План-конспект урока по литературе на тему: "Заветные письма из шкатулки". (По Б. Васильеву "Экспонат №...")
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: урок-исследование.
Цель урока: создание проблемной ситуации сцелью раскрытия темы текста, определения авторской позиции; формирование умения характеризовать героев на основании их поступков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dlya_sayta.docx | 33.19 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по теме: «Заветные письма из шкатулки».
(По рассказу Б.Васильева «Экспонат №…»)
Этапы урока | Ход урока | |
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы | Деятельность учащихся с указанием форм деятельности | |
1. Мотивация к учебной деятельности. | Учитель. Как вы знаете, в нашей школе есть музей, в этом году ему исполнится 32 года. Много внимания в работе нашего музея Боевой славы 1-й воздушной армии уделяется встречам с ветеранами. В процессе поисковой деятельности ребята сплачиваются вокруг общего дела, получают навыки общения, совместного творчества и коллективного труда. В основу создания музея, как вы знаете, легли материалы о боевых соединениях 1-ой воздушной армии, предоставленные Героем Советского Союза легендарным летчиком Громовым Михаилом Михайловичем. Музей насчитывает 800 экспонатов основного фонда и около 500 экспонатов вспомогательного и научно-познавательного фонда. В нашем музее экспонируют уникальные архивные документы и воспоминания фронтовиков, письма. http://muzei53.ru/ (словесно – наглядный метод; рассказ и показ учителя) | Учащиеся слушают, дополняют информацию учителя. |
2. Актуализация знаний. | Учитель задает вопросы, комментирует ответы. Подводит детей к постановке проблемы урока. - Что такое экспонат? - С какой целью создаются музеи боевой славы? - Что необходимо сделать, чтобы обновить старую или создать новую композицию? - Несмотря на то, что прошло уже 70 лет со Дня Победы сбор информации, экспонатов остается актуальным. Хотелось бы привести вам примеры статей, в которых говорится о деятельности детей, учителей по созданию выставок к Дню Победы (на слайде). http://muzei53.ru/ http://www.ug.ru/archive/40237 Хорошее дело. Но…Необходимо задуматься о смысле наших дел, поступков… (создание проблемной ситуации) | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы: - Экспонаты – предметы, представленные на выставке. - Чтобы мы знали о подвиге людей во время войны, чтили их память… - Надо обращаться к ветеранам, к их родственникам с просьбой передать какие-либо документы или вещи в музей, письма… |
3. Целеполагание. | Постановка проблемы. Цель урока: Формулировка темы урока. (проблемное обучение) | Формулировка проблемы и цели урока. Высказывание своей точки зрения. Запись в технологической карте урока (Приложение 1, п.1). - Всегда ли организация музея – хорошее дело? Может ли быть оправдан любой поступок (даже детский) ради хорошего дела? - Понять, чем для людей были фронтовые письма, почему ими дорожили, что для них было дорого, в чем заключается ценность военных писем? «Заветные письма из шкатулки» |
4. Пути решения проблемы | Видеофрагмент про фронтовые письма. http://muzejpamyati.narod.ru/exibition/t_102.htm
О чем писали? Чем были для людей эти письма? | Просмотр сюжета. Извлечение необходимой информации и преобразование ее в сообщение. |
Учитель: - Одним из музейных экспонатов музея являются письма. Фронтовые треугольники. Треугольники судьбы. Письма с фронта. Давайте обратимся к произведению Б.Васильева «Экспонат №…» Обсуждение по вопросам. - Как переживает это страшное горе мать? - Чем заполнилась жизнь Анны Федотовны после прихода второго письма? (проверка домашнего задания) - Чем для Анны Федотовны были эти письма? Что объединяло эти 2 письма с фронта? - С какой целью дети пришли к Анне Федотовне? (словесно-наглядный метод; эвристическая беседа) | Чтение писем. Отвечают на вопросы, аргументируют свою точку зрения примерами из текста. Чтение «Письма сына», и отрывка письма от сержанта В. Переплетчикова: «Уважаемая Анна Федотовна! Дорогая мама моего незабвенного друга. Ваш сын был…» «3 дня кричала и не верила, и коммуналка «плакала и не верила, и сосед Володя…ругался и не верил.», после прихода похоронки «Анна Федотовна перестала кричать и рыдать навсегда» Болезненной потребностью стало перечитывание писем: «и так продолжалось из года в год: каждый вечер перед сном она читала письмо Игорька, и в ее сиротской комнате начинал звучать голос 41 года», «пред тем, как уснуть…», «уходила на работу, а вечером читала письма», «да, все менялось в жизни…», «а когда заканчивались заветные письма»; заботилась о других; жила воспоминаниями; ослепла от горя, но продолжала читать». Так в привычных дневных делах, вечернем чтении писем, в предрассветных воспоминаниях и вечной, непроглядной тьме и проходила ее жизнь. Проходила и дошла до сорокалетия Победы. Письма были смыслом и содержанием жизни старой женщины. Эти письма - воспоминания о сыне, память о нем. Они были той тонюсенькой ниточкой, связывавшей мать и сына на протяжении многих лет, «единственным сокровищем». Они были очень похожи эти два голоса: «их объединяла молодость и дружба, война и опасность, общая жизнь и …общая смерть». К 40-летию Победы дети создают Музей… и собирают материалы. Как раз в канун праздника явились к Анне Федотовне – «две очень серьезные девочки и один еще более серьезный мальчик». Они случайно узнали, что у старой женщины сохранились фронтовые письма. | |
5. Самостоятельная деятельность учащихся. | Учитель обращает внимание на эпизод текста, который является одним из ключевых для понимания авторской позиции. После прочтения дает задание группам (на слайде) 1 группа. Объяснить значение слова «цинизм»? Какие авторские слова, обороты речи, фразы особенно ярко передают цинизм детей? 2 группа. Какие чувства испытывала А. Ф. сразу после ухода «делегации». Как изменилась жизнь Анны Федотовны после того, как она обнаружила кражу писем? Приведите примеры изобразительно - выразительных средств, которые помогают особенно почувствовать боль героини. 3 группа. Объяснить понятие «вторичный экспонат». «Вторичны» ли они в этом рассказе? Может быть, место писем и должно быть в музее? (поиск информации, изучение и анализ текста, групповая работа) | Чтение эпизода «Нет неизвестных героев» по ролям (проверка домашнего задания). Практическая работа детей в группах со словарями, текстом; поиск, анализ и обобщение информации. |
6. Самопроверка. Открытие новых знаний. | Учитель слушает ответы учеников, задает наводящие вопросы, направляет деятельность. - Мы с вами уже говорили о том, чем эти письма были для людей того времени, чем они стали для А.Ф. - Чем эти письма стали для детей? Можно ли было по-другому попросить письма у Анны Федотовны? (технология развития критического мышления, анализ конкретной ситуации) | Устное выступление каждой группы. Представление наработанного материала. Учащиеся слушают и заполняют технологическую карту по мере выступления каждой группы (Приложение 1, п.2), задают вопросы другим участникам группы, уточняя непонятное. 1 группа. Цинизм – наглое бесстыдное поведение и отношение к чему-нибудь, проникнутое пренебрежением к нормам нравственности и благопристойности. «…у вас фашисты убили сына Игоря и…он вам писал письма, «большая девочка сказала с нескрываемым недоверием», «вы должны передать эти документы нам», «А зачем нам ваши копии?..и Анна Федотовна подивилась, каким официально – нечеловеческим может стать голос десятилетней девочки», «Вот когда помру, тогда и забирайте - …а вдруг вы не скоро… - опять задиристо начала большая», «только пикни у нас» - в результате «разговор сильно обеспокоил ее, удивил, обидел». 2 группа. Горечь и непонятная обида скоро оставили Анну Федотовну: «Да что с несмышленышей спрашивать…Что хочется, то и говорится, души-то чистые», «Вскоре позабыла о визите старательных пионеров»…Вечером к А.Ф. приезжала «неотложка» - врачи вытащили женщину из безвременья, но душе ее замолчала, «и голос сына более не звучал в ней»… «Первые слезы»…Такие приемы, как градация («он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда») и метафора («душа ослепла и оглохла»)…, дают возможность не только почувствовать боль героини, но и отношение автора к событиям: сочувствие к героине и протест против жестокости детей в отношении к матери, потерявшей на войне сына. 3 группа. Вторичный - второстепенный, являющийся следствием чего-либо. Доказательством ненужности писем, того, что они не представляли никакой ценности для собирателей стали последние строки рассказа: «А письма оказались в запаснике школьного музея. Пионерам вынесли благодарность. Письма отложили про запас. Письма лежат в ящике стола с надписью: ВТОРИЧНЫЕ ЭКСПОНАТЫ К ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ». Рассуждения детей о том, где должны были находиться эти письма. Дети рассуждают, высказывают свои предположения, сопоставляют информацию. Вторичным экспонатом, способом проявить себя, возможностью выполнить общественное поручение, пионерское задание, «торжественным обещанием». |
7. Рефлексия. | Учитель задает вопросы, выслушивает детей, дополняет их ответы, высказывает свое мнение. - Против чего восстает писатель в этом произведении? Чем возмущен? - Чего не смогла пережить эта женщина? Как нельзя поступать? Что необходимо учитывать, когда мы действительно хотим совершить благородный поступок? Задание для самостоятельной работы: продолжить предложения. (Письмо - …Память - …(О чем надо помнить? Как надо помнить?) (систематизация знаний, материала; обобщающая беседа) | Ученики делают выводы по теме урока и подводят итоги. Неприятие жестокого поступка детей. Жестокий поступок, даже вроде бы благородного дела, не может быть оправдан. Душа Анны Федотовны «ослепла и оглохла». «Умирает» женщина, пережившая войну, смерть сына, но не пережившая жестокость нашего времени – равнодушие, обман, непонимание, грубость. Она привыкла жить по законам человечности, уважения, честности. Кроме доброты и совести не нажила других богатств. «Письма, пользуясь ее слепотой, вынули не .из шкатулки – их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа». Мы не должны быть равнодушными к чужому горю. Мы должны уважать чувства других людей. Бережно относиться к пожилым людям, к тому, что им дорого. Чужая память должна стать нашей личной памятью. Нам не просто нужна память о войне. Эта память будит нашу совесть. Нужно помнить, какой ценой завоевано счастье. При создании музеев необходимо учитывать значимость материалов для его обладателей… Самостоятельная работа с технологической картой (Приложение 1, п.3) |
8. Домашнее задание. | Учитель комментирует домашнее задание (на слайде) 1. Напишите письмо детям, которые хотят создать в школе музей боевой славы или собирают материалы для музея (или: восстановите текст писем с фронта). (Приложение 3) 2. Продолжите предложение «Экспонат №…», постаравшись объяснить смысл названия произведения или предположить, что нам дальше хотел сказать автор? (Приложение 4)
(дифференцированный подход) | Записывают домашнее задание, уточняют непонятное. |