Нестандартные упражнения по анализу произведений XIX века по курсу "Мир и человек в литературе"
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему

Дидактический материал для учащихся 10 класса по анализу произведений XIX века по курсу "Мир и человек в литературе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upr_didakt.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения по анализу произведений XIX века

по курсу

«Мир и человек в

литературе»

Составитель: Обухова В. Е.


1.1. В романе Толстого несколько сотен действующих лиц — однако в сознании читателя они существуют не как хаотическая масса, а как строго упорядоченная система персонажей. По какому принципу строится система персонажей «Войны и мира»?

1.2.        Среди перечисленных топонимических реалий романа одна лишняя: Никольское,
Богучарово, Лысые Горы, Отрадное. Исправьте фактическую ошибку. Вспомните, с судьбой
каких героев связаны три топонимических центра романа.

1.3.        Расставьте перечисленные события в хронологической последовательности.
Судьба каких героев романа связана с этими событиями?

  • смотр союзных войск под Ольмюцем (смотр проводит Александр I);
  • смотр под Браунау (смотр проводит Кутузов);
  • Аустерлицкое сражение;
  • переход через реку Энс;
  • Шенграбенское сражение.

1.4.        Отличительная особенность портретной «живописи» Толстого — закрепление за
персонажем какой-то характерной черты внешнего облика и затем многократное ее повторение. Так, жена князя Андрея запоминается «беличьим личиком» и приподнятой «верхней
губкой с чуть черневшимися усиками», Пьер — массивной фигурой, неуклюжестью и «дружелюбными глазами». Попытайтесь по одному-двум «штрихам к портрету» угадать персонажа романа:

а)        оголенные белые, полные плечи;

б)        черные глаза, большой рот;

в)        сухое лицо;

г)        лучистые глаза, тяжелая походка,

д)        плешивая голова, плоское лицо.

  1. Среди многочисленных «военных» героев романа своей «штатскостью» резко выделяется Пьер Безухов. В каком эпизоде выясняется, что он не умеет обращаться с оружием?
  2. Записки и отрывки из писем разных героев романа приводятся без подписи их автора. Назовите имя адресата. С какими событиями в жизни героев связано каждое письмо?

а)        «Ваш сын, в моих глазах, с знаменем в руках, впереди полка пал героем, достойным
своего полка и своего отечества. К общему сожалению моему и всей армии, до сих пор неизвестно — жив он или нет».

б)        «Тогда отец назначил мне срок один год, и вот уже шесть месяцев, половина, прошло из назначенного срока, и я остаюсь более чем когда-нибудь тверд в своем решении.
Ежели бы доктора не задерживали меня здесь на водах, я бы сам был в России, но теперь
возвращение мое я должен отложить еще на три месяца».

в)        «Если у вас, граф (или князь), нет в виду ничего лучшего и если перспектива вечера
у бедной больной не слишком вас пугает, то я буду очень рада видеть вас нынче у себя между семью и десятью часами»
(пер. с франц.).


1.7.        Приведенными ниже цитатами представлены две исторические фигуры — персонажи «Войны и мира». Распределите авторские характеристики в две группы в соответствии
с тем, какого персонажа они представляют. Какова авторская позиция по отношению к каждому из этих героев?

а)        ..., в расстегнутом мундире, из которого... выплыла на воротник его жирная шея,
сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотники и почти спал.

б)        Он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то,
что он скажет и сделает теперь, — есть история. <...> Глаза его отуманились, он подвинулся,
оглянулся на стул... и сел на него против портрета. Один жест его — и все на цыпочках вы
шли, предоставляя самому себе и его чувству великого человека.

в)        Расплывшиеся губы ... дрожали, и на глазах были слезы.

г)        Несколько раз голова его низко опускалась, как бы падая, и он задремывал. Ему по
дали обедать. <...> ... с трудом жевал жареную курицу...

д)        Желтый, опухший, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голо
сом, он сидел на складном стуле... Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого он считал себя причиной, но которого он не мог остановить.

е)        Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног.

ж)        Общее выражение лица ... было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела.

  1. Вспомните, какие события романа связаны с именами Тихона Щербатого, капитана Тимохина, капитана Тушина. С кем из главных героев «Войны и мира» связаны судьбы этих персонажей? Как завершается романная судьба каждого из них?
  2. В домах и кабинетах каких героев должны находиться перечисленные предметы:

а)        токарный станок с разложенными инструментами и с рассыпанными кругом стружками;

б)        бочонок (используется в качестве кресла);

в)        большой стол, на котором лежали книги и планы:

г)        большой стол, на котором стояли вазы с фруктами;

д)        высокий стол для писания стоя;

е)        стол, состоявший из двери, положенной на два бочонка;

ж)        хрустальные, с вензелем графа, рюмки?

Какова роль предметной детализации при создании художественного образа у Толстого?

1.10.        Описывая определенные реалии так, как видят их его герои, Толстой, чтобы
быть точным, часто переназывает привычные вещи, ломая автоматизм их восприятия. Так, в
«Войне и мире» маршальский жезл становится «палкой», знамена — «подхваченными кусками материи на палках». Подумайте, какие реалии представлены описаниями:

а)        окопанное небольшими канавами место, на котором стояло и стреляло несколько
пушек, было самое важное место в сражении;

б)        вертящийся черный мячик, от которого поднималась струйка дыма;

в)        большой, наполненный чем-то и открытый ящик;

г)        крашеные картоны, изображавшие деревья;

д)        французские лепешки.


  1. В отечественном литературоведении универсальным определением специфики толстовского психологизма стало понятие «диалектика души» (И. Г. Чернышевский). Объясните значение этого определения.
  2. Психолог-«диалектик», Толстой нередко избегает развернутого изображения того или иного психологического состояния — причем в тех эпизодах, которые могли бы стать самостоятельными психологическими этюдами, представляющими человеческое переживание в его динамике. Так, например, смерть Пети Ростова заставляет всегда веселого и живого Денисова издать «звуки, похожие на собачий лай» — эта единственная строчка вобрала в себя его трагическое переживание Петиной гибели. Приведите примеры подобного использования отдельной детали как средства психологической характеристики персонажа.
  3. Какова роль пейзажных подробностей в воссоздании психологического облика персонажа в романе «Война и мир»9 Приведите примеры значимых детален и обоснуйте их художественные функции.
  4. Повествование в «Войне и мире» строится с позиции авторского всеведения. Однако целый ряд эпизодов «увиден» глазами персонажа и несет на себе отпечаток его субъективности. Приведите примеры таких эпизодов.

2.1.        Среди каждого перечисления названий стихотворений Некрасова есть «четвертый
лишний». Вычеркните лишнее название. Какие сквозные мотивы и темы русской поэзии получают выражение в перечисленных стихотворениях Некрасова
9

а)        «Белинский В. Г.», «На смерть Шевченко», «Смерть поэта», «Памяти Добролюбова»;

б)        «Пророк» («Не говори: «Забыл он осторожность!»), «Поэту» («Где вы — певцы
любви, свободы, мира...»), «Поэт и толпа», «Поэт и гражданин»;

в)        «Еду ли ночью по улице темной...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «В дороге», «Тройка».

2.2.        Среди перечисленных ниже литературных журналов середины XIX века найдите
те, с которыми была связана литературная деятельность Некрасова. Расскажите об участии
Некрасова в каждом из выделенных вами изданий.

«Современник», «Русский вестник», «Пчела», «Отечественные записки».

2.3.        Лирические произведения Некрасова часто определяют как «стихотворные рас
сказы», «стихотворные новеллы»; тем самым внимание акцентируется на повествовательном
начале поэтического текста. Обоснуйте эти жанровые характеристики, проанализировав стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом...», «Размышления у парадного подъезда»,
«Вор», «Утро». Обратите внимание на то,

  • что становится основой лирического сюжета стихотворения:
  • где происходит описываемое в стихотворении действие;
  • какие подробности происшествия попадают в поле зрения автора;
  • каков ракурс изображаемых событий;
  • как строится авторская позиция в стихотворении.

2.4. Сопоставьте две картины Петербурга — пушкинскую и некрасовскую. Какие реалии попадают в поле зрения каждого из поэтов? Каков ракурс изображения Петербурга и эмоциональный колорит поэтической картины в каждом отрывке? В чем образ некрасовского Петербурга полемичен по отношению к пушкинскому?

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла...

(«Медный всадник»)

Грязны улицы, лавки, мосты, Каждый дом золотухой страдает; Штукатурка валится — и бьет Тротуаром идущий народ... От природы отстать не желая, Зацветает в каналах вода...

... С какой-то тоской безотрадной Месяц с ясного неба глядит На Неву, что гробницей громадной В берегах освещенных лежит, И на шпиль, за угрюмой Невою, Перед длинной стеной крепостною. Наводящей унынье и сплин...

(«Кому холодно, кому жарко!», из цикла «О погоде»)


2,5, В каждой паре приведенных ниже стихотворных фрагментов один принадлежит перу Некрасова. Найдите некрасовский отрывок (и назовите автора второго стихотворения); свой выбор обоснуйте. Выделите характерные особенности некрасовского пейзажа:

  • реалии природного мира, представленные в стихотворении;
  • сочетание точного изображения различных элементов пейзажа и их субъективной оценки;
  • эмоциональный тон пейзажной картины,

а)        Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

И снег, до окошек деревни лежащий, И зимнего солнца холодный огонь — Все, все настоящее русское было, С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы...

б)        Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный. И лучезарны вечера...

Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одца...

Грустную думу наводит она.

в)        Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали.
Вот из лесу вышли — навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной.
Река луговая...

Но что?.. Какой вдали мелькнул волшебный луч? Восточных облаков хребты воспламенились; Осыпан искрами во тьме журчащий ключ; В реке дубравы отразились.


2.6. Обращения к Музе были традиционны в произведениях русских поэтов. Сопоставьте несколько фрагментов из стихотворений разных авторов; найдите цитаты из лирических произведений Некрасова. Какие поэтические определения характеризуют некрасовскую Музу? Как в них выражается своеобразие поэтической позиции Некрасова?

а)        Я Музу юную, бывало,
Встречал в подлунной стороне...

б)        Как часто ласковая Муза
Мне услаждала путь немой
Волшебством тайного рассказа!

в)        Но рано надо мной отяготели узы
Другой, неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной спутницы печальных бедняков...
Той Музы плачущей, скорбящей и болящей,
Всечасно жаждущей, униженно просящей...

г)        О Муза! наша песня спета.
Приди, закрой глаза поэта
На вечный сон небытия,
Сестра народа — и моя!

д)        Не русский — взглянет без любви
На эту бледную, в крови,

Кнутом иссеченную   Музу...

е)        Я Музу резвую привел

На шум пиров и буйных споров...

ж)        Замолкни, Муза мести и печали!

2.7. Приведенное ниже «стихотворение» составлено из двух поэтических произведений (вспомните названия текстов-оригиналов). Восстановите каждый поэтический текст. В чем сходство и различие позиций Пушкина и Некрасова в понимании роли поэта и назначения поэзии?

Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру, — душа в заветной лире Мой прах переживет, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один поэт, неведомый ему.

Я лиру посвятил народу своему, И долго буду тем любезен я народу. Что я ему служил — неведомый ему, Не требуя венца, восславил я свободу.

3.1. Какие эпизоды поэмы объединяют следующих персонажей:

а)        Влас, Клим, Орефьевна, Aгап Петров, Ипат;

б)        Павлуша Веретенников, Вавила, купец из обувной лавки;

в)        Ермил Гирин, Митрий Гирин, Ненила Власьевна, князь?

Какие стороны русской жизни получают отражение в этих эпизодах поэмы?


3.2.        По отдельным портретным характеристикам и фактам художественной биографии
узнайте персонажей поэмы. Каков принцип отбора деталей в изображении внешнего облика
персонажей? Какова их роль в воссоздании разных народных типов в поэме?

а)        Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины

На высохшей земле; И сам на землю матушку Похож он: шея бурая... Кирпичное лицо, Рука — кора древесная, А волосы — песок.

О герое известно следующее: когда-то жил в Петербурге, проиграв тяжбу с купцом, попал в тюрьму; вернувшись в родное село, взялся за соху; дом его сгорел, и уцелели от него только картинки, купленные когда-то сыну.

б)        С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет нестриженой,
С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал... Дугой спина у дедушки...

Герой был крепостным помещика Шалашникова; за соучастие в убийстве немца-управляющего попал на каторгу; смерть правнука, происшедшая по его недосмотру, заставила его уйти в монастырь; незадолго до смерти вернулся на родину, похоронен рядом с правнуком.

3.3.        По законам каких фольклорных жанров строятся следующие фрагменты поэмы?

•        Замок — собачка верная:
Не лает, не кусается,

А не пускает в дом!

•        Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал Без тела — а живет оно, Без языка — кричит!

  • Хвали траву в стогу, А барина — в гробу.
  • Нашей-то сторонушки Три года черт искал.
  • Падите мои слезоньки
    Не на землю, не на воду Не на господень храм! Падите прямо на сердце Злодею моем}'!

Какова роль фольклорных элементов в языковой стихии поэмы?


3.4.        Если конь — борзый, сокол — ясный, ворон — черный, горница — светлая, то
какими эпитетами должны сопровождаться существительные
удаль, земля, леса, дороженька, Русь? Какие темы поэмы задаются этими понятиями?

3.5.        Продолжите список недостающими названиями:
«Соленая», «Солдатская», «Барщинная»...

К какому жанру относятся фрагменты поэмы, помещенные под этими заголовками? Каково их место в композиции поэмы и роль в создании образа Руси?

  1. В какой из частей поэмы наиболее отчетливо проявляется тяготение к фольклорным жанрам — волшебной сказке, былине? Какие элементы повествования «заимствованы» в ней из фольклора?
  2. Восстановите сюжетный маршрут семи путешественников. Как организовано художественное пространство «Кому на Руси жить хорошо»? При помощи каких повествовательных приемов оно расширяется?

4.1.        По описанию усадьбы определите, в чьем имении вы оказались. Какие детали
описания у Тургенева впрямую соотнесены с характером персонажа?

а)        Усадьба... стояла на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии от желтой
каменной церкви с зеленою крышей, белыми колоннами и живописью al fresco над главным
входом, представлявшей «Воскресение Христово» в «итальянском» вкусе... К дому с обеих
сторон прилегали темные деревья старинного сада, аллея стриженых елок вела к подъезду.

б)        ...На скате пологого холма открылась, наконец, небольшая деревушка... Рядом с
нею, в молодой березовой рощице, виднелся дворянский домик под соломенною крышей. У
первой избы стояли два мужика в шапках и бранились.

в)        Он построил дом, службы и ферму, разбил сад, выкопал пруд и два колодца; но молодые деревца плохо принимались, в пруде воды набралось очень мало, и колодцы оказались
солоноватого вкуса. Одна только беседка из сиреней и акаций порядочно разрослась; в ней
иногда пили чай и обедали.

4.2.        В двух «фотороботах» запечатлены наиболее примечательные черты разных персонажей «Отцов и детей». Назовите каждого персонажа. Какими деталями должен быть дополнен его «оригинальный» облик?

а)        В лице его, длинном и худом, с висячими бакенбардами песочного цвета, сказывалось тревожное и тупое выражение, но особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Он был одет в английский съют, на голове красовалась маленькая феска.

б)        Кругленькая, низенькая, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками, растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, она полулежала на диване.
Спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели ее светлые глаза.


4.3.        Библиотека «Отцов и детей»: каждому герою выдайте ту книгу, которую он читает в романе. По какому принципу вы будете отбирать книги для каждого героя?

Николай Петрович     Бюхнер. «Stoffund Kraft»

Базаров        Пушкин. «Цыгане»

Аркадий        труды Либиха

Кукшина        Пушкин. «Евгений Онегин»

Арина Власьевна        статья Кислякова о женском труде

Василий Иванович     романы Жорж Санд

Ситников        Мишле. «De l'amour»

Pelous et Fremy «Notions generaies de Chimie» сочинения Горация Дюкре-Дюминиль. «Алексис, или Хижина в лесу»

  1. Одного из «продолжателей дела Базарова» — Ситникова «жена считает «дурачком и... литератором». Сформулируйте три тезиса, которые «литератор» Ситников — пародийная копия своего учителя — мог бы выдвинуть, сочиняя статью о Пушкине.
  2. В сюжетах русской классики очень часто встречается дуэль. Вспомните условия, на которых стреляются Базаров и Павел Петрович. Насколько точно эти условия были соблюдены? Как распределяются у Тургенева традиционные функции участников поединка — дуэлянтов, секундантов, врачей?
  3. Восстановите сюжетный маршрут Базарова и Аркадия. Какова композиционная роль странствий героев? Как отражаются «путевые впечатления» на мировосприятии героев и на их судьбе?
  4. Узнайте персонажей романа, представленных основными фактами биографии. При помощи каких повествовательных приемов в роман вводится биография персонажа?

пажеский корпус        страстное увлечение химией

служба в гвардейском полку        изобретение мастики

отставка        отъезд в Гейдельберг

отъезд в Баден        изучение архитектуры

приезд в имение

отъезд в Дрезден

приезд из своего имения в город


4.8. Сопоставьте авторские характеристики и высказывания в романе двух его персонажей. Какой прием используется для характеристики персонажей? В каких произведениях русской литературы он вам уже встречался?

  • ...Вы не признаете никаких авторитетов?       Долой авторитеты!
  • Да зачем же я стану их Долой!.. Да я их не    Долой Маколея!

отрицаю, признавать?.. Мне скажут дело, я        Возможность презирать и выражать свое
сжения, ... тол-

4.9. «Раскрасьте» пейзажную зарисовку, выбрав из определений, данных под чертой, тургеневские. Какие детали пейзажной картины наиболее ярко передают авторское видение природы? Охарактеризуйте функции пейзажа в романе.

Утро было славное, свежее; маленькие ... тучки стояли барашками на ... лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная ... земля, казалось, еще хранила след ... зари; со всего неба сыпались песни жаворонков.

румяный, красный, пестрый, темно-серый, ярко-синий, бледно-ясный, цветной, грязно-белый, угрюмо-черный, темный.

4.10. Каково значение слова «нигилист» на языке Аркадия, Базарова, Павла Петровича, Ситникова? Какой круг явлений связан в понимании каждого героя с нигилизмом?

4.11. Вспомните контекстуальные антонимы в романе к слову «нигилист». Какие грани образа нигилиста представлены с их помощью по принципу «от противного»?

4.12. Каково значение в романе следующих имен собственных: Рафаэль, Шиллер, Гете, Жан-Жак Руссо? В репликах каких персонажей они звучат и в пользу какого довода упоминаются?

1.х — Толстой «Война и мир»

2.x — Некрасов. Лирика

3.x — Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

4.x — Тургенев «Отцы и дети»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро есть цель нашей жизни" (на примерах произведений писателей "деревенской прозы" XX века) ). Духовно-нравстенное воспитание на уроках литературы.

Одним из основных факторов нравственного воспитания в образовательном учреждении инновационного типа является осознание нравственных понятий и отношений, переживание (сопереживание, сочувствие), эмоци...

Игровая технология на уроках литературы. Литературное путешествие по произведениям 19 века (вторая половина).

Данный материал представляет собой урок-игру на основе игровой и информационной технологий обучения.Цели урока:1.     Обучающая: ввести в мир литературы второй половины 19 века.2....

Авторская программа "Татар hәм рус әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма анализ ярдәмендә өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"

Авторская программа "Татар  hәм рус  әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма  анализ ярдәмендә  өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"...

Актуализация духовно-нравственных ценностей личности школьника на уроках литературы на примере произведений XX века.

Духовно-нравственное развитие - важнейший компонент социального заказа для общества, ключевое требование ФГОС.В настоящее время понятия морали приобретают более глубокое содержание....

Обобщающий урок «Деятельность человека». На основе анализа произведения «Конь с розовой гривой»

Интегрированный урок по обществознанию и литературе для 6 классаРазработка Чудецкого А.Н. и Чинокаловой К.В....

Формирование финансовой грамотности на уроках литературы в школе через анализ произведений русской классической литературы

Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное. Ф.М. Достоевский Функциональную грамотность, как способность использовать знания, умения, способы в действии для решения...