Главные вкладки

    Читательская конференция по рассказу Константина Симонова "Третий адъютант" для учащихся 10-11 классов
    план-конспект урока (литература, 11 класс) по теме

    Обсуждение рассказа помогает донести до каждого ученика важность и ценность жизненных позиций, воспитывает ответственность за все окружающее. Урок сопровождается презентацией "Жизнь и творчество К. Симонова", выстовкой книг, рисунков и отзывов о прочитанном рассказе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon chitatelskaya_konferenciya._simonov.doc52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Смелого пуля боится»

    Читательская конференция по книге К.М.Симонова «Третий адъютант»

    Цель: Донести до каждого важность и ценность жизненных позиций.

    Задача: Воспитание ответственности за всё окружающее.

    Оборудование: Презентация «Жизнь и творчество К.Симонова».

                                Выставка книг, рисунки, отзывы о прочитанном, фото К.М.Симонова.

    Ведущий. В этом году отмечается 66-летие освобождения Заполярья от немецко-фашистских войск и 66-летие Победы в Великой Отечественной войне. В этом заслуга нашего народа, каждого солдата, воина – от командующего до рядового.

         Мы прочли рассказ К.Симонова «Третий адъютант». Кто такой Константин Симонов и почему о нём мы говорим сейчас?

    (Просмотр презентации «Жизнь и творчество К.Симонова»)

    Тот самый длинный день в году

    С его безоблачной погодой

    Нам выдал общую беду

    На всех, на все четыре года!

                Она такой вдавила след

                И столько наземь положила,

                Что двадцать лет и тридцать лет

                Живым не верится, что живы.

    А к мёртвым - выправив билет,

    Всё едет кто-нибудь из близких,

    И время добавляет в списки

    Ещё кого-то, кого нет…

    И ставит, ставит обелиски.

         Родился Константин Симонов в 1915 году в Петрограде, а детство провёл в Рязани и Саратове.

         Мать работала то машинисткой, то делопроизводителем, отчим, в прошлом участник японской и германской войн, был преподавателем тактики в военном училище.

         Семья жила в командирских общежитиях. Дисциплина была строгая, чисто военная. Существовал чёткий распорядок дня, всё делалось по часам, в ноль-ноль: с семи лет он был обязан вытирать пыль, мёл пол, помогал мыть посуду, чистил картошку, следил за керосинкой, ходил за хлебом и молоком.

    Атмосфера военной части породили у Симонова привязанность к армии и вообще ко всему военному, привязанность, соединённую с уважением.

         Весной в 1930, окончив в Саратове семилетку, вместо восьмого класса пошёл учиться на токаря. В 1931 году переехали в Москву, стал работать токарем на авиационном заводе.

         В эти годы стал писать стихи. Они нравились родным, товарищам по работе.

         В 1934 году стал учиться в вечернем рабочем литературном университете. В 1936 – первые стихи напечатаны в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь», а в 1938 – впервые стихи были напечатаны отдельной книгой «Павел Чёрный». «Эта книга научила меня работать», - говорил Симонов. В 1938 году принят в члены Союза писателей.

         Первое стихотворение «Генерал», написанное на смерть генерала Лукача (Лукач – писатель Мате Залка), с которым был знаком Симонов.

         Осенью 1938 года, окончив Литературный институт имени Горького, поступил учиться в аспирантуру ИФЛИ. В качестве военного корреспондента уехал на Халхин-Гол, в Монголию.

         С осени 1940 года по июль 1941 учился на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии. Работал в газетах «Боевое знамя», «Красноармейская правда», «Известия», а с 1941 по осень 1946 – в «Красной Звезде», где служил до осени 1946 года.

         В июне 1942 был принят в члены коммунистической партии. В 1942 году присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 – подполковника, а после войны – полковника. В 1942 году был награждён орденом боевого Красного Знамени, а в 1945 – двумя орденами Великой Отечественной войны I степени, Чехословацким Военным крестом и орденом Белого Льва. После войны за участие в боях на Халхин-Голе  - монгольским орденом Сухэ-Батора.

         За заслуги в области литературы в 1939 году награждён орденом «Знак Почёта», в 1955 – орденом Ленина, в 1971 – вторично орденом Ленина.

         По долгу службы в разное время находился на разных фронтах – на Мурманском направлении Карельского фронта был несколько раз (октябрь-ноябрь 1941-го, после войны – в период с 1963-1967 – в качестве корреспондента «Правды»).Присутствовал при подписании капитуляции германской армии в Карлсхорсте  10 мая.

         За период литературной деятельности присуждено шесть Государственных премий СССР, Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых за фильм «Живые и мёртвые».

         В 1974 году присвоено звание Героя Социалистического Труда, а за фильм «Живые и мёртвые» - Ленинская премия.

    (Далее – работа по группам. Ребята делятся на команды по 6-7 человек, выбирают командиров. Команда, правильно ответившая на вопрос или выполнившая задание, получает «жетон-звезду». Команда, которая наберёт их больше других, будет победителем.)

    I. Разминка

    (Команды отвечают на вопросы).

    1. Кто такой Константин Симонов и почему о нём мы говорим сейчас?

    2. О чём поведал он в рассказе «Третий адъютант»?

    3. Кто главное действующее лицо?

    4. Что хотел показать Симонов?

    II. Словарная работа

    (Из каждой группы к «Словарному столику» выходит один человек и вытягивает карточку со словом, которое нужно растолковать).

    Адъютант                       Портупея

    Комиссар                        Верста

    Бруствер

    III. Поисковая работа

    (Команды получают задание и пять минут на обсуждение, затем один ученик даёт ответ).

    Задания:

    Команда 1. Дать характеристику первому адъютанту.

    Команда 2. Дать характеристику второму адъютанту.

    Команда 3. Дать характеристику третьему адъютанту.

    Задания для всех команд: сформулировать отношение главного героя к каждому адъютанту.

    IV. «Подумай, вспомни, ответь»

    Кроссворд «Симонов»

    С

    А

    Р

    А

    Т

    О

    В

    Л

    Е

    Н

    И

    Н

    М

    О

    С

    К

    В

    А

    З

    А

    П

    О

    Л

    Я

    Р

    Ь

    Е

    Г

    Е

    Н

    Е

    Р

    А

    Л

    К

    О

    Р

    Н

    Е

    В

    П

    Р

    А

    В

    Д

    А

    1. Город, в котором Симонов окончил семилетку.

    2. Орден, которым Симонов был дважды награждён за литературную деятельность.

    3. Город, где Симонов работал токарем на авиационном заводе.

    4. Этот край он посещал трижды, события, происходившие здесь, послужили материалом для стихотворения «Сын артиллериста».

    5. Первое стихотворение Симонова.

    6. Газета, где работал Симонов.

    V. Вопрос - ответ

    (В этом конкурсе жетон получает команда, быстрее ответившая на вопрос).

    1. Каким был главный герой рассказа «Третий адъютант» Корнев?
    2. Каковы его жизненные убеждения, правила, теории?
    3. Что значат его слова: «Плохо работаете»? Кому они сказаны?
    4. «Он смелый, должен выжить». О ком эти слова?
    5. «Узнавал человека на ходу». Как это понимать?
    6. За что он часто сердился на себя?
    7. «Мёртвые тоже умеют говорить». Докажите текстом рассказа.
    8. Какие черты характера присущи победителю, воину, солдату не только на войне, но и в повседневной жизни?

    VI. Отзыв о прочитанном рассказе К.Симонова «Третий адъютант»

    VII. Беседа

    1. Что общего у автора и главного героя?
    2. Что хотел Симонов показать в своём рассказе? Что вам запомнилось?
    3. Как бы вы поступили на месте адъютанта, главного героя?
    4. Каким вы видите человека, который ежедневным подвигом приближал и ковал победу?

    (Демонстрация видеоматериалов «На Мурманском направлении». Подведение итогов.)

     

    «Смелого пуля боится, смелого штык не берёт»

    Читательская конференция

    по рассказу Константина Симонова

    «Третий адъютант»

    для учащихся 10 – 11 классов

    2011 год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Читательская конференция по рассказу К. Воробьёва "Немец в валенках"

    Конспект читательской конференции по книге К. Воробьева "Немец в валенках"Тема: "Человек и война" Цел: подвести к пониманию того, что люди, относящиеся к двум  враждующим во время войны стор...

    Читательская конференция по рассказу А. И. Куприна "Изумруд"

    Сценарий читательской конференции по рассказу "Изумруд" Куприна А. И, проведенной в 6 классе во время Недели детской книги...

    Читательская конференция по рассказу В. Кожевникова «Март – апрель»

    Читательская конференция по рассказу В. Кожевникова «Март – апрель»...

    Читательская конференция по рассказу З. Биишевой «Мастер и Подмастерье»

    Цель читательской конференции – глубоко и всесторонне проанализировать содержание одной книги. Читательская конференция – это коллективное размышление над книгой, совместные поиски верных решений и от...

    Материалы для проведения читательской конференции по рассказу В. Железникова "Чудак из 6Б" в 5(6) классе

    Предлагаю вопросы для обсуждения содержания книги В. Железникова "Чудак из 6Б" на читательской конференции с учащимися 5-6 классов....

    Читательская конференция по рассказу В. Белова «Мальчики».«Детям своим расскажем о них…»

    Отцы и дети… Время по-разному расставляет акценты в этой привычной для нас формуле. В эпоху великих испытаний от внутренних связей, ее составляющих, порой зависит человеческие судьбы. Великая О...

    Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.

    Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...