Главные вкладки

    Методическая разработка (7 класс) по теме:
    Читательская конференция по рассказу К. Воробьёва "Немец в валенках"

    Гвоздева Светлана Викторовна

    Конспект читательской конференции по книге К. Воробьева "Немец в валенках"

    Тема: "Человек и война" 

    Цел: подвести к пониманию того, что люди, относящиеся к двум  враждующим во время войны сторонам, способны поступать гуманно;

              что каждый человек, находящийся в плену, имеет право на сохранение  жизни и гуманное обращение

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konferenciya_nemec_v_valenkah.doc272 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЧИТАТЕЛЬСКАЯ  КОНФЕРЕНЦИЯ

    по книге Константина Воробьёва

    «Немец в валенках».

    Учитель русского языка и литературы

    МБОУ СОШ п.Головановский Балаковского района

    Саратовской области  Гвоздевой Светланы Викторовны

    Тема:   «Человек и война».

    Цели: познакомить учащихся с содержанием рассказа К. Воробьёва «Немец в

              валенках»; подвести к пониманию того, что люди, относящиеся к двум

              враждующим во время войны сторонам, способны поступать гуманно;

              что каждый человек, находящийся в плену, имеет право на сохранение

              жизни и гуманное обращение; обратить внимание на роль сравнений в

              портретной характеристике персонажа.

    Оборудование: портрет  К. Воробьёва; выставка книг автора; рисунки

                              учащихся.

    Методические приёмы: беседа, рассказ, анализ текста.

    План конференции:

    1. Вступительное слово учителя.
    2. Выступление библиотекаря «Роль литературы в годы Великой Отечественной войны»
    3. Сообщение ученика по теме конференции;
    4. Анализ рассказа.
    5. Сюрпризы читательской конференции:
    1. Сообщение ученика из газеты, подтверждающее гуманное отношение людей во время войны;
    2. Знакомство с выставкой рисунков;
    3. Чтение стихотворений.
    1. Подведение итогов читательской конференции.

    I.  Вступительное слово учителя

    Сейчас XXI век пройдут годы, мы уйдем из жизни, вырастут наши и ваши дети, а потом внуки, но страшное слово «война» будет потрясать сердца всех людей, всех поколений. Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие всё, что встаёт на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, ещё недавно думавших о будущем, надеявшихся на встречу с родными, мечтавших о любви и счастье. Всё это и есть война — самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества. Как в таких бесчеловечных условиях проявит себя человек, сможет ли он вынести все тяготы такого ужаса? Об этом мы сегодня будем говорить. Итак, тема конференции: «ЧЕЛОВЕК И ВОЙНА».

    II.  Сообщение библиотекаря

    Судить о войне 1941-1945г. мы можем только по услышанным рассказам наших дедушек и бабушек, по просмотренным фильмам, по прочитанным книгам, темы, затронутые литературой военных лет многообразны. Но в этом многообразии ведущей была тема защиты Отечества. В это время появились стихотворения, ставшие вскоре популярными песнями.  Среди них «Землянка» А.Суркова, «Огонёк», «В лесу прифронтовом» М. Исаковского, «Соловьи» Фатьянова и другие. Большое место в литературе этого периода принадлежит рассказам. Их писали А.Толстой, Н.Тихонов, К.Симонов, В. Гроссман и др. Умение вовремя сказать нужное слово, сказать так, чтобы подействовать на умы, волю и сердца читателей, сделало литературу огромной духовной силой в жизни народа, помогло выстоять в войне. Сегодняшнего читателя в произведениях о войне не может не заинтересовать вопрос, как среди ужасов военного времени людям удалось сберечь в себе истинно человеческое, доброту, любовь, сострадание. Ответ на этот вопрос давали и дают произведения, написанные в тяжкие годы Великой Отечественной войны.

    В истории развития военно-патриотической литературы особое место занимают 50-е годы.   Именно в эти годы заявило о себе новое, послевоенное поколение писателей. Участники Великой Отечественной войны, они прошли её солдатами, лейтенантами, командирами. Их творчество называется лейтенантской прозой, её нужно рассматривать не как литературный жанр,  а, прежде всего как «трудную» работу; суровая проза войны, которую вершили на полях сражений люди миролюбивейших профессий. Военная проза и поэзия представлена такими именами как Юрий Бондарев и Виктор Астафьев, Константин Воробьёв и Виктор Курочкин, Семён Гудзенко и Сергей Орлов и многими, многими другими, чьи таланты выковывались в огненном горниле войны. Проблемы, исследуемые в их произведениях, звучат актуально и в наши дни. Это проблемы верности своему долгу, гражданского мужества, совести, чести, человеческого достоинства. Поистине произведения их написаны о прошлом ради нашего сегодня и ради будущего.

    III. Ведущий:

    Сегодня мы познакомимся с жизнью, творчеством писателя - фронтовика Константина Федоровича Воробьёва. Непросто складывалась его военная судьба: писатель пережил трагические дни начала Великой Отечественной войны, принимал участие в первых боях под Москвой, попал в плен, дважды бежал, командовал в Литве партизанским отрядом.

    IV. Сообщение уч-ся о биографии писателя

    Воробьёв Константин Дмитриевич родился в 1919году в с. Нижний Реутец  Курской области. Рос в крестьянской многодетной семье, с 1933г. после ареста отчима стал работать грузчиком, одновременно учился в сельской школе. Позднее был киномехаником, сельским корреспондентом районной газеты, в октябре 1938 года был призван в армию. Службу проходил в Западной Белоруссии. С 1939 года работает в армейской печати. После учёбы в военном училище в составе роты кремлевских курсантов попал на фронт. В декабре 1941 года оказался в окружении. Прошёл несколько «лагерей смерти», Паневежскую и Шяуляйскую тюрьмы. Дважды бежал из плена, в 1943 году в Шяуляйском подполье написал повесть о пережитом в плену, по окончании войны передал рукопись в журнал. Но лишь в 1985 году она была напечатана под названием «Это мы, Господи!» Другие свои книги, повести и рассказы сам писатель считал частью будущего романа, который впрочем, составить не успел. «Я пишу

    роман. Сюжет его — просто жизнь, просто любовь и преданность русского человека Земле своей, его доблесть, терпение и вера».

    Последние 40 лет жизни К.Воробьёва прошли в Вильнюсе, где он и умер в 1975г.

    V. Анализ рассказа «Немец в валенках».

    Ведущий

    Рассказ «Немец в валенках» был написан в 1966 году. В основу его положен реальный факт из лагерной жизни. В Саласпилсе в лагере для военнопленных встретился Воробьёву охранник, и звали его, как и героя рассказа, Вилли Броде. Этот человек проникся к Воробьёву сочувствием и однажды дал ему хлеб и сигареты.

    VI. Беседа

    - Интересно было читать рассказ?

    -Удивило ли вас что-нибудь в нём?

    - Чем любопытна внешность Вилли? Обратите внимание на сравнения «как подсолнух», и «как деревенский кот». Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите эти сравнения?

    -Как поначалу восприняли этого охранника пленные?

    - Почему пленных раздражали «сибирские валенки с обрезными голенищами»?

    - Как автор передаёт враждебность и холодность, царящие в бараке по отношению к новому охраннику?

    - Как автор называет обитателей барака?

    - До какого состояния доведены пленные?

    VI. Этапы сближения двух главных героев рассказа

    Охранник: брезгливость – неверие- удивление-// растерянность- протянутая сигарета – интерес // как бы надежда на что-то тайное для него – общая боль в ногах - оценивающий взгляд.

    Рассказчик: ожидание удара – выкуренная сигарета – все равно раздражение и ожидание только плохого.

    - Найдите в тексте рассказа доказательства того, что рассказчик в какой-то момент начал воспринимать Вилли Броде одновременно и как врага, и как человека, такого же, как он, солдата.

    - Как Вилли Броде обращается к рассказчику во второй свой приход?

    - Как вы считаете, это важно?

    - Ожидали ли вы, что Вилли Броде принесет хлеб?

    - Как автор описывает протянутый охранником хлеб?

    - Что позволило охраннику лагеря увидеть в пленном, с присвоенным номером, человека?

    -  Как вы воспринимаете финал рассказа: трагично, оптимистично, как-то иначе?

    - Сочувствуете ли вы Вилли Броде?

    - Хотелось бы вам, так же как и главному герою рассказа, чтобы «Немец в валенках» дожил до наших дней? Почему?

    VII. Вывод

    В бесчеловечном сохранить человеческое - вот подвиг. Война - это страшное, но необходимо понимать, что ты не можешь, не имеешь права дать погибнуть в твоей душе тому, что и делает тебя человеком.

    VIII.  Сюрпризы читательской конференции

    1. Сообщение из газеты «Балаковские  вести» в рубрике «Фронтовые версты» от 20.10.2004г. «Сердце солдата», автор – В. Евтушенко.

    2. Чтение стихотворения Д.И.Самойлова «Сороковые».

    3.  Просмотр рисунков.

    4. Высказывание учащихся по поводу конференции.

    IX.  Подведение итогов читательской конференции

    Ведущий

    Что может быть страшнее, чем война? Она несёт страдания и слёзы, разбивает счастье людей, врываясь в мирные дома. Но всё же она не убивает доброту людей, человечность, самые благородные качества. В этом смысле тема Великой Отечественной войны для нашей литературы неисчерпаема. Верность долгу, преданность Родине, мужество, героизм - всё эти качества нужны человеку не только на войне, не только на поле боя. Они не менее необходимы и сегодня в мирной жизни.

    Используемая литература

    1. Вокруг тебя – Мир…: Методические рекомендации к книге для ученика. 6 класс/ К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев, Н.Н. Кубышина, Т.Н. Пискунова. М.: Наука/Интерпериодика,1999.
    2. Журавлёв С.И. Память пылающих лет. Соврем. Сов. Проза о Великой Отечественной войне. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1985.
    3. Мотеюнайте И.В. «В крови, в страданиях, в смерти…» В.П.Астафьев о войне.- «Первое сентября». Литература № 9, 2007, с.12-15.
    4. Мотеюнайте И.В. Солдатское сердце: роман Г. Владимова «Генерал и его армия». - «Первое сентября». Литература № 9, 2007, с.38- 42.
    5. Пронина Е.П. Произведения о Великой Отечественной войне на уроках литературы и во внеклассной работе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1985.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Читательская конференция по рассказу Константина Симонова "Третий адъютант" для учащихся 10-11 классов

    Обсуждение рассказа помогает донести до каждого ученика важность и ценность жизненных позиций, воспитывает ответственность за все окружающее. Урок сопровождается презентацией "Жизнь и творчество К. Си...

    Читательская конференция по книге К.Паустовского "Заячьи лапы"

    Читательская конференция представляет собой обобщающее мероприятие-итог по книге К.Паустовского "Заичьи лапы", в которую входит несколько рассказов. Именно по этим рассказам составлен кроссворд, вопро...

    Читательская конференция по рассказу А. И. Куприна "Изумруд"

    Сценарий читательской конференции по рассказу "Изумруд" Куприна А. И, проведенной в 6 классе во время Недели детской книги...

    Читательская конференция по рассказу В. Кожевникова «Март – апрель»

    Читательская конференция по рассказу В. Кожевникова «Март – апрель»...

    Читательская конференция по рассказу З. Биишевой «Мастер и Подмастерье»

    Цель читательской конференции – глубоко и всесторонне проанализировать содержание одной книги. Читательская конференция – это коллективное размышление над книгой, совместные поиски верных решений и от...

    Материалы для проведения читательской конференции по рассказу В. Железникова "Чудак из 6Б" в 5(6) классе

    Предлагаю вопросы для обсуждения содержания книги В. Железникова "Чудак из 6Б" на читательской конференции с учащимися 5-6 классов....