«Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Образ главного героя»
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Брага Любовь Николаевна

Конспект урока литературы в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_liter._avtor_koleushchenko.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект  урока  

  «Поэма  М.Ю. Лермонтова  «Мцыри».  Образ главного героя»

1. Брага Любовь Николаевна

2. г. Приморско-Ахтарск,  МАОУ СОШ №18

3.Учитель

4.Литература

5. 8 класс

6. «Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Образ главного героя» . 1 урок

7.В. Я. Коровина «Литература. 8 класс»

8. Цель урока: продолжить изучение творчества М. Ю. Лермонтова, познакомить учащихся с  понятием « романтический герой литературного произведения» .

9. Задачи:

-научить учащихся элементам характеристики  главного героя

-развивать литературный кругозор учащихся

-воспитывать любовь к поэтическому слову

10.Обучающий

11. Коллективная, индивидуальная

12. Компьютер, мультимедиа установка,  иллюстрации

13. Структура и

                                         Ход  урока

  1. Организационный момент. Приветствие.

Учитель: Тема нашего урока «Поэма Лермонтова «Мцыри». Образ главного героя в поэме.

(Ученики записывают тему в тетрадь)

  1. Проверка домашнего задания

Учитель: Ребята, на уроках литературы в младших классах вы уже знакомились с творчеством  М.Ю. Лермонтова.  На дом   вы получили задание вспомнить и повторить стихи М. Ю. Лермонтова, изученные ранее.

-Давайте вспомним, каким темам посвящал свои стихи этот поэт, каковы мотивы его творчества. Кто желает прочитать стихи наизусть?

(Ученики  читают наизусть стихотворения: «Парус», «Тучи», «Молитва», др.

- М.Ю.Лермонтов - автор стихов о Родине, природе, любви. Есть в его творчестве произведения на историческую и философскую  темы, во многих стихах поэта звучит мотив одиночества и поиска смысла жизни, призыв к свободе).

3.Объяснение нового материала

Учитель 

демонстрирует на экране портрет М.Ю.Лермонтова, читает материал, связанный с биографией поэта.(Гиперссылка №1http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4879c4f8-d271-4e63-8d66-d443fc6c318e/Zabolotskij.PortretLermontova.jpg)

Рассказывает об истории создания поэмы «Мцыри»

-Поэма была написана в 1838 г. под впечатлением реальных событий, а также под влиянием романтической литературы и грузинской народной поэзии. (Гиперссылка №2. Шаг №1 http://www.fcior.edu.ru/card/15797/literaturnyy-pazl-obraz-glavnogo-geroya-v-poeme-m-yu-lermontova-mcyri-tragediya-mcyri-uglublennoe-iz.html 

Романтизм - литературное направление, появившееся в Западной Европе (Англия, Германия, Франция) и получившее расцвет в европейской и русской литературе 19 века, для которого характерны следующие черты:

- Герой-одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастья в реальной жизни.

- Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.)

-Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.

(учащиеся записывают в тетради черты романтизма)

- На уроке мы постараемся найти в произведении текстовые  подтверждения тому, что «Мцыри» - это романтическая поэма.

Учитель: Ребята, скажите, какова роль эпиграфа в произведении?

( Эпиграф - короткий текст, предпосланный художественному произведению, помещаемый перед текстом. Эпиграф выражает основную мысль автора, идею или настроение произведения, содержит авторскую оценку излагаемых событий).

Учитель:

- Первоначально эпиграфом к поэме «Мцыри» Лермонтов хотел избрать французское изречение «Родина бывает только одна», но поэта такой эпиграф не удовлетворил. После прочтения поэмы мы поговорим о том, почему Лермонтовым был выбран эпиграф из Библии. Послушайте библейскую легенду, из которой Лермонтов  взял строки эпиграфа.

Ученик: (один из учеников получил индивидуальное задание заранее)

- Эпиграф взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном  и непокорном», как в гневе назвал его отец. Однажды Саул дал клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не победит своих врагов, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Он самовольно напал на врага и разбил его, а  когда усталый возвращался домой, в лесу обмакнул палку в сот медовый «и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его». Саул,  узнав об этом, решил умертвить сына. Ионафан сказал: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного мёду, и вот я должен умереть». Но народ освободил Ионафана за то, что тот спас Израиль.

Учитель: Ребята, чтобы дать характеристику главному герою поэмы, ответьте на вопросы:

-Кто такой Мцыри?  Как главный герой оказался в монастыре?

(«Мцыри»  - в переводе с грузинского языка  значит «неслужащий монах», нечто вроде «послушника». Послушник – человек, живущий в монастыре и готовящийся принять монашество. В шесть лет он был взят в плен русским генералом, но ребенок заболел, и его оставили в ближайшем монастыре. Там его выходил один монах, но мальчик «бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая на восток, томим неясною тоской по стороне своей родной».)

Учитель: Почему однажды Мцыри убежал из монастыря?

(Мцыри тосковал по родине и мечтал о свободе)

Учитель: Сколько дней провёл герой на свободе?

(три дня)

Учитель: В какой форме представлена  основная часть поэмы? Почему?

(центральная часть поэмы – это исповедь героя; такая форма выбрана поэтом потому, что так читатель может глубже понять внутренний мир главного героя, его мечты)

Учитель: Какую главную мечту вынашивал в своём сердце Мцыри?

(герой  мечтает «хотя на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной»)

Учитель: Какие испытания выпали на долю нашего героя на свободе? Как он воспринял эти испытания?

(встреча с шакалом и змеей,  с девушкой, с барсом, гроза в лесу и т. д.; комментированное чтение отрывков из поэмы, в которых изображаются данные испытания героя, его чувства, переживания)

Учитель: Чем, по мнению Мцыри, отличается жизнь в монастыре от той жизни, которую он провёл на воле?

( Ты хочешь знать, что делал я на воле?

 Жил – и жизнь моя

Без этих трёх блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей… )

Учитель: Почему Мцыри не принял ту жизнь, которую обещали ему рыбы «в воде»?

(В воде привольное житьё/

И холод, и покой…но Мцыри не устраивает покой: он мечтает о настоящей жизни, полной борьбы, истинных чувств)

Учитель: Какова последняя просьба главного героя?

( Когда я стану умирать,

И, верь, тебе не долго ждать,

Ты перенесть меня вели

В наш сад, в то место, где  цвели

Акаций белых два куста…

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлёт…)

(Демонстрация литературного пазла.  Гиперссылка №2. Шаг №2 http://www.fcior.edu.ru/card/15797/literaturnyy-pazl-obraz-glavnogo-geroya-v-poeme-m-yu-lermontova-mcyri-tragediya-mcyri-uglublennoe-iz.html .

Учащиеся делают обобщение ответов под руководством учителя и записывают вывод в тетради:

Мцыри - романтический герой, он одинок, мечтает о свободе, но не может её обрести, это исключительный герой в исключительных обстоятельствах.

Итог урока.  Обобщение изученного материала. Выставление и комментарий  отметок.

Домашнее задание:

(Выучить наизусть 4 главу поэмы (отрывок из исповеди Мцыри). Определить стихотворный размер произведения, проиллюстрировать понравившийся эпизод (по желанию)

Зайти в Интернет по гиперссылке №2 http://www.fcior.edu.ru/card/15797/literaturnyy-pazl-obraz-glavnogo-geroya-v-poeme-m-yu-lermontova-mcyri-tragediya-mcyri-uglublennoe-iz.html

и  выполнить задание литературного пазла «Образ главного героя в поэме Лермонтова» на странице 3 (Шаг №3)

 

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент

Приветствие, объявление темы

Запись темы урока

2мин.

2

Проверка домашнего задания

1

Беседа с учащимися, прослушивание чтения наизусть стихов Лермонтова

Ответы на вопросы, чтение наизусть

10мин

3

Объяснение нового материала

2(шаг №1,2)

Рассказ учителя, беседа с учащимися по вопросам, прослушивание аудио фрагмента 1,2

Ответы на вопросы с цитированием текста произведения

20мин.

4

Подведение итогов урока

Выставление отметок и их комментирование

Рефлексия

3мин

5

Домашнее задание

2(шаг №3)

Пояснение домашнего задания

Запись домашнего задания

5мин

Приложение к плану-конспекту урока

«Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Образ главного героя произведения».

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс,обеспечивающий доступ к ЭО Р

1.

Портрет

М.Ю. Лермонтова

информационный

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4879c4f8-d271-4e63-8d66-d443fc6c318e/Zabolotskij.PortretLermontova.jpg

2.

Литературный пазл «Образ литературного героя в поэме «Мцыри»

Информационный, сетевой

Иллюстрация, текст

http://www.fcior.edu.ru/card/15797/literaturnyy-pazl-obraz-glavnogo-geroya-v-poeme-m-yu-lermontova-mcyri-tragediya-mcyri-uglublennoe-iz.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Ю. Лермонтов.Поэма " Мцыри". Образ главного героя.

Урок литературы  в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова " Мцыри" с использованием произведений живописи....

Главные герои поэмы Н.В. Гоголя " Мёртвые души".

Характеристика главных героев поэмы Н.В. Гоголя " Мёртвые души"....

Образ главного героя в поэме А.Т. Твардовского "Василий Теркин"

Презентация по теме "Образ главного героя в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин"...

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. Образ главного героя поэмы. «Мцыри» и средства его создания.

ММ. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. Образ главного героя поэмы. «Мцыри» и средства его создания....

Урок литературы по теме "Образ главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри" и средства его создания

Материал может быть использован на заключительном уроке по поэме "Мцыри"....