Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Семина Ольга Николаевна

Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».  Нравственные уроки  сказки.

 Я назвала бы свой урок уроком обобщения.

Задача - заставить работать одновременно мысли и чувства ребят, для этого во вступительном слове создаю эмоциональный фон урока. На уроке использованы различные формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах с учётом дифференциации способностей учащихся, представлена презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе.

Тема:  Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».  Нравственные уроки  сказки.

Цели:

  • повышение интереса к творчеству К.Г.Паустовского
  • учить понимать и анализировать художественный текст
  • совершенствовать умение находить  средства выразительности и определять их роль в тексте
  • развивать творческую, речевую и мыслительную активность детей
  • воспитывать чувство доброты и бережного отношения к животному миру.

Оборудование урока: ПК,  карточки.

Эпиграф к уроку:

В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души.

Ход урока

  1. Вступительная часть.

Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные).

Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела.

А что такое доброта, добро? В какой цвет вы покрасили бы добро? (светлые краски, красный цвет).

- А как бы вы изобразили зло? (чёрным цветом. ДА, к сожалению, мы иногда можем услышать, что у человека чёрные мысли, чёрная душа. )

Перед вами на столах карточки. Добро мы изобразили красным кружком, а зло – чёрным цветом. Напишите, пожалуйста, своё мнение о добре и зле.

2. Работа в парах. (дети советуются друг с другом и записывают своё мнение).

А теперь посмотрим, кто как понимает эти два чувства. (Дети зачитывают свои варианты).

На обратной стороны доски учитель показал своё мнение.

- Посмотрим, совпало ли наше мнение. Я мать, поэтому для меня, как и для всех мам, главное – это дети, мир, любовь, радость, счастье, это добрые дела, которые должен совершать человек.

   зло          война, горе, слёзы, смерть, страх, жестокость

Что напоминает нам добро? (солнышко). Да, недаром гласит народная пословица: «При солнышке тепло, при матери добро».

Сегодня на уроке мы проследим за тем, как решается проблема добра и зла в сказке Паустовского «Тёплый хлеб».

Эпиграфом к уроку возьмём слова «В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души».

- Как вы понимаете это выражение? (Идёт обсуждение).

  1. Работа по сказке.

- Где происходят события? Назовите главных героев сказки?

- Что мы о них знаем? Дома вы должны были выписать характеристики героев. Давайте их назовем.

 Конь вороной, ранен во время войны, выполнял тяжелую работу (возил глину, навоз, жерди), побирался.

 Филька: молчаливый, недоверчивый, ни с кем не дружил, неласковый, «Ну, тебя».

 Панкрат: мельник, мучная пыль навек въелась в него, скорый на работу, сердитый, быстрые глаза.

3. Работа с текстом.

1) Люди и конь.

-Давайте вспомним, почему кавалеристы оставили коня в деревне? Почему именно дед Панкрат стал ухаживать за ним? Как жители деревни относились к лошади? (Они отдавали ему всё, обделяя себя, даже сладкую морковку, которой можно было покормить детей). А ведь была война, голод.

-Значит, что сплачивало людей? (Доброта).

-Какими были отношения людей и коня? (тёплые, т.е. доверительные, близкие. Конь не боялся людей, зная, что они накормят его).

Выборочное чтение. - Какая была погода?   С.67 (Зима…..)

 Вывод: люди радовались тёплой зиме: реки не замёрзнут, мельница работать будет, значит, хлеб будет.

2) Филька и конь.

-Но что изменилось вдруг?  (Конь пришёл к Фильке «Да ну тебя!»)

-Как вы понимаете прозвище «Да ну тебя!»? (дети показывают жестом руки, чтобы на себе прочувствовать отношение к людям). Да, Филька никого не любит, хочет отмахнуться ото всех, надоели ему все. Этот мальчик показал свою чёрствую холодную душу.

- Дальше в сказке мы с вами узнаем, какие удивительные события произошли в Бережках…

Выборочное чтение эпизода, как Филька обидел коня.

- Каким мы увидели Фильку в этом эпизоде? Почему он так поступил? ( Конь помешал ему есть хлеб)

- Проследим за последовательностью действий Фильки.

 Закинул хлеб далеко. 

Закричал: «На вас не напасешься, христарадников, иди, копай его мордой».

Наотмашь ударил коня (т.е. сильно размахнувшись)

Словарная работа. Христарадник – сложное слово. Нищие, прося милостыню, всегда говорили: «Подайте, Христа ради». Иисус Христос всем помогал, вот и мы должны быть добрыми и отзывчивыми, т.е. походить на него.

 - Как поступил Филька? (Совершил злой поступок, не проявил милосердие)

- Но, ребята, в жизни и добро, и зло не уходит в никуда, все когда-то возвращается бумерангом. Как отразился поступок Фильки, на ком?

  

Последствия Филькиного поступка

  1. Слеза скатилась у коня из глаз.

Значит, животные тоже плачут, у них тоже есть душа. И Филька ранил его душу.

- Какой приём использовал автор? (Раненая душа – метафора. Это боль, обида, страдание).

2.  Проследим изменение пейзажа. Давайте прочитаем, что же изменилось в природе?

Выборочное чтение. Смена погоды говорит об отношении мальчика к коню. (Холод, стужа, мороз. Мальчик совершил зло.)

В природе: засвистел ветер. Мело и хлестало, ревела, обезумев, метель, ломались скворечни, небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небу.

  1. На людях: замерзли колодцы, мельница не могла работать.

 

- Какой вывод, ребята, мы можем сделать по этой схеме?

  Каждый человек ответственен за свои поступки и слова. Все взаимосвязано.

- И ваши слова и поступки могут повлиять на окружающих людей.

 Итак, каким мы увидели Фильку «Да ну тебя!»? дайте ему характеристику.

Работа в парах (Дети на карточках в левом столбце записывают характерные черты Фильки «Да ну тебя!»).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Минута релаксации

- Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть?

– Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит.  А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру.

Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать начинаем.

3.Трудный путь Фильки к добру.

- Можно ли изменить зло? (Когда поймёшь свои ошибки и захочешь их исправить).

-Когда же Филька понял, что он злой, жестокий? (Когда он слушал рассказ бабушки о злом мужике).

Давайте вспомним, о чём поведала бабушка.

Один ученик рассказывает бабушкину притчу. (Выборочное чтение)

- Ребята, как вы думаете, о чём думал Филька, слушая бабушку? (Он себя сравнил со злым мужиком).  

- А как мальчик вёл себя? (Он ёжился в тулуп, хотя был дома. Ему стало холодно, страшно. Филька понял, что он сильно обидел коня и должен искупить вину).

- Давайте, ребята, проследим этот трудный путь Фильки от зла к добру.

- Почему Филька решил идти именно к деду Панкрату? (Он старый, мудрый, может дать Фильке правильный совет. Да у него и конь живёт, а Фильке надо попросить прощения у коня).

4.Филька осознал своё поведение.

- И вот Филька у Панкрата. Найдем этот эпизод в сказке.

Обсуждение эпизода.

- Что стало бы с Филькой, если бы дед Панкрат отмахнулся от него и сказал: «Да ну тебя!»?

 Филька верил в деда («он мудрый»)

- Что произошло за этот час с четвертью, пока Филька пытался искупить свою вину? Какие главные слова были произнесены им? ( Я их умолю, наши ребята «хорошие»).

 Филька и конь. Анализ эпизода «Примирение Фильки с конём»

—Какой эпизод показывает, что Филька стал добрым, что сердце его оттаяло?

 Эпизод когда Филька угощает коня тёплым  хлебом  с солью.

Учитель читает отрывок: «Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николай держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью. ..Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню….».

— Но почему отказался конь от хлеба?  Конь не доверяет Фильке.

— Через какие глаголы нам удаётся это понять?  Испугался, попятился.

— Как ведёт себя Филька? Филька заплакал перед всей деревней.

— Почему заплакал Филька?

 Он раскаялся, но от беспомощности расплакался. Очень трудно признать свою ошибку.

— Ребята, обычно мальчики стыдятся плакать, но Филька не стеснялся этого и плакал перед всей деревне, как будто бы просил прощения у всех за то зло, которое причинил. Ведь пострадал не только конь. Слёзы говорят об искреннем раскаянии человека. Это слёзы очищения. Не случайно и Панкрат говорил о том, что человек становится чистым после раскаяния.

— Какую ещё положительную черту мы можем отметить в Филькином характере?

 Способность просить прощение и раскаяться; открыл в себе доброту.

— Помните слова Панкртата о прощении: «Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит»..

 — Простил ли конь Фильку?

— Простил, об этом говорят слова: «Бери хлеб, мирись! А когда конь съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия. Все улыбались и радовались»

— Конь прощает Фильку, это говорит о том, что Филька изменился.  Каким стал мальчик? 

 Филька стал добрым. Раскаялся, а значит, стал чистым человеком.

-Ребята, почему сейчас мы не сказали выражение «Да ну тебя!»?

 (Филька исправился, и сейчас он не станет отмахиваться, а, наверное, первым придёт на помощь. Хочется в это верить).

Теплота согревает сердца, вот и холодное сердце Фильки оттаяло. Главное – Филька понял, что только добро делает человека счастливым.

Но для этого Фильке пришлось пройти трудный и большой путь.

Итог урока. 

  - Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки? ( Добрые советы дает нам сказка?)

 Нужно быть добрыми, отзывчивыми.   Не причинять другим вреда, обиды.  Отвечать за свои поступки, слова.  Не бояться просить прощения, прощать.

 Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.

(Это золотое правило нравственности).

 

10. Домашнее задание.

1) Объясните смысл названия произведения «Тёплый хлеб».

           2) Определите значение слова   «тёплый» в этом словосочетании?

           3) Ответить на  вопрос № 8

– В заключение мне хочется сказать:

Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.

Так заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Спешите делать добро, пока не стало поздно. С добром надо спешить, а то оно может остаться без адреса. Спасибо за урок.

Краткое описание: 

 Я назвала бы свой урок уроком обобщения.

Задача - заставить работать одновременно мысли и чувства ребят.

для этого во вступительном слове создаю эмоциональный фон урока. На уроке использованы различные формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах с учётом дифференциации способностей учащихся, представлена презентация

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе. Тема: Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».

РЕЦЕНЗИЯна урок литературыТема урока «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб »  Учитель:  русского языка и литературы Мыгыш  Н.Г.Класс:  5 .Тип урока: урок-м...

Презентация. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.

Презентация к уроку литературы(5 класс). Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»....

К.Г.Паустовский " Тёплый хлеб".Нравственные уроки сказки.

Конспект урока по сказке К.Г.Паустовского " Тёплый хлеб"...

План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."

Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....

Урок литературы в 5 классе "Понятие добра и зла в сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб"

Урок литературы в 5 классе по сказке Константина Георгиевича Паустовского "Тёплый хлеб".Цель урока – помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство чел...

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Понятие добра и зла в сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб"

Урок литературы в 5 классе по сказке Константина Георгиевича Паустовского "Тёплый хлеб".Цель урока – помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство чел...