А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Конспект интегрированного урока литературы и МХК в 9 классе  на тему " А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»"  с презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель Кокарева Светлана Юрьевна

Интегрированный урок литературы и МХК в 9 классе  

Тема: А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»

Цели:  

-воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения,  любви и уважения к литературе и ценностям отечественной и мировой  культуры;

-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

-выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 

Задачи:

1.Образовательные:

-познакомить с трагедией А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».

-совершенствовать  навыки анализа драматического произведения и сравнительной    характеристики героев, выразительного  чтения фрагмента произведения

-приобщать  учащихся к классической музыке

2. Воспитательные:

-воспитывать нравственное отношение к человеку и его таланту,  к произведениям искусства.

3.  Развивающие:

-  реализовывать умственный, духовный, творческий потенциал учащихся

- развивать умения четко и лаконично излагать свои мысли, участвовать в диалоге по прочитанным произведениям

Ход урока:

  1. Звучит музыка Моцарта. ( Фантазия «Ре-минор» в современном исполнении) (Слайд 2)
  2. Сообщение темы и целей урока. (Слайд 3)
  3. Слово учителя. (Слайд 4)

Неожиданная смерть гения в расцвете лет завершает линию его жизни бесконечным многоточием… Загадка, связанная со смертью великого композитора будет всегда волновать человечество, вызывая множество толкований. Тайну, связанную со смертью Моцарта, пытаются разгадать и сейчас... но какими бы не были данные научных исследований, есть произведение, созданное гением Пушкина, который как никто другой мог понять другого гения - Моцарта.

  1. Доклады учащихся. (О Моцарте, о Сальери) (Слайд 5, 6)
  2. Слово учителя. (Слайд 7)

Пожалуй ни одна из «Маленьких трагедий» Пушкина не вызывает столько споров и разных суждений, как «Моцарт и Сальери».«Маленькие трагедии» - не пушкинское название. Оно возникло при публикации и основывалось на фразе из письма Пушкина, где словосочетание «маленькие трагедии» употребляется в буквальном смысле. Авторские варианты: «Драматические очерки», «Опыт драматических изучений» и т.п. «Маленькие трагедии» были написаны в период «болдинской осени» 1830 г., в цикл вошли: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы». Дата окончания «Моцарта и Сальери» - 26 октября. Замысел трагедии появился значительно раньше, еще в Михайловском. «Моцарт и Сальери» - единственная пьеса, поставленная при жизни Пушкина: впервые  была показана на сцене Александринского театра 27 января 1832 года.  

Вопрос об отравлении Моцарта не решен до сих пор. Возможно, в истории он так и останется нерешенным, так как достоверных фактов, которые могли бы склонить исследователей в пользу одной гипотезы, насколько сейчас известно, не существует. Споры между знатоками биографий Моцарта, Сальери и близких к истории других композиторов ведутся в основном методом косвенного подтверждения возможных, но не доказанных связей между известными событиями и людьми.

Почему  же Пушкин берет для своей трагедии не вымышленных лиц? Это связано с постоянным стремлением поэта к «максимальному лаконизму», Пушкину необходимо было с помощью известных всем имен разбудить в читателях множество ассоциаций, которые при использовании выдуманных персонажей пришлось  бы подготавливать дополнительными лицами или комментариями.

 Сейчас имена Моцарта и Сальери стали метафорой. Два типа художника существуют в трагедии. Они контрастны своим отношением к искусству. Для Сальери – искусство – это храм, в который нельзя просто войти и жить в нем, каждая минута творчества божественна, велика и торжественна. Он – художник, ощущающий себя и ведущий себя как гений. Моцарт, напротив, гений, который не стремится выглядеть как гений, но при этом именно он живет в искусстве, это его стихия, в которой он чувствует себя органично, можно сказать, он на «ты» с искусством, в отличие от Сальери.

6.Выразительное чтение  отрывка  заранее подготовленным учащимся

Сцена 1.  Комната.

Сальери

Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет — и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
Родился я с любовию к искусству;
Ребенком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался — слезы
Невольные и сладкие текли.
Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался
Одной музыке. Труден первый шаг
И скучен первый путь. Преодолел
Я ранние невзгоды. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты.

Я стал творить; но в тишине, но в тайне,
Не смея помышлять еще о славе.
<…>Усильным, напряженным постоянством
Я наконец в искусстве безграничном
Достигнул степени высокой. Слава
Мне улыбнулась; я в сердцах людей
Нашел созвучия своим созданьям.
Я счастлив был: я наслаждался мирно
Своим трудом, успехом, славой; также
Трудами и успехами друзей,
Товарищей моих в искусстве дивном.

(звучит музыка Сальери)

7. Слово учителя.

Чем определяется дар человека. Что это? Условие упорного труда? Сальери труженик, он действительно человек умелый. И есть художники, которые получили свой дар, не приложив к этому, как кажется Сальери, упорного труда. Вопрос  философский. Именно гении определяют движение вперед., зависть к гению будет существовать всегда, и, скорее всего, Пушкин опирался в ее изображении на собственный опыт, тем более, что между ним и Моцартом можно провести параллель. Они относятся к одному типу художника, и Сальери как бы противостоит им обоим.

И вдруг Сальери встречает человека, на первый взгляд, сочиняющего легко и непринужденно. И тогда  мир Сальери рушится и следует бунт. Сальери  борется с той несправедливостью, на которой построено мироздание. Не любовь к искусству, не самоотвержение, не понимание, а дар, который приходит неизвестно откуда и неизвестно за что. Вот в чем та глубочайшая несправедливость, на которой зиждется мир.

Конфликт двух типов художников у Сальери переходит в зависть, зависть к ничтожному на его взгляд человеку, которому по ошибке достался величайший талант. В представлении Сальери, такой дар должен достаться только подобному ему человеку. Cила произведения заключается в том, что всего лишь несколькими штрихами набросаны портреты великих художников, рассказана история великой зависти.

(просмотр эпизода из к/ф «Моцарт и Сальери». «Зависть»)

Кто скажет, чтоб Сальери гордый был
Когда-нибудь завистником презренным,
Змеей, людьми растоптанною, вживе
Песок и пыль грызущею бессильно?
Никто!.. А ныне — сам скажу — я ныне
Завистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую. — О небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений — не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан —

А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!

8.Анализ эпизода «Слепой скрипач» . (распечатать)

(Слайд 8)

В Моцарте нет пафоса Сальери, он может с легкостью смеяться над шуткой – нелепой игрой старого скрипача.

7.Беседа с учащимися

-Почему Пушкина заинтересовала легенда об отравлении Моцарта? (Легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к непримиримому конфликту и к преступлению.)

-Какая же тема раскрыта в трагедии «Моцарт и Сальери»? (В «Моцарте и Сальери» раскрылась губительная сила зависти, зависть как всепоглощающая душу человека страсть, приводящая его к злодейству).

- Поначалу «маленькая трагедия» носила название «Зависть». Как вы думаете, почему Пушкин изменил заглавие?(Это касалось бы одного персонажа. Новое название – свидетельство глубины и напряженности конфликта)

- Как построил поэт сцены?(Он избрал антитезу как композиционную основу)

-В чём её смысл? Ведь Моцарт и Сальери дружат. Их связала «святая к музыке любовь». Оба талантливы, преданы музыке. Но Сальери придёт к убийству Моцарта. Как это произойдёт?

-Вместе с Сальери мы совершаем путешествие в прошлое. Какое чувство вызывает у вас исповедь Сальери? Талантлив ли он? (Да, он талантлив, особенно в самоотверженном труде, в овладении тайнами музыки. Но его и жаль: музыку он воспринял как сумму технических приёмов, которыми владеет блестяще. Честен перед собой: понимает, что его талант сродни ремеслу, ибо он результат аскетического образа жизни и титанического труда, поэтому красота и гармония постепенно отдаляются от него, вдохновение  покидает его).

-Зависть и гордыня поселились в душе Сальери. Этот груз можно было нести, пока не  явился Моцарт – удивительно талантливый, гармоничный,- «гений», «гуляка праздный» - и гордыня Сальери ущемлена.

-Когда мы говорим о гениальности человека?  Что есть талант? Что есть гений? (Талант – развитый природный дар, гениальность – высшая степень таланта).

- В таком случае в истории и в жизни мы найдём массу примеров гениальных злодеев. Значит, что-то должно отличать истинного гения? (Гений – это величие души, нравственное её начало, «высочайшее развитее духовных сил», почти святость!)

Гений Моцарта в величии  его души... В чём оно проявляется в Моцарте? (Он для Пушкина прежде всего - человек: добрый, светлый, щедрый, любящий)

-Видит ли это Сальери? Как смотрит на друга? (Он видит только "праздного гуляку" и возмущается этим качеством, считая его легкомыслием.)

-А что это за состояние?(Легкость вдохновения. Это Искра Божья, зажженная Творцом. Это свет гения, подаренный людям)

-Пушкину тоже многие ставили в вину легкомыслие "гуляки праздного" при жизни и сейчас. -Зачем введена сцена со слепым скрипачом? Каков её смысл?

 (Моцарт известен и любим. Слепой скрипач со слуха знает его вещи. Это не то, что "глухая слава" Сальери. К тому же Моцарт  "набросал" новую вещь и работает над Реквиемом. Это венец его творчества)

- Как Сальери оценил новое произведение Моцарта?

-А сам Моцарт?

(Самоирония - свидетельство бодрости, крепости духа)

-Однако Моцарт сознаётся Сальери, что "Реквием его тревожит"? Как вы поняли эти слова?

(Он живёт чужим горем, принимает его в себя. К тому же это и подлинное чувство тревоги)

-Как оно передано?

(Сон - "виденье гробовое", чёрный человек)

-Как связаны между собой сон – Реквием - чёрный человек? Это выразительный символический образ враждебного мира Пушкин положил ему начало и отправил в долгий путь по русской литературе "чёрного человека". Вы встретите  его у Достоевского, Чехова, Есенина

-Играя Реквием, Моцарт как бы отпевает сам себя. Почему он так слеп?

(Это его трагедия. Как истинный гений, он доверчив по-детски, добр, щедр. Более того, глубоко убеждён, что "гений и злодейство - две вещи несовместные ").    Это его нравственное кредо.

-А теперь раскройте смысл антитезы, обратив внимание на стилистическое оформление этой ключевой фразы. Увидели разницу?  (Тире!)

-Почему во фразе Сальери оно отсутствует?

(Нет нравственных преград. Он оправдывает свои действия и разрешает себе преступление, утверждая " Я избран". Но кем? Страстью - завистью. Ремесленник от искусства легко стал ремесленником - убийцей,  убедив себя в бесполезности Моцарта)

-Так что же делает, по мнению Пушкина, искусство искусством, что возвышает его?

("Прекрасное должно быть величаво") - нравственное начало таланта и гения, а "всякий талант неизъясним".)

- Мысль эта для самого Пушкина была важнейшей нравственной заповедью творчества.

8.Чем были вызваны слезы Сальери в конце трагедии?( Сальери, отравив Моцарта, слушает его игру и плачет. Но не гармония музыки, как думает Моцарт, трогает убийцу: теперь не будет друга и он почувствует себя гением. Злодейство свершилось, но в душе Сальери нет покоя: Пушкин подводит Сальери к мысли, что, убив Моцарта, он  никогда не станет гением, потому что он злодей.)

9.Звучит «Реквием»

10.Слово учителя. Возвышенности Моцарта противостоит расчетливость Сальери. Здесь раскрывается одно из важнейших противостояний жизни: «гений и злодейство – две вещи несовместные». Именно эти слова Моцарта вспоминает Сальери, исполнив свой «тяжкий долг». Гибель выдающейся личности, истинного гения - это покушение на счастье всего человечества. Так маленькая трагедия (история двоих людей) превращается у Пушкина во вселенскую трагедию, вместившую судьбу самого А.С.Пушкина

Трагична и судьба убийцы. Духовный его конец наступает одновременно с физической гибелью Моцарта. В «маленькой трагедии» содержится две больших. И, тем не менее, музыка Моцарта остается, а вместе с ней и сам Моцарт.
11. Рефлексия.

-Что поняли вы на сегодняшнем уроке, чему удивились, о чем задумались? ( звучит музыка Моцарта)

12. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему: «Что я чувствую, слушая музыку А. Моцарта».

Приложения.

 Приложение 1.Моцарт Вольфганг Амадей (1756— 1791), австрийский композитор.

Родился 27 января 1756 г. в Зальцбурге. Первым учителем музыки стал для мальчика его отец Леопольд Моцарт. С самого раннего детства Вольфганг Амадей был «чудо-ребёнком»: уже в четырёхлетнем возрасте пробовал написать концерт для клавесина, а с шести лет блестяще выступал с концертами по странам Европы. Моцарт обладал необыкновенной музыкальной памятью: ему достаточно было только раз услышать любое музыкальное произведение, для того чтобы совершенно точно записать его.

Слава пришла к Моцарту очень рано. В 1765 г. были опубликованы и исполнены в концертах его первые симфонии. Всего композитором написано 49 симфоний. В 1769 г. он получил место концертмейстера при дворе архиепископа в Зальцбурге. Уже в 1770 г. Моцарт стал членом Филармонической академии в Болонье (Италия), а Папа Римский Климент XIV возвёл его в рыцари Золотой шпоры. В том же году в Милане была поставлена первая опера Моцарта «Митридат, царь понтийский». В 1772 г. там же поставлена вторая опера — «Луций Сулла», а в 1775 г. в Мюнхене — опера «Мнимая садовница». В 1777 г. архиепископ разрешил композитору отправиться в большое путешествие по Франции и Германии, где Моцарт концертировал с неизменным успехом.

В 1779 г. он получил должность органиста при архиепископе Зальцбургском, но в 1781 г. отказался от неё и переехал в Вену. Здесь Моцарт закончил оперы «Идоменей» (1781 г.) и «Похищение из сераля» (1782 г.). В 1786—1787 гг. написаны две, пожалуй, самые известные оперы композитора — «Свадьба Фигаро», поставленная в Вене, и «Дон Жуан», который был впервые поставлен в Праге.

В 1790 г. снова в Вене поставлена опера «Так поступают все». А в 1791 г. написаны сразу две оперы — «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта». Последним произведением Моцарта стал знаменитый «Реквием», который композитор не успел завершить.

Закончил сочинение Ф. К. Зюсмайер, ученик Моцарта и А. Сальери. Творческое наследие Моцарта, несмотря на его короткую жизнь, огромно: по тематическому каталогу Л. фон Кёхеля (почитателя творчества Моцарта и составителя наиболее полного и общепринятого указателя его сочинений), композитор создал 626 произведений, среди которых 55 концертов, 22 клавирные сонаты, 32 струнных квартета.

Умер 5 декабря 1791 г. в Вене.

Приложение 2. Сальери Антонио (1750—1825), итальянский композитор, дирижёр и педагог.

Родился 18 августа 1750 г. в Леньяно. В 1772 г. опера «Венецианская ярмарка» принесла Сальери огромный успех. В 1774 г. композитор занял должность руководителя оперного театра и придворной капеллы в Вене.

В 1778 г. была поставлена ещё одна опера Сальери —«Школа ревнивых», которая также имела успех. В том же году Сальери стал учеником великого К. В. Глюка, который даже поручил ему написать вместо себя оперу «Данаиды» (1784 г.) для Парижской академии.

Всего Сальери создал свыше 40 опер, среди которых «Тарар» на либретто П. Бомарше, поставленный в Париже в 1787 г. Слава Сальери как композитора росла и распространилась по всей Европе. Людовик XVIII наградил его орденом Почётного легиона. Помимо опер им написано пять месс, реквием, симфония, концерт для органа и два концерта для фортепиано, а также оратории, кантаты и мотеты.

Кроме того, Сальери получил известность как блестящий педагог. Он воспитал более 60 учеников, среди которых Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Лист. В 1817 г. музыкант стал первым директором Венской консерватории. Умер 7 мая 1825 г. в Вене.

К сожалению, о вкладе Сальери на долгое время незаслуженно забыли из-за легенды об отравлении им В. А. Моцарта, использованной А. С. Пушкиным в «Маленьких трагедиях». Никаких доказательств подобного преступления не существует.

Приложение 3.Эпизод  «Старый скрипач» из трагедии «Моцарт и Сальери» (распечатать)

Моцарт

Я шел к тебе,
Нес кое-что тебе я показать;
Но, проходя перед трактиром, вдруг
Услышал скрыпку... Нет, мой друг, Сальери!
Смешнее отроду ты ничего
Не слыхивал... Слепой скрыпач в трактире
Разыгрывал voi che sapete
1). Чудо!
Не вытерпел, привел я скрыпача,
Чтоб угостить тебя его искусством.
Войди!

Входит   слепой старик  со скрыпкой.

 Из Моцарта нам что-нибудь!

Старик играет арию из Дон-Жуана; Моцарт хохочет.

Сальери

И ты смеяться можешь?

Моцарт

Ах, Сальери!
Ужель и сам ты не смеешься?

Сальери

 Нет.
Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля,

Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери.
Пошел, старик.

Моцарт

Постой же: вот тебе,
Пей за мое здоровье.

Старик уходит.

Ты, Сальери,
Не в духе нынче. Я приду к тебе
В другое время.

Сальери

      Что ты мне принес?

Моцарт

Нет — так; безделицу. Намедни ночью
Бессонница моя меня томила,
И в голову пришли мне две, три мысли.
Сегодня их я набросал. Хотелось
Твое мне слышать мненье; но теперь
Тебе не до меня.

Сальери

         Ах, Моцарт, Моцарт!
Когда же мне не до тебя? Садись;
Я слушаю.

Моцарт(за фортепиано)

      Представь себе... кого бы?
Ну, хоть меня — немного помоложе;
Влюбленного — не слишком, а слегка —
С красоткой, или с другом — хоть с тобой,
Я весел... Вдруг: виденье гробовое,
Незапный мрак иль что-нибудь такое...
Ну, слушай же.

(Играет.)

Сальери

      Ты с этим шел ко мне
И мог остановиться у трактира
И слушать скрыпача слепого! — Боже!
Ты, Моцарт, недостоин сам себя.

Моцарт

Что ж, хорошо?

Сальери

      Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я.

_________________________________________

1) о вы, кому известно (итал.).

Источники

  1. Бонди С.М. О Пушкине. Статьи и исследования. М.: «Художественная литература», 1978.
  2. Википедия — свободная энциклопедия  ru.wikipedia.org
  3. Пушкин А.С. «Моцарт и Сальери»// Маленькие трагедии. – Интернет-публикация
  4. Телевизионный фильм «Моцарт и Сальери» (Экран, 1971).
    По спектаклю
    Ленинградского государственного академического театра драмы имени А.С. Пушкина.  Постановка Л.С. Вивьен
  5. Томашевский Б. Пушкин. М: «Художественная литература», 1990.
  6. Энциклопедия литературных произведений. Под ред. С.В.Стахорского. – М: 1998 – стр. 301-302.
  7. http://citaty.su/kratkaya-biografiya-mocarta


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Учитель ОГКООУ «Санаторная школа-интернат» г. Шуя Ивановской области Кокарева Светлана Юрьевна

Слайд 2

Вольфганг Амадей Моцарт. Фантазия « Ре-минор» в современном исполнении

Слайд 3

Моцарт и Пушкин Великий композитор и великий поэт. Оба рано начали творить. Короткий жизненный путь (36 и 37 лет). Создали огромное количество произведений. Оба испытали зависть недоброжелателей

Слайд 4

Моцарт Вольфганг Амадей (1756— 1791), австрийский композитор.

Слайд 5

Сальери Антонио (1750—1825), итальянский композитор, дирижёр и педагог

Слайд 6

Сальери неустанно трудится. Слава добыта трудом. Ремесленник. Музыка – ремесло. Моцарт Пишет музыку легко. Это дар от Бога. Музыка – искусство.

Слайд 12

Именно Моцарт у Пушкина – выразитель высшей мудрости, что «...гений и злодейство — две вещи несовместные» — истины, которую так и не понял Сальери…

Слайд 13

Источники Пушкин А.С. «Моцарт и Сальери»// Маленькие трагедии. – Интернет-публикация. Википедия — свободная энциклопедия ru.wikipedia.org Бонди С.М. О Пушкине. Статьи и исследования. М.: «Художественная литература», 1978. Томашевский Б. Пушкин. М: «Художественная литература», 1990. Энциклопедия литературных произведений. Под ред. С.В.Стахорского . – М: 1998 – стр. 301-302. http://citaty.su/kratkaya-biografiya-mocarta


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "А.С.Пушкин. "Моцарт и Сальери" . Гений и злодейство - две вещи несовместные".

Цель урока литературы по теме "А. С.Пушкин. "Моцарт и Сальери". Гений и злодейство - две вещи несовместные"  - познакомить учащихся с "Маленькой трагедией" Пушкина, продолжить обучение анализу др...

Презентация к уроку литературы в 9 классе на тему " Проблема "гения и злодейства" в трагедии А.С. Пушкина "МОЦАРТ И САЛЬЕРИ"

Урок литературы в 9 классе. Тема урока: А.С. Пушкин "Моцарт и Сальери". Проблема "гения и злодейства". Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Цель урока: познакомить с новыми страницам...

Презентация к уроку литературы на тему "А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»".

Презентация к уроку литературы на тему "А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»" помогает познакомить учащихся   с трагедией А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», совершенствовать...

Проблема «гения и злодейства» в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».

Урок литературы в 9 классеТема: Урок внеклассного чтения. А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»Цели урока. Воспитывать любовь к творчеству А. ...

«Гений и злодейство – две вещи несовместные»? (А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери») 7 класс

Тип урока: дифференцированный урок-исследование с элементами интеграции.Цель урока: Учащиеся поймут особенности трактовки А.С. Пушкиным образов героев (не тождественность своим историческим прототипам...

Урок-проект по литературе в 9 кл. «ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО - ДВЕ ВЕЩИ НЕСОВМЕСТНЫЕ»? А.С.Пушкин "Моцарт и Сальери"

Урок-проект рассчитан на 2 часа и предполагает активную деятельность детей по работе с текстом произведения А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери"...