Главные вкладки

    Читательская конференция по рассказу В. Кожевникова «Март – апрель»
    классный час по литературе (11 класс) на тему

    Читательская конференция по рассказу В. Кожевникова «Март – апрель»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kozhevnikov_v.m.pptx382.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Читательская конференция по рассказу В. Кожевникова «Март – апрель» (интегрированное мероприятие литературы и истории)

    Слайд 2

    Цели: показать героизм Жаворонкова и Михайловой, героев рассказа В. Кожевникова «Март – апрель», в экстремальных условиях (в тылу врага); понять нравственные истоки свершения подвига Жаворонковым, Михайловой, представителями поколения молодёжи периода Великой Отечественной войны; р асширить знания о малоизвестной странице самоотверженности во имя спасения Родины советской разведки; р азвивать навыки аналитического чтения, умения анализировать и сопоставлять , делать выводы на основе прочитанного

    Слайд 3

    Вадим Михайлович Кожевников (1909 – 1984г.г.) *В.М. Кожевников родился в селе Тогур Нарымского края Томской губернии в семье ссыльных социал-демократов *1925-1933 – учёба в МГУ на литературном отделении этнологического факультета. Работал журналистом в журналах «Смена», Огонёк», в 1939 году вышел первый сборник рассказов «Ночной разговор». В годы Великой Отечественной войны В.М. Кожевников – военный корреспондент газеты «Правда»; выезжал на передовую, участвовал во взятии Берлина.

    Слайд 4

    1949-1984г.г – главный редактор журнала «Знамя». В.М. Кожевников – лауреат Государственной премии (1971г.), Герой Социалистического труда», (1974г.), член ВКП(б) с 1943 года. Произведения, написанные В.М. Кожевниковым. Р ассказы : «Март-апрель» (1942г.), «Труженики войны» (1944г.); повести: «Грозное оружие» (1941г.), «Пётр Рябинкин» (1969г.); романы: «Заре навстречу» (1957г.), «Щит и меч» (1962г.), «В полдень на солнечной стороне» ( 1973г.); пьесы: «Судьба Реджинальда Дэвиса» (1947г.), «Огненная река» (1949г.).

    Слайд 5

    Вступительная часть Учитель истории: Рассказ «Март-апрель» Вадимом Михайловичем Кожевниковым был написан в 1942 году. Закончилась величайшая битва под Москвой разгромом фашистских войск, но сложилась серьёзная ситуация на юге страны и особенно на Волге, под Сталинградом, куда рвались немецкие войска. Судьба страны в очередной раз в ходе Великой Отечественной войны зависела от действий не только Красной Армии, но и всего советского народа, его высокого нравственного потенциала, сплочённости и веры в скорую победу. Ярчайшими примерами героической борьбы за свободу Родины в годы войны стали действия военной разведки.

    Слайд 6

    Учитель литературы: Необычность рассказа Кожевникова в том, что раскрываются героические страницы малоизвестной в годы войны военной разведки. Капитан Жаворонков и радистка Михайлова , главные герои рассказа, заброшены в тыл врага. Мы должны с вами убедиться, как себя ведут герои рассказа в экстремальной ситуации, какие задания и в каких условиях придётся им выполнять. 1.Каким в отряде считался капитан Жаворонков? -Малосимпатичным, неразговорчивым, никогда не рассказывал о своих подвигах, а их он совершил немало.

    Слайд 7

    2.Кто был тот радист, которого должен был найти капитан Жаворонков? Михайлова, которую он знал по Центру подготовки. Она была одной из лучших курсантов, старательно занималась, к тому же б ыла умна и красива. 3.Почему капитан Жаворонков предпочитал действовать в одиночку? Чтобы других не подвергать смертельной опасности, а своей жизнью он не дорожил: 22 июня 1941 года его жена с маленьким сыном погибли под гусеницами фашистского танка.

    Слайд 8

    4.Как на фронте оказалась Михайлова? -Добровольно, потому что считала своим долгом тоже сражаться с врагом. 5.Что случилось с Михайловой, когда её отправили на задание самолётом? -У неё была обморожена нога, высокая температура по причине простуды. 6.В каком физическом состоянии были Жаворонков и Михайлова?

    Слайд 9

    Михайлова не могла самостоятельно передвигаться, а капитан Жаворонков из-за долгих поисков радистки был истощён и ослаблен.

    Слайд 10

    7.О чём радистка Михайлова попросила признаться капитана Жаворонкова? -В августе Жаворонков подорвал крупный немецкий склад немецких боеприпасов. Его контузило взрывной волной, неузнаваемо сожгло лицо пламенем. Он лежал в тлеющей чёрной одежде, когда немецкие санитары подобрали его, приняв за немца, и вместе с пострадавшими немецкими солдатами отнесли в госпиталь. Он пролежал три недели, притворяясь глухонемым. Потом врачи установили, что он не потерял слуха. Гестаповцы расстреляли Жаворонкова вместе с тремя немецкими солдатами-симулянтами. Ночью ранененный тяжело капитан выбрался изо рва и полз двадцать километров до места явки. После лечения в госпитале капитан снова ходил в разведку. 8 .Что обнаружил Жаворонков неподалёку от их расположения? -Секретный немецкий аэродром, координаты которого необходимо было передать нашему командованию. 9 .В чём состояла сложность выполнения внеочередного задания? -От воды карта размокла, Михайлова не могла передавать координаты расположения аэродрома, чтобы наши бомбардировщики могли его разбомбить, а у капитана Жаворонкова была перебита рука немецким автоматчиком, когда он обнаружил немецкую машину с пеленгатором.

    Слайд 11

    10. Что вспомнила Михайлова, когда они шли к аэродрому? - Москву, дом, когда она решила идти на фронт, тогда Михайлова даже представить не могла, что её ожидало. Когда она болела, родители очень заботились о ней, оберегали от трудностей. В Центре подготовки представляла Михайлова о предстоящих заданиях с налётом романтики, а на самом деле приходилось передавать по рации передачи в очень трудных условиях: находиться подолгу одной в лесу в дикие холодные дни и ночи, голодать, постоянно знать, что враг рядом, каждую минуту могли запеленговать ; сначала она плакала, съела весь шоколад, но передачи вела регулярно. 11. Как Жаворонков и Михайлова добирались до немецкого аэродрома? -Ночами, чтобы не обнаружить себя, голодные, промокшие, огонь разводить нельзя было, чтобы не обнаружить себя; трудно было представить, в каком физическом состоянии находились они .

    Слайд 12

    12.Как им пришлось передавать координаты немецкого аэродрома? Карта размокла, пришлось вызывать огонь на себя: любая бомба могла обрушитья на них, убили бы свои… Так уж получалось. До последнего Михайлова передавала координаты, чудо, что Жаворонков и Михайлова остались живыми, но задание было выполнено. 13. Как Жаворонков и Михайлова выходили к своим? -Опять приходилось в основном идти ночами по мокрому снегу. Жаворонков из лыж сделал санки, и они по очереди тащили друг друга: Жаворонков с перебитой рукой, истощённый до предела, Михайлова с обмороженной ногой, с высокой температурой, а ещё и немецкие патрули могли встретиться. Пришлось им переходить реку, а вода была перемешана со льдом. 14. В чём правдивость повествования рассказа «Март-апрель»? -В. Кожевников по заданию редакции бывал в разведгруппах на фронте, знал это достоверно, и у наших героев были реальные прототипы.

    Слайд 13

    14. Следует ли Жаворонкова и Михайлову считать героями, в чём , по- вашему, их героизм?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Читательская конференция по рассказу Константина Симонова "Третий адъютант" для учащихся 10-11 классов

    Обсуждение рассказа помогает донести до каждого ученика важность и ценность жизненных позиций, воспитывает ответственность за все окружающее. Урок сопровождается презентацией "Жизнь и творчество К. Си...

    Читательская конференция по рассказу К. Воробьёва "Немец в валенках"

    Конспект читательской конференции по книге К. Воробьева "Немец в валенках"Тема: "Человек и война" Цел: подвести к пониманию того, что люди, относящиеся к двум  враждующим во время войны стор...

    Читательская конференция по рассказу А. И. Куприна "Изумруд"

    Сценарий читательской конференции по рассказу "Изумруд" Куприна А. И, проведенной в 6 классе во время Недели детской книги...

    Читательская конференция по рассказу З. Биишевой «Мастер и Подмастерье»

    Цель читательской конференции – глубоко и всесторонне проанализировать содержание одной книги. Читательская конференция – это коллективное размышление над книгой, совместные поиски верных решений и от...

    Материалы для проведения читательской конференции по рассказу В. Железникова "Чудак из 6Б" в 5(6) классе

    Предлагаю вопросы для обсуждения содержания книги В. Железникова "Чудак из 6Б" на читательской конференции с учащимися 5-6 классов....

    Читательская конференция по рассказу В. Белова «Мальчики».«Детям своим расскажем о них…»

    Отцы и дети… Время по-разному расставляет акценты в этой привычной для нас формуле. В эпоху великих испытаний от внутренних связей, ее составляющих, порой зависит человеческие судьбы. Великая О...

    Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.

    Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...