Конспект открытого урока по литературе на тему "Мцыри как романтический герой"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Прокопченко Светлана Викторовна

Урок по литературе ориентирован на учащихся 7 класса, тербует предварительной подготовки. На уроке представлены разные задания и формы работы. Большое внимание уделяется анализу произведения, работе с композицией поэмы, художественно-выразительным средствам, интересным фактам биографии поэта. В дополнение к уроку необбходимо прослушивание музыкального фрагмента. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otrytogo_uroka_po_literature_na_temu.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект отрытого урока по литературе на тему:

Поэма «Мцыри». Мцыри как романтический герой.

Урок 2 по данной теме

Вид урока: урок чтения и анализа художественного произведения.

Тип урока: интегрированный урок двух видов искусств: литературы и изобразительного искусства.

Фома урока: сочетание фронтального опроса с групповыми и индивидуальными формами работы на уроке.

Оборудование:

Цели урока:

  1. Образовательная: раскрыть идейное содержание поэмы; посредством анализа текста поэмы, работы с иллюстрациями, с музыкальными отрывками дать возможность учащимся глубже понять характер романтического героя; выявить структурные особенности произведения.  
  2. Развивающая: развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать; навыки  выразительного чтения, анализа  ключевых эпизодов проихведения, интегрированного анализа произведений разных видов искусств.  
  3. Воспитательная: формирование нравственной позиции учащихся, собственного обоснованного мнения и отношения к герою.

План урока:

Содержание этапов урока:

Оргмомент.

     1. Вступительное слово учителя

1.1.Выход на тему урока.

     2. Анализ переломных моментов в жизни героя.  

     3. Проверка знания основного содержания поэмы.  

    4. Работа в творческих группах

5.Подведение итогов урока.

6.Рефлексия урока

  1. Домашнее задание и оценки за урок.

          Методы и формы работы:

Приветствие.

Фронтальный опрос с элементами эвристической беседы

     Использование ЭОР

Интеграция трех видов искусства: литературы, изобразительного искусства, музыки.

Эвристическая беседа, выразительное чтения, творческое чтение

Сопоставительный анализ

Метод «Незаконченные предложения»

Слово учителя

Подготовка к  уроку:

Учащиеся:

  1. Должны знать содержание произведения М. Ю. Лермонтова «Мцыри».
  2. Несколько учащихся готовят выразительное чтение наизусть отрывков из поэмы:

-Побег из монастыря;

-Бой с барсом;

-Последний монолог Мцыри.

Учитель:

  1. Предусмотреть наличие в классе словаря С. И. Ожегова.
  2. Продумать оформление доски: схема, тема.
  3. Подготовить репродукции картин Ф. Константинова, И. Глазунова, рисунков М. Ю. Лермонтова, Врубеля.
  4. Подготовить для прослушивания симфоническую поэму Отара Васильевича Тактакишвили «Мцыри».

Ход урока:

 

1. Вступительное слово учителя (с элементами фронтального опроса): Мы продолжаем изучение поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». На прошлом уроке мы познакомились с историей создания поэмы и ее основным содержанием. Наше внимание сразу привлек главный герой поэмы -  Мцыри. Как мы его охарактеризовали?

 Ответ ученика: Мы назвали Мцыри романтическим героем, свободным и сильным духом. Его могучий дух не позволяет ему смириться с монастырским пленом. Все годы, проведенные в монастыре, он мечтает только об одном: побывать на родной земле, услышать родной язык.

Хотя его мечта просуществовала всего три дня, но все же она исполнилась. Мцыри побывал на воле. И эти свои три дня он не променял бы ни на какую другую жизнь.

Учитель: Верно, но сразу возникает вопрос, почему эти три дня были так важны для Мцыри, важнее целой жизни, проведенной в монастыре?

Ответ на этот вопрос поможет нам глубже понять характер романтического героя и  раскрыть идейное содержании поэмы.  

Обратимся к анализу ключевых сцен в судьбе Мцыри.

  1. Анализ переломных моментов в судьбе героя.  

           

3. Проверка знания основного содержания поэмы с использованием ЭОР (задание: соотнесите пейзажи и события в поэме, расположив их по порядку в соответствии с развитие сюжета)

Определите ключевые этапы жизни героя.

  1. Плен – жизнь в монастыре, воспоминания о доме.
  2. Долгожданные три дня жизни на воле.
  3. Возвращение в монастырь, в плен.

  1. 4. Работа в творческих группах (обсуждение основных этапов жизненного пути героя)

Вопросный план для каждой группы:

Расскажите о данном этапе жизни героя:

  1. Какие события происходят с героем?
  2.  Охарактеризуйте эмоциональное состояние героя на данном этапе жизни (подтвердите цитатами из текста)

3) Как меняются интонации героя в повествовании? Найдите черты диалога в повествовании Мцыри.

4) Какую роль играет образы природы в повествовании Мцыри?  

5)Назовите основные художественно-выразительные средства, помогающие Мцыри выразить свои чувства.

  1. Плен, жизнь в монастыре, воспоминания о доме (главы 3 – 7)  

Образ Родины Мцыри.

Индивидуальное сообщение: Образы Кавказа в живописи поэта и их интерпретация ключевыми эпизодами поэмы «Мцыри».  

Проблемный вопрос первой группе: Как вы считает, почему местом действия в поэме был выбран Кавказ?

Чтение наизусть (7 глава)

  1. Долгожданные три дня жизни на воле (главы 8, 12, 13 – вторая группа, 14, 17, 18 – третья группа)

Проблемные вопросы: «Непонятно, почему Мцыри бежал во время грозы без всякой подготовки. Он должен был подготовиться к побегу, запасти хлеба, соли, хорошо одеться. А то он взял и выскочил напропалую».

«Почему Мцыри не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым он стремился всю жизнь?»

«Непонятно, почему Мцыри сразился с барсом. Ведь он мог спокойно уйти, пока барс его не почуял. Из-за этого он обессилел и погиб, а если бы ушел, может быть, добрался бы до своей Родины»

      Чтение наизусть (8 глава)

       Чтение наизусть (17, 18)

        Прослушивание музыкального фрагмента.

  1. Возвращение в монастырь, в плен. (главы 21, 22, 23)

Работа с иллюстрациями.

Проблемный вопрос: Можно ли назвать монолог Мцыри исповедью героя? Толкование значения слова «исповедь». 1. Покаяние в грехах перед священником. 2. Откровенное признание своих мыслей, взглядов.

 Чтение наизусть (глава 26)  

Чем закончилась исповедь, фронтальный анализ заключительных строк.

Примерные ответы учеников на вопросы

Ответы первой группы:

1) Мцыри был увезен с Родины ребенком. Годы жизни в монастыре становятся для него тяжким пленом. Сравним слова автора о монастырской жизни:

                Из жалости один монах

                Больного призрел, и в стенах

                Хранительных остался он,

                Искусством дружеским спасен...

и слова Мцыри:

                Я мало жил, и жил в плену...

                ... Грозой оторванный листок,

                Я вырос в сумрачных стенах,

                Душой – дитя, судьбой – монах...

                ...На мне печать свою тюрьма

                Оставила...

                Едва взошла заря,

                В тюрьме воспитанный цветок…

Итак, с одной стороны – хранительные стены, с другой – плен, сумрачные стены, тюрьма... Он вспоминает отцовский дом, родные лица, детские игры, мирный очаг.

Чтении главы 8 наизусть.

В VIII главе автор особенно четко противопоставляет позицию монахов и мироощущения Мцыри:

                И в час ночной, ужасный час,

                Когда гроза пугала вас,

                Когда, столпясь при алтаре,

                Вы ниц лежали на земле,

                Я убежал. О, я как брат

                Обняться с бурей был бы рад!

2) Герой неспокоен, взволнован. Его речь насыщена риторическими восклицаниями, вопросами и обращениями. Чувство одиночества, отторжения от всего близкого и родного:

Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ – могил!

Когда Мцыри говорит о своей Родине, о свободе, он чувствует в себе необычайные силы, его речь более живая и эмоциональная                    (пример глава 3) Главный прием, показывающий изменение   интонации – антитеза (противопоставление). Выделим противопоставление: «могильные плиты», «старик седой, / Развалин страж полуживой» – и живая, одушевленная природа, думы которой угадывает Мцыри.

4) Образы природы играют огромную роль в повествовании. Мцыри обожествляет природу (пример главы 5, 6)

5) Эпитеты: «радужный наряд», «прозрачной зеленью», «грозди полные», «волшебным, странным голосам»; метафоры и сравнения: «следы небесных слез» – капли дождя, «кудри виноградных лоз», «серег подобье дорогих» – создают ощущение наполненности и богатства жизни.

Вывод: Мцыри всей душой стремиться на волю, стремиться к родному, тому, что было отнято у него, стремиться увидеть Родину.

Далее проблемный вопрос

Индивидуальное сообщение об образах Кавказа

Ответы второй  и третьей группы:

1) Мцыри оказывается свободным, он хочет надышаться этой свободой, он теперь видеть не душные, мрачные стены монастыря, а полный изменений и переживаний природный мир. Ключевые события жизни на воле: новое ощущение мира  природы – долгожданного и свободного, встреча с грузинкой, бой с барсом.

2) Природа дает герою новые титанические силы. Он испытывает жажду битвы, сладость ее – и потребность покоя, растворенности в первозданной природе. Он ощутил томление любви, изведал «сладость бытия» и «предсмертный бред».

     3) Речь героя очень разнообразна. Восхищение природой отражается с помощью восклицательных интонаций. Встреча с молодой грузинкой оставляет глубокий след в жизни героя, Мцыри рисует ее портрет, восхищается ее красотой.

Здесь проблемный вопрос: «Почему не идет в аул за ней?

Ответ: Помощи людской я не желал…

           Эмоциональная речь сопровождает описание боя Мцыри с барсом. Мцыри одержим звериной страстью, он сам сравнивает себя со зверем.  

         

  Прослушивание музыкального фрагмента, который отражает эпизод Мцыри с барсом.

        Вопрос учителя: Можно ли назвать этот эпизод кульминационным в произведении? (вспоминаем, что такое кульминация)

После музыкального фрагмента:

Мцыри предстает здесь человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя. Жажда подвига, удаль, отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву. Поэт постоянно подчеркивает, что его герой чужой среди людей (по крайней мере среди тех, с кем он вынужден жить), но в мире дикой природы он чувствует себя своим (как зверь степной).

     4) Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен тем, что это для Мцыри первое утро на воле. С этого утра начинается для него познание мира, и романтически настроенный юноша населяет его фантастическими, незримыми существами, знающими тайны «неба и земли». Синеву и чистоту небес герой также воспринимает необыкновенно, готов видеть «ангела полет». Поэтическая возвышенная душа и стремление к свободе позволяют Мцыри сравнивать вольную жизнь, дикую природу с раем. Перед смертью это сравнение приобретает еще более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов грядущие после смерти «рай и вечность» променять на осуществление своей мечты.

       Прослушивание музыкального фрагмента, который отражает эпизод Мцыри с барсом.

        Вопрос учителя: Можно ли назвать этот эпизод кульминационным в произведении? (вспоминаем, что такое кульминация)

5) Сравнения: вершины гор «курилися, как алтари»; снега горят, «как алмаз», облака сравниваются с караваном белых птиц. Пейзаж показан глазами героя и передает его мысли и чувства. Гиперболы:

                О, я как брат

                Обняться с бурей был бы рад!

                Глазами тучи я следил,

                Рукою молнии ловил...

Сравнения:

                Я сам, как зверь, был чужд людей

                И полз и прятался, как змей.

Эпитеты:

                Но юность вольная сильна,

                И смерть казалась не страшна!)

Сравнения, олицетворения при описании боя с барсом.

Вывод: Три дня на свободе символически воссоздают полноту жизни, желанную и труднодоступную человеку. Мцыри познал тягу к отчему дому – и к Отечеству, и к родному очагу. Он испытал жажду битвы, сладость ее – и потребность покоя, растворенности в первозданной природе. Он ощутил томление любви, изведал «сладость бытия» и «предсмертный бред».

 Ответ четвертой группы:

1) Мцыри переживает тяжелые события третьего дня.

            20. И страшно было мне, понять

                      Не мог я долго, что опять

                      Вернулся я к тюрьме моей...

                21. На мне печать свою тюрьма

                      Оставила...

                22. Мир Божий спал

                      В оцепенении глухом

                      Отчаянья тяжелым сном.

2)Он эмоционально вновь подавлен. Его вновь охватывает состояние  отчуждения и оцепенения: передо мной все закружилось, язык сухой, беззвучен недвижим. Но это состояние охарактеризовано в поэме как «предсмертный бред». Почувствовав свободу, герой вновь не сможет вернуться в плен, у него нет духовных сил.

  1. Речь героя по-прежнему эмоциональна, но замедленна. Это достигается с помощью риторических вопросов, которые, словно подводят итог переживаний героя: Ну, что ж? Кто я пред ним?
  2. Герой уже не восхищается природой. Она отражает мучительное состояние героя: огонь безжалостного дня, иссохший лист, крик коростеля, змея металась, прыгала и в дальних пряталась кустах.
  3. Основные средства: эпитеты, метафоры, олицетворения.

 

 

Чтение наизусть (глава 26)  

Вопрос по заключительно части:

Репродукции картин Ф. Константинова, И. Глазунова,  Врубеля.

Какая картина ярче зрительно передает образ Мцыри в последних главах поэмы?

 

5. Итог урока

Выдержки из критики

Двуплановость образа Мцыри отражена в двуплановости внешнего мира, в монастырской тюрьме и в кавказской природе, в двуплановости поэтической структуры, где стих выражает внутренний мир Мцыри, а

сюжет — внешнюю обусловленность его судьбы. В.И. Коровин

Мцыри — высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви. Д.Е. Максимов

Мцыри – любимый идеал нашего поэта, отражение в поэзии его собственной личности, во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью". В.Г. Белинский

Учащиеся должны выбрать ту критическую позицию, которая, на их взгляд, точнее передает характеристику образа Мцыри как романтического героя.

6. Рефлексия урока.

     Упражнение «Незаконченные предложения»:

  • Урок был полезен для меня тем, что ….
  • Мне понравилось (не понравилось), как прошел урок, потому что…
  • Больше всего мне понравилось на уроке…
  1. Организация домашнего задания и объявление итогов урока (оценки)  

Письменный ответ на вопрос: В чем видит счастье герой поэмы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературе - 7 класс

18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект  урока....

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе

Методичкская разработка урока по литературе в 7 классе по программе Г.С. Меркина. Изучение сказа Н.С. Лескова "Левша" вызывает интерес у детей, но им трудно "разобраться" с лексикой произведения. В да...

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе: "Н.С. Лесков.  «Левша». Особенность проблематики и основная идея повести"....

План-конспект открытого урока музыкальная литература по теме:"Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"

Урок посвящен Году Российской истории. Очень обширный,подробный материал по данной теме....

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Мир древнерусской литературы"

Урок, посвященный новому празднику - Дню православной книги. Учащиеся знакомятся с историей праздника, с деятельностью первопечатника Ивана Федорова, а также повторяют и обобщают знания о возникновени...