Урок по литературе в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Кустова Мария Павловна

Урок литературы в 6 классе по теме "Н.А.Заболоцкий "Журавли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literature_6_klass.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе

в 6 классе

Тема: Николай Алексеевич Заболоцкий «Журавли»

Ход урока

1.Оргмомент

Ребята, начинаем урок литературы, но сначала давайте проверим, всё ли у нас в порядке: книжки, ручки и тетрадки?

2.Новая тема

Сегодня, ребята, мы побываем в гостях у замечательного поэта, познакомимся с его жизнью, прочитаем его стихи и проанализируем. А также обогатим свой словарный запас, познакомившись с новыми словами.

-Но сначала поработаем с эпиграфами, помещёнными на доске:

*И сотворил Бог человека

По образу своему…

Мужчину и женщину

Сотворил их.

И благословил их Бог,

И сказал им Бог: (…)

Наполняйте землю и обладайте ею,

И владычествуйте над рыбами морскими

И над птицами небесными,

И над всякими животным,

Пресмыкающимся по земле.   (Библия)

*Ты, бесспорно

вершина природы,

мой брат,

человек.

Только где и когда

 ты видал

без подножья

                                    вершину?

 ( Царь зверей Лев) (Роберт Рождественский)

Какой образ объединяет эти два эпиграфа?

Кем он здесь предстаёт?

О чём предупреждает Царь зверей?

Как называются проблемы, связанные с охраной окружающей среды?

Эти проблемы учёные всего мира называют главными. Эти же проблемы поднимает в своих стихах и Н.А.Заболоцкий.

Как я ни старалась, портрета Заболоцкого я найти не смогла. Но не всегда наши желания совпадают с возможности. Поэтому ограничимся портретом З., помещённого в учебнике.

3.Работа с учебником

Откройте учебник на странице 244. Посмотрим на портрет З. Что особенного в лице, в стиле одежды? О каких качествах мы можем сказать, глядя на портрет?

У З. была отличительная черта во внешности. Где бы он ни был: гулял, был в гостях или на работе, он всегда был застёгнут на все пуговицы.

Ну а сейчас пришло время познакомиться с его биографией.

4.Биография З.

(рассказывает подготовленный ученик)

5.Творчество З.

В 1929 году З. начинает работать в редакции детских журналов «Ёж» и «Чиж». Выходит его первая книга «Столбцы».

Юмор, детская непосредственность- вот особенности его стиля. Можно ли с улыбкой, да ещё так, чтобы было и ребёнку понятно рассказать о таком серьёзном предмете, как мироздание.

Кто знает значение этого слова? Как состав слова поможет понять значение этого слова?

О том, что всё в мире связано друг с другом, большое и малое, величественное и самое обыкновенное показал в своём стихотворении Н.А.З. «Меркнут знаки Зодиака»

        6.Чтение стихотворения по учебнику.

Почему слова Собака, камбала, Паук и т.д. пишутся с большой буквы?

О какой «плошке опрокинутой воды» говорится в стихотворении? Как такой приём называется в стихотворной речи?

7.Чтение стихотворения «Журавли»

*Выразительное чтение стихотворения учителем

*Анализ стихотворения

Понравилось ли вам стихотворение? Какие чувства вызвало оно у вас? В чём трагедия картины? Только ли гибель птицы создаёт ощущение непоправимости происходящего? Какие слова помогают понять, что рушится чья-то жизнь, рушится гармония мироздания? Кто знает значение этого слова? Итак, какие слова помогают понять, что нарушается гармония, порядок мироздания?

А мы только что говорили, что у З. каждая частица мира важна и единственна в своём роде. И мы с этим согласны. Как вы думаете, почему не назван в стихотворении человек- виновник трагедии?

*Повторное чтение

-Чтение 1 и 2 четверостишия.

Какая картина возникает перед нами в этих четверостишиях? Каким настроением проникнута? Какие звуки вы слышите? Какое слово впервые вселяет тревогу, предупреждает об опасности?

-Чтение 3 и 4 четверостишия.

Ребята, что вы слышите в 3 четверостишии? Почему? А в 4-ом?

-Чтение стихотворения до конца.

Ребята, как вы понимаете слова: «…В искупленье собственного зла им природа снова возвратила…». Т.е о каком зле природы по отношению к журавлям идёт речь?

Почему в стихотворении звучит обращение к молодому поколению? Какие человеческие ценности напоминает поэту гордый полёт журавлей?

8.Работа с перекличками в тексте.

Найдите в тексте вторые фразы, которые перекликаются с первыми:

  1. Серебряные крылья
  2. Вытянув серебряные крылья через весь широкий небосвод
  3. Утопая в небе

( Первые фразы одухотворены жизнью. В них красота, сила. Вторые как будто повторяют первые, но смерть лишила их поэтичности.)

И последнее, давайте прочитаем 2 последние строчки. Представим картину ( если есть- показать) «Золотое зарево- это красиво, поэтично, и вдруг на этом зареве появляется пятно (пустота).

Как вы думаете, почему автор использует в стихотворении такие переклички, такое соединение?

9.Идея стихотворения.

Человек, наделённый разумом и властью, должен оберегать природу, защищать, а не уничтожать её.

Воспитывать любовь к природе, ко всему живому и неживому нужно с детства. И сейчас мы отправимся на экскурсию в нашу маленькую картинную галерею. Проводниками будут сами ребята.

(Ребята заранее нарисовали рисунки, на которых выразили своё отношение к природе)

В конце экскурсии читаем стихотворение, написанное на доске.

Символ доброты.

Хотели дело доброе

Ребята совершить.

Подумали, и деревце

Решили посадить.

В его тени когда-то

Прохожий отдохнёт.

А может быть плод спелый

С его ветвей сорвёт.

Конечно, это всё пока

Далёкие мечты,

Но пусть растёт то деревце,

Как символ доброты.

А я хочу закончить нашу экскурсию словами З., обращёнными к нам: «О, я недаром в этом мире жил…».

10.Литературно- музыкальная композиция.

Поэт- человек , особо остро чувствующий мир природы, взаимоотношения людей и откликающийся не просто стихами, но и сердцем своим на всё происходящее, недаром древние греки считали поэтический дар – дар богов, а поэты и певцы почитались ими не меньше, чем прославленные герои.

Музыка и поэзия неразрывно связаны друг с другом. Они обращают взгляд человека в глубину собственной души, сердца. В этом их волшебство.

Ребята, я сейчас не зря затронула музыку. На многие стихи З. положена музыка.

(поём с ребятами две песни: 1. «В этой роще берёзовой» из кинофильма «Доживём до понедельника». 2. «Очарована- околдована».

11.Итог.

12.Д.з.

Я вам, ребята, благодарна, что вы работали ударно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Революция или Эволюция? (Проблемный урок по литературе. 11 класс)

Это был проблемный урок, урок-выбор, если можно так его назвать. Основной вопрос - может ли человечество развиваться без революций. 1917 год, конечно, стал г...

Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"

Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"

Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данна...

Урок по литературе 9 класс «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания.

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания. Конспект урока в 9 классе...