляя всякую болезнь..в людях»

Гл.19.18 «…Иисус же сказал: «не убий», «не прелюбодействуй», «не кради», «не лжесвидетельствуй».

29. «почитай отца и мать».. «люби ближнего твоего, как самого себя»

Гл.10.1 «И призвав 12 учеников Своих, Он дал им власть над…»

Гл.27 « от шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого»

27.50 « Иисус же.., возопив громким голосом, испустил дух»  

27.66 «Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете»

                                                             

2.Что же такое истина для прокуратора, Иешуа в данный момент? (с.19-20, один потерял веру в людей, другой называет всех «добрыми», хотя и поплатился  за это).

3.Что общее между мастером и Иешуа?

4.Какое значение имеет перекличка слов Иешуа «все люди добры» со словами Коровьева Маргарите: «Если кто-нибудь не понравится,…нужно полюбить его, полюбить, королева» (учебник, стр. 425)

Задание 2. Дайте оценку работы каждого участника группы (смотри критерии )

Критерии оценки  процесса и результатов  проектной деятельности: 

  • умение строить ответ логично в соответствии с планом
  • значимость и актуальность  выдвинутых аргументов, доказательств,
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • сюрприз
  • эстетика оформления результатов выполненного проекта

ФИО

1

2

3

4

5

6

итог

Иванова

Мардоян

Миронов

Арутюнян

Быков

         Иуда         (применение технологии     проектной деятельности)  

Группа №  3.  Подготовьте сообщение на тему: «Самые живучие пороки человечества –предательство и донос»

Задание 1. Работа с учебником, исследование текста романа, Евангелия от Матвея (27,1-3), обобщение и запись материала, сообщение классу, сюрприз.

Готовясь к сообщению, используйте текст романа, учебник (стр.423, 425), предлагаемые вопросы: (Применение технологии проблемного обучения)

  1. Как входит в роман тема предательства? (гл.2, стр.23-24)
  2. Сравните текст Евангелия от Матвея (гл. 27,3-5) и текст романа (гл.26, стр.251).

Почему автор отступил от библейского текста ?

Евангелие от Матвея

Роман М.А.Булгакова

-Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осуждён, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам.

-Говоря: согрешил я, предав кровь невинную…

-И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошёл и удавился.

« Я не сумел уберечь Иуду из Кириафа, его зарезали. Прошу суд и отставку»,- Афраний Пилату.

  1. Что общего между Иудой, Алоизием Могарычем (гл. 24, 227), бароном Майгелем (гл.23,стр.214)
  2. Почему имя Иуды стало нарицательным? (Иудушка Головлёв, иудушка Троцкий…)

Задание № 3 Дайте оценку работы каждого участника группы (смотри критерии )

Критерии оценки  процесса и результатов  проектной деятельности: 

  • умение строить ответ логично в соответствии с планом
  • значимость и актуальность  выдвинутых аргументов, доказательств,
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • сюрприз
  • эстетика оформления результатов выполненного проекта

ФИО

1

2

3

4

5

6

Анциферова

Глухова

Кошутин

Николаева

 

Воланд       (применение технологии    проектной деятельности)   

Группа № 4. Подготовьте сообщение на тему:  «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.» (Гёте «Фауст»)

Задание1. Работа с учебником, с текстом романа, обобщение и запись материала, сообщение классу.

Готовясь к сообщению, используйте текст романа, учебник (стр.425, 427), предлагаемые вопросы: (Применение технологии проблемного обучения)

  1. Каковы традиционные функции дьявола в мировой литературе? (Н.В.Гоголь «  Ночь под Рождество», И.Ф.Гёте «Фауст»)
  2.  Как формулирует  Воланд цель своего посещения Москвы?  (нравственная ревизия общества, гл.12, стр. 95 «…изменились ли эти горожане внутренне?»).
  3. Какую роль играет Воланд и его свита в романе? Докажите на примерах. (Стёпа Лиходеев (гл. 7. с.60-61, эпилог,305). Варенуха, Римский (гл. 10,с.81, 14,с.123, 24-228, эпилог 305,306). Никанор Иванович Босой (гл. 9,с75, эпилог,306). Николай Иванович (21,24,с.228,27,с.267,эпилог,308-309). Алоизий Могарыч (24,с.226, эпилог,307).
  4. Объясните роль эпиграфа к роману («Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.» Гёте «Фауст») Изменил ли М.А.Булгаков традиционное представление о дьяволе?

Задание 2. Дайте оценку работы каждого участника группы (смотри критерии )

Критерии оценки  процесса и результатов  проектной деятельности: 

  • умение строить ответ логично в соответствии с планом
  • значимость и актуальность  выдвинутых аргументов, доказательств,
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • сюрприз
  • эстетика оформления результатов выполненного проекта

ФИО

1

2

3

4

5

6

Филиппова

Клюева

Искандаров

Филатова

                                                         

   Мастер и Маргарита  (применение технологи  проектной деятельности)  

  Группа № 5.   Подготовьте сообщение на тему: «Тема творчества и её решение в романе.»

Задание 1. Работа с учебником (стр.429), исследование текста романа, обобщение и запись материала, сообщение классу, сюрприз.

Готовясь к сообщению, используйте текст романа, учебник (стр.429- 430), предлагаемые вопросы: : (Применение технологии проблемного обучения)

  1. Что роднит  Булгакова и Иешуа с мастером?  В чём  различие их позиций?
  2. Почему мастер не «заслужил света», но и не наказан тьмой? (стр.289, гл 29  Иешуа  до конца пронёс свой крест,  мастер нет, он напуган, спасается в больнице для духовно больных, отказался от своего романа, но покой, так необходимый каждому творческому человеку он заслужил, так как зла никому не причинил).
  3. В чём же назначение женщины – спутницы большого таланта? Что по этому поводу говорит автор?  В чём видят женский долг русские писатели?  Сравните:

Я вас люблю ( к чему лукавить?),

                                Но я другому отдана;

                                Я буду век ему верна.

                                        А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

«Весь вопрос, ежели цель обеда есть питание, а цель брака – семья, разрешается только тем, чтобы не есть больше того, что может переварить желудок, и не иметь больше жён и мужей, чем столько, сколько нужно для семьи, то есть одной и одного. Наташе нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью.»

         Л.Н.Толстой «Война и мир»

Вспомните, как заканчивается история мастера и Маргариты? (гл.30, стр. 283, гл.32,с.300 «..о,трижды романтический мастер, неужто вы не хотите гулять со своею подругой…», «Слушай беззвучие…»)

  1. Как вы понимаете слова:  «Рукописи не горят..»?                        

Задание № 3 Дайте оценку работы каждого участника группы (смотри критерии )

Критерии оценки  процесса и результатов  проектной деятельности: 

  • умение строить ответ логично в соответствии с планом
  • значимость и актуальность  выдвинутых аргументов, доказательств,
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • сюрприз
  • эстетика оформления результатов выполненного проекта

ФИО

1

2

3

4

5

6

Итог

Бузыцков

Зуева

Куприянова

Федотова

Арефьев

 5). Презентация – по 5минут (5 групп)

  1. Сообщение (решение проблемы автором и задачи для себя: всегда ли право выбора остаётся за человеком).  

                           

                                    Примерные выводы:

Группа1. Понтий Пилат   (Слайд 3), (применение ИКТ-технологий)

 «Как решаются в романе М.А.Булгакова проблема трусости и тема бессмертия?»

В центре версии своего романа Булгаков ставит образ Понтия Пилата, показывая тяжкий путь сомнений, страхов, порывов сострадания, духовные страдания человека, облеченного властью государственный и не властного над своими поступками. За что на двенадцать тысяч лун наказан Понтий Пилат? За трусость: чиновник в нем победил человека. В этом его трагедия, это его вековая мука. Поэтому его пугает и больно бьет фраза Иешуа, записанная Левием Матвеем, «Тут Пилат вздрогнул. В последних строчках пергамента он разобрал слова: «…большего порока…трусость». Сам М. А. Булгаков считал трусость главным пороком: «Трусость – вот главный порок, потому что от него идут все остальные».  Считаем, что право выбора (как поступить) всегда остаётся за человеком.

Группа 2.  Иешуа Га-Ноцри   (Слайд 4), (применение ИКТ-технологий)

«Как решается в романе проблемы добра, света и прощения?»

Отличие булгаковской версии от канонических заключается в том, что у Иешуа нет учеников, нет в романе тайной вечери, нет молитвы в Гефсиманском саду. Его герой страдает совсем как обычный человек: он боится боли, он чисто, по-человечески способен сочувствовать другому. Главное в Иешуа – его «добрая воля». В романе, писатель акцентирует то исключительное нравственное влияние, которые оказывает Иешуа на людей, общавшихся с ним. Герой вынужден решать проблему выбора, он является носителем общечеловеческих ценностей и этим противостоит Понтию Пилату. Да, право выбора на поступок остаётся за человеком, но…

6). Динамическая пауза (применение здоровьесберегающей технологии)

7).Продолжение презентации

  Группа 3.       Иуда  

«Самые живучие пороки человечества - предательство и донос»

Предатель Иуда – совершенно посторонний человек, которого после предательства (за деньги) и казни Иешуа убивают по приказу прокуратора Пилата. А предаёт его (за деньги)   любимая женщина –Низа. Самым тяжким грехом для Булгакова был отнюдь не компромисс – на них приходилось идти и Пушкину, и Мольеру, и самому Булгакову. В широком смысле он не прощал одного – предательства. В более узком – предательства своего предназначения. Мы предполагаем, что право выбора  всегда остаётся за человеком.

Группа 4.   Воланд     (Слайд 5), (применение ИКТ-технологий)

«Я- часть той силы, что хочет вечно зла и вечно совершает благо» (Гете «Фауст».

   Будучи символом Зла, Воланд способствует  установлению справедливости. Дьявол является людям с целью изучения их природы. То, что происходило в древности в Иудее, повторяется на новом витке истории. Люди, как замечает Воланд, не изменились: «…они – люди как люди…. В общем, напоминают прежних…квартирный вопрос только испортил их…». Также подвергаются гонениям пророки (теперь художники, которые мыслят не стандартно), люди в большинстве своем заняты повседневными мелочами, и им нет дела до великих прозрений. Так же процветают посредственности (Берлиоз, Лиходеев и им подобные) и предатели, ведь предательство Алоизия Могарыча сродни предательству Иуды. Право выбора (как поступить) всегда остаётся за человеком.

Группа 5.  Мастер и Маргарита (Слайд 6,7) (применение ИКТ-технологий)

«Тема творчества и ее решение в романе»

Главный герой не Воланд, а Мастер и Маргарита. История их жизни – в центре внимания Булгакова. Идея любви, дающей силы, стимулирующей творчество, спасающей, необычайно важна для Булгакова. Булгаков, создавая образ Мастера, не дает ему имени. В нем главное – талант, его прозрение, он описал события далекого прошлого так, как это было на самом деле..«О, как я угадал! О, как я все угадал!» - восклицает он. Главное его назначение – творчество. В романе просматривается сходство в судьбе Мастера и Иешуа. Каждый из них является носителем неофициальной идеи, неофициальной веры, каждый из них не понят окружающими, обоих преследуют, травят за убеждения, обоих предают ради ничтожной выгоды, убивают (Иешуа распят на кресте, Мастер морально сломлен), оба одиноки (лишь Левий Матвей рядом с Га – Ноцри, Маргарита с Мастером. Это их право выбора). Право выбора (как поступить) всегда остаётся за человеком.

2.Сюрприз (мизансцена отрывка из романа, рисунки, выразительное чтение  по памяти)

8). Обсуждение. Подведение итогов (10 минут):

Критерии оценки  процесса и результатов  проектной деятельности: 

  • умение строить ответ логично в соответствии с планом
  • значимость и актуальность  выдвинутых аргументов, доказательств,
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • сюрприз
  • эстетика оформления результатов выполненного проекта

9).Заключительное слово учителя (3 минуты) ( Слайд 8), (применение ИКТ-технологий)

  1. Кто делает выбор: послать Иешуа на казнь? (чиновник-человек)
  2. За кем остаётся право выбора: говорить истину прокуратору или солгать? (за человеком)
  3. Кто заставил Иуду пойти на предательство? (женщина- человек)
  4. Решение стать ведьмой принимает …(женщина - человек)
  5. Кто  говорит заведомую ложь Ивану Бездомному? (чиновник-человек)
  6. Кто принимает решение получить бесплатные наряды в сеансе…?(люди)

На все эти вопросы можно ответить одним словом - человек, ибо право выбора остаётся всегда за ним. М.А.Булгаков утверждает, что на трусость и раскаяние, свободу и несвободу, веру и безверие,  творчество и любовь, добро и зло способен только человек. Именно он (человек) создаёт проблемы и сам же их преодолевает. Вступая во взрослую жизнь, помните об этом: старайтесь разрешать трудные задачи, поставленные перед вами жизнью. .Ведь право выбора остаётся за вами!

    4 .  Домашнее задание: (варианты заданий по выбору учащих)

1.Написать письмо любимому герою романа.

2.Найти понравившийся афоризм в произведении М.Булгакова «Мастер и Маргарита» и написать сочинение-рассуждение

3.Эпиграф и его значение в романе (письменное размышление)

                   Спасибо за урок!

   

На протяжении двух уроков я использовала здоровьесберегающие образовательные технологии:

-проветривание кабинета на перемене, две динамические паузы по две минуты;

-смена видов учебной деятельности: опрос учащихся, письменная работа, слушание, рассматривание наглядности, ответы на вопросы, работа в группах, презентация, домашнее задание;

-число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа;

- велось наблюдение за чередованием поз учащихся в соответствием с видом работы;

-наличие на уроке эмоциональных разрядок: музыкальные минутки, викторина, мизансцена отрывка из романа, рисунки учащихся;

-психологический климат на уроке (использовалась оценочная лексика: «умница», «молодец», «великолепно мыслишь», «грамотно владеешь словом»…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока музыкальная литература по теме:"Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"

Урок посвящен Году Российской истории. Очень обширный,подробный материал по данной теме....

Методическая разработка урока по дисциплине: "Литература" на тему: "Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита""

Методическая разработка по дисциплине: "Литература" на тему: "Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"...

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...

Открытый урок по литературе по теме: "Жанр и композиция романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Роман "Мастер и Маргарита" -главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фонтазии....

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Жить по законам добра..." (5 класс)

Конспект открытого урока "Жить по законам добра..." (по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне о и семи богатырях") разработан в соответствии с новыми стандартами ФГОС и включает в себ...

Конспект открытого урока по литературе на тему "Мцыри как романтический герой"

Урок по литературе ориентирован на учащихся 7 класса, тербует предварительной подготовки. На уроке представлены разные задания и формы работы. Большое внимание уделяется анализу произведения, работе с...