Мои новые разработки
презентация к уроку по литературе (5, 6 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Мастер-карт по интеллект-карт.

Проблема современной школы в том, что нужно запоминать большой объем информации. 1 слайд.

На сегодняшнем мастер-классе я хочу показать вам прием облегчения, запоминания и систематизации информации.

Этот прием называется интеллект-карты. 2 слайд.

Что такое интеллект-карта? 3 слайд. Это техника представления любого процесса, события, мысли и идеи в систематизированной визуальной форме. Широкое применение началось благодаря английскому психологу Тони Бьюзену.

 Сегодня мы с вами будем составлять интеллект-карту, и в ходе нашей работы я буду показывать вам приемы. Для этого вам выданы листы, фломастеры и карандаши. 4 слайд. Попробуем составить?

Какие же правила построения интеллект-карты?

5 слайд. Начинайте с центра. В центре находится самая главная мысль, цель построения интеллект-карты. Начинайте с главной мысли — и у вас появятся новые идеи, чем ее дополнить.

6 слайд. Составляйте и читайте по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт. Если вы задаете другую последовательность, обозначайте очередность чтения порядковыми цифрами. Мы должны замкнуть круг.

7 слайд. Используйте разные цвета! В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время. Разные цвета могут по-разному восприниматься и имеют разное значение в разных культурах и у разных людей.

В составлении интеллект-карты   поможет нам      Колобок. 8 слайд. Нарисуйте или напишите

Вспомните, пожалуйста, вкратце  сказку «Колобок».  (вспомнили начало).

Как заканчивается сказка?

А что же такое или кто же такой Колобок? (кто, что это?)  9 слайд. (это хлебобулочное изделие, которое, по законам сказки, оказалось живым.)

Из чего он сделан? (из чего)  10 слайд.  Представьте, вы готовите новое блюдо, что вам понадобится?

Колобок сделан из пыли с амбара, с сусека. Если мы работаем с детьми, можно поработать со словами-архаизмами – сусек, амбар.

 

В какое время года испекли? (когда) (весной, т.к. все запасы закончились).11 слайд.

Как получился продукт?

Какой он ? (вкусный, румяный)

Что произошло с Колобком дальше? (уходит).

Почему уходит Колобок? Ваши варианты. (причины ухода). 12 слайд. Получается, что он сделан из пыли (читать из слайда).

13. слайд. С кем он встречается? ВСТРЕЧИ (Заяц, Волк, Медведь, Лиса).

со встреч нужно сделать разветвления.

А. Заяц. Он какой? (косой, серый.) А по характеру? – напуганный, безобидный.

Б. Кто дальше встречается? Волк. Он какой? (серый, злой, коварный, голодный).

В. Дальше встречается медведь. Как мы обычно говорим о медведе? Какие эпитеты употребляем?

Г. Последняя встреча. Какая? Встреча с лисой. Какая же она?

Но эта сказка очень древняя и не является примитивной. Она имеет смысл.

На самом деле, встречи Колобка – это испытание героя. 14 слайд.

Возникает вопрос – на что? Какое испытание преодолевает Колобок при встрече с зайцем?

Поскольку это сказка, то это проверка на храбрость.

Выдержал ли Колобок это испытание?  (да).

От зайца можно сделать еще одну стрелку – проверка на храбрость, смелость.

Волк – испытание на что? – на жестокость. Следующая стрелка с волка – испытание героя на умение противостоять  жестокость.

Медведь – это кто? Почему на гербах городов изображается медведь? Почему символ Единой России тоже медведь?

Потому что медведь – хозяин леса, у него есть власть. Значит, испытание Колобка властью.

Но тут наступает испытание, которое по некоторым вариантам может стать последним.

Это испытание лестью. Выдерживает ли его Колобок?15 слайд.

Есть два варианта концовки. Какие есть у вас варианты? (говорят)  16 слайд.

  1. Лиса съела.
  2. Колобок убежал и путешествует по свету.

Все похождения закончились.

А наступает ли у нас чувство трагедии? (нет)

Нет, мы не плачем.

Почему?

Дело в том, что у сказки совершенно иной смысл.

Я предлагаю вам на карте сделать еще одну стрелочку. Последнюю, замыкающую.

Какой же тайный смысл этой сказки?

Что напоминает вам Колобок? (солнце). С чем ассоциируется?

17 слайд. Смысл – это смена дня и ночи. Из ничего появляется, само по себе,  путешествует целый день по небу, а затем исчезает, наступает темнота, но на следующее утро снова появляется. Колобок, как и солнышко, сделан из ничего, путешествует, встречаясь с зайцем, волком и медведем он как бы прячется за тучи. После встречи с Лисой наступает ночь, так как лиса его съела. Но мы знаем, что есть другой вариант, где он перехитрил Лису и дальше странствует по свету.  

Таким образом, мы составили интеллект-карту по сказке «Колобок». Работали в других условиях с хорошо знакомым текстом.

С этой картой можно работать дальше. Что-то добавлять, рисовать героев. Вот что получилось у меня. (показываю сказку)

Хочется еще сказать

18 слайд. Экспериментируйте всегда. Так как мышление каждого человека уникально, то и карта, как результат мышления, тоже оказывается уникальной и неповторимой.

19 слайд. В интеллект-карте не должно быть много текста. Нужно писать печатными буквами, слова пишем горизонтально.

20 слайд. Составление интеллект-карт я использую на  уроках. Например, в 6 классе перед изучением новых тем имени существительного. Также они выразили свои мысли о романе «Дубровский».

В 9 классе дети сами составили интеллект-карту после прочтения  романа  А. Пушкина «Евгений Онегин». После изучения сложных предложений.

В 10 классе составили интеллект-карту по роману И. Гончарова «Обломов». Также карту составили на лекционном уроке «Жизнь и творчество Александра Островского.

Составлять интеллект карту можно не только на одном уроке, с ней можно поработать дальше. Например, найти, подобрать цитаты из текста, короткие, емкие характеристики.

Иногда характеристики подбираю сама, а они вносят в свою карту то, что надо.

21 слайд. Какие же свойства интеллект-карты? Это своевременность, творческий характер, возможность пересмотра, запоминаемость, привлекательность, наглядность.

Этот прием мне очень нравится, потому что даже слабые ученики легко усваивают тему и работают. А при подготовке к экзаменам учащимся не нужно заново штурмовать учебники, перечитывать художественные произведения, проще будет посмотреть на ими же созданную интеллект-карту и все вспомнить.

Я думаю, ее можно использовать на всех учебных предметах.

22 слайд. Свой мастер-класс хочется закончить словами Эсхила: « Мудр тот, кто знает не много, а нужное».

Спасибо за внимание.

 

 



Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 5 классе с применением проектной технологии.

Тема урока: Устное народное творчество. Его жанры.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: создание и защита проекта.

Тип проекта: информационный, творческий.

Цели:                                                                              

обучающие: повторить и обобщить изученное в разделе «Устное народное творчество», научиться обрабатывать и систематизировать информацию.

развивающие:  развивать мотивацию к учению, творческие способности обучающихся;

 учить сотрудничеству при решении общих задач;

 воспитывающие: воспитание любви к предмету, русскому фольклору.

Метапредметность:
Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Оборудование: компьютер, проектор, на доске солнышко без лучиков, на котором написано УНТ

Количество часов – 2.

Предварительное задание:

Найти в различных источниках  (литература, опрос старших) примеры устного народного творчества, принести записи, картинки по изученному материалу.

Разделиться на группы: «Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы». «Аналитики» будут работать с информацией, анализировать её, выделять главное, существенное, правильное.

«Экспериментаторы» будут заниматься практической работой, искать информацию в предложенных источниках информации.

«Иллюстраторы» будут выполнять зарисовки, классифицировать информацию.

Ход урока: 

На доске эпиграф:                               Подлинную историю народа нельзя  знать не зная устного народного творчества.(М. Горький)

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас состоится необычный урок. Необычный  потому, что это первый обобщающий урок по выученной теме, где каждый из вас проверит себя, насколько он владеет знаниями, умениями и навыками по теме «Устное народное творчество».

Устное народное творчество родилось в глубине веков, передавалось из уст в уста, от одного поколения к другому. Оно выражает мечту народа о радостном и творческом труде, о покорении природы, веру народа в победу добра, справедливости и неиссякаемую силу народных героев.

- Ребята, какие жанры устного народного творчества вы знаете?

(Дети пишут на «лучиках» жанры устного народного творчества  и размещают свои «лучики» к «солнышку» на доске.)

Наше «солнышко» засияло, заулыбалось, потому что вы, ребята, правильно назвали жанры устного народного творчества. Это сказки, песни, пословицы и поговорки, загадки, частушки, небылицы, считалки, скороговорки,  пестушки, потешки, приговорки, прибаутки, заклички.

Употребляем ли мы в своей речи жанры устного народного творчества? (Редко)

Почему мы мало знаем загадок, считалок, скороговорок? Не знаем вообще пестушек, потешек, закличек и т.д.? (потому что не употребляем в своей речи, не читаем такую литературу).

Ребята, а должны ли мы знать устное народное творчество? Нужно ли нам это?  (Да, должны, и нужно).

Перед нами проблема, мы почти не употребляем в своей речи жанры устного народного творчества, а если мы их забудем, что будет с новым поколением? (ничего не будут знать).

Было сказано, что у нас сегодня необычный и  непростой урок. Мы с вами сегодня сделаем небольшую проектную работу.

Домашним заданием у вас было:

найти в различных источниках (книги, опрос людей старшего поколения)  примеры устного народного творчества, принести записи, картинки по изученному материалу (возможно на флеш-ностелях).

Разделиться на группы: Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы».

 «Аналитики» будут работать с информацией, анализировать её, выделять главное, существенное, правильное.

Экспериментаторы» будут заниматься практической работой, искать информацию в предложенных источниках информации.

 «Иллюстраторы» будут выполнять зарисовки, классифицировать информацию.

Результатом вашей работы будет создание презентации по теме «Устное народное творчество».

Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения

Этапы работы

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

1. Подготовительный

Определение темы и целей проекта

Обучающиеся обсудили тему проекта «Устное народное творчество».

Предложила тему проекта «Устное народное творчество»

Выделение подтем в теме проекта

Учащиееся выбрали подтемы к проекту: Считалки, колыбельные песни,  потешки, пестушки, прибаутки, скороговорки, загадки, пословицы, заклички,  дразнилки, приговорки.  

Совместное обсуждение подтем проекта

Формирование творческих групп

Обучающиеся разделились на 3 группы: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы,  распределили обязанности между членами команды

Организационная работа по объединению школьников в группы

Подготовка материалов к исследовательской работе

Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы

Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса

Обсудили форму предоставления результата и критерий оценивания (презентация)

Предложила формы отчета и примерные критерии оценивания

2. Планирование

Определение источников, способов сбора и анализа информации

Корректировали и дополнили предложения учителя.

Предложила основную литературу, способы сбора информации. (Но обучающимся было дано домашнее задание – собрать информацию)

3.Разработка проекта

Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение

Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации (Домашнее задание обучающихся)

Консультации, координирование работы обучающихся

4. Оформление результатов

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Консультации, координирование работы обучающихся

5. Презентация

Предоставление выполненной работы

Доклад о результатах работы

Показ презентации.

Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников

6. Оценивание

Оценка работ согласно разработанным критериям

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы


Защита проектов (по плану):

Как распределялись обязанности в группах?

Чем руководствовались при выборе примеров? (определение источников).

Выбор формы отчета.

Всё делали сами или просили помощи у старших?

Каждый участник группы рассказывает о своей деятельности.

С какими трудностями столкнулись?

Изменилась ли форма проекта в процессе деятельности или нет?

Как вы думаете, уроки с использованием проектной деятельности интересны или нет?

Что было трудно для вас больше всего?

Что вы считаете получилось лучше?

Как бы вы оценили свою работу?

Довольны или нет своим результатом?

Хотели бы продолжить проектную деятельность или нет? Если да, то в какой форме (предложения по проектной деятельности)

Оценивание творческих проектов ( согласно разработанным критериям).
Критерии оценивания работ учащихся:
1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.
2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
5. Степень осмысления использованной информации;
6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;
7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
10. Владение рефлексией (или проверим, что у нас получилось в итоге);
11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
12. Социальное и прикладное значение полученных результатов. (метапредметность).

Подведение итогов : 

 «Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами.»

А.М. Горький.

проектная работа учащихся 5 класса.pptx

Приложение 1.                                        

Самооценка и оценка учителя

Умения

с/о

Оценка учителя

Умения организовывать свои действия:

- ставить цель

- планировать свою деятельность

- действовать по плану

- оценивать результаты

Умение самостоятельно находить информацию, осмысливать и использовать её

Умение общаться и взаимодействовать с другими людьми:

- договариваться

- сотрудничать

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Приложение 2.

Лист оценки  команды:

№ п.п.

Параметры оценивания групповой защиты проекта

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

1

Соответствие плану работы

2

Правильность и грамотность оформления

3

Содержательность материала

4

Выступление на защите

5

Умение отвечать на вопросы

         

   Использованные цифровые ресурсы:

http://www.edu.ru

http://www.coolreferat.com

Список использованной литературы:

Дмитрий Иванов. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. Библиотека “Первого сентября”. Выпуск 6(12) М. Чистые пруды. 2007.

Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся. ж.ПИиОбщ., 2002г., №9.

Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. – 2006, №1..

Мачехина В.Н. Организация проектной деятельности старшеклассников.ж. ПИиОбщ., 2002г., №9

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – М. Народное образование, 1998.

Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61

Полат Е.С. Метод проектов – статья на сайте Российской Академии Образования.



Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: Литература

Класс: 6 класс

Тема урока: Нравственные проблемы рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Цели урока: 

Образовательные цели:

  1. Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности».
  2. Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
  3. Анализировать героев произведения.

Развивающие цели:

  1. Развивать навыки осмысленного чтения.
  2. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.
  3. Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность.
  4. Формировать навык использования толкового словаря для определения лексического значения слова.

Воспитывающие цели:

1.Воспитывать чувство ответственности за свои поступки

2. Воспитывать у учащихся такие нравственные ценности как: доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки.

Коммуникативные цели:

1.Совершенствовать умение объективно оценивать себя и товарища.

2. Совершенствовать умение работать в группах, парах.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Формы организации учебной деятельности:

- фронтальная;

- индивидуальная;

- работа в группах.

Методы и технологии урока:

- проблемный метод;

- деятельностный подход к уроку;

- метод комплексного подхода к оценке (самооценка, оценка товарищей).

- технология критического мышления через чтение и письмо.

Используемое оборудование: 

  1. Портрет писателя.
  2. Ромашка Блума.
  3. Карточки «Правила работы в группах» по количеству групп.
  4. Учебник-хрестоматия.
  5.  Рабочая тетрадь.
  6. Компьютер, проектор, экран.

Краткое описание: 

На уроке применена современная педагогическая технология критического мышления. Использованы приёмы: «Корзина идей», «Двухчастный дневник», «Ромашка Блума», «РАФТ».

Использовалась индивидуальная, парная, групповая форма работы.

Предварительное домашнее задание по группам:

1 группа: составить цитатный план  для рассказа «Как воспитывали Витьку»;

2 группа: составить цитатный план  для рассказа «Как воспитывали детей в семье Левонтия»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный блок (2 мин)

- Ход урока:

  1. Оргмомент. Полилог.

Приветствие учителя.

Учитель:

 – Поговорим?

 Дети:

 – Поговорим!

Учитель:

 - А знаете о чём?

 Дети:

– О чём?

 Учитель:

 – О разном и о прочем, о том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим?

 Дети:

 – Поговорим! Нам будет интересно!

- Проверка готовности обучающихся к уроку

- Приветствие учителя стоя, проверяют готовность рабочих мест к уроку

  1. Вызов.

1. Проблемные  вопросы.

- Знаете ли вы, что такое нравственность?

- Давайте  уточним  лексическое значение  слова «нравственность». Заглянем в Толковый словарь Ожегова.

2. Работа учащихся со словарём.

НРА́ВСТВЕННОСТЬ -  внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

 - Что такое нравственные ценности?  (духовные качества человека, идеалы)

3. Обмен информацией в парах. Формулирование учащимися целей урока.

Прием «Корзина идей»

- А сейчас вы поработаете в парах. Обсудите с соседом и запишите на листах бумаги нравственные ценности, которые вы знаете.(1минута)

- Что у вас получилось?

Учитель рисует на доске значок корзины и  записывает в неё нравственные ценности. Список может быть следующим: справедливость, милосердие, честь, совесть, доверие к людям, любовь, доброта, чувство собственного достоинства и т.д.)

- Посмотрите, какой большой список у нас получился. Выберете из списка только те ценности, о которых говорится в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».  (честность, доброта, понятие долга и др.)

- Как вы считаете, о чём будет наш сегодняшний разговор?)

Ответы детей

Работа со словарем

Ответы детей

Работа в парах

Каждая пара поочерёдно называет свои примеры.

Учащиеся выбирают ценности, о которых говорится в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Учащиеся формулируют цели урока

II. Осмысление

Проверка домашнего задания.   Заполнение двухчастного дневника по группам.

- Ребята, вы прочитали рассказ В. Астафьева “Конь с розовой гривой”. Расскажите о героях этого рассказа. Какого они возраста? Из каких семей? Кто их родители? Мы не случайно заговорили о семьях мальчишек. Вы согласны со мной, что жизнь и судьбу человека во многом определяет воспитание? Как тебя воспитывали в детстве, на что обращали внимание, чему учили, с тем ты и идешь по жизни.

     Дома вы  работали по группам. Первая  группа составляла цитатный план «Как воспитывали Витьку», а вторая – «Как воспитывали детей в семье Левонтьевых».   Сейчас вы продолжите работу в группах и заполните двухчастный дневник.  Первая графа  - ваши цитаты, а вторая – ваши комментарии, интерпретация  к ним: как, записанная вами цитата, характеризует героя? Делитесь своими догадками. Обратите внимание на листы, которые лежат у вас на столах  - «Правила работы в группах».

Проверка работы групп.

Ответы детей.

Знакомят другую группу с планом и делают собственные выводы.  Читают то, что написали дома, т.е. цитатный план.

Работа в группах

Учащиеся рассказывают то, что написали, но не обсуждают

Двухчастный дневник может быть заполнен примерно так:

Как воспитывали Витьку

Цитаты

Комментарии

Бабушка — внуку: “Повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник конем”.

Учит зарабатывать своим трудом

“Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо”.

Дисциплинирует внука

“Бабушка держала деньги — “запас” на черный день”.

Не жить одним днем, а думать о будущем

“Бабушка корила Левонтия за безделье, перечисляла работу, которую он должен был сделать в доме и вокруг дома”.

Неравнодушие, желание помочь

Бабушка — внуку, пытающемуся прорваться в дом Левонтия: “Нечего куски выглядывать. Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане — вошь на аркане”.

Учит не попрошайничать, не завидовать, не прибедняться

“Бабушка „привечала“ Васеню до утра, когда Левонтий бушевал”.

Сочувствие, жалость к соседке

Бабушка не стала перекладывать ягоды из туеска.

Доверие к внуку

“Я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество, даст мне что полагается, и уже приготовился к каре за содеянное злодейство”.

Самокритичен. Есть понятие о добре и зле

“Бабушку надул, калачи украл. Что только будет?” “Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника”.

Испытывает угрызения совести

Не стал будить бабушку: жалко ее будить, устала она, ей рано вставать.

Думает не только о себе

“Дедушка никогда не шумел, работал неторопливо, но очень уемисто и податливо”.

Скромность, трудолюбие, основательность

“Дедушка бы не дал меня в обиду”. “Потатчик! Своих всю жизнь потакал, теперь этого!..”

Доброта

На предложение Саньки зарыться в сено и притаиться: “Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!”

Умение противостоять дурному влиянию

“Дед погладил меня по голове: „Ну што ты! …Попроси прощения“”.

Видит раскаянье внука

“Дед мне подмигнул: „Терпи“. Бабушка должна разрядиться, должна высказать все, что у нее накопилось, душу отвести должна”.

Моральная поддержка внука. Чувствует его состояние. Не отвергает, а помогает вынести душевные муки

“По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал конь с розовой гривой. „Бери, бери, чего смотришь”

Прощение — истинное — после глубокого раскаяния. Воспитание любовью

Как воспитывали детей в семье Левонтия

Цитаты

Комментарии

“Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено”.

Норовят цапнуть побольше

“Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывали в день получки не только левонтьевский дом, но и всех соседей”.

Суета и нестабильность не сулят ничего хорошего

“Заполошная тетка Васеня умудрялась обсчитаться на рубль, а то и на тройку, когда возвращала долг”.

Тут видится злой умысел, попытка обмануть тех, кто ее выручил

“Дом их стоял сам собою, на просторе, смотрел на свет белый кое-как застекленными окнами. Весною семейство ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок. Но зимой все это исчезало в утробе печки, раскорячившейся посреди избы”. “Дядя Левонтий курил на чурбаке, изображавшем крыльцо”.

Ленивые, не любят работать, нет основательности

“Ходил дядя Левонтий в штанах на одной пуговице, а рубаха и вовсе без пуговиц”.

Неопрятность, неуважение к себе и окружающим

Левонтий — детям: “Он сирота, а вы все ж при родителях. Когда к матери ни придешь… — ночь, полночь… „Пропащая ты голова, Левонтий!“ — скажет и опохмелит”.

Сочувствует, помнит “добро”

“Все ударялись в рев, и такая доброта охватывала людей, что все-все высыпалось и вываливалось на стол, и все наперебой угощали меня и ели уж через силу”.

Прилив заботливости. Но едят через силу, потому что потом не будет сладостей — не прозевать бы

“Что такое жисть?” — после этого вопроса все разбегались, а Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал.

Недовольство своей жизнью

“По пути за ягодами левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, дрались, плакали, дразнились”.

“Залезли в чей-то огород, напластали беремя луку-бутуна, наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали”.

Легко крадут то, что доступно, даже если им этого не надо

Бьются братья Левонтьевы из-за съеденной ягоды, катаются по земле, всю землянику раздавили.

Или все, или ничего… Так похожи на отца

Дразнят друга: “Бабушки испугался!” Обзывают жадиной. Бросают вызов: “Слабо!”

Подбивают украсть у бабушки калач.

Искушают, сбивают с пути истинного

Растерзали рыбину за некрасивый вид. Пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа.

Нет гуманного отношения ко всему живому

Санька учит обману: “Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод — и готово дело”.

Похоже, что делится своим жизненным опытом

Санька шантажирует: “А я расскажу Петровне! Принеси калач, тогда не расскажу!”

Причиняет душевную боль другу

“Левонтьевские ребята умели пропитаться „от земли“, — все ели, что бог пошлет, ничем не брезговали и оттого были краснорожие, сильные, ловкие, особенно за столом”.

Школа выживания

- Обобщите сказанное.

Обратите внимание, ребята, на то, что описание быта и жизни героя и семьи Левонтьевых противопоставляется. Как называется этот приём противопоставления и зачем он используется автором?  

 - Что можно сказать о нравственных ценностях  каждой семьи?

Рефлексия работы группы

Оцените,  как  работала группа?

- Дружно ли вы  разбирали задания?

- Все ли активно участвовали в обсуждении?

- Прислушивались ли вы к мнению друг друга?

-Что было трудным?

2. Ромашка вопросов («Ромашка Блума»).

Цель: обсудить содержание рассказа.

Ромашка нарисована учителем и прикреплена на доску. Вопросы пронумерованы и записаны на лепестках. Простой вопрос:

- Как герой был втянут в обман?

Уточняющие вопросы:

- Как менялось настроение героя после того как он вернулся домой, и на следующий день?

- То есть вы говорите, что Витя сожалел о своём поступке. В каком эпизоде это больше всего ощущается? (ночью перед поездкой в город) Найдите описание в тексте.

Интерпретационные вопросы:

- Почему же всё-таки бабушка купила внуку пряник конём?  (бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается. Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое жестокое наказание.)

- Почему считается, что уроки доброты – самые действенные уроки? (потому что они запоминаются на всю жизнь. Через несколько лет автор пишет: «А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».)

Творческие вопросы:

- Если бы вам представилась  возможность встретиться с Витей после совершённого обмана, что бы вы ему посоветовали?

Оценочные вопросы:

- Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали?

Практические вопросы:

- Как бы вы поступили на месте героя рассказа?

Делаем выводы:

- Какие жизненные уроки извлёк Витя из этой истории?

- Можно ли у Вити чему-нибудь научиться?

Учащиеся обобщают сказанное.

Учащиеся самостоятельно делают выводы. Они могут быть примерно следующими: семья Вити  жила лучше семьи Левонтьевых. У них всегда был кусок хлеба на «чёрный день», деньги. В избе было опрятно, уютно и тепло, чисто. Автор использует приём противопоставления – антитезу для усиления выразительности речи, для передачи мысли и чувства. Описание семьи объясняет характер героев, описывает время, место, обстоятельства действия.)

Оценивают работу в группах

Ученики по очереди выходят к доске, отрывают лепесток, читают вопрос и пробуют на него ответить. Если ученик не знает ответа, он просит одноклассников ему помочь.

III.Рефлексия.

Приём «РАФТ». Индивидуальная работа

- Витя так и не попросил прощения у бабушки. Дальше слёз и внутреннего раскаяния дело не пошло. А человек должен уметь отвечать за свои поступки. Я предлагаю вам сделать это за него.

Роль – Витя

Аудитория – бабушка

Ф – письмо, диалог, записка (дети выбирают самостоятельно)

Тема – Прощение, объяснение ситуации: почему герой так поступил.

- Символом чего можно назвать пряник конём? (символом добра, прощения, любви, понимания)

- О чём же, по-вашему, этот рассказ? (о детстве, об истинной любви, о всепрощении)

Темы доброты мы коснёмся и на следующих занятиях при изучении рассказа В..Г. Распутина «Уроки французского».  А сейчас оцените свою работу на уроке. (фразы написаны на доске или на слайде)

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Ребята работают индивидуально

Читают письма в читательском кресле, выделяют суммарные моменты, обсуждают разницу в изложении одних и тех же фактов.

Ответы детей.

Учащиеся оценивают свою работу.

По кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из  экрана на доске:

Домашнее задание.

Чи Читать статью «Уроки доброты», ответить на вопросы с.128-129.

Записывают домашнее задание

Заключение урока

Приложение

Обязанности  в группе:
организатор (лидер) – отвечает за работу группы в целом;
докладчик – выступает перед классом с готовым решением группы;
секретарь – записывает высказанные идеи и решения;
контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение;

хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.

Правила работы в группе
1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения.
3. Умей слушать других.
3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.

Ромашка вопросов («Ромашка Блума»).

Презентация к уроку


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системно- деятельностный подход это процесс формирования деятельностных способностей, при котором одной из основных педагогических задач является создание условий для деятельности учащихся. Процесс учения – это и есть процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом .

Слайд 2

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.

Слайд 3

Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Вектор смещения акцентов нового стандарта Чему учить? Обновление содержания Ради чего учить? Ценности образования Как учить? Обновление средств обучения Формирование универсальных способов действий

Слайд 4

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: поиск нового знания (в специально организованных для этого условиях).

Слайд 5

Технология деятельностного метода Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Включение в систему знаний и повторение. Рефлексия учебной деятельности.

Слайд 6

Модель этапов урока русского языка 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне . Сегодняшний урок я хочу начать с небольшой игры. Я буду загадывать загадки, а вы должны их закончить . Дружнее этих двух ребят На свете не найдешь. О них обычно говорят: … Мы исходили городок Буквально … И так устали мы в дороге, Что еле … Фальшивят, путают слова, Поют,.. Ребята слушать их не станут: От этой песни … Товарищ твой просит украдкой Ответ списать с тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь … - Вы знаете, что означают ваши отгадки? Желаю , чтобы сегодня вы открыли еще одну тайну могучего русского языка.

Слайд 7

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Основой этапа являются подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к построению нового способа действия. Разделы Фонетика Морфемика Лексика Морфология Синтаксис Что вы сейчас должны сделать? - В спомните, какие разделы есть в русском языке? Что же изучает каждый из разделов? - Какой из этих разделов мы изучали на предыдущих уроках ? А что же входит в лексику? Что же такое «медвежья услуга», «волочим ноги», «вдоль и поперек»? Хотите раскрыть эту тайну? Где мы можем это узнать?

Слайд 8

3 . Выявление места и причины затруднения Цель: реконструировать начальные действия, выявить место затруднения, его причины и определить цель деятельности . В русском языке есть еще один раздел, с которым вы еще не сталкивались. Этот раздел называется Фразеология. Разделы Фонетика Морфемика Лексика Морфо л огия Синтаксис Фразеология Фразеологизмы - Откройте, пожалуйста, учебники и посмотрите, что же изучает фразеология? А что же такое фразеологизмы? ( Учащиеся читают правило и записывают в словарь-справочник). Есть затруднения, после прочтения правила? Если есть, в карте успеха поставьте «?», если нет – «+» . Ребята , чему сегодня мы с вами должны научиться? Какую цель вы должны перед собой поставить? Как можно сформулировать тему нашего урока ?

Слайд 9

4 . Построение проекта выхода из ситуации Цель: организовать построение выхода из ситуации Фразеология Фразеологизмы Устойчивые сочетания, неделимые Отделить словосочетания и от фразеологизмов. Задание: медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство , браться за ум, сделать открытку. (проверка по эталону) 2. Определить, какими членами предложения являются фразеологизмы . Я упал в медвежью берлогу. Петя оказал медвежью услугу .

Слайд 10

5. Реализация построенного проекта Выдвижение учащимися гипотез, построение модели исходной проблемной ситуации, обсуждение вариантов, решение исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточнение общего характера нового знания и фиксирование преодоления возникшего ранее затруднения Писатель К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” рассказал об интересном случае: “Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха “собаку съела” в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка”. Почему ребенок спрятал щенка? Выполните упражнение 99. Какие фразеологизмы имел в виду художник, создавая эти шутливые рисунки? (сесть в калошу, вставлять палки в колеса, водить за нос). ( выполнение задания). - А что же они означают? - А почему мы не знаем фразеологизмы и их значения? - Где мы можем найти фразеологизмы и фразеологические обороты ? - Работа в группах со словарем (найти фразеологизмы со словами (1 группа) голова, (2 группа) глаза, записать их значения. Также вспомнить правила работы в группах и со словарем.

Слайд 11

6.Первичное закрепление во внешней речи Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении задач с их проговарива-нием во внешней речи Нет дыма … без огня Куй железо … пока горячо Знает кошка… чьё мясо съела Под лежачий камень … вода не течёт Старый друг… лучше новых двух Близок локоть… да не укусишь Лучше поздно… чем никогда Маслом кашу… не испортишь Работать… как лошадь Шила в мешке… не утаишь Слышно, как… муха пролетит Например, игра «Собери фразеологический оборот». Даны карточки. Одна карточка – начало фразеологизма, вторая – конец. Ваша задача – закончить фразеологизм товарища. Например – начало – волков бояться – другой заканчивает – в лес не ходить Игра «Собери фразеологический оборот»

Слайд 12

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действия; организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки; По результатам организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия Работа с текстом : Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! -Задача – подчеркнуть фразеологизмы в данном тексте, написать их значение. Затем проверить по эталону. В карте успеха поставить соответствующие символы .

Слайд 13

Эталон Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он ( с левой ноги встал , что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес ! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет !

Слайд 14

8. Включение в систему знаний и повторение Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия, Организовать повторение учебного содержания , необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. Во что бы то не стало. (Обязательно.) Рукой подать. (Близко.) Перемывать косточки. (Сплетничать.) Бок о бок. (Рядом.) Лицом к лицу. (Вплотную.) Время от времени. (Иногда.) Навострить лыжи. (Убежать.) Надуть губы. (Обидеться.) Поднять на смех. (Осмеять.) Как снег на голову. (Внезапно .) Вылетело из головы. (Забыть.) Как по команде. (Дружно.) Пускать пыль в глаза. (Обмануть.) Не за горами. (Близко.) Вставлять палки в колеса. (Мешать.) Со всех ног. (Быстро.) В двух шагах. (Близко.) Не успел глазом моргнуть. (Быстро.) Зарубить на носу. (Запомнить.) По д боком. (Близко.) - Где вам может помочь новое полученное знание? - Задание. Заменить фразеологические обороты словами-синонимами. Затем обменяться тетрадями и проверить правильность друг у друга, оценить своего товарища после совместной проверки.

Слайд 15

Найдите фразеологизмы-антонимы. Заварить кашу – Во весь дух – Душа в душу – Слова для справок : расхлёбывать кашу, через час по чайной ложке, как кошка с собакой. Игра «Угадай-ка. Задача: отвечать на вопросы фразеологизмами . Что вешают, приходя в уныние? (повесить нос.) Не цветы а вянут? (Уши вянут.) Куда садится неудачник? (Сесть в калошу.) Что делает дорогая покупка с нашим карманом? (Ударит по карману.) Что можно услышать в полной тишине? (Как муха пролетит .) Задания, которые встречаются в ЕГЭ: 1. В каком случае выражение является фразеологизмом? 1) чёрный муравей 2) белая ворона 3) белый заяц 4) рыжий лев 3 . Какой фразеологический оборот имеет значение “от скуки”? 1) от случая к случаю 2) от нечего делать 3) от чистого сердца

Слайд 16

9. Рефлексия учебной деятельности Самооценка обучающимися деятельности на уроке. Фиксация неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. Обсуждение и запись домашнего задания. - Какую цель ставили сегодня на уроке? - Достигли этой цели? Докажите. - Что нужно сделать тем ученикам, у которых еще остались затруднения? - Как вы думаете, а тем ученикам, у кого не осталось вопросов и затруднений, надо тренироваться или нет? - Где еще вы можете потренироваться по теме нашего урока?

Слайд 17

Посмотрите на карту успеха и поставьте отметки на листке «Мои достижения в изучении темы “Фразеологизмы”» по пятибалльной шкале. Я знаю понятие фразеологического оборота отличие устойчивого выражения от слова Я умею давать толкование лексического значения фразеологизма подбирать фразеологические синонимы находить фразеологизмы в тексте составлять предложения с фразеологизмами

Слайд 18

- Домашнее задание. Повторить правила, навести порядок: подобрать к словам из правого столбика слова и из левого столбика так, чтобы они образовали устойчивые выражения в игре «В мире животных». И с одним из фразеологических оборотов составить небольшой рассказ. … наплакал Черепашьим … носа не подточит зайцев … шагом Кот Убить двух … Комар … не клюют Куры Стреляный … Гусь Белая … Собаку … лапчатый воробей Желторотый … птенец … съел ворона

Слайд 19

Карта успеха № План урока Нет затруднений – «+» Есть затруднения – «?» 1 Повторил 2 Выполнил пробное действие 3 Выявил причину затруднения 4 Открыл новое знание 5 Выполнил самостоятельную работу 6 Потренировался, выполнив задания

Слайд 20

Хотя учитель – это массовая профессия…по существу, учительский труд является творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениями своей сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники. Нужно владеть основами ремесла, чтоб затем становиться большими художниками. В.В. Давыдов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как запомнить много информации или…

Слайд 2

Как запомнить много информации или что такое интеллект – карты? Мастер –класс Супрядкиной О.Н., учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ» пст.Визиндор

Слайд 3

Интеллект-карта — это техника представления любого процесса, события, мысли или идеи в систематизированной визуальной форме. Широкое применение техники началось благодаря английскому психологу Тони Бьюзену .

Слайд 4

ПОПРОБУЕМ СОСТАВИТЬ?

Слайд 5

Правила построения интеллект-кар т 1 . Главное! Начинайте с центра. В центре находится самая главная мысль, цель построения интеллект-карты. Начинайте с главной мысли — и у вас появятся новые идеи, чем ее дополнить.

Слайд 6

2 . Составляйте и читайте по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Если вы задаете другую последовательность, обозначайте очередность чтения порядковыми цифрами.

Слайд 7

3 . Используйте разные цвета! В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время. Разные цвета могут по-разному восприниматься и имеют разное значение в разных культурах и у разных людей.

Слайд 9

Кто (что) это?

Слайд 10

Из чего?

Слайд 11

Когда? Из чего?

Слайд 12

Когда? Из чего? Как? Какой? Причины ухода

Слайд 13

Весна (апрель или май), потому что все запасы деда и бабы закончились по сусекам помела, по амбару поскребла. Замесила на сметане, изжарила в масле. Круглый, румяный, вкусный Понял , что его съедят, решил избежать смерти. Захотел “на мир посмотреть и себя показать ”. Решил поозорничать, спрятаться от деда с бабой . Надоело лежать на окне. Пыль из амбара и сусеков, сметана ВСТРЕЧИ Заяц Волк Медведь Лиса Какой? Какой? Какой? Какая?

Слайд 14

Весна (апрель или май), потому что все запасы деда и бабы закончились по сусекам помела, по амбару поскребла. Замесила на сметане, изжарила в масле. Круглый, румяный, вкусный Понял , что его съедят, решил избежать смерти. Захотел “на мир посмотреть и себя показать ”. Решил поозорничать, спрятаться от деда с бабой . Надоело лежать на окне. Пыль из амбара и сусеков, сметана ВСТРЕЧИ Заяц Волк Медведь Лиса Какой? Какой? Какой? испытание на ? испытание на ? Испытание ? Какая? Испытание ?

Слайд 15

Весна (апрель или май), потому что все запасы деда и бабы закончились по сусекам помела, по амбару поскребла. Замесила на сметане, изжарила в масле. Круглый, румяный, вкусный Понял , что его съедят, решил избежать смерти. Захотел “на мир посмотреть и себя показать ”. Решил поозорничать, спрятаться от деда с бабой . Надоело лежать на окне. Пыль из амбара и сусеков, сметана ВСТРЕЧИ Заяц Волк Медведь Лиса Какой? Какой? Какой? испытание на смелость испытание на жестокость Испытание властью Какая? Испытание лестью

Слайд 16

Весна (апрель или май), потому что все запасы деда и бабы закончились по сусекам помела, по амбару поскребла. Замесила на сметане, изжарила в масле. Круглый, румяный, вкусный Понял , что его съедят, решил избежать смерти. Захотел “на мир посмотреть и себя показать ”. Решил поозорничать, спрятаться от деда с бабой . Надоело лежать на окне. Пыль из амбара и сусеков, сметана ВСТРЕЧИ Заяц Волк Медведь Лиса Какой? Какой? Какой? испытание на смелость испытание на жестокость Испытание властью Какая? Испытание лестью Варианты финала Съела Перехитрил лису и странствует по миру

Слайд 17

Весна (апрель или май), потому что все запасы деда и бабы закончились по сусекам помела, по амбару поскребла. Замесила на сметане, изжарила в масле. Круглый, румяный, вкусный Понял , что его съедят, решил избежать смерти. Захотел “на мир посмотреть и себя показать ”. Решил поозорничать, спрятаться от деда с бабой . Надоело лежать на окне. Пыль из амбара и сусеков, сметана ВСТРЕЧИ Заяц Волк Медведь Лиса Какой? Какой? Какой? испытание на смелость испытание на жестокость Испытание властью Какая? Испытание лестью Варианты финала Съела Перехитрил лису и странствует по миру Тайный смысл древней сказки

Слайд 18

4 . Экспериментируйте всегда! Так как мышление каждого человека уникально, то и карта, как результат мышления, тоже оказывается уникальной и неповторимой.

Слайд 19

Не должно быть много текста! Печатные буквы! Слова горизонтально!

Слайд 20

Использую на уроках русского языка (имя существительное изучение сложных предложений). На уроках литературы (герои произведений, жизнь и творчество писателей).

Слайд 22

Мудр тот, кто знает не много, а нужное Эсхил


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имена прилагательные красивый дремуч в хвойном хорош горяч Другие части речи Имена прилагательные Другие части речи ЭТАЛОН помощь рожь думаешь шалаш беззвучие

Слайд 2

1 2 3 4

Слайд 3

Одиннадцатое декабря . Классная работа. Степени сравнения имён прилагательных.

Слайд 5

Сравнительная степень

Слайд 6

Сравнительная степень имени прилагательного Простая Основа начальной формы прилагательного + суффиксы -ее, -ей, -е, - ше Красивый - красивее (красивей) Мелкий – мельче Долгий - дольше Составная Более, менее + начальная форма прилагательных Более светлый Менее сильный Более опасный Менее приветливый

Слайд 7

Я не знаю ничего лучш е , сложн ее , интересн ее человека (М. Горький). Ночь стала еще гущ е , еще черн ее и тепл ее ( А.Куприн ). В бою бьет, кто упорн ее и смел ее , а не кто сильн ее (пословица). Эталон

Слайд 8

Проверочный тест по теме «Степени сравнения имён прилагательных» А1. Укажите, где форма сравнительной степени образована неверно? 1. Звонче 2. Хорошее 3. Лучше 4. Менее густой

Слайд 9

А2. От какого прилагательного нельзя образовать форму сравнительной степени с помощью суффикса – ше - (че-)? 1. Яркий 2. Лёгкий 3. Мелкий 4. Тяжёлый

Слайд 10

А3 . От какого прилагательного нельзя образовать форму простой сравнительной степени? 1. Большой 2. Хороший 3. Гигантский 4. Сладкий

Слайд 11

А4 . В каком ряду формы прилагательных образованы верно ? 1. Богаче , дороже, красивше 2. Тише , резче, дешевше 3. Глубже , слаще, звонче 4. Чище , ширше , моложе

Слайд 12

А5 . Какое прилагательное не образует степени сравнения? 1. Резкий 2. Пляжный 3. Глубокий 4. Весёлые

Слайд 13

Эталон к тесту А1 – 2 А2 – 4 А3 – 3 А4 – 3 А5 - 2

Слайд 14

Образуйте, по возможности, от данных в скобках прилагательных сравнительную степень 1.Роза (красивый) шиповника . 2.Ландыши (пахучий), чем ромашка. 3.Брат (внимательный), чем сестра. 4 . Волга (полноводный) Оки. 5 . Правда (светлый) солнца. 6 . Мы преодолевали (трудные) перевалы, спускались в (глубокие) ущелья. 7 . У летучих мышей (чуткий) слух, чем у полевых мышей.

Слайд 15

Домашнее задание ИЛИ упражнение 336 (стр. 14) в учебнике ИЛИ найти и записать 3 пословицы, в которых используется сравнительная степень имен прилагательных.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию выполнили учащиеся 5 класса Парначев Артем, Горинов Александр, Дианов Владислав, Дубровец Антон, Митюнин Владимир, Парначев Иван, Куратов Вячеслав, Коковкина Виктория. Визиндор , 2013 Проект «Устное народное творчество»

Слайд 2

Оглавление Введение. Колыбельные песни. Загадки. Пословицы. Поговорки. Скороговорки. Считалки. Потешки . Дразнилки. Заклички . Приговорки. Пестушки . Прибаутки. Литература.

Слайд 3

В ведение Актуальность: не употребляем в речи жанры устного народного творчества. Цель: создать проект «Устное народное творчество». Задачи: найти примеры жанров устного народного творчества; подобрать к ним картинки. Планируемый результат: создание презентации по данной теме. Новизна: презентацией могут пользоваться и школьники, и взрослые.

Слайд 4

Колыбельные песни А качи , качи , качи , Прилетели к нам грачи. Они сели на ворота. Ворота-то: скрип, скрип! А Коленька спит, спит.

Слайд 5

Загадки Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице.

Слайд 6

Пословицы Без труда на вытащишь и рыбку из пруда. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Слайд 7

Поговорки Жадность что река: Чем дальше ,тем шире. Сказал бы словечко, да волк недалечко . Собака на сене лежит, сама не ест и другим не дает.

Слайд 8

Скороговорки От топота копыт Пыль по полю летит. Был баран белокрыл, Всех баранов перебелокрылил .

Слайд 9

Считалки Завтра с неба прилетит Синий-синий-синий кит. Если веришь, стой и жди, А не веришь – выходи! Раз, два, три… И семь, и восемь. Принесла подарки осень. Оделила осень всех: Мне гриб, тебе – орех.

Слайд 10

Потешки Баба сеяла горох – Прыг-скок, прыг-скок! Обвалился потолок – Прыг-скок, прыг-скок! Божья коровка, улети на небо, Принеси нам хлеба, черного и белого, Только не горелого!

Слайд 11

Дразнилки Бабка- Ёжка , Костяная ножка, Вышла на улицу, раздавила курицу. Вовка-морковка, Спереди – винтовка, Сзади – барабан, На пузе – таракан.

Слайд 12

Заклички Радуга-дуга, перебей дождя – Опять в ночь льёт во всю мочь: Перебей гром, не попал бы в дом. Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Поскорей, не робей, Нас, ребят, обогрей.

Слайд 13

Приговорки Бабочка-коробочка, Полети на облачко, Там твои детки На березовой ветке. Улитка, улитка, Высуни рога. Дам тебе пирога Да кувшин молока.

Слайд 14

Пестушки Ай, не плачь, не плачь, Я куплю тебе калач. Если будешь плакать – Куплю тебе лапоть. Ах, поет соловушка! Ах, поет молоденький, Молоденький, хорошенький, Пригоженький .

Слайд 15

Прибаутки Таракан дрова рубил, себе голову срубил. Комар воду возил, в грязи ноги увязил. Его мухи выдирали, животы все надорвали. Петя- Петя-Петушок, Петя- красный гребешок, По дорожке он пошел И копеечку нашел, Купил себе сапожки, А курочке – серёжки.

Слайд 16

Литература Интернет –ресурсы. Русские народные загадки, пословицы, поговорки./ Составитель Круглов Ю.Г. М., 1990. Сборник загадок. Пособие для учителя./ Составитель Карпенко М.Т. М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...

Новый закон об образовании для родителей: новые требования, новые возможности, новая ответственность

Материалы для обсуждения в творческой группе на педагогическом семинаре "Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность"...

Сценарий на Новый год (своя разработка). Тема "Как Бабки-Ежки Новый год спасали"

В этом сценарии вы найдете сказочных персонажей, детективную линию, экологические призывы и т.д....

3. 7 Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования; в разработке новых программ по учебным дисциплинам, профессиональным модулям

3. 7 Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования; в разработке новых программ по учебным дисциплинам, профессиональным модулям...

3.7 Участие в разработке и реализации проектов в области образования; в разработке новых программ по учебным дисциплинам, профессиональным модулям и т.д.

ДатаНаименование проекта «Образовательный потенциал»УровеньРезультатыФевраль 2015Использование элементов технологии развития критического мышления (ТРКМ) при анализе текста на уроке ...