Открытый урок по литературе "Роль литературы в жизни человека" 8 класс
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Урок готовит к написанию сочинения на ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx15.23 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok_2.ppt1.63 МБ

Предварительный просмотр:

Роль литературы в жизни человека.

Цели: показать актуальность литературы в жизни человека,ознакомить учащихся с особенностями написания выпускного сочинения по литературе , развивать навыки анализа художественного текста ,вызвать интерес к литературе.

Методические приёмы : реализация межпредметных связей с историей ,выразительное чтение, инсценирование , анализ прозаического и поэтического текста.

                                              Ход урока:      

 –  Ребята, урок сегодня необычный, творческий, посвящен значению литературы в нашей жизни. На уроке у нас гости…

Эпиграфом к уроку являются слова литературного критика В. Г. Белинского: «Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни».

Слайд 1.

– Как вы понимаете это выражение?

2015 год является годом литературы.

– Расскажите о роли литературы в вашей жизни.

Слайд 2.

– Правительство РФ, Министерство образования, заботясь о нравственном воспитании молодых россиян, приняло решение в 2014 – 2015 учебном году возобновить проведение выпускного экзамена по литературе. Темы, предложенные выпускникам, близки и понятны вам, восьмиклассникам.

2014 – 2015 учебный год – это год 200-летнего юбилея Михаила Юрьевича Лермонтова.

Первая тема посвящена писателю – юбиляру.

Слайд 3.

– Назовите основные темы творчества М. Ю. Лермонтова?

Хотелось бы остановиться на романтической поэме «Мцыри». В исповеди Мцыри заключена идея всей поэмы, давайте послушаем героя!

Инсценирование 4 главы поэмы.

2015 год – год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Слайд 4.

Этой дате посвящен 2 блок тем сочинений. Многие советские писатели и поэты посвятили свои произведения мужеству и героизму, смелости и патриотизму русского солдата, воевавшего за независимость и свободу своей страны.

Анализ, идейный смысл произведений:

– Е. Носов «Живое пламя».

Слайд 5.

– «Ах, эти тучи в голубом» звучит песня

 – В. Бычко  стихотворение «Это папа вернулся с войны»

На войне человек совершает подвиг во имя жизни, во имя любви к Родине, родной земле, к родной природе.

Теме взаимоотношений человека и природы  посвящен следующий раздел.

Слайд 6.

Анализ, идейный смысл произведений:

1.  М. М. Пришвин «Кладовая солнца»

Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы.

2. К. Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Заячьи лапы» .

Доброта, сострадание, дружба – вот чему учат произведения. «Мы в ответе за тех, кого приручили».

3. В. П. Астафьев «Васюткино озеро».

Бесстрашие, терпение, любовь к природе, находчивость героя в экстремальной ситуации («пятый день пошел)

     

Благодаря чему в тайге выжил Васютка?
Теме взаимоотношения отцов и детей посвящён следующий блок сочинений.

Слайд 7.

 Этот раздел посвящен семейный ценностям, семейному воспитанию, проблемам взаимоотношений отцов и детей.
Анализ, идейный смысл произведений:
1) Н.В.Гоголь  «Тарас  Бульба»
2) А.С.Пушкин «Станционный смотритель»
3)А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
4)Д.И.Фонвизин «Недоросль»
Безнравственное поведение Митрофана глубоко ранит чувства матери, как жаль, что Митрофан не читал произведенияе Л.Н.Толстого «Чем люди живы?».

Следующий раздел тем сочинений называется «Чем люди живы?»

Слайд 8.

И на этот философский вопрос отвечают русские писатели в своих произведениях.
Анализ, идейный смысл произведений:
1) А.Платонов «Юшка».
2) М.Горький «Легенда о Данко».
3) Г.Распутин «Уроки французского».
4) В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой».
Итак, ребята, все темы выпускного сочинения по литературе вы осветили. Надеюсь, что вы смогли бы достойно написать эту итоговую работу.
Анализируя сегодня произведения русских писателей, я верю, вы нашли ответы на свои вопросы: как относиться к родителям, простить ли друга, посадить ли весной еще одно дерево, а приютить ли бездомную кошку, прочитать ли книгу о войне.
Помните, что литература учит добру!!!

Слайд 9.
« Спешите делать добро» - А.П.Чехов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Стихотворения : «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...» и др. « Песня про купца Калашникова». Поэма «Мцыри». Роман «Герой нашего времени» «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)

Слайд 4

Е. Носов «Живое пламя» Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» Э. Казакевич «Звезда» А.Твардовский «Василий Тёркин», «Я убит подо Ржевом» М. Шолохов «Судьба человека» К. Симонов «Жди меня» М. Исаковский «Враги сожгли родную хату», «Катюша» Б. Окуджава «Песенка о пехоте» А.Фатьянов«Соловьи» Вопросы, заданные человечеству войной

Слайд 6

М.Пришвин «Кладовая солнца» Ф.Абрамов« О чём плачут лошади» К.Паустовский «Тёплый хлеб» В.Астафьев «Васюткино озеро» А.де Сент-Экзюпери«Маленький принц» Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Слайд 7

Спор поколений: вместе или врозь Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» А.С.Пушкин «Станционный смотритель»,«Капитанская дочка» Д.И.Фонвизин «Недоросль»

Слайд 8

В.П.Астафьев«Конь с розовой гривой» А.Платонов «Юшка» М.Горький «Легенда о Данко» В.Распутин «Уроки французского» Чем люди живы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа учащихся к открытому уроку по тувинской литературе в 8-ом классе

Исследовательская работа учащихся к открытому уроку по тувинской литературе в 8-ом классе...

Открытый урок чтения и развития речи в 9 классе "М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество"

Обобщающий урок по творчеству М.Ю.Лермонтова с презентацией и использованием интерактивной доски....

Открытый урок по обществознанию "Образование в жизни человека" 5 класс (ФГОС)

Открытый урок по обществознанию "Образование в жизни человека" 5 класс (ФГОС)...

Разработка открытого урока по английскому языку в 5 «А» классе по теме: "Здоровый образ жизни"

Разработка открытого урока по английскому языку в 5 «А» классепо теме: "Здоровый образ жизни"...

Методическая разработка открытого урока по технологии "Профессия в жизни человека", 8 класс.

Методическая разработка открытого урока по технологии "Профессия в жизни человека (8 класс) включает технологическую карту, подробный конспект, презентацию к уроку и приложения с раздаточным материало...

Конспект открытого урока- соревнования по английскому языку в 5 классе по теме: «Жизнь под водой». Учебник: «Forward» . Автор: Вербицкая М.В. Учитель: Кожухова Т. В.

Цель:  развитие иноязычной коммуникативной  компетенции учащихся через закрепление знаний по теме «Жизнь под водой». Задачи:Образовательные:1. Воспринимать зрительно и на сл...