План-конспект урока по литературе на тему: "Заветные письма из шкатулки". (По Б. Васильеву "Экспонат №...")
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Сержантова Людмила Анатольевна

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок-исследование.

Цель урока: создание проблемной ситуации сцелью раскрытия темы текста, определения авторской позиции; формирование умения характеризовать героев на основании их поступков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dlya_sayta.docx33.19 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по теме: «Заветные письма из шкатулки».

(По рассказу Б.Васильева «Экспонат №…»)

Этапы

урока

Ход урока

Деятельность учителя,

применяемые методы и приемы

Деятельность учащихся

 с указанием форм деятельности

1. Мотивация

 к учебной деятельности.

Учитель. Как вы знаете, в нашей школе есть музей, в этом году ему исполнится 32 года. Много внимания в работе нашего музея Боевой славы 1-й воздушной армии уделяется встречам с ветеранами. В процессе поисковой деятельности ребята сплачиваются вокруг общего дела, получают навыки общения, совместного творчества и коллективного труда. В основу создания музея, как вы знаете, легли материалы о боевых соединениях 1-ой воздушной армии, предоставленные Героем Советского Союза легендарным летчиком Громовым Михаилом Михайловичем.

Музей насчитывает 800 экспонатов основного фонда и около 500 экспонатов вспомогательного и научно-познавательного фонда. В нашем музее экспонируют уникальные архивные документы и воспоминания фронтовиков, письма. http://muzei53.ru/

(словесно – наглядный метод; рассказ и показ учителя)

Учащиеся слушают, дополняют информацию учителя.

2. Актуализация знаний.

Учитель задает вопросы, комментирует ответы. Подводит детей к постановке проблемы урока.

 - Что такое экспонат?  

- С какой целью создаются музеи боевой славы?

 - Что необходимо сделать, чтобы обновить старую или создать новую композицию?

 - Несмотря на то, что прошло уже 70 лет со Дня Победы сбор информации, экспонатов остается актуальным. Хотелось бы привести вам примеры статей, в которых говорится о деятельности детей, учителей по созданию выставок к Дню Победы (на слайде). http://muzei53.ru/ http://www.ug.ru/archive/40237

Хорошее дело. Но…Необходимо задуматься о смысле наших дел, поступков…

(создание проблемной ситуации)

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы:

 - Экспонаты – предметы, представленные на выставке.  

 - Чтобы мы знали о подвиге людей во время войны, чтили их память…

 - Надо обращаться к ветеранам, к их родственникам с просьбой передать какие-либо документы или вещи в музей, письма…

3. Целеполагание.

Постановка проблемы.

Цель урока:

Формулировка темы урока.  

(проблемное обучение)

Формулировка проблемы и цели урока. Высказывание своей точки зрения. Запись в технологической карте урока (Приложение 1, п.1).

 - Всегда ли организация музея – хорошее дело? Может ли быть оправдан любой поступок (даже детский) ради хорошего дела?

 - Понять, чем для людей были фронтовые письма, почему ими дорожили, что для них было дорого, в чем заключается ценность военных писем?

«Заветные письма из шкатулки»

4. Пути решения проблемы

Видеофрагмент  про фронтовые письма. http://muzejpamyati.narod.ru/exibition/t_102.htm

        

О чем писали? Чем были для людей эти письма?

Просмотр сюжета. Извлечение необходимой информации и преобразование ее в сообщение.

Учитель:

 - Одним из музейных экспонатов  музея являются письма. Фронтовые треугольники. Треугольники судьбы. Письма с фронта.

Давайте обратимся к произведению Б.Васильева «Экспонат №…»

Обсуждение по вопросам.

- Как переживает это страшное горе мать?

- Чем заполнилась жизнь Анны Федотовны после прихода второго письма? (проверка домашнего задания)

 - Чем для Анны Федотовны были эти письма?

Что объединяло эти 2 письма с фронта?

- С какой целью дети пришли к Анне Федотовне?

(словесно-наглядный метод;

эвристическая беседа)

Чтение писем. Отвечают на вопросы, аргументируют свою точку зрения примерами из текста.

Чтение «Письма сына», и отрывка письма от сержанта В. Переплетчикова: «Уважаемая Анна Федотовна! Дорогая мама моего незабвенного друга. Ваш сын был…»

«3 дня кричала и не верила, и коммуналка «плакала и не верила, и сосед Володя…ругался и не верил.», после прихода похоронки «Анна Федотовна перестала кричать и рыдать навсегда»

Болезненной потребностью стало перечитывание писем: «и  так продолжалось из года в год: каждый вечер перед сном она читала письмо Игорька, и в ее сиротской комнате начинал звучать голос 41 года», «пред тем, как уснуть…», «уходила на работу, а вечером читала письма»,  «да, все менялось в жизни…», «а когда заканчивались заветные письма»; заботилась о других; жила воспоминаниями; ослепла от горя, но продолжала читать». Так в привычных дневных делах, вечернем чтении писем, в предрассветных воспоминаниях и вечной, непроглядной тьме и проходила ее жизнь. Проходила и дошла до сорокалетия Победы.

Письма были смыслом и содержанием жизни старой женщины. Эти письма  - воспоминания о сыне, память о нем. Они были той тонюсенькой ниточкой, связывавшей мать и сына на протяжении многих лет, «единственным сокровищем».

Они были очень похожи эти два голоса: «их объединяла молодость и дружба, война и опасность, общая жизнь и …общая смерть».

К 40-летию Победы дети создают Музей… и собирают материалы. Как раз в канун праздника явились к Анне Федотовне – «две очень серьезные девочки и один еще более серьезный мальчик». Они случайно узнали, что у старой женщины сохранились фронтовые письма.

5. Самостоятельная деятельность учащихся.

Учитель обращает внимание на эпизод текста, который является одним из ключевых  для понимания авторской позиции.

После прочтения дает задание группам (на слайде)

1 группа. Объяснить значение слова «цинизм»? Какие авторские слова, обороты речи, фразы особенно ярко передают цинизм детей?

2 группа. Какие чувства испытывала А. Ф. сразу после ухода «делегации». Как изменилась жизнь Анны Федотовны после того, как она обнаружила кражу писем? Приведите примеры изобразительно - выразительных средств, которые помогают особенно почувствовать боль героини.

3 группа. Объяснить понятие «вторичный экспонат». «Вторичны» ли они в этом рассказе? Может быть, место писем и должно быть в музее?

(поиск информации, изучение и анализ текста, групповая работа)

Чтение эпизода  «Нет неизвестных героев» по ролям (проверка домашнего задания).

Практическая  работа детей в группах со словарями, текстом;  поиск, анализ и обобщение информации.

6. Самопроверка. Открытие новых знаний.

Учитель слушает ответы учеников, задает наводящие вопросы, направляет деятельность.

- Мы с вами уже говорили о том, чем эти письма были для людей того времени, чем они стали для А.Ф.

 - Чем эти письма стали  для детей?

Можно ли было  по-другому попросить письма у Анны Федотовны?

(технология развития критического мышления, анализ конкретной ситуации)

Устное выступление каждой группы. Представление наработанного материала. Учащиеся слушают и заполняют технологическую карту по мере выступления каждой группы (Приложение 1, п.2), задают вопросы другим участникам группы, уточняя непонятное.

1 группа. Цинизм – наглое бесстыдное поведение и отношение к чему-нибудь, проникнутое пренебрежением к нормам нравственности и благопристойности.

«…у вас фашисты убили сына Игоря и…он вам писал письма, «большая девочка сказала с нескрываемым недоверием», «вы должны передать эти документы нам», «А зачем нам ваши копии?..и Анна Федотовна подивилась, каким официально – нечеловеческим может стать голос десятилетней девочки», «Вот когда помру, тогда и забирайте - …а вдруг вы не скоро… - опять задиристо начала большая», «только пикни у нас» - в результате «разговор сильно обеспокоил ее, удивил, обидел».

2 группа.

Горечь и непонятная обида скоро оставили Анну Федотовну: «Да что с несмышленышей спрашивать…Что хочется, то и говорится, души-то чистые», «Вскоре позабыла о визите старательных пионеров»…Вечером к А.Ф. приезжала «неотложка» - врачи вытащили женщину из безвременья, но душе ее замолчала, «и голос сына более не звучал в ней»… «Первые слезы»…Такие приемы, как градация («он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда») и метафора («душа ослепла и оглохла»)…, дают возможность не только почувствовать боль героини, но и отношение автора к событиям: сочувствие к героине и протест против жестокости детей в отношении к матери, потерявшей на войне сына.

3 группа.

Вторичный  - второстепенный, являющийся следствием чего-либо. Доказательством ненужности писем, того, что они не представляли никакой ценности для собирателей стали последние строки рассказа: «А письма оказались в запаснике школьного музея. Пионерам вынесли благодарность. Письма отложили про запас. Письма лежат в ящике  стола с надписью: ВТОРИЧНЫЕ ЭКСПОНАТЫ К ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ».

Рассуждения детей о том, где должны были находиться эти письма.

Дети рассуждают, высказывают свои предположения, сопоставляют информацию.

Вторичным экспонатом,  способом проявить себя, возможностью выполнить общественное поручение, пионерское задание, «торжественным обещанием».

7. Рефлексия.

Учитель задает вопросы, выслушивает детей, дополняет их ответы, высказывает свое мнение.

- Против чего восстает писатель в этом произведении? Чем возмущен?

 - Чего не смогла пережить эта женщина?

Как нельзя  поступать? Что необходимо учитывать, когда мы действительно хотим совершить благородный поступок?

Задание для самостоятельной работы:  продолжить предложения. (Письмо - …Память - …(О чем надо помнить? Как надо помнить?)

(систематизация знаний, материала; обобщающая беседа)

Ученики  делают выводы по теме урока и подводят итоги.

Неприятие жестокого поступка детей. Жестокий поступок,  даже вроде бы благородного дела, не может быть оправдан.

Душа Анны Федотовны «ослепла и оглохла». «Умирает» женщина, пережившая войну, смерть сына, но не пережившая жестокость нашего времени – равнодушие, обман, непонимание, грубость. Она привыкла жить по законам человечности, уважения, честности. Кроме доброты и совести не нажила других богатств. «Письма, пользуясь ее слепотой, вынули не .из шкатулки – их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа».

Мы не должны быть равнодушными к чужому горю. Мы должны уважать чувства других людей. Бережно относиться к пожилым людям, к тому, что им дорого. Чужая память должна стать нашей личной памятью. Нам не просто нужна память о войне. Эта память будит нашу совесть. Нужно  помнить, какой ценой завоевано счастье. При создании музеев необходимо учитывать значимость материалов для его обладателей…

Самостоятельная работа с технологической картой (Приложение 1, п.3)

8. Домашнее задание.

Учитель комментирует домашнее задание (на слайде)

1. Напишите письмо детям, которые хотят создать в школе музей боевой славы или собирают материалы для музея (или: восстановите текст писем с фронта). (Приложение 3)

2. Продолжите предложение «Экспонат №…», постаравшись объяснить смысл названия произведения  или предположить, что нам дальше хотел сказать автор? (Приложение 4)

3. Если в вашей семье сохранились письма с фронта, фотографии (копии) родственников, воевавших во время ВОВ, попробуйте составить страничку памяти, разместив на ней информацию про фронтовика (труженика тыла).

4. Изучите сайт школьного музея. Найдите примеры (фразы), говорящие о том, что руководители музея учитывают значимость архивных материалов для обладателя (или: узнайте у руководителей экскурсий, учителя истории, как попали в музей подлинные экспонаты).

 

(дифференцированный подход)

Записывают домашнее задание, уточняют непонятное.