Воздух там чист, как молитва ребенка, и люди, как вольные птицы, живут беззаботно…
классный час по литературе (9 класс) по теме

Римма Васильевна Бектимирова

Виртуальное путешествие по лермонтовским местам в Пятигорске.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx44.9 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное   государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Московский кадетский корпус

«Пансион воспитанниц Министерства Обороны Российской Федерации»

                                                                                 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

«Воздух там чист, как молитва ребенка,

и люди как вольные птицы живут беззаботно…»

                                                          Подготовила:

классный руководитель 10 «Г» класса

Соломатина Римма Васильевна

Москва- 2014

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Методическая характеристика темы.

2. План проведения классного часа.

3. Ход проведения классного часа.

4. Интернет-источники.

Методическая характеристика темы

В этом году наша страна отмечает 200 лет со дня рождения величайшего  русского   поэта России – М.Ю. Лермонтова. Его лирика – патриотическая, романтическая и просто красивая. Лермонтов – поэт глубокой мысли и активных чувств. За двадцать семь неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда прославил русскую литературу.
Имя Лермонтова носят театры, музеи, библиотеки, улицы городов. В городах, где Лермонтов побывал, возведены памятники. Таких мест в России много: Москва, Тарханы, Санкт-Петербург и др.
 Став военным Лермонтов пребывает в постоянном движении, в странствиях по дорогам России и Кавказа. Куда только не забрасывала его судьба! Но один город сыграл исключительную роль в судьбе поэта – Пятигорск. Здесь поэт провёл последние месяцы своей жизни. За минувшее столетие в этих поистине святых для России местах побывали миллионы туристов. Едва ли не каждый, приезжая на курорты и в санатории Кавминвод, считает долгом посетить старинный квартал у подножия Машука, вдохнуть неповторимый аромат Пятигорья, где каждый дом и каждый камень помнят Поэта и оплакивают его столь ранний уход.     

Цели:  познакомить с лермонтовскими местами в г. Пятигорске, археологическими памятниками города.

Здачи:

  • расширить  представление воспитанниц о местах, где бывал поэт; выяснить, какую роль сыграл Кавказ в жизни поэта; воспитывать любовь к творчеству М.Ю. Лермонтова, русской культуре;
  • развитие  у воспитанниц чувства патриотизма и гордости за свое Отечество, интереса к истории своей страны, формирование активной гражданской позиции;
  • воспитывать эстетическое восприятие (через музыку, художественное слово).

Педагогические технологии:

- личностно-ориентированная технология Якиманской И.С.;

- технология коллективного творческого воспитания Иванова И.П.;

- технология воспитания с помощью аудиовизуальных технических средств.

              ПЛАН КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организационный момент:

  • взаимное приветствие;
  • объявления темы, целей и задач мероприятия.

II. Актуализация знаний учащихся: 

  • вступительное слово классного руководителя;
  • знакомство с маршрутом;
  • путешествие по памятным местам Пятигорска:

- Эолова арфа,

- Елизаветинский источник,

- Грот Лермонтова,

- Ресторация,

- Дом-музей М.Ю. Лермонтова,

- Грот Дианы,

- место дуэли,

- памятник М.Ю. Лермонтова;

  • исполнение романса «Выхожу один я на дорогу…»

III. Подведение итогов мероприятия, выводы.

Действующие лица: экскурсоводы – 3 воспитанницы, историк, литераторы - 3 воспитанницы; живые картины: девушки в бальных платьях на скамейке – 2 воспитанницы, человек в форме (Лермонтов) за письменным столом лицом к окну.

Оформление класса (по кругу): вход имитирован двумя колоннами под беседку, слева парковая скамейка, стулья для зрителей, справа от входа выставка книг М.Ю. Лермонтова и буклеты с видами г. Пятигорска, правее письменный стол с зелёным сукном.

Время занятия: 40 минут.

Форма проведения: виртуальное путешествие.

Методическое оснащение занятия: презентация «Воздух там чист, как молитва ребенка, и люди как вольные птицы живут беззаботно…», видеоролики: «Эолова арфа», «Елизаветинский источник», «Печорин и Вера», «Дом-музей М.Ю. Лермонтова», «Последние мгновения», «Выхожу один я на дорогу», музыкальное сопровождение: звуки арфы,  вальс Шуберта.

Аппаратное и программное оснащение: ПК, Microsoft Power Point, мультимедийный проектор.

Ход мероприятия

Слайд 1.

Классный руководитель:

Давным-давно, у чистых вод,
Где по камням Подкумок мчится,
Где за Машуком день встает,
А за крутым Бешту садится,
Близ рубежа чужой земли
Аулы мирные цвели...

Как вы думаете, о каком месте идёт речь? (о Пятигорске). Кто автор этих строк? Из какого произведения? (поэма «Измаил-Бей», М.Ю. Лермонтов). Совершенно верно. Этот солнечный город, расположенный в районе 5 гор, стал роковым местом для Михаила Юрьевича Лермонтова: именно здесь поэт был убит на дуэли. Наше мероприятие называется «Воздух там чист, как молитва ребенка, и люди, как вольные птицы, живут беззаботно…» Сегодня мы совершим небольшое путешествие по Пятигорску, окрестности которого описаны в юношеских поэмах Лермонтова. Но особенно подробно отражен Пятигорск в повести «Княжна Мери». Повесть эта может служить своеобразным поэтическим путеводителем по городу, и сегодня на экскурсии мы как бы перелистаем страницы этого замечательного произведения Лермонтова. И, конечно же, вместе с нашими экскурсоводами (называю Ф.И. воспитанницы) мы посетим те места, которые связаны с жизнью самого Михаила Юрьевича. Также помогать нам будут историки, литераторы и юные актёры (Ф.И. воспитанниц). Устройтесь поудобнее в своих креслах, наше путешествие начинается! (аплодисменты).

Слайд 2.

Экскурсовод 1. Здравствуйте, дорогие отдыхающие!  Экскурсия наша виртуальная. Мы побываем в беседке «Эолова арфа», посмотрим бывший Елизаветинский источник, грот Лермонтова, увидим Ресторацию и Провал. Затем перенесёмся на северо-западный склон горы Машук, в Домик-музей Лермонтова и в Грот Дианы, увидим место трагической гибели поэта и закончим нашу экскурсию в центре города у памятника М.Ю. Лермонтову.

Слайд 3.

Экскурсовод 2. Пятигорск —старейший бальнеологический и грязевой курорт всероссийского значения, а также промышленный, торговый, научный, культурный и туристский центр эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды. Пятигорск расположен на Ставропольской возвышенности, широко раскинулся на берегах реки Подкумок, по юго-западным и южным склонам у подошвы горы Машук и горы Бештау, что дословно переводится с тюркского как «пять гор».

Слайд 4.

Литератор 1. В Пятигорске Лермонтов бывал неоднократно. Еще ребенком он трижды посетил эти места — в 1818, 1820 и 1825 годах.
Эти путешествия на Кавказ оставили в памяти Лермонтова неизгладимый след. Уже в семнадцать лет он писал:

«Синие горы Кавказа, приветствую Вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю об вас да о небе».

Слайд 5.

Историк 1. В 1837 году за стихотворение «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ, в дороге сильно простудился и был вынужден приехать в Пятигорск на лечение. Поэт писал другу: "Простудившись дорогой, я приехал на воды весь в ревматизмах; меня на руках вынесли люди из повозки, я не мог ходить - в месяц меня вóды совсем поправили ..." До того в письме М.А. Лопухиной он сообщал: "Я теперь на вóдах, пью и принимаю ванны, словом, веду жизнь настоящей утки". Весной 1841 года Лермонтов еще раз вернулся в Пятигорск и провел последние месяцы жизни именно здесь.

Слайды 6, 7: видеоролик 1.

Экскурсовод 1. Знакомство с лермонтовскими местами в Пятигорске лучше всего начать с беседки «Эолова арфа», которую построили братья Иосиф и Иоган Бернардацци. Беседка каменная. Восемь колонн поддерживают массивный купол, внутрь ведут каменные ступеньки. На куполе беседки установлен подвижный флюгер, соединенный с железным веретеном. В центре беседки Бернардацци устроили на восьмигранном пьедестале круглый деревянный футляр, внутри которого находились две арфы. Когда флюгер поворачивался, соединенный с ним деревянный футляр тоже вращался, и ветер, ударяя по струнам арф, заставлял их звучать. По свидетельству современников, арфы издавали довольно гармоничные звуки. Беседку назвали «Эоловой Арфой» в честь бога ветра Эола по древнегреческой мифологии.

Звучит звуки арфы, входит литератор 2.

Литератор 2 (на выходе из беседки, вглядываясь вдаль): «На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона... Внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, — а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом... Весело жить в такой земле!»

Слайд 8, 9: видеоролик 2.

Экскурсовод 3. От беседки "Эолова арфа" сюда мы спускаемся по кольцевой тропинке и попадаем на площадку, где раньше был Елизаветинский источник. Сейчас вы видите здесь здание Академической галереи. Построена она была в 1847-1851 годах по проекту архитектора Уптона в итальянском стиле. По замыслу Уптона она должна была быть соединена двумя висячими мостами с Горячей горой и с Эоловой Арфой. Но этот проект не был осуществлен из-за недостатка средств. 

Звучат звуки вальса Шуберта, литератор 3 прогуливается с девушками в бальных платьях.

Литератор 3. «Пойду к Елизаветинскому источнику: там, говорят, утром собирается все водяное общество», - пишет Печорин в дневнике за 11 мая, - «Наконец, вот и колодезь!.. На площадке близ него построен домик с красною кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя… Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке, ожидая действия вод. Между ними были два-три хорошеньких личика».

Слайд 10.

 Экскурсовод 1. Объект показа: грот Лермонтова. В 1831 г. архитекторы братья Бернардацци придали декоративный вид естественной пещере, сделав ее излюбленным местом уединенного отдыха курортников. По тропинкам, окружающим площадку Елизаветинского источника, прогуливались лермонтовские герои. В этих местах завязывались и стремительно развивались события, описанные в повести «Герой нашего времени». Одно из них — неожиданная встреча Печорина с Верой. Давайте вспомним эту историю любви. Внимание на экран.

Слайд 11: видеоролик 3.

Слайд 12.

Экскурсовод 2. Мы продолжаем наше путешествие по Пятигорску. От Грота Лермонтова мы идём к самому известному месту – Провалу. Учеными установлено, что эта подземная пещера образовалась под действием минеральных вод. Горные породы постепенно разрушались, и свод пещеры рухнул, образовав воронку с гротом – озером минеральной воды внутри. Чтобы осмотреть провал, посетители взбирались к его воронке и оттуда всматривались в казавшуюся бездонной пропасть. Прогулки к Провалу были любимым развлечением «водяного общества». Вопрос: герой какого известного произведения собирал деньги на ремонт Провала? (Остап Бендер, «12 стульев», Ильф и Петров)

Слайд 13.

Экскурсовод 3. Мы подошли к старинному двухэтажному зданию с шестью каменными колоннами. Сейчас это институт курортологии и физиотерапии. Раньше оно именовалось ресторацией, т.е. это была гостиница, где можно было снять номер и заказать у хозяина обеденный стол. Строили это здание братья Бернардацци по проекту архитектора Шарлеманя с 1824 по 1828 год. Ресторация связана с памятью о Лермонтове. Он часто бывал в этом здании, посещал балы, а в свой последний приезд в Пятигорск останавливался здесь на одну ночь вместе с родственником Столыпиным.

Слайд 14.

Литератор 1. В Ресторацию приводит Лермонтов и героев повести «Княжна Мери». «Зала ресторации превратилась в залу благородного собрания. В девять часов все съехались…Танцы начались польским; потом заиграли вальс. Шпоры зазвенели, фалды поднялись и закружились».

Слайд 15, 16: видеоролик 4.

Экскурсовод 1. Оставим наших героев и перенесёмся в уютный домик на тогдашней северной окраине города у подножия горы Машук, где провёл великий поэт последние месяцы своей жизни. Сюда же было привезено тело поэта после роковой дуэли 15 июля 1841 г. Домик известен в нашей стране как последний приют поэта. В 1884 г. по инициативе русского драматурга Александра Николаевича Островского здесь была установлена мраморная доска: "Дом, в котором жил поэт М.Ю. Лермонтов". С 1912 г. этот домик стал музеем. В Домике Лермонтова представлены личные вещи поэта, воссоздана обстановка его времени.

Слайд 17.

Человек в форме (Лермонтов) читает стихотворение «Пророк» (1,2 четверостишия сидя за столом, 3 – резко встаёт, продолжает читать стоя):

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:


"Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился c нами:

Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!


Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм и худ и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!"

Слайд 18.

Экскурсовод 2. Грот Дианы – одно из роковых мест в жизни Лермонтова. Эта искусственная пещера в парке на северном склоне горы Горячей сооружена по проекту братьев Бернардацци в 1829г. Своды грота облицованы плитами травертина, они опираются на две каменные колонны. Внутри полукруглая каменная скамья. Гроту дали имя богини Дианы, покровительницы охоты в древнеримской мифологии. Особенно привлекает грот в жаркую летнюю пору, в нем всегда сохраняется прохлада.

Слайд 19: видеоролик 5.

Литератор 2. 8 июля 1841 года, за неделю до дуэли, Лермонтов и его друзья устроили в гроте Дианы своеобразный бал. Много волнующих воспоминаний оставил этот бал у его участников. Лермонтов в тот вечер «необыкновенно много танцевал, да и все общество было как-то особенно настроено к веселью... Возвращаясь после бала по ночному городу с Павлом Гвоздевым Михаил Юрьевич сказал ему: «Чувствую – мне очень мало жить осталось».

Литератор 3. В Пятигорске повстречался приятель по юнкерской школе Мартынов. Тому хватило язвительной шутки, на которые Лермонтов никогда не скупился, чтобы вызвать поэта на дуэль. Пятнадцатого июля, около пяти часов вечера разразилась ужасная буря с молнией и громом. И в это самое мгновение Лермонтов был убит в грудь, навылет — между горами Машуком и Бештау... 

Литератор 1. На месте дуэли не было ни врача, ни экипажа. Отвезти поэта было не на чем. Секунданты ускакали за врачом и повозкой. Долго никто не возвращался. «Тело поэта. – писал Висковатый, - все время лежало под проливным дождем, накрытое шинелью Глебова, покоясь головою на его коленях».

Слайд 20.

Экскурсовод 3. Место гибели Лермонтова сразу отмечено не было, ее участники вскоре разъехались из Пятигорска. Лишь через 40 лет после гибели поэта, в 1881 году специальной комиссией под руководством профессора Висковатого было определено примерно место дуэли. Никаких официальных документов в распоряжении комиссии не было. Ей пришлось прибегнуть к помощи современников поединка. В частности, бывшего крепостного Евграфа Чалова, который держал во время дуэли лошадей. Так что место гибели Лермонтова было определено приблизительно. Вначале его отметили небольшой каменной пирамидкой. В 1901 году был поставлен другой памятник, деревянный, который долго не просуществовал. Его заменил бюст поэта на невысоком пьедестале. И только в 1915 году появился этот обелиск работы Микешина. От памятника открывается замечательный вид на окрестные горы: виден пятиглавый Бештау, гора Железная, у подножья которой расположен город Железноводск, рядом Развалка и Змейка. Эти горы Лермонтов видел в последние минуты своей жизни.

Слайд 21.

Экскурсовод 1. Наше путешествие заканчивается в небольшом сквере, в центре которого – памятник М.Ю.Лермонтову. Фигура поэта отлита из бронзы, а постамент сделан из крымского гранита. Постаментом для памятника служит скала в виде пирамиды, образована 8-ю массивными глыбами. И никаких украшений, мешающих восприятию поэтического и вместе с тем человеческого облика Лермонтова. Только три скупые детали – лира, лавровый венок и перо – поэзия, увенчанная лаврами и ниже дата открытия памятника – 16 августа 1889 года.

Экскурсовод 2. История создания памятника является отражением всенародной любви к Лермонтову. Он был сооружен за счет народных пожертвований. Сбор средств начался в 1871 году в 30-ю годовщину гибели поэта и продолжался целых 18 лет. В 1883 году был объявлен конкурс на лучший проект памятника Лермонтову. Победителем его стал талантливый скульптор, сын крепостного крестьянина Ярославской губернии Александр Михайлович Опекушин. Бронзовая фигура поэта была отлита на заводе Морана в Петербурге, гранитные плиты доставлены из Крыма. Опекушин сам выбрал место для памятника. Оно очень удачно. Памятник поставлен на возвышенной, открытой части города, а фигура поэта выразительно вписывается в окружающий пейзаж.

Экскурсовод 3. 16 августа 1889 года памятник был открыт. Вопреки стараниям властей не придавать особого значения этому событию, умалить его значение и направить по строго официальному руслу его течение, открытие памятника стало всенародным праздником. Маленький сквер не мог вместить всех желающих. Когда холст упал, к подножию памятника стали нести цветы, венки. Делегация Тенгинского пехотного полка возложила венок из серебряных листьев.

Литератор 2. Этот памятник Лермонтову – лучший в нашей стране. Он поражает своей простотой и необычайной глубиной психологической выразительности. Глядя на памятник, легко представить, что Лермонтов присел отдохнуть на скалу. Сброшена шинель, расстегнут сюртук. Склонив голову, забыв о раскрытой книге, он залюбовался полосой серебристых гор на горизонте. Скульптор хорошо передал устремленный вдаль взгляд поэта, немного грустный и задумчивый. Его лицо освещено вдохновением. Кажется, в эту минуту в душе поэта рождаются вдохновенные строки:

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих как алмаз,

Седой, незыблемый Кавказ;

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.

Слайд 22: видеоролик 6.

Классный руководитель. Поблагодарим наших экскурсоводов, историков, литераторов и актёров за интересную встречу (аплодисменты). А закончить наше мероприятие я хочу романсом «Выхожу один я на дорогу» (под гитару поёт).

Слайд 23.

Подведение итогов.

Продолжи предложения:

Я узнала…

Я почувствовала…

Меня удивило…

Я хотела бы…

Интернет - источники:

http://xreferat.ru/98/14-1-lermontovskie-mesta-pyatigorska.html

http://mineralmuseum.ru/literaturnyy_pyatigorsk

http://stardust-01.narod.ru/LermontovMY.html

http://www.philosofiya.ru/prorok_lermontov.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по темам " Улицы города" и " Где и как живут люди"

методическая разработка урока для 5 класса....

урок развития устной речи "Птицы. Польза, приносимая людям.Части тела птиц"

повторение и обобщение знаний детей о птицах, их строении,   среде обитания;расширение  кругозора и знаний о пернатых своего родного края,формирование понимания важности заботы о ...

Разработка урока немецкого языка в 5 классе по теме "Где и как живут люди"

Заключительный урок по теме представляет собой изучение страноведческой информации с привлечением национально- региональногокомпонента. К разработке урока прилагаются 2 приложения, одно из которых пре...

Участие в детском литературно-художественном конкурсе "Подсолнушек". Егоров Олег в номинации поэзия проза. Стихи "Порой мы забываем о любви", "Вольная птица"

Участие в детском литературно-художественном конкурсе "Подсолнушек". Егоров Олег в номинации поэзия  проза. Стихи "Порой мы забываем о любви", "Вольная птица"...

Презентация к уроку немецкого языка по теме " Где и как живут люди"

Презентация к уроку немецкого языка по теме " Где и как живут люди" предназначена для учащихся 5 класса...

Все люди под одним небом живут

Все люди под одним небом живут...