Урок литературы по теме "Образ главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри" и средства его создания
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Материал может быть использован на заключительном уроке по поэме "Мцыри".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_po_mtsyri_8a.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

-1-

Урок литературы в 8А классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Учитель: Терских Людмила Юрьевна (1-я категория)

Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создания.

Цели: первоначальное понятие о романтизме, романтическом герое, романтическом конфликте; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, характеристики героя; выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; развивать навык работы в группе.

Планируемые результаты: иметь представление о романтизме как о литературном направлении;  уметь характеризовать героев; знать средства создания образов; владеть навыками выразительного чтения, элементами анализа текста; уметь работать в группах.

Оборудование: тексты, мультимедийная презентация, видеофрагмент.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

                                                        Звучит музыка:  « duduk---Tosca-Muzyka-skripki» (2мин)

     - Какие ассоциации у вас  возникли?

     - Можно ли связать её с нашим изучением поэмы «Мцыри»?

- Хочу предложить Вам такой эпиграф:

                                                           «Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь

                                                                                               В.Маяковский «Юбилейное»

В.Г.Белинский о Мцыри: «Что за огненная душа, что за могучий дух,

                                                что за исполинская натура у этого Мцыри!»

    - Какую цель мы поставим на уроке? (ответы)

Мы определили цель нашего урока – характеризуя Мцыри, мы должны доказать, что главный герой стремился к свободе. Какими средствами этого достигает поэт?

Докажите или опровергните высказывание критика, аргументируя свое мнение примерами из текста.

  1. Проверка домашнего задания

                    А) ТЕСТ  (Рассказ «жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника»).

                                 Б) В чём особенность сюжета поэмы «Мцыри»?   (Возможна опора на цитатный план)

Вывод:  Итак, сюжет поэмы не о  событиях, а о том, что испытал и пережил герой, это теснится в его груди, ищет выход. Поэтому он называет свою речь исповедью. В эпосе – 1 и 2 главы, а остальные 24 – это лирика, вот почему поэма называется лиро-эпической. Это крупное стихотворное произведение, повествующее о характерах и судьбах людей.

  1. Работа по теме урока.

                                          Беседа с элементами размышления:

             Глава 4

-  Что беспокоит юношу?            (Отчизна звала его к себе все эти годы заточения в монастыре.

                                                            Это  священные слова «отец» и «мать»).

-Как он говорит о своей заветной мечте? 

                                                                      («Хотя б на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с

                                                                      Тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной».

  Обратите внимание на метафорический эпитет «пылающую» и глагол «прижать», которые как   нельзя лучше подчеркивают внутреннее состояние героя. И как бы продолжая, он с грустью говорит: «Я видел у других отчизну, дом, друзей, родных»

    Глава 5

Растёт горестное сознание неудачного бегства и неминуемой смерти. Оно уже слышится в первой короткой строке: «Меня могила не страшит..»

-2-

- Какова реакция Мцыри?

«С жизнью жаль расстаться мне..»  Он не может принять смерть как  желанное избавление от земных страданий. В нем не иссякла жажда жизни. Горьким упрёком судьбе, которая сохранила бесполезную жизнь монаха, остывшего от желаний, и отказала в ней ему, полному внутренних сил, могучих стремлений, пронизаны заключительные строчки 5 главы.

- Какова цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным? Подберите цитаты для ответа.

       А )  «Хотя б на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с

               Тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной».

            Б) «Давным-давно задумал я  Взглянуть на дальние поля, Узнать прекрасна ли земля,

                    Узнать, для воли иль тюрьмы  На это свет родимся мы»

            В) «Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну,

                   Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог»

           Г)  «..Я цель одну – Пройти в родимую страну – Имел в душе»

           Д) не переставал видеть «живые сны»

                                                          Про милых ближних и родных,

                                                          Про волю дикую степей,

                                                          Про лёгких, бешеных коней,

                                                          Про битвы чудные меж скал..

  В душе его постоянно присутствовал образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог  и битв»

- Можно ли рассказ Мцыри считать покаянием в грехах?        

                               (Да, он послушник в монастыре. Но мы видим, что герой не кается в грехах, не сожалеет о

                                происшедшем, он счастлив, что прожил эти дни на воле.

  -Какие испытания выпали на долю нашего героя на свободе? Как он воспринял эти испытания?

(встреча с шакалом и змеей,  с девушкой, с барсом, гроза в лесу и т. д.; комментированное чтение отрывков из поэмы, в которых изображаются данные испытания героя, его чувства, переживания)

- Какие эпизоды трёхдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

                 (Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его и как  о

                  них он говорит. Его поражают богатство и многообразие природы. Ощущается его любовь к

                 жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.)

- Нашёл ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? Зачем живет человек на земле?

                 ( Увидел природу во всем её многообразии, ощутил её жизнь, испытал радость общения с

   ней. Его монолог – гимн этому миру. И выходит, что Человек рожден для счастья, как птица для полета.       Человек рождён для воли, а не для тюрьмы.)

- Сравните 22-ю и 11-ю  главы. Как изменилось восприятие мира Мцыри?

                                 

11 глава

22 глава

Кругом меня цвел Божий сад..

Всё, что я чувствовал тогда,

Те думы – им уж нет следа;

Но я б желал их рассказать,

Чтоб жить,  хоть мысленно, опять.

Мир Божий спал

В оцепенении глухом

Отчаянья тяжёлым сном

- С помощью каких средств автор передаёт ощущение, что у героя осталось мало сил?

                (Короткие главки, короткие предложения, прерывающиеся на середине строки, многоточия,      восклицания),

 - Почему Лермонтов приводит своего героя к  трагическому финалу?

-3-

-  Бой Мцыри с барсом. Комментарии.                                  

Романтизм – художественное направление в литературе, выражающее идею разлада мечты, идеала и действительности. Писатели – романтики старались быть необычными во всем: в выборе героев, ярких, незаурядных, в построении сюжета, как правило, запутанного, таинственного, в языке и стиле своих произведений.

                          Особенности «Мцыри» как романтической поэмы?

                   

 1.Где происходит действие поэмы? (На Кавказе, среди вольной и мощной природы, близкой герою.

                                                  Но герой томится в монастыре. Так создается контраст, обозначается конфликт.)

2.Сюжет. Бегство героя из чужого мира в мир родной.  (Лермонтов воплотил в Мцыри страстную мечту о герое,

                                                   гордом, свободном и сильном человеке, для которого  слова «свобода» и

                                                  «родина» означают одно и то же. Человек должен сам выбирать свой путь.)

3.Роль пейзажа. Он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри. (читаем

                                        описание утра из главы 11 и главу 6. Доказать, что это романтический пейзаж),

КРОССВОРД

Средства создания образа Мцыри

1.Контаст.  (Вольная и мощная кавказская природа, родственная душе героя и томление в монастыре)

2. Роль картин природы?

                                  Природа родственна герою, зов свободы непреодолим: песню о любви ему поёт

                                  рыбка; «как брат» он готов обняться с бурей; «как зверь» он чужд людей. Но

                                  природа чужда монахам: убегает во время грозы, «когда, столпясь при алтаре, вы

                                  ниц лежали на земле».

3.Гипербола: «О, я как брат, Обняться с бурей был бы рад!

                           Глазами тучи я следил, Рукою молнии ловил..»

4.Метафоры: «Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской»,

                         «Я грыз сырую грудь земли..»

5.Сравнения: «Я сам, как зверь, был чужд людей И полз и прятался, как змей».

                                                      Развернутые сравнения Мцыри с конём и тепличным цветком.

6.Эпитеты: «Но юность вольная сильна, И смерть казалась не страшна! И т.д.

Учитель:    В.Г.Белинский в статье «Стихотворения М.Лермонтова» о языке поэмы пишет так:

                «Можно без преувеличения сказать, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск

                 у молнии,  грохот у громов, гул у ветров – что вся природа сама несла и подавала ему

                  материалы, когда писал он эту поэму»

- Так кто такой Мцыри? Какой он?    Высказывания критиков на столах. Согласимся?

          Мцыри – это могучая,  пламенная натура. Свободный, мятежный, сильный духом романтический герой.  Главное в нём – страстность и пламенность стремления

  к свободе, невозможность  для него свободы и родины, непримиримость к жизни в неволе,    бесстрашие, смелость, отвага и мужество. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целен в своих  стремлениях

                                         -  Художественный мир поэмы «Мцыри»? (комментарии-вывод)

РЕФЛЕКСИЯ :  Кем стал для меня Мцыри? (слайд «Мцыри – романтическая душа)

Видеофильм.  (1мин. 23сек)

  1. Что вы почувствовали, когда смотрели первую часть фильма?  (лёгкость, чистоту, независимость, свободу)
  2. Передайте своё душевное состояние после просмотра второй части фрагмента?  (страх, тревога)
  3. Чем вызвано чувство тревоги?    (неволей) СЛАЙД «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях» Д.Ибаррури
  4. Вы назвали свои ассоциации после просмотра фрагмента - страх, тревогу, неволю.
  5. К чему стремился Мцыри всю свою жизнь?     (быть свободным)

                                                                                      ЗАПОЛНЕНИЕ таблицы самооценки

Домашнее задание: составить синквейн; рисунки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе "Герои поэмы и нравственный идеал автора" по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича..."

Для проведения урока мною использованы следующие технологии: проблемная, работа в группах, ИКТ...

Методическая разработка интегрированного урока литературы "Особенности образа главного героя в произведении А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"

Материалы к открытому уроку литературы с использованием мультимедийного оборудования по произведению А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"....

Главные герои поэмы Н.В. Гоголя " Мёртвые души".

Характеристика главных героев поэмы Н.В. Гоголя " Мёртвые души"....

Открытый урок по музыке "Образы главных героев оперы "Князь Игорь" А.П.Бородина.

Материал представляет сценарий открытого урока музыки  в 7классе "Образы главных героев оперы "Князь Игорь" А.П.Бородина". Цель урока- знакомство с музыкальными характеристиками главных героев оп...

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. Образ главного героя поэмы. «Мцыри» и средства его создания.

ММ. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. Образ главного героя поэмы. «Мцыри» и средства его создания....

Урок литературы по теме "Вступление к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". 7 класс Разработала и провела учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея №486 Выборгского района Санкт-Петербурга Цыбина Татьяна Анатольевна

Цели урока:1. Образовательная. Продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, рассмотреть образ Петра I.2. Развивающая. Совершенствовать навыки анализа стихотворения. Познакомить с новым ...