План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Моярович Альбина Сергеевна

Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 6  города Липецка

имени В. Шавкова

План-конспект урока

по литературе

 (5 класс)

Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки.

Учитель:

Моярович Альбина Сергеевна

Липецк, 2017

Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки.

Цель урока:  проанализировать с учащимися нравственные проблемы, поднятые К.Г. Паустовским в сказке.

Задачи урока:

Обучающие:

1. Познакомить учащихся со сказкой К.Г. Паустовского " Теплый хлеб".

2. Познакомить учащихся с понятием "нравственность".

3. Показать, какие нравственные проблемы подняты в сказке.

Развивающие:

1. Развивать умения анализа синтеза и сравнения.

2. Развивать у учащихся умение размышлять над поступками героев и их последствиями.

3. Развивать устную монологическую и диалогическую речь.

Воспитательные:

1. Воспитывать доброту, чуткость и сострадание через восприятие художественного произведения.

2. Воспитывать умение слушать и уважать чужое мнение.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Уметь воспринимать и анализировать художественное произведение.

2. Уметь выделять основную идею произведения, видеть авторскую позицию.

3. Давать характеристику героям и их поступкам.

Познавательные УУД: 

1. Поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

2.Свободное восприятие текста, осмысленное чтение.

3. Содействие развитию мыслительных операций: анализа, обобщения, систематизации.

Личностные УУД:

1. Учащиеся должны уметь давать нравственно-этическую оценку прочитанному.

2. Учащиеся должны самостоятельно оценивать свои действия, поступки.

Регулятивные УУД:

1. Учащиеся должны уметь планировать свои действия.

2. Учащиеся должны работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

Коммуникативные УУД:

1. Уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

Тип урока: урок систематизации знаний.

Методы обучения: слово учителя, эвристическая беседа, работа с толковым словарем, метод кейсов, составление синквейнов.

 

Учащиеся должны знать: 

- содержание сказки К.Г. Паустовского " Теплый хлеб";

-знать понятие нравственности.

Учащиеся должны уметь давать оценку героям сказки и их поступкам.

Учащиеся должны понимать авторскую позицию.

Структура и ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, готовы ли вы к уроку. Все ли у вас в порядке: книжки, ручки и тетрадки? Откройте ваши тетради, запишите число и тему нашего сегодняшнего урока.

Учащиеся делают записи в тетради.

2 мин.

2. Актуализация знаний.

Ребята, сегодня мы должны подумать, каковы же нравственные уроки сказки " Теплый хлеб". А как вы думаете, что такое нравственность?

А сейчас я предлагаю вам обратиться к толковому словарю русского языка и посмотреть определение нравственности.

Запишите себе в тетрадочки данное определение.

Ребята, дома вы прочитали сказку Константина Георгиевича Паустовского " Теплый хлеб". Давайте проверим, насколько внимательно вы прочитали это произведение. Я буду задавать вам вопросы, а ваша задача - дать краткий ответ.

1. Где происходит действие сказки?

2. Кто взял раненого коня?

3.Какое прозвище было у Фильки? И почему?

4. Что сделал Филька с куском хлеба?

5. Какие изменения произошли в природе после этого поступка?

6. Сколько лет назад был такой же мороз?

7. От чего, по мнению Филькиной бабушки, случился мороз?

8. К кому, по совету бабушки, пошел за советом Филька?

9. Что посоветовал Панкрат Фильке, и сколько времени он дал на это?

10. Что придумал Филька?

11.Кто был свидетелем разговора?

12. Что сделала сорока для спасения людей?

13. Кто помогал Фильке?

14. Что принес Филька раненому коню?

Хорошо, ребята, молодцы.

Ребята, скажите, а кто главные герои произведения?

Что случилось с конем?

Каким Паустовский изобразил Фильку в начале рассказа? Как характеризует Фильку его прозвище?

Какой злой поступок совершил Филька?

Кто помог Фильке осознать свой поступок?

Какую историю рассказала бабушка внуку?

Ребята, как вы думаете, какие чувства испытывал Филька, слушая рассказ бабушки?

А что было потом?

Ответы учащихся.

Работа со словарем.

Нравственность- внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Учащиеся делают записи в тетради.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

В Бережках.

Мельник.

Да ну тебя.

Бросил на снег.

Метель,  сильный мороз.

Сто лет назад.

От людской злобы.

К Панкрату.

Изобрести средство от стужи, час с четвертью.

Продолбить лед на реке.

Сорока

Позвала теплый ветер.

Жители деревни, другие ребята.

Буханку теплого свежего хлеба.

Филька и конь.

Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне, а отряд ушёл дальше, пыля и позванивая удилами, - ушёл, закатился за рощи, за холмы, где ветер качал спелую рожь.

Коня взял к себе мельник Панкрат. 

В начале рассказа Филька изображен злым, неласковым, равнодушным и упрямым. На все просьбы окружающих он отвечал " Да ну тебя". Это еще раз доказывает, что он был равнодушным и неотзывчивым.

Он обидел коня, ударив его.

Бабушка.

Бабушка рассказала Фильке о том, как шёл  однажды через их деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол. Когда солдат поднял корку, он увидел, что это был  не хлеб, а одна зелёная плесень. Тогда солдат вышел на двор, свистнул - и враз сорвалась метель, пурга,буря закружила деревню, крыши посрывала,а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер.

Страх и вину за содеянное зло.

Филька пошел к Панкрату за советом, и решил помочь всем  в деревне и раздолбить лед на реке, чтобы мельница заработала. В этом ему помогали жители деревни, ребятишки и сорока.

А утром Филька взял теплый хлеб и пошел к коню, чтобы угостить его и загладить свою вину перед ним. Они помирились.

20 мин.

3. Этап самостоятельной работы.

Ребята, а у нашего героя был еще один очень важный помощник, который приблизил Фильку к  осознанию им  своей вины, - это природа. Природа постоянно меняется в звуковом плане, в цветовом плане, и в ней происходит постоянное изменение - движение. А как менялась природа вы должны найти и записать эти изменения в виде таблицы. Для этого я предлагаю вам поделиться на три группы. Первая группа ищет в тексте, как менялись звуки природы, вторая группа ищет, как менялась цветовая гамма в ходе повествования: а третья группа ищет, какие же движения происходили в природе, то есть как она менялась, какие природные явления происходили при этом. (См. приложение 1)

Изменился ли наш герой в конце сказки?

Да, ребята, наш герой проделал трудный путь к добру, и ему удалось исправить свой злой поступок. А вам я желаю никогда не совершать плохих поступков, быть отзывчивыми и добрыми.

Работа с таблицей.

Да, он стал добрее, отзывчивее и внимательнее к окружающим.

10 мин.

4. Рефлексия.

Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок? Что вы узнали? Что вам понравилось?

Какие уроки вы извлекли из прочитанной сказки?

Ребята, я предлагаю вам интересно и творчески закончить наш урок. Сейчас мы с вами составим синквейн со словом "нравственность".

Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк, которые написаны по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Сегодня на уроке мы узнали что такое " нравственность", узнали, что за плохие поступки нужно извиняться, а лучше их не совершать.

Мы поняли, что всегда нужно быть добрым и отзывчивым, и всегда помогать тем, кто нуждается в нашей помощи.

Составление синквейна.

1. Нравственность.

2. Этичный, моральный.

3. Различать поступать действовать.

4. Лучшие качества человека.

5. Внутренняя установка.

10 мин.

5. Подведение итогов урока.

* Выставление оценок

3 мин.

Литература:

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература: 5 класс: учебник: в 2-х частях.- М. : Просвещение, 2010.
  2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: 5 класс. – М.: Просвещение, 2009.
  3. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. - М.: Просвещение, 2008.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. под. ред. Н.Ю. Шведовой.-М.1989

Приложение 1. Роль природы.

Звуки

Цвет

Движение

1. каркали

2. завыл

3. засвистел

4. ломали скворечники

5. хлопали ставни

6. неслись

7. ревела метель

8.шумела роща

9. со звоном разбились сосульки

1. черная вода

2. небо зазеленело

3. черные ивы

4. поседели от стужи

5.солце всходит багряное

6. по седым ивам

1.таял и выпадал снег

2. вороны толкались

3.кружились льдинки

4.вздул снег

5. запорошил горло

6.летела мерзлая солома

7.мороз прошел


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.

Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».  Нравственные уроки  сказки. Я назвала бы свой урок уроком обобщения.Задача - заставить работать...

Презентация. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.

Презентация к уроку литературы(5 класс). Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»....

Урок-презентация "К.Г.Паустовский "Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"

На первом этапе урока повторяются  начальные представления о нравственности, полученные учащимися на предыдущих уроках литературы.  Анализ поступков героя сказки К.Г.Паустовского "Теплый хле...

Открытый урок по литературе в 5 классе по теме "Уроки доброты в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Цель деятельности учителя:1. На примере сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского показать учащимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке.2.Учить выделять детали, необх...

К.Г.Паустовский " Тёплый хлеб".Нравственные уроки сказки.

Конспект урока по сказке К.Г.Паустовского " Тёплый хлеб"...

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». («Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб») Класс: 5Предмет: литература  Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия ...

Урок литературы в 5 классе. «Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»»

Урок литературы (5 класс) «Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»» преподавателя отдельной дисциплины «Русский язык и литература» ФГКОУ МКК "...