Главные вкладки

    Читательская конференция по рассказу А. И. Куприна "Изумруд"
    план-конспект занятия (литература, 6 класс) на тему

    Гиренко Наталья Ивановна

    Сценарий читательской конференции по рассказу "Изумруд" Куприна А. И, проведенной в 6 классе во время Недели детской книги

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Читательская конференция по рассказу А. И. Куприна «Изумруд» для учащихся 6 класса

    Подготовила учитель МКОУ СОШ № 7 пос. Советское Руно

    Гиренко Наталья Ивановна

    Цель читательской конференции:
    • Развивать любовь к творчеству А.И. Куприна;

    • Воспитывать чувство уважения к русской классической литературе;

    • Воспитывать чувство сострадания к «братьям нашим меньшим»;

           • Формировать в ходе обсуждения рассказа коллективное читательское мнение;
          • Показать эффективность данной формы работы для развития интереса к чтению, читательских и коммуникативных умений учащихся.
         • Показать возможности читательской конференции для руководства детским чтением со стороны учителя, для выстраивания воспитательной работы на основе рассказа.

    Оборудование: мультимедийная презентация, книжная выставка, музыкальное сопровождение.

    Вступительное слово учителя. Ежегодно в конце марта  у нас в стране проводится Неделя детской книги. Этой традиции очень много лет. Впервые книжкины именины прошли в Москве  26 марта 1943 года. Был хмурый мартовский день 1943 г. Шла война, продукты выдавали по карточкам, в домах было холодно. В этот день московские мальчики и девочки в стареньких платьицах и курточках, в стоптанных башмаках и залатанных валенках заполнили просторный зал Дома союзов. Непривычно щурясь от яркого света люстр, они слушали, что расскажут им хорошо знакомые по книжкам детские писатели и поэты. Дети получили в подарок книги, отпечатанные на тонкой серой бумаге, они были действительно ценным подарком. Так впервые праздновалась Неделя детской книги- «книжкина неделя». С тех пор в конце марта по всей стране проводится Неделя детской книги.

    Чтение не просто занятие, которым можно заполнить свое свободное время, развлечься. Под влиянием умных, талантливых книг мы меняемся, становимся добрее, умнее, опытнее. Чтение развивает наш ум и сердце. Вот почему книги всегда рядом с нами, они сопровождают нас с самого раннего детства и до старости.
    Нельзя стать образованным человеком без знания мировой литературы. По версии "Daily Telegraph" есть 110 книг, которые должен прочесть каждый образованный человек. Среди них Гомер, Толстой Л.Н. Ч. Дикенс, В. Шекспир, Данте,Б. Пастернак, Ж. Верн и многие другие. Не многие осилят этот список. Это программа на всю жизнь.

    Я думаю, что на вы уже прочитали много замечательных произведений, которые  положили начало вашей «Золотой полке». О золотой полке писал Юрий Олеша: «Золотая полка – та, на которую ставят любимые книги».

    В детские годы мы читаем книги прежде всего душой, сердцем. Чем старше мы становимся, тем больше книга дает нашему уму. Я желаю, чтобы произведение, которое мы сегодня взяли для обсуждения вы прочитали сердцем, потому что оно посвящено лошади. Мы проводим в рамках Недели детской книги читательскую конференцию по рассказу Куприна «Изумруд».

    - Что вы знаете о Куприне? Какие произведения его читали. О чем они?

    Пройдя  ещё  в  детстве  через  ряд  испытаний,  Куприн  сберёг  в  душе  способность  не  причинять  боль,  сохранил  умение  сострадать,  сочувствовать. 

    - А какой сегодня год по восточному календарю? По восточному календарю именно это прекрасное животное является символом 2014 года.

    - Что олицетворяет собой лошадь? Какие у вас возникают ассоциации с этим животным?

    Лошадь, согласно китайскому гороскопу, олицетворяет собой мудрость и чистый разум. Она красива, живописна, грациозна. Она подскажет как сделать нашу жизнь красивее, гармоничнее и будет щедра к людям творческим, мыслящим неординарно.

    -- Что интересного вы знаете о лошадях?

    - Какой масти бывают лошади?

    - Какие читали произведения о лошади? («Теплый хлеб» Паустовского)

    Нет на свете человека, который равнодушно посмотрит на лошадь: она невольно вызывает восхищение. Какая стать! Какие умные глаза! А грива, а хвост – такого нет ни у какого другого существа! Но лошадь – прежде всего надежный друг человека. Несколько тысячелетий назад началось общение человека и лошади. За это время лошади стали верными спутниками людей и заметно повлияли на всю человеческую историю.

    - Прежде, чем перейти к обсуждению содержания, я хочу поставить перед вами проблему: известно в основе рассказа лежит реальная история коня по кличке Рассвет. В конце урока мы должны ответить на вопрос: почему автор назвал героя рассказа Изумруд? И еще один вопрос, на который я бы хотела, чтобы ответили в конце урока: эпиграфом я взяла слова: как вы их понимаете и как они соотносятся с рассказом Куприна?

    Итак, переходим к обсуждению рассказа:

    - Кто такой Изумруд? Прочитайте описание.

    - Что значит «беговая» лошадь? - рысак (бывает иноходец)

    - Расскажите, кто ухаживает за лошадьми. (Василий, Назар, Андрияшка)

     - Кто из конюхов нравится Изумруду? (Назар)

    – Почему? Прочитайте, как воспринимает людей? Во 2 гл Назар засыпает овес.

    - «Вот тот, высокий, худой, сгорбленный, у которого бритое лицо и золотые очки…». Кто это? Почему нравится англичанин?

    - Как воспринимает окружающее Изумруд? (через запахи, звуки)

    - Что снится Изумруду накануне скачек? гл 2  Прочитайте

    - Как Изумруд узнает, что наступил день скачек?

    -Как его готовят к бегам? (Купание…Запряжка…

    - Каких соперников он увидел на проминке?(серый в яблоках. Гнедая кобылка. Огромный вороной жеребец, огненно – рыжий рысак). ГЛ 4

    - Кто не соперник? Почему?

    - С кем выпало соревноваться в паре? (А какую роль играет мальчик на белом рысаке, поддужный?

    - « Наездник сам испытал крепость подпруги, просовывал палец между ней и животом…» - О ком идет речь?

    - найдите и прочитайте эпизод запряжки лошади. ГЛ 3

    - Прочитайте описание ипподрома. ГЛ 5

    - Обратите внимание, что в рассказе нет диалогов. Но в 5 главе, которая является кульминацией рассказа, воображаемый диалог, кого с кем?

    - Прочитайте выразительно.

    - Что чувствует Изумруд? (Радость от победы, удовлетворение, что он не подвел наездника)

    - А как повели себя люди? Почему?

    - Что нарушило его чувство победы. Радости? В чем сомневаются и почему люди, громко разговаривающие? Понимает Изумруд? (По-детски наивное непонимание человеческой ненависти в момент осмотра перед толпой после финиша показывает, каким беззащитным на самом деле является жеребец, и как этим пользуются те, кто морально сильнее).

    - Какова судьба Изумруда? Перескажите

    - Почему умер Изумруд?

    - Какова главная мысль рассказа? Как  в рассказе показаны люди и как лошади? Кто вам симпатичней?

    В рассказе рядом оказываются жеребцы и кобылы разных мастей, пород, возрастов и характеров, но их роднит природное изящество, грация, на которую невозможно налюбоваться. И как противопоставлены люди (“руки неуверенны и неточны”, “ездить он не умеет — дёргает, суетится”, “с кривым глазком”, “руки у него не гибки, точно деревянные”). Лошади выглядят венцом творения природы.

    - Как вы понимаете эпиграф?

    _ Ответьте на поставленный в начале урока вопрос: почему Куприн назвал своего героя Изумрудом? Что такое изумруд? Что общего у камня и беговой лошади из рассказа Куприна?

       Изумруд – камень успеха, жеребец в рассказе Куприна, как драгоценный камень, добился успеха, победил

    - Послушайте песню Высоцкого «Бег иноходца». - Попробуйте понять, что общего у рысака Изумруда и иноходца из песни?

        (Оба коня победители в бегах, оба победили наперекор всем- этим похожи: дерзкие, смелые, честно выигрывают скачки не в угоду кому – то или чему – то, а потому что они лучшие, им нравится бег и они честно выполняют свою работу, но корыстные люди недовольны)

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

    - Понравился вам рассказ? Я предлагаю список небольших произведений, посвященных лошадям, в том числе и Холстомер» Толстого, которому посвятил свой рассказ Куприн. Прочитайте, поставьте на свою золотую полку эти книги.

    Каждый из нас – личность. И чтобы эта личность развивалась, развивалась ваша душа, ум и сердце, вы должны быть внимательными, вдумчивыми, трудолюбивыми читателями. Закончить нашу конференцию я хотела бы словами Декарта: «Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли.» Я приготовила вам небольшой список книг о лошадях, которые могут занять достойное место на вашей «золотой полке», прочитайте эти книги! Развивайте себя, приобщайтесь к мировой культуре!

    - А заключение я предлагаю послушать песню о трагической судьбе лошадей на слова известного российского поэта Бориса Слуцкого «Лошади в океане».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Читательская конференция по рассказу Константина Симонова "Третий адъютант" для учащихся 10-11 классов

    Обсуждение рассказа помогает донести до каждого ученика важность и ценность жизненных позиций, воспитывает ответственность за все окружающее. Урок сопровождается презентацией "Жизнь и творчество К. Си...

    Читательская конференция по рассказу К. Воробьёва "Немец в валенках"

    Конспект читательской конференции по книге К. Воробьева "Немец в валенках"Тема: "Человек и война" Цел: подвести к пониманию того, что люди, относящиеся к двум  враждующим во время войны стор...

    Читательская конференция по рассказу В. Кожевникова «Март – апрель»

    Читательская конференция по рассказу В. Кожевникова «Март – апрель»...

    Читательская конференция по рассказу З. Биишевой «Мастер и Подмастерье»

    Цель читательской конференции – глубоко и всесторонне проанализировать содержание одной книги. Читательская конференция – это коллективное размышление над книгой, совместные поиски верных решений и от...

    Материалы для проведения читательской конференции по рассказу В. Железникова "Чудак из 6Б" в 5(6) классе

    Предлагаю вопросы для обсуждения содержания книги В. Железникова "Чудак из 6Б" на читательской конференции с учащимися 5-6 классов....

    Читательская конференция по рассказу В. Белова «Мальчики».«Детям своим расскажем о них…»

    Отцы и дети… Время по-разному расставляет акценты в этой привычной для нас формуле. В эпоху великих испытаний от внутренних связей, ее составляющих, порой зависит человеческие судьбы. Великая О...

    Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.

    Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...