сценарий классного часа "Чтобы помнили"
компьютерная программа по литературе (6 класс) на тему

Данный материал пригодится в работе классного руководителя в преддверии празднования 70-летия Победы над фашизмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_klassnogo_chasa_chtoby_pomnili.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-музыкальной композиции  «Чтобы помнили»,

посвященный 70-летию Великой Победы

Цели:        

Познакомить учащихся с историей концлагерей в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

- Расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне;

- Формировать у учащихся интерес к истории страны;

- Воспитать чувство сострадания к памяти жертв нацистов и неприязнь к фашистской идеологии.

Оборудование: рисунки учащихся к 70-летию Победы, выставка книг о Великой Отечественной войне, презентация «Чтобы помнили», подбор музыкальных произведений о войне.

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя:

Вот уже 70 лет отделяет нас от окончания II мировой войны. Однако из памяти человечества не изгладились и никогда не изгладятся чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей.

1 ведущий читает стихотворение  

«Вот здесь был лагерь смерти возведен…»

Вот здесь был лагерь смерти возведен –

Колючий нескончаемый забор.

В бараках серых - мучеников стон.

Сквозь ночь – в глаза прожектор бьет в упор,

И – виселица: «власти» смысл и суть…

…О, не забудь позора тех времен!

2 ведущий: Дахау – первый концлагерь в фашистской Германии. Был создан в марте 1933 года. В Дахау проводились преступные «медицинские опыты над людьми». За время существования лагеря в нем находилось и было уничтожено 250 тысяч человек из 24 стран мира.  

3 ведущий: Маутхаузен. Создан в июле 1938 года. До окончания войны в лагере было  уничтожено 122 тысячи человек. В этом лагере в феврале 1945 года был зверски замучен генерал Дмитрий Карбышев.

1 ведущий: Лагерь смерти Освенцим. Создан по приказу Гитлера в 1939 году.

Здесь умертвили в газовых камерах, голодом, расстреляли свыше 4 миллионов человек.

2 ведущий: Саласпилс. Лагерь смерти в Латвии, в период Великой Отечественной войны здесь замучено 100 тысяч человек.

3 ведущий: Майданек - концентрационный лагерь в Польше, «фабрика смерти». Был создан осенью 1941 года. Здесь было истреблено около 1 миллиона 500 тысяч человек.

1 ведущий: Бухенвальд. Создан в1937 году. За восемь лет фашисты уничтожили 239 тысяч человек. В лагере действовала подпольная антифашистская организация. 11 апреля 1945 года узники Бухенвальда подняли восстание, в результате которого лагерь был ликвидирован восставшими.

Этот день и стал считаться днем освобождения узников концлагерей.

( группа ребят инсценируют песню «Бухенвальдский набат»)

2 ведущий: Освенцим и Майданек,

                      Бухенвальд и Треблинка,

                      Бабий Яр и Хатынь…

Это-цена победы над фашизмом. Даже сейчас, спустя десятки лет, невозможно залечить всех ран, причиненных войной. Трудно осознать то, что творили фашисты в лагерях смерти.

3 ведущий: Это были поистине комбинаты и фабрики смерти с газовыми камерами, крематориями. Узников превратили в подопытные существа: были созданы специальные больницы, хирургические блоки, в которых скрывали камеры пыток.

1 ведущий: Среди заключенных были и дети. Они напоминали подбитых птенцов. Руква не по росту длинных, полосатых, грязных  затасканных курток свисали с маленьких плеч и создавали впечатление подстреленных крыльев.  В глазах- испуг. Маленькие старички!

2 ведущий: Детей, родившихся в лагере, эсэсовцы отбирали у матерей и умерщвляли. При выявлении беременности у прибывших женщин вызывали преждевременные роды. В случаях сопротивления направляли в газовую камеру.

3 ведущий: Огромный сарай доверху набитый тюками. Что это? Из огромного тюка вывалились густые пряди волос.  Ещё и ещё… Великолепная русая коса. Тоненькая косичка с бантиком. Это оказался склад женских волос. Гитлеровцы снимали их с голов перед уничтожением. Экспертная комиссия впоследствии установила , что срезаны они были у 140 тысяч женщин. Но для чего? Позже, когда была обнаружена секретная директива главного управления СС, стало ясно: гитлеровцы использовали женский волос в промышленном производстве- перерабатывали их в войлок и пряжу, из которых делали носки для подводников, железнодорожников.

1 ведущий: В 1943 году в Данциге нацисты построили здание под вывеской «Фармакологический институт Медицинской академии» Там они в полупромышленном масштабе организовали производство мыла из человеческих тел, дубление человеческой кожи. Там были камеры-хранилища трупов, чаны и ванны для вымачивания и дубления человеческой кожи, лабораторное оборудование. Также над детьми производили опыты, что-то впрыскивали, после чего начиналось воспаление глаз, и через некоторое время глаза вытекали. У детей в концлагерях систематически выкачивали кровь для своих раненых.

2 ведущий: Разум отказывается верить, что все это придумал и создал человек. Верховодил этим адом Рудольф Шпанер. В Нюрнберге в декабре 1945 года как вещественные доказательства трибуналу были предъявлены куски выделанной кожи, мыло из человеческих останков.

3 ведущий читает отрывок из стихотворения  «Варварство»

…О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей...

1 ведущий: Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв наша страна делала все, чтобы уберечь детей от страданий.  Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети беспощадной волею войны оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои: осилили, вынесли то, что казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. И не тольк вынесли все ужасы войны, но и не ожесточились сердцами.

2 ведущий: В память жертв концлагерей почтим их минутой молчания.

(звучит метроном)

3 ведущий:  Сегодня у нас в гостях человек удивительной и сложной судьбы, очевидец

тех ужасных событий, член Бурятского Республиканского Союза журналистов России, редактор журнала  «Подросток» Леонид Кириллович Синегрибов. ( слов гостю, который рассказывает о своей судьбе)

1 ведущий: Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям,

Давайте, люди никогда

Об этом не забудем!

2 ведущий: Пусть память верную о ней,

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки

Пускай во всем, чем жизнь полна,

Во всем, что сердцу мило,

Нам будет памятка дана,

О том, что в мире было.

3 ведущий: Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье - не в забвенье.

Заключительное слово учителя: Наш классный чач посвящен этой страшной странице человечества, чтобы помнить  и не допустить такого. Этот важный урок мы должны извлечь, чтобы ни нам, ни нашим потомкам не испытать всех ужасов, которые обрушивает на людей война.