Главные вкладки

    Читательская конференция по рассказу В. Белова «Мальчики».«Детям своим расскажем о них…»
    план-конспект урока по литературе (6 класс)

    Отцы и дети… Время по-разному расставляет акценты в этой привычной для нас формуле. В эпоху великих испытаний от внутренних связей, ее составляющих, порой зависит человеческие судьбы. Великая Отечественная война - живое тому подтверждение. В последнее время к нам приходит сознание и уверенность в том, что необходимо возродить и сохранить  память, а вместе с ней – уважение и почтение воинам-освободителям.

    Но когда мы говорим о них, за их спинами, в тесной связи с их ратными подвигами встаёт еще одно поколение «ветеранов» Великой Отечественной, к сожалению, остающееся в тени, - дети военных лет. Нет, это не Пионеры-герои и не сыны полков, которые наряду со взрослыми проявляли героизм и помощь , а те, которые оставались  в тылу. В тяжёлые годы войны они заменили отцов в тылу, взвалив на свои худенькие детские плечи груз взрослой ответственности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План-конспект урока литературы в 6-м классе Петровой Ольги Владимировны, учителя русского языка и литературы.

    Тема урока:

    «Детям своим расскажем о них…» 

    Форма урока : Читательская конференция по рассказу В. Белова «Мальчики».

    Цель:

    Приучить учеников к систематическому самостоятельному чтению, стимулируя читательский интерес , и создать самостоятельный читательский опыт.

    Задачи урока:

    1. Образовательная.  Знать содержание рассказа В. Белова «Мальчики».  Умение выйти на проблемы, поднятые автором в произведении, опираясь на текст, раскрытие особенностей деталей в тексте.
    2. Развивающая. Развивать ассоциативное мышление, креативные способности, монологическую речь, умение работать в группе, познавательную самостоятельность.
    3. Воспитательная. Воспитывать личность самостоятельную, творческую, свободную, духовно-нравственную.  Помочь ребятам раскрепоститься, раскрыть с свои индивидуальные способности, почувствовать себя личностью.

    Оборудование урока: портрет писателя   В.И. Белова, презентация, рисунки-иллюстрации.

    Методические приемы: рассказ учителя, комментирование чтение, беседа по вопросам.

    Словарная работа: сюжет, сравнение, детализация.

    Ход урока.

    Эпиграф к уроку

    «Народ без памяти слеп, а без надежды мертв»

    Пословица.

    Я не напрасно беспокоюсь,

    Чтоб не забылась та война:

    Ведь эта память – наша совесть,

    Она, как силы, нам нужна…

    1.Идет музыкальная выставка-фотохроника «22 июня». Ученица  читает стихотворение :

    Я не была участницей войны,

    Но по рассказам бабушки и деда,

    Хотев лишь мира, хлеба, тишины,

    Сражаясь, наш народ ковал победу.

    Я не была участницей войны,

    Я, к счастью, родилась спустя полвека,

    Но боль тех лет, добавив в волос седины,

    Коснулась каждого родного человека.

    … И будет долгим эхо той войны.

    Вопрос:

    - Какое настроение вызывают строки, что вы представили, когда слушали стихи? Поделитесь впечатлениями.

    Слово учителя

    Отцы и дети… Время по-разному расставляет акценты в этой привычной для нас формуле. В эпоху великих испытаний от внутренних связей, ее составляющих, порой зависит человеческие судьбы. Великая Отечественная война - живое тому подтверждение. В последнее время к нам приходит сознание и уверенность в том, что необходимо возродить и сохранить  память, а вместе с ней – уважение и почтение воинам-освободителям.

    Но когда мы говорим о них, за их спинами, в тесной связи с их ратными подвигами встаёт еще одно поколение «ветеранов» Великой Отечественной, к сожалению, остающееся в тени, - дети военных лет. Нет, это не Пионеры-герои и не сыны полков, которые наряду со взрослыми проявляли героизм и помощь , а те, которые оставались  в тылу. В тяжёлые годы войны они заменили отцов в тылу, взвалив на свои худенькие детские плечи груз взрослой ответственности.

    Мы решили  провести читательскую конференцию по рассказу Василия Ивановича Белова «Мальчики».

    Презентация. Слайд  1.

    Той поры суровое наследство

    Осмысляя, память вороша,

    Все сильней с годами рану детства,

    Все сильнее чувствует душа,  - писал В.И. Белов в лирической поэме «о чем поет гармонь».

    Вопрос:

    -Каким представляется вам человек, который мог сказать эти слова?

    (одна из учениц  рассказывает биографию писателя)

    Семья Беловых – исконно крестьянская семья. Василий Иванович Белов родился в 1932 году в деревне Тимохина Вологодской области. 

    Родители писателя: отец Белов Иван Фёдорович – плотник и столяр, человек кипучего  и смелого нрава, совсем молодым погиб на фронте в 1943 году. Мать, Анфиса Ивановна, овдовев, бедствовала с пятерыми ребятишками в осиротевшей избе. Велик ее подвиг на земле: всех пятерых поставила на ноги, всю силу рук и души отдала им. Память у Анфисы Ивановны зоркая, душа протяжная, а речь мудрая. Многое в Василии Ивановиче от родителей: горячая отвага его характера – от отца, а глубокая разумность – от матери.

    Детство Василия Белова приходится на войну. Так началась жизнь: с первых и тяжёлых потерь близких и родных, он познал все тяготы горького военного детства.

    Многие рассказы и повести Белова, по определению критика Ю. Селезнёва, «небогаты внешними событиями, резкими поворотами сюжета.. Нет в них и занимательной  интриги. Но они богаты человеком». Василий Иванович открывает нам глубинные черты характеров своих героев и целостную картину мира. По словам другого критика, М. Лобанова: «Ему доступна не речевая  шелуха, а дух народного языка и его поэзия».

    Белов видел свой долг писателя в том, чтобы писать правду о жизни нашего народа. Эта правда оказалась горькой.

    (Слайд 2, 3. Василий белов. Из автобиографической  рукописи).

    2. Работа с текстом

    Обращаясь к рассказу В. Белова “Мальчики”, мы должны выявить проблемы (вопросы), которые поднимает автор в рассказе, попытаться их осмыслить и ,возможно, найти пути их решения. Соотнести проблемы с нашей сегодняшней жизнью. Результатом работы в мастерской станут наши творческие работы, в которых мы, несомненно, раскроем свои способности.

    Сегодня мы работаем в проблемных группах. Подумайте, обсудите в группах и задайте вопросы, которые возникли у вас после прочтения рассказа. Ответы подтверждайте текстом рассказа.

        Вопрос:

    - Почему рассказ   называется ”Мальчики ? (Потому что   показывается жизнь мальчиков, вернее их выживание в тяжелые военные годы)

    Обратите внимание на термины на доске: «рассказ», «сюжет», «Элементы сюжета». Случайно ли они перед вами? (Активизация знаний теории литературы). Ребята, давайте вспомним сюжет рассказа.

    - Какие эпизоды вы читаете самыми важными  в рассказе?

    Когда я размышляла над рассказом, я тоже выделила эти эпизоды. (слайд 5)

    Перед вами на экране 4 эпизода, которые проявляют следующие проблемы

    3.Беседа по вопросам.

    1. Эпизод  «Плачет!»

    Расскажите о времени происходящих событий.

    Найдите штрихи, говорящие о военном времени. (Плачет!, у Капушки на фронте убило мужа, Ваня Серегин – эвакуированный из Ленинграда, «очень хотелось есть», «ноги под партой мерзли»).

    - Ребята, какого возраста показаны в рассказе? (4Б класс – 9 - 10 лет)

    - Почему плачет учительница? (мужа её убило)

    - Как ребята ведут себя при этом?(с пониманием, с сочувствием, тк понимают, что война «помогла»).

    Ленька Комлев и Ванька Серегин – главные герои. Какими вы их представляете?

    Лёня Комлев - человек добрый и отзывчивый. Любит жизнь и находит маленькие радости: радуется решенной задаче, интересной книге, то есть его душа открыта в мир. А еще он умеет прощать других, н-р Соньку-ябеду.  Он готов делится всем, но делиться может немногим.

    У него чуткая душа, но он не любит боль. Старается изо всех поддержать друга, переживая за него.

    Он пытается выжить в это страшное время и помогает своим близким, забыв о страхе, иногда и совести и даже о смерти

    2 эпизод .

    «Ну, кто самый смелый?»

    - Что вдруг случилось? (уколы от чесотки пришли делать – это настоящая проверка на мужество).

     Как в этом эпизоде передает автор поведение Лёни и Вани  перед предстоящим уколом? Подтвердите текстом(У Леньки чуткая душа, но он не любит боль.)

    А Ваня ведет себя по-другому. Ваня не просто смелый мальчик, он сильный духом человечек. Он по-взрослому решает проблемы, доказывая самому себе в первую очередь принимает боль. Он - эвакуированный из блокадного Ленинграда, переживший смерть. Директор понимает, что духом самый сильный, а не трус. 

     - Как вы думаете, почему нас до глубины души трогает этот эпизод укола, не оставляет равнодушными? Тут следует обратить внимание на талант писателя. Он дает почувствовать душевное состояние Лёни? Как?(читатель «перевоплощается» в Лёньку)

    - Действительно ли Лёнька трус? (нет. Просто он под влиянием чеховского рассказа, где главные герои решают бежать в поисках приключений. Лёня тоже , как и многие его сверстники мечтает о приключениях. А книга – маленькое приключение в этот мир. Итак, Лёнька сравнивается с литературными героями. В их характере много сходства: мечтательны, решительны, смелы).

    Физкультминутка.

    3 эпизод. ( слайд7)

     «- Эх, Ванча, не мог убежать!»  

    Плакат с  изображением  Гитлера

    -Какое состояние переживает Лёнька после побега из школы и когда видит мучения друга,   подтвердите текстом рассказа.

    - Чем он пытается утешить друга? Какая роль  отводится плакату на стене?(плакат с изображением Гитлера – тоже важная деталь, говорящая, что юмор тоже помогает, снижает напряжение. Смеясь над Гитлером,  ребята легче переносят свои беды)

    -О чем Лёня  беспокоится, тревожится? (Лёню мучают угрызения совести из-за побега из школы, из-за того, что съел горбушку хлеба, который дал ему сторож . Он не заметил, как проглотил хлеб, так как вечно был голодным, и  не поделился с Ваней).

    - Для кого ворует Ленька жмых, уголь, рискуя жизнью своей?(Для близких, думая о них, пытается облегчить им жизнь :накормить и обогреть Ваню, который был в очень плачевном состоянии, когда бился в лихорадке)

    -Почему Ваня отдает Лёне рукавицы отца? (Ваня по-взрослому чувствует сочувствия Лёни. Тоже хочет помочь другу).

    4.На железной дороге.

     - Как действует Лёнька? Прочитайте то место, где он цепляется за идущий поезд.

     -  Как характеризует это его? (Смелые решительные поступки, несмотря на смертельную опасность)

    Финал рассказа

    Итак, мы подошли к концу.

     - Ребята, как заканчивается рассказ?

    - Почему мы не можем точно предсказать дальнейшие  события?( Не потому ли, что идет слишком жестокое испытание – война?  Автор оставляет нас на перекрестке трудных дорог – ведь это правда жизни. Можно только надеяться на счастливый финал.)

    Вывод:

    Надежда! Она остается, автор дарит ее нам и героям. Мальчики обязательно выживут, выкрутятся, если будут держаться вместе, и отец Вани отыщет свою семью. Мы попытались с помощью авторского текста ответить на поставленные нами вопросы.

    - Пришло время ответить на главный вопрос нашего урока: 

       Несмотря на неопределенный  финал рассказа, почему нам светло на душе? Откуда пробивается к нам луч надежды?

     Не потому ль, что у мальчиков есть в жизни непреходящие ценности: любовь, доброта, совесть, которые  ребята Леня и Ваня хранят даже на пределе своих возможностей.

    Творческая работа

    Передайте  свои     впечатления  от     прочитанного, пережитого и услышанного      на уроке в рисунке,  стихотворении,    сочинении-рассуждении:

    Каким может быть    продолжение  жизни Леньки Комлева и Вани Серёгина.

    Рефлексия

    Какой этап урока был самым интересным?

    Какой этап урока был самым трудным, неожиданным?

    Что больше всего запомнилось?


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Учитель русского языка и литературы МБОУ «Моргаушская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики

    Слайд 2

    "Мы разобраться обязаны в той боли, что мир перенёс...". Василий Иванович Белов

    Слайд 3

    Один из самых глубоких и талантливых авторов деревенской прозы В.И. Белов родился в 1932 г. В с. Тимониха, Вологодской обл. Встретил войну 9-летним подростком. Потерял в 1943 году отца, погибшего под Смоленском. Он познал все тяготы военного детства. Работал, учился в вечерней школе. Богатый трудовой опыт пригодился В. Белову. В 1964г. Заканчивает Литературный институт в Москве. Живет в Вологде, занимаясь литературными и общественными делами.Первое роизведение – повесть «Деревня Бердяйка»(1964г.)

    Слайд 4

    1. «Плачет!» 2.«Ну, кто самый смелый?» 3.«- Эх, Ванча, не мог убежать! » 4 . На железной дороге

    Слайд 5

    1. «Плачет!» Расскажите о школе, в которой учились Леня Комлев и Ваня Серегин. Попробуйте описать её, подтверждая текстом. Почему плачет учительница? Как ребята ведут себя при этом? Найдите в тесте штрихи, говорящие о военном времени.

    Слайд 6

    2.«Ну, кто самый смелый?» Как в этом эпизоде передает автор поведение Лёни и Вани перед предстоящим уколом? Подтвердите текстом. Как вы думаете, почему до глубины души трогает нас этот эпизод, не оставляет равнодушными? Действительно ли Лёнька трус?

    Слайд 7

    3.«- Эх, Ванча, не мог убежать!» Плакат гитлера Какое состояние переживает Лёнька после побега из школы и когда видит мучения друга, подтвердите текстом рассказа. Чем он пытается утешить друга? О чем беспокоится, тревожится? Почему Ваня отдает Лёне рукавицы отца?

    Слайд 8

    4 . На железной дороге. Как действует Лёнька? Прочитайте то место, где он цепляется за идущий поезд. Как характеризует это его? Ребята, чем заканчивается рассказ?

    Слайд 9

    Ленька Комлев. Человек добрый и отзывчивый. Любит жизнь и находит маленькие радости:радуется решенной задаче, интересной книге, его душа открыта в мир. Он готов делится всем, но делиться может немногим. У него чуткая душа, но он не любит боль. Старается изо всех поддержать друга, переживая за него. Он пытается выжить в это страшное время и помогает своим близким, забыв о страхе, иногда и совести и даже о смерти. Ванька Серегин. Ваня не просто смелый мальчик, он сильный духом человечек. Он по-взрослому решает проблемы, доказывая самому себе в первую очередь принимает боль. Он - эвакуированный из блокадного Ленинграда, переживший смерть. Директор понимает, что духом самый сильный, а не трус. Он рассудителен, не осуждает своего друга Леньку, а старается поддержать, чтобы тот не переживал за побег. И отдает рукавицы – дорогую память об отце, понимая, что это сейчас нужнее всего.

    Слайд 10

    Плач украдкой учительницы на уроке об утрате близкого Сирота Ленька. Эвакуированный из блокадного Ленинграда Ванька Серегин «Сербиянка, сербиянка...» Частушка Леньки «Жмых!» Большая рубчатая плитка спрессованного льняного жмыха, которую вытащил Ленька из щели под складом Плакат-карикатура Гитлера с растопыренными ногами Рукавицы отца Ваньки «Сербиянка, сербиянка...» Частушка Леньки «СЖД. Тормоз Матросова»

    Слайд 11

    Итак, мы подошли к концу. Как же заканчивается рассказ? Почему мы не можем точно предсказать дальнейшие события? А не потому ли, что идет слишком жестокое испытание – война. Автор оставляет нас на перекрестке трудных военных дорог – ведь это правда жизни. Можно только надеяться на счастливый финал. Надежда! Она остается, автор дарит ее нам и героям. Мальчики обязательно выживут, выкрутятся, если будут держаться вместе, и отец Вани отыщет свою семью. Мы попытались с помощью авторского текста ответить на поставленные нами вопросы. Пришло время ответить на главный вопрос нашего урока. И несмотря на неопределенный финал рассказа, почему нам светло на душе? Откуда пробивается к нам луч надежды? Не потому ль, что у мальчиков есть в жизни непреходящие ценности : любовь, доброта , совесть , которые ребята Леня и Ваня хранят даже на пределе своих возможностей.

    Слайд 12

    ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ПЕРЕДАЙТЕ СВОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ПРОЧИТАННОГО, ПЕРЕЖИТОГО И УСЛЫШАННОГО НА УРОКЕ В РИСУНКЕ, СТИХОТВОРЕНИИ, СОЧИНЕНИИ- РАЗМЫШЛЕНИИ (КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ ЖИЗНИ Леньки Комлева и Вани С


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Читательская конференция по рассказу Константина Симонова "Третий адъютант" для учащихся 10-11 классов

    Обсуждение рассказа помогает донести до каждого ученика важность и ценность жизненных позиций, воспитывает ответственность за все окружающее. Урок сопровождается презентацией "Жизнь и творчество К. Си...

    Читательская конференция по рассказу К. Воробьёва "Немец в валенках"

    Конспект читательской конференции по книге К. Воробьева "Немец в валенках"Тема: "Человек и война" Цел: подвести к пониманию того, что люди, относящиеся к двум  враждующим во время войны стор...

    Читательская конференция по рассказу А. И. Куприна "Изумруд"

    Сценарий читательской конференции по рассказу "Изумруд" Куприна А. И, проведенной в 6 классе во время Недели детской книги...

    Читательская конференция по рассказу В. Кожевникова «Март – апрель»

    Читательская конференция по рассказу В. Кожевникова «Март – апрель»...

    Читательская конференция по рассказу З. Биишевой «Мастер и Подмастерье»

    Цель читательской конференции – глубоко и всесторонне проанализировать содержание одной книги. Читательская конференция – это коллективное размышление над книгой, совместные поиски верных решений и от...

    Материалы для проведения читательской конференции по рассказу В. Железникова "Чудак из 6Б" в 5(6) классе

    Предлагаю вопросы для обсуждения содержания книги В. Железникова "Чудак из 6Б" на читательской конференции с учащимися 5-6 классов....

    Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.

    Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...