презентация к лекции "Серебряный век русской литературы" 11 класс
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему
Презентация позволяет представить авангардистские течения в начале 20 века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
serebryanyy_vek.pptx | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Русский ренессанс» «Серебряный век» впервые термин употребил Н.Бердяев, выступая у Д.Мережковского Серебряный век – не научный термин, а метафора, обозначающая то, что происходило в искусстве на рубеже 19-20 веков. (В.М.Акимов) русский ренессанс серебряный век
Термин «золотой век» принадлежит В.Г.Белинскому (первая половина 19 века). Вершиной является «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, где Божий суд и человеческий побеждают зло, а русская жизнь воспринимается как домашний очаг. золотой век русской поэзии
«Был на свете самый чистый и светлый праздник! Он был воспоминанием о золотом веке, высшей точкой того чувства, которое теперь на исходе –чувство домашнего очага» А. Блок:
Что счастие? Короткий миг и тесный, Забвенье, сон и отдых от забот… Очнёшься – вновь безумный, неизвестный И за сердце хватающий полёт. А.Блок:
«В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединили чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни. Но всё это происходило в довольно замкнутом кругу» Н.Бердяев:
1892 - лекция Д.Мережковского « О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» 1892 – сборник «Символы» 1917 – Октябрьская революция (1921 – гибель Н.Гумилёва, смерть А.Блока) границы серебряного века
Модернизм (фр. Moderne – новейший, современный) отрицание социальных ценностей, реализма, создание поэтической культуры, содействующей духовному совершенству человека. Декаданс (лат. Dekadentia – упадок) -состояние безнадёжности, неприятие общественной жизни, стремление уйти в узколичный мир
«Серебряный век – это определённая система литературной жизни, изнутри организованная совокупностью явлений, обстоятельств; живая, меняющаяся, но устойчивая структура. Это не только время, но и отношение писателя к нему, которое осознаётся как целенаправленное воссоздание в своём творчестве образа мира и времени в тех формах, которые диктует эпоха» (В.М.Акимов)
Модернизм в живописи Леонид Бакст: «Автопортрет» «Ужин» «Портрет Александра Бенуа» «Зинаида Гиппиус»
Пётр Кончаловский « Порт в Сиене»1912 «Хлебы на зелёном» 1913
Давид Бурлюк: «Время», «Кубофутуристическая композиция »
Модернизм в архитектуре
Литературные направления Символизм : выражение идей посредством символов; в поэзии – метафоричность, иносказательность, «поэзия намёков» Акмеизм : мужественный и ясный, твёрдый и непосрелственный взгляд на жизнь Футуризм (от лат. «будущее»): стихийное ощущение «неизбежности крушения старья», «словотворчество и словоновшество», смешение стилей и жанров
Символизма : Брюсов В. «Ключи тайн» К.Бальмонт «Элементарные слова о символической поэзии» Акмеизма : Н.Гумилёв «Наследие символизма и акмеизм» О.Мандельштам «Утро акмеизма» Футуризма : «Пощёчина общественному вкусу»/Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Маяковский, А.Кручёных/ «Слово как таковое», «Садок судей» Программные документы
Художественные особенности символизма Критерий познания у символистов -внутренний духовный опыт Культ «впечатления» (импрессионизм) и формы Эстетические категории: - символ («символ – окно в бесконечность» /Ф.Сологуб) - музыка как 1)общефилософское понятие 2) «техническое» (звуковое и ритмическое сочетание фактуры стиха /»звукопись»)
Художественные особенности акмеизма Эстетические категории: Память как сохранение культурных ценностей Жизнь с её нравственными ценностями В языке - ясность и простота, чёткость образов («слово самоценно»)
Художественные особенности футуризма Устремлённость в будущее («будетляне») Отрицание «старого» искусства Смешение стилей и жанров Обновление языка, выражавшееся в создании новых слов, отрицании знаков препинания и т.д. («речетворцы»)
Поэту какого направления принадлежат стихи? Какое название вы дадите стихам? Шорох в глуши камыша, Шелест - шуршанье вершин, Шум в свежей чаще лощин, Шёпот души заглуша, Шёпот, смущенье и дрожь, Ширью и тишью живёшь. Шумом в глуши камыша, Шелестом вешних вершин, Шорохом в чаще лощин. Ответ: Символизм, В.Брюсов «Шорох»
Мне мило отвлечённое: Им жизнь я создаю... Я всё уединённое, Неявное люблю. Я - Раб моих таинственных, Необычайных снов... Но для речей единственных Не знаю здешних слов... Ответ: Символизм, З.Гиппиус
Дверь полуоткрыта, Веют липы сладко... На столе забыты Хлыстик и перчатка. Радостно и ясно - Завтра будет утро, Эта жизнь прекрасна, Сердце, будь же мудро. Ответ: акмеизм, А.Ахматова
Згара-амба. Згара-амба. Згара-амба. Амб. Амб-згара-амба. Амб-згара-амба. Амб. Шар-шор-шур-шир . Щар-диск. Ламп-диск. Брось-диск. Иск-иск-иск-иск. Пень. Лень. День. Тень. Перевень. Перемень. Пок. Лок. Док. Ток. Перемок. Перескок. Рча-рча. Амс. Ответ: футуризм, В.Каменский «Жонглёр»
В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом, По аллее олуненной Вы проходите морево... Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева, А дорожка песочная от листвы разузорена... Ответ: футуризм, И.Северянин
Имена
Д.Мережковский Всю жизнь искать я буду страстно, И не найду, и не пойму, Зачем люблю Его напрасно, Зачем нет имени Ему.
Константин Бальмонт Я – изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты – предтечи…
Иннокентий Анненский Над высью пламенной Синая Любить туман её лучей, Молиться Ей, Её не зная… («Поэзия», 1904)
Фёдор Сологуб Среди шатания и общей смуты, Чтобы внимание подростков поотвлечь И наложить на пагубные мысли путы, Понадобилась нам классическая речь
Зинаида Гиппиус Однообразно и пустынно, Однообразием сильна, Проходит жизнь… и в жизни длинной Любовь одна, всегда одна. «Любовь – одна»1896
Валерий Брюсов Мой дух не изнемог во мгле противоречий. Не обессилел ум в сцепленьях роковых. Я все мечты люблю, мне дороги все речи, И всем богам я посвящаю стих. «Я», 1899
Андрей Белый Роковая страна, ледяная, Проклятая железной судьбой – Мать Россия, о родина злая, Кто же так пошутил над тобой? «Родина», 1908
Давид Бурлюк Каждый молод молод молод В животе чертовский голод Так идите же за мной… За моей спиной Я бросаю гордый клич Этот краткий спич! «Оп.75», 1913
Игорь Северянин Не пой толпе! Ни для кого не пой! Для песни пой, не размышляя – кстати ль! Пусть песнь твоя – мгновенья звук пустой,- Поверь, найдётся почитатель. «Поэту», 1907
Николай Гумилёв Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далёко, далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. «Жираф», 1907
Велимир Хлебников Вечер. Тени. Сени. Лени. Мы сидели, вечер пья. В каждом глазе – бег оленя, В каждом взоре – лёт копья. 1908
Осип Мандельштам Я так же беден, как природа, И так же прост, как небеса, И призрачна моя свобода, Как птиц ночные голоса 1910
Поэтическая эмблема серебряного века – «Незнакомка» А.Блока
Своеобразный символ серебряного века Имена
Тест по теме «Серебряный век» 1.Определите по характерным признакам литературное направление Авангардистское течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, анархичности мировоззрения, отрицающее культурные традиции, делающее попытку создания искусства, устремлённого в будущее
2.Назовите течение начала 20 века, представители которого отвергали эстетику символизма и ратовали за «прекрасную ясность» в изображении жизни 3.Символ и музыка – основные эстетические категории…
4. Какое слово является индивидуально-авторским неологизмом? В смокинг вштопорен, Побрит, что надо, по гранд по опере гуляю грандом. Смотрю – в антракте- Красавка на красавице (В.Маяковский) А) вштопорен Б)грандом В) красавка
5. Какие эпитеты использовал Н.Гумилев в этом тексте? Город, как голос наяды, В призрачно-светлом былом, Кружев узорней аркады; Воды застыли стеклом… Лев на колонне, и ярко Львиные очи горят, Держит Евангелие Марка, Как серафимы, крылат. А) индивидуально-авторские Б) постоянные эпитеты
Автор презентации – Луговая В.В., учитель русского языка и литературы ГБОО ШИ № 576
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. Презентация по теме "Двусоставное предложение". 8 класс.
В данной презентации наглядно отоброжен материал по теме " Двусоставное предложение. Главные члены предложения". Дан материал, чем может быть выражено подлежащее, какие виды сказуемого существуют. ...
Конспект урока с презентацией на тему "Виды словочосетаний". 5 класс. Урок составлен по учебнику "Русский язык" В.В. Львова, С.И. Львовой, 5 класс, в 3-х частях.
Конспект урока с презентацией на тему " Виды словочосетаний". 5 класс. Урок составлен по учебнику Львова, Львовой, 5 класс, в 3-х частях.Данный конспект составлен в виде технологической карты, к нему ...
Презентация к уроку по русскому языку (7, 8 класс) на тему: Презентация к внеклассоному мероприятию "Бой эрудитов" 7 - 8 класс
Презентация поможет провести не только внеклассное мероприятие, но и обощить знания по теме....
Презентация внеклассного мероприятия по русскому языку «Своя игра» «Мир русского языка» для 9-10 классов.
Цель:Развитие интереса к изучению предмета.Систематизация и закрепление знаний по русскому языку.Задачи:Создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся в изучении рус...
Урок русского языка + презентация по теме "Имя числительное" для 6 класса (презентация к уроку по русскому языку)
Целью данного урока является формирование умений опознаватьчислительные в речи, отличать их от омонимичных частей речи по значению, грамматическим признакам и строению; грамотно их писать, соблюдать н...
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....